Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД († 5.02.1325, Новгород), архиеп. Новгородский. Был избран на кафедру зимой 1308/09 г., после того как предыдущий Новгородский архиеп. св. Феоктист удалился в Благовещенский монастырь «своего деля нездоровия». Покидая кафедру, свт. Феоктист благословил Д., являвшегося духовным отцом святителя, как своего преемника. Возможно, Д. имеется в виду в сообщении Никоновской летописи 20-х гг. XVI в. о кандидатах на кафедру, назначенных архиеп. Далматом в 1273 г. перед смертью, среди к-рых назван «игумен Давид» (ПСРЛ. Т. 10. С. 152); в более ранних летописях в сообщениях об этом событии его имя отсутствует. Очевидно, избрание Д. произошло путем жеребьевки на престоле собора Св. Софии: в летописи говорится, что новгородцы «възлюбиша» Д. как «Богом избрана и Святою Софьею» (НПЛ. С. 92, 332). 5 июня 1309 г. он был поставлен во архиепископа во Владимире, хиротонию возглавил Киевский митр. св. Петр . В Новгород Д. вернулся 20 июля. tab Д., как и его предшественники, выполнял важные дипломатические функции, его деятельность свидетельствует об увеличении влияния архиепископа на решение Новгородом внешнеполитических вопросов. Время управления Д. кафедрой совпало с началом противостояния Москвы и Твери по вопросу об обладании ярлыком на Владимирское великое княжество . Правитель, обладавший ярлыком на вел. княжение, со времени блгв. кн. Александра Ярославича Невского признавался также новгородским князем, поэтому Новгород выступал активным участником данного противостояния. Архиеп. Далмат перед смертью благословляет игум. Давида в преемники. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30. Л. 77 об.) Архиеп. Далмат перед смертью благословляет игум. Давида в преемники. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30. Л. 77 об.) В 1311 г. вел. кн. св. Михаил Ярославич Тверской воевал с Новгородом, весной 1312 г. Д. в Твери заключил мир с вел. князем (согласно Софийской I летописи, Новгород выплатил 1,5 тыс.

http://pravenc.ru/text/168494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XXII (1244/45, Кагор (Каор), Юж. Франция - 4.12.1334, Авиньон, там же; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» . О родителях Дюэза ничего не известно; по мнению нек-рых исследователей, буд. папа происходил из семьи торговцев или ремесленников. Начальное образование получил в Кагоре, затем изучал право и богословие в Монпелье и в Париже, однако так и не получил университетского образования. В 1300 г. по рекомендации кор. Карла II Неаполитанского (1285-1309) был поставлен епископом г. Фрежюс. В 1308-1313 гг. занимал пост канцлера Неаполитанского королевства. В 1310 г. был назначен епископом Авиньона, в 1312 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Виталия, в 1313 г.- кардинала-епископа Порто. Конклав, избравший Дюэза папой, был первым, организованным в соответствии с конституцией «Ne Romani» (1311) папы Римского Климента V . Сначала конклав заседал в г. Карпантра (Юж. Франция), где с 1309 г. располагалась папская резиденция. Из-за разногласий между итал. и провансальскими кардиналами, с одной стороны, и гасконскими - с другой, период вакации Папского престола затянулся более чем на 2 года. В это время участились народные волнения, а светские государи активно вмешивались в дела католич. Церкви в своих странах. После переезда конклава в более спокойный Лион в ходе долгих переговоров была найдена компромиссная фигура - кард. Ж. Дюэз (во многом из-за его преклонного возраста и слабого здоровья). При поддержке кор. Роберта Неаполитанского и гр. Пуатье Филиппа (буд. франц. кор. Филипп V) 7 авг. 1316 г. Дюэз был избран папой (интронизация состоялась 5 сент. того же года). Несмотря на данное И. во время конклава обещание вернуться в Рим (о нем упоминает герм. хронист Генрих из Диссенхофена - Fontes rerum Germanicarum. Geschichtsquellen Deutschlands/Hrsg. J. F. Böhmer. Stuttg., 1868. Bd. 4. S. 21), главной папской резиденцией при нем стал Авиньон (летней резиденцией папы время от времени служил Сорг).

http://pravenc.ru/text/469712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРОН [Греч. Μρων] (III или IV в.), свт., еп. Критский (пам. 8 авг.; пам. визант. 9 авг.). Сохранилось несколько греч. Житий М. Пространное Житие (BHG, N 1311), изданное Ф. Алькеном, превышает другое по объему, но не по точности информации, т. к. в него включены сведения, относящиеся к сщмч. Автоному Вифинскому Вифинскому (BHG, N 198), а также Космы монаха видение (BHG, N 2085). Т. о., к первоисточнику более близко 2-е Житие М. (BHG, N 1312). Житие в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. не настолько конкретно по содержанию (BHG, N 1312g), как Житие из Синаксаря К-польской ц. (архетип кон. Х в., SynCP. Col. 875-877). Внутренняя хронология биографии М. противоречива. Часть источников указывает, что М. род. при имп. Деции (249-251), из чего следует, что он умер ок. 350 г., т. к. известно, что М. прожил почти 100 лет. Но при этом ряд Житий относят избрание М. епископом ко времени смерти Деция и восшествия на престол Требониана Галла (251-253). Так, согласно Житию BHG, N 1312, М. был поставлен пресвитером уже в период гонений Деция и в проповедях призывал твердо переносить мучения за Христа, а после прихода к власти Галла народ избрал его епископом родного г. Равкия (Ραυκα) и рукоположил М. Пинит, еп. Кносский (ActaSS. Aug. N. 2. P. 345). Но в Синаксаре Lips. R II 25, 1172 г., сообщается о епископской хиротонии М. в Кноссе от епископа Тинита (SynCP. Col. 875-876). В Житии BHG, N 1311 говорится также о гонениях имп. Диоклетиана , что предполагает др. время действия. Исследователи церковной истории Крита предлагают следующие даты архиерейства М.: 255 - ок. 280 или ок. 330-340 гг.- и спорят, идет ли речь о епископе Кносском, поскольку Равкия стала кафедрой Кносской епископии во 2-й визант. период, или о епископе Гортинском (т. е. главном епископе Критском), как сообщается в Житии Императорского Минология 1034-1041 гг. ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 257, 258). М. происходил из г. Равкия (к юго-западу от Кносса) на Крите, из благородной и благочестивой семьи; в юности женился. Большую часть урожая со своих земель он раздавал нуждающимся. За это он получал щедрое воздаяние от Господа: чем больше раздавал милостыни, тем полнее становились его житницы. Сострадание святого к бедным и его милосердие были безграничны. По преданию, однажды он застал на своем гумне 10 воров, собиравшихся украсть зерно. Они наполнили мешки, но не могли сдвинуть их и уйти с места преступления. Застигнув воров, М., вместо того чтобы прогнать или наказать их, помог каждому из них поднять мешок на плечи, попросив никому не говорить о том, что он сделал, чтобы не остаться без воздаяния. В другой раз воры на поле М. всю ночь собирали колючки вместо нута, предназначенного на милостыню бедным.

http://pravenc.ru/text/2563328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. (Ок. 1270, Рашская обл.- 12.05.1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.). Происходил из семьи неких правителей. Получил разностороннее образование. В молодом возрасте принял монашество в афонском мон-ре Хиландар . Упоминается в числе хиландарских монахов в описании тяжбы между Хиландаром и афонским мон-рем Зограф в 1290 г. После 1306 г. стал учеником хиландарского игум. Даниила (см. Даниил II , архиеп. Печский). В кон. 1311 или нач. 1312 г. стал игуменом Хиландара: впервые упоминается как игумен в афонском акте в авг. 1312 г. В 1311 или 1312 г. ездил в К-поль для примирения серб. королей - братьев Милутина и Драгутина (см. Феоктист , прп.). Как представитель Хиландара Н. упоминается в договорах от 5 авг. 1314 г. о покупке обителью виноградников. Благословил своего ученика иером. Гервасия переписать Праксапостол (Ath. Chil. 47), в реальности работу выполнил рясофор Мартиниан. Весной 1316 г. вместе со старцем из Кареи Феодулом находился в Сербии. После смерти архиеп. Сербского Саввы III , в кон. июля 1316 г., Н. и игум. Даниил были выдвинуты претендентами на кафедру Сербской архиепископии. В ожидании решения собора Н. жил в Карейской келлии. Несмотря на королевское покровительство Даниилу, Собор избрал Н. архиепископом. В источниках сохранились многочисленные упоминания о деятельности Н., к-рая носила преимущественно адм. характер. Между 1 сент. 1317 и 31 авг. 1318 г. вместе со старцем из келлии св. Саввы в Карее Н. уговорил кор. Милутина дать хрисовул, чтобы урегулировать отношения между Хиландаром и этой келлией. Н. вместе с Собором Сербской Церкви подтвердил хрисовул, данный после 12 мая 1317 г. королями Милутином и Драгутином Баньска монастырю во имя святого Стефана . В хрисовуле, данном между 12 мая 1317 и 29 окт. 1321 г., кор. Милутин и Н. утвердили иерархию епископов и игуменов главнейших сербских мон-рей. В тот же период Милутин и Н. дали хрисовул Хиландару с целью пресечь споры между работниками архиепископии и мон-ря по поводу использования пахотных земель. Между 1 сент. и 29 окт. 1321 г. Н. дал повелью, утвердив ряд обязательств Сербской архиепископии по отношению к Карейской келлии. В 1317-1318 гг. Н. составил аренгу повельи, данной кор. Милутином Карейской келлии. В 1318 г. Милутин и Н. договорились кардинально перестроить Хиландар, что определило совр. облик обители, и украсить мон-рь Жича . Участвовал в обновлении ц. во имя св. Саввы в принадлежавшем Хиландару с. Лизица и построил как свою задужбину ц. вмч. Димитрия в Пече (между 1322 и 1324). 6 янв. 1322 г. он короновал св. Стефана Дечанского .

http://pravenc.ru/text/2565552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «CLEMENTINAE» Папа Климент V вручает «Constitutiones Clementinae». Гравюра из кн.: Corpus Iuris Canonici. Antw., 1573 Папа Климент V вручает «Constitutiones Clementinae». Гравюра из кн.: Corpus Iuris Canonici. Antw., 1573 [лат. «Клементины»; полное название - «Clementis papae V constitutiones» (Постановления папы Климента V) или «Constitutiones Clementinae» (Климентовы постановления)], сборник декретального права , составленный при папе Римском Клименте V (1305-1314) и обнародованный в 1317 г. по указанию папы Римского Иоанна XXII (1316-1334); впосл. включен в Корпус канонического права (см. «Corpus iuris canonici» ). Формирование «С.» - последний средневек. аутентичный сборник декретального права, к-рый был одобрен папой Римским и разослан в европ. ун-ты в качестве учебного пособия. В основу сборника легли постановления Вьеннского Собора (1311-1312) и решения собрания кардиналов (консистории), прошедшего 21 марта 1314 г. в г. Монтё (близ г. Карпантра, Юж. Франция), а также папские декреталии , обнародованные в период между 1298 и 1317 гг. Как минимум 3 папские конституции, вошедшие в состав «С.» («Dudum a Bonifacio», «Quoniam ex constitutione», «Ex frequentibus praelatorum»), были составлены до Вьеннского Собора; декреталии «Romani principes» и «Pastoralis cura» написаны и опубликованы уже после завершения Собора (в 1312 и 1314). Сборник декреталий, составленный предположительно Гийомом де Мандагу на основе решений Вьеннского Собора, был представлен папой Климентом V на консистории 1314 г. По мнению Ж. Фавье, декреталии, вошедшие в состав «С.», были пересмотрены и значительно переработаны собранием кардиналов ( Favier. 2006. Р. 107), после чего было решено их обнародовать под видом решений Вьеннского Собора и направить в ун-ты Орлеана и Парижа, однако из-за смерти папы Климента V (20 апр. 1314) распространение сборника было приостановлено. После избрания на Папский престол Иоанна XXII работа над «С.» возобновилась; в сборник вносились изменения и добавления, поэтому сложно судить, насколько сильно был исправлен оригинальный текст.

http://pravenc.ru/text/1841287.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ II [серб. Данило Други] (ок. 1274 - 19.12.1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей), архиеп. Печский (1324-1337). Основные сведения о жизни Д. содержатся в написанных им «Житиях королей и архиепископов сербских» и в Житии Д., составленном его учеником. Год рождения Д. вычисляют, принимая во внимание его сообщение о том, что он был избран архиепископом на 50-м году жизни. Д. происходил из знатной семьи, один выжил из братьев и сестер. Был «рожден и воспитан в серб. земле, с детства рос в Православии». Несмотря на неодобрение родителей, любил читать книги. В юном возрасте пришел ко двору кор. св. Милутина (Стефана Уроша II), до самой смерти к-рого оставался его верным помощником. После беседы с неким старцем в мон-ре Сопочани, куда он приехал, сопровождая короля, решил стать монахом. Ок. 1300 г. в мон-ре Кончул принял постриг с именем Даниил (мирское имя неизвестно). По приглашению архиеп. Евстафия II , посоветовавшись с королем, перешел в мон-рь Печ (см. ст. Печская Патриархия ), где был рукоположен во иерея. Свт. Николай Чудотворец и архиеп. Даниил II. Роспись ц. Богородицы Одигитрии в Пече. Ок. 1337 г. Свт. Николай Чудотворец и архиеп. Даниил II. Роспись ц. Богородицы Одигитрии в Пече. Ок. 1337 г. В 1306/07 г. Д. на Соборе, созванном в Сербии, а не на соборе хиландарского братства был избран игуменом афонского мон-ря Хиландар , возможно не без поддержки его кандидатуры кор. св. Милутином и архиеп. Евстафием. Управлял мон-рем в 1307-1309 гг., когда Св. Гора подвергалась нападениям каталанских отрядов, организовал успешную оборону обители. Ок. 1308 или 1310 г., вероятно, временно находился в Сербии, хотя есть мнение, что он не покидал Афон до 1311 г. Последний раз Д. упоминается как игумен афонского мон-ря 26 мая 1310 г., с авг. 1312 г. упоминается новый игумен Никодим (впосл. архиепископ Сербский). Избрание нового настоятеля можно объяснить опасением насельников, что Д., в очередной раз покидая Афон, не вернется в обитель.

http://pravenc.ru/text/171272.html

Митрополит Петр был поставлен в Константинополе в 1308 г., причем патриарх предпочел его другому кандидату – ставленнику Михаила Ярославича Геронтию. Вскоре по приезде в Северо-Восточную Русь (1309) Петр был обвинен союзником Михаила тверским епископом Андреем в симонии (поставлении на церковные должности за мзду). Обвинение разбиралось в присутствии посланника патриарха на соборе в Переяславле; Петр был оправдан, по-видимому, во многом благодаря поддержке московских князей 263 . «Житие» Петра свидетельствует, что великий князь Михаил находился во время Переяславского собора в Орде 264 . Очевидно, он был там и во время похода своего сына на Нижний Новгород: в противном случае необъяснимо, почему это предприятие возглавил не Михаил (это было бы естественно, так как в Нижнем находился сам Юрий), а 13-летний княжич 265 . Переяславский собор датируется временем от конца 1309 до начала 1311 г. 266 , а поход Дмитрия имел место в начале 1311 г. 267 Очевидно, что речь следует вести об одном и том же визите Михаила в Орду. Скорее всего, он был связан с освобождением нижегородского стола: выморочное княжество должно было отойти под власть великого князя владимирского, и Михаил отправился к Тохте за ярлыком. Но, как и в случае с Переяславлем в 1302 г., московский князь в отсутствие великого князя овладел пустующим столом. Основанием для этого был, разумеется, тот факт, что Даниловичи являлись ближайшими родственниками – двоюродными братьями умершего Михаила Андреевича. Поскольку Нижегородское княжество (бывшее Городецкое) было отчиной дяди Юрия и политического противника его отца – Андрея Александровича (предшественника Михаила Ярославича на великокняжеском столе), несомненно, что московский князь придавал большое значение такому приобретению. Очень вероятно, что он сам правил в Нижнем Новгороде не только в 1311 г. (когда его присутствие там прямо засвидетельствовано летописным известием о походе Дмитрия Михайловича), но и в течение всего периода 1310–1312 гг. 268 . Пребывание Михаила в Орде затянулось 269 , и правящие круги Тверского княжества совершили в 1311 г. попытку своими силами изгнать московского князя из Нижнего Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Пизе Л. закончил «Всеобщее и последнее искусство» (Ars generalis ultima, 1308). Затем он вернулся к преподавательской деятельности в Париже. В этот период жизни часть его трудов получила офиц. признание: в декларации парижского прево от 10 февр. 1310 г. сообщалось, что 40 магистров и бакалавров Парижского ун-та прослушали курс лекций Л. по логике, содержавший изложение «Краткого искусства нахождения истины» (Ars compendiosa inveniendi veritatem, ок. 1274), и не нашли в излагаемом им учении ничего, что противоречило бы католич. вере; грамотой от 2 авг. 1310 г. кор. Филипп IV Красивый признал магистра Л. достойным уважения всех католиков; в письме канцлера Парижского ун-та Франческо Караччоли от 9 сент. 1311 г. сообщалось о правоверности сочинений Л. Л. присутствовал на Вьеннском Соборе (1311-1312). В прошении, с к-рым он обратился к Собору, Л. настаивал на запрете преподавания аверроистских доктрин в ун-тах, говорил о необходимости учреждения кафедр вост. языков, выступал с предложением нового крестового похода на Св. землю, провести к-рый он планировал объединенными силами духовно-рыцарских орденов. Собор постановил основать кафедры араб., греч., евр. и халдейского языков в ун-тах в Париже, Оксфорде, Болонье и Саламанке. В 1312-1313 гг. Л. написал соч. «О беседе ангелов» (De locutione angelorum), составил сборник из 150 проповедей, создал 3 апологетических произведения и подготовил пособие по гомилетике. Главный его труд этого периода - «О разделении христиан и сарацин» (De participatione Christianorum et Sarracenorum). В нем Л. обращается к королю Сицилии Федерико (1296-1337) с предложением начать переговоры с королем Туниса о созыве межрелигиозного Собора, на к-ром христиане могли бы дискутировать с мусульманами по вопросам веры. Л. провел при сицилийском дворе в Мессине год (май 1313 - май 1314), за это время им было написано 38 богословских сочинений. В апр. 1313 г. Л. составил завещание: с его сочинений на лат. и каталан. языках, к-рые были написаны после Вьеннского Собора, следовало сделать копии и отправить их в мон-рь картузианцев в Вовере (близ Парижа) и в Геную; часть книг Л. завещал также своему зятю, Пере де Сенменату. Предположительно летом 1314 г. он вернулся на Мальорку. В сент. Л. вновь отправился в Сев. Африку и вскоре прибыл в Тунис, завершив там работу над соч. «Искусство совета» (Ars consilii, июль 1315), написанном на араб. языке и адресованном мусульм. правителям.

http://pravenc.ru/text/2110887.html

При папе Григории X партия Г. постепенно переориентировалась на франц. королевский дом. Папа, стремившийся к примирению партий, наложил на Флоренцию интердикт (1274) за нежелание прекратить преследования гибеллинов. Папа Николай III , напуганный ростом франц. влияния, попытался создать противовес французам, опираясь на гибеллинов. Он послал во Флоренцию своего легата кард. Латино деи Франджипане (1279-1280) с заданием уладить спорные вопросы в городе. После периода господства Г. (1267-1280) во Флоренции в янв. 1280 г. было создано смешанное правительство, опиравшееся на городские ремесленные цехи, но компромисс оказался неустойчивым. Партия Г. стала одной из главных орг-ций Флорентийской республики, к-рая принимала меры против тех, кого подозревали в гибеллинских симпатиях. Флорентийские Г., уничтожив гибеллинскую оппозицию, разделились на 2 партии - «белых» и «черных», группировавшихся соответственно вокруг семей Черки и Донати. К «белым гвельфам» принадлежала часть богатых горожан, «черные гвельфы» выражали интересы аристократических семей Флоренции. Отношения между представителями 2 партий быстро обострились, и после кровавого столкновения на пл. Санта-Тринита и в прилегавшем к ц. Св. Троицы квартале (1 мая 1300) вражда между партиями стала непримиримой. На нек-рый период «белые» одержали верх в борьбе за власть в республике. «Черные» обратились за поддержкой к папе Бонифацию VIII , к-рый вызвал им на помощь франц. отряд Карла Валуа, назначенного также командующим войсками католич. Церкви и губернатором Тосканы. 1 нояб. 1301 г. армия Карла Валуа, за к-рым следовало войско Корсо Донати, главы семьи Донати, вступила во Флоренцию. В 1302 г. «белые гвельфы» были изгнаны из Флоренции. Папа Бенедикт XI сделал попытки примирить Г. и гибеллинов, но после его смерти последовало «Авиньонское пленение пап» (1309-1378), усугубившее итал. усобицы. В 1310 г. герм. кор. Генрих VII вторгся в Италию, провозгласив своей целью заключение мира между партиями Г. и гибеллинов. Неаполитанский кор. Роберт и флорентийцы сумели ему противостоять. В 1312 г. Генрих VII был коронован императором и сумел завладеть рядом городов в Сев. Италии. После его смерти имперские наместники захватили власть в нек-рых городах. Угуччоне делла Фаджуола, в течение нек-рого времени синьор Пизы, сумел разгромить соединенные силы Неаполя и Флоренции в битве при Монтекатини (15 авг. 1315), что определило преобладание гибеллинов. В Милане Г. потерпели поражение, после того как Маттео Висконти, получив сан имперского викария (1311), стал графом Милана (1313). Объявив себя пожизненным синьором Милана (1317), он закрепил власть в Милане за представителями своего рода. Каструччо Кастракани, кондотьер (предводитель наемных военных отрядов), захвативший в 1316 г. власть в Лукке, а в 1325-1327 гг. при поддержке герм. кор. Людовика Баварского завоевавший значительную часть Тосканы, попытался последовать примеру Висконти. Но после его смерти Лукка снова стала гвельфской республикой.

http://pravenc.ru/text/161777.html

Политические трудности Римских Пап. Успехи, достигнутые папством в деле укрепления независимости Католической Церкви в XI–XIII вв., сменились периодом политических трудностей в XIV–XV вв. в связи с усилением западноевропейских государств, с одной стороны, и упадком власти Папы, с другой. Так, в 1296 г. Папа Бонифаций VIII опубликовал буллу (послание), в которой протестовал против налогообложения духовенства во Франции и в Англии. Французский король Филипп IV Красивый ответил на это тем, что запретил вывоз из страны любых монет, лишив таким образом Папский Престол необходимых финансовых средств. Это вызвало ожесточенный, продолжавшийся несколько лет спор между Папой и королем. И хотя в одной из своих булл Папа утверждал, что он – единственный источник власти, дарованной Богом, и потому короли должны ему повиноваться, ситуация складывалась так, что отныне уже Папы стали искать защиты у сильных государей. Случилось так, что почти семьдесят лет (1309–1377 гг.) Папы вообще жили не в Риме, а во французском городе Авиньоне . Причины этого лежали в том, что избранный в 1305 г. на Папский Престол Климент V , бывший до того архиепископом французского города Бордо, отложил свою поездку в Рим, сначала под предлогом переговоров с Филиппом Красивым, а затем в связи с подготовкой Собора, который состоялся также во Франции в городе Вьене в 1311–1312 годах. С 1309 г., уже как Папа, он стал жить в Авиньоне в роскошном замке. Связано это было с неспокойной обстановкой, которая охватила в то время Папскую область, и антипапскими выступлениями в самом Риме. В других городах Италии также были сильны антифранцузские настроения, которые распространялись и на Пап, поддерживаемых французскими королями. Таким образом, в XIV в. Папский Престол оказался в политической зависимости от Франции, от которой ему не удавалось избавиться еще долгое время. Это нанесло определенный урон Католической Церкви как организации, имеющей всемирный характер. Так, в связи с этим в том же XIV в. во время Англо-французской войны англичане говорили: «Папа – француз, но Иисус Христос – англичанин».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010