Антон Анатольевич Горский Глава третья. Расчетливый вассал: Иван Данилович (1325–1340) В 1326 г., вскоре после гибели Юрия, Иван Данилович Калита приехал в Орду 350 . Поездка, по-видимому, была связана с получением ярлыка на московское княжение 351 . Возможно, Калита каким-то образом сумел повлиять на решение Узбека о судьбе Дмитрия Михайловича Тверского, хотя никаких данных на этот счет нет. Великое же княжение владимирское хан отдал брату казненного – Александру Михайловичу 352 . Этот шаг был вполне логичен: если брат Ивана Юрий дважды пошел на неподчинение хану, то брат Александра Дмитрий, будучи великим князем, выполнял свои обязанности перед Ордой, а сам Александр продемонстрировал свою покорность в предыдущем году, собирая дань в Северо-Восточной Руси. Александр Михайлович вернулся на Русь, а вскоре произошло событие, резко изменившее соотношение сил в пользу Москвы. 15 августа 1327 г. в Твери поднялось восстание против татар, пришедших туда с послом Шевкалом (Чолханом, сыном Тудана-Дюденя, двоюродным братом Узбека); татарский отряд был перебит. Это событие отражено в нескольких разнящихся между собой летописных рассказах (так называемые «Повести о Шевкале»), и в фольклорном произведении – «Песни о Щелкане» 353 . Источниковедческие исследования этих памятников 354 показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Это касается, во-первых, представления об экстраординарности миссии Чолхана, якобы имевшего целью погубить «князя великаго Александра» и «всех князей Рускихъ», «разорить христианство » (тверская версия) 355 , самому сесть в Твери на княжении, посадить в других русских городах татарских князей, а население обратить в мусульманскую веру (вторая версия, восходящая к своду – протографу Новгородской IV и Софийской I летописей) 356 ; во-вторых, изображение восстания как регулярного сражения с татарами войска, возглавляемого князем Александром (вторая версия) 357 . Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода 358 и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Иконография, посвещённая прп. Илариону Великому Иконография Фрагмент статьи из 22-го т. " Православной энциклопедии " , с.189-193 И. В. в визант. и древнерус. искусстве, как правило, изображается как седовласый старец с раздвоенной бородой средней длины, в монашеской мантии, в правой руке обычно держит крест, левая - перед грудью развернутой ладонью вовне или в ней свиток. Иконография традиционна, различия касаются лишь длины бороды. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) о И. В. говорится: «...старец кудрявый, с короткой раздвоенной бородой» (Ч. 3. § 13. 10). В рус. традиции, согласно иконописным подлинникам XVIII в., И. В. изображается так: «Сед, брада доле Богословли (свт. Иоанна Богослова), на конец уже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 40; то же с незначительными расхождениями в кн.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 175-176). В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) дается описание И. В.-еремита: «Типом эллин Палестины, величайший постник, по жизнеописанию имел одни кости, обтянутые кожей. Старец 80 лет; по греческому подлиннику имел бороду закрученную, седую, разделенную на три пряди и большую; на теле власяница и короткая кожаная мантия, на голове куколь. В руках хартия с надписью по одному подлиннику: «Аще приходиши работать Господеви, уготовай душу твою во искушении». По другому же подлиннику: «Потщитися, молю вы, братия и сестры, в вечной жизни светлей, юже нам Господь по Своей милости туне дает, сея временныя жизни и скверныя, аки змия ядовита устен бежим, и не прикасаемся ей»». Одно из наиболее ранних изображений И. В. сохранилось в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 128, 976-1025 гг.). На миниатюре он представлен в рост, в монашеских одеждах, молящимся в пустыне. Образ И. В. под 21 окт. входит в состав святых в минейных циклах рукописных минологиев (ГИМ. Син. гр. 175. Fol. 149r, XI в.; Vat. gr. 1156. Fol. 262r, 3-я четв. XI в.; Oxon. Bodl. f. 1. Fol. 15r, 1327-1340 гг.; греко-грузинская рукопись (т. н. Афонская книга образцов) - РНБ. O.I.58. Л. 96 об. XV в.), настенных миней (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318; в ц. Вознесения в Дечанах, Сербия, 1348-1350), иконных (Синайский гексаптих, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; нач. XIX в., УКМ) и гравированных (гравер Г. П. Тепчегорский, 1722, ГЛМ, РГБ; гравер И. К. Любецкий, 1730, РГБ) святцев.

http://sedmitza.ru/text/1618279.html

иером. Макарий Симонопетрский Память святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея России Константинопольский грек св. Феогност с юных лет приобрел глубокое познание заповедей Божиих и правил святых Соборов 142 . Он выказал себя человеком благочестивым и мудрым. Константинопольский патриарх Исаия рукоположил его в митрополита Киевского и всея Руси в 1327 г.: он наследовал на этой кафедре митрополиту Петру дек.], который вскоре его стараниями был причислен к лику святых. Продолжив дело предшественника, Феогност окончательно утвердил киевскую митрополию в Москве, которая тогда укрепляла свою власть над русскими княжествами. После кончины митрополита литовского Феофила (1330) Феогност остался единственным митрополитом на всей Руси и получил титул экзарха. Он объездил все русские земли ради поддержания благочестия в своей Церкви. Святые Максим и Феогност, митрополиты Киевские. ГИМ. XIV в. В 1342 г., когда татары стали угрожать закрыть все церкви, св. Феогност вынужден был согласиться на обложение народа тяжкими налогами. Он повез собранные деньги в Орду, но татары решили заставить его собрать деньги и со священства. Тогда святой ответил хану Джанибеку: «Христос, истинный Бог наш, искупил у язычников Церковь многоценной Своей Кровью, поэтому клир свободен от всякого служения, кроме служения Богу». За эти слова ему пришлось претерпеть от татар страшные мучения. Когда его освободили, он, возблагодарив Бога, вернулся домой и увидел, что в Москве четверть всех храмов разрушена большим пожаром. Удвоив посты и молитвы в это время горестей, он решительно взялся за строительство новых великолепных каменных церквей и повелел византийским художникам украсить их фресками. Так Москва становилась мировой христианской столицей. Он любил монахов и благословил прп. Сергия Радонежского сент.] на строительство монастыря в честь Святой Троицы (1340). В то время в Византии разгорелся спор о нетварном свете. Узнав об этом, митрополит Феогност встал на сторону св. Григория Паламы , чтобы православное учение восторжествовало и в Русской Церкви. Патриарх Иоанн Калика, сторонник противоположной партии, желая ослабить влияние Феогноста, возвел Феодора Галицкого в ранг митрополита Южной Руси, но по окончании усобицы (1347) новый патриарх Исидор восстановил единство русской митрополии под властью св. Феогноста.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Иконография, посвященная мученицам Вере, Надежде, Любви и Софии Фрагмент статьи из т. 7 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г. В визант. искусстве В., Н., Л. преимущественно изображались как молодые мученицы, С.- немного старше; облачены в хитоны, головы покрыты мафориями, одеяния могли быть также богато украшены, а на головы В., Н. и Л. накинуты белые узорчатые платы (как в ц. Св. Софии на о-ве Китира (Греция), посл. треть XIII в.); руки сложены в жест приятия благодати (перед грудью, ладони развернуты вовне) или держат кресты. Возраст дочерей С. не подчеркивался, этот принцип нарушался лишь иногда в сценах мученичества. В поствизант. период, в основном в древнерус. иконописи, наибольшее распространение получила иконография, где в центре представлена С., впереди нее (иногда под ее мафорием) 3 небольшие фигурки малолетних дочерей (новгородская икона 1-й пол. XVI в. (ГТГ); костяная иконка 1-й четв. XVI в., Москва (ВСМЗ); икона XVII в. (ЦМиАР); икона 1685 г., мастер Карп Золотарёв, Москва, Оружейная палата (ГИМ)). Существуют неск. вариантов изображений: в большинстве храмовых росписей и в иконописи они представлены вместе стоящими в рост, напр., в сцене мучения или в отдельной композиции; существуют и одиночные образы (в рост, оглавно или по грудь в медальонах), особенно в составе избранных святых (С.- в ц. Поликарпа на о-ве Китира, XIII в.; Н.- на иконе «Сретение иконы Богоматери Казанской», 40-60-е гг. XIX в., Екатеринбург). Изображения мучениц сохранились в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 43, 976-1025 гг.), на иконе кон. XI- 1-й пол. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; в ц. Богоматери в Грачанице, 1321 г., на миниатюре из Минология (Oxon. Bodl. f. 1. fol. 9v, 1327-1340 гг.), в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.- везде в мучении; в Служебном Евангелии с Минологием (Vat. gr. 1156. fol. 253r, 3-я четв. XI в.), в кафедральном соборе в Монреале (о-в Сицилия, Италия), 1180-1190 гг. и в греко-груз. рукописи (РНБ. 0. I. 58. Л. 78, XV в.) - вместе в рост; в Палатинской капелле (о-в Сицилия), 50-60-е гг. XII в.,- в рост на столпах; в ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1316-1318 гг.- вместе оплечно; в соборе Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.,- Н. погрудно (изображенных рядом мучениц можно идентифицировать как ее сестер и С.).

http://sedmitza.ru/text/812663.html

Иконография посвященная прп. Даниилу Столпнику Статья из т. 14 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г. Д. С. обычно изображается седовласым старцем с длинной остроконечной или окладистой (реже) бородой,  в монашеских одеждах с куколем на голове или на плечах, с молитвенно сложенными у груди или  с воздетыми (как орант) руками, иногда со свитком в руках, погрудно, на столпе. Изображение столпа может варьироваться от колонны с резной капителью и легкой витой оградой, до напоминающего столп архитектурного сооружения, изукрашенного резьбой, с входом в виде портала, с ведущими в вверх ступенями и венчающим сооружение навершием в виде чаши, в к-рой помещено изображение Д. С.; столп мог осенять киворий (что противоречит указанию рус. иконописных подлинников XVIII в.: " ... стоит на столпе непокрытом " - Большаков. Подлинник иконописный. С. 56) Встречаются как отдельные изображения Д. С. такого извода (миниатюры: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 237, 976-1025 гг.) - изображение еще одного столпника (прп. Лука Столпник?) перенесено на Fol. 238; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, 3-я четв. XI в.); в Минологии 1327-1340 гг. (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 20v), и др.), так и вместе с прп. Лукой Столпником, память к-рого  приходится на тот же день (напр., миниатюра из греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книги образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 90, XV в.)). Нередко Д. С. представлен вместе со святыми, прославившимися тем же подвигом столпничества (напр., на миниатюре из Лондонской Псалтири (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26, 1066 г.) - между преподобными Симеоном и Алипием Столпниками; на иконе " Преподобные Симеон Столпник и Даниил Столпник " , сер. XVI в., ЦМиАР), а также в составе избранных святых (напр., на новгородской иконе " Отечество с избранными святыми " , нач. XV в., ГТГ - Д. справа от престола, слева - прп. Симеон, внизу - ап. Фома или Филипп). В росписи храмов изображение столпников могло помещаться в алтарной зоне, напр., образы Д. и прп. Симеона в алтарных нишах ц. св. Варвары в Соганлы, Каппадокия (нач. XI в.), или среди преподобных в ряду столпников (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318) - вместе с прп. Алипием; ц. Спаса Преображения на Ильине улице (1378) - в Троицком приделе вместе с преподобными Симеоном Столпником, Симеоном Дивногорцем и Алипием), а также в настенных минологиях под 11 дек. (церкви вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония (ок. 1376), Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386), св. Апостолов (Спаса) в Пече, Косово и Метохия (1561), свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718)).

http://sedmitza.ru/text/534755.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Иконография, посвященная священномученику Антипе Пергамскому Фрагмент статьи из т. 2 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г. А. изображается как седовласый старец, с седой заостренной бородой средней длины, в руках Евангелие; облачен в традиц. для епископов одежды: фелонь и омофор с крестами. Изображения святого сохранились: в диаконнике кафоликопа мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в Синаксаре (Кекел. А 648. Fol. 5г (99)), 1030 г.; в росписи жертвенника ц. вмч. Пантелеймона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; на иконах XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; в апсиде ц. свт. Николая в Мелнике (Болгария), 1-я пол. XIII в.; в ц. Успения мон-ря Трескавац близ Прилепа (Македония), между 1334-1343 гг.; ц. Таксиархов (св. Чиноначальников [Архангелов Михаила и Гавриила]) в Кастории (Греция), 1359 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 45, 109 об., XV в.). Сцены мучения представлены: на миниатюре Минология (Oxon. Bodleian. F. 1.Fol. 35v, 1327-1340 гг.); в росписи ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г. В рус. памятниках изображение А. имеется: на иконе 1692 г. из ц. Харитона Исповедника в Огородниках (Москва) (ЦАК МДА); на иконе «Свт. Антипа Пергамский и прп. Александр Ошевенский», XIX в. (КИАХМЗ); на мозаике юж. стены в ц. Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Пе¬тербурге, 1894-1907 гг., и др. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., он описай как «старец с длинной бородой» (§ 8. 33). В иконописном под¬линнике сводной редакции (Болыпаков-ский подлинник, XVIII в.) под 11 апр. указано: «В руце свиток: Владыко Господи, спаси всех надеющихся на Тя, сед, курчеваты власы на главе, брада Власиева [сщмч. Власий Севастийский], риза крестечная киноварь с белилом, амфор [омофор] и Евангелие». Источники: BUG, N 138-138с; ActaSS. Apr. Т. 2. Р. 3-5, 965-966; Tillemont. Memoires. Т. 2. Р. 119, 523; ЖСв. Апр. С. 160-164. Литература: Большаков. Подлинник иконописный. С. 88; Aigrain R. Antipas//DHGE. Т. 3. Col. 712-713; Delehaye. Origines. P. 1461.; Janin. Eglises ct monastcres. P. 38; Mujoeuh. Мснолог. С. 313, 357; ??? Евсеева. Афонская книга. С. 195, 295. В. А. Бугаевский, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова, Н. В. Герасименко Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/680018.html

Иконография Фрагмент статьи из т. 2 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г. Иконография. Сшмч. Анфим обычно изображается старцем с седой, разделенной на 2 или 3 пряди бородой средней длины, большими залысинами на лбу; одеяние традиционно для епископов: подризник, фелонь, омофор, в руках Евангелие. Изображения А.: в ц. Св. Софии К-польской, сер. IX в. (не сохранилось, известно по акварели Фоссати); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 7, 976-1025 гг.); в Синаксаре (Кекел. А 648. fol. 5r (99), 1030 г.); в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в Служебном Евангелии с минологием (Vat. gr. 1156. fol. 243v, 3-я четв. XI в.); в Минологии (Lond. Add. 11870. Fol. 44v, кон. XI в.), в ц. Успения Богородицы в Дафни (Аттика. Греция), ок. 1100 г.; на иконах кон. XI - 1-й пол. XII в. и XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ; в ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (Югославия, Косово и Метохия), 1263-1268 гг.; в апсиде ц. свт. Николая в Мелнике (Болгария), 1-я пол. XIII в.; в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.; в Минологии (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 7v, 1327-1340 гг.); в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 76, XV в.); в соборе мон-ря Сучевица (Румыния), 1602-1604 гг. Мученичество святого изображено, напр., в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. Иконография А. в древнерус. искусстве следует византийской и представлена в росписи ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде, кон. 80-х гг. XIV в.; ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре, кон. XV в. (ок. 1475?) (не сохранилась); предположительно (по мнению Г. И. Вздорнова) на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., имеется следующее описание облика А.: «Не стар, с редкою бородою» (Ч. 3. § 8. 39); в Большаковском подлиннике XVIII в. даны уточнения: «Сед, брада Власиева, на концы подвоилась, риза крестовая» (Большаков. С. 26). Лит.: Ерминия ДФ. С. 161; Большаков. Подлинник иконописный; Вздорнов Г. И. Волотово. М., 1989. С. 63; Евсеева. Афонская книга. С. 231. Н. В. Герасименко Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/795162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГРИППИНА [лат. Agrippina] († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня). Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Рим. дева, с юности воспитанная в благочестии и чистоте жизни, добровольно предала себя в руки язычников, претерпела избиение палками, заключение в оковы и приняла мученическую кончину через усечение головы в гонение при имп. Валериане . Позднее святые Васса , Павла и Агафоника захоронили останки мученицы в г. Минео (Сицилия), где могила А. прославилась многими чудесами; в нач. XI в. ее мощи были перенесены в К-поль. Сохранились отрывки из посвященной А. греч. службы (Paris. Gr. 345. Fol. 165; 1576. Fol. 72v; 1569. Fol. 129; Laur. 44. Fol. 194). Иконография Изображается как мученица в красном мафории, с крестом в правой руке: в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. Fol. 1. Fol. 44v); в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 118) - в рост; на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное изображение. В мучении - на фресках минологиев в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. Ист.: BHL, N 173, suppl. 10; ActaSS. Jun. T. 4. P. 458-470; Oct. T. 11. P. 157-158; SynCP. P. 706, 763; ЖСв. Июнь. С. 499-500. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 230; Rouziè s U. Agrippine//DHGE. T. 1. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 9-10; LTK. Bd. 1. Sp. 210. Иконогр.: Евсеева. Афонская книга. С. 311. 162; Менолог. С. 281, 339, 359. Сл. 226 (илл.). А. И. Макаров, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия)

http://pravenc.ru/text/82725.html

Скачать epub pdf 97. Иван I Данилович, прозванием Калита, первый великий князь московский сын св. Даниила Александровича, князя московского, от брака с неизвестною. Родился в Москве около 1283 г.; в отсутствие брата своего, великого князя Юрия III (см. 193), в Орду, разбил наголову тверитян под Переславлем-Залесским в 1304 г.; поездкой своей в Новгород за войском брату Юрию избежал поражения полков московских тверскими при Бортнове (в 40 верстах от Твери) 22 декабря 1317 г.; впервые поехал в Орду в 1320 г.; возвратился оттуда с Ахмылом, кровожадным послом Узбековым, в 1322 г.; убедил св. Петра, митрополита, переселиться из Владимира в Москву в 1325 г.; по желанию св. Петра заложил в Москве каменный храм Успения (ныне Успенский собор) 4 августа 1326 г.; по приказанию из Орды огнем и мечом опустошил Тверь, Кашин и Торжок в декабре 1327 г.; отправился вторично в Орду, где получил от хана ярлык на великокняжение в 1328 г.; приехал в Новгород вооружаться против низложенного великого князя Александра Михайловича тверского (см. 10) в 1329 г.; уговорил св. Феогноста, митрополита московского, проклясть псковитян, великодушных защитников гонимого князя тверского в 1330 г.; поехал в третий раз кланяться хану ордынскому в 1331 г.; среди голода, томившего Русь и прозванного «рослой рожью», неожиданно потребовал от новгородцев «серебра закамского» и, получив отказ, взял Торжок, потом Бежецк в 1332 г.; заложил в Москве каменный храм Архангела на площади (ныне Архангельский собор) и совершил четвертую поездку в Орду в 1333 г.; умирился с Новгородом и посетил его в 1334 г.; был свидетелем страшного пожара Москвы в 1335 г.; сделал пятую поездку в Орду в 1336 г.; нарушив крестное целование свое Новгороду, послал полки московские на р. Двину, где они, по выражению летописца, «посрамлени быша» в 1337 г.; окончательно «размирился» с Новгородом требованием сверх уплаченного уже новгородцами «выхода ордынского» (дани хану) еще какого-то «запроса царева» и, недовольный отказом, заложил в Москве дубовый Кремль, а затем отправился с сыновьями Семеном и Иваном в шестой раз в Орду клеветать на князя Александра тверского, врага своего, в 1339 г.; по возвращении из Орды послал полки московские в Смоленск и внезапно, успев только посхимиться, умер в Москве 31 марта 1340 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. Великий князь Иван Калита был женат на неизвестной (в иночестве Елена, см. 87), с которою имел четырех сыновей, в том числе великих князей Симеона, Ивана II, и четыре дочери. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Прибытие на Русь отряда Чолхана не представляло ничего необычного. Сопоставление даты восстания (15 августа 1327 г.) со временем появления на Руси Александра Михайловича в качестве великого князя (не ранее зимы 1326–1327 гг., так как Дмитрий был казнен 15 сентября 1326 г.) заставляет предполагать, что Чолхан был либо тем послом, который пришел вместе с Александром для утверждения нового великого князя на столе, либо прибыл несколько позже для взимания поборов в счет уплаты за великокняжеский ярлык Александра 360 . Что касается характера восстания, то, согласно тверской версии, оно носило стихийный характер, будучи ответом на чинившиеся татарами притеснения 361 , а по новгородской – инициатива избиения татар исходила от великого князя 362 . Последнее может быть интерпретацией новгородского летописца – современника событий, сделанной в начале 30-х годов XIV в., когда Александр сел в Пскове в качестве вассала великого князя литовского Гедимина, и Псков, таким образом, вышел из-под влияния Новгорода (признававшего своим сюзереном тогдашнего великого князя владимирского Ивана Калиту, а, следовательно, и ордынского хана) 363 . Но не исключено, что данное известие отображает тот факт, что Александр в условиях вспыхнувшего восстания, поняв необратимость случившегося (и так же, как и его подданные, будучи оскорблен поведением ордынцев), поддержал тверичей. Иван Калита, узнав о случившемся, отправился в Орду. Узбек послал на Тверь зимой 1327–1328 гг. крупное войско; московский князь шел вместе с ним. Тверское княжество подверглось сильному разорению. Александр Михайлович бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в Псков 364 . По вопросу о великом княжении Узбек принял неординарное решение: оно было поделено между двумя князьями. Ивану Калите достались Новгород и Кострома, а суздальскому князю Александру Васильевичу – Владимир и Поволжье 365 . Очевидно, имевшие место акты неповиновения великих князей владимирских (Юрия Даниловича и Александра Михайловича) привели хана к мысли о нежелательности того резкого усиления одного князя, которое неизбежно происходило при получении всего великого княжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010