Образы русских святых в современной ростовской финифти Прп. Сергий и Серафим. Борис Михайленко Для ростовцев особенно значимы имена троих русских святых: Сергия Радонежского (1314-1392, канониз. 1452), Димитрия Ростовского (1651-1709, канониз. 1757)  и Серафима Саровского (1759-1833, канониз. 1903). Ростов  Великий – родина Сергия Радонежского и последняя обитель митрополита Димитрия Ростовского. Потому-то и изображения святых встречаются не только в финифти XVIII – нач.ХХ вв., но и в современной. Анализ изображений этих святых уже предпринимали некоторые исследователи , но ограничивались они главным образом началом ХХ в., а между тем, XX век представляет в этом смысле большой материал для изучения. Ростовская финифть, пройдя, как и весь русский народ, свой путь духовного отречения, в конце 1980-х и начале 1990-х гг. возвратилась на круги своя, к истокам – религиозной миниатюре. Появление финифти в Ростове в XVIII в. было наитеснейшим образом связано с потребностями архиерейского двора в украшении живописной миниатюрой на эмали богослужебных книг, утвари, одежды священнослужителей, а также икон, распятий и панагий. Весь этот перечень применения финифти в XVIII – XIX вв. возобновляется в полном объеме и в настоящее время. Поначалу художники пишут несмело, повинуясь смутному внутреннему чувству; а теперь многие из них, особенно молодые, пишут только религиозные миниатюры. В поле нашего зрения вошли произведения художников различных поколений . Главным образом пишут образ преподобного Сергия Радонежского, и большей частью эти изображения появились в год празднования 600-летия со дня кончины Преподобного в 1992 году. Сергей Минько пишет образ преподобного Сергия в полный рост, имея в качестве ориентира покров 1420-х гг. В 1992 г. молодой художник еще только начал вникать в каноны русского иконописания, он точно скопировал образец, лишь дополнил его подобием ангельских крыльев за спиной святого. В 1998 г. ему вновь представился случай обратиться к образу святого.   Образцом служил этот же покров, но на этот раз художник дает погрудное изображение. В лике ощущается легкая характерная асимметрия. Волосы и борода прописаны пластичными тонкими почти симметричными линиями. Раскрытая правая рука преподобного прижата к груди. В левой – свернутый свиток. Композиционное и колористически-тональное решение миниатюры гармонично и классически закончено. По краю пластины художник дает зеленовато-оливковую кайму, которая подчеркивает и выявляет фигуру святого. Авторской находкой можно считать обозначение складок на мантии и кукуле подобием заиндевелых веточек, проведенных темной краской и на концах белой (как бы припорошенных инеем), – очень выразительный и оригинальный художественный прием.

http://pravoslavie.ru/321.html

Предисловие Троице-Сергиева Лавра в наши дни привлекает внимание многих. Что влечет сюда людей со всех концов нашей страны, из самых отдаленных уголков ее, а также многочисленных гостей из-за рубежа? Неповторимый архитектурный ансамбль Лавры, в котором удивительно гармонично сочетаются стили самых разных эпох, от пятнадцатого до девятнадцатого века; насыщенная событиями история монастыря, видевшего в своих стенах и героя Куликовской битвы великого князя Дмитрия Донского, и сурово-деспотичного Ивана Грозного, и отряды польско-литовских интервентов, шестнадцать месяцев осаждавших эту твердыню земли русской в тяжелую годину Смутного времени, и будущего преобразователя России Петра Первого, укрывавшегося в дни своей юности за стенами Лавры от притязаний властолюбивой сестры, царевны Софьи, и мятежных стрельцов. Как в зеркале, отразилась в истории Лавры история России. Но Лавра – это не только прошлое. На ее территории и в наши дни мирно уживаются музей-заповедник, действующий монастырь  и Московские духовные школы – академия и семинария. И именно эта живая связь времен, уникальное сочетание традиций прошлого и современности так благотворно и так неотразимо действует на всех тех, кто в наши дни посещает удивительную жемчужину русской культуры. История Троице-Сергиевой Лавры начинается с ее основателя – Преподобного Сергия Радонежского (1314–1392 гг.). Его трудами и подвигами утверждалась будущая великая обитель, его святость – святость его жизни и духовная сила положили начало тому могучему влиянию, которое оказывала и продолжает оказывать Лавра на развитие отеческой истории и русской культуры. «Жития» Преподобного Сергия имеют свою историю. Древнейший вариант составлен учеником святого – Епифанием Премудрым (первая половина пятнадцатого века). Это «Житие» неоднократно издавалось в девятнадцатом-двадцатом веках по рукописям пятнадцатого-шестнадцатого веков (наиболее полное издание – Троице-Сергиевой Лавры, 1908 г.), последнее издание – в сборнике «Богословские труды», 11, 1973 г., с. 216–239, со вступительной статьей священника А. Просвирнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

протодиак. Сергий Голубцов Сокращения архим. архимандрит протоиерей Богословский Весник Правосл. Св.-Тихон. Богосл. Ин-т. Богословские Труды рукопись Гос. Архив Росс. Федерации священник дело (единица хранения) схии-д. схииеродиакон Епископ схимонах Журнал Моск. Патриархии инициала автора игумен Троице-Сергиева Лавра иеромонах Центр. Гос. Архив. Древних Актов. машинопись Центр. Гос. Архив Моск. Области Центр. Гос. Истор. Архив (Москва) Отдел Рукописей Гос. Б-ки им. Ленина ЧОЛДПр Чтения Об-ва Любителей Дух. Просвещения (ныне Росс. Гос. Библиотека – (РГБ)) Предисловие Становление Великого княжества Московского, начавшееся в условиях татарского ига в самом начале XIV-ro века при князе Данииле и святом митрополите Петре, было ускорено при Московском митрополите Алексии († 1378) и благоверном великом князе Дмитрии Донском, нанесшем сокрушительный удар полчищам татар на Дону в 1380 году. Духовным вдохновителем этой борьбы был игумен небольшой монашеской обители, удаленной почти на 70 верст на северо-восток от Москвы, Преподобный Сергий Радонежский (1314/1315–1392). С той поры значение этой обители в духовной и гражданской истории Русского народа росло и ширилось. Монастырь стал постепенно духовным центром, главной обителью, Лаврой (с 1744 года) – для центральной Руси, в то время как для южной Руси значение духовного центра сохраняла Киево-Печерская Лавра. В начале XVII века Троице-Сергиев монастырь стал неприступной твердыней для польских интервентов, героически выдержавшей 16-месячную их осаду, а в 1682 и 1689 гг. послужил убежищем Петру 1-му, спасавшемуся от восставших стрельцов. К молитвенному предстательству Преподобного Сергия, как Печальника и Заступника Русской земли прибегают все русские люди на протяжении вот уже более шести столетий. Народные вклады и пожертвования бояр, князей и царей позволили создать уникальный комплекс монастырских храмов и зданий, собрать богатейшую ризницу, заключающую в себе разнообразную утварь, облачения, иконы и оклады к ним с драгоценными камнями. Художественным достопримечательностям Лавры посвящено немало изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выставка «Князь и игумен» открылась в Государственном историческом музее 21 сентября 2005 г. 11:50 Выставка «Князь и игумен», посвященная 625-й годовщине битвы на Куликовом поле, открылась 20 сентября в Государственном историческом музее (ГИМ). Ключевыми персонажами выставки стали выдающиеся исторические деятели XIV в. — московский князь Дмитрий Иванович Донской (1359-1389 гг.) и св. прп. Сергий Радонежский (1314 или 1319 — 1392 гг.).  В создании экспозиции, помимо Государственного исторического музея, принимали участие государственные музеи Московского Кремля, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Российский государственный архив древних актов и Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Открывая выставку, директор ГИМа Александр Шкурко отметил, что экспозиция продолжает цикл историко-патриотических выставок ГИМ к юбилейным датам. Он связал данную экспозицию с предстоящим первым государственным празднованием Дня народного единства 4 ноября, отметив, что выставку «Князь и игумен» можно считать тем добрым делом, к деланию которых призывает Русская Православная Церковь накануне нового праздника. Об этой же связи говорил директор Института Российской истории РАН (ИРИ РАН) академик Андрей Сахаров. Подчеркнув, что Куликовская битва положила «начало единению русского народа», «впервые содействовала пробуждению общенационального  самосознания», он обнаружил в 1380 г. истоки того национального подъема 1612 г., который позволил жителям России избавиться от иноземного нашествия. Русскую Православную Церковь на открытии выставки представлял священник Георгий Ланкин. Он обратил особое внимание на духовную роль св. прп. Сергия Радонежского в Куликовской победе: «Он укрепил веру воинов в свои силы, великое будущее Российского государства». Знаменательно, считает о. Георгий, что эта великая битва произошла в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы — это оказало огромное духовное влияние на ее исход. «Благодаря этой победе русские люди ощутили свою монолитность как народа святой земли», — сказал священник. На торжественной церемонии выступил также директор музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко.

http://patriarchia.ru/db/text/40788.html

В Москве открывается выставка, посвященная 625-летнему юбилею Куликовской битвы Москва, 6 сентября 2005 г. Спас на Убрусе с предстоящими. Москва, 1389 г. Шелк, разноцветные шелковые нитки, золотные и серебряненые пряденые нити; шитье, ткачество 20 сентября 2005 года в 16:00 в Государственном Историческом музее открывается выставка " Князь и игумен. Куликовская битва, Дмитрий Донской и Преподобный Сергий Радонежский " . Выставка работает с 20 сентября по 14 ноября, сообщается на сайте «Музеи России» . Выставка посвящена 625-летнему юбилею Куликовской битвы – одной из самых крупных битв средневековья. Это важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Сражение на Куликовом поле стало поворотным пунктом в борьбе русского народа против татаро-монгольского ига, оно оказало решающее влияние на создание единого российского государства, на утверждение русского национального самосознания. Крест-мощевик. Куликово поле, XIV в. Медь; литье, оправа XIX в. - серебро, гравировка. На оправе надпись на фр. языке: ’’Крест, найденный в Куликове, где князь Московский Дмитрий разбил татар в 1380 г.’’ События 1380 г. неразрывно связаны с деятельностью выдающихся исторических личностей XIV в. – великого князя московского Дмитрия Ивановича (1359-1389) и Преподобного Сергия Радонежского (1314 или 1319-1392). Значение свершенного Дмитрием Донским и его воинами на поле Куликовом, трудно переоценить. Ценой величайших жертв был нанесен сокрушительный удар могуществу Золотой орды. Русь еще переживет нашествия татарских орд, тем не менее, именно 8 сентября 1380 г. была одержана первая блестящая военная победа в длительном противостоянии. В исторической памяти потомков Дмитрий Донской остался, прежде всего, как национальный герой, победитель на Куликовом поле, а Сергий Радонежский был назван впоследствии собирателем духовной мощи Руси, " светильником Веры " , озарившем путь к ее государственному и политическому возрождению. Битва на реке Воже. 1378 г. Миниатюра лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Экспозиция продолжает цикл историко-патриотических выставок ГИМ к юбилейным датам. Ее основу составляют документы, иконы, предметы лицевого шитья и мелкой пластики, рукописные книги, рассказывающие об этом историческом событии и его отражение в памятниках прикладного искусства и литературы из коллекции ГИМ. Эти материалы дополняют экспонаты, предоставленные Сергиево-Посадским музеем-заповедником, Государственными Музеями Московского Кремля и Российским Государственным архивом древних актов.

http://pravoslavie.ru/14444.html

Неясности существуют и в отношении истории другого памятника – Жития Никона Радонежского, содержащего, как известно, уникальные факты биографии выдающегося древнерусского живописца Андрея Рублева. Все существующие списки Жития разделяются на две редакции – краткую и пространную, но вопрос о их взаимоотношении окончательно еще не решен. От разрешения источниковедческих проблем, связанных с исследованием Жития Сергия Радонежского, теснейшим образом зависит восстановление подлинной биографии Преподобного Сергия. Теперь уже ясно, что датой кончины Сергия Радонежского является 1392 год. Под этим годом известие помещено в Троицкой летописи, мартовский стиль летосчисления которой подметил еще Н. М. Карамзин . Несмотря на бесспорность данного положения, в исторической литературе существовали (и существуют до сих пор) ошибочные представления. Взять того же В. О. Ключевского : автор «Древнерусских житий святых» датировал событие 1391 г. И даже в наше время, в изданиях отечественных энциклопедий (в том числе Исторической) кончина Сергия Радонежского отнесена к 1391 г. Год же рождения святого определяется исследователями с гораздо большей неопределенностью – в качестве таковой даты предлагались 1314, 1315, 1318, 1319, 1320, 1321, 1322 гг. В этом можно убедиться, раскрыв страницы научных трактатов, энциклопедий и многочисленных справочников. Характерно в этом плане резюме современного художника слова: год рождения Преподобного Сергия «потерян (от 1314 до 1322)» 9 . Такое расхождение исследовательских мнений объясняется противоречиями разновременных источников и отсутствием полноценного критического их анализа – главным образом из-за внушительного объема необходимых археографических и текстологических изысканий. Большинство списков не было введено в научный оборот. Неизвестные тексты новых редакций, видов и разновидностей еще только ожидали исследователей, и лишь после их открытия могла быть составлена подлинно научная классификация текстов Жития Сергия Радонежского и воссоздана их сложная история, озаренная вспышками литературного гения и затемненная скрытыми вкусами многочисленных редакторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Православные праздники 7 октября — Первомц. равноап. Феклы (I). Первомученица Фекла, почитаемая в лике равноапостольных. О жизни Феклы известно по «Деяниям Павла и Феклы», написанным во II веке. Приняла христианство от апостола Павла, проповедовала слово Божие в Сирии, часто преследовалась язычниками, но всякий раз была спасаема заступничеством Божьим. Православные праздники 8 октября — Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 гг.) – великий русский подвижник, «игумен земли Русской» один из самых почитаемых русских святых, установил строгие правила монашеского общежития, был вдохновителем борьбы против ордынского ига, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Дал импульс «северному иночеству», его учениками было основано около 40 монастырей. Перед кончиной заповедовал братии : «Имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь не лицемерную».   — Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Суздаль начинает готовиться к празднованию своего юбилея - Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Святитель Герман был устроителем обители Успенской Пресвятой Богородицы в городе Свияжске. Был образцом смирения и кротости, широко занимался благотворительностью. Собрал большую монастырскую библиотеку. В 1566 году был вызван Иваном Грозным в Москву для назначения его на митрополичью кафедру. Святитель Герман не принимал своеволия царя по отношению к церкви, за что попал в двухлетнюю опалу, в которой скончался. В 1592 г., по просьбе жителей Свияжска, мощи Германа были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь.     Православные праздники 9 октября — Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Священник Константин Пархоменко. Ученики: апостол Иоанн Богослов Юрий Пущаев. В начале было слово? Александр Моисеенков. Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов Андрей Десницкий. Иоанн Богослов Юрий Пущаев. Апокалипсис: Откровение о Новом Небе и Новой Земле

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Неясности существуют и в отношении истории другого памятника — Жития Никона Радонежского, содержащего, как известно, уникальные факты биографии выдающегося древнерусского живописца Андрея Рублева. Все существующие списки Жития разделяются на две редакции — краткую и пространную, но вопрос о их взаимоотношении окончательно еще не решен. От разрешения источниковедческих проблем, связанных с исследованием Жития Сергия Радонежского, теснейшим образом зависит восстановление подлинной биографии Преподобного Сергия. Теперь уже ясно, что датой кончины Сергия Радонежского является 1392 год. Под этим годом известие помещено в Троицкой летописи, мартовский стиль летосчисления которой подметил еще Н. М. Карамзин. Несмотря на бесспорность данного положения, в исторической литературе существовали (и существуют до сих пор) ошибочные представления. Взять того же В. О. Ключевского: автор «Древнерусских житий святых» датировал событие 1391 г. И даже в наше время, в изданиях отечественных энциклопедий (в том числе Исторической) кончина Сергия Радонежского отнесена к 1391 г. Год же рождения святого определяется исследователями с гораздо большей неопределенностью — в качестве таковой даты предлагались 1314, 1315, 1318, 1319, 1320, 1321, 1322 гг. В этом можно убедиться, раскрыв страницы научных трактатов, энциклопедий и многочисленных справочников. Характерно в этом плане резюме современного художника слова: год рождения Преподобного Сергия «потерян (от 1314 до 1322)»  . Такое расхождение исследовательских мнений объясняется противоречиями разновременных источников и отсутствием полноценного критического их анализа — главным образом из–за внушительного объема необходимых археографических и текстологических изысканий. Большинство списков не было введено в научный оборот. Неизвестные тексты новых редакций, видов и разновидностей еще только ожидали исследователей, и лишь после их открытия могла быть составлена подлинно научная классификация текстов Жития Сергия Радонежского и воссоздана их сложная история, озаренная вспышками литературного гения и затемненная скрытыми вкусами многочисленных редакторов.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

упом. в 1388 г. Афанасий II упом. в 1388–1391 гг. Иоанн (Гоголь) рукоположен в 1405 г. Герасим упом. в 1415 г., не позднее 1428 г. переведен в Смоленск. Владимиро-суздальские, суздальские, нижегородские, городецкие, торусские епископы и архиепископы Алексей рукоположен в 1252 г. Свт. Серапион рукоположен в 1274 г.; † 12.06.1275. Свт. Феодор рукоположен в 1276 г.; † 1286. Феодор рукоположен в 1288 г.; в 1295 г. митрополитом сведен с епархии. Симеон рукоположен в 1295 г., а в 1299 г. переведен в Ростов. † 1314. Даниил рукоположен в марте 1330 г. Нафанаил рукоположен в 1347 г. Даниил (вторично) упом. в 1351 г., † 1362. Свт. Алексий рукоположен 6.12.1352 (с 1340 г. наместник); с 1354 г. митрополит Киевский. Алексий упом. в 1363 г., † 1364. Свт. Иоанн † 1373. Свт. Дионисий (архиеп.) Рукоположен в 1374 г.; в 1384 г. в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385. Евфросин (архиеп.) рукоположен в 1389 г.; † 25.03.1407. Митрофан рукоположен 9.09.1406; упом. 22.03.1416. Авраамий упом. в 1436–1449 гг. Галицкие епископы и митрополиты Иосиф упом. в 1292 г. Григорий упом. в 1301 г. Нифонт (митр. Галицкий) Рукоположен в 1303 г.; † до декабря 1305 г. Гавриил (митр. Галицкий) Феодор рукоположен в мае 1328 г.; митр. Галицкий с 1332 г.; упом. до 1335 г. Антоний (митр. Галицкий) Рукоположен в мае 1371 г., † 1391–1392 гг. упом. в 1398–1415 гг. (в митрополиты не рукоположен). Коломинские епископы Афанасий упом. ок. 1353 г. Филимон рукоположен ок. 1360 г. Герасим рукоположен ок. 1375 г.; † 1388. рукоположен в 1389 г.; † 1392. Григорий рукоположен в 1392 г.; † 13.02.1405. Иларион рукоположен 26.08.1406; † 9.03.1408. рукоположен в 1410 г. Амвросий рукоположен в 1414 г.; упом. 1.02.1421. Авраамий упом.на Соборе 1441 г. Варлаам упом. в 1447–1449 гг. Луцкие епископы Феодосии I упом. в декабре 1326 г. и 1.05.1328. Трифон рукоположен в декабре 1331 г., упом. в 1335 г. Арсений упом. в 1366 г. упом. в 1393 г.; с 1398 г. Галицкий епископ. Феодор 7.10.1397 прибыл в Москву. в 1401 г. лишен епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Они основываются на указании того же Епифания, что преподобный умер 78-ми лет, год же смерти его, 1392, не возбуждает сомнений. По Казанскому, гораздо прочнее опираться на этот факт: Сергий,  наверно,  не раз говорил  старцам о том,  сколько ему  лет. Епифаний  жил  при  Сергии последние годы  и мог лично это слышать. Таким образом, Епифаний противоречит себе: исходя из него, с одинаковым правом можно принять и 1313—14 и 1319—22. Защитники 1319-го  сомневаются  в подлинности упоминания  о  78-ми  годах жизни Сергия, Ключевский и архим. Леонид считают это место позднейшей вставкой (анализ стиля). Но Голубинский думает, что сама вставка все же взята Пахомием из текста Епифания и лишь неловко сделана, при сокращении. Положиться на Епифания в хронологии вообще довольно трудно, т. к. он делает, например, явную ошибку, относя рождение Сергия ко времени патр. Каллиста (а тот был от 1330 по 1363). Так что вопрос, в сущности, не решен, но в лице проф. Голубинского новейшее исследование склоняется довольно упорно к 1314 году, смело исправляя дальнейшие указания и Епифания, и Никоновой летописи. 3 О жеребятах: " на взыскание клюсят " — очень старинное слово, собств. " лошадей " . Епифаний любил такие архаизмы, иногда щеголял даже знанием греческого языка. О медведе, например, выражается: " зверь, рекомый аркуда, еже сказается медведь " . 4 Переселение родителей преподобного в Радонеж, по Епифанию,— 1330—31 гг. Еще в Ростове, уговаривая мальчика не поститься чрезмерно, мать Сергия говорила: " Тебе нет еще двенадцати лет от роду, а ты уже рассуждаешь о грехах " . В Радонеж перебрались позже, следовательно, в 1330—31  Сергию не могло  быть меньше 14—15 лет. Если  же  принять год его рождения 1319—22, то выйдет, что из Ростова он уехал 8—10 лет — косвенное подтверждение взгляда о 1314 годе. 5 Прямого свидетельства, что Кирилл и Мария ушли в Хотьковский монастырь, нет. Но они там погребены, из чего заключают, что в Хотькове они жили. Древность знала монастыри для монахов и монахинь, общие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=123...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010