Политические трудности Римских Пап. Успехи, достигнутые папством в деле укрепления независимости Католической Церкви в XI–XIII вв., сменились периодом политических трудностей в XIV–XV вв. в связи с усилением западноевропейских государств, с одной стороны, и упадком власти Папы, с другой. Так, в 1296 г. Папа Бонифаций VIII опубликовал буллу (послание), в которой протестовал против налогообложения духовенства во Франции и в Англии. Французский король Филипп IV Красивый ответил на это тем, что запретил вывоз из страны любых монет, лишив таким образом Папский Престол необходимых финансовых средств. Это вызвало ожесточенный, продолжавшийся несколько лет спор между Папой и королем. И хотя в одной из своих булл Папа утверждал, что он – единственный источник власти, дарованной Богом, и потому короли должны ему повиноваться, ситуация складывалась так, что отныне уже Папы стали искать защиты у сильных государей. Случилось так, что почти семьдесят лет (1309–1377 гг.) Папы вообще жили не в Риме, а во французском городе Авиньоне . Причины этого лежали в том, что избранный в 1305 г. на Папский Престол Климент V , бывший до того архиепископом французского города Бордо, отложил свою поездку в Рим, сначала под предлогом переговоров с Филиппом Красивым, а затем в связи с подготовкой Собора, который состоялся также во Франции в городе Вьене в 1311–1312 годах. С 1309 г., уже как Папа, он стал жить в Авиньоне в роскошном замке. Связано это было с неспокойной обстановкой, которая охватила в то время Папскую область, и антипапскими выступлениями в самом Риме. В других городах Италии также были сильны антифранцузские настроения, которые распространялись и на Пап, поддерживаемых французскими королями. Таким образом, в XIV в. Папский Престол оказался в политической зависимости от Франции, от которой ему не удавалось избавиться еще долгое время. Это нанесло определенный урон Католической Церкви как организации, имеющей всемирный характер. Так, в связи с этим в том же XIV в. во время Англо-французской войны англичане говорили: «Папа – француз, но Иисус Христос – англичанин».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

В 1380 г. по указанию Иоанна V Палеолога Н. созвал Собор, на к-ром был издан документ (Ibid. N 2699; греч. текст и франц. пер.: Laurent. 1955. P. 14-18), предусматривавший достаточно большие права имп. власти в церковной сфере. В ведении императора находились назначения на кафедры епископов, а также их переводы (μεταθσεις) с одной кафедры на другую, ставшие к тому времени довольно распространенными (см., напр., трактат, составленный не ранее 20-х гг. XII в. и содержащий ссылки на многочисленные прецеденты епископских переводов, к-рые имели место в прошлом с целью оправдания этой практики: Darrouz è s J. Le traité des transferts: Édition critique et commentaire//REB. 1984. T. 42. P. 147-214). Кроме того, согласно соборному определению, при замещении вакантной митрополичьей кафедры патриарх должен был избрать 3 кандидатов и сообщить о них императору; если последний приводил обоснованные возражения против к.-л. кандидата, патриарху следовало рукоположить одного из оставшихся. Более того, ни на один из «первых и великих чинов Церкви» никто не мог назначаться помимо воли императора. В марте 1383 г., после конфликта между мужской и женской частями «двойного», т. е. смешанного мон-ря, основанного патриархом К-польским свт. Афанасием I (1289-1293, 1303-1309) на горе Ксиролоф ( Janin. Églises et monastères. P. 10-11), Н. принял решение о создании на основе монастыря 2 обителей с раздельным имуществом (RegPatr, N 2754). Н. был хорошо осведомлен о ситуации в Русской Церкви, к-рая являлась одной из митрополий К-польского Патриархата. Он, в частности, оказался вовлечен в конфликт вокруг замещения кафедры митрополита всея Руси, начавшийся еще в 1375 г., когда в период обострения отношений между Москвой и Литвой патриарх Филофей Коккин по просьбе вел. кн. Литовского Ольгерда (1345-1377) поставил «митрополитом Киевским, Русским и Литовским» болгарина свт. Киприана , одного из наиболее близких своих сподвижников. Это решение привело к временному разделению Киевской митрополии на 2 части: территории, входившие в состав Литовского великого княжества , подчинялись теперь свт.

http://pravenc.ru/text/2577619.html

Собор в Риме осудил действия французов, а папа издал знаменитую буллу «Unam Sanctum», в которой развил с полной определенностью теократическую теорию Григория VII. Христос вручил Церкви два меча, говорилось в булле, символ двух властей – духовной и светской. И та, и другая власть установлена в пользу Церкви. Духовная власть выше власти светской, как душа выше тела, и поэтому, как тело находится в подчинении у души, так и светская власть должна находиться в подчинении у духовной. Только при этом подчинении светская власть может с пользой служить Церкви. В случае злоупотреблений светской власти она должна быть судима властью духовной, духовная же власть ни от кого не судится. На новом собрании представителей французского государства юрист Вильгельм Ногаре обвинил папу в различных преступлениях и предложил уполномочить короля арестовать его для суда. В 1303 году Бонифаций проклял Филиппа и наложил на Францию интердикт. Филипп собрал третье собрание. Здесь его ловкие юристы обвинили Бонифация в симонии и других преступлениях, в том числе несуществующих, например, в волшебстве, вследствие чего было решено немедленно собрать Вселенский Собор в Лионе для суда над папой и для оправдания короля. Потрясенный всем случившимся, папа скончался в этом же году. Преемник Бонифация Бенедикт XI, сознававший, что его предшественник действовал слишком круто, старался примириться с Францией, но он через восемь месяцев умер (1304 г.). При выборе нового папы предпочтение было отдано французу архиепископу Бордосскому, взошедшему на престол под именем Климента V (1305–1314 гг.). Филипп Красивый, без сомнения, имевший влияние на выбор, взял с нового папы клятву уничтожить все распоряжения Бонифация относительно его, осудить Бонифация и уничтожить орден Тамплиеров 11 . Опасаясь встретить неприятности в Риме за свою уступчивость Франции, Климент решил остаться во Франции навсегда, вызвал туда кардиналов и в 1309 году утвердил своё местопребывание в Авиньоне. Здесь папы находились до 1377 года, и это почти 70-тилетнее пребывание их в Авиньоне известно в истории как «Авиньонское пленение пап» . Авиньонские папы, начиная с Климента V, были в полной зависимости от французских королей и действовали под их влиянием. В то же время они почти все вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников, чем еще более ослаблялось их влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В средневековый период на Западе состоялось несколько Церковных Соборов. I Латеранский Собор (1123 г.) созван был папой Калликстом II для утверждения Вормсского конкордата (1127 г.), с помощью которого был достигнут долгожданный компромисс в споре об инвеституре между римскими папами и германскими императорами. II Латеранский Собор (1139 г.) созван папой Иннокентием II для осуждения Арнольда Брешианского и ереси арнольдистов (см. ниже). III Латеранский Собор (1179 г.) созван папой Александром III для осуждения ересей катаров, альбигойцев и вальденсов (см. ниже). IV Латеранский Собор (1215 г.) созван папой Иннокентием III в разгар крестового похода против альбигойцев. Снова осудил бюргерские ереси и фактически учредил инквизицию (крупнейшим деятелем которой станет Торкве мада). Принял строгие предписания, регулирующие монастырскую жизнь. Запретил создание новых орденов. Призвал Фридриха II Штауфена к новому крестовому походу. I Лионский Собор (1245 г.) созван папой Иннокентием IV в Лионе, куда он бежал от Фридриха II Штауфена, осадившего Рим. На этом Соборе Фридрих II был торжественно отлучен от Церкви, после чего, под влиянием папы, Германским императором был избран Генрих Распетюрингенский (1246–1247 г.). II Лионский Собор (1274 г.) был созван папой Григорием Х для укрепления церковной дисциплины. Он установил ныне существующий порядок избрания пап и окончательно сформулировал Filioque в качестве догмата Церкви. Важным деянием Собора была Лионская уния с Константинопольской Церковью (правда, выяснив, что Михаил VIII только имитирует «единение» в политических целях, папа уже в 1281 г. отлучил его «за лицемерие»). Период Возрождения и Нового времени (XIV–XX вв.) XIV век открывается соперничеством королевского абсолютизма и Церкви. Французский король Филипп IV Красивый (1285–1314 гг.) низлагает неугодного ему папу Бонифация VIII (1294–1303 гг.) и в 1307 г. ликвидирует орден Тамплиеров, который стал тревожить его своим могуществом. Эти события открывают новую страницу в истории папства — Авиньонское пленение пап (1309–1377 гг.). Престол их переносится в Авиньон в знак поражения, которое они потерпели, а сами папы становятся послушными орудиями французской политики. Так, первый же «авиньонский папа» Климент V (1305–1314 гг.) в угоду Филиппу IV созывает Вьеннский Собор (1311–1312 гг.), который санкционирует судебный произвол короля и упраздняет орден Тамплиеров, обвинив его руководство в колдовских и антихристианских обрядах.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Папа 1 ноября 1302 г. созвал собор по делу исправления короля. На соборе была опубликована другая знаменитая папская булла «Unam Sanctum» («Едину Святую»), в которой, в частности, говорится: «Евангелие учит, что во власти Церкви находится два меча - духовный и светский. Ибо когда Апостолы сказали: «се ножа два зде», то есть в Церкви, Господь не сказал «этого мало», но сказал «довольно есть». А тот, кто не признает за Петром право на светский меч, плохо вникает в слова Господа, сказавшего: «Вложи нож твой в ножны». Так что в обладании Церкви находится два меча - духовный и материальный». Далее в булле говорится о подчинении светского меча мечу духовному, что власть низшего порядка должна судиться высшею властью, а высшая, в случае уклонения, может быть судима только Богом, но не людьми. Как свидетельствует Апостол «духом человек судит вся, сам же ни от кого не судится». На этом соборе Филиппа IV подвергли интердикту со всеми его последствиями. Но король, опираясь на юристов, обвинил папу в убийстве Целестина V и других преступлениях и послал своего канцлера арестовать папу. Французская военная экспедиция высадилась в Италии в начале 1303г., соединившись с остатками семьи Колонна. Войска неожиданно взяли замок Ананьи, где находился папа (даже есть предание, что один из членов семьи Колонна оскорбил папу действием, первым ворвавшись к нему). Вскоре Бонифация VIII освободили, но через месяц он умер от пережитых потрясений. По преданию, он заперся в комнате и бился головой о стену (такую бесславную кончину ему пророчествовал, якобы, Целестин V). 11 октября 1303 г. Бонифаций VIII умер. (Даже Данте не нашел для Бонифация VIII места в чистилище). После смерти Бонифация VIII начался гибельный для папского средневековья 70-летний период авиньонского пленения пап. Глава 7. Папство в XIV - XV веках. Эпоха великих соборов Авиньонское пленение пап В 1305 г. на папский престол вступил француз Климент V (1305-1314 гг.). Он был первым, кто перенес свою резиденцию во Францию в г. Авиньон в 1309 г., положив начало 70-летнему периоду пленения пап (до 1377 года). В этот период римские папы находились в полном подчинении у французского короля (и Климент V - ставленник Филиппа IV Красивого).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

22 мая 1377 г. Г. осудил учение Дж. Уиклифа , направив буллы архиепископу Кентерберийскому, епископу Лондонскому, англ. дворянству, Оксфордскому ун-ту и кор. Англии Эдуарду III. Однако Эдуард III скончался (27 июня 1377) еще до прибытия папских булл в Англию. Коронованный же 16 июля 11-летний кор. Ричард II находился под опекой своего дяди, Ланкастерского герц. Джона, к-рый благоволил Уиклифу. Г. также продолжил борьбу с осужденными сектами бегинок , бегардов и вальденсов , действовавших на юге Франции и в Италии. 21 нояб. 1372 г. Г. установил для всей католич. Церкви праздник Введения во храм Пресв. Богородицы и пост - в канун праздника Рождества Пресв. Девы Марии. Папа утвердил монашеский орден Святейшего Тела Иисусова и орден отшельников св. Иеронима. Конституцией Г. «Super universas» Латеранская базилика окончательно получила статус кафедрального храма Римского епископа. 19 марта 1378 г. Г. издал буллу, вносившую изменения в порядок выборов папы и устанавливавшую, что папа может быть избран простым большинством голосов присутствующих кардиналов. Пребывание в Риме оказалось для Г. неспокойным. Отправленные на подавление мятежа войска во главе с кард. Робертом Женевским в 1377 г. устроили кровавый разгром г. Чезена. Негативное отношение к Г. как к иностранцу, подогретое жестокой расправой над Чезеной, вылилось в непрекращавшиеся беспорядки, в результате к-рых папа вынужден был в кон. мая 1377 г. переехать из Рима в Ананьи. Только через неск. месяцев, усмирив мятежников, Г. смог вернуться в Рим (7 нояб. 1377). В нач. 1378 г. он решил переехать в Авиньон, но, тяжело заболев, не смог отправиться в дорогу. Погребен в ц. Санта-Мария Нова (ныне Санта-Франческа Романа). На надгробье Г. изображен сидящим на коне, к-рого под уздцы ведет св. Екатерина Сиенская. Соч.: Lettres secrètes et curiales, relatives du pape Grégoire XI (1370-1378) à la France: Extraites des registres du Vatican. P., 1935-1957. (Fontes/Pont. comis. CIC; 12). 5 vol.; Lettres/Ed. C. Tihon. Brux.; R., 1958-1975. 5 vol.; Acta/Ed. A. Tautu. R., 1966.

http://pravenc.ru/text/166767.html

357 . Boojamra J. L. Social thought and reforms of the Patriarch Athanasios of Constantinople (1289–1293; 1303–1309)//Byz 1986. 55(1). 332–382. 358 . Constantelos D. J. Life and social welfare of Patriarch Athanasios I (1289–1283, 1303–1309) of Constantinople// Θεολογα. 1975. 46. 611–625. 359 . Fallier A. Le séjour d’Athanase II d’Alexandrie à Constantinople//REB 1977. 35. 43–71. 360 . Fallier A. La première démission du patriarche Athanase (1293) d’après les documents//REB 1992. 50. 137–162. 361 . Faith healing in late Byzantium. The posthumous miracles of the Patriarch Athanasios I of Constantinople by Theoktistos the Stoudite/Ed., transl. Talbot A. M. Brookline, MA 1983. (The Archbishop Iakovos Library of Ecclesiastical and Historical Sources. 8). Boojamra J. L.//GOTR 1983 (Winter). 28:4. 379–381. 362 . Gennadios. Δο νκδοτα γρμματα το πατρνρχου Κ πλεως θανασου Α//EEBS 1952. 22. 227–232. 363 . Gennadios von Heliupolis. πρτη π το θρνου ποχρησνς το πατρνρχου θανασου Α// ρθοδοξα. 1953. 28. 145–150. 364 . Gill J. Emperor Andronicus II and Patriarch Athanasius I//Byzantina 1970. 2. 13–19. 365 . Hanson C. L. Religious minorities in Palaeologan Constantinoplë patriarch Athanasius I and the Jewish community in the reign of Andronicus II//Proceedings of the PMR Conference/Ed. Pulsiano Ph. Villanova, Pa. 1989. 14. 135–146. 366 . Kazhdan A. P. Two letters of Athanasius I, Patriarch of Constantinoplë An attempt at reinterpretation//Charanis Studies. Essays in Honor of P. Charanis/Ed. Laiou-Thomadakis A. E. New Brunswick, N. J. 1980. 79–83. 367 . Kydonopoulos E. Ο οικουμενικς Πατριρχης Αθανσιος Α και η μον του Μεγλου Λογαριαστο// Βυζαντιν. 1995–1996. 18. 257–260. 368 . Laiou A. Ε. Athanase Ier de Constantinople et la succession de Montferrat//Byz 1972. 42(2). 603–606. 369 . Laurent V. Le serment de l’empereur Andronic II Paléologue...//REB 1965. 23. 124–139. 370 . Matschke K.-P. Politik und Kirche im spätbyzantinischen Reich: Athanasios I, Patriarch von Konstantinopel 1289–1293; 1303–1309//Wiss. Zs. der Karl-Marx-Universität Leipzig. 1966. 15. 479–486.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

А за тем пустых земель осталось 1496 четьи с осминою. И те пустые земли отдавати из монастыря из найму, а оброк имати в монастырь. А пахати на монастырь та земля не велено для тово, что оставалась в разных селех» (Рукоп. Кирил. библ. 70–1309, л. 148 об.–156). 196 Писцы 1601 года большею частью оставляли взнос оброчного хлеба только по необходимости, именно в тех вотчинах, где для вытчиков не доставало двухдесятинных наделов (в пашне и пустых вытях) или там, где пашня была отдалена от крестьянских вытей и почему либо неудобна. Пустой земли (пашни) за наделами в 1601 году осталось 1496 четвертей с осминою (т. е. 748 1 / 4 десятин), но «пахати на монастырь та земля не велено для тово, что оставалась в розных селех» (Рукоп. Кирил. библ. 70–1309, л. 156). 197 Следует заметить, что этотъ вид крестьянского тягла практиковала в монастырской вотчине значительно ранее 1601 года. В «оброчнике» 60-х годов XVI века замечено относительно крестьян села Пантелеймоновского (приобретенного монастырем в 7068 году), что они «пашут за оброк десятины на всякую выть, по 3 осмины ржи да по 3 чети овса» (Рукоп. Кирил. библ. 69–1308, л. 286 об.). Вообще же надел крестьянских вытей (в размере 1–1½ десятин на каждую) для посопного хлеба, в XVI веке, особенно часто имел место в дворцовых землях. (Примеры см. в рецензии П. Н. Милюкова на исследование А. Лаппо-Данилевского, Организация прямого обложения., Отчет о 33-м присужд. наград графа Уварова, стр. 51–52). В книге сошного письма (Имп. Публ. Библ. Q, И, 42) наличность указанного надела узаконена замечанием: «а в государевых дворцовых селех и в поместных землях в выть доброй земли по 5 десятин, а середние земли по 6 десятин, а худые земли по 7 десятин, а на посонной хлеб наддавати на выть по десятине» (П. Н. Милюков, там-же, стр. 52). Такие же десятины в XVI веке венчались и в монастырских вотчинах (см. там же). 199 Опись 1601 года одно и тоже название денежного оброка прилагает к двоякого рода дснежным сборам: вопервых, к повытным платежам (к «вытным деньгам», «вытному оброку») крестьян, вовторых к деньгам, подучавшимся в качестве платы на условиях найма. Под «денежным оброком» мы разумеем здесь первого рода платежи. (Сравн. напр. слова описи: «да ниже (т. е. крестьянам) платити в монастырь прежнево оброку денгами 17 алтын пол 4 деньги по 2 алтына и по 2 деньги с выти». Рукоп. Кирил. библ. 70–1309, л. 91; «та пашня игумену з братьею отдавати в наймы из оброку», там же, л. 114 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Неизвестна и точная дата его отъезда из Вернёя в Париж. Условная датировка 1301 г. дается на основании нормативной в то время продолжительности обучения в Париже от поступления на фак-т искусств (см. Artes liberales ) до завершения занятий на теологическом фак-те и получения степени бакалавра теологии. Однако, поскольку в списке насельников парижского монастыря францисканцев, датируемом 1303 г., имя Н. де Л. отсутствует, некоторые исследователи предположили, что он прибыл в Париж только после 1303 г. и прошел курс теологического обучения быстрее, чем это требовалось уставом ун-та (см.: Angotti. 2011. P. 221-223). Годы обучения Н. де Л. в Париже совпадают с непродолжительным периодом преподавания на теологическом фак-те Парижского ун-та выдающегося представителя поздней схоластики Иоанна Дунса Скота ( 1308), который читал лекции в 1302-1303 и 1304-1307 гг. Однако Н. де Л., судя по всему, принадлежал не к числу последователей Иоанна Дунса Скота, но, напротив, к лагерю его противников, которые сохраняли верность традиц. францисканской теологии 2-й пол. XIII в., развивавшейся под сильным влиянием августинизма. Степень бакалавра теологии Н. де Л. получил не позднее окт. 1307 г. (см.: Delmas. 2011. P. 19). Вероятно, в 1308 или 1309 г. Н. де Л. стал д-ром теологии и начал преподавать на теологическом фак-те Парижского ун-та (см.: Glorieux. 1933. P. 215). Об этом свидетельствует упоминание его с соответствующим титулом в документе, датируемом 1309 г., а также присутствие даты 1309 г. в соч. «Доказательство пришествия Христа», которое по происхождению и форме является т. н. вопросом на разные темы (quodlibet). В виде таких вопросов доктор (магистр) теологии представлял свою позицию на занятиях со студентами в качестве «преподающего учителя» (magister regens). Н. де Л. продолжал читать лекции в Парижском ун-те до конца жизни, однако его мало интересовала спекулятивная схоластическая теология; к нач. 20-х гг. XIV в. его интересы полностью сместились в область библейской экзегезы.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

historiæ, 34, 207–18. Visiones de sanctis angelis, 1–2,34, 221–30. Evagrii de S. Macario, 34, 229–32. Apophtegmata S. Macarii Ægyptii, 231–36, 235–64; Alexandrini, 263–4. Iambi ascetici, (Bandini), 106, 1353–60. Versus politici catanuctici, (Boissonade), 117, 1189–94. Interpretationes divinorum mandatorum [est Niconis] (Bandini), 106, 1359–82. Regula et ad monachos (G.), 34, 977–82. IV. LITURGICA. Synaxarium (indices tantum Bandini), 106, 1309–26 et 1325–31. Quomodo recipiendi Armeni hæretici (Cotelerius), 132, 1257–66. Formula abjuration is Armeniorum (Cotelerius in notis), 1, 864–72; Athinganorum (Bandini), 106,1333–6. Oratio ad S. Angelum custodem (Floss), 34, 447–8. Acoluthia triplicis festi Basilii, Gregorii Nazianzeni et Chrysostomi, , 29, CCCXXVI-XCIII. AA.SS. Rayæi dissertatio prævia, CCCXVI-XXV. In S. Basilium. Canon ex Mentis, , 29, CCCXCVII-CCCCVI. De festo Acathisti (Combefis), 106, 1335–54. Canon acrostichus in festum Conceptionis Deiparæ, (Ballerini), 106, 1013–8. De festo orthodoxiæ (Goar) 121, 1033–4, in notis. V. HaGioGraphica. Synaxarium, 106, 1309–26. Aliud, 1325–34 (Bandini, indices tantum). Amphilochii Iconii ep. vita (G.). 39, 13–26. Andochii, Thyrsi et Felicis Passio, latine (AA.SS.), 5, 1467–74. Apostolorum catalogi, 1, 754–5, 755–6; 92, 1075–6 (Cotelerius, Du Cange). Athanasii Alexandrini Vita (ed. Benedictinorum), 25, CLXXXV-CCXI, alia ex arabico, CCXLVI-LI. Auxentii vita (græce, ed. princeps), 114, 1377–1436. АА. SS. præfatio, 1375–6. Bartholomæi junioris, laudatio (M.), 127, 499–512. M. Monitum, 475–6. Callisti papæ Passio (AA.SS.), 10, 113–20. Demetrii Acta, 109, 521–24 est fg. ex Vitis, 116, 1388–93. Passio ex versione Anastasii Bibliothecarii, 116, 1167–72. Passio 1173–84. Miracula, lib. 2–3, 1325–84, 1383–1398. AA.SS. Byæi commentarius prævius, 1081–1168. Epipodii et Alexandrini Passio (Ruinart), 5, 1455–62. Eustathii et sociorum Acta antiqua (Combefis), 106, 375–418. Germani I СР. Vita ex lib: о de Imagine готапа (Combefis), 98, 35–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010