В Москве завершила работу выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» 24 ноября 2014 г. 09:21 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 4-23 ноября 2014 года в столичном Центральном выставочном зале «Манеж» проходила XIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства. Моя история. Рюриковичи». Выставка традиционно стала главным культурным событием ноября. Выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» это: 7 веков истории Руси, последовательно представленные в экспозиции; 8 месяцев (244 дня) подготовки выставки, в которой участвовало 1250 специалистов — историков, художников, графических и momion-дuзaйhepob, звукорежиссеров, видео-инженеров, программистов, техников, монтажников, корректоров, редакторов; 4000 квадратных метров декорационной экспозиции, смонтированной в ЦВЗ «Манеж»; 2500 квадратных метров видеомэппинга (3D проекций); 75 мультимедийных, широкоформатных информационных полотен, из которых 25 — с «живыми эффектами»; 150 малоизвестных «интересных исторических фактов», со многими из которых посетители знакомились впервые; 18 мультимедийных залов экспозиции с интерактивными викторинами по основным вехам истории Древней Руси. За 20 дней проведения выставки ее посетили 253348 человек. На просмотр экспозиции каждый посетитель тратил от 1,5 до 4 часов и делал 1235 шагов. Несмотря на то, что выставка «Моя история. Рюриковичи» в этом году закрывалась на два часа раньше (в 22.00), чем в прошлом году выставка «Моя история. Романовы», и работала на один день меньше, количество посетивших ее гостей практически приблизилось к показателям прошлого года: 20 рабочих дней (240 часов), 1 продление экспозиции, средняя проходимость 12,7 тысяч человек в день. В 2013 году экспозицию «Моя история. Романовы» посетило более 300 тыс. человек, то есть в среднем 15 тысяч посетителей в день, что практически беспрецедентно для выставочных событий. Для примера, самые удачные выставки Лувра в 2013 году — «Рафаэль: последние годы» (58,2 тыс. посетителей, в среднем 4,3 тыс. в день) и немецкая живопись 1800-1939 годов (208,7 тыс. человек, 2,8 тыс. в день). Посещаемость самой популярной выставки Британского музея «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме» — 2,5 тыс. ежедневно. В Нью-йоркском музее «Метрополитэн» наибольший интерес вызвали две выставки: «Импрессионизм, мода и современность» и «Матисс: в поисках истинной живописи» — 5 000 посетителей в день. Приблизились к «Романовым» по ежедневной посещаемости только выставки китайского Музея императорского дворца, Тайбэй. Сокровища династии Западная Чжоу собирали 10,9 тыс. посетителей в день, а выставка линнаньской живописи — 10,7 тыс.

http://patriarchia.ru/db/text/3851859.ht...

Александр А.Б. 6 марта 2013, 14:16 В традициях АА/АН записано, что они вне политики и вне религии. Насчёт политики - абсолютно верно. Относительно религии - весьма и весьма сомнительно. С одной стороны такая формула в своё уберегла АА/АН от влияния сект, с другой - де факто запрещает на собрании называть Бога своим истинным именем. Так что же православному человеку предложите оставлять Христа за порогом, " на время " отрекаясь от него?! Далеко не во всех группах можно говорить о своей вере в Бога Истинного, многих просто корёжит от Его имени - Иисус Христос. Мне говорят: " этим ты можешь оскорбить мусульманина " . Нет слов! Да, богословствовать больным людям не стоит, не надо агитировать. Но вести разговоре о познании воли Бога имея в виду некую безличную Высшую Силу, как каждый сам себе Его выдумал... На собрание к ним может придти священник только если он сам... алкоголик! Да, АА/АН вне официоза, но не могут быть вне православия! Вячеслав, правильный перевод 6 шага: " Стали внутренне готовыми к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков " . Как говорится, почувствуйте разницу. Наталия 4 марта 2013, 15:58 По поводу 12 шагов и Высшей силы - к программе 12 шагов прибегают в т.ч. и люди, считающие себя атеистами, и если им сказать, что в программе речь пойдет о Боге, то это их заведомо отпугнет... А надо ли отпугивать? Возможно, в процессе приобщения к 12 шагам они и познают настоящего Бога, как высшую силу... Вячеслав 3 марта 2013, 18:28 Александру А.Б Надо отметить , что Анонимные не на что не претендуют в Церкви.Это просто страдающие люди - бывает что на последней стадии, которые собираются чтобы обрести трезвость и обретают ее.Поверьте , для этого необходима огромная работа .Эта работа направлена именно на то , чтобы увидеть свои больные механизмы. Это не религиозная программа , но она может стать ступенью к Богу, к Церкви.Очень хорошо что есть Клубы Трезвения , но много ли их ? А где найти помощь и поддержку страждущим , которые еще не обрели Бога?(«Программа 12 шагов», которую используют в своем сообществе Анонимные Наркоманы (АН), действительно, является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе- и наркозависимых, с этим согласились специалисты во всем мире. Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей ко Христу. " http://www.patriarchia.ru/db/text/1266458.html)

http://pravoslavie.ru/59779.html

Если речь ведется о сообществах пациентов на религиозной основе, то в большинстве случаев более успешной их деятельность оказывается в тех случаях, когда они созданы под эгидой традиционных для нашей страны религиозных организаций. Наиболее известны антинаркотические и антиалкогольные сообщества при Русской православной церкви. Они оказываются более жизнестойкими и стабильно функционирующими, чем ячейки общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Примером такого рода является деятельность Душепопечительского центра в Москве, руководимого отцом Анатолием! (А.И.Берестовым). " В связи с этим, товарищи лоббисты идеологии " 12 шагов " , царящей в группах " Анонимные Алкоголики/Анонимные Наркоманы " , попытайтесь понять, что в России поддерживать трезвеннические практики зарубежного происхождения, доказавшие свою несостоятельность и малую эффективность в сравнении с опытом деятельности православных трезвеннических общин, вряд ли кто-нибудь решится, а уж тем более инициировать внедрение данной методы в Русскую Православную Церковь. Смиритесь с этим и ищите себе другой плацдарм для развития своих лженаучных идей. Вон сколько сект по России расплодилось. В их структуру и внедряйтесь. P.S. Прошу прощения у редакции " Русской Линии " за длинные сообщения. Тема обсуждения здесь чрезвычайно серьёзна, поэтому каждое мнение должно быть подкреплено ссылками на позицию авторитетных учёных или опытных священнослужителей, чтобы не быть голословным. Петр Петров 13.05.2009 19:38 НК 14.05.2009 08:58 Вы, скорее всего, имеете в виду эти слова: Цитата: Ольга (12/05/2009; 09:59): Сама я работаю в сфере реабилитации химически зависимых людей, правда центр не Православный (не религиозно ориентированный, по 12 шаговой программе). Не хватает общения с нашим духовенством. Ребята многие тянутся к Церкви, к общению с нашими батюшками, но вот как подойти, поймут ли... Вопросы открыты. После реабилитации хочется социальной поддержки именно со стороны нашей Православной Церкви, чтобы люди прекратили тянуться в другие различные религиозные общины, ища там понимание и поддержку. Очень хочется чтобы после реабилитации ребята оставались в пределах нашей Церкви, а для этого нужно общение и понимание.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Известна связь о. Иоанна с Сергиевой Пустынью в его молодые годы; она не прекращалась и впоследствии: при кончине о. Игнатия Малышева в 1898 г. о. Иоанн читал ему молитву на исход души. Другим выдающимся современником о. Иоанна был епископ Феофан Вышенский Затворник (1811–1894), около двадцати лет (с 1873–1890) работавший над русским переводом «Добротолюбия» и своими писаниями и письмами руководивший верующей частью современного ему поколения. Еще в сане иеромонаха он был инспектором С.П.Б. Академии. Это было между 1856 и 58 гг., т.е. пребывания в Академии о. Иоанна (1851–1855). Когда о. Феофан, возвратясь с Востока, стал ректором Академии, он о. Иоанна уже там не застал. Так что возможно, что они никогда не встречались лицом к лицу. Тем не менее известно, что еп. Феофан из своего затвора впоследствии предупреждал о. Иоанна об опасности избранного им пути: целителя немощей человеческих болезней вне стен монастыря, без монашеского искуса и послушания. Но исключительный путь этот был избран о. Иоанном не самовольно. Илларион, сподвижник преп. Серафима, подвизавшийся в Решминской пустыни, подвигнул его на этот путь через старицу Параскеву Ивановну Ковригину. Отец Илларион ей сказал: «Пришло время тебе идти на путь добра, оставив дом свой. Иди в Кронштадт, там воссияло новое светило Церкви Христовой – о. Иоанн! Иди и служи ему! – мое благословение будет с тобой». По словам о. Иоанна эта старица убедила его молиться об исцелении болящих. Хотя о. Иоанн священствовал в миру и не имел монашеского пострижения, но внутренняя жизнь его была вся в монашеском подвиге, согласно святоотеческой традиции. Он постоянно говорит о внутреннем духовном делании, о «невидимой брани» – не только против страстей, но и против «духов злобы поднебесных», говорит об «умно-сердечной молитве» и силе и действенности «Имени Иисусова». О своем духовном делании он подробно рассказывает 12 декабря 1900 г. в «Слове» своем по поводу сорокапятилетия со дня рукоположения в священство Здесь он касается первых шагов своих на пути духовной брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Исключение составляют местности, объявленные на военном положении, и районы военных действий, где указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 VI. - 41 г. военным советам фронтов в особо исключительных случаях, вызываемых развертыванием военных действий, предоставлено право утверждения приговоров военных трибуналов с высшей мерой наказания с немедленным приведением приговоров в исполнение. В настоящее время в тюрьмах НКВД республик, краев и областей скопилось 10 645 человек заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, в ожидании утверждения приговоров по их делам высшими судебными инстанциями. Исходя из условий военного времени, НКВД СССР считает целесообразным: 1. Разрешить НКВД СССР в отношении всех заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, ныне содержащихся в тюрьмах в ожидании утверждения приговоров высшими судебными инстанциями, привести в исполнение приговоры военных трибуналов округов и республиканских, краевых, областных судебных органов. Предоставить Особому Совещанию НКВД СССР право с участием прокурора Союза ССР по возникающим в органах НКВД делам о контрреволюционных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления СССР, предусмотренных ст.ст. 58-1а, 58-1б, 58-1в, 58-1г, 58-2, 58-3, 58-4, 58-5, 58-6, 58-7, 58-8, 58-9, 58-10, 58-11, 58-12, 58-13, 58-14, 59-2, 59-3, 59-3а, 59-3б, 59-4, 59-7, 59-8, 59-9, 59-10, 59-12, 59-13 Уголовного Кодекса РСФСР, выносить соответствующие меры наказания вплоть до расстрела. Решение Особого Совещания считать окончательным. Прошу вашего решения. Нарком внутренних дел Союза СССР Л. Берия» Такая практика утверждения приговоров к смертной казни утвердилась после Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года 81 «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». Следовательно, в 1940 году приговоры к смертной казни военных трибуналов округов, а также верховных судов союзных, автономных республик и краевых, областных судов, входили в законную силу только после утверждения их Военной Коллегией и Уголовно-Судебной Коллегией Верховного Суда СССР. Решения Верховного Суда СССР по существу не являлись окончательными, поскольку они потом рассматривались комиссией Политбюро ЦК ВКП(б). Комиссия свое заключение представляла на утверждение ЦК ВКП(б), и только после этого по делу выносилось окончательное решение. Это решение направлялось Верховному Суду, а этим последним направлялось для исполнения НКВД СССР.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/23/...

Согласно переписи населения 1960 г., в Г. в 1-м поколении после освобождения было 41% христиан, 38% традиционалистов, 12% мусульман, остальные (ок. 9%) не принадлежали ни к какой религии. Религ. ситуация в это время характеризовалась подъемом национального сознания, началом роста независимых африкан. церквей (НАЦ), сект и нехрист. новых религ. движений; количество мусульман также росло. При этом пополнение шло за счет уменьшения представителей традиц. племенных культов. В ответ на отток верующих приверженцы традиц. африкан. религий создали орг-цию Миссия африканского возрождения («Африкания»), к-рая активно поддерживала местные культы и обычаи. Сохраняя вероучение в неизменной форме, сторонники традиц. культов приспособили их к совр. требованиям. Религ. лидеры этих культов обычно называются священниками и служат в храмах, посвященных высшему божеству или одному из меньших богов, живут и содержат храмы на пожертвования людей. Они обязательно обучаются искусству врачевания и гадания. Богословие местных религий строится на вере в высшее существо, называемое в этнической группе акан Ньяме, у эве - Маву, а также на вере в богов, действующих как посредники между высшим существом и людьми. Почитание предков характерно для традиц. местных религий, умершие предки являются звеном между высшим существом и живущими на земле, иногда они могут перевоплощаться. «Африкания» постоянно подвергала критике правительство, иностранные дипломатические представительства и неправительственные орг-ции за разрушение традиц. ценностей и насаждение чуждых верований. Однако важной особенностью религ. жизни Г. является то, что традиц. культы, несмотря на сокращение числа адептов, до наст. времени продолжают оказывать сильное влияние на НАЦ. Ухудшение экономического положения страны из-за резкого падения мировых цен на какао и сокращения валютных поступлений от экспорта привело к серии переворотов (1966, 1972, 1979 и 1981), дестабилизировавших жизнь в Г. В 1992 г. глава Временного совета национальной обороны (ВСНО) Дж. Ролингс под влиянием движения за демократизацию в африкан. странах и под давлением оппозиции пошел на введение многопартийности и проведение всеобщих выборов. 3 нояб. 1992 г. Ролингс, выступивший кандидатом от партии Национальный демократический конгресс (НДК), был избран президентом (ок. 60% голосов избирателей) и в 1996 г. был переизбран на этот пост (57,2% голосов). Правительство продолжило проведение экономических реформ, однако их реализация и выполнение правительством требований МВФ и Всемирного банка (введение НДС, увеличение дорожных сборов и повышение тарифов на электроэнергию) проходили в условиях активизации оппозиции и массовых протестов населения. Однако даже в самые трудные годы, несмотря на хаос, религ. ситуация в стране оставалась стабильной, чему способствовало то, что в Г. не было конфликтов между мусульманами и христианами.

http://pravenc.ru/text/161627.html

На острове он встречается с Абсалем, благочестивым аскетом, прибывшим с соседнего острова для уединенной аскетической практики. Познакомившись со взглядами Хайя, Абсаль приходит в большое удивление, обнаружив, что самостоятельно разработанная Хайем философская система во всем совпадает с традиц. религиозно-мистическими взглядами (по мнению нек-рых исследователей, речь прежде всего идет о взглядах приверженцев традиц. суфизма ), к-рых придерживается Абсаль. Абсаль приглашает Хайя посетить соседний остров, где правит благочестивый Саламан. Однако попытка сообщить жителям острова высшие философские и богословские истины оказывается неудачной: Хайй и Абсаль убеждаются в том, что для простого народа, порабощенного чувственной жизнью, высшая истина в чистом виде кажется странной и неприемлемой и может быть усвоена им только в виде символов и предписаний закона. Хайй и Абсаль покидают остров Саламана, заповедуя его жителям придерживаться традиц. веры, и возвращаются на свой уединенный остров, чтобы вести жизнь, полную высоких мистических созерцаний. Большинство исследователей согласны в том, что Хайй, Абсаль и Саламан символизируют соответственно философию, теологию и простую традиц. веру. Т. о., трактат И. Т. имеет своей целью показать, что между подлинными философией и теологией не может быть противоречия, тогда как кажущиеся противоречия между ними возникают вслед. того, что простое религ. сознание не готово к восприятию высших истин о Боге и к мистическому соединению с Ним. Признавая этот тезис основным выводом повести, европ. исследователи вместе с тем вели серьезные дискуссии по вопросу о том, что именно является наиболее важным для И. Т.: демонстрация возможности для каждого человека беспредпосылочного достижения высшего мистического знания о Боге и единства с Ним (2-я часть повести, жизнь Хайя на острове) или же демонстрация совместимости философского и богословского представлений о Боге (3-я и 4-я части, Хайй и Абсаль). При этом важным признается подчеркивание И. Т. того, что традиц. религия необходима для народа и задача философии не может состоять в том, чтобы критиковать или ниспровергать традиц. верования. Божественный закон религии говорит с обычными людьми на том языке, к-рый они способны понять, и требует от них тех действий, к-рые они способны выполнить. Именно благодаря ему сохраняется общество и мн. люди могут достигать спасения. Однако это не означает, что нет иного пути к Богу: философия и мистическая теология представляют собой более высокие и более сложные пути спасения, и потому религия не должна их запрещать, но напротив,- должна одобрять, если их выбирают те, кто способны к приобретению высшего знания о Боге.

http://pravenc.ru/text/200439.html

К настоящему акту прилагается копия акта документальной ревизии финансовой деятельности ГУЛАГа МВД СССР за периоде 1 октября 1954 г. по 1 мая 1956 г. 53 Сдал: генерал-майор С. ЕГОРОВ Принял: полковник П. БАКИН Приложение 1 Сведения о составе заключенных, содержащихся в ИТЛ, УИТЛК–ОИТК МВД СССР, на 1 апреля 1956 г. I. Списочное число заключенных на 1.IV.1956r 810.755 II. По характеру преступлений: Измена Родине, ст. ст. 58 п. 1 «а» и «б» 67.194 Шпионаж, ст.ст. 58 п. 1 «а», «б», 6 и 193 п. 24 2.126 Террор, ст. ст. 58 п. 8 2.967 Диверсии, ст. ст. 58 п. 9, 59–3 «б» 528 Вредительство, ст. ст. 58 п. 7 274 Участие в антисоветских заговорах, а/с организациях и группах, ст. ст. 58 пп. 2, 3, 4, 5, 11 7.081 Антисоветская агитация, ст. ст. 58 п. 10, 59 п. 7 8.821 Повстанчество и политбандитизм ст. ст. 58 п. 2,59 пп. 2,3,3 «б» 520 Социально опасный элемент (без указания ст. ст.) 73 Прочие к-р преступления, ст. ст. 58–1 в, 1г, 58–12, 58–13, 58–14 2.249 Итого: 91.833 Расхищение соцсобственности (закон от 7 августа 1932 г.) 1.565 По ст. ст. 1, 3 и 5 Указа от 4.04.1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» 42.699 По ст. ст. 2 и 4 Указа от 4.04.1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» 131.610 По ст. 1 Указа от 10 января 1955 г. «Об уголовной Ответственности за мелкое хищение государственного и общественного имущества» 2.065 По ст. 2 Указа от 10 января 1955 г. «Об уголовной Ответственности за мелкое хищение государственного и общественного имущества» 3.488 По ст. ст. 1,3 Указа от 4.04.1947 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан 129.323 По ст. 2 Указа от 4.04.1947 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан 81.233 По Указу от 9.04.1947 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, составляющих государственную тайну» 18.085 По Указу от 4.1.1949 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование 87 Бандитизм и вооруженное ограбление ст. 59 п. 3,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

949 Eth 15.120–138. 950 Eth 10.88–92 951 Eth 10.119–126. 952 Eth 10.132–143. 953 Eth 1.3.1–18. 954 Eth 1.3.19–27. 955 Eth 1.9.42–51. Св. Ириней Лионский пишет подобное о Марии, Новой Еве: «Как (Ева), преслушавшись, стала причиною смерти себе и всему человечеству, так Мария, имея предназначенного Ей мужа и, однако, Дева, послушавшись, стала причиною спасения себе и всему человечеству». Против ересей. 3.22.67–68. Однако, у св. Иринея нет богословия «ребра Адама». См. также: ук. соч. 4.33.11 и 5.19.1. 956 Eth 1.9.52–70. 957 Eth 2.2.64–73. 958 Eth 2.2.100–108. 959 Eth 2.2.109–114. 960 Eth 2.4.9–19. 961 Eth 2.5.8–21. 962 Eth 2.7.114–136. 963 Eth 2.7.144–157. 964 Eth 2.7.210–215. 965 Eth 1.10.11–13. 966 Eth 1.10.17–20. 967 О слове «существенно»: «Finalement Symeon ne veut pas affirmer autre chose que la verite et la realite de cette presence dans I " intime de notre etre par la grace». Даррузес, издатель Нравственных Слов. Т. II, стр. 252, прим. 1 968 Eth 1.10.39–46. 969 Eth 1.10.84–96. 970 Eth 1.10.81–83. 971 Eth 1.10.114–117. 972 Eth 1.10.140–147. 973 Eth 1.10.147–165. 974 Eth 1.10.166–171. 975 Eth 1.10.175–184. 976 Eth 1.10.185–187. 977 Eth 13.139–155. 978 Cat 22.77–79. 979 Cat 22.151–156. 980 Euch 2.265–269. 981 Euch 2.10–13. 982 Eth 1.6.3–6. 983 Eth 1.6.31–34. 984 Eth 1.6.136–144. См.: Часть II. Святая Евхаристия. Прим. 5. 985 Eth 1.6.154–173. 986 Eth 1.7.3–8. 987 Eth 1.7.11–15. 988 Eth 1.7.19–25. 989 Eth 1.8.1–23. 990 Eth 1.8.40–50. 991 Eth 1.8.51–64. 992 Eth 2.3.84–91. 993 Eth 2.7.33–37. 994 Сар 3.50. 995 Hymn 21.329–331. 996 Hymn 49.141–163. 997 См.: Часть II. Монашество и мир. Прим. 28. 998 Hymn 58.64–144. 999 Hymn 58.64–72 1000 Hymn 58.78–96. 1001 Hymn 58.118–138. 1002 Hymn 58.145–400. 1003 Hymn 58.160–162. 1004 Hymn 58.192–211. 1005 Hymn 58.262–279 1006 Hymn 58.287–290 1007 Hymn 58.303–309. 1008 Hymn 58.310–323 1009 Ер 3.121–124. 1010 Ер 3.125–157. 1011 Ер 3.158–167 1012 Ер 3.168–176. 1013 Ер 3.177–183. 1014 Ер 3.603–611. 1015 Ер 3.610–623. 1016 Ер 3.577–582. 1017 Ер 3.713–733.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Афинский певчий и композитор И. Сакелларидис (1853-1938) пытался «скорректировать» неовизант. мелодии c целью приспособления их к европеизированным муз. вкусам этого времени. Сакелларидис заменил традиц. гибкий ритм фиксированным, в 4-дольном размере, предложил использовать тоны и полутоны вместо различных интервалов теории Хрисанфа, заменил мелизматические распевы мелодиями собственного сочинения и ввел более простой вокальный стиль, без традиц. украшений. Не поддерживая использования полифонических композиций, он применял простые приемы гармонизации, в определенных случаях с параллельными терциями, подобные певч. практике на Ионических о-вах, возможно под влиянием этой традиции. Несмотря на появившиеся с сер. XIX в. новые тенденции, все эти годы существовали и защитники «чистого» традиц. пения (напр., музыковед К. Псахос (1866-1949)), к-рые, однако, не отказывались столь же решительно от вост. влияний, сколь от западных. Сочинения и обработки Сакелларидиса можно услышать на воскресной литургии в нек-рых церквах, особенно за рубежом, однако они более не являются в Г. преобладающей частью репертуара, как это было в 1-й пол. XX в. Еще реже прихожане могут услышать сочинения Поликратиса и др. авторов полифонической музыки. В последние годы споры ведутся не о том, какой вид музыки следует использовать в церкви, а о теории и исполнительской практике традиц. пения. Музыковед С. Карас (1903-1999) «реорганизовал» тональную систему на полиладовой основе т. о., что каждое отклонение от предписанного ладового строя, к-рое можно обнаружить в неовизант. пении, а также в греч. народных песнях, классифицировалось как независимая «ветвь» лада. Карас стремился представить общую теорию «национальной музыки», в рамках к-рой он дополнительно «исправил» рассчеты комиссии К-польского Патриархата. Карас систематизировал характерные мелодические украшения и микроинтервальные изменения звукоряда, исполняемые традиц. певчими, но не фиксируемые на письме, с целью достичь единообразия в певч. интерпретации. По этой причине помимо широкого использования случайных знаков (повышения или понижения звуков) он ввел нек-рые дополнительные знаки нотации, заимствованные из древней практики (существовавшие до нового метода). В результате появилась не только новая система обучения, но и новый стиль певч. интерпретации, особенно в хоровом исполнении. Специфический стиль, так же как и в целом теоретическая работа Караса, имеет много последователей, однако осуждается значительной частью певчих, считающих устную традицию К-польской Патриархии, воспринятую от таких знаменитых певчих XX в., как протопсалт Великой ц. Ф. Станицас (1910-1987), единственно приемлемой для греч. церковной музыки. Они отказываются от любых изменений существующей системы «трех учителей» и не доверяют исполнительской практике, основывающейся на исторических или музыковедческих исследованиях, вне зависимости от степени основательности последних.

http://pravenc.ru/text/166461.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010