XIX в.- икона Божией Матери «Умиление» вклада кнг. Старицкой из собора (не сохр., см.: Там же. С. 13-14; Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 239). Здесь же пребывала и икона Иисуса Христа, которую архим. Варлаам безоговорочно и со всей исследовательской страстью относил к числу древних ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 17-18). Ее письмо порождало в нем чувство умиления и восторга, вызывало в памяти слова акафиста Иисусу Сладчайшему, ее оклад с басменным серебром и чеканный венец указывали на старинную работу. Вместо этого оклада в 1856 г. по заказу архим. Варлаама была изготовлена новая серебряная риза, как и прежний оклад покрывшая всю поверхность иконной доски («поля и свет»). В отличие от иконы риза сохранилась (КБМЗ), известно также, что ее на монастырские деньги сделал вологодский мастер Иван Зуев, а камни на венец были вложены наместником мон-ря архим. Варлаамом ( Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина Е. Г. Древнерус. искусство в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике: Путев. М., 2003. С. 87). Лелекова считает, что икона происходила с Московского монастырского подворья, из кремлевской ц. во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских ( Лелекова. 1988. С. 48). Судя по иконографии Спасителя на окладе 1856 г., икона принадлежала к редкому изводу тронного изображения Спасителя, известному по 2 иконам XIV в.- в Благовещенском соборе Московского Кремля (1337, под записью XVII в.) и в приделе во имя Рождества Пресв. Богородицы новгородской Св. Софии (ок. 1362), обе связаны с именем свт. Моисея, архиеп. Новгородского ( Царевская Т. Ю. Икона «Спас на престоле» 1362 г. как духовное завещание новгородского архиепископа//ΣΟΘΙΑ: Сб. ст. по искусству Византии и Др. Руси в честь А. И. Комеча. М., 2006. С. 471-490; Смирнова Э. С. Новгородская икона 1337 г. «Спас на престоле» в Благовещенском соборе и ее история//Московский Кремль XIV ст.: Древние святыни и ист. памятники. М., 2009. С. 184-205; Преображенский А. С. Ктиторские портреты Средневековой Руси XI - нач. XVI в. М., 2012. С.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Арх.: Судницын Д. М. Царствование визант. имп. Мануила I (Комнина) в церковно-ист. отношении: Опыт церк.-ист. исслед. 1896//РГБ ОР. Ф. 172. К. 408. Ед. хр. 6. Ист.: Spicilegium Romanum/Ed. A. Mai. R., 1840. T. 10. P. 1-93 (=PG. 140. Col. 137-202); Πατμιακ βιβλιοθκη τοι ναγραφ τν ν τ βιβλιοθκ τς κατ τν νσον Πτμον.../Ed. Ι. Σακκελων. Αθναι, 1890. Σ. 316-330; Νικολου πισκπου Μεθνης Λγοι δο.../Ed. ρχιμ. Ανδρονκου Δημητρακοπολου. Λειψα, 1865; Εκκλησιαστικη βιβλιοθκη.../Ed. ρχιμ. Ανδρονκος Κ. Δημητρακπουλος. Λειψα, 1866. Τ. 1. Лит.: Babi G. Les discussions christologiques et le dècor des églises byzantines au XIIe siècle//Frühmittelalterliche Studien. B., 1968. Bd. 2. S. 368-386; Ермилов П. В., диак. История константинопольских соборов 1156-1157 гг. в изложении Д. М. Судницына//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие и философия. 2010. 3(31). С. 97-121; он же. История Константинопольских соборов 1156-1157 гг.: (Проблемы ист. реконструкции и критики источников): Дис. М., 2012 [совр. изд. источников, историография и библиогр.]. Диак. Павел Ермилов Собор 1341 г. В полемике свт. Григория Паламы и Варлаама Калабрийского , продолжавшейся с 1335 по 1341 г., выделяются 2 этапа: 1335-1337 гг.- вероучительный конфликт и 1337-1341 гг.- полемика об исихазме. Полемика на первом этапе затрагивала 2 основных вопроса: о природе человеческого знания о Боге и об использовании языческой философии в богословии. Второй этап полемики связан с обвинениями в мессалианстве (см. ст. Мессалиане ), выдвинутыми Варлаамом в адрес монахов-исихастов. Уже в нач. 1337 г. Варлаам общался с монахами-исихастами в Фессалонике, через к-рых он, в частности, познакомился с нек-рыми сочинениями исихастских авторов о молитве. На основании этих сочинений он составил неск. трактатов, в к-рых обвинил монахов в мессалианстве, назвав их при этом «пуподушниками» (μφαλψυχοι). Синод нашел необоснованными выдвинутые Варлаамом обвинения, а патриарх приказал ему оставить монахов в покое (RegPatr, N 2178). В кон. 1337 г. свт. Григорий Палама прибыл в Фессалонику, где много раз встречался с Варлаамом, пытаясь примирить его с монахами посредством увещеваний ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 586-587). Весной 1338 г. свт. Григорий написал 1-ю из трех «Триад в защиту священнобезмолвствующих» (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 359-463), в к-рой он, не будучи знаком к тому времени с антиисихастскими трактатами Варлаама, не упоминал последнего по имени. Но Варлаам, даже несмотря на письма Григория Акиндина , вставшего на защиту монахов, остался непреклонен и в том же году обнародовал свои первые трактаты против исихастов.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

4) Третий период (1415-1429). Союз Англии и Бургундии. Разгром французов при Азенкуре (1415). Осада Орлеана. 5) Четвертый период (1429-1453). а) Жанна д’Арк. снятие осады Орлеана. Коронация Карла VII . б) Казнь Жанны д’Арк. в) Окончательное освобождение Франции. 6) Результаты Столетней войны. ДАТЫ: 1337-1453 – Столетняя война 1346 – битва при Креси 1356 – битва при Пуатье 1415 – битва при Азенкуре 1430 – Жанна д’Арк снимает осаду с Орлеана ОТВЕТ: 1) Причины Столетней войны (1337-1453). Англия и Франция несколько столетий враждовали из-за земель, принадлежавших английскому королю во Франции. Когда все сыновья короля Филиппа IV Красивого умерли бездетными, английский король Эдуард III объявил о своих претензиях на французский престол – его мать была дочерью Филиппа IV . Французы отказали, и в 1337 г. английские войска вторглись во Францию. 2) Первый период (1337-1360). Разгром французской армии. В первых сражениях при Креси (1346) и при Пуатье (1356) французская армия была разгромлена. Дело в том, что во французской армии не было дисциплины – каждый рыцарь подчинялся своему барону и стремился прежде всего захватить побольше пленных. Английская же армия была дисциплинированной, подчинялась королю. Стрелы английских лучников пробивали рыцарские доспехи. В битве при Пуатье в плен попал французский король Иоанн Добрый. Франция выплатила гигантский выкуп и заключила перемирие с Англией. 3) Второй период (1369-1389). Победы французов. Маршал Дюгеклен. Сын Иоанна Доброго Карл V провел военную реформу. Собрав налоги, он создал королевскую конницу – жандармов, а также организовал в каждом городе отряды пехотинцев и арбалетчиков. Маршал Дюгеклен одержал серию побед над англичанами и практически освободил от них Францию. 4) Третий период (1415-1429). Союз Англии и Бургундии. К сожалению следующий король – Карл VI – был безумен. Обострилась борьба Франции и могущественной Бургундии. Благодаря поддержке бургундцев англичане опять вторглись во Францию и разбили французское войско при Азенкуре в 1415 г. К 1429 г. они овладели большей частью … Франции и осадили Орлеан. Карл VII даже не был коронован.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

С неизв. номером ркп. Псалтыри, будто бы писанная Св. Кассиею, вся на 6 пергам. листках, мельчайшего письма, принадлежит XIII веку. Отдел Евангелий в Синайском монастыре велик и представляет много замечательных образцов. 150. Четвероевангелие с Месяцесловом, XII или XIII стол., с любопытной орнаментикой канонов в. примитивном стиле и раскраской примарными красками: красной, зеленой, желтой, синей; крест из плетеной тесьмы; инициалы в виде благословляющей руки. Ркп. входит в среду народных иллюстраций, о которых будет сказано ниже по поводу Евангелия Хоривского. 152. Четвероевангелие с любопытною записью 1346 года. τελειθη παροσα ββλος το γου τετραευαγγλου δι χειρς μο Γεωργου το Γαλησιτου. ξ πι· ταγς το περιποθτου» θεου κραταιο κα γου μν αθντους κα βασιλως, πανοπερσεβστου κρ σαακου Παλαιολγου το σν. κατ μνα αγουστον τς τσσαρες κα δεκ – της νδικτινος το ξακισχιλιοστο κτακοσοστο πεντηκοστο τετρτου τους 34 » 6854 год=1346 по Р. X. и соответствует 14 индиктиону. Что касается рода Асана, то, кроме Михаила пангиперсеваста (1341 год, Muralt, Chron. byz. II p. 582), в Актах, изд. Миклошичем и Миллером (1312–3, 1351 года) упонинается и Исаак нашей записи с тем же саном: δ. περιπθητος θεος πανυπερσβαστος κρ σακιος Παλαιολ- γος δ Ασνης κενος. 155. Четвероевангелие in 8, с записью: Βροντης (?) Θεφανος ’Ιωννης πανριστος: πρωτοτκου Σοφης περρχων εδρατο ρχν: πρωτοφαν γενετρα θ... ατογνεθλον. 162. Четверов. in 4°, XII в, с именем писца Макария, монаха и иеродиакона, без года. 170. Четвероев., XII или даже XIII -стол., в малую четв., мелкаго письма, с изображением Евангелистов. На тонком, почти просвечивающем пергамене. 174. Четвероев., в 32-ю д., XI в. с прекрасной миниатюрной орнаментикой канонов. 175. Четвероев., XII в. с именем писца Арсения. 178. Тоже, XIV в., с дурными миниатюрами – изображения Евангелистов; над Матфеем надпись μα θεως (sic); каноны в виде плетений. 188. Евангелие XI века, хорошего письма и красиво орнаментированное, но в известном уже роде. 193. Четвероев., со схолиями и записью 1124 года: γρφη θεα ατη τν ερν εαγγελων ββλος δι χειρς το ετολος (ετελος) κα νωξος (?) γροντος καλο σπουδ κα προθυμα το σιωττου ν μο – ναχος μοναχο κοσμ πθω πολλ κα κπω» γωνισαμνου κτσιν τν τφου συνδελ (?); ο κα ναγινσκοντες ε χεσθε ες τν κριον, εχεσθε πρ τς ψυχς μου το ταπεινο καλογροντος· λελειωθεσα μην ουλω κγ τ’ ,σχλβ " · δξα τ θω παντ’ νεκα, αμν. 199. Четвероев. харатейное, хорошего письма, с записью 1548 года: ,αφμη». ππας γεργιος. 204, которым начинается теперь отдел Евангелий по чтениям (Εαγγλια κλογδια, κατ’ χλογν, τ κατ’ να- γνσεις), представляет драгоценность Синайской библиотеки, так наз. «Евангелие Феодосия III», будто бы дар этого императора монастырю, писанное золотом и украшенное миниатюрами. Об этой рукописи, относящейся к X – XI веку, см. в отделе миниатюр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Успения Пресв. Богородицы. По сравнению с ранними произведениями меньше внимания уделяется чудесам святого, больше - основным вехам его биографии. Из ц. во имя К. в Вологде происходит икона святого с 26 клеймами жития (2-я пол. XVII в. (?), под частичной записью, ВГИАХМЗ). В среднике К. представлен в молении выносному образу Божией Матери «Одигитрия», установленному за престолом и украшенному подвесной пеленой и рушником с Голгофскими крестами. Одежды престола, на к-ром лежит Евангелие и напрестольный крест, также богато декорированы орнаментами, на передней стороне - большое круглое клеймо с изображением Голгофы. Вокруг средника, обрамленного широкой орнаментированной рамой, расположены 26 клейм, в целом повторяющих уже перечисленные сюжеты - от рождения до посмертных чудес святого. В качестве самостоятельных выделены: обучение Космы; просьба К. к прп. Стефану Махрищскому дать благословение на монашеский постриг; поставление К. во диакона; возведение ц. Успения Пресв. Богородицы; погребение К.; в неск. клеймах показаны посмертные чудеса К., в т. ч. трижды - исцеление бесноватых. Еще один оригинальный житийный цикл, из 20 композиций, имеется на настолпной иконе (предположительно XVI в., под записью посл. трети XIX в.) из старообрядческого собора Покрова Пресв. Богородицы при Рогожском кладбище в Москве. На иконе XVII в. (под записью посл. трети XIX в.) из того же храма в среднике под образом Св. Троицы изображены в рост преподобные Сергий Радонежский и К., по сторонам от них проиллюстрированы в 18 клеймах жития этих святых. Пальцы десницы К. на обеих иконах сложены в двуперстном жесте. На иконе К. с 20 клеймами жития кон. XVI в. (ГИМ) помимо повествования о московском периоде жизни святого (половина клейм) и его чудесах подробно рассказано о преставлении старца. К рубежу XVII и XVIII вв. относится икона с 20 клеймами из собрания ЯХМ. «Образ местный Кирилла Белозерского чудотворца с деянием, на празелени» XVI в. находился в Успенской ц. Можайска (Писцовые книги Московского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

А. Г. Сергеев Иконография Об изображении Л. сведений в агиографической лит-ре и лицевых подлинниках нет, не упоминаются иконы Л. и в описях имущества Корнилиева Комельского мон-ря 1676 и 1775 гг. (Переписные книги. 2011. Стб. 317, 334). По этой причине трудно сказать что-то определенное о раннем сложении иконографии Л. после его кончины. Образ Л. отсутствует и в сонме вологодских святых, предстоящих Господу Вседержителю на многочисленных иконах подобной иконографии кон. XVII-XIX в. Л. представлен на 2 клеймах иконы «Прп. Корнилий Комельский, с 44 клеймами жития» из собора Рождества Пресв. Богородицы в Вологде, под записью кон. XVIII в. В 23-м клейме изображена сцена «Прп. Корнилий Комельский вручает монастырскую братию игумену Лаврентию». Л.- в центре композиции, повернувшись в 3/4-ом повороте влево, обращен к прп. Корнилию. В правой части клейма в арочном проеме видна братия мон-ря. Л.- средовек; у него большие выразительные глаза, прямые темные брови, темные усы, невьющаяся темно-коричневая борода без проседи, до груди. Его монашеское облачение составляют синяя ряса (под поздней красной записью), темно-синяя мантия и черный клобук. Именующая надпись, очевидно, скрыта под красочным слоем поновления. Слева на поле аннотирующий текст: «Видъ пр(е)п(о)добны//конечное съ//вое изнемо//женiе пору//чи монас//тырское//cmpoehie и//гумену Ла//врентию и//вручи бра//тiю». По-видимому, он же изображен в 24-м клейме «Успение прп. Корнилия Комельского» в изголовии почившего, в слегка согбенной позе, с закрытой книгой в левой руке (именующая надпись отсутствует, скрыта под записью?). В обоих случаях Л. представлен без нимба. Согласно Переписной книге Корнилиева Комельского мон-ря 1676 г., в соборной Введенской ц. обители у гроба прп. Корнилия Комельского находилась икона преподобного также с 44 клеймами Жития (создана до 1643). Образ «писан на золоте, в киоте, а киот писан красками» (Переписные книги. 2011. С. 317; см. также: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 315; Отписная книга. 1994. С. 143). Т. о., существование неск. житийных икон прп. Корнилия Комельского с одинаковым количеством клейм позволяет предполагать сходство их иконографической программы и соответственно включение в нее образа Л.

http://pravenc.ru/text/2462427.html

Нектарий I, 90-е годы XVI в.; около 1604 г. очутился в России, с 25.VI. 1613 г. Вологодский Архиепископ, с 1616 по 1621 г. в заточении в Кирилло-Белозерском монастыре, снова на Вологодской кафедре с 1625 по †3.VI.1626 г. Пройдоха. Митрофан, ок. 1614 г. Нектарий II, ок. 1616–20-е годы XVII в. Порфирий, 20-е годы XVII в. Георгий, ок. 1617 г. Иоасаф, ок. 1628 г. Аврамий, 30-е годы XVII в. Мелетий, ок. 1637–ок. 1645 г. Харитон, ок. 1643 г., вторично ок. 1651 г. Даниил, ок. 1650 г. Дионисий 1652 г. Афанасий II, ок. 1653–ок. 1657/8 гг. Игнатий, 60-е годы XVII в. Пафнутий, ок. 80–90-е годы XVII в. Арсений I, 60-е годы XVII в. Зосима, ок. 1663 – после 1670 г. Панарет, 70-е годы XVII в. Нектарий II, ок. 1673 г. Игнатий II, ок. 1676 г. Феофан, похититель Охридского престола в 1676 г. Григорий III, ранее 1679 г., вторично в 1683–88 гг. Мелетий II, 1676–7 г. Парфений II, 1677–1683 гг. Герман, 1688–91 гг., вторично в 1699–1702/3 гг. Григорий, 1691–95 гг. Игнатий III, 1693–95 гг., вторично в 1703–6 гг. Зосима II, 1695–99 гг., вторично в 1707–8 гг. Рафаил, 1699–1702 гг. Мефодий, 1708 г. Дионисий II, 1706–7 гг., вторично в 1709–14 гг. Филофей, 1714–18 гг. Церковный проходимец, «подвизался» в России. Иоасаф II, 1719–1745 гг., †1746 г. Иосиф, 1746–1751/2 гг. Дионисий III, 1752–1756 гг. Мефодий II, 1757–8 гг. Кирилл, 1759–1762 гг. Иеремия, †1763 г. Ананий, 1763 г. Арсений II, по происхождению болгарин, по фамилии Баласчев из охридского рода Баласчевых, 1763–1767 гг. (Список составлен по Ив. Снегаров, История на Охридската Архиепископия, т. т., C., 1924, 1932 г.) ВЕЛИКО ТЕРНОВСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ Архиепископ: Василий I, 1186, с 7.XI.1204 г. примас, †30-е годы XIII в. ВЕЛИКО ТЕРНОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ Великотерновские патриархи : Иоаким I, 18/31.I.1235–1237 или 1246 г. Василий II, XIII в. Виссарион, XIII в. Иоаким II, XIII в. Игнатий, 1272–77 гг. Свщмученик Макарий, 80-е годы XIII в. Иоаким ок. 1283-†l 301 г. Дорофей, XIV в. Роман, XIV в. Феодосий I, †ок. 1337 г. Иоанникий I, после 1337 г. – после 1346 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, о превеликии чюдотворче, преподобне княже Александре, помоли же ся Христу Богу. Емуже предстоиши за сродника своего православнаго царя великаго князя Рускаго имрк победы на враги даровати и одоление на поганыя и за вся благоверныя князя и боляре и христолюбивое воинство и за вся православныя християне, еже им неподвижном быти в вере Христове и до скончаниа века и отпущение грехов даровати. Но, о святче Божии, великии чюдотворче, преподобный княже Александре, помяни и мене, многогрешнаго и грубаго и недостойнаго раба Божиа Василия в святых своих молитвах к Богу, написавшего тебе малое сие гранесловие, еже спастися и в разум истинный приити ми и избавитися муки вечныа, славяще святую Троицю, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и в веки веком. Аминь. Список редакции Ионы Думина Список редакции Ионы Думина по рукописи Московской Типографской библиотеки 395. 1328 (Степенная книга), л. 273, 1594 года. Эта рукопись, как свидетельствует запись на первом листе, была пожертвована самим Ионой в названном году Владимирскому Рождественскому монастырю. По всей вероятности, список сделан с оригинала не самим Ионой, хотя, с другой стороны, почерк рукописи представляет большое сходство с почерком записи. Другие нам известные списки: Той же Московской Типографской библиотеки (Степенная книга), XVI– XVII в., Московского Исторического Музея л. 1. XVII в., л. 286, XVII в., (Забелина), XVII в., Московской Епархиальной библиотеки л. 86, XVII в. Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел V 2, л. 415, XVII в., л. 249, XVII в., Московского Публичного и Румянцевского Музея (Ундольского), XVII в., библиотеки гр. Уварова (349), л. 175, XVI в., (524), л. 632, XVII в., (355) (411), л. 132, XVII в., (386) (614) л. 499, XVII в., Спб. Духовной Академии л. 257, XVII в., Имп. Публичной Библиотеки Q. XVII. 43, л. 56, XVII в., (Древлехр. Погодина), л. 19, XVII в., (Титова), л. 174 об., XVII в., F XVII. 6, л., 623, Q. XVII. 24, Q. XVII. 43, Имп. Академии Наук 13. 34, л. 309 об., XVII в., 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди немногих сохранившихся образов М. 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. находятся произведения, свидетельствующие об устойчивости традиции совместных изображений М. и др. рус. преподобных - основателей Троицких мон-рей. На иконе посл. трети XVII в. (ЦАК МДА) он представлен в молении Св. Троице вместе с прп. Александром Свирским; на иконе рубежа XVII и XVIII вв. (частное собрание) - припадающим к стопам Христа Вседержителя вместе с прп. Сергием Радонежским (происхождение обоих памятников неизв., они могут быть связаны с кашинско-калязинскими землями). Иногда образ М. включался в более сложные композиции и соседствовал с образами преподобных Макария Желтоводского, Димитрия Прилуцкого, Кирилла Белозерского, Александра Свирского и Кирилла Новоезерского, а также св. князей и прп. Алексия, человека Божия (2-рядная икона 2-й пол. XVII в., ГРМ; Святые земли Русской. 2010. Кат. 294. Ил. 135). По сходному принципу подобраны изображения преподобных на шитой в мастерской А. И. Строгановой пелене из новгородского Антониева монастыря (50-е - 60-е гг. XVII в., НГОМЗ; Силкин А. В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. Кат. 142): на ней представлены преподобные Димитрий Прилуцкий, Александр Свирский, М., Макарий Желтоводский и Авраамий Ростовский. В обоих случаях образ М. соседствует с образами святых, подвизавшихся в разных регионах России, однако по традиции он сопоставляется с основателями Троицких мон-рей, а также с Поволжскими святыми. Известны прориси с иконы М. с Верхневолжским прп. Геннадием Костромским и Любимоградским и М. со свт. Стефаном Пермским ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 87, 255); вероятно, выбор святых основывался на пожеланиях заказчиков этих произведений. Образы М. входят в состав неск. ансамблей храмовых росписей XVII в. Кроме упоминавшегося изображения 1654 г. в Троицком соборе Калязинского мон-ря они сохранились в диаконнике собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (1635, под записью XIX в.), в главном алтаре собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря (1649-1650, под записью XIX в.), в одном из окон сев. стены Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684), в жертвеннике Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684). Возможно, изображения М. есть и в др. стенописных ансамблях XVII в., но не идентифицированы из-за поновлений и утраты надписей.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

В сведениях, которые сообщаются актами относительно области митрополии, есть один непонятный для нас пункт. В числе епархий митрополии поименовывается епархия туровская; а так как область туровская в государственном отношении, несомненно, принадлежала тогда Литве, то из этого, несомненно, следует, что и литовская или принадлежавшая Литве Русь входила в область митрополии. Между тем в числе епархий митрополии не упоминается другая литовско-русская епархия полоцкая. Вероятнейшей причиной умолчания представляется нам следующее. В канцеляриях императорской и патриаршей не было известно, какие епархии входили в состав митрополии галицкой, открытой в 1337–1338 году; но в них известно было, какие епархии входили в состав митрополии галицкой, открытой в первый раз, в 1303 году. Предполагая, что состав епархий митрополии, открытой в 1337–1338 году, был тот же, что митрополии, открытой в 1303 году, канцелярии и перечисляют в актах те епархии, которые составляли митрополию 1303 года. А так как епархия полоцкая не входила в состав митрополии 1303 года, то по этой причине её и не значится в числе епархий митрополии 1337–1338 года. В актах сообщается нам нечто и из внутренней истории митрополии, именно – патриарх в своём постановлении об её закрытии разрешает и соборно снимает церковное запрещение, которое произнесено было против епископов и других лиц, не хотевших повиноваться митрополиту 266 . Затем узнаём, что митрополит Феогност и прежде закрытия митрополии и при самом закрытии возводил на бывшего митрополита какие-то, к сожалению, остающиеся вовсе неизвестными, обвинения. Что вследствие этих обвинений император и патриарх решили по закрытию митрополии подвергнуть бывшего митрополита соборному суду последнего, и что патриарх призывал его на свой соборный суд. Император пишет в своей грамоте к митрополиту Феогносту: «Относительно галицкого митрополита моё царское величество определило, чтобы он прибыл сюда на суд по возводимым на него обвинениям, которые ты и прежде возбуждал против него и теперь опять возбуждаешь», и приглашает митрополита для предъявления обвинений патриаршему собору или явиться самому лично или прислать уполномоченных 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010