Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНТЕ Алигьери [итал. Dante Alighieri] (май 1265, Флоренция - 13/4.09.1321, Равенна), итал. поэт, мыслитель. Д. род. в семье небогатого землевладельца, дворянина-гвельфа. Получил юридическое образование в Болонье. Рано прославился как поэт школы «сладостного нового стиля». С 1295 г. деятельно включился в политическую жизнь Флорентийской республики. В 1300 г. стал одним из членов правительства Флоренции. С 1302 г. политический эмигрант. С 1308 по 1313 г. как публицист и политик активно содействовал новому имп. Генриху VII, миссию которого видел в объединении Италии и восстановлении величия Римской империи. После смерти императора (1313) и казни верхушки ордена тамплиеров (1314), с к-рым Д. связывал свои политические проекты, он странствовал по Сев. Италии в поисках покровительства и духовной поддержки (возможно, посетил Париж), не оставляя надежды вернуться во Флоренцию. Однако власти Флоренции в 1315 г. вынесли очередной смертный приговор, закрывающий Д. путь на родину. С 1317 г. до смерти жил в Равенне, где завершил главный труд своей жизни - «Божественную Комедию». Основные сочинения: автобиографическая повесть «Новая жизнь» (La Vita Nuova, 1292-1293, изд. в 1576); незавершенный поэтико-философский труд «Пир» (Convivio, 1303-1306); философско-политические трактаты «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia, 1304-1307) и «О монархии» (De monarchia, 1307-1313); поэма в 3 ч. (кантиках) и 100 песнях «Комедия», позднее названная «Божественная Комедия» (La Divina Commedia, 1307-1321, изд. в 1472). Д. считается создателем итал. лит. языка и одним из зачинателей европ. лит-ры Нового времени. Стихи Д., посвященные Беатриче, безвременно умершей возлюбленной, создают новый художественный идеал, соединяющий обожествленную и идеализированную женственность с конкретным психологически и биографически достоверным портретом Дамы, воспетой поэтом. В этом идеале сказывается не только куртуазная традиция, но и психологические открытия св. Франциска Ассизского . В философских трактатах Д. тяготеет к энциклопедическому синтезу средневек. учености, виртуозно используя наследие Аристотеля , блж. Августина , Боэция , сен-викторской мистики, Бернарда Клервоского , Бонавентуры , Фомы Аквинского .

http://pravenc.ru/text/171353.html

Посетив на пути с Запада на Восток св. Епифания в Кипре и друзей антиохийских, он обошел все освященные места Палестины, чтобы лучше узнать историю Спасителя и апостолов Его 1298 . «Уже седина начала украшать главу мою, говорил Иероним, и прилично бы было быть учителем, а не учеником. Однако-ж отправился я в Александрию, слушал Дидима; и за многое благодарю его: чего не знал я, тому научился, чтò знал, того не потерял под его наставлением» 1299 . Это было в 386 г. и Иерониму было тогда за 55 лет 1300 . По возвращении из Египта, он основал пребывание свое в тесной пещере вифлеемской 1301 . Две обители – одна для девственников, другая для девственниц, устроенные на иждивении благочестивой ученицы Павлы, пользовались наставлениями Иеронима 1302 и сверх того он обучал детей 1303 . Теперь, найдя покой, которого искал так долго, он предался еще более изучению Свящ. Писания; чтобы усовершить свои познания, он слушал наставления ученейшего раввина Бар Ананию, изучал у него как еврейский, так и халдейский языки. «Какого труда, какой цены стоило мне иметь ночного учителя Бар Ананию! Он боялся иудеев и для меня был другим Никодимом» 1304 . Плоды новых сведений в Писании передавал он сперва устно благочестивым начальницам обителей женских 1305 и по их же святой ревности к слову Божию приступил он к письменному толкованию Новаго Завета. Прежде всего написал он объяснение на самое малое послание апостола Павла – на послание к Филимону 1306 , за тем следовали толкования Послания к Галатам 1307 , Ефесянам 1308 , Титу 1309 . Все эти толкования диктованы были спустя 15 лет после того, как вразумлен он сновидением в опасности пристрастия к языческим книгам т.е. в 389 г. 1310 . В конце того же года и в следующем написал объяснение на Екклезиаста 1311 , ответы на вопросы о книге Бытия 1312 и несколько переводов с греческого 1313 , между прочим 39 бесед Оригеновых на Евангелие Луки 1314 . В вифлеемской же пещере он окончил труд, начатый в Риме, поверку латинского перевода Ветхого Завета, по греческому тексту Оригеновых экзапл, которые списал он с подлинника в Кесарийской библиотеке 1315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феоктист, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский † 1310; память 23 января/5 февраля, 23 декабря/5 января, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых Время и место рождения его неизвестны. Монашеский постриг принял в Благовещенской обители близ Новгорода. Иноческими подвигами и добрыми делами заслужил уважение и любовь братии, которая избрала его своим игуменом. После кончины преосвященного Климента († 1299) новгородцы единогласно решили избрать себе владыкой игумена Феоктиста, «мужа смиренна и блага». В 1299 году игумен Феоктист был избран на кафедру архиепископов Новгородских и Псковских. 29 июня (по другим сведениям, 29 июля) 1300 года он был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа прибывшими в Новгород Киевским митрополитом Максимом († 1305) и епископами Ростовским Симеоном († 1314) и Тверским Андреем (Герденевым; † 1324). О деятельности его в Новгородской епархии сохранилось сведений немного. Преосвященный Феоктист много внимания уделял постройке и ремонту храмов и монастырей. В 1301 году по его благословению был заложен каменный храм Архангела Михаила, освященный спустя два года. Памятниками его святительской ревности остались в Новгороде ещё два храма, им освященные: во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и во имя святых отцов I Вселенского Собора, на княжеском дворе. При святителе Феоктисте была благоустроена обитель на острове Валаам. В 1305 году блаженный архипастырь принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским о сохранении взаимных добрых отношений. В 1307 году летопись упоминает его имя в связи с каким-то «немирьем» со псковичами. Святитель болезненно переживал все междоусобицы. Зимой 1308 года, по свидетельству Новгородской летописи, святитель Феоктист по состоянию здоровья оставил владычный двор. Благословив на своё место Давида, он возвратился в Благовещенский монастырь, где подвизался подвигом безмолвия. Через два года непрестанного молитвенного делания, стяжав у Господа много духовных даров и откровений, святитель Феоктист отошёл в вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Мюнхене проходит конференция «Тамплиеры (1119-1314). Итоги и перспективы исследований» В центре внимания участников – последние исследования о тамплиерах МЮНХЕН. Международная конференция «Тамплиеры (1119-1314). Итоги и перспективы исследований» проходит в Мюнхене с 24 по 27 февраля. В центре внимания участников – последние исследования о тамплиерах. В течение 700 лет после запрета Ордена тамплиеров и казни последнего великого магистра Жака де Моле выходят многочисленные публикации, касающиеся истории и жизни ордена. Популярные мифы грозят вытеснить из общественного сознания результаты серьезных научных исследований о тамплиерах. Чаще всего мифы рождаются на основе слухов о содержании процесса против тамплиеров 1307-1312 г. г., после которого Папа Римский запретил орден, а французский король Филипп IV Красивый присвоил себе богатства рыцарей. Вместе с тем, большая часть источников еще ждет своих исследователей, в их число входит солидный корпус документов о более чем полуторавековой истории храмовников. Выводы по некоторым из них представлены на конференции в Мюнхене, организованной при поддержке университета Людвига Максимилиана, Немецкого исследовательского общества, фонда Фрица Тиссена и Мюнхенского университетского общества. В рамках симпозиума прозвучали доклады: «Можно ли говорить о духовности тамплиеров?», «Латинские правители Иерусалима и тамплиеры», «Маркиз де Альбон, Карл Эрдман и документы тамплиеров в Португалии», «Книги из библиотеки тамплиеров», «Средневековые источники мифов о тамплиерах», «Тамплиеры и первые владельцы Туринской Плащаницы», «Прокураторы тамплиеров: дипломатически и правовые аспекты их назначения и обязанностей», «Коллекции “частных” уставов. Документы, хранящиеся в архиве тамплиеров. Дело провансальских командорств», «Документальные свидетельства о религии тамплиеров» и др. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/4521264.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Свято-Даниловом монастыре можно найти доказательства пребывания в Москве ордена тамплиеров 04.12.2007 Представители средневекового рыцарского ордена тамплиеров после изгнания из Франции в начале XIV века могли осесть на Руси и даже перевести в Москву орденскую казну - такова одна из версий исторической судьбы храмовников, которую описывает во вторник газета " Известия-Наука " . Согласно этой версии, накануне волны репрессий со стороны французского короля Филиппа Красивого тамплиеры тайно вывезли сокровища ордена на 18 галерах из Парижа в неизвестном направлении. А в 1307 году московский князь Юрий Данилович, находясь в Новгороде, встретил пилигримов на 18 кораблях, которые привезли " несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные " и, поклонившись князю, пожаловались ему на " всю неправду князя галлов и Папы " . Авторы этой теории утверждают также, что Москва длительное время была опорным пунктом, или комтурством, тамплиеров. Рыцари, или служилые люди, прибывавшие в Москву, согласно летописям, в 1305-1314 годах из Орды, Литвы и " от немец " , и были тамплиерами, сбежавшими от инквизиции и французского короля. Архитектура столичного Свято-Данилова монастыря также может говорить в пользу описанной теории. На первом ярусе надвратной церкви обнаруживаются лепные розетки в форме гербов храмовников - белая квадратная рамка, четыре кольца срезают углы квадрата, в центре - шестилепестковая роза. В конце октября Ватикан опубликовал 700 страниц тайных архивов по тамплиерам. Один из документов, Шинонский список, свидетельствует, что в результате проведенного папой Римским Климентом V в начале XIV века расследования с рыцарей ордена были сняты обвинения в ереси, из-за которых многих из них пытали, а великого магистра Жака де Моле сожгли на костре. Ватиканский сборник с документами вышел ограниченным тиражом в 799 экземпляров, каждый из которых стоит 5900 евро. Восьмисотый экземпляр бесплатно достанется Папе Бенедикту XVI. ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 04.12.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4102.html

Святитель Даниил II, архиепископ Сербский (версия для печати) / Православие.Ru Святитель Даниил II, архиепископ Сербский Православие.Ru , 2 января 2013 г. Память 20 декабря / 2 января Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:31 мин. Размер 2.6 Mb ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святитель Даниил II, архиепископ Сербский Святитель Даниил родился около 1270 года в богатой и благочестивой семье и был придворным короля Сербии Милутина. Стремясь следовать примеру великих подвижников монашества, он покинул двор и принял постриг в Кончульском монастыре в 1304 году. Впоследствии он стал игуменом сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Святителю Даниилу, глубоко скорбевшему из-за полыхавших в то время междоусобных войн в Византии и самой Сербии , пришлось вдобавок ко всему пережить кровавый набег каталонцев, разграбивших Святую Гору и предавших смерти множество монахов . Даниил организовал оборону своего монастыря и сумел отразить нападение. Вскоре после этих событий святитель оставил должность игумена и удалился для безмолвной жизни в келью, основанную святым Саввой возле Кареи и называвшуюся Типикарион. Однако там ему довелось пробыть недолго. Король Милутин призвал его в Сербию и поставил епископом Баньским . Посодействовав примирению Милутина с братом Драгутином, святитель Даниил с позволения государя вновь удалился в Хиландар, где проводил время в молитвах и изучении Библии. Именно в это время он написал свое самое известное сочинение «Жития царей и архиепископов Сербских», охватывающее период с 1234 года до современных ему событий. Этот труд, впоследствии дополненный и продолженный, оказал решающее влияние на формирование национального и религиозного самосознания сербского народа. Отказавшись от намерения совершить паломничество в Святую Землю ради участия в выборах нового архиепископа Печского, святитель Даниил получил епископскую кафедру в Хуме. Эта епархия находилась под сильным давлением латинян и была возмущаема движением еретиков-богомилов. После коронации короля Стефана Дечанского, в которой Даниил также принимал участие, святитель вновь вернулся в Хиландар, намереваясь возобновить иноческую жизнь. Однако после смерти архиепископа Никодима ему пришлось принять на себя управление Сербской Церковью. Его интронизация состоялась14 сентября 1324 года. Ревностный аскет, подвижническими трудами стяжавший у Господа драгоценный дар слез, святитель Даниил как архипастырь умел искусно направлять корабль Церкви к мирным гаваням. Он добился примирения Милутина с его сыном Стефаном Дечанским, боролся против еретиков, основал монастыри в Баньске и Дечанах и построил множество церквей. Святитель Даниил почил в мире 20 декабря 1337 (или 1338) года. Между Милутином и Драгутином. Этот набег имел место между 1307 и 1309 гг. 1311–1314 гг.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Isidorus, 1269–72. Valentinus, 1271–78. Valentinianus anonymus, 1277–82, Ptolemæus, 1281–92. Heracleo, 1291–1322. VIII-IX (1857 et 1891: VIII) Alexandrinus. X (1857). Zephirinus, papa, 9–48. Gaius, presbyter, 17–36. Sextus Julius Africanus, 35–108. Callistus I, papa, 109–32. Urbanus I, papa, 131–142. Asterius Urbanus, 141–56. Pontianus, papa, 155–66. Anterus, papa, 165–74. Fabianus, papa, 175–202. Alexander Hierosolymitanus, 201–6. Anatolius, 207–36. Theognostus, 235–42. Pierius, 241–46. Malchio. 247–60. Hippolytus, 261–962, 1603–8. Gregorius Thaumaturgus, 963–1232. Dionysius Alexandrinus, 1233–1314, 1575–1602. Macarius Magnes, 1343–1406. Archelaus, 1405–1528. Pamphilus, 1529–58, Phileas Thmuitanus, 1559–68. Theonas Alexandrinus, 1567–74. XI-XVII (1857). Origenes (XVI. Ш Philosophoumena.) XVIII (1857). Methodius Lyciæ ep., 9–408. Alexander Lycopolitanus, 409–448. Petrus I Alexandrinus, 449–522. Alexander Alexandrinus, 523–608. Eustathius Antiochenus, 609–1066. Titus Postrensis, 1065–1278. Marcelus Ancyranus,, 1277–1306. Eugenius Ancyranus, 1302–6. Theodorus Heracleensis, 1307–78. XIX-XXIV (1857). Eusebius Cæsariensis Pal. XXV-XXVIII (1857; nova editio, 25, 1884; 26, 1887; 28, 1886.) Athanasius Alexandrinus. XXIX-XXXII (1857). Nova editio, 29,1886;30,1888; 31, 1885 (immutatio a col. 1833 [variæ; lectiones] ad col. 1848); 32, 1886 (immutatio a c. 1395 [ordo epistolarum et indices analytic]). Basilius Caesariensis Capp. XXXIII (1857 et 1892). Cyrillus Hierosol., 9–1272. Petrus II Alexandrinus, 1273–94. Timotheus Alexandrinus, 1293–1310. Apollinaris Laodicenus, 1309–1538, 1627–34. Isaacus Judæus, 1537–46. Diodorus Tarsensis, 1545–1628. XXXIV (1860 et 1903). Macarius Egyptius. Macarius Alexandrinus, Palladius Helenopolitanus, 991–1278. XXXV (1857), XXXVI (1858), XXXVII (1860), XXXVIII (1862). (Nova editio, 35, 1886; 36, 1885, immutatio in indice analytico a c. 1261 ad 1380). Gregorius Nazianzenus et scholiastæ, Cosmas, Nicetas. XXXVIII Cæsarius, 847–1190. XXXIX (1858). Amphilochius Iconiensis, 9–130.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Преподавал в Болонье (вероятно, сначала декретальное право , а с 1303 читал ординарные (главные) лекции по «Декрету» Грациана), а также в Падуе (в 1307-1309, когда на Болонью был наложен интердикт , и в 1319). В 1316 г. по поручению городского совета он вел переговоры по урегулированию конфликта между городскими властями и ун-том. Был одним из авторов университетского статута 1317 г., в 1347 г. он, уже будучи в преклонном возрасте, консультировал комиссию, занимавшуюся ревизией статута Болонского ун-та. И. А. пользовался уважением глав городской коммуны Болоньи (в 1320 он получил статус гражданина) и в папской курии в Авиньоне, куда ему не раз приходилось ездить с дипломатическими поручениями. Считается, что под влиянием И. А. папа Климент V издал конституцию «Saepe» (между 1312 и 1314), послужившую законодательной основой для использования упрощенной (суммарной) процедуры в церковных судах. Мнение И. А. с одобрением цитировал папа Иоанн XXII . В 1328 г. по поручению городского совета Болоньи и папского легата кард. Бертранда И. А. прибыл в Авиньон для переговоров об усилении папского влияния в Болонье. На обратном пути под Павией он был ограблен сторонниками императора и 8 месяцев провел в плену. В качестве компенсации убытков (выкуп в 4 тыс. флоринов и пропажа багажа с рукописями на сумму 1285 флоринов) папа предоставил И. А. земельное владение в окрестностях Феррары, что сделало его весьма состоятельным человеком (также он получал доходы от преподавания и от юридических консультаций). И. А. был одним из ревностных папских сторонников в Болонье, он и его жена получили от Иоанна XXII полную индульгенцию in articulo mortis. И. А. поддерживал дружеские отношения с итальянскими поэтами и гуманистами Ф. Петраркой и Чино да Пистойя. И. А. принадлежит большое число работ, полный перечень которых до наст. времени не составлен. Два комментария (аппараты глосс) - «Apparatus glossarum in Sextum» (до 1304/05) к «Liber Sextus» папы Римского Бонифация VIII и «Apparatus glossarum in Clementinas» (1326) к сб.

http://pravenc.ru/text/469800.html

требует обязательной диспенсации , а коммендатор не обладает полной юрисдикцией над полученным бенефицием. Лионский II Собор (1274) постановил, что приходские церкви допустимо передавать в К. только лицам, рукоположенным в сан пресвитера, и на срок не более 6 месяцев. Клирикам запрещалось иметь более одной К. Папа Римский Климент V (1305-1314) в начале понтификата активно раздавал К., но затем буллой от 20 февр. 1307 г. осудил и отменил свои предыдущие решения. Папа Бенедикт XII (1334-1242), сторонник строгой монашеской дисциплины, буллой «Super gregem dominicum» (18 мая 1335) отменил все ранее сделанные К., кроме полученных кардиналами, и впредь запрещал подобную практику. Вопрос о запрете К. обсуждался на Констанцском Соборе (1414-1418). Папа Лев Х (1513-1521), к-рый до избрания на Папский престол был аббатом-коммендатором монастыря Монте-Кассино, в ходе Латеранского V Собора издал буллу «Supernae dispositionis» (5 мая 1514), ограничивавшую условия передачи церквей и мон-рей в К. Несмотря на это, количество монастырей, переданных в К., неуклонно росло, особенно во Франции, в Италии и Испании. Для папской власти раздача бенефициев в форме К. была важным инструментом привлечения сторонников и налаживания отношений с европ. монархами, особенно в период «Авиньонского пленения пап» (1309-1377) и последовавшей затем схизмы в католической Церкви (1378-1417). Так, кард. Э. де Талейран Перигор († 1364) менее чем за 20 лет (с 1331 по 1348) получил в К. 10 монастырей (Gallia monastica: Tableaux et cartes de dépendances monsatiques/Publ. sous la dir. J.-F. Lemarinier. P., 1974. Vol. 1: Les abbayes bénédictines du diocèse de Reims. P. 27). К сер. XVI в. во Франции более тысячи мон-рей находились в К. и лишь ок. 30 управлялись регулярными аббатами. В Англии и Германии практика К. была распространена меньше. Часто передача в К. вела к быстрому материальному и моральному упадку монастыря. Однако в некоторых случаях, когда аббатами-коммендаторами назначались сторонники строгого соблюдения монашеской дисциплины, режим К.

http://pravenc.ru/text/1841852.html

Движение Б. было непосредственно связано с новым направлением зап. мистицизма, зародившимся в XIII в. и представленным преимущественно мистиками-женщинами (Маргарита Поретанская, Мехтхильда Магдебургская, Беатрис из Назарета). Одной из главных черт этого направления стало признание возможности напрямую достичь единения души христианина с Богом, не прибегая к посреднику. «Новый мистицизм» был враждебно воспринят церковными кругами, т. к. в нем видели опасность пренебрежительного отношения к церковным таинствам как к средству спасения души и угрозу морального индифферентизма. Поскольку Б. культивировали крайние формы мистицизма, они нередко обвинялись в распространении еретических учений, а их деятельность подвергалась ограничению и осуждению со стороны католич. Церкви. Вьеннский Собор (1311-1314) осудил взгляды мистиков как еретические, прямо соотнеся их с деятельностью Б. Наиболее известна из них Маргарита Поретанская, обвиненная в ереси и сожженная на костре в Париже в 1310 г. Ее соч. «Зеркало простых душ» (Miroir des simples âmes) - самый знаменитый мистический трактат из написанных на старофранц. языке. С 1244 г. поступление в союз Б. в нек-рых районах было запрещено женщинам моложе 40 лет из-за обвинений в испорченности нравов. В 1287 г. Б. было отказано в праве заниматься торговлей. В 1307 г. по обвинению в ереси состоялись казни Б. в Тулузе. В дальнейшем отношение католич. Церкви к Б. не раз менялось, пока с XV в. не стало терпимым. В XIV-XV вв. активность общин Б. снижается, многие из их прежних членов вступают в официально признанные монашеские конгрегации. Дольше всего движение сохранялось в Германии, где во время поддержанной Б. Реформации их называли «духовными женщинами», и в Нидерландах (вплоть до XVIII в.). В кон. XIX в. во Франции под именем Б. стали возникать мистические секты, лидеры к-рых в связи с подозрениями в распущенности нравов привлекались к судебной ответственности. Отдельные общины Б. сохранились до наст. времени в Амстердаме, Брюгге, Генте и нек-рых др. городах Бельгии в форме благотворительных орг-ций.

http://pravenc.ru/text/77762.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010