Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XXII (1244/45, Кагор (Каор), Юж. Франция - 4.12.1334, Авиньон, там же; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» . О родителях Дюэза ничего не известно; по мнению нек-рых исследователей, буд. папа происходил из семьи торговцев или ремесленников. Начальное образование получил в Кагоре, затем изучал право и богословие в Монпелье и в Париже, однако так и не получил университетского образования. В 1300 г. по рекомендации кор. Карла II Неаполитанского (1285-1309) был поставлен епископом г. Фрежюс. В 1308-1313 гг. занимал пост канцлера Неаполитанского королевства. В 1310 г. был назначен епископом Авиньона, в 1312 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Виталия, в 1313 г.- кардинала-епископа Порто. Конклав, избравший Дюэза папой, был первым, организованным в соответствии с конституцией «Ne Romani» (1311) папы Римского Климента V . Сначала конклав заседал в г. Карпантра (Юж. Франция), где с 1309 г. располагалась папская резиденция. Из-за разногласий между итал. и провансальскими кардиналами, с одной стороны, и гасконскими - с другой, период вакации Папского престола затянулся более чем на 2 года. В это время участились народные волнения, а светские государи активно вмешивались в дела католич. Церкви в своих странах. После переезда конклава в более спокойный Лион в ходе долгих переговоров была найдена компромиссная фигура - кард. Ж. Дюэз (во многом из-за его преклонного возраста и слабого здоровья). При поддержке кор. Роберта Неаполитанского и гр. Пуатье Филиппа (буд. франц. кор. Филипп V) 7 авг. 1316 г. Дюэз был избран папой (интронизация состоялась 5 сент. того же года). Несмотря на данное И. во время конклава обещание вернуться в Рим (о нем упоминает герм. хронист Генрих из Диссенхофена - Fontes rerum Germanicarum. Geschichtsquellen Deutschlands/Hrsg. J. F. Böhmer. Stuttg., 1868. Bd. 4. S. 21), главной папской резиденцией при нем стал Авиньон (летней резиденцией папы время от времени служил Сорг).

http://pravenc.ru/text/469712.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН VI КАНТАКУЗИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Имп. Иоанн Кантакузин в образе императора и монаха. Миниатюра из сборника богословских трудов Иоанна Кантакузина (Paris. gr. 1242. 355. Fol. 437) Иоанн VI Кантакузин , в монашестве Иоасаф (греч. Ιωννης Καντακουζηνς; ок. 1295 - 1383 ), византийский император (1347 - 1354), государственный деятель, богослов, писатель (лит. псевдоним Христодул, Χριστδουλος) Отец Иоанна Кантакузина, возможно, также Иоанн, упомянут лишь в «Истории» Иоанна Кантакузина . В 21 год он получил должность наместника Пелопоннеса и занимал ее восемь лет до своей смерти. После смерти отца воспитанием Иоанна Кантакузина занималась его мать Феодора Палеологина Ангелина Кантакузина, тетка Андроника Младшего (впосл. имп. Андроник III Палеолог ; 1328-1341). Иоанн Кантакузин не только был двоюродным братом Андроника Младшего, своего сверстника, но и, как предполагает Ф. Дёльгер , совершил с молодым Андроником чин братотворения. Иоанн Кантакузин женился на Ирине Асанине, дочери Андроника Палеолога Комнина Асана (наместник Мореи в 1316-1321 и Фракии в 1341-1343), сестре Мануила Комнина Рауля Асана. Тем самым Иоанн Кантакузин породнился с могущественным кланом Асанов, родственников царей Болгарии. В браке родились сыновья Матфей (ок. 1325-1383 или 1391; соправитель Иоанна Кантакузина в 1353-1357, деспот Мореи в 1361-1382), Мануил (ок. 1326-1381; деспот Мореи с 1349), Андроник (ок. 1334-1347); дочери Мария (+ после 1379; с 1339 замужем за правителем Эпира Никифором II Орсини), Феодора (+ после 1381; с 1346 замужем за эмиром Орханом), Елена (1333-1396; с 1347 замужем за визант. имп. Иоанном V Палеологом ). Иоанн Кантакузин получил обычное для юношей императорской крови классическое образование при дворе имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), воспитываясь вместе с будущим императором  Андроником III ; наставником обоих юношей был сенатор Константин Палама, отец свт. Григория Паламы . Возможно, что свт. Григорий (род. в 1296) также обучался вместе с Иоанном Кантакузином; если это так, то их учителем мог быть и Феодор Метохит. В любом случае Иоанн Кантакузин и свт. Григорий Палама были знакомы с юности. Стиль исторического произведения Иоанна Кантакузина, написанного под псевдонимом Христодул, обнаруживает знакомство с греческой классикой, ограниченное популярными авторами: Аппианом, Плутархом, Еврипидом, Фукидидом, а также греческими мифами и пословицами. Правда, визант. историк Никифор Григора  противоречит сам себе, отмечая то склонность Иоанна Кантакузина к образованию, то его недостаточную образованность . Тем не менее Иоанн Кантакузин знал отлично «Историю» Фукидида, который, вероятно, сильно повлиял на формирование его мировоззрения и политической культуры.

http://drevo-info.ru/articles/13679443.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ V (Ок. 1258, Корвара, близ Кьети - 16.10.1333, Авиньон; до избрания папой - Пьетро Райнальдуччи), антипапа (12 мая 1328 - 25 авг. 1330). О происхождении Райнальдуччи и ранних годах его жизни практически ничего не известно. Ок. 1280 г. он женился, но спустя 5 лет расстался с супругой и в 1285 г. вступил в орден францисканцев . Первоначально он был членом кустодии в Риети, а ок. 1310 г. его перевели в Рим, в конвент при базилике Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Согласно нек-рым источникам, Райнальдуччи получил известность как проповедник и аскет, был сторонником строгого соблюдения устава ордена. Позднее враждебно настроенные к антипапе хронисты изображали его лицемером и человеком сомнительных моральных качеств ( Wadding. 1733. P. 78; Baluze. 1927. Vol. 2. P. 196-197). Нет прямых свидетельств, что Райнальдуччи участвовал в конфликте папы Иоанна XXII (1316-1334) с францисканцами-спиритуалами во главе с генеральным министром ордена Михаилом из Чезены, хотя этого нельзя исключить. В 1323-1324 гг. лидеры спиритуалов обратились за помощью к герм. кор. Людовику IV Баварскому (1314-1347, император с 1328), враждовавшему с папой Иоанном XXII. Укрепив свое положение в Германии, в 1327 г. Людовик IV отправился в поход в Италию, в Милане был коронован как король Италии (31 мая 1327), а в нач. 1328 г. вошел в Рим, где 17 янв. короновался как император (церемонию совершил, по-видимому, Джакомо Альберти, еп. Кастелло). 18 апр. Людовик IV, решив организовать выборы своего ставленника на Папский престол, объявил о низложении папы Иоанна XXII по обвинению в ереси. Поскольку все кардиналы и др. члены Римской курии в то время пребывали вместе с папой Иоанном XXII в Авиньоне , император поручил избрать нового понтифика коллегии из 13 представителей рим. клира. Он поставил условие, что новый папа не должен более чем на 2 дня уезжать из Рима без согласия императора и жителей города и обязан немедленно вернуться по их требованию.

http://pravenc.ru/text/2566086.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН КАНТАКУЗИН [греч. Ιωννης Καντακουζηνς] (ок. 1295-15.06.1383, Мистра, Пелопоннес), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341-4 или 10 дек. 1354), гос. деятель, богослов, писатель (лит. псевдоним Христодул, Χριστδουλος). Отец И. К., возможно, также Иоанн, упомянут лишь в «Истории» И. К. ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 85). В 21 год он получил должность наместника Пелопоннеса и занимал ее 8 лет до своей смерти. После смерти отца воспитанием И. К. занималась его мать Феодора Палеологина Ангелина Кантакузина, тетка Андроника Младшего (впосл. имп. Андроник III Палеолог ; 1328-1341). И. К. не только был двоюродным братом Андроника Младшего, своего сверстника, но и, как предполагает Ф. Дёльгер ( Dölger. 1938), совершил с молодым Андроником чин братотворения . И. К. женился на Ирине Асанине, дочери Андроника Палеолога Комнина Асана (наместник Мореи в 1316-1321 и Фракии в 1341-1343), сестре Мануила Комнина Рауля Асана. Тем самым И. К. породнился с могущественным кланом Асанов, родственников царей Болгарии. В браке родились сыновья Матфей (ок. 1325-1383 или 1391; соправитель И. К. в 1353-1357, деспот Мореи в 1361-1382), Мануил (ок. 1326-1381; деспот Мореи с 1349), Андроник (ок. 1334-1347); дочери Мария († после 1379; с 1339 замужем за правителем Эпира Никифором II Орсини), Феодора († после 1381; с 1346 замужем за эмиром Орханом), Елена (1333-1396; с 1347 замужем за визант. имп. Иоанном V Палеологом ). И. К. получил обычное для юношей имп. крови классическое образование при дворе имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), воспитываясь вместе с буд. имп. Андроником III; наставником обоих юношей был сенатор Константин Палама, отец свт. Григория Паламы . Возможно, что свт. Григорий (род. в 1296) также обучался вместе с И. К.; если это так, то их учителем мог быть и Феодор Метохит . В любом случае И. К. и свт. Григорий Палама были знакомы с юности. Стиль исторического произведения И. К., написанного под псевдонимом Христодул, обнаруживает знакомство с греч. классикой, ограниченное популярными авторами: Аппианом, Плутархом, Еврипидом, Фукидидом, а также греч. мифами и пословицами. Правда, визант. историк Никифор Григора противоречит сам себе, отмечая то склонность И. К. к образованию, то его недостаточную образованность ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 919, 966). Тем не менее И. К. знал отлично «Историю» Фукидида, к-рый, вероятно, сильно повлиял на формирование его мировоззрения и политической культуры.

http://pravenc.ru/text/471274.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ГАЛИСИОТ [греч. Γεργιος Γαλησιτης] (1278/80 - после 1357), визант. ритор, сакелларий храма Св. Софии в К-поле, патриарший писец. Род. в Адрамиттии или в К-поле. С 1294/96 г. обучался риторике у родственника, ритора Мануила Оловола , затем, став служащим Патриархии (архонтом Великой ц.), по поручению патриарха Афанасия I (1303-1309) продолжил учебу у Георгия Метохита. Ок. 1310 г. сменил Георгия Пахимера на посту протекдика Св. Софии (защищавшего тех, кто искали в Св. Софии убежище от судебного преследования). Этот пост он сохранил до 1334 г., когда получил должность сакеллария (казначея) собора Св. Софии. В Патриаршество Исаии Г. Г. стал писцом патриарших грамот (ок. 1325) и оставался им при последующих патриархах вплоть до 1357 г. 15 авг. 1351 г. он зачитывал перед имп. Иоанном V Палеологом, патриархом Каллистом I и Собором томос, написанный митр. Филофеем Ираклийским, к-рый окончательно утвердил торжество паламизма. Существует предположение ( Hunger, Š ev enko. S. 33-34), что Г. Г., являвшийся с 1325 г. патриаршим писцом, был тезкой и племянником сакеллария и ритора. Из риторических трудов Г. Г. известны 3 монодии: на Феодора Ксанфопула, брата историка Никифора Каллиста Ксанфопула , на Мануила Оловола, на падение купола Св. Софии в 1346 г. В 1334 г., после победы объединенного западноевропейско-визант. флота над турками при Адрамиттии, он составил благодарственную молитву. Вместе с родственником Георгием Инаитисом Г. Г. написал упрощенный пересказ (метафразу) известного соч. Никифора Влеммида «Царская статуя». Сохранились также 2 его письма к другу митр. Фессалоникийскому Иеремии (после 1316). Соч.: Mai. NPB. 1853. T. 6/2. P. 412-422 [Монодия на Феодора Ксанфопула]; Κουροσης Σ. Ι. Α ντιλψεις Περ τν σχτων το κσμου κα τ τος 1346 πτσις το τρολλου τς Αγας Σοφας//ΕΕΒΣ. 1969/70. Τ. 37. Σ. 211-250 [Монодия на падение купола]; Laurent V. Action de prêces pour la victore navale à Adramyttion (1334)//Ες μνμην Κ. Ι. Αμντου. Αθναι, 1960. Σ. 25-41 [Молитва на победу].

http://pravenc.ru/text/164351.html

194. ИОАНН XXII Римские Папы. Список 194. ИОАНН XXII. 1316—1334. Жак д " Оса. Сын сапожника, родился в Кагоре (Франция). Изучал право и теологию, являлся воспитателем и советником неаполитанского короля Роберта Анжуйского. При поддержке короля стал епископом Авиньона. Принимал активное участие в работе Вьеннского собора, особенно в процессе против тамплиеров. Он воспротивился намерениям возбудить процесс против Бонифация VIII. После смерти Климента V конклав, собравшийся в Карпентре (одной из папских резиденций в 22 км к северу от Авиньона), был необычайно бурным и продолжался два года. Антифранцузская коалиция итальянских кардиналов безуспешно пыталась сломить гегемонию «гасконцев» — родственников и сторонников умершего папы. Под нажимом Людовика X, сына Филиппа Красивого, выборщики сошлись на компромиссной кандидатуре епископа Авиньона, которому было тогда 72 года. Рассчитывали на его близкую кончину. Но Жак д " Оса дожил до 90 лет и был одним из наиболее энергичных пап того времени. Уже через несколько месяцев после его избрания на папский престол Иоанн XXII приговорил к сожжению на костре епископа Кагора Гуго Жеро, обвиненного в магии и в отравлении кардинала Жака де Виа, родственника папы. Иоанн ХХ11 начал принципиальную борьбу с «движением бедных», или с крайним крылом францисканских спиритуалов. Он издал против них несколько документов, осуждающих идеологию христианской бедности. В частности, он признал ересью утверждение, что Христос и апостолы не обладали никакой собственностью — ни индивидуальной, ни коллективной. Одновременно папа защищал тезис о божественном происхождении права собственности. «Важнее бедности,—писал папа,—есть подчинение церковной иерархии». К оппозиции спиритуалов присоединился францисканец Уильям Оккам (ок. 1285 — 1349), один из самых выдающихся христианских мыслителей XIV в. Оккам выступил с острой критикой теократической доктрины папизма. Вызванный в Авиньон, чтобы объяснить свои взгляды, он был заключен в монастырь. После четырех лет изоляции ему удалось бежать вместе с генералом ордена францисканцев Микелем Чизеной, также приговоренным папой за неповиновение.

http://sedmitza.ru/lib/text/442490/

Патриархи (с 5-го века) Августин (407 ? -434 ?) Адельф (434-442) Максим I (442 ?) Януарий (442 ? -447) Секундус (уп. 451) Никет (454-485) Марцеллиан (485 ? -500 ?) Марцеллин (500-503) Стефан I (ок. 515) Македоний (539-556) Паулинус (557-569) Пробиний (569-570) Илия (571-586 ?) Север (586-606/7) Иоанн I (606) (анти-патриарх) Кандидиан (606-612 ?) Епифаний (612) Киприан (613-627 ?) Марциан (623 ? -628 ?) (анти-патриарх) Фортунат (628) (анти-патриарх) Примоген (630-649 ?) Максим II (649) Феликс (649-663 ?) (анти-патриарх) Иоанн II (663) (анти-патриарх) Стефан II (ок. 670) Агато (679-680) Иоанн III (680-685 ?) (анти-патриарх) Христофор (685-698) Петр I (698-700) Серенус (? -726 ?) Каллист (уп. 730) Сигуальд (772-776 ?) Паулиний (776-802) Урс I (802 ? -811) Манентий (811-833) Андрей (834-850 ?) Венантий (850-855 ?) Тойтмар (855) Лупо I (855-875 ?) Валперт (875-899) Фридрих I (901-922) Лев (922-927) Урс II (928-931) Лупо II (932-944) Энгельфрид (944-963) Родоальд (963-983/4) Иоанн IV (984-1017) Поппо (1017-1045) Эберхард (1045-1049) Готеболд (1049-1063) Равенгер (1063-1068) Зигхард Бейлштейнский (1068-1077) Генрих (1077-1084) Фридрих II Моравский (1084-1085) Ульрих I Каринтийский (1086-1121) Жерар Примьеро (1122-1129) Пилигрим I Каринтийсий (1130-1161) Ульрих II фон Тревен (1161-1181) Готтфрид (1182-1195) Пилигрим II (1195-1204) Ваольфгер фон Либершцкирхен (1204-1218) Бертольд фон Меран (1218-1251) Грегорио ди Монтелонго (1251-1269) Филиппе I Каринтийский (1269-1273) Раймунд фон Турн (1273-1299) Пьетро II Герра(1299-1301) Оттобоно ди Рацци (1302-1315) Гастон фон Турн (1316-1318) Паганус фон Турн (1319-1332) Бертрам де Сен-Женес (1334-1350) Николай Люксембургский (1350-1358) Людвиг I фон Турн (1359-1365) Маркард фон Рандек (1365-1381) Филиппе II де Аленкон (1381-1387) Ян (Иоанн) V Собестал Моравский (1387-1394) Антонио I Гаэтано (1394-1402) Антонио II Панчиера (1402-1412) Антонио III да Понте (1409-1418) (анти-патриарх) Людвиг II фон Тек (1412-1439) Людовико III Скарампи-Маццарота (1439-1465) Марко I Барко (1465-1491) Эрмолайо I Барбаро (1491-1493) Никколо II Донати (1493-1497) Доменико Гримани (1498-1517) Мариано Гримани (1517-1529 и 1533-1545) Марко II Гримани (1529-1533) Иоанн (Джованни) VI Гримани (1545-1550 и 1585-1593) Даниэль I Барбаро (1550-1574) Алоисио Джустиниани(1574-1585) Франческо Барбаро (1593-1616) Эрмолайо II Барбаро (1616-1622) Антонио IV Гримани (1622-1628) Августин Градениго (1628-1629) Марк III Градениго (1629-1656) Иеронимо Градениго (1656-1658) Иоанн (Джованни) VII Дольфино (1658-1699) Дионисио Дольфино (1699-1734) Даниэль II Дольфино (1734-1752)

http://drevo-info.ru/articles/2731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «CLEMENTINAE» Папа Климент V вручает «Constitutiones Clementinae». Гравюра из кн.: Corpus Iuris Canonici. Antw., 1573 Папа Климент V вручает «Constitutiones Clementinae». Гравюра из кн.: Corpus Iuris Canonici. Antw., 1573 [лат. «Клементины»; полное название - «Clementis papae V constitutiones» (Постановления папы Климента V) или «Constitutiones Clementinae» (Климентовы постановления)], сборник декретального права , составленный при папе Римском Клименте V (1305-1314) и обнародованный в 1317 г. по указанию папы Римского Иоанна XXII (1316-1334); впосл. включен в Корпус канонического права (см. «Corpus iuris canonici» ). Формирование «С.» - последний средневек. аутентичный сборник декретального права, к-рый был одобрен папой Римским и разослан в европ. ун-ты в качестве учебного пособия. В основу сборника легли постановления Вьеннского Собора (1311-1312) и решения собрания кардиналов (консистории), прошедшего 21 марта 1314 г. в г. Монтё (близ г. Карпантра, Юж. Франция), а также папские декреталии , обнародованные в период между 1298 и 1317 гг. Как минимум 3 папские конституции, вошедшие в состав «С.» («Dudum a Bonifacio», «Quoniam ex constitutione», «Ex frequentibus praelatorum»), были составлены до Вьеннского Собора; декреталии «Romani principes» и «Pastoralis cura» написаны и опубликованы уже после завершения Собора (в 1312 и 1314). Сборник декреталий, составленный предположительно Гийомом де Мандагу на основе решений Вьеннского Собора, был представлен папой Климентом V на консистории 1314 г. По мнению Ж. Фавье, декреталии, вошедшие в состав «С.», были пересмотрены и значительно переработаны собранием кардиналов ( Favier. 2006. Р. 107), после чего было решено их обнародовать под видом решений Вьеннского Собора и направить в ун-ты Орлеана и Парижа, однако из-за смерти папы Климента V (20 апр. 1314) распространение сборника было приостановлено. После избрания на Папский престол Иоанна XXII работа над «С.» возобновилась; в сборник вносились изменения и добавления, поэтому сложно судить, насколько сильно был исправлен оригинальный текст.

http://pravenc.ru/text/1841287.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорий II , патриарх Иерусалимский (1316? - ранее 1340) Избран на патриаршество палестинским клиром. Известна грамота патриарха Григория II к Константинопольскому патриарху Иоанну XIII Глике (1315-1319) с извещением о вступлении на престол и изложением исповедания веры. Аналогичную грамоту направил Григорию II Константинопольский патриарх Исаия после вступления на престол в ноябре 1323 года. Григорий II был предположительно арабского происхождения. В греческой рукописи Евангелия XI века из лавры св. Саввы Освященного сохранилась приписка патриарха от 1322 года на арабском языке. В период патриаршества Григория II продолжалось соперничество христианских исповеданий за контроль над святыми местами Палестины . По некоторым данным, в 1334 году армянам удалось вытеснить грузин с Голгофы в храме Гроба Господня и вернуть себе этот важнейший участок. Еще более серьезные последствия имело возвращение в 1333 году в Палестину католиков-монахов ордена францисканцев . Опираясь на финансовую и дипломатическую поддержку Европы, особенно королей Арагона, обладавших влиянием в Мамлюкском государстве, францисканцы закрепились в монастыре на горе Сион , а впоследствии поставили под свой контроль наиболее почитаемые святые места и в храме Гроба Господня, Вифлееме и Гефсимании . Впрочем, датировки и масштабы этих приобретений спорны и нуждаются в уточнениях. Литература Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l " Église melchite du Ve au XXe siècle. P.; Louvain, 1981. Vol. 3. Pt. 2. P. 52; Richards D. Arabic Documents from the Monastery of St. James in Jerusalem//REArm. 1988/89. T. 21. P. 455-469; Peri O. Christians under Islam in Jerusalem: The Question of the Holy Sites in Early Ottoman Times. Leiden; Boston, 2001. P. 43-44; Pahlitzsch J. Georgians and Greeks in Jerusalem (1099-1310)//East and West in the Crusader States. Leuven; Dudley, 2003. Vol. 3. P. 46-47. Использованные материалы К. А. Панченко. " Григорий II, патриарх Иерусалимский "http://Православная энциклопедия, т. 12, с. 609-610 http://www.pravenc.ru/text/166724.html Редакция текста от: 23.01.2021 20:45:18 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680213.h...

При Иоанне XXII (1316-1334) с выделением в канцелярии 2 отделов, по делам милостей и пожалований и по судебным делам, A. litterarum contradictarum была тесно связана с последним и со стоящим во главе него корректором. В XV-XVI вв. (особенно после Тридентского Собора ) значение A. litterarum contradictarum (с этого времени названия - officium contradictarum, Ufficio delle Contradette) постепенно падало из-за перераспределения ее функций между др. институтами курии (Rota Romana и верховным папским судом - Signatura apostolica ) и перенесения части юрисдикции в диоцезы. A. litterarum contradictarum была окончательно ликвидирована в XIX в., в наст. момент ее функции выполняет верховный папский суд (в первую очередь Rota Romana). Лит.: Ducange C. D. Auditor Contradictarum// idem. Glossarium mediae et infimae latinitatis. P., 1840. Vol. 1. P. 482-483; Bangen J. H. Die römische Kurie: Ihre gegenwärtige Zusammensetzung und ihr Geschäftsgang. Münster, 1854. S. 444; Försteman n J. Novae constitutiones audientiae contradictarum in curia Romana promulgatae A. D. 1375. Lpz., 1897; Barraclough G. Audientia litterarum contradictarum//DDC. Vol. 1. Col. 1397-1399; Herde P. Beiträge zum päpstlichen Kanzlei- und Urkundenwesen im 13. Jh. Kallmünz, 1967. S. 213-240; idem. Audientia litterarum contradictarum: Untersuchungen über die papstlichen Justizbriefe und die papstliche Delegationsgerichtsbarkeit vom 13. bis zum Beginn des 16. Jh.: In 2 Bd. Tüb., 1970; idem. Zur Audientia litterarum contradictarum und zur «Reskripttechnik»//Archivalische Zschr. Münch., 1973. Bd. 69. S. 54f.; idem. Die «Registra contradictarum» des Vatikanischen Archivs (1575-1799)//Palaeographica, diplomatica et archivistica: Studi in onore di G. Battelli. R., 1979. [Vol.] 2. P. 407-444; Sayers J. The Court of «Audientia Litterarum Contradictarum» revisited//Forschungen zur Reichs-, Papst- und Landesgeschichte: P. Herde zum 65. Geburtstag: In 2 Bd. Stuttg., 1998. S. 411-427. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис)

http://pravenc.ru/text/76812.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010