Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ [Гавала Мануил; греч. Ματθαος] (ок. 1271/72, Филадельфия, Лидия - между 1355 и 1360, К-поль), митр. Эфесский (1329-1351), писатель. Ученик свт. Феолипта , митр. Филадельфийского, чтец, затем протонатарий в Филадельфии. Был послан в К-поль в 1309 г., вошел в круг выдающихся интеллектуалов эпохи Никифора Хумна и Феодора Метохита. На знакомство М. с античной философией указывают его маргиналии в кодексах сочинений Платона Vat. gr. 225 и 226 ( De Gregorio, Prato. 2003. S. 83, 89-90). По возвращении в Филадельфию в 1310 г. вступил в конфликт с Феолиптом из-за разногласий относительно преодоления арсенитского раскола. В 1312 г. умерла жена М., оставив на его попечение малолетнего сына. В 1315-1317 гг. М. жил в К-поле, пользовался покровительством патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319). Вскоре М. примирился с Феолиптом, был рукоположен во иерея, назначен хартофилаксом и принял монашеский постриг. После кончины Феолипта в кон. 1322 г. из-за конфликта с правителем Филадельфии Мануилом Тагарисом вновь перебрался в столицу. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в., возможно, занимался преподаванием ( Browning. 1992. P. 28). В те годы М. сблизился с ученым и богословом Никифором Григорой, вел с ним оживленную переписку и обменивался сочинениями ( Beyer. 1976. S. 31-35). В 1329 г. стал митрополитом Эфеса (упоминание М. в этом качестве относится к декабрю: RegPatr, N 2153; Hunger. Register. N 100. S. 562), к-рый находился во власти турок. М. сумел посетить свою кафедру лишь однажды и в основном жил в К-поле и во Врисисе во Фракии (ныне Пынархисар, Турция), епископом которого он был также поставлен в 1332 г. В 1331-1332 гг. М. побывал на Руси по приглашению митр. Киевского свт. Феогноста ( Κουροσης. 1972. Σ. 248-252). Из переписки М. (послания 54, 55, 57) известно, что, посетив Эфес, М. был разочарован. В 1339 г. М. прибыл в Смирну, но эмир Айдина Умур отказался пустить его в Эфес и принять послания императора, к-рые должен был передать М.

http://pravenc.ru/text/2562674.html

Богом прославленному и благочестивому сынови духовному нашего смирения Михаилу, великому князю всея Руси. Наше смирение молится Богови, да даст Бог княжению власти твоей благодать и благословение и великую милость. Донесли к нам послание от твоей власти грамоты княжения твоего, слышать есмь и все митрополиты и святители нашего собора, и много есмы утешились того деля, что еси писал к нам, яко благочестивый и благоверный христианин; понеже хочешь сам и все люди твои с всем усердием твердо держать закон Божий. Да подаст Бог дому и власти твоей благословение, и да соблюдет вы от всякого зла, и закона Божьего путь да сохранит вы, и да причастники будете царствия небесного и вечной жизни и всей благодати. Истинно видим, яко Богом дана ти есть власть и княжение, понеже тщишься и дерзаешь, да ходят люди по правде, в славу Богу. Написала власть княженья твоего послать устав и закон, и дать вам, благочестивым людям Христовым, да будет им возвращение на всякое дело благое и да отдалятся оттого, что пакостит душам и муке вечной предает преступающая заповеди Божьи и канонские и соборные предания святых и богоносных Отцов. Понеже митрополит много сотворил без закона, видели есмы и уведали от писанных к нам грамот и от послов ваших. Велико есть то дело и велми гневит 1041 Бога, еже от крови степень пращает и благословляет: аже степень отнюдь отсечено и запрещено; не бывало то дело николиже промежи христиаян, ни у тех 1042 , кто закона Божьего не имеет. Како же не будет обинен, иже -й и .д. -й степень прашает и благословляет? То есть велико дело, и мног гнев от Бога восставляет на ны. Еще же паче горше того творит митрополит – мзды емлет от ставления, яко и корчмит есть, продает благодать Святого Духа: то есть преизлеше гнев от Бога; про то же не токмо изметают святые каноны, но отлучают и проклинают его. Про то наше смирение восписало к тебе и весь собор архиерейский, истинный боголюбче, да придет к нам митрополит и даст ответ о всем, колико без закона сотворил. Пишем же княжению твоему и власти твоей, аже восхочет да придет семо и даст ответ, добро; не восхочет ли волей, а нужей пришли его, и кто ведает вины его, и послухи. Егда придет митрополит, или исправится, то тъ или другого поставим, кого восхочет боголюбство твое, мужа послушествовала добрыми делами от всех людей. Тогда с митрополитом пошлем уставление закона восписано, что просил еси в славу Богу и душевную помочь христолюбивым людям. Да соблюдет Бог княжение твое, и молитва и благословенье мое да будет с тобой, архиерейского собора с отцами твоими с епископами, ревнителями закону Божьему, с боголюбивой матерью твоей, и княгиней твоей и с чадами своими, и со всеми людьми; и да сподобит 1043 тя видеть чада чад своих в блазе устроении до третьего и четвертого рода, и да воздаст ти Христос, егоже возлюбил еси, в земных место вечная благая. Аминь. ΙΙ. Написание Акиндина, мниха лавры Святой Богородицы, к великому князю Михаилу о поставляющих мзды ради

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Посетив на пути с Запада на Восток св. Епифания в Кипре и друзей антиохийских, он обошел все освященные места Палестины, чтобы лучше узнать историю Спасителя и апостолов Его 1298 . «Уже седина начала украшать главу мою, говорил Иероним, и прилично бы было быть учителем, а не учеником. Однако-ж отправился я в Александрию, слушал Дидима; и за многое благодарю его: чего не знал я, тому научился, чтò знал, того не потерял под его наставлением» 1299 . Это было в 386 г. и Иерониму было тогда за 55 лет 1300 . По возвращении из Египта, он основал пребывание свое в тесной пещере вифлеемской 1301 . Две обители – одна для девственников, другая для девственниц, устроенные на иждивении благочестивой ученицы Павлы, пользовались наставлениями Иеронима 1302 и сверх того он обучал детей 1303 . Теперь, найдя покой, которого искал так долго, он предался еще более изучению Свящ. Писания; чтобы усовершить свои познания, он слушал наставления ученейшего раввина Бар Ананию, изучал у него как еврейский, так и халдейский языки. «Какого труда, какой цены стоило мне иметь ночного учителя Бар Ананию! Он боялся иудеев и для меня был другим Никодимом» 1304 . Плоды новых сведений в Писании передавал он сперва устно благочестивым начальницам обителей женских 1305 и по их же святой ревности к слову Божию приступил он к письменному толкованию Новаго Завета. Прежде всего написал он объяснение на самое малое послание апостола Павла – на послание к Филимону 1306 , за тем следовали толкования Послания к Галатам 1307 , Ефесянам 1308 , Титу 1309 . Все эти толкования диктованы были спустя 15 лет после того, как вразумлен он сновидением в опасности пристрастия к языческим книгам т.е. в 389 г. 1310 . В конце того же года и в следующем написал объяснение на Екклезиаста 1311 , ответы на вопросы о книге Бытия 1312 и несколько переводов с греческого 1313 , между прочим 39 бесед Оригеновых на Евангелие Луки 1314 . В вифлеемской же пещере он окончил труд, начатый в Риме, поверку латинского перевода Ветхого Завета, по греческому тексту Оригеновых экзапл, которые списал он с подлинника в Кесарийской библиотеке 1315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Переводная поэзия 1309 Ян Кохановский 1310 Песнь 1311 Царю стран земных и в пресветлом небе, Слава в Сионе готова есть тебе; Тамо обети, иже обещанни, Будут ти данни. К тебе, иже молбе не презераеши Во плоти сущих, паче внушаеши, Прийти имут, славу вси несуще И песнми чтуще. Древния ныне злобы нам стужают, Но раби твои на тя уповают, Боже всещедрый, яко нас простиши, Милость явиши. Блажен, егоже избрал еси тебе За друга, имать той жити на небе, И мы от благ ти чаем полни быти, В храме ти жити. Услыши, Боже щедрый, твоя люди, В мире живущих ты надежда буди,. Иже пучины моря преплавают, Тя помощь знают. Горы тобою ставлены бывают И воды моря волны возвыжшают От глубин своих – ты люди кротиши, Мир в них твориши. Твой гром престрашный люди ужасает И в концех мира страх мног содевает, Утро и вечер твой свет озаряет, Возвеселяет. Промыслом твоим вода прохлаждает Землю, а она плоды прозябает 1312 ; Реки вод полны тобою бывают, Вся оживляют. рождает Ты росу нощну веси низпущати На землю суху и дождь изливати; Благословиши ты безчисленному Плоду земному. Ты венец лета сам благословиши, Множеством плодов онаго красиши, Тобою из нив нам полность бывает, Мир насыщает. Пустыни красны, горы веселятся, Тобою стада животных множатся, Юдоли плодны, а кто засевает, Песнь восклицает. На старость Бедная старость, вси тебе желаем, Внегда же уже будеши, рыдаем. Якопоне да Тоди Почто мир суетней славе работает, 1315 еяже блаженство в часе исчезает? Толь скоро власть ея зде ся изменяет, коль сосуд скуделен 1316 сокрушен бывает. Повеждь, где Соломон, славою почтенный, или где есть Сампсон, вождь непобежденный? Где есть Авесолом, лицем украшенный, где Иоанафан сладкий возлюбленный? Камо обратися он Кесарь вельможный, или богатый он пировник безбожный. Повеждь, где днесь Туллий сладкоглаголивый или Аристотель претонкомысливый? Толь мнози вельможи и славныя страны, толици владыци и вещи избранны, Толь мнози князие во вселенней Быша, вси ся в мгновении ока измениша. О тли, снеди червей и пепеле земный,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 51. Вкладная книга монастыря св. Эммерама в Регенсбурге (запись 1179 г.) Монастырская вкладная книга представляет собой собрание актовых записей, которые фиксируют различного рода дарения монастырю (по русской терминологии – «вклады» в монастырь): вещевые, денежные, недвижимости и проч. Широко распространенная в средневековье практика монастырских вкладов объясняется тем, что они обеспечивали вкладчику прижизненное и/или посмертное поминовение (см. примеч. 1314). Бенедиктинский монастырь св. Эммерама – наиболее известная обитель в Регенсбурге, возникшая уже на рубеже VII–VIII вв. До 973 г. аббаты св. Эммерама были одновременно и епископами регенсбургскими. Издания: Trad. S. Emmer. N 926. Переводы: На русский язык: Свердлов 2. С. 338–339 (только запись о Хартвике). Да будет известно всем желающим знать как ныне живущим, так и будущим 1310 , что некий челядин (familiaris) этой церкви 1311 по имени Хартвик (Hartwic), живущий в стране Русь (regio Rusciae) в городе под названием Киев (Chiebe) 1312 , по любви к Богу и из почтения к св. Эммераму, своему хозяину (patronus) 1313 , а также по причине, вернее – из желания быть полностью принятым братьями этого монастыря в братию 1314 , через посредство граждан (cives) этого города 1315 Гримольда (Grimoldus), Генриха (Heinricus) и Конрада (Chunradus), которые были его должниками, предоставил нашей церкви свои деньги, а именно 18 талантов 1316 , с тем условием и просьбой, чтобы на эти деньги было куплено владение, которое, в память о нем и во спасение его души, было бы передано странноприимному дому (hospitale) св. Эммерама на утешение бедных и странников 1317 . [Указывается приобретенное с согласия аббата Берингера 1318 и Фридриха, келаря монастыря и начальника странноприимницы, владение и перечислены свидетели передачи его монастырю 1319 .] (Trad. S. Emmer. Р. 459) 1310 Обычный канцеляризм, указывающий на волеизъявление в отношении получателя (читателя) акта (promulgation) и открывающий содержательную часть (narratio и disposition документа; ср. 6, 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1312 г. Михаил был уже на Руси 270 , и данных о том, чтобы он получил военную помощь Орды против Юрия, нет. Но все же можно полагать, что безрезультатной поездка великого князя не была. В 1312 г. митрополит Петр «сня санъ» с сарайского епископа Измаила 271 . Измаил известен как проводник политики Тохты: в 1296 г. он приезжал на Русь вместе с Неврюем и участвовал в княжеском съезде во Владимире 272 . В Сарай Петр в 1312 г. не ездил, следовательно, его конфликт с Измаилом имел место на Руси. Возможно, сарайский епископ приехал в качестве посланника хана с целью оказать воздействие на Юрия, и лишение его сана дружественным Москве митрополитом было вызвано антимосковской позицией Измаила 273 . В августе 1312 г. умер хан Тохта 274 . В следующем году, после восшествия на престол нового хана – Узбека, великий князь Михаил отправился в Орду 275 (как это было принято в подобных случаях). Для Юрия появился, казалось бы, шанс оспорить в данной ситуации великое княжение, но московский князь в Орду не поехал 276 ; очевидно, он опасался расправы за свое неподчинение прежнему хану. Михаил вновь задержался в Орде надолго. Трудно судить, было ли это связано с какими-то разногласиями при ханском дворе по поводу того, вручать ли ярлык на великое княжение именно тверскому князю, и если да, то были ли эти разногласия связаны с действиями ордынских вельмож, сочувствовавщих московским князьям, но бесспорно то, что задержка «переутверждения» Михаила великим князем оживляла надежды Юрия. И он возобновил борьбу за Новгород Великий (где имел немало сторонников). В 1314 г. Юрий прислал туда своего подручного князя Федора Ржевского (сына погибшего у Брянска в 1310 г. Святослава Глебовича 277 ): наместники Михаила были схвачены, а новгородцы с Федором двинулись к Волге. Навстречу им выступил Дмитрий Михайлович. Войска простояли друг против друга «до замороза», после чего был заключен мир, по которому Новгород отходил к Юрию: зимой 1314–1315 гг. московский князь приехал туда «на столъ» с братом Афанасием 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Пизе Л. закончил «Всеобщее и последнее искусство» (Ars generalis ultima, 1308). Затем он вернулся к преподавательской деятельности в Париже. В этот период жизни часть его трудов получила офиц. признание: в декларации парижского прево от 10 февр. 1310 г. сообщалось, что 40 магистров и бакалавров Парижского ун-та прослушали курс лекций Л. по логике, содержавший изложение «Краткого искусства нахождения истины» (Ars compendiosa inveniendi veritatem, ок. 1274), и не нашли в излагаемом им учении ничего, что противоречило бы католич. вере; грамотой от 2 авг. 1310 г. кор. Филипп IV Красивый признал магистра Л. достойным уважения всех католиков; в письме канцлера Парижского ун-та Франческо Караччоли от 9 сент. 1311 г. сообщалось о правоверности сочинений Л. Л. присутствовал на Вьеннском Соборе (1311-1312). В прошении, с к-рым он обратился к Собору, Л. настаивал на запрете преподавания аверроистских доктрин в ун-тах, говорил о необходимости учреждения кафедр вост. языков, выступал с предложением нового крестового похода на Св. землю, провести к-рый он планировал объединенными силами духовно-рыцарских орденов. Собор постановил основать кафедры араб., греч., евр. и халдейского языков в ун-тах в Париже, Оксфорде, Болонье и Саламанке. В 1312-1313 гг. Л. написал соч. «О беседе ангелов» (De locutione angelorum), составил сборник из 150 проповедей, создал 3 апологетических произведения и подготовил пособие по гомилетике. Главный его труд этого периода - «О разделении христиан и сарацин» (De participatione Christianorum et Sarracenorum). В нем Л. обращается к королю Сицилии Федерико (1296-1337) с предложением начать переговоры с королем Туниса о созыве межрелигиозного Собора, на к-ром христиане могли бы дискутировать с мусульманами по вопросам веры. Л. провел при сицилийском дворе в Мессине год (май 1313 - май 1314), за это время им было написано 38 богословских сочинений. В апр. 1313 г. Л. составил завещание: с его сочинений на лат. и каталан. языках, к-рые были написаны после Вьеннского Собора, следовало сделать копии и отправить их в мон-рь картузианцев в Вовере (близ Парижа) и в Геную; часть книг Л. завещал также своему зятю, Пере де Сенменату. Предположительно летом 1314 г. он вернулся на Мальорку. В сент. Л. вновь отправился в Сев. Африку и вскоре прибыл в Тунис, завершив там работу над соч. «Искусство совета» (Ars consilii, июль 1315), написанном на араб. языке и адресованном мусульм. правителям.

http://pravenc.ru/text/2110887.html

В результате Н. Новгород остался за князьями московского дома (здесь стал княжить Борис - младший брат Г. Д.). В 1312/13 г. умер хан Тохта. На следующий год после воцарения его племянника Узбека вел. кн. Михаил отправился в Орду за ярлыком на вел. княжение от нового сюзерена. Г. Д. не пытался оспорить права тверского князя и остался на Руси, по-видимому опасаясь наказания за нелояльность прежнему хану. Михаил снова надолго задержался в Орде, в данной ситуации это означало, что он не утвержден ханом в великокняжеском достоинстве. Тогда Г. Д. возобновил борьбу за Новгород, где у него было много сторонников. В 1314 г. он прислал туда своего союзника кн. Федора Ржевского. Наместники вел. кн. Михаила были схвачены, а новгородцы вместе с кн. Федором двинулись к тверским рубежам на Волге. Навстречу им выступил сын вел. князя Димитрий Михайлович. Был заключен мир, по к-рому Новгород отходил Г. Д. Зимой 1314/15 г. в Новгород «на стол» приехал московский князь вместе с младшим братом кн. Афанасием Данииловичем . Акция Г. Д. не осталась не замеченной ханом Узбеком: уже 15 марта 1315 г. московский князь выехал из Новгорода, будучи «позван в Орду». Отправились туда и его сторонники из числа новгородцев, рассчитывавшие добыть для Г. Д. ярлык на новгородское княжение, а может быть, и на владимирский стол. Однако Узбек, как и Тохта в 1305 г., решил спор князей в пользу Михаила Ярославича: Г. Д. был задержан в Орде, а вел. князь осенью 1315 г. вернулся на Русь в сопровождении крупного ордынского отряда во главе с ханским послом Таитемером. 10 февр. следующего года у Торжка Михаил и Таитемер разбили новгородскую рать, к-рую возглавлял кн. Афанасий Даниилович, наместник Г. Д. После переговоров новгородцы были вынуждены выдать Михаилу кн. Федора Ржевского и принять наместников вел. князя; Афанасий, приехавший по приглашению с неск. новгородскими боярами в стан к вел. князю после заключения мира, был вероломно захвачен в плен. Победа Михаила Ярославича казалась полной, но в следующем 1317 г. ситуация коренным образом изменилась: овдовевший к этому времени Г. Д. женился в Орде на сестре Узбека Кончаке (принявшей в крещении имя Агафия). Получив ярлык на владимирское вел. княжение, он двинулся на Русь с ханским послом Кавгадыем. Михаил Ярославич вместе с др. князьями Сев.-Вост. Руси («всеми князьями суздальскими») встретил Г. Д. и Кавгадыя у Костромы. После переговоров Михаил Ярославич признал переход вел. княжения к Г. Д. и уехал в Тверь. Однако Г. Д. не удовлетворился достигнутым. В кон. 1317 г. вместе с Кавгадыем и «суздальскими князьями»-союзниками он начал разорять Тверское княжество. Михаил был вынужден оказать сопротивление. 22 дек. 1317 г. под с. Бортеневом он нанес войскам Г. Д. поражение: новый вел. князь бежал в Новгород, его жена Агафия (Кончака) и брат Борис попали в плен. Кавгадый прекратил сопротивление и отправился вместе с Михаилом в Тверь. Последний, не желая ссориться с ханом, «почтил» Кавгадыя и отпустил.

http://pravenc.ru/text/164459.html

1301. Белякова Е. В. Стефан, еп Пермский: К 600-летию со дня преставления//Страницы. 1996. 2. С. 75–86. 1302. Иоанн (Вендланд) , митр. Ярославский и Ростовский. Князь Феодор Черный//бТ. 1973. Сб. 11. С. 55–77. Св. блгв. Феодор ( 1299), князь Ярославский, – исследование жития и эпохи. Филипп, митр. Московский, свт. – см. 2480. Новомученики российские См. также: Новоканонизированные святые 1247); Житийные сборники...: Новомученики российские 1255–1261). Анатолий (Грисюк) , митр., сщмч. – см. 2361. Андроник (Никольский) , архиеп., сщмч. – см. 813. 1310. «...Я боролся с неверием»: Следственное дело по обвинению еп. Афанасия (Сахарова)/Публ., послесл. и примеч.: О. В. Косик//БСб. 1999. 3. С. 228–257. 1311. Обращение еп. Афанасия (Сахарова) к представителям власти/Публ., примеч.: О. В. Косик//БСб. 1999. 4. С. 225–252. 1312. Кривонос Ф., свящ. Священномученик Валериан Новицкий//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 172–174. Потомственный священник (Белоруссия), был расстрелян за отказ снять с себя сан. Василий (Зеленцов), еп., сщмч. – см. 1506. Вениамин Казанский), митр., сщмч. – см. также ИУ. 1313. Бовкало А. А., Галкин А. К. Митрополит Вениамин (Казанский): Краткая биогр./Сост. А. Б[овкало], А. Г[алкин]//ХЧ. 1991. 6. С. 5–8. 1314. Бовкало А. А., Галкин А. К. Св. митрополит Вениамин [Казанский] и Петроградский богословский институт//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 350–356. 1315. Бовкало А. А., Галкин А. К. Студенческие годы св. митр. Вениамина [Казанского] в СПбДА: [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 80–87. 1316. Бовкало А. А. Святой митр. Вениамин [Казанский] и послереволюционные годы по архивным документам и воспоминаниям//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 306–314. 1317. Сорокин В., прот. Венец жизни сщмч. Вениамина [Казанского], митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших в ночь с 12-го на 13-е августа 1922 г.//ХЧ. 1999. 17. С. 21–58. 1318. Каледа Л. В. Воспоминания об отце – свящ. Владимире Амбарцумове//АиО. 2000. 2(24). С. 243–262. 1319. Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание архим. Игнатия (Бирюкова, 1932), священноисповедника//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 101–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видение прор. Иезекииля. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГММК) В визант. иконографии облик И. сложился позднее, чем внешний вид 3 др. «больших» пророков. Вначале И., как и др. пророков, изображали в виде юноши в светлых одеждах, с копной коротких кудрявых волос, слегка закрывающих уши: на фресках синагоги в Дура-Европос (244/5, Национальный музей, Дамаск); на мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565). Со временем И. стали представлять как средовека с темными волосами или с проседью; старцем в хитоне и гиматии, с седыми, длинными, волнистыми волосами, спускающимися на плечи отдельными прядями, с бородой средней длины, заостренной книзу: в ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314); в росписи мон-ря Пантократор на Афоне (ок. 1538); на миниатюре из Книги пророков (РГБ. Ф. 304.I. 90. Л. 177 об.; 1489 г.); на иконе «Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков» из Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (ок. 1497, ГРМ). В палеологовскую эпоху И. стали изображать более экспрессивно - с взлохмаченными короткими волосами, что, видимо, связано с визионерством ветхозаветного пророка: в росписи ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (ок. 1363); на иконе «Пророк Иезекииль» из пророческого ряда иконостаса Преображенского собора в Кашине (1449-1450, ГРМ). Отличия от др. пророков (кроме атрибута - затворенных врат храма, символизирующих непорочное зачатие) в иконографии И. отсутствуют. Исследователи особенно отмечают сходство иконографии И. и прор. Исаии. Цвет одежд И., форма его бороды в изображениях варьируются. Так, на обороте оклада Евангелия 1568-1577 гг. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), выполненного по заказу валашского княжича Александру II Мирчи и его семьи, И. представлен с гладкими прямыми волосами, открывающими уши, и длинной, узкой, расчесанной надвое бородой. В иллюстрациях Sacra Parallela (Paris. gr. 923, IX в.) И. трижды изображен по-разному: с круглой и с заостренной бородой, с темными и со светлыми волосами. Помимо атрибута в руках И. может находиться свиток с текстом, напр. «Дверь сия затворена будет и не отверзется и никто ж може пройти сквози…» (Иез 44. 2). Образы видений И. толковались как пророчества о Пресв. Богородице, о Страшном Суде, о пришествии Мессии. Соответственно варьировались и тексты на свитках И. (Иез 37. 1; 37. 4-6; 37. 12; 34. 20; 14; 19. 1). Тексты Ис 6. 1 (мозаики кафедрального собора Санта-Мария Нуова в Монреале, между 1183 и 1189) и Вар 3. 36 (мозаики Палатинской капеллы в Палермо, ок. 1143-1146) встречаются редко.

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010