Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮДОВИК IV БАВАРСКИЙ Надгробие имп. Людовика IV кон. XV в. (Фрауэнкирхе, Мюнхен) Надгробие имп. Людовика IV кон. XV в. (Фрауэнкирхе, Мюнхен) [Людвиг; лат. Ludovicus IV Bavaricus; нем. Ludwig IV. der Bayer] (кон. 1281 или нач. 1282, Мюнхен - 11.10.1347, Пух, близ Фюрстенфельдбрукка, Бавария), германский король (с 1314) и император Свящ. Римской империи (с 1328) из династии Виттельсбахов. Младший сын Людовика (Людвига) II Строгого († 1294), герц. В. Баварии и гр. Рейнского Пфальца (с 1253), и Матильды († 1304), дочери герм. кор. Рудольфа I Габсбурга (1273-1291). После смерти отца управление его владениями перешло к старшему брату Л. Б., Рудольфу I Заике († 1319). Мать Л. Б. отослала его на воспитание в Вену, ко двору своего брата Альбрехта I, герц. Австрии (1255-1308). Альбрехт I, избранный в 1298 г. королем Германии, поддерживал права Л. Б. на долю в «баварском наследстве», поскольку Рудольф I Заика был сторонником кор. Адольфа Нассауского (1292-1298), соперника Альбрехта I в борьбе за герм. корону. В 1301 г. Л. Б. заключил с братом соглашение о разделе отцовского наследства. Вскоре, однако, Л. Б. вступил в конфликт с Габсбургами по поводу контроля над Н. Баварией. После смерти Оттона III, герц. Н. Баварии (1290-1312), право опеки над его малолетними детьми оспаривали Л. Б. и его двоюродный брат Фридрих Красивый, герц. Австрии (1306-1330). В начавшейся войне Л. Б. одержал победу в битве при Гаммельсдорфе (9 нояб. 1313). Летом того же года он заключил с братом новое соглашение, по к-рому стал единоличным правителем В. Баварии, а Рудольф сохранил за собой Пфальц. Впосл. Л. Б. заключил с сыновьями Рудольфа договор в Павии (4 авг. 1329), окончательно разделивший владения баварской и рейнской ветвей рода Виттельсбахов. Военно-политические успехи позволили Л. Б. предъявить претензии на герм. корону, остававшуюся вакантной после внезапной смерти имп. Генриха VII Люксембурга (24 авг.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

Посетив на пути с Запада на Восток св. Епифания в Кипре и друзей антиохийских, он обошел все освященные места Палестины, чтобы лучше узнать историю Спасителя и апостолов Его 1298 . «Уже седина начала украшать главу мою, говорил Иероним, и прилично бы было быть учителем, а не учеником. Однако-ж отправился я в Александрию, слушал Дидима; и за многое благодарю его: чего не знал я, тому научился, чтò знал, того не потерял под его наставлением» 1299 . Это было в 386 г. и Иерониму было тогда за 55 лет 1300 . По возвращении из Египта, он основал пребывание свое в тесной пещере вифлеемской 1301 . Две обители – одна для девственников, другая для девственниц, устроенные на иждивении благочестивой ученицы Павлы, пользовались наставлениями Иеронима 1302 и сверх того он обучал детей 1303 . Теперь, найдя покой, которого искал так долго, он предался еще более изучению Свящ. Писания; чтобы усовершить свои познания, он слушал наставления ученейшего раввина Бар Ананию, изучал у него как еврейский, так и халдейский языки. «Какого труда, какой цены стоило мне иметь ночного учителя Бар Ананию! Он боялся иудеев и для меня был другим Никодимом» 1304 . Плоды новых сведений в Писании передавал он сперва устно благочестивым начальницам обителей женских 1305 и по их же святой ревности к слову Божию приступил он к письменному толкованию Новаго Завета. Прежде всего написал он объяснение на самое малое послание апостола Павла – на послание к Филимону 1306 , за тем следовали толкования Послания к Галатам 1307 , Ефесянам 1308 , Титу 1309 . Все эти толкования диктованы были спустя 15 лет после того, как вразумлен он сновидением в опасности пристрастия к языческим книгам т.е. в 389 г. 1310 . В конце того же года и в следующем написал объяснение на Екклезиаста 1311 , ответы на вопросы о книге Бытия 1312 и несколько переводов с греческого 1313 , между прочим 39 бесед Оригеновых на Евангелие Луки 1314 . В вифлеемской же пещере он окончил труд, начатый в Риме, поверку латинского перевода Ветхого Завета, по греческому тексту Оригеновых экзапл, которые списал он с подлинника в Кесарийской библиотеке 1315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Дманисский Сиони. VI–VII в. [груз. ], собор в честь Успения Пресв. Богородицы (IX в.), кафедра Дманисской (не позднее IX - сер. XVIII в., авг. 2003 - 6 февр. 2006) и Дманисско-Агарак-Таширской (с 6 февр. 2006) епархий Грузинской Православной Церкви. Д. С. расположен на территории древнего городища Дманиси близ с. Патара-Дманиси в Квемо-Картли. Городище возвышалось на мысе над устьями рек Пинезаури и Машавера и являлось важной политическо-экономической единицей Грузии XI-XIII вв. По сведению свода груз. летописей «Картлис Цховреба» , в Д. С. похоронен груз. царь Вахтанг III (1298/1302-1308) (КЦ. 1959. Т. 2. С. 322). Известно, что в XVI в. 1/2 храма и портик принадлежали кн. Иотаму Бараташвили и служили родовой усыпальницей его семьи ( Мусхелишвили. 1938. С. 333). В XVII в. в портике Д. С. был погребен Дманисский еп. Павел, в храме и за его пределами находятся могилы XVIII в. князей Орбелиани (Там же. С. 334; Такаишвили. 1991. С. 43-51). Архитектура Рельеф портала Дманисского Сиони. VI–VII вв. Рельеф портала Дманисского Сиони. VI–VII вв. В ранней научной лит-ре Д. С. считали 3-церковной базиликой, датой его создания - VII в. ( Чубинашвили. 1936. С. 192; Беридзе. 1974. С. 26, 95). Однако в результате новейших исследований (Э. М. Арджеванидзе) храм отнесен к зданию зального типа под 2-скатной кровлей и датируется IX в. Это довольно большое (без пристроек и портика - 23×11,5 м) строение, выложенное из булыжника и перекрытое цилиндрическим сводом, с вост. стороны имеет сильно выступающую полуциркульную апсиду, отделенную каменной преградой. Фасады отличаются простотой: они гладкие, без украшений. С сев. и юж. сторон к храму примыкают невысокие боковые пристройки кон. IX - нач. X в., в вост. части к-рых расположены небольшие помещения с апсидами - диаконник и жертвенник, не сообщающиеся с алтарем и соединяющиеся с основным пространством храма. На рубеже XII-XIII вв.

http://pravenc.ru/text/178578.html

Скачать epub pdf 139. Михаил II Ярославич, князь тверской и потом великий князь владимирский сын Ярослава III Ярославича, князя тверского и великого князя владимирского, от второго брака с Ксенией Юрьевной (Георгиевной), княжной тарусской (см. 113), причтенной православною церковью к лику святых. Родился в г. Твери уже по смерти отца осенью 1272 г.; заложил в Твери, на месте Космодемьянской церкви, нынешний Спасо-Преображенский собор, в 1285 г., а совершенно отстроил и освятил его в 1290 г.; воевал с великим князем Андреем Александровичем (см. 19) и принудил его заключить мирный договор в Кашине в 1292 г.; ездил в Орду и одними приготовлениями к сильному отпору спас Тверь от нашествия татар Дюденевых в 1293 г.; посредничеством своим прекратил усобицу сыновей Невского, Дмитрия и Андрея, в 1294 г.; защитил Переславль от покушений Андреевых и укрепился договором с новгородцами в 1295 г.; срубил «город» (укрепление). в Зубцове в 1297 г.; чуть не погиб с княгиней своей в пожаре тверского дворца, а потом был отчаянно болен в 1298 г.; присутствовал на дмитровском съезде князей, но «не докончал» (не умирился) ни с Переславлем, ни с Москвой, в 1301 г.; явился миротворцем на переславльском съезде князей в 1303 г.; по смерти великого князя Андрея поехал в Орду судиться с племянником, князем Юрием Даниловичем московским, и в его отсутствие наместники тверские выгнаны из Новгорода, а рать тверская разбита под Переславлем-Залесским в 1304 г.; возвратившись из Орды с ярлыком на великокняжение, приступал безуспешно к Москве Юриевой в 1305 г.; сел на стол новгородский 6 июля, но отбит из-под Москвы Юриевой 25 августа 1308 г.; занял войском хлебный Торжок и тем смирил бушевавший Новгород в 1312 г.; с 500 гривен, уплаченными новгородцами, отправился в Орду вместе с св. Петром, митрополитом московским , в 1313 г.; возвратившись из Орды, разбил новгородцев 10 февраля под Торжком, но при вторичном наступлении к Новгороду едва не погиб со всей ратью в дремучих лесах новгородских в 1316 г.; отвергнул мирные предложения новгородцев и воевал с Москвой в 1317 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Venerable Nikoloz, Radiant Star of the Georgians (†1308) Memory 3 (16) November Saint Nikoloz was the author of many church services, but little else about his life is known.He lived in the second half of the 13th century, and the last years of his life coincided with the reign of King Vakhtang III (1298, 1302–1308), the son of the holy king Demetre the Devoted. St. Nikoloz was one of the greatest hymnographers and spiritual figures of his time, but few of his works have been preserved. Catholicos Anton I writes that Nikoloz composed numerous canons and services, including a “Canon of Supplication for Rain.” St. Nikoloz enriched the spiritual literature of Georgia with his translations as well. Scholars and historians believe that, as the greatest liturgist of his time, he was probably asked to translate many prayers and services from Greek to Georgian. Among them, they believe, was the “Canon for the Blessing of Holy Water.” The famous 19th-century historian Platon Ioseliani writes that other church services belonging to the pen of St. Nikoloz are included among the manuscripts of the Iveron Monastery on Mt. Athos. St. Nikoloz reposed peacefully in the year 1308. Thou didst glorify the Holy Trinity and emulate the angels, and thou art ranked among the saints, O thrice-blessed Father Nikoloz. We praise and glorify thee, who art the protector and preserver of those who celebrate thy holy name! Archpriest Zakaria Machitadze 19 ноября 2007 г. ... Смотри также Комментарии Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке Отправить Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7353.html

Календарь Материалы 19 ноября 2007 г. [Аналитическое обозрение] Владимир Букарский В очередной раз исключительно канонический спор, накладываясь на неразрешенный «замороженный конфликт», приобретает характер цивилизационного столкновения. На территории Молдовы столкнулись интересы Москвы и Бухареста, точнее – два геополитических проекта этих столиц. [Интернет-журнал/Общество] Ирина Медведева, Татьяна Шишова На самом деле политкорректность не просто один из манипулятивных приемов воздействия на общество. Это мощнейшее оружие информационной войны. Оно позволяет мягко, незаметно дезориентировать и деморализовать противника, чтобы он сдался без боя, поскольку бой – это верх неполиткорректности. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», — обращается ко Христу некто из народа. Этот человек ошибся дверью, ибо Христос — не из числа раввинов, в обязанности которых входило решение подобных юридических вопросов. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Как противоположна участь праведников участи грешников после всеобщего суда! Одни просветятся, как солнце, в Царствии Отца Небесного, а другие — во тьме кромешной будут вечно плакать и скрежетать зубами от страшных мучений и в гневе на себя самих. [Поместные Православные Церкви/Кипрская/Персоналии/Члены Синода] Священный Синод Кипрской Православной Церкви является высшим органом церковной власти на Кипре. Он занимается решением всех вопросов, касающихся Кипрской Церкви. Священный Синод собирается под председательством Его Блаженства Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра. English Edition [Saints. Asceties of Piety. Church Holy Days ] Archpriest Zakaria Machitadze Saint Nikoloz was the author of many church services, but little else about his life is known.He lived in the second half of the 13th century, and the last years of his life coincided with the reign of King Vakhtang III (1298, 1302–1308), the son of the holy king Demetre the Devoted. Новости 19 ноября 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/071119

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ МНАТОБИ [Светоч; груз. ] (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 3 нояб.), груз. гимнограф. Сведения о его жизни крайне скудны. Его имя упоминается в сочинении католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I ( Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) «Мерное слово» (строфы 779-780): католикос-патриарх писал, что Н. М.- автор мн. песнопений, и более подробно остановился на одном из них, содержащем моление Н. М. о прекращении дождя и о помиловании душ умерших от дождя людей ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 276-277). Груз. исследователь XIX в. П. Иоселиани считал, что последний период деятельности Н. М. пришелся на время правления в Грузии царя Вахтанга III (1298, 1302-1308). В подготовленном им издании «Мерного слова» Иоселиани писал, что во время своего путешествия в груз. Иверский монастырь на Афоне он нашел среди груз. рукописей нек-рые песнопения, созданные Н. М., однако какие именно, осталось неизвестным ( Антоний I (Багратиони). 1853. Замеч. 149). По мнению К. Кекелидзе , Н. М. принадлежат также переводы с греч. языка литургической лит-ры: в частности, он называет «Чин освящения воды», переведенный, по его мнению, в 1306-1316 гг. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 336-337). Согласно церковной традиции, Н. М. скончался в 1308 г. В Энциклопедическом словаре груз. музыки (2015) в статье о нем указана его фамилия - Орбелиани; однако неизвестно, на основании каких источников был сделан этот вывод. Сочинение Н. М. о прекращении дождя сохранилось в коллекции Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. A 450) и было издано в Требнике 1826 г. (С. 553-559). Это сочинение - гимнографический канон с редуцированной 2-й песнью (каждая песнь содержит ирмос и 3 тропаря) и молитвой о прекращении дождя в конце; кондак и икос отсутствуют. По мнению Кекелидзе, творчество Н. М. представляет собой сочинения «довольно высокого поэтического взлета и продолжает традиции образного мышления гимнографического жанра» ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 336-337). Ист.: Требник. М., 1826 (на груз. яз.); То же/Сост.: свящ. И. Гивишвили-Амилахвари. Тб., 2004 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: П. Иоселиани. Тифлис, 1853 (на груз. яз.); он же. То же/Сост., исслед., коммент., словарь: И. А. Лолашвили. Тб., 1980 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. 1908. С. 150; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тб., 2002. С. 185; Энцикл. словарь груз. музыки. Тб., 2015 (на груз. яз.). Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/2566126.html

В ветхозаветно-иудейской идее царства Божия выступают две черты: теократическо-политическая и апокалиптическая, трансцендентно-эсхатологическая. По теократическо-политическим ожиданиям иудаизма, царство Божие сменяет всемирные монархии, становится на их место и, следовательно, уподобляется им по земной территории владычества и по его характеру. Отлично теократическое царство от сменяемых им всемирных монархий лишь в том отношении, что власть в этом царстве принадлежит. Самому Богу; однако это различие не безусловно, поскольку Бог воцаряется над миром чрез посредство иудейского народа и его Мессии-царя. Таким образом иудеи, ожидавшие царства Божия, ждали собственно утешения Израилю 1294 , царства Израиля над миром 1295 . К этим древним ожиданиям во времена иудаизма прибавилась новая черта, апокалиптическая. Иудеям царство Божие представлялось благом или строем, предсуществующим на небе и открывающимся на земле во времени. Когда Христос в последний раз приближался к Иерусалиму, иудеи думали, что скоро должно открыться, явиться ( ναφανεσθαι) царство Божие 1296 . Эта смена царств земных царством небесным в представлении иудеев сливалась с эсхатологическою сменою этого века новым веком. Эти черты мы встречаем и в евангельском языке. В евангельских, речах о царстве Божием заметно выступает теократический оттенок. Так звучат речи Христа о царстве Сына человеческого, о царстве Своем 1297 . Царство Сына человеческого есть то же царство Божие: тогда как у Матфея говорится о Сыне человеческом, грядущем в царстве Своем, в соответствующих местах у Марка и Луки читаем о пришествии царства Божия 1298 . Царство Сына человеческого нужно понимать именно теократически, как это видно из прямых слов Христа, что Он получил царство от Отца 1299 , и из той притчи, в которой Он называет Себя царским сыном 1300 . Теократический характер царства Божия предполагается и тем, что ученики Христа, сыны царства, участвуют в Его славе, в Его царстве 1301 , и им, этому малому стаду, Отец благоволил дать царство 1302 . Поэтому выражение «сыны царства» ( ο υο τς βασιλε ας) 1303 означает «царственные сыны», наследники царства 1304 . От иудеев, этих природных сынов царства, оно было отнято и дано малому, стаду Христову 1305 . Отношение между царствованием Христа и царствованием новых сынов царства, Его малого стада, то, что Он, получив царство от Отца, передает его ученикам 1306 . О том же характере царства Христова свидетельствует земная область его распространения 1307 и то обстоятельство, что его наступление предваряется историческими событиями 1308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Надгробие Иоанна Пекама. 90-е гг. XIII в. (Кентерберийский собор, Англия) После окончания послушничества в Оксфорде, предположительно между 1257 и 1259 гг., И. П. вернулся в Париж (Ibid. P. 8). Никаких подробностей о его деятельности в Париже в 60-х гг. XIII в. не известно, однако, по-видимому, к 1269 г. он получил степень магистра теологии и начал преподавание в Парижском ун-те и парижской францисканской школе. В число его учителей и коллег-францисканцев в Париже входили: ученик Бонавентуры Вальтер из Брюгге ( 1307), Иоанн из Уэльса ( 1285), Вильгельм де ла Мар ( ок. 1285), Р. Бэкон. Не менее известны и нек-рые из его парижских учеников, ставшие впосл. крупными теологами-схоластами: Матфей из Акваспарты ( 1302), Петр Иоанн Оливи ( 1298), Роджер Марстон ( ок. 1303). Мн. сочинения Марстона являются пересказом лекций и трактатов И. П., что способствовало популяризации взглядов И. П. среди францисканцев; по-видимому, именно через Марстона с идеями И. П. познакомился Иоанн Дунс Скот ( 1308) ( Thompson. 2004. P. 363). И. П. пользовался покровительством при королевском дворе: известно, что его связывали дружеские отношения с королевой Маргаритой ( 1295), супругой короля Людовика IX Святого (см.: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1 P. 3-4). Второй парижский период жизни И. П.- время его наибольшей интеллектуальной и лит. активности ( Douie. 1952. P. 10-11). Помимо значительного числа мелких сочинений к этому периоду относятся комментарии И. П. к Свящ. Писанию, которое он должен был толковать как «библейский бакалавр», «вопросы» по «Сентенциям» Петра Ломбардского , отражающие его преподавательскую деятельность в качестве «сентенциарного бакалавра»; неск. собраний «вопросов на различные темы» (quodlibeta) и корпус «вопросов для обсуждения» (quaestiones disputatae). Значительное внимание, к-рое уделяется в последних обсуждению вопроса о человеческой душе, обусловлено тем, что И. П. принимал активное участие в парижских спорах 1269-1271 гг., связанных с критикой взглядов лат.

http://pravenc.ru/text/471431.html

(Helm. 1937. Р. 30–31; Helm. 1973. Р. 80) 4. [I, 85. (...) В Дании после смуты, в ходе которой был убит король Свен, к власти приходит Вольдемар 1298 .] 86. О построении Лёвенштадта (Lewenstat). В те времена 1299 город Любек (Lubike) погиб в пожаре, и купцы и прочие жители города послали к герцогу 1300 со словами: «Уже давно торжище в Любеке запрещено по вашему повелению 1301 . До сих пор в городе нас удерживала надежда на возобновление торга соизволением вашей милости, да и дома наши, построенные за большие деньги, не давали нам уйти. Ныне же, когда дома сгорели, было бы нелепо отстраивать [их] заново в месте, где не дозволен торг. Поэтому дай нам место для постройки города в месте 1302 , которое тебе будет угодно». Тогда герцог попросил графа Адольфа 1303 уступить ему гавань и остров 1304 в Любеке. Тот не пожелал этого сделать. Тогда герцог построил новый город за рекой Вакениц неподалеку от Любека в земле Рацебург 1305 и начал строить 1306 и укреплять [его]. И назвал город по своему имени – Лёвенштадт, то есть город Льва. Но так как то место было плохо приспособлено и для гавани, и для крепости, и до него могли добираться только малые суда, герцог снова начал переговоры с графом Адольфом о любекском острове и гавани, обещая многое, если тот исполнит его желание. Наконец граф, сдавшись, сделал то, чего требовала необходимость, и уступил ему (герцогу. – Сост.) крепость и остров. По приказу герцога купцы, немедленно оставив неудобие нового города, с радостью вернулись и стали восстанавливать церкви и стены города. А герцог разослал послов в города и королевства севера 1307 – Данию (Dania), Швецию (Suedia), Норвегию (Norwegia), Русь (Rucia) 1308 , предлагая им мир, дабы имели свободное сообщение [и] доступ в его город Любек. И установил там монету, и пошлины, и самые почетные городские права 1309 . С той поры жизнь в городе процвела, а число его обитателей умножилось. (Helm. 1937. Р. 168–169; Helm. 1973. Р. 302, 304) 1273 Это краткое описание Балтийского моря является буквальным заимствованием из сочинения Адама Бременского (см. 22/10, глава IV, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010