После ухода из Констан­тинополя патр. Каллиста в сентябре 1353 года был возведен на его место. Пребывал на патриаршем Вселенском престоле дважды: 1353-1354 и 1364-76 годах. В 1354 году поставил митрополитом Киевским и всея Руси свт. Алексия , даровав ему настольную грамоту подписанную им 30 июня того же года. В том же году разрешил архиеп. Моисею Новгородскому пользоваться древним преимуществом новгородских святителей - носить крестчатые ризы, которые и послал сам. Он также позволил святителю Моисею самому непосредственно обращаться к Константинопольскому патриарху. Первый срок патриаршества прервался в ноябре 1354 года, в связи с отречением от власти Иоанна VI Кантакузина и вступлением на императорский престол Иоанна Палеолога , бояться которого у Филофея Коккина были политические причины. Филофею пришлось оставить патриарший престол и удалиться на Афон. Однако тот же Иоанн Палеолог через некоторое время, после смерти Каллиста, вновь призвал Филофея Коккина на патриарший престол. В 1368 году соборно была признана святость свт. Григория Паламы и было определено совершать его память на второй Неделе Великого поста, ему была составлена служба, был окончательно решен вопрос об исихазме и были осуждены антипаламиты. Патриаршество свт. Филофея было ознаменовано важными пастырскими деяниями. Были написаны знаменитые творения и велась обширная каноническая деятельность. Велась смелая деятельность для предотвращения нашествия турок и латинской пропаганды, при этом подчеркивалось и единство православных. Римский папа Урбан V отверг предложение святителя Филофея созвать Вселенский собор для восстановления единства церквей. Патриарх Филофей энергично защищал Православие, развивал отношения с другими патриархатами, оказывал помощь славянским Церквам, сумел ослабить и нейтрализовать прозелитические устремления латинян и почитается как национальный и церковный герой. В 1376 году патриарх Филофей ушел на покой по причине глубокой старости. Скончался в 1379 году. По другим данным, согласно материалам " Богословско–церковного словаря " , Филофей Коккин вместе с имп. Иоанном V Палеологом в 1376 году был свергнут в результате прогенуэзского переворота Андроника IV и год спустя умер в заточении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

8 Этот патриарх является автором «Церковной истории от Рождества Христова до 610 года» в 23 книгах, «Каталога императоров и патриархов», множества церковных песнопений, толкований на псалмы, на тридцать Слов свт. Григория Богослова и др. 9 Именно он утвердил свт. Алексия в 1355 г. главой Всероссийской Киевской митрополии, чем подтвердил грамоту патриарха Филофея (1353–1354, 1364–1376), датированную 1354 годом. Инока же Романа, который тоже претендовал на Киевский престол и незаконно был возведен в Киевские митрополиты Болгарским патриархом Феодосием в Тырново, Никифор Каллист Ксанфопул поставил главой Литовской митрополии (с кафедрой в Новогрудске). 10 Его память празднуется 20 июня и в Соборе Афонских преподобных (2-я неделя по Пятидесятнице). Итак, патриарх Никифор отождествил трех лиц – преподобного Анастасия Синаита , Анастасия I патриарха Антиохийского (559–598) и его преемника на антиохийской кафедре сщмч. Анастасия II (599–609). 11 Мы подробно отразим полемику, порожденную ошибкой Никифора, в параграфе, посвященном атрибуции и датировке «Путеводителя». Память преподобного Анастасия Синаита указывается в разных византийских литургических памятниках 20 и 21 апреля. Под 20 апреля она зафиксирована в Минологии императора Василия II 12 и в Типиконе Великой Церкви X века, под 21 апреля в Больших греческих Минеях, в Синаксаре Константинопольской Церкви и в других синаксарях. Два варианта краткого жития святого идентичны друг другу, и лишь в начале жития, приведенного в Минеях, добавлено: «ναστσιος ν Σιν Μσης νος» ( Анастасий Синаит новый Моисей). 13 Перевод на Руси краткого жития преподобного Анастасия Синаита из Минологии Василия II был осуществлен в первой половине XII века. Этот перевод был включен в Славянский нестишной Пролог, как и в греческом первоисточнике, под 20 апреля: «Анастасий богоносец преподобный отец наш, оставив мир и яже в мире, и крест свой на рамо взем, по заповеди святаго Евангелия воследова радостно Христу. И отшед в монастырь, и бысть монах, и желаше больших подвиг поучения, и многия добродетели сотвори.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

По замечанию о. Иоанна Мейендорфа, литургия не только служила основным средством византийской культурной экспансии, но и была выражением единства в вере и в политическом взгляде на мир как независимый источник авторитета . Константинопольский патриарх Филофей (1353–1354, 1364–1376), выступив в 1367 г. с инициативой проведения Вселенского собора в Константинополе по вопросу унии , составил ordo для унификации служб суточного круга и литургии во всем православном мире. За основу Διταξις της θεας Λειτουργας патриарха Филофея был взят сводный Иерусалимский типикон в редакции патриарха Афанасия I. Литургическое единство должно было обеспечить, по мысли лидеров исихазма, победу Православия над латинством на Соборе 1369 г., который так и не состоялся. Об этом, в частности, патриарх Филофей писал в 1367 г. архиепископу Охридскому: «Мы так договорились с папскими послами, чтобы, если наше учение на Соборе окажется не хуже (сильнее) латинского, они придут (в единомыслие) с нами и примут нашу веру. Смело уповаем на Бога, что это действительно произойдет» . В преддверии Вселенского собора патриарх Филофей (Коккинос) канонизировал свт. Григория (Паламу) на Константинопольском соборе в апреле 1368 г., а также осуществил кодификацию паламитского учения в соответствующих параграфах Синодика в неделю Православия «филофеевской» редакции, названных А. Ф. Лосевым «наиболее зрелым плодом византинизма» . В житии митрополита Петра, которое «списано Киприаном, смиреным мнихом и митрополитом Киевским и всеа Руси», патриарх Филофей восхваляется как «дивный… Божий человек, медоточный язык… книги многии на утверждение православным написа и словеса похвальна и каноны сложи многоразличныя» . Следуя по стопам патриарха Филофея, митрополит Киприан в конце 1396 г. выступил с повторной инициативой проведения Вселенского собора для соединения Церквей. Датировку позволяют уточнить ответные послания патриарха Антония на русское предложение о встрече Востока и Запада, направленные в январе 1397 г. польскому королю Ягайло и самому Киприану .

http://pravoslavie.ru/588.html

С XII по XV в. появляется ряд анонимных Д. Божественной литургии, происходивших, как правило, из монашеской среды (см.: Красносельцев. 1889; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 170-175, 262-269, 602-614, 817-826, 919-920, 949-951, 954-962; Т. 3. С. 117-121, 184-189; Τρεμπλας. Σ . 1-16; Jacob. 1968. P. 437-466; Taft. Great Entrance. P. XXXV-XXXVIII); отличительной особенностью их содержания является детальное описание совершения обрядов проскомидии (в ряде случаев Д. этим и ограничиваются); известны также Д. архиерейской литургии (см. ниже) и литургии Преждеосвященных Даров (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 833-835). Д. патриарха Филофея Коккина Наиболее известным из визант. уставов литургии является Д. (ιταξις τς Θεας λειτουρϒας - Устав Божественной литургии) патриарха К-польского свт. Филофея Коккина (1353-1354, 1364-1376), составленный им в 40-х гг. XIV в., когда он был игуменом Великой Лавры на Афоне. Вероятно, при составлении Д. свт. Филофей полагался на передававшуюся изустно афонскую практику совершения литургии, но не исключено, что он пользовался и к.-л. письменным источником, значительно переработав и дополнив его. Практическая цель составления этого нормативного текста состояла в необходимости унификации обрядовой стороны совершения Божественной литургии. Первоначальная версия Д. патриарха Филофея представляла собой единый текст, существовавший независимо от чинопоследования литургии свт. Иоанна Златоуста; позже эти уставные рубрики стали выписываться по тексту литургии, а с появлением книгопечатания такое бытование текста в Евхологии и Служебнике было зафиксировано окончательно. Рукописная традиция Д. патриарха Филофея весьма богата ( Rentel. 2005. P. 368), что свидетельствует о его популярности в поздней Византии. Самая ранняя известная рукопись, возможно, непосредственная копия автографа,- Ath. Pantel. gr. 770, XIV в. (см.: Красносельцев. Уставы литургии. [Вып. 1]. С. 4). Научное издание текста памятника по древнейшим и лучшим рукописям было начато Н. Ф. Красносельцевым ( Красносельцев. 1889. [Вып. 2]. С. 36-78; он же. 1896) и продолжено А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. 1912); новое издание было осуществлено в 1935 г. П. Трембеласом ( Τρεμπλας. Σ . 1-16).

http://pravenc.ru/text/диатаксисы.html

Св. Кирилл относится к ближайшим ученикам прп. Сергия Радонежского, в объединяющие интересы которых, в том числе, по мнению проф. Г.М. Прохорова 4 , входила та самая «рабочая литература аскезы». Монастырь, основанный св. Кириллом, стал одним из книжных центров Древней Руси 5 , что немаловажно в контексте взаимосвязи исихастской аскезы и филологии 6 . Канонник прп. Кирилла Белозерского (канонник ГРМ, Др. Гр. 15, 1407 г.) является ярким свидетелем той трансляции и формирования Традиции, о которых пишет С.С. Хоружий 7 . Будучи одним из древнейших и уникальных по составу памятников древнерусской письменности, этот сборник давно привлекает интересы научных кругов, как светских, так и духовных. Довольно часто можно встретить ссылки на кодекс на страницах «Православной энциклопедии», в статьях, посвящённых литургической тематике, и в работах, публикуемых в ТОДРЛ. Некоторые произведения из его состава были опубликованы, например, « Канн пваемь за кнз и за во его въ сртение ратныхъ. Глас 6 " 8 патриарха Константинопольского Филофея, однако рукопись по-прежнему большей частью не опубликована и по-прежнему заслуживает особого внимания и введения в научный оборот в полном своем составе, работа над чем проводится совместными усилиями ГРМ, ИРЛИ РАН и СПбПДА. Наряду с древними богослужебными текстами кодекс содержит плоды литургического творчества византийских современников прп. Кирилла, например, патриархов Константинопольских Исидора I Вухира (1347–1350) и Филофея Коккина (1353–1354 и 1364–1376), а также одного из важнейших деятелей Исихастского возрождения XIV века – прп. Григория Синаита (ок. 1275–1346) 9 . Из вышеперечисленных имён поздневизантийского исихазма, с точки зрения литургической науки, пожалуй, наиболее известным является имя патриарха Константинопольского Филофея Коккина, в связи с авторством так называемого Чина Божественной Литургии 10 или в связи с сочинёнными им богослужебными канонами и молитвами 11 . С именем патриарха Константинопольского Исидора I Вухира знакомы те, кто интересовался историей акафистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Неизвестно достоверно, был ли он ставленником Ольгерда или же его брата - правосл. волынского кн. Любарта. Самозванец не получил поставления в столице Византии и в нарушение канонических правил был возведен в митрополичий сан Болгарским Патриархом Феодосием в Тырнове. Несмотря на неканоничность поставления, Феодорит был принят в Киеве, еще не входившем в ВКЛ, и его власть был склонен признать Новгородский архиеп. Моисей, недовольный политикой митр. Феогноста и вел. кн. Симеона. В адресованном Новгородскому владыке Патриаршем послании 1354 г. предписывалось подчиняться законно поставленному митрополиту - А., а не Феодориту. Уже во время пребывания А. в К-поле туда прибыл тверской инок Роман , к-рому покровительствовал Ольгерд, для поставления в митрополиты для литов. владений. По свидетельству Рогожского летописца, Роман уже ранее получил поставление от Болгарского Патриарха, подобно Феодориту (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61), но не был принят в Киеве. Вероятно, сменивший Патриарха Филофея (1353-1354, 1364-1376) Каллист (1350-1353, 1355-1363; смена Патриархов была вызвана междоусобной войной в Византии) поставил Романа в 1355 г. на восстановленную Литовскую митрополию (существовала ок. 1317 - ок. 1330) с кафедрой в Новогрудке, включавшую в себя Полоцкую и Туровскую епархии и епархии Малой Руси (земли бывш. Галицко-Волынского княжества). Остальная часть митрополии вместе с Киевом сохранялась за А. вместе с титулом «митрополита всея Руси». Однако Роман сразу же нарушил определенные ему пределы, направив своих послов в Тверь к еп. Феодору (одновременно послов к нему отправил и А.). Вернувшись на Русь, А. поставил епископов: Игнатия в Ростов, Василия в Рязань, Феофилакта в Смоленск и Иоанна в Сарай. Но уже через год после возвращения - осенью 1355 г.- он отправился вновь в К-поль (куда еще раньше прибыл его соперник Роман) решать вопрос о правомочности раздела митрополии. По словам летописца, «тамо межи ими бысть спор велик и грьцем дары от них великы». Результатом явилось подтверждение со стороны Патриарха прежних условий, и А.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Этим планам препятствовало существование неподконтрольной ему Церкви, глава которой с конца XIII в. находился в Великом княжестве Владимирском. Ольгерду нужен был особый митрополит для собственных владений либо Всероссийский, но подчиняющийся великому князю литовскому. Еще при жизни митрополита Феогноста, в конце 1352 г., в Константинополе появился инок Феодорит с ложным сообщением о смерти Главы Русской Церкви, добивавшийся своего поставления на якобы вакантную митрополичью кафедру. Неизвестно достоверно, был ли он ставленником Ольгерда или же его брата - православного волынского князя Любарта. Самозванец не получил поставления в столице Византии и в нарушение канонических правил был возведен в митрополичий сан Болгарским Патриархом Феодосием в Тырнове. Несмотря на неканоничность поставления, Феодорит был принят в Киеве, еще не входившем в ВКЛ, и его власть был склонен признать Новгородский архиепископ Моисей, недовольный политикой митрополита Феогноста и великого князя Симеона. В адресованном Новгородскому владыке Патриаршем послании 1354 г. предписывалось подчиняться законно поставленному митрополиту - святителю Алексию, а не Феодориту. Уже во время пребывания святителя Алексия в Константинополе туда прибыл тверской инок Роман, которому покровительствовал Ольгерд, для поставления в митрополиты для литовских владений. По свидетельству Рогожского летописца, он уже ранее получил поставление от Болгарского Патриарха, подобно Феодориту (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61), но не был принят в Киеве. Вероятно, сменивший Патриарха Филофея (1353-1354, 1364-1376) Каллист (1350-1353, 1355-1364; смена Патриархов была вызвана междоусобной войной в Византии) поставил Романа на восстановленную Литовскую митрополию (ок. 1317 - ок. 1330) с кафедрой в Новогрудке, включавшую в себя Полоцкую и Туровскую епархии и епархии Малой Руси (земли бывш. Галицко-Волынского княжества). Остальная часть митрополии вместе с Киевом сохранялась за святителем Алексием вместе с титулом «митрополита всея Руси».

http://pravoslavie.ru/38316.html

48 Мефимон — церковная служба, отправляемая после вечерни (повечерие). 49 Митрополит Алексий находился в Константинополе в 1353—1355 гг. Поставленный во епископа в 1328 г. Афанасий прибыл в Москву из Юго-Западной Руси около 1344 г. 50 Антоний Великий, прп., основатель пустынножительства († 356, память 17 января). Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января). Пахомий Великий, Фиваидский, прп. († около 347—349, память 15 мая). Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря). Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января). 51 См.: Исх. 15:27; 39, 14. 52 Предполагают, что Симон прибыл в Москву как один из кандидатов на Смоленскую кафедру. 53 См.: Быт. 22:1—14. 54 Иван Данилович Калита, Великий князь московский с 1325 г., а в 1328— 1340 гг.— Великий князь Владимирский. Иван Иванович Красный, второй сын Ивана Калиты, Великий князь Московский и Владимирский. 55 Речь идет о Семене Ивановиче Гордом. 56 См.: Исх. 16:11—31. 57 См.: Чис. 20:11. 58 Над источником, который возник по молитве Прп. Сергия близ Троице-Сергиевой Лавры, сейчас находится Пятницкая часовня. 59 Константинопольский Патриарх Филофей Коккин († 1379) занимал престол в 1354—1355 и 1364—1376 гг. Предполагают, что в действительности инициатива введения общежития исходила от свт. Алексия Московского, а послание Патриарха Филофея было доставлено Прп. Сергию в 1355 г., когда свт. Алексий вернулся из Константинополя. 60 Параманд (греч. (((((((((((- добавление к мантии) — четырехугольный плат с изображением креста, принадлежность облачения монаха малой схимы. Носится на теле под одеждой. Сохранился крест-мощевик (крест с частицами мощей святых), который был послан Прп. Сергию Патриархом Филофеем. 61 По внутреннему устройству монастыри разделялись на общежительные и необщежительные. До Прп. Сергия большинство русских монастырей были необщежительными — в них иноки сходились вместе только на церковные службы. Каждый сам заботился о своей келлии, одежде, пище, сам трапезовал у себя в келлии. Распространение монастырского общежития (киновии) на Руси началось с Прп. Сергия, который заповедал «вся обща имети». В монастыре и в келлии не дозволялось иметь своего имущества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Было в год 6871» (см.: Порфирий (Успенский). 1892. C. 125), однако эта надпись, по всей видимости, указывает на время завершения строительства храма и его освящения. Стремясь обеспечить независимость основанной ими обители от церковных властей Афона, Алексей и Иоанн добились для нее статуса патриаршего мон-ря. Хотя 1-е упоминание об этом статусе содержится в акте патриарха К-польского Нила (1380-1388), изданном в мае 1386 г. (RegPatr, N 2800; Actes du Pantocrator. 1991. P. 103-106. N 11), исследователи установили, что П. м. стал ставропигией при патриархе Каллисте - в 1363 г. Тогда же ктиторы дали мон-рю типик (не сохр.), к-рый, по всей видимости, предусматривал общежительный устав обители. Сохранилось 2 документа, в к-рых говорится о дарениях ктиторов П. м., хотя этих актов, скорее всего, было больше. Первый - грамота К-польского патриарха Филофея Коккина (1353-1354, 1364-1376) от 6 февр. 1369 г., подтверждающая дар в виде земельных владений в различных селениях, который сделали мон-рю вел. примикирий Иоанн и его жена, Анна Асанина Контостефанина (PLP, N 91378), приходившаяся двоюродной сестрой имп. Елене Палеологине (Actes du Pantocrator. 1991. P. 88-90. N 8). Второй - акт о пожаловании мон-рю виноградника близ Хрисополя в Македонии, подписанный Иоанном и Анной в 1374 г. (Ibid. P. 91-94. N 9). Наконец, есть завещание Иоанна, в к-ром тот определял права своих братьев, детей, проч. родственников и слуг, к-рые пожелают удалиться от мирской жизни в П. м.; во время составления завещания (1384) Иоанн был уже насельником обители (Ibid. P. 95-10. N 10; Pavlikianov. 2001. P. 113-115). Условия завещания были подтверждены патриархом К-польским Нилом в мае 1386 г. (RegPatr, N 2800; Actes du Pantocrator. 1991. P. 103-108. N 11). Расцвет монастыря в поздневизантийскую эпоху (кон. XIV - сер. XV в.) В это время П. м. мог считаться одним из наиболее процветающих мон-рей Афона. Из числа иноков П. м. происходил К-польский патриарх Каллист II (1397). В кон. XIV - нач. XV в. положение П.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

В Требнике митр. Петра (Могилы) 1646 г. то же значение, что и последование «в различные литии», имеет последование «во общенуждии» (Ч. 3. С. 248-257). В качестве основы для этого последования свт. Петр, сделав новый перевод ( Прилуцкий. С. 317), использовал написанный Патриархом К-польским Филофеем Коккином (1353-1354, 1364-1376) молебный канон ко Господу «в общих напастех [или «в общей нужде»] и в бездождие, в глад и мятеж, в сопротивление ветром, и в нашествие иноплеменных и во всякое прошение» 6-го гласа с акростихом «Обща мольбы, Христе, Твоих раб приими», известный по мн. рукописям (напр., ГИМ. Син. греч. 349. Л. 12-14, XV-XVI вв.; ГИМ. Син. 307. Л. 240-243, нач. XV в.; ГИМ. Син. 468. Л. 97об.- 104, 1457 г.) и старопечатным книгам (московские Потребники 1625 г. Л. 1 (по третьему счету), 1633 и 1636 гг. Л. 437об.; Потребник 1639 г. Л. 319об.). Бездождие (Засуха). Большой Требник содержит следующие тексты на случай бездождия (Л. 197 об.- 205): а) чтения (прокимен 4-го гласа «      » (Пс 64. 11, 13), Апостол (Иак 5. 7-9, 17-18), аллилуиарий из Пс 64 и составное Евангелие (Мф 16. 1-3; Лк 4. 25-27; Ин 6. 30-33); б) канон «к человеколюбцу Господу в бездождие» (акростих «          »), по каждой песни к-рого предписана обычная молебная катавасия (в рукописных Требниках приводятся также припевы к тропарям канона: «Господи, услыши молитву раб Твоих» и «Аз рех, Господи»); в) сугубую ектению с особыми прошениями, заключаемую литийными прошением и молитвой «      »; г) 7 молитв во время бездождия, надписанных именем «Патриарха Каллиста». «Молебен во время засухи». Худож. Г. Г. Мясоедов. 1880 г. (ОМИИ) «Молебен во время засухи». Худож. Г. Г. Мясоедов. 1880 г. (ОМИИ) Чтения последования бездождия, древний элемент визант. традиции, указываются уже в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 192-193). Кроме канона, иногда атрибутировавшегося прп. Андрею Критскому (Sinait. gr. 978. Fol. 230, XVI в.- Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 863), существовали и др. (Там же. С. 765), по крайней мере 2 из них составлены Патриархом К-польским Филофеем: акростишный ко Пресв. Богородице (нач.: «В печалех, Владычице, помощницу, избавление в бедах» - ГИМ. Син. греч. 349. Л. 14-16, 58-60, XV-XVI вв.; ГИМ. Син. 468. Л. 149об.- 155, 1457 г.; печатный Требник Стрятин, 1606 г. Л. 424) и канон ко «Господу и Пречистей Его Матери» (нач.: «Отверзаеши десницу долготерпеливу» - ГИМ. Син. 468. Л. 140об.- 145, 1457 г.). По рукописям известен также анонимный канон при бездождии 8-го гласа (нач.: «Неизреченными судьбами словесый промыслом» - Прилуцкий. С. 326).

http://pravenc.ru/text/77782.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010