О церковно-канонических правилах древних русских митрополитов Содержание Сравнительное обозрение старинных типиков или церковных уставов, употреблявшихся в русской Церкви до патриарха Никона Правила митрополита Кирилла II (1246–1280) Правила митрополита Максима (1283–1308) Правила св. Петра митрополита (1308–1326 г.) Правила митрополита Киприана (1376–1406) Правила митрополита Фотия (1410–1431)     Высшее управление русской православной Церковью в древние времена принадлежало патриаршему престолу константинопольскому, в отношении к которому Церковь русская составляла одну из митрополий, ему подведомых 1 . Но непосредственное участие патриарха в управлении Церковью русскою выражалось в избрании и поставлении митрополита и в некоторых необыкновенных случаях 2 . Вторую степень церковно-правительственной власти в России составляли соборы русских пастырей. Но соборы русские собираемы были не часто, только по требованию особенно важных обстоятельств. Постоянное, ближайшее и непосредственное управление Церковью русской в древние времена принадлежало русским митрополитам. Как и в Церкви первенствующей, русский митрополит пользовался правом самостоятельного управления делами Церкви русской. Относясь к патриарху только в случаях важных, он собором поставлял епископов во все епархии своей митрополии, имел право суда над ними, созывал соборы для решения важных церковных вопросов. Народ русский смотрел на митрополита с величайшим уважением. Великие князья имели к нему искреннее доверие и называли его отцом 3 . Пользуясь своими правами и своим влиянием на народ и князей, митрополиты русские постоянно старались употреблять свою власть и влияние на пользу Церкви. Обязанности верховного пастырства нередко призывали русских митрополитов давать свои решения и определения по разным делам церковного управления, указывать приложения общих церковных правил к частным обстоятельствам и нуждам Церкви. По различию случаев и обстоятельств русские митрополиты давали канонические определения то в виде ответов на вопросы, предложенные пасомыми и подчинёнными, то в виде окружных посланий и поучений духовенству и народу, то в виде частных посланий и грамот, назначавшихся для частных церквей и лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

В день памяти святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь ублажает память первосвятителей Русской Православной Церкви, просиявших делами благочестия и мудрого управления паствой Христовой, – Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Эти святители управляли Церковью в разное время, но все они, благодаря своей ревности о спасении вверенных им душ, имели один и тот же дух Христовой любви к ближним, готовность положить за ближних самые души свои. Первым по времени управлял Церковью святой митрополит Петр – с 1308 по 1326 год. Он происходил от благочестивых родителей, был родом из Волынской области. С детских лет почувствовав сильное влечение к иноческой жизни, будущий святитель на двенадцатом году жизни поступает в монастырь, где предается подвигам поста и молитвы, за что по достоинству и пользуется всеобщим уважением и любовью. За благочестивую жизнь и подвижническую ревность вскоре его возводят в сан игумена, и он делается руководителем основанного им на берегу реки Раты монастыря. Впоследствии святой Петр был возведен в сан митрополита Московского и всея Руси и добро управлял Церковью до дня своей смерти. Управление его пришлось на тяжелые времена татаро-монгольского порабощения, когда нравственность в среде народной пала чрезвычайно низко. Часто Святителю приходилось ездить в Орду для защиты Церкви и христианской веры. И при помощи Божией он сумел охранить Церковь и поднять нравственное состояние своего родного народа. Другим важным делом святителя Петра было перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Провидя будущее значение новой столицы, святой Петр переехал в небольшой городок Москву и при этом дал совет князю Ивану Даниловичу Калите, чтобы он построил в Москве каменный храм в честь Успения Божией Матери. «Если ты послушаешь меня, сын мой, – говорил он князю, – то и сам прославишься с родом своим более иных князей, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои положены здесь будут». Его предсказание в точности сбылось, но сам он до окончания постройки храма не дожил. Скончался святитель Петр мирно в 1326 году, 21 декабря, и тело его, от которого проистекало множество чудес, оказалось нетленным. Ему принадлежит написанная им чудесная икона Успения Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Первый московский святой 21 декабря/3 января - память Свт. Петра, митр. Московского и всея России чудотворца (1326). 02.01.2019 814 Время на чтение 5 минут Митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина ). В 12 лет ушел в монастырь, где впоследствии был рукоположен в священника. Петр был прекрасным иконописцем, но став священником, искал более глубокой молитвы и попросился на уединенное поселение. Он нашел " пустыню " по себе здесь же, на Волыни, в лесу у реки Рати. Прослышав о его благочестивой жизни, к нему стали приходить другие монахи. Так образовался новый монастырь, где о. Петр стал настоятелем. Случилось так, что в 1301 г. на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и Всея Руси Максим, и Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил Максиму икону Божией Матери, которую сам написал. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе. Икона названа по имени автора - Божией Матери " Петровская " . В 1305 г. митрополит Максим умер. Во время служения он перевел свою кафедру из Киева во Владимир и был похоронен в Успенском соборе. Где поныне лежат его мощи. До 1308 г. на Руси не было митрополита: " Церковь овдовела " . Ситуацией решили воспользоваться два великих князя. Великий князь Михаил Тверской (поскольку город Владимир был столицей на момент, когда митрополит перевел свою кафедру) считал: митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен. Следовательно следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий. Взяв икону, которую в свое время Петр подарил митрополиту Максиму, отправился в Константинополь получить благословение занять русскую митрополичью кафедру. В то же самое время великий князь Волынско-Галицкий Юрий счел, что именно Волынско-Галицкая епархия достойна быть самостоятельной митрополией. Решить этот вопрос можно было только в Константинополе. Посланцем стал Петр, которого великий князь считал своим духовным наставником. Он вез письмо-обращение к Патриарху о возведении Волынско-Галицкой епархии в статус митрополии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/03/...

отв. ред. Д. С. Лихачев Петр, митрополит всея Руси Петр (ум. 1326 г.) – митрополит всея Руси, автор поучений. Известно, что П. был уроженцем Волыни, отца его звали Феодором, мать Марией, в 7 лет он был отдан учиться грамоте, в 12 лет постригся в монахи, служил, нося воду и дрова, в монастырской поварне, выучился по собственному желанию «иконному письмени и бысть иконник чюден», писал образы Христа, Богородицы, пророков, апостолов, мучеников, святых. На р. Рати на Волыни (между Львовой и Бельзом) основал собственный монастырь. Когда этот монастырь посетил – во время своего путешествия в Константинополь – митрополит Максим, П. подарил ему написанный им образ Богородицы. После смерти митрополита Максима, с 1299 г. проживавшего во Владимире, один из тамошних игуменов, Геронтий, по-видимому, по инициативе великого князя Михаила Ярославича Тверского, отправился, взяв эту икону, в Константинополь для поставления в митрополиты. Но прежде его туда прибыл П., посланный Галицким великим князем Юрием Львовичем, недовольным переносом места пребывания митрополита из Киева во Владимир и желавшим раздела русской митрополии. Патриарх Афанасий, за несколько лет до этого (в 1303 г.) давший Галиции отдельного митрополита, теперь (в мае – июне 1308 г.) рукоположил П. в митрополиты всея Руси, а привезенную Геронтием икону передал П. В 1309 г. П. прибыл во Владимир и, несмотря на то, что был встречен в северо-восточной Руси враждебно, «нача учити заблудшая крестьяны, ослабевшаа нужа ради поганых иноверец», обходя «Волынскую землю, Киевскую, и Суздальскую землю». 5 июня 1309 г. он рукоположил новгородского архиепископа Давида. В 1310 г. был в Брянске, убеждал там князя Святослава, изгнавшего оттуда своего племянника Василия, вернуть ему город или поделиться с ним княжением, но тщетно и пережил там, укрывшись в церкви, набег татаро-монголов, с помощью которых Василий вернул себе город и убил Святослава. В 1311 г. рукоположил ростовского епископа Прохора. В этом же году в Переяславле Залесском состоялся собор, явившийся результатом какой-то жалобы, поданной на П.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

17. 1308–1326. Поучение митрополита Петра духовенству (об епитимиях и вдовых попах) и мирянам (об усердии к церкви) В рукописи, по которой издается настоящее поучение (Кормчая синод. библиот. 222, л. 2 – XVI в.), оно озаглавлено: «Послание Киприана , митрополита киевского и всея Руси, игуменам и попам, и диаконам, и ко мнихам, и ко всем православным христианам». Но на самом деле это – полный текст того поучения, из которого дословный отрывок (о вдовых попах) приведен в определениях стоглавого собора, под заглавием: «Поучение иже во святых отца нашего Петра митрополита всея Руси» (См. Стоглав казан. изд. стр. 346), и на которое ссылался еще московский собор 1503 года (А. Э. т. I, 383, стр. 486). Для исторической критики свидетельство двух соборов XVI века, по крайней мере, доказывает, что издаваемое поучение тогда вообще известно было под именем митрополита Петра, а не Киприана. Последний мог, конечно, воспользоваться сочинением своего авторитетного предшественника, особенно если оно первоначально вышло в форме официального «послания» или грамоты: этим объясняется происхождение надписи синодального списка, к сожалению, единственного и неисправного. Замечательно еще то обстоятельство, что начало и конец поучения почти буквально читаются в ниже следующих грамотах митрополитов Феогноста и Алексея 18 и 19). Молюся Богови, да будете душею чисты и телом добры, здравы, с женами и с детьми, да исполнивали бы есте заповеди Христовы, веру праву к святой Троице, любовь друг к другу, правду и целомудрие, милостыню, исповедание грехов своих и имиже угожаем Богу. Христос глаголет 1064 : имеяй заповеди моя [и] соблюдая, то есть любяй мя, возлюблен будет Исус Христом, исполневайте заповеди моя. 1065 Апостол глаголет: вера без дел мертва 1066 есть, тако и дела без веры. Милостыней бо и верой очищаются грехи. Многажды писах вам к священникам и мнихам, како пребывать, – священство, еже от Святого Духа приясте, чисто и непорочно соблюсти; како людей Божьих 1067 … ходяще по мятежному сему миру и грехи сотворяющих, лжущих 1068 , обидящих, клятвопреступления и иные грехи сотворяющих. И вторым поучением хочу вас утешить, зане стезающим многим восприять пред судищем Христовым 1069 преже о святом крещении, еже прияхом, о священстве другое, и третье о детях своих духовных. Понеже тако есть, каким нам быть, понеже за все, елико есть, нам ответ дать, да в семь мире сияющем, яко со слезами 1070 , яко ученики Христовы, по его слову: глаголет бо: «да просветится свет ваш пред человеками, да видевше ваши добрые дела, прославят Отца вашего, иже есть на небесех».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Д.А. Эристов Петр, святой, митрополит Петр , святой, митрополит Киевский и всея России, первый из митрополитов, живший в Москве, родом из Волыни, пострижен 12 лет, поставлен в митрополита патриархом Афанасием (1308 г.) из игуменов Ряжского или Ратского монастыря, им основанного. Пётр желал остаться в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его Максима, жить во Владимире-на-Клязьме, куда он и переехал 1309 г. Посетив Великого князя Иоанна Данииловича в Москве, тогда еще только возникающей, решился он переселиться к нему, и в 1325 году перенес свою митрополию из Владимира в Москву, и тем споспешествовал к расширению новой столицы. Святитель Пётр управлял паствою 18 лет; преставился 1326 г. декабря 21; мощи его почивают в Московском Успенском соборе; перенесение их было в 1479 г. августа 24. Церковь совершает его память августа 24, октября 5 и декабря 21. Он построил на реке Рате обитель во имя Спаса Нерукотворенного образа, и там упражнялся в живописи. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но что через чудесное явление какого-то святого мужа, отверзлись уста его и озарились мысли светом. При посвящении Петра в сан митрополита, духовенство Северной России благословило высокую его добродетель: один Тверской епископ, сын князя Литовского Герденя, дерзнул злословить Петра, и был торжественно обличен в клевете на Соборе в Переславле-Залесском. Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим: снял епископский сан с Исмаила Сарского, без сомнения за важное преступление относительно к Церкви или отечеству, и предал анафеме какого-то опасного еретика Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться. Как достойный учитель веры христианской, Пётр склонял князей к миролюбию, заклинал несчастного Святослава Брянского не вступать в битву с Василием, и старался прекратить вражду между князьями Тверским и Московским; не имея средств избавить народ от ига, он желал по крайней мере оградить безопасностью церкви святые и дома её служителей; ездил в Орду с Михаилом (в 1313 году) и выходил для них так называемый ярлык или грамоту льготную, в коей Узбек, следуя примеру бывших до него ханов, подтвердил важные права и выгоды Российского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

издательство П.П. Сойкина Митрополиты русские Митрополиты русские – со времени принятия христианства и до XIV в. Русь представляла собой одну митрополию. По вопросу о том, кто был первым митрополитом Руси, среди историков и в настоящее время существуют разногласия, но большинство ученых полагает, что первым М. был Леонтий. М. поставлялись из греков Византийским патриархом, но за отдаленностью Византии М. рус. были совершенно независимы от патриарха. Русские князья стремились добиться того, чтобы М. избирались из русских людей. Первым М. из русских был Илларион (1051–1062), испросивший, впрочем, благословение от патриарха. Последующие М. были опять из греков. В 1147 году был созван вел. князем в Киеве собор для выбора М. из русских, вместо ушедшего в Грецию Михаила, не поладившего с князем. Среди епископов по этому поводу произошел раскол; образовались русская и греческая партии. Первая одержала верх и М. был избран Климент Смолятич; но когда вел. кн. сделался Юрий Долгорукий, соперник Изяслава, Климент был изгнан и М. стал Константин, присланный из Византии. По поводу избрание М. между князьями и патриархом визант. происходили постоянные споры, приводившие впрочем, к важным последствиям. В 1220 году митрополичья кафедра была перенесена во Владимир. Это послужило поводом к попытке образовать в Галиче самостоятельную митрополию, не увенчавшуюся успехом: посланный из Галича Петр, кандидат на кафедру М. в Галиче был посвящен в М. всея Руси (1308–1326). Петр жил постоянно в Москве, но главным городом митрополии был еще Владимир. При преемнике Петра Феогносте (1328–1353) кафедра М. была перенесена в Москву. В 1354 году греческий собор постановил, по поводу попытки Галича еще раз образовать самостоятельную митрополию, не разделять русской митрополии. Постановление это вскоре было нарушено литов. князем Ольгердом, добившимся от патр. посвящение в киевские М. Романа, в то время как М. в Москве был Алексий, преемник Феогноста. В 1371 г. константиноп. патриарх, по настоянию польского короля Казимира поставил Антония в М.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Митрополиты Русской Церкви Период до-монгольский Сведения о митрополитах до свт. Ионы включительно приводятся по изданию: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кн. 2. С. 633-634; Кн. 3. С. 641., где за основу взят перечень иерархов из книги: Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси X—XIII вв. М., 1989 (раздел о Киевских митрополитах составлен А.В. Поппэ). В этот перечень внесены дополнения и исправления. 1. Свт. Михаил 2. Феофилакт 988 - 992 3. Леон(тий) 992-1008 4. Иоанн I, упом. в 1020-е 5. Феопемпт, упом. в 1039 6. [Кирилл I] 7. Свт. Иларион 1051—до 1055 8. Ефрем, упом. в 1055, ум. вероятно, после 4.11.1061. 9. Георгий, прибытие в Киев в 1062, упом. в 1072-1073 10. Свт. Иоанн II, до 1077/1078—1089 11. Иоанн III 1090 -1091 12. Свт. Николай, упом. в 1097-1101 13. Никифор I, прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 — 04.1121 14. Никита, настолование 15.10.1122 — 9.03.1126 15. Михаил I 1130 -1145/1146 16. Климент Смолятич (признан не во всех епарх.) 27.07.1147 — 03.1159 (в 1155 —12.1158 был изгнан из Киева) 17. Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, в Туровской епархиях) рукоположен в конце 1155, прибытие в Киев летом 1156— 03.1159 18. Феодор 08.1160 -1161/1162 19. Иоанн IV 1163-1166 20. Константин II, упом. в 1167-1169 21. Михаил II, рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?) 22. Никифор II, упом. в 1183 - после 01.1198 23. Матфей, до 07.1201 (вероятно, 1200) - 26 (19 ?). 08.1220 24. Кирилл I (II?), рукоположен в 1224, настолование 6.01.1225 —1233 25. Иосиф 1236-? Период монгольского ига 26. Свт. Кирилл II (III ?), русский, поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г., † 6.12.1281. 27. Свт. Максим, грек, рукоположен в 1283 г.; прибыл на Русь в 1285 г., в 1299/1330 г. перенес резиденцию во Владимир Суздальский; † 6.12.1305. 28. Свт. Петр, русский, рукоположен в 1308 г.; † 21.12.1326, погребен в Москве. 29. Свт. Феогност, грек, прибыл в 1328 г.; † 4 (11).03.1353.

http://sedmitza.ru/lib/text/443859/

Сортировать по Исключить новости Заявки на участие в мероприятии подали уже 1500 человек 2 сентября. ПРАВМИР. В День памяти первого московского святого, митрополита Петра, Москва будет праздновать день улицы Петровки, названной так в честь святителя Петра. Как сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, празднование Дня святителя Петра начнется 6 сентября в 8:30 мск с богослужения в Высоко-Петровском монастыре, после окончания которого вокруг обители пройдет Крестный ход с главной монастырской святыней – иконой святителя Петра. Божественную литургию в этот день возглавит наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. После Крестного хода во дворе монастыря всем будет предложен чай из дровяных русских самоваров с монастырской выпечкой, а также экскурсии по обители. Вечером у Кутафьей башни Московского Кремля начнется квест «Тайны древней Петровки», заявку на участие в котором подали более 1500 человек. Участников квеста ждут необычные задания, на которые они будут отвечать, пользуясь подсказками.  В завершение праздника в саду «Эрмитаж» состоится концерт. Святитель Петр – уроженец Волыни (территория современной Западной Украины). Принял монашеский постриг в 12 лет. Позднее основал монастырь на реке Рать между современными Львовской и Волынской областями. Пользовался уважением и почитанием со стороны знавших его людей за чистоту жизни. Правитель западной Руси, Великий князь Юрий Галицкий, особо выделял Ратского игумена из среды духовенства, как человека выдающихся духовных дарований. В 1308 году патриархом Афанасием поставлен в Митрополиты Киевские и всея Руси. В первый приезд в 1315 -1317 годах в Москву на высоком берегу Неглинки святитель основал Высоко-Петровский монастырь. В 1326 году в Московском Кремле митрополитом Петром был заложен Успенский собор. Святитель стал духовным отцом князя Иоанна Калиты и его семьи. Москвичи всем сердцем приняли митрополита, который стал их учителем и наставником. Именно митрополиту Петру Москва обязана своим возвышением в русских землях. Это стало возможно благодаря решению митрополита Петра перенести кафедру митрополитов всея Руси в Москву. С тех пор глава Русской Православной Церкви пребывал в Москве, что предопределило ее столичный статус на Руси.

http://pravmir.ru/moskvichi-otmetyat-den...

Хронологическая таблица Митрополиты древней Руси 988 Михаил (991 по Голубинскому Леон ум. после 1004). Леонтий Иоанн I Иларион Митрополиты Киевские 1055 Георгий св. Иоанн II Иоанн III Николай Никифор I Никита Вакансия Михаил II Климент или Клим Константин I Феодор Иоанн IV Константин II Никифор Пупомин Матфей 1201–1220 Кирилл II В Киеве и Владимире попеременно Кирилл III Во Владимире Максим св. Петр с 1308 по 1325 во Владимире, с 1325–1326 в Москве Митрополиты Московские 1328 Феогност св. Алексий Михаил-Митяй, нареченный митрополит Киприан Киприан вторично Фотий (рукоположен в 1408) Исидор св. Иона Феодосий Филипп I Геронтий Зосима Варлаам Даниил Иоасаф Макарий Афанасий св. Филипп II Кирилл IV Антоний Дионисий Патриархи Московские – Иов с 1566 митрополит, с 26 янв. 1589 г. патриарх до Игнатий лжепатриарх Гермоген Междупатриаршество 1612–1619 Филарет Никитич Иоасаф Питирим, митрополит Крутицкий, правитель Иосиф II Питирим Иоаким Адриан Св. Синод в С.-Петербурге Тихон, патриарх Князья древней Руси 862 Вещий Олег Игорь Рюрикович Св. Ольга Святослав Св. Владимир Ярослав Мудрый Великие князья Киевские 1054 Изяслав I Ярославович Святослав II Ярославович Изяслав I Ярославович опять Всеволод I Ярославович Святополк II Изяславович Владимир II Всеволодович Мономах св. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий Ярополк II Владимирович Всеволод II Олегович Игорь II Олегович (около недели или двух) Изяслав II Мстиславович Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий Изяслав III Давидович В Киеве и Владимире св. Андрей Георгиевич Боголюбский во Владимире св. Ростислав (Михаил) Мстиславович в Киеве Мстислав II Изяславович в Киеве Владимир III Мстиславович в Киеве Михаил I Георгиевич во Владимире Всеволод III Георгиевич во Владимире Роман Ростиславович в Киеве Святослав III Всеволодович в Киеве Рюрик II Ростиславович в Киеве Георгий II Всеволодович во Владимире Всеволод III Святославович в Киеве Константин Всеволодович во Владимире Георгий II Всеволодович опять во Владимире Мстислав III Романович в Киеве

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010