Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XII Бенедикт XII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт XII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (ок. 1280, Савердён близ Тулузы - † 25.04.1342, Авиньон; мирское имя - Жак Фурнье), папа Римский (20 дек. 1334 - 25 апр. 1342). В юности вступил в цистерцианский мон-рь Бульбон, затем перешел в мон-рь Фонфруад близ Нарбоны, где аббатом был его дядя Арнольд Нувель. Учился и затем преподавал в цистерцианском колледже св. Бернарда в Париже; получил степень магистра теологии в Парижском ун-те. После возведения его дяди в кардиналы стал аббатом мон-ря Фонфруад (1311). В дек. 1317 г. он был избран епископом г. Памье. В ходе инквизиторских расследований катарских ересей среди крестьян графства Фуа им был составлен «Регистр Инквизиции» (др. название «Регистр Фурнье» - Bibl. Apostolica Vaticana. Ms. 4030; текст см. в Duvernoy J. Inquisition à Pamiers. Toulouse, 1966). В 1326 г. он был назначен епископом Мирпуа. Папа Иоанн XXII дважды отмечал усилия Фурнье как инквизитора в искоренении ересей и в дек. 1327 г. возвел его в кардиналы. После смерти Иоанна XXII Фурнье был избран на папский престол, став третьим авиньонским папой и приняв имя Бенедикт. В начале правления Б. обнародовал программу реформ для всей Церкви, направленную против коррупции, непотизма и ересей. Б. серьезно рассматривал возможность возвращения апостольской кафедры в Рим или переезда во временную резиденцию в Болонье. В 1335 г. он начал реставрацию собора св. Петра и Латеранского дворца, однако большинство кардиналов-французов и франц. кор. Филипп VI были против переезда, в результате Б. еще прочнее обосновался в Авиньоне, перевезя туда из Ассизи папские архивы и начав строительство т. н. Старого дворца, фрески для к-рого был приглашен расписывать С. Мартини . Он реорганизовал нек-рые департаменты курии, упорядочил процедуру подачи и рассмотрения жалоб, реформировал папский трибунал - Апостольскую Пенитенциарию (булла «In agro dominico» 1338), учредил т.

http://pravenc.ru/text/78048.html

Константин Палеолог (сын Мануила II) (1428–1449) Фома Палеолог (сын Мануила II) (1443–1460) Димитрий Палеолог (сын Мануила II) (1449–1460) Правители Эпирского царства (деспотата) Михаил I (1204–1215) Феодор Ангел Комнин Дука (1215–1224) (осенью 1224 г. захватил Фессалонику и вскоре провозгласил себя императором) Фессалоника Дом Монферрат – королевство Фессалоника Бонифаций I (маркиз Монферратский, захватил Фессалонику в 1204) Деметрий (сын Бонифация) (1207–1224) Династия Ангелов – Фессалоникийская империя Феодор Ангел Комнин Дука (император) (1224–1230) Мануил (брат Феодора) (1230 – около 1237) Иоанн (сын Феодора) (около 1237–1244, деспот в 1242) Димитрий (брат Иоанна) (1244–1246) В 1246 г. Фессалоника покорена Никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем. Эпир Михаил II (около 1231–1268) Никифор I (1268–1296) Фома (1296–1318). Регентша Анна Палеологиня-Кантакузина, примерно до 1313 г Николай Орсини (1318–1323) Иоанн Орсини (1323–1335) Никифор II (1335–1340) В 1340 г. Эпир был подчинен Андроником III Палеологом, а в 1348 г – сербским королем Стефаном Душаном. Пал под ударами турок-османов в 1476 г Фессалия Иоанн I (севастократор) (1271–1296) Константин (1296–1303) Иоанн II (1303–1318) В 1318 г. Фессалийское государство распалось, а в 1348 г. было подчинено сербским королем Стефаном Душаном. Афино-Фиванское герцогство Оттон де Ла Рош (1204–1225) Гвидо (1225–1263) Жан I (1263–1280) Вильгельм I (1280–1286) Гвидо II(1287–1308) Вальтер I(1308–1311) Манфред Сицилийский (1312–1317) Вильгельм II Сицилийский (1317–1338) Жан Рандаццо (1338–1348) Фредерик Рандаццо (1348–1377, с 1355 г. король Сицилии Фредерик II) Мария (1377–1381) Педро IV (1381–1387), король Арагона Нерио I Аччаюолли (1387, формально с 1394–1402) Антонио I (1402–1435) Нерио II (1435–1439, 1441–1454) Антонио II (1439–1441) Франческо (1451–1454) Франко (1455–1458). Герцогство было завоевано турками-османами, а последний герцог погиб. Ахейское княжество Вильгелм I де Шалеплит (1206–1209) Жоффруа I де Виллардуэн (1209–1226/1231)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В жанровом отношении Ж. л. представлена 2 основными направлениями - книжно-риторическим и народным. В XI-XIII вв. господствующим становится 1-е направление. Был создан ряд похвальных житий и панегириков, посвященных как деятелям прошлого, так и современникам. Значительным явлением в арм. Ж. л. стали Жития Нерсеса IV Шнорали, Геворга Скевраци. В народном направлении выделяются жития: повествовательные; памятные записи; краткие синаксарные. Простые повествовательные жития XII-XIII вв.: Ованнеса Саркавага, Степаноса Сюнеци в редакции Мхитара Айриванеци, занимательное и сказочное Житие Степаноса, сына Тер-Иусика; исключительное в своем роде Житие Григора Нарекаци, к-рое состоит из 28 чудес святого. Источниками Жития Григора послужили как канонические, так и апокрифические евангельские сказания о Христе. Широкое распространение в XI-XV вв. получили жития - памятные записи, а также синаксарные жития и мученичества. Разные редакции Синаксаря выражали определенные тенденции, имели новые художественно-идеологические подходы, как, напр., редакция латинофила Григора Анаварзеци или последняя редакция Синаксаря Григора Хлатеци, составленная в мрачные для Армении годы и расширенная за счет историй св. отцов и мучеников, современников Хлатеци. В Ж. л. народного направления XIII-XV вв. выделяется группа, посвященная деятелям научных и культурных центров: Гладзорского (1280-1338) и Татевского (1345-1410) ун-тов ( Нерсес Мушский , Есаи Ничеци , Ованнес Воротнеци , Григор Татеваци ), монастырских школ-вардапетаранов (Мхитар Саснеци, Григор Хлатеци, Товма Мецопеци). Их общая черта - антиуниатская направленность, противостояние влиянию Римско-католической Церкви в Армении. В условиях постоянных войн и завоеваний Армении после падения династии Багратидов (1045), особенно в XIV-XV вв., мученичества за веру приобретают массовый характер, интенсивно создаются истории армянских новомучеников. Развитие этого направления Ж. л. идет по пути упрощения жанра. В XVI-XVII вв. к жанру мученичеств обращаются крупные историографы Закария Канакерци и Аракел Даврижеци. Однако их произведения представляют собой уже литературно-исторические повествования с красочными описаниями быта и человеческих отношений. XVI-XVII века следует считать периодом упадка Ж. л.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Например, в «Житии Нерсеса Шнорали» во фрагменте, посвященном происхождению героя, довольно много места уделено его роду, месту рождения и родителям. Отрывок, посвященный одному из предков Шнорали, Григору Вкайасеру, настолько пространен, что может рассматриваться как самостоятельное житие. По сравнению с риторическими, в «народных» житиях охват рассматриваемых вопросов, обращение к различным сторонам общественно-политической жизни носит уже местный характер. Тем не менее они являются незаменимыми источниками по истории монастырских школ и образовательных очагов Армении XIII – XV вв. От этого периода сохранилось несколько житий выдающихся личностей, жизнь которых связана с прославленными научными и культурными центрами XIII – XV вв. – Гладзорским (1280–1338) и Татевским (1345–1410) университетами. Эти учебные центры на протяжении почти полутора веков не только поддерживали культурные традиции прошлого, но и внесли значительный вклад в сокровищницу средневековой армянской культуры. Анализ целого ряда житий XI – XV вв. показывает, что качественные изменения в простых повествовательных житиях прежде всего находят выражение в рассказах о чудесах и видениях. Они позволяют проследить внутреннюю эволюцию житий, связанную с усилением их назидательного звучания, а также воздействие породившей их среды на характер этих рассказов. Рассмотрение житий, сохранившихся в нескольких редакциях (Степаноса Сюнеци, Степаноса, сына Иусика и др.), показывает, что количество чудес и видений в более поздних редакциях увеличивается, а их описания подвергаются литературной обработке и превращаются в красочные сюжетные повествования. В то же время под влиянием процесса секуляризации литературы сказочные мотивы, преобладающие в чудесах и видениях на первом этапе развития армянской агиографии, постепенно вытесняются бытовыми, повседневными случаями из жизни. В XI – XV вв. в «народном» направлении агиографии благодаря литературному подъему и развитию книжного дела на ряду с памятными записями широкое распространение получают жития-памятные записи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Распространение Декрета Грациана и декретальных сводов способствовало формированию с сер. XII в. в католич. Церкви общецерковного единого унифицированного права. Во 2-й пол. XII - нач. XIII в. канонистами была разработана концепция взаимоотношения общецерковного права и местной церковной традиции (церковных обычаев, consuetudines): провозглашался примат общецерковного права, а существование локальных обычаев допускалось, если они не противоречили общецерковным нормам. На практике локальное (партикулярное, статуарное) право диоцезов и монастырей продолжало играть значительную роль при регулировании местных литургических обычаев, имущественного права и административного управления. Новое декретальное право часто принимало форму вспомогательного, заполняющего лакуны права по отношению не только к древнему праву Вселенских Соборов и постановлениям Римских пап, но и к местным обычаям. Многие главы в сводах декретального права содержат оговорки в пользу местных обычаев. Формирование и распространение общецерковного права ускорили процесс записи местного права в виде диоцезных и епископских статутов в XIII-XIV вв. В XIII в. в результате развития К. п. как науки и осмысления рим. права произошли изменения в области покаянной дисциплины, важнейшим из к-рых является внесение в покаянную дисциплину разработанного канонистами учения об учете обстоятельств (circumstantiae) при определении тяжести проступка. Этот подход к установлению тяжести греха и наложению епитимий нашел отражение в «Суммах исповедников» (Summae confessorum) - новом жанре покаянной литературы (иначе Summae casuum, Summae de casibus conscientiae). Наиболее значительными и авторитетными «Суммами исповедников» XIII в. являются Пенитенциалий Роберта из Фламборо (1208-1213), «Сумма о покаянии» (Summa de poenitentia) Раймунда Пеньяфортского (между 1222 и 1235/6; глоссирована доминиканцами Вильгельмом Редонским в сер. XIII в. и Иоанном Фрайбургским между 1280 и 1298), а также созданная на ее основе «Сумма исповедников» Иоанна Фрайбургского (между 1280 и 1298) и алфавитная «Сумма о каноническом праве...» (Summa de jure canonico tractans et expidens multas materias secundum ordinem alphabeti) францисканца Мональда (до 1274). В XIV в. были составлены «Сумма» францисканца Астезано Астийского (ок. 1317), доминиканские «Суммы» (напр., Summa rudium; 1334-1338; Summa Pisana, или Magistrutia, или Pisanella; до 1338), в основу к-рых легла «Сумма исповедников» Иоанна Фрайбургского. В XV - нач. XVI в. наиболее значительными являлись «Сумма по вопросам совести» (Summa de casibus conscientiae; ок. 1486) Анджело Карлети из Клавазио и алфавитная «Розелла» (Rosella; редакции 1483 и 90-х гг. XV в.) францисканца Батисты Тровамалы. На основе этих 2 сочинений Джованни Каньяццо составил свою «Сумму» (ок. 1515). В нач. XVI в. доминиканец Сильвестро Маццолини написал трактат «Сумма сумм» (Summa summarum). Церковное судопроизводство

http://pravenc.ru/text/1470253.html

В других случаях Артемий на первое место выдвигает цитату, не приводя своих пояснений или ограничиваясь выводом лишь в самых немногих словах. Примеры: ст. 1338,35–1339,15, где на протяжении 22 строк идут цитаты из Евангелия и апостольских посланий, без всякого толкования; ст. 1359.21–35 – цитата из 2-го послания к коринфянам ап. Павла, которою автор начинает послание «к сущим в скорби», также не давая приводимой цитате толкования; ст. 1391,30–1392,21 – целый ряд отдельных цитат из Евангелия и апостольских посланий с самыми краткими заметками по поводу их; ст. 1280,18–24, где автор, приведя цитату, как-бы делает из неё прямой вывод (не толкование): «видите сами, каково строптиво разумеваете и не боитеся своея вечныя погибели !» Вообще, по-видимому, Артемий, приводя цитаты, руководствовался чувством меры и соображениями действительной необходимости, и потому больше толковал те места из Свящ. Писания, которые могли быть ложно истолкованы или не поняты, чем те, смысл которых был вполне ясен и которые не имели значительной или решающей силы в его аргументации. Прот. И. Морев в своем исследовании о «Камне веры» отмечает характерную особенность православных противопротестантских полемистов XVI–XVII вв.: почти исключительное пользование лишь Библией и святоотеческой письменностью и сравнительно очень малое значение, придаваемое доводам рассудочного характера. 582 Хотя это замечание применимо в широкой мере и к Артемию, однако должно сделать по отношению к последнему и некоторое ограничение. Правда, главнейшими источниками и для него служат Библия и патристическая литература, однако важно знать, как и что он заимствует оттуда. Во-первых, припомним, что Артемий не слепо подчиняется авторитету всякого «божественного писания», лишь бы только оно было отмечено именем какого-либо святого, отца Церкви и т. п.: Артемий устанавливает критическую точку зрения на писания и требует предварительного подробного рассмотрения и испытания их раньше, чем последовать высказанным в них мнениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По аналогии с «Дигестами» Юстиниана «Liber Extra» завершают титулы, в к-рых содержится толкование терминов права и кратко сформулированы абстрактные принципы права. С появлением «Liber Extra» доминирующее значение в католич. К. п. получило декретальное право. Во вводной булле папа Григорий IX запрещал впредь создавать и использовать в ун-тах к.-л. др. своды декреталий без папского разрешения, однако канонисты продолжили собирать папские послания (litterae), изданные после 1234 г.; такие послания получили название «экстраваганты» (extravagantes, т. е. не вошедшие в состав «Liber Extra»), которое затем перешло и на последующие аутентичные своды декреталий. «Liber Extra» стал основным предметом изучения декреталистов. Наиболее значительными комментариями являются «Сумма на титулы декреталий» (Summa super titulis Decretalium; 1241-1243) кард. Готфрида Транийского, «Apparatus», или «Комментарии на пять книг декреталий» (Commentaria in quinque libros Decretalium; 1251-1254), папы Римского Иннокентия IV, «Summa aurea» (ок. 1253) и «Lectura» (1270/71) кард. Генриха (Энрико) Сузанского. Ординарной глоссой к «Liber Extra» был признан аппарат глосс Бернарда Пармского (Бернардо ди Ботоне), созданный в 1241-1266 гг. (известны 4 редакции). В 1-й пол. XIV в. он был дополнен комментариями болонского канониста Иоанна Андреа (Commentaria Novella in Decretales Gregorii noni; ок. 1338). С сер. XIII в. как добавления к «Liber Extra» создаются своды декреталий, получившие у канонистов название «Новеллы» (по аналогии с Новеллами имп. Юстиниана, являвшимися добавлениями к его Кодексу). Новеллы Римских пап Иннокентия IV (постановления I Лионского Собора (1245) и папские послания), Григория X (1274; в рукописях называются «Novissimae decretales» и состоят из постановлений II Лионского Собора (1274)), Николая III (1280) были созданы в Римской курии, обнародованы как офиц. папские декретальные сборники и разосланы в Болонский и Парижский ун-ты. Новеллы Римских пап Александра IV (1254-1261), Урбана IV (1261-1264), Климента IV (1265-1268) бытовали без офиц. одобрения Папского престола. На папские Новеллы также писались комментарии, ординарные глоссы были, вероятно, созданы только к 2 самым крупным сводам Новелл: в 1243-1256 гг. папский капеллан, субдиак. Бернард Компостельский Младший, прокомментировал Новеллы Иннокентия IV, в 1282 г. болонский декреталист Иоанн Гарсия - Новеллы Григория X.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

История праотца Ноя. Роспись зап. галереи ц. Николы Надеина в Ярославле. 1640–1641 гг. История праотца Ноя. Роспись зап. галереи ц. Николы Надеина в Ярославле. 1640–1641 гг. В постиконоборческий период интерес к образу праотца в визант. искусстве ослаб в отличие от Зап. Европы, где история Н. не теряла своей актуальности (напр., фрески в рим. ц. Санта-Мария-Антиква, 757-772; скульптура портала собора Сан-Джиминьяно в Модене, между 1099 и 1106, мастер Вилиджельмо). В комниновское время по заказу западноевроп. заказчиков визант. мастерами были созданы мозаичные циклы, включающие детальный «рассказ» о Н., напр., в Палатинской капелле (1154-1166); в соборе Монреале (1180-1190); в нартексе собора Сан-Марко в Венеции (1215-1280), где были воспроизведены иллюстрации Библии Коттона. В поздне- и поствизантийском, в частности русском, искусстве образ Н. вновь широко представлен в программе монументальной росписи среди фигур праотцев с атрибутом (ковчег в виде корабля): в медальонах (в ц. Св. Троицы в Сопочани, Сербия (ок. 1265); в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502, мастер Дионисий); в рост (в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Протат на Афоне, нач. XIV в., мастер Мануил Панселин; в мозаиках мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321; в ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде (1378); в Благовещенском соборе Московского Кремля, 1547-1551), а также в виде иллюстрированного библейского повествования, напр. в росписи мон-ря во имя Христа Пантократора в Дечанах (1338-1348). Образ Н. почти всегда входил в состав праотеческого ряда иконостаса (Благовещенский собор Московского Кремля, 3-я четв. XVI в.; Смоленский собор Новодевичьего мон-ря, 1598; Успенский собор Московского Кремля, 1653 и др.). Чаще всего Н. изображали с ковчегом в руках, реже - со свитком (ц. Св. Троицы Троице-Сергиева монастыря, 1635; ц. прор. Илии в Ярославле, 1647-1650), иногда одновременно со свитком и с ковчегом (ц. во имя Св. Троицы Сыпанова мон-ря в Нерехте (мастер Василий (Игнатьев) Осипов. 1679-1680)).

http://pravenc.ru/text/Ной.html

Далее: как я знаю Ч 1268 о мне со временем так Ч 1269 Теперь Ч 1270 Было: перед Ч 1271 незначительней, чем прежде Ч 1272 сделать его Ч 1273 вместе с этим и Ч 1274 что нынешним письмом вашим вы Ч 1275 хотел сказать Ч 1276 А я Ч 1277 многое, сделанное вами в пользу а. всем нам б. наук Ч 1278 и Ч 1279 просвещения нашего Ч 1280 и как 1281 за личное добро мне Ч 1282 у Ч 1283 Далее начато: благодарность моя Ч 1284 то, что Ч 1285 будет походить Ч 1286 Далее начато: вот вам вместо того Ч 1287 вместо его Ч 1288 состояния душевного Ч 1289 другого Ч 1290 давно живя в удалении от него, я позабыл их вовсе Ч 1291 и искренно за то признательный Ч. 1292 Далее начато: буду 1293 приводится ими 1294 Далее начато: Почему знать, может быть 1295 для вас самих с ним 1296 займите их 1297 именно веселость 1298 был 1299 [Пои ] И самый из известнейших известностей в мире еще 1300 Если возь 1301 самим сердцем души 1302 выше всего, что есть 1303 этого 1304 говорит 1305 В подлиннике: самим 1306 тоже не занятие 1307 прямо на Вену 1308 скажите ей 1309 сделает 1310 ед 1311 нужно будет дост 1312 то делать при моих болезненных силах 1313 Далее начато: Моли 1314 В подлиннике: самих 1315 Далее начато: Я вижу 1316 нет 1317 уже, может быть 1318 также 1319 В подлиннике: было 1320 В подлиннике: источение 1321 какая-либо 1322 и если 1323 Далее начато: Стихи твои я читал в «Москвит ». Элегию весь 1324 требова 1325 о чем-нибудь старом может 1326 и в ум 1327 самое прек 1328 Франкфурт 1329 еще находясь 1330 говорили мне о том, кажется, изменили 1331 но мне 1332 бодря и 1333 от такого-то 1334 иногда слишком нужно. 1335 дождя 1336 В подлиннике: Шонлейном; далее не отмечается. 1337 ровно за день 1338 какое бы было 1339 это не ст 1340 из 1341 укрепляющие средства 1342 Далее начато: придется, я дума 1343 Далее начато: ощупал все ме 1344 ре 1345 видел слишком 1346 относительно 1347 болезнь во мне 1348 покамес 1349 это еще 1350 моими теми 1351 того, что 1352 тоску нашу 1353 которые 1354 страшное 1355 советовано 1356 последовать решитель 1357

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

постановлений папы Римского Климента V «Constitutiones Clementinae» - получили статус ординарных глосс (см. Glossa ordinaria ). Два небольших трактата о брачном праве - «Lectura super arboribus consanguinitatis et affinitatis» (Чтение к древам родства и свойства) и «Summa de sponsalibus et matrimonio», или «Summa super IV libro Decretalium» (Сумма об обрученных и браке, или Сумма к кн. 4 Декреталий Григория IX),- широко использовались в канонистике и в Новое время. Главными трудами И. А. стали комментарии к Декреталиям Григория IX - «In quinque libros Decretalium novella commentaria» (Новые комментарии на пять книг декреталий; ок. 1338) и к «Liber Sextus» - «Quaestiones mercuriales» (Вопросы, [обсуждавшиеся] по средам; до 1338). И. А. снабдил текст папских декреталий глоссами, отметив изменения и дополнения в папском законодательстве по «Liber Sextus», «Constitutiones Clementinae» и «Extravagantes communes», и дополнил ординарной глоссой, собрав все, что он находил разумным и полезным в канонических сборниках предшественников и современников. Соч. «In Sextum Decretalium librum novella commentaria» (Новые комментарии на шестую книгу декреталий; 1338-1342) фактически представляет собой его дополнения и исправления с учетом «Constitutiones Clementinae», декреталий папы Иоанна XXII и новых комментариев др. канонистов к своему аппарату глосс к «Liber Sextus». В соч. «Quaestiones mercuriales» собраны комментарии к титулу «De regulis iuris» в «Liber Sextus»; кроме того, туда были включены более 100 тем для учебных диспутов (quaestiones disputatae), сформулированных И. А. и др. канонистами (расположены в алфавитном порядке инципитов). Предварительным наброском комментариев И. А. к «Constitutiones Clementinae» считаются «Apostillae» (Примечания; 1324-1330). Последней работой И. А. стали составленные им в 1346-1347 гг. «Additiones ad Speculum iudiciale» (Добавления к «Судебному зерцалу» Вильгельма Дуранда Старшего). Сочинения И. А. ценны тем, что в них собраны глоссы канонистов предшествовавшего периода, многие из этих глосс не сохранились и известны только в передаче И.

http://pravenc.ru/text/469800.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010