В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю... 6 Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии: Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды. А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею. Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним! Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа. Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

http://e-vestnik.ru/analytics/zhelaya_ne...

Святой Александр Невский был не только отважным и одаренным военачальником, но также проницательным и осмотрительным дипломатом. Он четко видел, что западная мощь еретиков-шведов и тевтонских рыцарей представляла величайшую угрозу русскому православию и национальному будущему. В 1240 году он разгромил на реке Неве Биргера, сломив напор шведского наступления. Двумя годами позже, в еще более блистательном примере стратегии, святой Александр разгромил тевтонских рыцарей в Ледовом Побоище, оставив сотни тел подо льдом по следам своего триумфа. Однако как князь Владимирский, святой Александр Невский сделал все возможное, чтобы предотвратить восстание против татарского господства и создать систему защиты, основанную на подчинении татарскому хану и примирении с ним. Конечно, это представляет собой разительный контраст с политикой князя Даниила Волынского, современника святого Александра Невского, который в 1253 году попытался организовать поход против татар. Чтобы получить папскую помощь, князь Даниил был вынужден создать на своих землях унию между Православной Церковью и папской Римской Церковью. Все эти усилия, как политические, так и религиозные, ни к чему не привели. 14 ноября 1263 года святой Александр Невский почил на обратном пути из Золотой Орды. Его память празднуется 23 ноября/6 декабря, и святая Церковь чтит перенесение его святых мощей 30 августа/12 сентября. Император Николай II был исполнен такой же преданности как к святому Православию, так и к Святой Руси. Его собственные слова многозначительно недвусмысленны, уверенны и не могут не трогать: «Я питаю твердую, абсолютную уверенность, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи находятся в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Что бы ни случилось, я склонюсь перед Его волей с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил». Воистину, Господь наш Иисус Христос услышал слова последнего русского императора, а знамение было дано уже самим его рождением в день святого Иова Многострадального (6/19 мая).

http://moral.ru/американские-ученые-о-пр...

На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Праздники, подводящие верующих к Рождественскому посту : 5 ноября (23 октября по ст. стилю). День памяти апостола Иакова – С.40; 27/14 ноября . День памяти апостола Филиппа ; 28/15 ноября . Начало Рождественского поста ; 29/16 ноября. Вступивших на путь поста благословляет святой апостол и евангелист Матфей . Праздники в честь трех любимейших русским народом икон Пресвятой Богородицы: Казанской - 4 ноября /22 октября; «Всех скорбящих Радость» – 6 ноября /24 октября; «Скоропослушница» - 22/9 ноября.   Осень всегда была порой свадеб, и Церковь в ноябре вспоминает в молитвах святых покровителей семьи: 10 ноября /22 октября. День памяти вмч. Параскевы , нареченной Пятница ; 14/1 ноября . Поминаются святые мученики бессребреники Косма и Дамиан ; 28/15 ноября . День памяти покровителей семьи, мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива .   В ноябре Церковь вспоминает о великих старцах: 1 ноября /19 октября. Великого болгарского подвижника преподобного Иоанна Рыльского (1238); 26/13 ноября . Святителя Иоанна Златоуста ; 24/11 ноября . Преподобного Феодора Студита (IX в.) 30/17 ноября . Преподобного Никона , игумена Радонежского , ученика преподобного Сергия; 28/15 ноября . Преподобного Паисия ( Величковского ).   Ноябрь - месяц молитв за благочестивое воинство: 8 ноября /26 октября. День великомученика Димитрия Солунского ; 21/8 ноября . Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.   Протоиерей Игорь Коростелев , настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», г. Минск, Беларусь. Радость, которую никто не отнимет. Фото Матвея Родова//Фома. - – ноябрь 2006. – С.41. – (рубрика « Числа »). Статья посвящена установленному Церковью 6 ноября празднованию в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». «Начистоту»: Путь мужчины – это приход к Богу : Корреспондент «Фомы» Ирина Левина беседует с народным артистом России Михаилом Боярским и настоятелем петербургского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиереем Вячеславом Хариновым. Фото Яниса Чилова//Фома. - – ноябрь 2006. – С.42-48. – (рубрика « Начистоту »). Имеется краткая биографическая справка « Михаил Сергеевич Боярский …» – (С.43).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-43-...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Патриарх Кирилл . Иуда: что случилось в душе апостола, который предал Христа. Из проповеди после утрени Великого Четверга в Заиконоспасском монастыре г. Москвы, 1 мая 2013 года. Заголовок дан редакцией. Ил.: Поцелуй Иуды. Джеймс Тиссо, 1894. Фото пресс-службы Патриарха московского и всея Руси//Фома. апрель 2021. — С.28-29. — (раздел « Вера »). Школа «Фомы». Суть вещей : В 2021 году в России празднуется 800-летие святого князя Александра Невского Икона святого благоверного князя Александра Невского. [Инфографика] . Время создания иконы : XIX bek; Где находится : Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург. Изначально находилась в одной из старообрядческих церквей или часовен в окрестностях Санкт-Петербурга; Святой : Прославление святого Александра Невского совершилось на Московском Соборе 1547 года; Благоверный : Название лика святых из правителей. Перед смертью Александр принял монашество с именем Алексий; Князь : Князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252, 1257-1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263); Невский : Это наименование он получил после победы над шведами в Невской битве 15 июля 1240 года; Князь Александр (1220-1263) прославился как полководец и дипломат: — Невская битва (1240) и Ледовое побоище на Чудском озере (1242). Причислен к лику святых. Мощи находятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Фото Марии Федоровой и фото СПбДА; От простого монаха до великого князя: как менялась иконография образа святого: С амые ранние изображения святого относятся к середине XVI beka. Чаще всего на них князь предстает в виде монаха (Ил.1. Икона XVI beka). В 1724 году было издано распоряжение Синода, предписывающее писать «святого образ в одеждах великокняжеских» (Ил.2. Икона 1740 года). Старообрядцы же продолжали писать его как схимника; Икона Святого благоверного князя Александра Невского (с пояснениями ее отдельных частей и сюжетов, включенных в изобразительный ряд). На иконе изображена битва войска Новгородского князя Александра Невского со шведами на реке Неве в 1240 году. Князь Александр изображен в правой части иконы в монашеском одеянии. ПодготовилКирилл Баглай. Редакция благодарит Государственный музей истории религии за помощь в подготовке материала//Фома. апрель 2021. — С.30-31. — (раздел « Вера », рубрика « Школа „Фомы“. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-216-...

Память 25 Ноября Житие И Страдание Святого Священномученика Климента, Папы Римского Житие И Страдание Святого Священномученика Петра, Архиепископа Александрийского Память Преподобного Петра Молчальника Память 26 Ноября Житие Преподобного Отца Нашего Алипия Столпника Память Преподобного Иакова Отшельника Воспоминание Освящения Храма Великомученика Георгия В Киеве Память 27 Ноября Страдание Святого Мученика Иакова Персянина Память Преподобного Романа Память Святого Иакова, Епископа Ростовского Память Святого Палладия, Епископа Еленопольского Память 28 Ноября Страдание Святого Преподобномученика Стефана Нового Житие Святого Отца Нашего Феодора, Архиепископа Ростовского Память Святого Мученика Иринарха Память Святых Мучеников, Со Святым Стефаном Новым За Святые Иконы Пострадавших Память 29 Ноября Память Преподобного Отца Нашего Акакия Синайского Память Святого Мученика Парамона Память Святого Мученика Филумена Память 30 Ноября Подвиги И Страдания Святого Апостола Андрея Первозванного Память Святого Фрументия, Архиепископа Индийского Жития Святых — месяц ноябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц ноябрь Память 1 ноября Житие и чудеса святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии [ 1 ]. Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия — христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим.5:5). Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В 1262 г. вел. князю опять пришлось ехать в Орду по делу избиения бесерменов. А начавшуюся в это время войну с немцами он поручил своему брату Ярославу и сыну Димитрию, и они ее окончили с успехом. А хан по просьбе Александра Ярославича не только простил русских, но и освободил их от обязанности служить в татарских полках. Но, переутомленный испытанными тревогами, вел. князь опасно заболел, и в селе Городце Волжском (Нижегородской губ.) ему пришлось остановиться. Простившись со своими спутниками, он принял постриг с именем Алексий и, причастившись Святых Христовых Тайн, скончался 14 ноября 1263 г., на сорок пятом году жизни. Во Владимире в это время совершалось богослужение, и митрополит Кирилл увидел душу его, возносимую ангелами. Пораженный видением, он долго молчал, а потом, взойдя на амвон, сказал: «Дети мои милые! Знайте, что зашло солнце земли Русской! — и, помолчав еще, добавил: — Ныне преставился благоверный великий князь Александр Ярославич!» Ужас охватил присутствовавших. Храм огласился воплем отчаяния. «Уже погибаем!» — повторяли все. «Горе тебе, бедный человек! — пишет современник. — Как ты можешь пережить кончину твоего господина! Как зеницы твои не выпадут из глаз вместе со слезами! Как сердце не разорвется от горькой печали! Отца человек может забыть, но доброго господина не может! Если бы можно было, с ним бы лег и во гроб!» Митрополит и духовенство встретили тело св. князя в Боголюбове; все окрестности были запружены народом, и, как только показался гроб, он весь ринулся навстречу. «И были вопль, и крик, и туга, какой не было никогда, так что, казалось, потряслась земля, — пишет тот же „самовидец " , — и были чудеса...» Отпевание происходило 23 ноября во Владимирском соборе. Когда хотели в руку усопшего вложить разрешительную молитву, то благоверный князь сам простер ее, взял молитву и снова скрестил на груди руки. Благоговейный ужас охватил присутствовавших. Погребли благоверного князя в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы. Когда весть о бывшем на отпевании чуде распространилась по всей Руси, то много благодатного утешения влила она в скорбные сердца русских людей, горько оплакивавших преждевременную кончину своего князя, ставшего новым молитвенником и заступником за них пред Престолом Всевышнего.

http://sedmitza.ru/lib/text/437906/

Ниже мы увидим, что третий argumentum ex silentio приводит нас к средине XIII века как к terminus post quem. Но эта дата, как и новый клубок вопросов, с нею связанных, возвращает нас к интересной гипотезе И. И. Малышевского. Профессор Малышевский, считая несомненным, что канонизация святого Владимира не совершилась в домонгольский период, полагает возможным с чрезвычайной точностью определить эту дату или ее границы между 15 июля и 6 декабря 1240 года. Каким образом он пришел к этой дате? В 1240 году произошли на Руси два великих события: Невская битва и взятие Киева Батыем. И вот первое из этих событий падает как раз на 15 июля, день смерти князя Владимира. Что более естественно для участников и победителей, как не приписать свою победу — по крайней мере, среди других Небесных сил — помощи князя Владимира? В известном сказании о Невской битве, внесенном в Лаврентьевскую летопись, рассказывается о видении перед боем святых Бориса и Глеба, обещавших русским свою помощь. Владимира нет с небесными витязями, но летописец уже упоминает его имя среди святых, память которых празднуется 15 июля, в таких словах: «на память святых отец 6000 и 30 бывша збора в Халкидоне, и св. мученику Кирика и Улиты и святого князя Володимера, крестившаго Русскую землю». Для автора этих строк Владимир уже святой. Канонизация совершилась. Когда? Малышевский обращает внимание на то, что в службе князю Владимиру (вероятно, составленной по случаю его канонизации) Киев называется «велиим градом». 6 декабря 1240 года Киев, разрушенный Батыем, перестал быть «велиим градом». Следовательно, заключает Малышевский, служба составлена, то есть канонизация совершилась, до 6 декабря. Нетрудно видеть шаткость этой аргументации. Киев мог остаться навсегда «велиим градом» в памяти и воображении русских людей, каково бы ни было его печальное современное запустение. Е. Е. Голубинский в своей «Истории канонизации святых в Русской Церкви» (1894. 1–е изд.) справедливо отвергает terminus ante quern 179 Малышевского, но сам предлагает другой. Рассказ о Невской битве в Лаврентьевском списке представляет часть самостоятельной повести или жития князя Александра Невского, составленного, по всем признакам, вскоре после его кончины в 1263 году. Упоминание имени Владимира среди других святых 15 июля дает основание для Голубинского заключить, что для биографа, писавшего вскоре после 1263 года, канонизация святого Владимира была уже совершившимся фактом (1 изд. С. 40; 2–е изд. С. 63–64).

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный Великий князь Александр Невский (+ 1263) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 нояб. в день преставления, 30 авг. в день перенесения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св. благоверный вел. князь был праправнуком Владимира Мономаха и происходил от младшего сына его, вел. князя Юрия Долгорукого — родоначальника младшей, северной ветви Мономаховичей. В его лице редчайшим образом государственная мудрость, отличительная черта князей этой ветви, и воинская доблесть сочетались со святостью. Надо считать особым счастьем для Руси, что после разгрома ее татарами и битвы на Сити (см. житие св. блгв. князя Георгия Всеволодовича — 4 февр.) вел. князем стал отец его, Ярослав Всеволодович (третий сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо), заступник за русский народ перед ханом. Недаром современники прозвали его «страдальцем за Русскую землю» — за нее он и положил душу свою, отравленный татарами. Мать князя Александра — княгиню Феодосию — народ прозвал за ее милосердие и христианскую кротость «святой княгиней». Князь Александр родился в 1219 г., когда отец его был князем Переяславским. Рано в то время начинали воспитание княжеских детей: уже в трехлетнем возрасте их передавали в мужские руки для обучения ратному делу, «сажали на коня», причем совершался целый религиозный обряд, так называемые «постриги». Но еще больше прилагалось внимания на развитие в детской душе благочестия и страха Божия: Евангелие, Часослов, Псалтирь, жития святых — вот книги, на которых воспитывались дети всех состояний; к ним прибегал и в зрелом возрасте русский человек, ища утешения и помощи. С детских лет юных княжичей начинали брать в походы под руководством опытных бояр.

http://sedmitza.ru/lib/text/437906/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010