Е.Б. Громова Глава 2. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богородице в палеологовском искусстве § 1. Результаты сравнительного анализа изображений балканских циклов акафистов Акафиста Среди известных циклов Акафиста, созданных греческими, сербскими, болгарскими или валашскими мастерами, нет на сегодняшний день таких, которые датировались бы временем более ранним, чем конец XIII века. Исходя из задач нашей работы, для сравнительного анализа иконографии были использованы памятники, созданные до середины XV столетия, то есть до падения Константинополя (1453г.), когда была прервана столичная художественная традиция. Таким образом, на этом временном отрезке (конец XIII – середина XV столетия) было выделено 13 циклов гимна, исключая икону Успенского собора, наиболее полно опубликованных (см. таблицу). Среди них три фресковых цикла из греческих церквей: ц. Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (1296–1305), ц. Панагии тон Халкеон (1310–1320) и ц. св. Николая Орфаноса (1310–1320, 1340?) в Фессалониках, составляющие единую региональную группу; пять циклов Акафиста в сербских церквях: ц. Христа Пантократора в Дечанах (1335–1350), ц. Богородицы монастыря Матейч ( 1356–1360), ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1364–1365), ц. св. Димитрия Маркова монастыря (1380–1381) и ц. св. Петра на Преспе (1367–1371); один цикл из Валахии – из ц. Троицы в Козии (к. XIV в.) и один цикл из Мистры (ц. Богоматери Пантанассы, 1428–1445) – наиболее поздний в группе фресковых росписей; кроме монументальных циклов были использованы миниатюры иллюминированных рукописей: двух следованных Псалтирей – Мюнхенской (Cod. Slav. 4, 1396–1410) и Томича (ГИМ, 2752, 1360–1363), а также отдельного сборника, содержащего Акафист с последованием из ГИМ (Син. греч. 429, 1360-е гг.). Икон XIII–XV вв., подобных иконе Успенского собора, на Балканах неизвестно. Опубликованный в настоящее время иконографический материал, представляющий композицию циклов Акафиста, был собран и сведен в таблицу, которая помещена в приложении (см. приложение 1). Особенности каждого сюжета к отдельным строфам гимна подробно описаны и проанализированы в двух параграфах, следующих за таблицей (см. приложение 2). Основой анализа иконографического материала стало отношение изображения к тексту строфы, выявление особенностей которого дало интересные результаты. Для последующего изложения материала необходимо здесь кратко повторить эти результаты и одновременно подчеркнуть проблемы, важные для дальнейшего исследования конкретного памятника – иконы московского Успенского собора. 1. Проблема устойчивости иконографических типов

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Кор. Казимир III Великий с храмом, посвященным Пресв. Богородице. Рельеф ц. Рождества Пресв. Богородицы в Вислице. 1464 г. К. В. сумел, опираясь на поддержку женатого на его сестре венг. кор. Карла Роберта (Карла Анжуйского), положить конец войнам с маркграфством Бранденбург, Чехией, Тевтонским орденом, добился длительного мира с этими гос-вами и укрепил свой международный авторитет, получив право называться «король Польский» вместо «король Кракова» (1335). При К. В. одним из важнейших направлений внешней политики Польского королевства стало восточное. Ориентация последнего галицко-волынского кн. Юрия II (Болеслава) на союз с зап. правителями, венг. кор. Карлом Робертом и К. В., а также засилье иностранцев вызвали недовольство галицкой знати и заговор 1340 г., в результате к-рого Юрий II был убит. После его смерти К. В. совершил поход на Галицкую землю (см. ст. Галицкая Русь ), принял вассальную клятву от предводителя местного боярства Димитрия Дедко и вывез княжескую казну. В последующие годы, пользуясь поддержкой волынского кн. Димитрия (Любарта) Гедиминовича (сына Литовского вел. кн. Гедимина ) и правителей Золотой Орды, Дедко дал отпор полякам, пытавшимся захватить Галицкую землю. В 1344 г. К. В. захватил Перемышльские земли. В 1349 г. в результате нового успешного похода подчинил Галицкую землю и попытался завоевать Волынь. Польско-литов. столкновения завершились заключением в 1352 г. перемирия, согласно к-рому К. В. правил в Галицкой земле, а литов. князья - на Волыни. Возобновившаяся вскоре война длилась до сер. 50-х гг. XIV в. и не принесла воевавшим желаемых результатов. Впосл. К. В. добился того, чтобы сидевшие в Подолии литов. князья Кориатовичи признали себя его вассалами. С 1350 г. К. В. именовался «королем Польши и Руси» или «король… Польской земли… Русской земли господарь и дедич» - обе территории воспринимались как отдельные гос-ва, объединенные персональной унией. В 1366 г., после успешных военных действий, К. В. подчинил себе значительную часть Волыни с ее главным центром Владимиром, а также Белз и Холм.

http://pravenc.ru/text/1319874.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР I ВУХИР [греч. Ισδωρος Βοχειρ (Βοχειρας)] (1300/10 - после февр. 1350), патриарх К-польский (с 17 мая 1347), визант. гимнограф, соратник свт. Григория Паламы и Иоанна VI Кантакузина . Жизнь И. В. родился в Фессалонике и был в семье старшим из 10 детей (у него были 4 брата и 5 сестер). Получив светское образование, И. В. решил постричься в монахи и поступил под духовное руководство Герасима Эвбейского (PLP, N 3756), ближайшего друга прп. Григория Синаита (или ученика, согласно сообщению свт. Каллиста I в Житии прп. Григория). Вероятно, по побуждению Герасима И. В. отправился из Фессалоники на Афон, чтобы поступить в школу прп. Григория ( Τσμης. 1985. Σ. 352-354). В 1326 г. набеги турецких пиратов на Афон вынудили прп. Григория вместе с учениками, среди к-рых был И. В., покинуть Св. Гору. И. В. вернулся в Фессалонику, где в течение 10 лет, оставаясь мирянином, возглавлял круг исихастов, состоявший из монахов и мирян. В 1335/36 г. И. В. посетил Паламу в мон-ре Эсфигмен на Афоне, игуменом к-рого буд. святитель в то время был назначен афонскими властями. Там же И. В. был пострижен в монахи и затем снова вернулся в Фессалонику. И. В. сопровождал свт. Григория на июньский Собор 1341 г. (RegPatr, N 2210), на к-ром состоялось осуждение Варлаама Калабрийского . После Соборов 1341 г. И. В. был рукоположен во иерея и наречен митрополитом Монемвасийским (RegPatr, N 2250), поскольку патриарх К-польский Иоанн XIV Калека благоволил в то время к свт. Григорию и хотел сделать последнего своим союзником в борьбе с вел. доместиком Иоанном Кантакузином за регентство при легитимном наследнике Иоанне V Палеологе ( Meyendorff. 1959. P. 110-112). Однако И. В. так и не был рукоположен. Осенью 1344 г., после неудавшихся переговоров с Кантакузином и ужесточения политики в отношении сторонников последнего, патриарх Иоанн Калека созвал синод, который наряду с отлучением свт. Григория Паламы от Церкви (RegPatr, N 2249; текст осуждения утерян) низложил И. В. (RegPatr, N 2250). До 1347 г. И. В. занимался преподаванием; в частности, его учеником был известный визант. интеллектуал и переводчик сочинений Фомы Аквинского антипаламит Димитрий Кидонис .

http://pravenc.ru/text/674898.html

Дечани. Монастырь Высокие Дечаны. Высоко-Дечанская лавра Карта и ближайшие объекты Монастырь Высокие Дечаны расположен в живописной долине реки Быстрицы в окружении высоких гор и густых лесов, в нескольких километрах к западу от посёлка Дечаны, в 17 км южнее города Печ. Монастырь был построен в 1327-1335 г.г. святым королем Стефаном Дечанским, названным так в честь основанной им обители, и его сыном царем Стефаном Душаном. Работу осуществляли строители под началом францисканского монаха Вита из приморского Котора. Грамота об основании датирована 1330 годом. В 1331 г. король святой Стефан Дечанский преставился и был похоронен в стенах монастыря, который с того времени превратился в место паломничества. Монастырь был посвящен Вознесению Господню и стал самым величественным в средневековой Сербии - большие размеры и характерный стиль монастырского храма выделяли его среди всех прочих. Высота монастырской церкви дала обители название " Высоких " Дечан. Строительство продолжалось до 1335 г., после чего была выполнена роспись стен. Роспись велась силами многочисленной артели, собранной для этого со всей страны, и была завершена только к 1350 г. В средневековье в Дечанах было создано много выдающихся произведений церковного искусства: фрески и иконы, рукописные книги и церковные стихи. Эпоха реставрации Печской Патриархии во второй половине XVI в. стала самым благоприятным периодом истории монастыря. В это время и на протяжении XVII в. монастырская ризница, библиотека и другие монастырские здания пополнились драгоценными реликвиями. Особенно важной в этот период была работа монастырских книжников, переписывавших богослужебные и богословские книги. Во время Великого переселения сербов и патриаршества Арсения (Черноевича) в конце XVII в. монастырь был разграблен турками. Наступили тяжелые времена, когда монастырь едва сохранял численность своей монашеской братии. В 1836 г. князь Милош Обренович построил вспомогательное здание монастыря, а в 1849 г. князь Александр Карагеоргиевич подарил монастырю мощи святого короля Стефана Дечанского. На протяжении XIX в. были обновлены все монастырские здания. В начале XX в. со Святой Горы Афон в Дечаны был приглашен иеросхимонах Кирилл (Абрамов) с русской братией для возрождения пришедшей в запустение обители. Через некоторое время монастырь вновь начал процветать. Позднее обитель возглавил другой русский подвижник, владыка Митрофан (Абрамов). В предвоенный период в монастыря действовала монашеская школа.

http://sobory.ru/article/?object=40539

Дечани. Монастырь Высокие Дечаны. Собор Спаса Вседержителя. Карта и ближайшие объекты Соборный храм в честь Вознесения Господня, во имя Спаса Вседержителя, 1327-1335 г.г. постройки, отличается сложной архитектурой, в которой прослеживается западное влияние - как готическое так и романское. Церковь отличается стройными, гармоничными пропорциями, богатством декоративного убранства. Храм представляет собой пятинефную базилику с трёхнефным притвором и куполом, облицованную квадрами тёсаного пурпурного, светло-жёлтого и чёрного мрамора. В архитектурном оформлении фасадов использованы романские и готические детали: лизены с аркатурным фризом на консолях, каменная пластика на порталах и капителях. Внутри поверхность выложена ониксом. Внешние скульптурные барельефы навеяны апокалиптическими образами. Фресочная роспись, выполненная в 1335-1350 г.г., состоит из более чем тысячи изображений и на начало XXI в. является самым большим сохранившимся памятником средневековой монументальной живописи в Сербии. Живописный ансамбль носит энциклопедический характер и включает 20 отдельных циклов изображений. В их составе как традиционные сюжеты - Двунадесятые праздники, Страсти, Чудеса и Притчи Христовы, Богородичный цикл, Вселенские Соборы, Месяцеслов, Страшный Суд, жития святителя Николая, пророка Иоанна Предтечи, святых воинов Георгия и Димитрия, евхаристические и ветхозаветные композиции, так и более редкие: иллюстрации Книги Бытия, Деяний Апостолов, Притч Соломоновых, Акафиста, Книги пророка Даниила, Древо Иессеево и Лоза Неманичей. Особое внимание уделяется изображениям правителей Сербии, которые предстают в ктиторских композициях и в сцене, иллюстрирующей завершающую строфу Акафиста. Другим ярким нововведением стало изображение Чина проскомидиив жертвеннике, совершаемого первоиерархами Сербской Церкви святителями Саввой и Арсением. Стиль росписей академизирует художественные традиции эпохи Милутина. Сухость и бесстрастность этого искусства сочетается с яркой декоративностью ансамбля, изобилующего повествовательными деталями.

http://sobory.ru/article/?object=49845

Д. род. в благочестивой семье земледельцев среднего достатка. Его старший брат свт. Феодосий (1300-1392, митрополит Трапезундский (пам. греч. 11 янв.)) получил образование в К-поле при Патриархии, затем принял постриг, был рукоположен во пресвитера. Через нек-рое время он удалился на Св. Гору в монастырь Филофей, где затем стал игуменом. Д. смог поступить в этот мон-рь под руководство брата по достижении 19-летнего возраста, в 1335 г. и исполнял обязанности экклисиарха. В 30 лет Д. был рукоположен во диакона, а затем во иерея (1346). Вскоре он стал известен как подвижник и пользовался особым уважением. Через 12 лет пребывания в мон-ре, посоветовавшись с духовниками, он тайно покинул многолюдную обитель и затворился в пещере на горе М. Афон, где проводил время в непрестанной молитве, питаясь травой и дикими плодами, а иногда ходил в окрестные мон-ри просить хлеба. Через 3 года подвижничества (1347-1350) к Д. стали собираться ученики, к-рых он сначала не принимал, но затем уступил их просьбам. Вскоре Д. возглавил братство из 18 монахов, к-рые по его предложению построили на той же горе каливы и храм во имя Иоанна Предтечи, а Д. стал называться «игумен калив». Он безмолвствовал в пещере 5 дней недели, а субботние и воскресные дни проводил вместе с братией. Через нек-рое время, страдая зимой от холода, братия с благословения прп. Д. переселилась на зап. часть горы, где также были построены каливы и новый храм во имя Иоанна Предтечи. Продукты доставлялись на лодке, затем монахи на себе переносили их на гору, причем Д. участвовал в этом. Монахам приходилось ночевать на берегу, и тогда большую часть ночи они проводили в славословии Бога под открытым небом. Однажды преподобный увидел на прибрежной скале огненный факел, восходивший к небу. Поскольку видение повторялось много ночей подряд, он рассказал о нем другу, прп. Дометию († 1403/05), подвизавшемуся в местечке Вулевтирии, имевшему дар рассуждения и пророчества. После того как они вместе 3 ночи видели знамение, Дометий предрек существование на этом месте обители и было принято решение строить там мон-рь. На средства приходивших к Д. за советом мирян и монахов была построена башня высотой 20 м для защиты от пиратов (1370).

http://pravenc.ru/text/178321.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоасаф Метеорский, прп. - житие Преподобный Иоасаф Метеорский После того, как могущественный сербский царь Душан Сильный Неманич (1331- 1355 гг.) подчинил своей власти Албанию и греческую область Эпир, а его воевода Прелюб покорил в 1348 году Фессалию, он провозгласил себя «императором Сербов, Греков и Албанцев» и «деспотом Эпира и комитом Фессалии». Душан отдал Эпирскую область в управление своему брату Симеону-Синише, который женился на дочери греческой правительницы Анны Фомаиде, сестре эпирского правителя Никофора II (1335-1340 гг.). Мать Синиши, гречанка Мария, принадлежала к византийской императорской фамилии Палеологов, и поэтому он стал по матери и жене зваться Палеолог. У Симеона-Синиши и Фомаиды было двое детей – сын Иоанн и дочь Мария-Ангелина. После внезапной смерти царя Душана в 1355 году, в правящем доме Неманичей осталось два мужских главы - молодой двадцатилетний царь Урош и его дядя Симеон-Синиша. Дядя не хотел подчиняться молодому племяннику и, отделившись от него, в эпирском городе Костуре (Кастории) провозгласил себя «царем и самодержцем Греков, Сербов и Албанцев». Он именовался царь Симеон Урош Палеолог (1355-1369). После смерти правителя Фессалии Прелюба, царь Симеон-Синиша взял власть и над этой областью в свои руки и перенес свою столицу в город Фрикалу в центре Фессалии. Он выдал свою дочь Марию-Ангелину за сына Прелюба Фому, и отдал им обоим в управление Эпир. Преподобный и богоносный отец наш Иоанн, в монашестве Иоасаф, родился, как уже говорилось, от отца Симеона-Синиши и матери Фомаиды около 1350 года. Его отец был правителем богобоязненным и по примеру своих предков Неманичей воздвигал церкви и помогал многим монастырям. В своей столице, городе Фрикале в Фессалии, при митрополите Ларисском Ниле, он построил церковь св.Симеона. Благочестивый правитель оказывал щедрую помощь и покровительство Метеорским монастырям, которые в его правление умножались. Воспитываясь в дому своего отца, блаженный Иоанн с детских лет начал стремиться к духовной жизни и отречению от мира и его суеты.

http://pravicon.com/info-2516

Мужской монастырь Высокие Дечаны Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Высокие Дечаны (серб. Манастир Високи Дечани) — главный сербский православный монастырь в Косове, основан в королём Стефаном Дечанским в 1327 году. Главный собор монастыря — крупнейший средневековый храм на Балканах, обладающий самым большим из сохранившихся собраний византийских фресок. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан королём Стефаном Дечанским в 1327 году. Грамота об основании датирована 1330 годом. В 1331 году король Стефан умер и был похоронен в стенах монастыря, который с того времени превратился в место паломничества. Действительно, эпитет «дечанский» говорит о короле, как основателе монастыря. Строительство было продолжено его сыном Стефаном Душаном вплоть до 1335 года, а роспись стен была завершена только к 1350 году. Эпоха реставрации Печской патриархии, во второй половине XVI века становится самым благоприятным периодом истории монастыря. В это время и на протяжении XVII века монастырская ризница, библиотека и другие монастырские здания пополняются драгоценными реликвиями. Особенно важной в этот период становится работа монастырских книжников, переписывавших богослужебные и богословские книги. Во время «великого переселения сербов» и правления патриарха Арсения III Чарноевича монастырь грабят турки. Наступают тяжелые времена, когда монастырь едва сумел сохранить численность своей монашеской братии. Князь Милош строит вспомогательное здание монастыря в 1836 году, а князь Александр в 1849 году дарит монастырю мощи святого короля Стефана Дечанского. На протяжении XIX века обновлены все монастырские здания. Современное состояние [ править править код ] В 2004 году монастырь был внесен в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Фрески монастыря были охарактеризованы как «одни из наиболее ценных экспонатов палеологовского ренессанса в византийском изобразительном искусстве» и «ценное отображение жизни XIV века». В 2006 году он был зачислен в список всемирного наследия, находящегося под угрозой, по причине возможных атак албанских боевиков. Находится под защитой KFOR.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ КОМНИН трапезундский имп. (22.09.1332 - 6.04.1340). Сын имп. Алексея II Великого Комнина . Находился в изгнании в К-поле, захватил трон в результате династического переворота, свергнув при поддержке группировки столичной знати 8-летнего племянника Мануила II, впосл. убитого его сторонниками. Провел репрессии против группировки местных архонтов провинции, казнив ее важнейших представителей. Коронован 16 сент. 1335 г. 5 июля 1336 г. одержал победу над напавшим на Трапезунд эмиром Кара хисара Хасаном Кучуком. Заключил брак с незаконной дочерью Андроника III Палеолога Ириной (16 сент. 1335, императрица 1340-1341), затем вступил в связь и впосл. (8 июля 1339) женился на Ирине из Трапезунда, от к-рой имел детей Алексея и Калоиоанна (буд. имп. Алексей III Великий Комнин ). Патриарх К-польский Иоанн XIV Калека счел поведение В. В. К. прелюбодеянием, отлучил Ирину Трапезундскую от Церкви и осудил митр. Трапезундского Григория, фактически согласившегося на развод В. В. К. и потворствовавшего ему. 3 марта 1337 г. во время солнечного затмения произошло народное выступление против императора, к-рый был забросан камнями. При В. В. К. произошел раскол трапезундской столичной знати, первоначально ориентировавшейся на К-поль, и сразу после его смерти началась гражданская война. Оставил значительное состояние. Друг и покровитель ритора Андрея Ливадина . Ист.: Панарет. Хроника; Nicephori Gregorae Byzantina historia Graece et Latine/A cura L. Schopeni. Bonnae, 1829. T. 1. P. 536, 548-549, 678-679; Ανδρου Λιβαδηνο βος κα ργα/Εκδ. Ο. Λαμψδης. Αθναι, 1975; Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Tl. 2: Ed. und Übers. der Urkunden aus den Jahren 1337-1350/Hrsg. von H. Hunger e. a. W., 1995. S. 194-200; Rosenqvist J. O. The Hagiographic Dossier of St. Eugenics of Trebizond in Codex Athous Dionysiou 154. Uppsala, 1996. P. 338-340. Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst.,1968; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969. P. 101-104; Bryer A. Peoples and Settlement in Anatolia and the Caucasus, 800-1900. L., 1988. Т. 6. P. 347-352; idem. Byzantium and the Pontos during the Time of Troubles " (1332-1363)//Acts XVIIIth Intern. Congr. of Byzantine Studies: Selected Papers: Main and Communications. Moscow, 1991. Vol. 1: History. Shepherdstown, 1996. P. 93-105; Kislinger E. Macht und μοιχεα am Hof von Trapezunt: Zu einem Patriarchalschreiben des Jahres 1340//JÖB. 1994. Bd. 44. S. 245-253. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150793.html

Существуют 2 типа изображения К. и «иже с ним» - в сцене мучения (усекновение главы) и единоличные. В мучении: на миниатюре в Минологии из Бодлеянской б-ки (Bodl. f. 1. Fol. 31, 1327-1340), на несохранившейся миниатюре к Житию святых в Минологии на февр.-март (ГИМ. Греч. 133, XI в.); в настенных минологиях в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) - под 11 марта, сохранились надписи у К. и Киприана, в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (ок. 1340) изображен только К., сохранилась надпись: «Ο γιος Κοδρ(τος) ξφει τε(λει)οται» (атрибутирован как мч. Кодрат Никомидийский, см.: Менолог. С. 310), в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561) - надпись «                ». Единолично: на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O.I.58. Л. 103 об., кон. XV в.) - представлен только К. как средовек с вьющимися волосами, бородой ниже средней, в руке крест; в настенных минологиях в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1335-1350) под изображениями мучеников сохранилась надпись: «      ()       (Акиндин, искаженное Анект?)        », в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) К. показан в рост, с крестом в руках, темноволосый, короткая клиновидная борода, за ним - нимбы сомучеников. Образ К. постоянно включался в рус. минеи. Под 10 марта он представлен, как правило, один, напр.: на минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) - юный, без бороды; на минейной иконе на март-апрель из комплекта годовых миней 2-й пол. XVI в. (собрание М. Б. Миндлина); на иконе на март кон. XVI в. (ЧерМО), на минее годовой нач. XIX в. (УКМ); а также на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) - в воинских доспехах, и И. К. Любецкого (1730, РГБ) - в хитоне и гиматии. Лит.: Менолог. С. 295, 334, 369, 385; Евсеева. Афонская книга. С. 283; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 57; С. 63. Кат. 140; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. 2004. С. 41-43. Кат. 33.7; С. 49-51. Кат. 35.6; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 105.

http://pravenc.ru/text/1841654.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010