Упадок авиньонского папства (1334-1377) Е. Гергей. История папства После Иоанна XXII, сыгравшего эпохальную роль во время своего понтификата, на папский престол под именем Бенедикт XII (1334-1342) взошел незначительный настоятель цистерцианского монастыря. Новый папа, действуя в соответствии с желанием французов, был непримирим в отношении Людвига Баварского, но без какого-то видимого успеха. Его понтификат достоин упоминания лишь потому, что Бенедикт XII начал строительство в Авиньоне мощной, похожей на крепость папской резиденции, которое продолжалось при его преемниках. Совершенно противоположным папе-монаху был последовавший за ним Климент VI (1342-1352). Папа, родом из Южной Франции, в свое время был знаменитым в Париже церковным проповедником. Будучи кардиналом-архиепископом Сенса, а затем Руана, он стал. доверенным лицом королей из династии Валуа и, вступив на папский престол, однозначно поддерживал французскую политику. Папа Климент был настоящим вельможей, светски мыслящим иерархом. Однажды он якобы заявил, что его предшественники и понятия не имели, как следует жить папе. Накопленные Иоанном XXII богатства он обратил на то, чтобы авиньонский двор блистал еще ярче. Двор Климента VI, по словам его современников, превзошел по своей пышности и богатству двор любого государя того времени. После аннулирования сюзеренных прав императора папе Клименту удалось обворожить неаполитанскую королеву Иоанну и заполучить, Авиньон и авиньонское графство. Огромные расходы привели к тому, что папский государственный бюджет оказался сильно нарушенным, что положило начало задолженности, необходимости брать кредиты. Климент VI крепко привязал папство к Франции еще и тем, что в результате новых назначений в кардинальской коллегии оказалось всего лишь два кардинала, не являющихся французами. В Столетней войне, начавшейся в это время между Францией и Англией (1337-1453), авиньонские папы однозначно приняли сторону французов. (Авиньон не попал под английскую оккупацию.) Император, однако, в этой войне был на стороне Англии. Вследствие возобновления раздора между папой и императором Климент VI в булле от 13 апреля 1346 года вновь предал Людвига Баварского анафеме. (Это был седьмой и одновременно последний случай в истории, когда папа отлучил императора от церкви.) Климент VI оказывал поддержку в претензиях на трон не Людвигу Баварскому, а правителю Чехии, люксембургскому графу Карлу. И лишь смерть Людвига воспрепятствовала возникновению междоусобной войны между Карлом IV (1347-1378) и Виттельсбахами. Взошедший на трон с помощью папы Карл IV обращал свои взоры уже не на Италию - хотя Петрарка, друг короля, по-прежнему видел в нем представителя итальянской независимости,- а на Восток. В 1348 году Карл основал в Праге университет. Он был первым среди германо-римских императоров, который, опираясь на чешские и силезские провинции, стал придерживаться польской и венгерской ориентации.

http://sedmitza.ru/lib/text/441635/

Шествие Иеронима Пражского к месту казни. Раскрашенная гравюра из кн.: Richental U. Concilium zu Constanz. Augsburg, 1483 (РГБ) В 1407 г. И. П. вместе с Я. Гусом возглавил т. н. чешскую партию в Пражском ун-те, где в результате дискуссий о реформе Церкви произошел раскол не только по религ. принципу, но и по национальной принадлежности: сторонниками реформ в основном были чехи, а нем. профессора и магистры придерживались консервативных взглядов. В это время И. П. сформулировал идею чеш. национального патриотизма, которую обнародовал на диспуте 3 янв. 1409 г. На выступлении И. П. присутствовали не только студенты и преподаватели, но и городские власти, делегация из Брабанта и князь Нассау Энгельберт. Необходимость реформ в Церкви, как считал И. П., была связана с деятельностью «союза веры и родины», с патриотической идеологией, созданной на основе идей чеш. мессианства, к-рые впервые появились в хрониках эпохи Карла IV (1346-1378). И. П. выдвинул тезис о богоизбранности «наисвятейшего народа чешского» (sacrosancta nacio Bohemica). К понятиям «patria» (родина) и «lingua» (язык) он добавил «sanguis» (кровь, т. е. этническое происхождение обоих родителей) и «fides» (чистоту веры), в понятие «natio» (народ), по мнению И. П., входят все чехи, а не только представители политической и церковной элиты. Согласно положению об «особой святости», этнический чех не может быть еретиком. Носителем «чешской святости» он объявил также «наисвятейший град Прагу» - «Новый Иерусалим». Эти идеи легли в основу Кутногорского декрета 18 янв. 1409 г., составленного Гусом и его сторонниками и утвержденного кор. Вацлавом IV Чешским. Согласно декрету, главенствующее положение в Пражском ун-те отдавалось чехам. Лишенные своих привилегий, немцы покинули Чехию (ок. 2 тыс. чел.). В марте 1410 г. Пражский архиеп. Збынек Зайц, находившийся в оппозиции кор. Вацлаву IV, начал борьбу против уиклифитов (следуя булле антипапы Александра V от 20 дек. 1409 г.). В том же месяце И. П. выступил в часовне кор. Сигизмунда I Люксембурга (Буда, ныне Будапешт), где развивал тезис Уиклифа о том, что духовенство должно находиться в подчинении светской власти. По приказу эстергомского архиепископа И. П. заключили в тюрьму, но Сигизмунд, не желавший портить отношения с братом Вацлавом IV, поддерживавшим гуситов, отпустил И. П.

http://pravenc.ru/text/293726.html

1) Появление в на месте неударенного у: 1367,34 взаконяюща; 1389,19 и 1389,24 взаконеных; 1418,40 вгаждати. 2) Появление ф на месте хв: 1215,8 фалитеся; 1217,13 фалишися. 3) Местоименный корень як- вместо как-: 1293,29, 1294,22, 1346,8 якь. Наконец, рукопись представляет не мало особенностей, свойственных малорусскому наречию: 1) Смешение ы и и: 1204,15 ниншняа (то же и 1224,39); 1208,19 нин; 1219,23 височайшим; 1221,18 сокрившем; 1225,2 ридати; 1249,30 ври; 1252,30 слави; 1276,39 закривающе; 1314,10 (то же и 1316,35); 1320,26 новооткрилося; 1353,8 тми; 1353,10 вми; 1354,15 тисящ; 1366,42 прикривающе; 1384,32 користем; 1394,17 ниншнем; 1208,34 созыдаю; 1212,35 привныидоша; 1221,30 бысера ; 1234,10 1252,17 взыраху; 1252,41 оправдытися; 1282,35 скрыжали; 1306,22 язычныки; 1307,9 лжеименытых; 1308,15 избыша; 1378,32 и 1431,24 быен;1394,41 покорым; 1396,37 покорытися; 1418,37 презырати; 1437,31 1441,10 словесы; 1441,31 ныхже. 2) Появление на месте и и обратно: 1253,4 смренныя; 1359,36 видти (вм. вдти); 1386,45 завст; 1388,22 1390,2 смряй. На основании этих особенностей орфографии, можно, кажется, несколько ограничить мнение Ундольского и полагать, что рукопись писана где-нибудь на границах белорусского и малорусского наречий; во всяком случае, её орфография свидетельствует о переходном говоре, в котором были не одни только белорусские особенности, но и малорусские. К тому же, Артемий называется старцем Острожским, по-видимому, по месту его жительства и деятельности. Хотя в рукописи заключаются послания, писанные им и в Московский период его жизни и в Литовский, однако разница в месте написания посланий не отразилась заметным образом на орфографии: рукопись Ундольского не оригинал, а копия, и, как таковая, подверглась влиянию говора переписчика. Вряд-ли, впрочем, и язык самого Артемия не подвергся влиянию государственного языка Литовско-Русского государства – белорусского наречия. С этой стороны, интересно отметить ряд полонизмов, как одну из характерных примет белорусского наречия уже в эту пору: 1250,31 владость (wladno); 1266,29 артикул (artyku); 1273,25 выклады, 1289,20 выкладаете (wykad, wykada); 1289,10–11 яко бы часу не мл; 1289,18 друковали, то же 1327,19 и 1425,23 (drukowa); 1289,32 и 1317,33 мусит; 1427,25 мушу (musie); 1306,27 (inszy); 1318,8 вмаш; 1321,8 приклад (przykad); 1322,19 шкода; 1425,28 нешкодныи (szkoda, szkodny); 1324,27 лист (письмо, list); 1333,27 свара (swar); 1351,36 скутовати (skutkowa); 1425,21, абы (aby) 2 ; 1425,24 кгрунтовныи (gruntowny); 1431,28–29 закон мои през уста твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особенно Л. почитали во время правления Карла IV (1346-1378). Для XV в. характерен некоторый упадок почитания Л. Но уже во 2-й пол. XVI в. главными центрами почитания Л. в Чехии помимо Праги стали города Тетин, Мельник, Стара-Болеслав (ныне Брандис-над-Лабем-Стара-Болеслав, Чехия). В это время появились и новые статуи Л., а также фрески с изображениями сюжетов из ее жизни. В 1981 г. гробница Л. была вскрыта. Обследование ее останков подтвердило свидетельства письменных источников о возрасте святой. В Др. Руси о Л. стало известно благодаря краткому Житию, вошедшему под 16 сент. в состав пространной редакции древнерус. Пролога во 2-й пол. XII в. Исследователи полагают, что Житие попало на Русь раньше, вероятно в XI в., благодаря контактам древнерус. книжников с Сазавским монастырем . Ист.: Fontes rerum Bohemicarum. Praha, 1873. T. 1. S. 144-145, 153-154, 184-185; 1874. T. 2. S. 235-237; Сказания о начале Чешского гос-ва в древнерус. письменности/Предисл., коммент. и пер.: А. И. Рогов. М., 1970. С. 36-37, 76-77, 107-108; Cosmae Pragensis Chronica Boemorum//MGH. Script. Rer. Germ. NS. T. 2. P. 171; Kristiánova legenda/Ed. J. Ludvíkovsky. Praha, 1978. S. 40-43. Лит.: Stejskal F. Sv. Ludmila, její doba a úcta. Praha, 1918; Borkovsk ý I. Svatojiská bazilika a klášter na Praském hrad. Praha, 1975. S. 66-67; p rofantov á N. Knna Ludmila: Vládkyn a svtice, zakladatelka rodu. Praha, 1996; T e š t í k D. Poátky Pemyslovc. Praha, 1997; Nomine Ludmila: Sborník práci k poct sv. Ludmily. Mlník, 2006. Б. Н. Флоря Иконография В XII-XIII вв. в христ. произведениях искусства Чехии аутентичные национальные сюжеты не встречаются ( Ювалова. 1998. С. 13). Создание первых известных изображений Л. приходится на XIV в.- эпоху расцвета чеш. готики (1350-1420) в правление кор. Карла IV (1346-1378). После коронации в Риме Карла IV (1355) Прага - столица Свящ. Римской империи - становится одним из крупнейших в Европе художественных центров. Центральная часть композиции " Страшный Суд " на юж. фасаде собора св. Вита в Праге. 70-е гг. XIV в.

http://pravenc.ru/text/2561064.html

После захвата в 1350 г. Болоньи правителем Милана Джованни Висконти К. отлучил его от Церкви. Однако, понимая бесперспективность борьбы с Миланом, он признал Висконти сеньором города в обмен на ежегодную уплату 12 тыс. флоринов. Первоначально К. благосклонно отнесся к правлению в Риме Колы ди Риенцо (май 1347), стремившегося к восстановлению былой славы Римской империи и к объединению Италии. В городе была провозглашена республика, а Кола ди Риенцо объявлен «трибуном свободы, мира и справедливости». Он вынудил аристократов присягнуть республике, упорядочил налоги. В авг. 1347 г. на собрании депутатов от итал. городов Италия была объявлена свободной, а Людовику IV Баварскому (герм. король Германии в 1327-1347) и Карлу I (король Чехии в 1346-1378, герм. король с 1346 и император с 1355 с именем Карл IV) отправлено требование прибыть в Рим для рассмотрения вопроса об узурпации ими титула императора Свящ. Римской империи. Возможно, Кола ди Риенцо намеревался объявить себя императором. В связи с учреждением новых налогов росло недовольство правлением Колы ди Риенцо; этим воспользовались знатные рим. семьи Орсини и Савелли, поднявшие восстание и вынудившие правителя бежать из Рима (дек. 1347). К. поддержал переворот в Риме и отлучил Колу ди Риенцо от Церкви. Бывш. правителю Рима удалось скрыться; он провел 2 года в обителях францисканских спиритуалов, прежде чем отправиться к королю Карлу I в Прагу в надежде при его помощи провести реформы в управлении Свящ. Римской империей и в католич. Церкви. Однако, обвиненный в ереси, Кола ди Риенцо был арестован Пражским архиепископом. В 1352 г. К. создал комиссию, которая рассмотрела обвинения в ереси, выдвинутые против Колы ди Риенцо. В 1354 г. Кола ди Риенцо получил свободу по указанию папы Иннокентия VI (вероятно, благодаря заступничеству Ф. Петрарки ). Климент VI, папа Римский. Роспись капеллы Марциала в папском дворце в Авиньоне. Ок. сер. XIV в. Худож. М. Джованнетти Климент VI, папа Римский. Роспись капеллы Марциала в папском дворце в Авиньоне. Ок. сер. XIV в. Худож. М. Джованнетти

http://pravenc.ru/text/1841387.html

Панорамный план Генуи. Фрагмент росписи Галереи географических карт. Худож. Э. Данти (Музеи Ватикана) Панорамный план Генуи. Фрагмент росписи Галереи географических карт. Худож. Э. Данти (Музеи Ватикана) Мощный импульс для развития Г. получила в 1261 г., заключив союзный Нимфейский договор с никейским имп. Михаилом VIII Палеологом. После восстановления Византийской империи Г. обрела права беспошлинной торговли на всей территории империи и свободный допуск в порты Причерноморья. Главным генуэзским форпостом в Византии стала Пера (Галата). Опираясь на соглашения с золотоордынскими правителями Крыма, в нач. 70-х гг. XIII в. Г. основала факторию в Кафе (Феодосия), затем в Тане (Азов) и Трапезунде. После падения владений крестоносцев в Сирии и Палестине (1292) гавани Причерноморья стали основными терминалами торговли Г. с Востоком. Усиливалась роль Г. и генуэзских факторий и во внутрирегиональной торговле Причерноморья и Византии, в частности зерном, вином, рыбой, икрой, солью. В узловых пунктах торговли возникали новые фактории генуэзцев. Они находились под опекой и финансовым контролем созданного в 1313 г. ведомства Officium Gazariae (Газария - Крым и примыкающие к нему территории в низовьях рек Днестр, Днепр и в Зап. Приазовье), с кон. XIV - нач. XV в.- Officium Romaniae. Г. успешно использовала в торговле различные формы кооперирования партнеров, институт комменды, морского товарищества, одной из первых применила наиболее прогрессивные формы кредита, финансового учета, т. н. двойную бухгалтерию. Однако после победы над Пизой Г. пришлось столкнуться с мощной конкуренцией Венецианской республики, стремившейся не допустить установления монополии генуэзской торговли в Вост. Средиземноморье. Войны 1261-1270, 1294-1299, 1351-1355, 1378-1381 гг. способствовали размежеванию сфер влияния: Г. закрепила свое преобладание в Причерноморье (но не вытеснила оттуда венецианцев, опиравшихся на фактории в Тане и Трапезунде), Венеция потеснила соперницу в Сирии и Египте. В 1346 г. флот генуэзских пополанов под командой Симоне Виньозо овладел о-вом Хиос и Нов. Фокеей (ныне Ени-Фоча, Турция), богатейшим месторождением квасцов, необходимых для фиксации красителей сукна. Эксплуатацией и управлением этих территорий руководило частное об-во - маона Хиоса. В 1348-1349 гг. генуэзцы нанесли ощутимое поражение Византии на Босфоре и построили укрепления в Галате, усилив контроль над входом в Чёрное м. В 1352 г. на рейде К-поля произошло крупнейшее морское сражение генуэзцев и венецианцев, после к-рого контроль над визант. коммуникациями стал целиком принадлежать Г. и Венеции. В 1372-1373 гг. Г. выиграла войну с Кипрским королевством и овладела г. Фамагустой, управление к-рым сначала осуществляла маона частных лиц, а с 1464 г.- Банк Сан-Джорджо. Генуэзское семейство Гаттилузи правило о-вом Митилина (Лесбос, 1355-1462), а в 1-й пол. XV в. также Тасосом, Лемносом, Самофракией и Имбросом.

http://pravenc.ru/text/162152.html

Вследствие этого, можно было использовать один литературный язык на всей территории проживания славян. Во всяком случае, жители Моравии понимали язык церковного богослужения, созданный из диалекта в Салониках, как свой собственный, а не что-то чужеземное. В следующем столетии этот язык распространился среди всех славян, обращенных в христианство. В новых переводах (и последующей транскрипции старых текстов) отмечается влияние местных разговорных диалектов. Дифференцировался и сам литературный язык, и его местные варианты постепенно превратились в самостоятельные славянские литературные языки, которые не следует смешивать с народными диалектами в отдельных местностях. В Моравии (и Богемии) труды славянских апостолов наложил прочный отпечаток на последующее развитие народной литературы, несмотря на яростное сопротивление латинской стороны, и славянское богослужение было в ходу – хотя и не везде – вплоть до Первого крестового похода. Попытка возродить его была сделана при Карле 5 (1346–1378), с некоторыми отголосками в Польше. Однако, ученикам преп. Кирилла и Мефодия пришлось покинуть Моравию и перебраться в Македонию, где они продолжали усердно работать над переводами. Язык этих переводов, именуемый староболгарским церковнославянским, был прямым наследником староцерковнославянского, но подвергся творческой переработке в древнем Болгарском царстве под покровительством болгарских царей, особенно царя Симеона (ум. 927 г.) – образованного человека, воспитанного в Константинополе. Значительно обновился и обогатился словарь, перестроилась грамматика. В целом, язык приобрел изысканность. Он стал не только официальным языком Церкви в Болгарии и болгарского государства, но и мощным инструментом распространения византийской духовной культуры среди славянских народов. Сделанные в Болгарии в лучшие времена многочисленные переводы с греческого несли в славянский мир сокровища византийской цивилизации. В процессе этих переводов формировался стиль церковнославянской литературы, отмеченный сильным влиянием греческого литературного языка и греческой традиции. Этот литературный слог, сформированный в школе перевода, стал использоваться в оригинальных сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Местом ведения древнейших летописных записей в Москве со всей определенностью может быть назван Кремлевский Спасский монастырь – придворная обитель Московских великих князей. Об этом свидетельствует исключительное внимание к монастырю Спаса на Бору, зафиксированное на страницах Троицкой летописи: под 1330 г. подробно рассказывается об основании монастыря, об особой любви к нему Ивана Калиты, упоминается имя первого архимандрита (Ивана), за судьбой которого летописец продолжает следить и далее (после поставления на Ростовскую епископию); под 1331 г. читается известие о смерти великой княгини Елены и погребении ее в церкви Спаса; под 1345 г. сообщается о смерти великой княгини Анастасии, ее захоронении в церкви Спаса, о росписи храма «казною и велением» княгини (работы были закончены в 1346 г.); под 1350 г. – об окончании строительства придела у церкви Спаса; под 1356 г. – о смерти Ростовского епископа Ивана, причем добавлено, «что был преже архимандрит у святого Спаса на Москве»; под 1364 г. – о смерти великой княгини Александры и ее захоронении в Спасском монастыре; под 1378 г. рассказывается о судьбе великокняжеского духовника и печатника Михаила-Митяя, ставшего за два года до этого и архимандритом Спасского монастыря, после того как прежний архмандрит Иван Непеица оставил свой пост по старости; под 1379 г. упоминается уже новый печатник Дорофей, а в свите Митяя называется Спасский диакон Григорий; под 1382 г. сообщается об убиении Спасского архимандрита Семена при взятии Москвы Тохтамышем; под 1387 г. отмечена смерть князя Федора Фоминского и погребение его в Спасском монастыре; под 1388 г. в свите митрополита Пимина упоминается Спасский архимандрит Сергий; под 1393 г. помещено известие о смерти сына великого князя – Ивана и его захоронении в церкви Спаса; под 1396 г. – о смерти Пермского епископа Стефана и захоронении его в церкви Спаса; под 1399 г. – о смерти великой княгини Марии и ее захоронении в Спасском монастыре; в 1404 г. митрополит Киприан поставил Спасского архимандрита Феодосия наместником в Киеве; под 1405 г. отмечена смерть архимандрита Дорофея печатника, о котором добавлено «добрый наш старец» 215 . Следовательно, уже с XIV в. складывается традиция, когда духовником великого князя являлся архимандрит (или кто-то из старцев) Спасского монастыря, совмещавший в своем лице одновременно и должность великокняжеского печатника (и заведующего архивом!). Традиция сохраняется и в XV веке: духовным отцом Василия Темного являлся Спасский архимандрит Трифон, духовниками Ивана III были Спасский архимандрит Вассиан и старец-печатник Дементий, со слов которого записан известный рассказ о «наречении» родившегося в 1415 г. Василия II неким старцем-духовником из Спасского монастыря 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На зап. направлении король действовал преимущественно дипломатическими методами. Одним из главных спорных вопросов в отношениях между Польшей и Тевтонским орденом стали права на Гданьское Поморье (Померелию) и Хелминьскую землю. После обращения к рим. курии и судебных разбирательств К. В. подписал с Тевтонским орденом Калишский мирный договор (1343), определивший границы 2 гос-в в Прибалтийском регионе: Польше отходили области Куявия и Добжиньская земля, за орденом закреплялись Гданьское Поморье и Хелминьская земля. По договору 1335 г., заключенному в венг. г. Вишеграде между К. В., чеш. кор. Иоанном (Яном) Люксембургом и венг. кор. Карлом Робертом, король Польши был вынужден отказаться от верховных прав на Силезию. Попытки К. В. захватить ряд земель в Силезии привели в 40-х гг. XIV в. к вооруженному противостоянию с чеш. кор. Карлом I Люксембургом (1346-1378, герм. король с 1346 и император c 1355 с именем Карл IV), к-рое закончилось миром в Намыслуве (1348): было подтверждено соглашение 1335 г., К. В. отказывался от своих претензий на Силезию, которая вошла в состав Чешского королевства, а затем и Свящ. Римской империи, Карл Люксембург со своей стороны более не мог претендовать на польск. престол. В 1364 г. по приглашению К. В. в Кракове состоялся съезд европ. монархов, в к-ром приняли участие имп. Карл IV, венг. кор. Лайош I Великий, дат. кор. Вальдемар IV, кор. Кипра Петр I, австр. герц. Рудольф IV и др. Помимо общих политических проблем в Центр. Европе на съезде как один из главных вопросов обсуждали организацию похода против турок-османов, захвативших ок. 1361 г. Адрианополь (ныне Эдирне, Турция). В отношениях с Папским престолом К. В. добивался того, чтобы епископские кафедры в Польше занимали угодные ему кандидаты. По настоянию короля полагавшаяся папе Римскому десятина от церковных доходов неоднократно оставалась в стране и расходовалась при проведении военных действий против татар и литовцев. В целом К. В. покровительствовал католич. Церкви в Польше, при нем строилось много храмов. Король стремился поддерживать союзнические отношения с главными католическими иерархами в стране. Возглавлявшие церковную иерархию в Польше архиепископы Гнезненские принадлежали к кругу его ближайших советников. Исключением были отношения с епископами Краковскими, к-рые в эпоху политической раздробленности приобрели широкие привилегии (в частности, к ним перешел патронат над большей частью приходов, заложенных правителями), и король пытался эти привилегии сократить. В 1334 г. Краковский еп. Ян Грот отлучил короля от Церкви, в ответ К. В. обвинил епископа в разглашении гос. секретов, подстрекательстве к бунту и злоупотреблении церковным имуществом; конфликт удалось погасить только в 1343 г.

http://pravenc.ru/text/1319874.html

В время особых богослужений в часовне выставляют слева от гробницы высокий деревянный крест, с укрепленной нем иконой «Распятие» работы (2008) монаха-иконописца Джузеппе Пегораро. В базилике находятся и другие его иконы, и одна из них посвящена св. Луке. Икона святого евангелиста Луки работы иконописца Джузеппе Пегораро      В той же базилике Св. Иустины находится копия (1457) «Алтаря евангелиста Луки» (1453–1454) кисти Андреа Мантенья, итальянского художника, представителя падуанской школы живописи. В центре этого алтаря, оригинал которого хранится в миланской Пинакотеке Брера, находится изображение св. Луки. Изображение св. Луки ( фрагмент) на «Алтаре евангелиста Луки» работы Андреа Мантенья      Архивные документы падуанской базилики свидетельствуют, что в 1354 г. по настоятельной просьбе Карла IV Люксембургского (1316–1378), короля Германии с 1346 г. и короля Чехии с 1346 г., позже – императора Священной Римской империи с 1355 г., честная глава св. Луки передана из Падуи в дар крепости Пражский Град – резиденции чешских королей и императоров Римской империи, где ее поместили в соборе Святого Вита в драгоценном реликварии. Однако верующим известно о существовании еще одной главы св. Луки. Она хранится на Афоне в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря, но информации о времени и истории ее появления на Святой Горе у русских монахов не имеется. Спустя шесть столетий часть мощей св. Луки из Падуи передана в дар православным верующим. Известно, что в 1992 г. Падуанский епископ Антонио Маттиаццо (род. в 1940 г.) подарил Греческой Православной Церкви часть мощей святого евангелиста Луки по просьбе совершавшего тогда паломничество по Италии митрополита Фив и Ливадии Иеронима (Лиапис, род. в 1938 г.). Высокий гость из Греции пообещал поместить святые мощи в гробницу первоначального захоронения в Фивах (ныне – провинция Беотия), почитаемую верующими, несмотря на то, что со второй половины IV в. она была пустой. Через восемь лет, 17 сентября 2000 г. делегация католиков во главе с Падуанским епископом Антонио Маттиаццо, в составе которой находился и один монах из аббатства Св. Иустины, вручило в дар митрополиту Иерониму еще одну часть мощей (ребро) св. Луки, что высоко было оценено всеми верующими Элладской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/92829.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010