Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Стены г. Дидимотихона [греч. Ιερ Μητρπολις ιδυμοτεχου, Ορεστιδος κα Σουφλου], в составе Элладской Православной Церкви. Кафедра митрополии - г. Дидимотихо (ранее Дидимотихон) - расположен во Фракии, в 2,5 км от границы с Турцией, на берегу р. Эритропотамос (приток р. Эврос). Со II в. по Р. Х. недалеко от места, где затем возник Дидимотихон, существовал большой город Плотинополь, в к-ром находилась епископская кафедра (1-е упом. в 434-435), подчиненная митрополиту Адрианопольскому. Поскольку Плотинополь находился в долине и не был хорошо приспособлен для обороны, визант. имп. Юстиниан I построил на холме крепость Дидимотихон, получившую это название из-за двойного ряда оборонительных стен (ιδυμτειχον от δδυμον τεχος - двойная крепостная стена). К IX в. Плотинополь окончательно пришел в упадок. Первый епископ Дидимотихона Никифор упоминается в 879 г. В этот период епископия подчинялась Траянопольской митрополии. С кон. XII в. хорошо укрепленный Дидимотихон приобрел важное стратегическое значение. После захвата К-поля крестоносцами в 1204-1206 гг. здесь находилась резиденция К-польского патриарха Иоанна Х Каматира. Андроник III Палеолог во время военных действий против своего деда Андроника II объявил Дидимотихон своей столицей. Во время гражданской войны 1341-1347 гг. в Дидимотихоне находился штаб имп. Иоанна VI Кантакузина, и здесь он был коронован в ц. св. Георгия Палеокастрита. Епархия была возведена в ранг архиепископии в кон. XII в., в ранг митрополии - в XIII в. (ранее 1261, еще в период пребывания императоров в Никее). В 1359 г. город был временно занят турками и окончательно захвачен в нояб. 1361 г. Мурад I сделал Дидимотихон столицей своего гос-ва до подчинения османами Адрианополя. В списках епархий К-польского Патриархата Дидимотихская епархия при имп. Андронике II (1282-1328) занимала 54-е место, при Андронике III (1328-1341) - 44-е, в кон. XV в.- 34-е, в 1715 г.- 33-е, в 1855 г.- 17-е (митрополит носил титул «ипертим и экзарх Родопский»), в 1900 г.- 28-е место.

http://pravenc.ru/text/172000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ КЛИДА Григорий Клида [греч. Γρηϒριος Κλειδς] (XIV в.), визант. церковный деятель. Сменил Георгия Пахимера в должности дикеофилака Великой ц. (1313); эта должность, связанная с правовой сферой, принадлежала к числу высших должностей визант. церковной иерархии (т. н. эксокатакилы). Г. К. был диаконом (1334) и архидиаконом (до 1337) храма Св. Софии. Был женат и имел детей. Г. К., вероятно, получил хорошее образование, т. к. известен в качестве адресата Мануила Гавалы (Матфея Эфесского). Ок. 1313 г. он упомянут в источниках как дипломат. В 1319 г. он был послан имп. Андроником II Палеологом в Венецию к дожу с жалобой на многочисленные злоупотребления венецианцев. В 1332 г. Г. К. вместе со Стефаном Сиропулом пребывал в Венеции, где вел переговоры с дожем о заключении договора на 6 лет (26 авг. между Венецией, Византией и иоаннитами Родоса был заключен союз против тур. пиратов - RegImp, N 2785). Г. К. активно действовал в качестве посредника во время гражданской войны 1321-1328 гг. В окт. 1327 г. он вместе с Нифоном, еп. Магленским, получил от имп. Андроника II поручение удержать его мятежного внука Андроника III Палеолога от похода на К-поль. В нояб. того же года он повторно отправился с посольством к Андронику III и перешел на его сторону. Входя в 1329-1337 гг. в состав образованной в ходе судебной реформы Андроника III коллегии 4 «вселенских судей ромеев» (вместе с Иосифом, митр. Апрским, вел. диикитом Главой и Николаем Матарангом), клирик Г. К. получил право заниматься рассмотрением светских дел. Т. о., Церковь перенимала у светской администрации мн. властные и судебные функции вслед. падения авторитета светских органов гос. управления. В 1337 г. в результате коррупционного скандала 3 из 4 «вселенских судей» (кроме Николая Матаранга) были осуждены и отправлены в ссылку. С т. зр. Г. Теохаридиса, Г. К. является наиболее вероятным автором «Апологии осужденных вселенских судей». Я. ван Дитен, обращая внимание на общий язвительный стиль и настрой произведения, делает вывод о том, что оно является не апологией, но сатирой на процесс 1337 г., адресованной имп. Иоанну V Палеологу . Все осужденные «вселенские судьи» вернулись в столицу после смерти Андроника III в 1341 г.

http://pravenc.ru/text/166850.html

Ок. 640 г. благодаря почитанию св. Феодора Е. получили статус автокефального архиеп-ства ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. 206). С VII в. город фигурирует под 28 в списке автокефальных архиеп-ств К-польского Патриархата (Ibid. N 1. 206; 4. 250; 5. 266). В нач. IX в. Е. значились в списке уже под 29 (Ibid. N 2. 218). Статус митрополии Е. получили в 80-х гг. IX в., при имп. Льве VI Мудром (Ibid. N 16. 388). В списке митрополий того времени город занимал 51-е место; в подчинении у митрополита Е. находились епископии Газалы, Котзиагры, Сивикт и Вариана (Ibid. N 7. 287). В списке митрополий Нила Доксопатра (XII в.), где Е. значатся под 54, также указывается, что Е. подчинены 4 епископии (Ibid. N 14. 376). Однако во мн. рукописях отмечается, что эти епископии подчинялись митрополии Нов. Патр, а митрополия Е. не имела подчиненных епископий ( Parthey. 1866. S. 127). В дальнейшем Е., как правило, сохраняют 51-е место в иерархии кафедр К-польской Церкви ( Darrouz è s. Notitiae. N 7. 272). Ок. 940 г. Е. упоминаются под 51 в Να Τακτικ Константина Багрянородного в списке из 53 митрополий (Ibid. N 8. 292). При имп. Алексее I Комнине (1081-1118) Е. числилась 51-й митрополией (Ibid. N 12. 349), при имп. Андронике III Палеологе (1328-1341) - 50-й (Ibid. N 19. 413). В нояб. 1318 г. имп. Андроник II Палеолог уравнял в правах с митрополией Е. митрополию Апра, тогда же и Синод одобрил это решение ( Miklosich, M ü ller. T. 1. P. 89-91). В янв. 1327 г. по причине того, что мн. кафедры М. Азии оставались без пастырей, Синод назначил митрополита Кесарии Каппадокийской экзархом всей Анатолии. В числе других митрополий (Икония, Севастии, Мокисса, архиепископии Назианз) в юрисдикцию экзарха попали и Е. На К-польском Соборе 2 февр. 1347 г., низложившем К-польского патриарха Иоанна XIV Калеку, а также на Соборе 1351 г., на к-ром восторжествовало учение св. Григория Паламы и были осуждены Варлаам и Акиндин, вместо митрополита Е. присутствовал Гавриил, митр. Апра. В кон. XV в. Е. исчезают из списка митрополий. В документах XVII в. упоминается, что митрополия Е., имевшая в юрисдикции 4 епископии, теперь не имеет ни одной. В 1-й пол. XVII в. митр. Е. Мелетий отмечал, что его митрополия была вакантной по причине малого числа верующих. В тот период Е. уже не были действующей митрополией, хотя и тогда и позднее туда назначались титулярные митрополиты. В списках митрополий 1645 и 1715 гг. Е. не упоминаются. Архиереи

http://pravenc.ru/text/187898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК III ПАЛЕОЛОГ (25.03.1297 - 15.06.1341), визант. имп. (с 24 мая 1328, коронован 2 февр. 1325), старший сын Михаила IX Палеолога и арм. царевны Ксении (в Православии Марии). Между 1308 и 1313 гг. (вероятнее всего, в 1312) стал вторым после своего отца соправителем деда, имп. Андроника II Палеолога . В 1321 г. между дедом и внуком началась междоусобная «война двух Андроников». В поддержку внука выступила коалиция во главе с крупнейшим фракийским феодалом, одаренным дипломатом и тонким политиком, буд. имп. Иоанном VI Кантакузином , в к-рую входили наместник Зап. Македонии Феодор Синадин, доместик Запада Алексей Апокавк и знатный полководец Сиргиан. На стороне Андроника II остались великий логофет Феодор Метохит и Никифор Хумн . Лишь в 1327 - нач. 1328 г. А. П. удалось заручиться полной поддержкой Фракии и Македонии, и 24 мая 1328 г. он вступил в К-поль. Андроник III Палеолог. Фреска в вост. части притвора собора Богородицы Хиландарского мон-ря. После 1325 г. (поновлена в 1804) Андроник III Палеолог. Фреска в вост. части притвора собора Богородицы Хиландарского мон-ря. После 1325 г. (поновлена в 1804) В течение всего царствования А. П. реальная власть в империи была сосредоточена в руках великого доместика Иоанна Кантакузина. Сам император проявил нек-рую самостоятельность лишь в военных кампаниях, к-рые возглавлял. Византии в ходе военных походов были возвращены отторгнутые еще в 1204 г. о-в Хиос (1329), Сев. Фессалия и Эпир (1337). Владельцы квасцовых рудников в Фокее также признали власть визант. императора. Однако на Востоке А. П. терял город за городом. В решающей битве при Филокрене (10 июня 1329) визант. армия была разбита османами. В марте 1331 г. сдалась осажденная Никея. Мир с османским эмиром Орханом (1324-1362) был достигнут ценой ежегодной уплаты 12 тыс. иперпиров. В 1332 г. А. П. вступил в антитур. союз с Венецией и родосскими рыцарями- иоаннитами , к к-рому в 1334 г. присоединились франц. и неаполитанский короли, а также Римский папа и дука Наксоса . Но совместная экспедиция так и не состоялась. В борьбе с османами император пытался опереться и на союз с тур. эмиратами Кареси, Сарухан и Айдын, но не достиг результата; в 1337 г. пала Никомидия . Последние малоазийские владения империи - Ираклия Понтийская и Филадельфия - были обречены.

http://pravenc.ru/text/115408.html

В нач. 1327 г. междоусобная борьба возобновилась. На стороне Андроника III выступил болг. царь Михаил III Шишман, а союзником Андроника II стал сербский кор. Стефан Урош III . В период военных действий мать И. К. вновь руководила двором и обороной Дидимотиха. Вероятно, именно тогда в отношениях между имп. Анной Савойской и Феодорой Кантакузиной возникли трения. Зимой 1327/28 г. жители Фессалоники подняли восстание в поддержку Андроника III; вскоре город перешел под его контроль. Андроник III и И. К. овладели Серрами, после чего сопротивление армии Андроника II было сломлено. 24 мая 1328 г. войска под командованием Феодора Синадина ворвались в К-поль и начали расправу над приверженцами Андроника II. Историк Никифор Григора сообщает, что многое из награбленного солдатами в столице прямо направлялось в казну Андроника III. И. К. был единственным, кто воздержался от поношений старого императора и его сторонников ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 432). Правление Андроника III (1328-1341). В кон. 20-х - 30-х гг. XIV в. на ключевых гос. постах находились люди из окружения И. К. Финансами руководил Алексей Апокавк, занявший пост месадзона ; до 1330 г. эпархом (градоначальником) К-поля был Феодор Синадин, затем этот пост также перешел Апокавку. Позднее Апокавк стал также командующим флотом. Но т. к. Андроник III с И. К. часто отсутствовали в столице, то реальная исполнительная власть оказалась именно в руках Апокавка, к-рый вел текущие дела совместно с имп. Анной и Феодорой Кантакузиной. И. К. сосредоточился на военной и дипломатической деятельности и был первым, хотя и не единственным советником императора. В своей «Истории» И. К. изображает себя главным организатором военно-политических предприятий византийцев этого периода, что, естественно, надо принимать с осторожностью, т. к. у императора были и др. советники. В июне 1329 г. имп. Андроник и И. К. предприняли поход в М. Азию на помощь осажденной османским эмиром Орханом I Никее. Несмотря на ряд побед, поход закончился катастрофой в битве у Филокрине, где Андроник был тяжело ранен, а И. К. едва избежал смерти, отступая с остатками армии. Никея сдалась османам 2 марта 1331 г. Последствия гражданской войны проявились в том, что сторонники Андроника II не привели свои войска на помощь, когда узнали о ранении Андроника III. В кон. 1329 г. византийцы успешно отвоевали у генуэзцев о-в Хиос, генуэзская Фокея признала сюзеренитет К-поля, а Лесбос удалось отстоять от нападения латинян. В 1330 г., после разгрома сербами коалиции монголов и болгар, Андроник III под предлогом мести за изгнание своей сестры Феодоры (жены погибшего болг. царя Михаила III Шишмана) из Тырнова объявил войну Болгарии, захватив болгарские опорные пункты на границе с визант. Фракией, а также порты Анхиал и Месемврию; по мирному договору в Русокастро в 1332 г. захваты были узаконены.

http://pravenc.ru/text/471274.html

Вопрос о времени жизни И. К. одним из первых изучал еп. Порфирий (Успенский). На основе рукописных колофонов он считал, что активная деятельность И. К. в качестве мелурга относится к периоду между 1299 и 1332 гг. Исследователь отметил, что в перечне известных мелургов в Стихираре Ватопедского монастыря 1299 г. имя И. К. отсутствует, тогда как в 1332 г. он уже назван маистором. Еп. Порфирий предположил, что покровителем И. К. был Андроник III Палеолог (1328-1341) ( Порфирий (Успенский). 2006. C. 225-226). Биографию И. К. подробно исследовал Уильямс, к-рый, опираясь на косвенные данные, заключил, что преподобный род. ок. 1280 г. и обучался в грамматической школе при приюте св. Павла. Эта школа была предназначена для бедных юношей из провинции, стремившихся приобщиться к греч. культуре и сделать карьеру в К-поле. Уильямс указал на то, что в Житии И. К. представлен как человек, выросший в слав. среде, и, вероятно, славянин по происхождению (исследователь предположил, что патроним Пападопул является переводом слав. Попович). По мнению Уильямса, покровителем И. К. был имп. Андроник II Палеолог (1282-1328), к-рый считался любителем изящных искусств. Исследователь указал на дополнительный источник, данные к-рого позволяют предположить, что И. К. был жив в 50-70-х гг. XV в. Это стихотворная история К-польских патриархов Кирилла Лавриота (XVIII в.), в к-рой описывается встреча патриарха Филофея Коккина и И. К. на Афоне в 1354/55 или в 1376 г. ( Williams. 1968. P. 312-314, 362). Однако поздний характер текста и отсутствие сведений об источниках, на к-рые опирался Кирилл Лавриот, заставляют сомневаться в достоверности текста. Большинство др. исследователей интерпретировали упоминание о «древнем Кукузеле» в рукописи 1341 г. как свидетельство того, что к этому времени И. К. уже скончался (см., напр.: Στθης. Αναγραμματισμο. Σ. 127. Σημ. 4). Е. В. Герцман предположил, что «время активной творческой жизни мастера завершилось задолго до наступления XIV столетия» (возможно, в XII в.- Герцман. 2006. С. 496). Тем не менее, учитывая отсутствие упоминаний об И. К. до нач. XIV в., предпочтительной представляется традиц. датировка.

http://pravenc.ru/text/471332.html

Наивысшего расцвета род К. достиг в XIV в. Византийский имп. и выдающийся богослов Иоанн VI К. (1341-1354) был сыном пелопоннесского наместника в 1286-1294 гг. (имя неизв.) и Феодоры Палеологины Ангелины К. († 1342; PLP, N 10942), тетки имп. Андроника III Палеолога (1328-1341). Женившись на внучке болгарского царя Иоанна III Асеня (1279-1280) Ирине Асенине († до 1379; PLP, N 10935), буд. император породнился с родом Асеней (Асанов). После восстановления власти Византии над Эпирским царством одна из дочерей Иоанна VI, Мария, была выдана замуж за деспота Никифора II; другая, Елена, в 1347 г. в знак примирения в гражданской войне 1341-1347 гг.- за Иоанна V Палеолога. Старший сын Иоанна VI, Матфей Кантакузин , был коронован в февр. 1354 г. и после отречения Иоанна VI в дек. 1354 г. вплоть до кон. 1357 г. вел борьбу за престол с Иоанном V Палеологом. Потерпев поражение, ок. 1361 г. он переселился на Пелопоннес к младшему брату Мануилу (деспоту Мореи с 1349) и занимался лит-рой и философией. В 1-й пол. XV в. одна из ветвей рода К. упрочила связи с Сербией. Правнук Иоанна VI (точное родство является предметом научной полемики: Nicol. 1973. P. 312-313) Георгий († между 1456 и 1459; PLP, N 10959) покинул Морею, учился в К-поле у эрудита Иоанна Хортазмена , затем переселился в Сербию, где в 1456 г. защищал г. Смедерево от венгров. Его сестра Ирина († 1457; PLP, N 5970) в 1414 г. была выдана замуж за серб. правителя Георгия Бранковича. Брат Георгия и Ирины Фома († до 1463; PLP, N 10968) с 1433 г. также состоял на серб. службе и в 1439 г. участвовал в обороне Смедерево от турок. Др. их брат - Андроник (PLP, N 10957), последний великий доместик Византийской империи, в 1436 г. участвовал в посольстве от Иоанна VIII Палеолога к Георгию Бранковичу по вопросу об унии между К-польской и Римско-католической Церквами, однако переговоры не привели к успеху. После падения К-поля в мае 1453 г. он был казнен турками. Др. ветвь рода К., берущая начало от двоюродного брата Иоанна VI севастократора Никифора К., во 2-й пол. XIV-XV в. жила в Трапезунде. Феодора Комнина К. († до 1400; PLP, N 12068) в 1351 г. была выдана замуж за трапезундского правителя Алексея III Великого Комнина (1349-1390). Их сын, Мануил III Великий Комнин (1390-1416), унаследовал трапезундский престол и передал его своему сыну Алексею IV Василию Великому Комнину , который также взял себе в жены представительницу рода К.- Феодору К. († до 1426; PLP, N 12069). Последний имп. Трапезунда Давид I Великий Комнин (1460-1461) выбрал себе жену из рода К.- правнучку Иоанна VI Елену К. В 1463 г., через 2 года после падения Трапезунда, почти все их дети были казнены.

http://pravenc.ru/text/1470279.html

В 1328-1341 гг. ( Leone. 1987/1989. Σ. 275-276) визант. писатель Никифор Григора создал обобщающий агиографический текст, прославляющий 3 дружины Коринфских мучеников, пострадавших во время гонений при императорах Деции и Валериане (BHG, N 358). В заглавии сочинения Григоры значится только имя К., его подвигу посвящена большая часть произведения, в то время как другие мученики, пострадавшие вместе с ним, по имени не названы. Григора попытался восстановить недостающие в раннем анонимном Мученичестве звенья жизнеописания К., сообщая, напр., что его родители были богатыми людьми благородного происхождения. Его мать, будучи беременной К., бежала от гонений в пустыню, где и скончалась через неск. дней после родов, оставив младенца в полном одиночестве. Григора опустил упоминание о занятиях мученика медициной, но подробнее описал пытки, к-рые претерпели он и его ученики (префект повелел подвесить их за ноги и терзать железными лезвиями и огнем, а затем приказал бросить диким зверям, однако те не тронули святых). На момент мученической кончины, согласно данному сочинению, К. был уже пожилым человеком. По словам Григоры, живоносный источник на месте гибели мучеников был известен и в его время ( Leone. 1987/1989. Σ. 290). Завершив рассказ о казни и захоронении мощей К. и др. мучеников, Григора переходит к повествованию о святых, претерпевших мучения «в те же годы», для к-рых К., по мнению визант. писателя, стал «учителем» и «примером». Это пострадавшие при анфипате Терции мученики Коринфские Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий (пам. 31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.) (Ibid. Σ. 290-291) и Леонид , мч. Коринфский, и 7 праведных дев - Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Каллия, Галина и Феодора (пам. 16 апр., 10 марта), утопленные в море анфипатом Венустом (Ibid. Σ. 291-293). Почитание как одной, так и другой дружины фиксируется еще в позднеантичный период в сир. и в лат. традициях ( Halkin. 1953. . 217), а в Византии известно по крайней мере с X в. (SynCP. Col. 435-436, 609-610), однако Григора первым выстроил последовательное повествование с единой сюжетной линией и законченной композицией, отражающее историю утверждения христианства в Коринфе в III в., сделав К. главной фигурой этого процесса.

http://pravenc.ru/text/1841654.html

О. особенно часто упоминается в источниках эпохи визант. династии Палеологов (1261-1453). В эти столетия икона Божией Матери «Одигитрия» постепенно стала едва ли не главной святыней К-поля, покровительницей города и правящих императоров, мон-рь часто рассматривался как 2-й по значению религ. комплекс в К-поле после собора Св. Софии. 15 авг. 1261 г., в день вступления имп. Михаила VIII Палеолога в освобожденный К-поль, икону «Одигитрия» торжественно возили по улицам в сопровождении шествия ( Georg. Pachym. Hist. Vol. 1. P. 160; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 87). В 1289 г. в О. удалился К-польский патриарх Григорий II Кипрский , отрекшийся от престола. В 90-х гг. XIII в. имп. Андроник II Палеолог предоставил О. в качестве резиденции проживавшего в К-поле Антиохийского патриарха Кирилла II . В 1308 г. патриарх Кирилл скончался, он завещал впредь совершать в мон-ре свое поминовение ( Georg. Pachym. Hist. Vol. 2. P. 580, 615). С этого времени О. более чем на столетие стал метохией (подворьем) Антиохийской Православной Церкви. Официально мон-рь находился в юрисдикции Антиохийских патриархов, в большинстве своем живших в К-поле. В 1296 г., после подавления мятежа Алексея Филантропина, имп. Андроник II посещал О., возносил перед иконой благодарственные молитвы (Ibid. P. 231). Имп. Андроник III Палеолог также молился в О.: в 1322 г.- после завершения гражданской войны и установления мира, в 1328 г.- после победы в гражданской войне и вступления в К-поль, в 1337 г.- после победы в морской битве над турками ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 168, 305; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 542). В июне 1341 г. тяжелобольного Андроника III вновь доставили в О., чтобы молиться о его выздоровлении, но вскоре он умер, и в течение 3 дней его вдова Анна Савойская, оставалась в мон-ре рядом с его телом ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 555, 559; Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 557, 560). Осенью 1342 г. большая толпа горожан пришла к О., чтобы благодарить Богородицу за то, что имп. Иоанн Кантакузин потерпел неудачу в походе на Фессалонику ( Cantacus. Hist. Vol. 2. P. 300). В февр. 1347 г. Кантакузин вернулся в К-поль, победив в очередной гражданской войне, и в первую очередь направился в О. для молебна перед иконой (Ibid. Vol. 2. P. 607). В 1354 г. Кантакузин молился перед иконой накануне коронации своего сына Матфея как соправителя (Ibid. Vol. 3. P. 259). В кон. 1354 г., потеряв надежду сохранить власть, Кантакузин перед иконой в О. клялся передать правление своему бывш. врагу имп. Иоанну V Палеологу , отказаться от союза с серб. кор. Стефаном IV Душаном в обмен на возможность ему жить в К-поле с почетом ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 555). Победитель Иоанн V, войдя в К-поль, пригласил Кантакузина в О. и там принудил его объявить вновь о своем отречении.

http://pravenc.ru/text/2578201.html

Посмотрим, когда жили упомянутые агиографом люди. Первый из указанных им лиц, император Андроник II Палеолог правил в Византии с 1282 по 1328 г. Затем на троне его сменил Андроник III, царствовавший с 1328 по 1341 г. Правда, Епифаний не уточняет, о котором из них идет речь и поэтому хронологические рамки оказываются весьма широкими. Некоторое противоречие содержит упоминание патриарха Каллиста, который занимал патриаршую кафедру в 1350–1353 и 1355–1362 гг., т.е. уже после смерти двух Андроников. В свое время это несоответствие вызвало довольно много споров в ученой среде, пока не выяснилось, что дата патриаршества Каллиста была искажена в источнике, которым пользовался Епифаний. Поскольку даты, как известно, тогда обозначались буквами, небольшая описка всего в одном месте привела к тому, что вместо правильного: 6858 г. (от сотворения мира) было написано 6828. Эта ошибка дала основание агиографу считать, что Каллист стал патриархом в 1320 г. и, следовательно, Сергий родился в его правление 44 . Более точными оказываются даты, связанные с жизнью русских деятелей. Князь Дмитрий Михайлович Тверской стал великим князем владимирским в 1322 г., а митрополит Петр управлял русской церковью с 1308 по 1325 г. Таким образом, оказывается, что, согласно времени деятельности названных лиц, Сергий Радонежский родился в промежуток между 1322 и 1325 г. Окончательно же год рождения преподобного позволяет установить упоминание «Ахмуловой рати». Речь, в данном случае, идет о нападении на русские земли татарской рати под предводительством Ахмыла. Судя по летописям, оно имело место в 1322 г. 45 Н. С. Борисов, отвергая 1322 г. в качестве даты рождения Сергия, указал, что в русских летописях Ахмыл упоминается не только в 1322 г., но и за пять лет до этого – в 1318 г. В свое время это обстоятельство дало основание некоторым исследователям полагать, что Сергий появился на свет около 1318 г. 46 Однако, непосредственное обращение к тексту летописного известия показывает, что в конце лета 1318 г. Ахмыл появился на Руси лишь в качестве посланца хана Узбека к тверскому князю Михаилу Ярославичу 47 . Епифаний же говорит об «Ахмуловой рати». Тем самым становится понятным, что речь идет о 1322 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010