Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРИТАНСКИЕ ШКОЛЫ АРХЕОЛОГИИ [англ. British Schools of Archeology], исследовательские организации, ставящие целями изучение древностей в Средиземноморье (Италия, Греция, Сирия, Израиль, Египет, Иордания, Ирак, Турция и Иран), а также развитие библейской и христ. археологий. Старейшей из Б. ш. а. на Востоке является егип. (The British School of Archeology in Egypt, 1905-1954 гг.), остававшаяся ведущей орг-цией до 1926 г., когда У. М. Флиндерс Питри перенес работы из Египта в Палестину. Британская школа археологии в Иерусалиме (The British School of Archeology in Jerusalem) была открыта в 1919 г. на основе уже существовавших Палестинского исследовательского фонда (с 1865) и Иерусалимского литературного об-ва (с 1852). После оккупации Иерусалима брит. армией (1917) по инициативе Питри Великобритания объявила себя ответственной за сохранение памятников города. Британская академия создала организационный комитет и назначила первым директором Департамента охраны древностей Палестины и Б. ш. а. в Иерусалиме Дж. Гарстанга. Под рук. Дж. У. Кроуфута сотрудниками этой орг-ции были успешно проведены раскопки в Самарии (30-е гг.). Здесь также работала К. М. Кеньон , руководившая раскопками, начатыми Гарстангом на Иерихоне (1950) и работами в Иерусалиме (60-е гг.). Одним из директоров Британской школы археологии в Иерусалиме во 2-й пол. ХХ в. был Дж. Уилкинсон, публикатор записок средневек. и раннехрист. паломников в Св. землю. Главные работы этого периода - проект 70-х гг. по исследованию Иерусалима мамлюкского периода (1260-1517), раскопки памятников эпох крестоносцев («Красная башня» на прибрежной равнине, замок Бельмон) и визант. (Зохар в Сев. Негеве) (80-е гг. ). С 1989 г. исследование средневек. и османской архитектуры проводилось по всей стране. В 1990 г. совместно с Тель-Авивским ин-том археологии были проведены работы на Тель-Йизреэле. В Иерусалиме издается ж. «Palestinian Exploramion Quarterly», с 1969 г. совместно с Британским ин-том археологии и истории в Аммане выходит ж. «Levant».

http://pravenc.ru/text/153449.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВАРДИАН [лат. guardianus - стражник, хранитель], настоятель мон-ря в ордене францисканцев . Термин «Г.» впервые упомянут в сочинениях Франциска Ассизского . Первоначально обозначал главу любой францисканской монашеской общины или миссии, затем закрепился за главами крупных мон-рей-конвентов. Должность Г. является выборной, срок его полномочий ограничивается неск. годами (обычно от 3 до 6 лет). На раннем этапе Г. назначался кустодом (главой территориально-адм. единицы в составе орденской провинции), затем это право перешло к провинциальному капитулу. В 1239 г. генеральный капитул ордена постановил, что выбор Г. должен производиться на провинциальном капитуле провинциалом (главой орденской провинции) и особыми должностными лицами - провинциальными дефиниторами, помогавшими провинциалу в делах управления и проведения капитулов. На должность Г. было запрещено избирать новициев (послушников) и мирских братьев (окончательно это правило вошло в силу в XVII в.), а также назначать их дефиниторами. Генеральный капитул 1260 г. в «Нарбонских конституциях» подтвердил избрание Г. на провинциальном капитуле и установил, что в период между его заседаниями Г. может быть назначен провинциалом и должен находиться у него в подчинении; но Г. особо крупных мон-рей-конвентов были подчинены напрямую генералу ордена. Округ, подчиненный мон-рю, к-рый возглавлял Г., часто назывался гвардианией. Особое название имеет должность настоятеля францисканского мон-ря при Гроба Господня храме в Иерусалиме , входящего в состав кустодии ордена в Св. земле (Custodia Terrae Sanctae),- «гвардиан Святой Горы Сион» (Guardianus Sacri Montis Sion). Лит.: Huber R. M. A Documented History of the Franciscan Order. Milwaukee etc., 1944. Vol. 1: From the Birth of St. Francis to the Division of the Order under Leo X, 1182-1517. P. 656-661; Устав и Конституция ордена францисканцев меньших братьев конвентуальных. М., 1996; Францисканский капитул. М., 1998. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161764.html

Кременская. Кременской Вознесенский мужской монастырь (1693) Серафимович. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (1638) Вологодская область Александровское. Александро-Куштский монастырь Баклановская, урочище. Печенгская Спасская мужская пустынь (1620) Богослово. Кохтышская Иоанно-Богословская мужская пустынь (1850) Борок, урочище. Дружинина Зосимо-Савватиевская мужская пустынь (1650) Бушуиха. Арсениево-Комельский Ризоположенский монастырь (1539) Варницы. Борисоглебский мужской монастырь Великий Устюг. Устюжский Покровский мужской монастырь (1398) Великий Устюг. Иоанно-Предтеченский монастырь (1262) Великий Устюг. Устюжский Спасо-Преображенский женский монастырь (1422) Великий Устюг. Яиковский Филипповский монастырь (1400) Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь (1212) Возрождение. Семигородная Успенская пустынь (1401) Вологда. Горний Успенский женский монастырь (1590) Вологда. Свято-Духов мужской монастырь (1625) Воскресенское. Воскресенский мужской монастырь (1371) Горицы. Воскресенский Горицкий монастырь (1544) Горка. Зосимо-Савватиевская Соловецкая мужская пустынь (1618) Данилов Починок. Заозерская Введенская пустынь (1722) Дедов Остров. Дедова Троицкая пустынь (1674) Дмитриково. Александро-Коровина Троицкая мужская пустынь Дуниловский. Дуниловская Богородицкая мужская пустынь (1677) Заречье (Маркуша, Подмонастырское). Агапитов Маркушевский Никольский монастырь (1576) Зелёный Берег. Красноборская Троицкая Филиппа Ирапского пустынь (1517) Игошево, урочище. Игошевская Алексеевская пустынь (1620) Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь (1260) Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь (1397) Корнильево. Корнильево-Комельский монастырь (1497) Леушино (акватория Рыбинского водохранилища). Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь (1875) Лопотово, урочище. Лопотов-Богородский Григориево-Пельшемский монастырь (1426) Лучниково. Владимирская Заоникиева пустынь (1588) Модно. Николаевский Моденский мужской монастырь Монастырская. Спасо-Николаевская Ефремова пустынь (1520)

http://sobory.ru/mlist/

Так великий князь Василий Васильевич Темный (1415–1462) купил у рязанского князя некоторые места в верховьях Дона, а сын его Иоанн III-й (1462–1505) договорными грамотами с рязанским князем Иваном Васильевичем, постарался точнее определить пределы своих земель. Из этих грамот видно, что у рязанских. князей были земли, начиная от реки Мечи (Тул. губ.) по левую сторону Дона, а Елец как лежавший по правую сторону Дона отошел к московскому князю. (Владения елецких князей были отчасти в нынешнем Задонском уезде). В 1496 г. тот же велиий князь Московский Иоанн III-й заключил договорную грамоту с рязанским князем Федором Васильевичем. По этой договорной грамоте московскй князь владел многими местами и по левую сторону Дона и по течению реки Воронежа. Обитателями воронежского края (отошедшего к московскому князю, как видно из грамоты) были промышленники по лесистому берегу р. Воронежа: княжеские звероловы и бортники, по Дону: рыболовы... Но эти люди, вероятно, являлись в придонский воронежский край по временам, в период своих промышленных занятий и страна, вероятно, не имела еще постоянного населения и, по прежнему, представляла вид пустыни. Этим можно объяснить то обстоятельство, что в 1514 г. дворянин Алексей, отправленный великим князем Иоанном Васильевичем к турецкому султану Селиму, на пути из Константинополя в Москву, в воронежских степях терпел недостаток и голод, потерял всех коней, шел пешком и едва достиг пределов рязанских, где его ждали люди, высланные к нему от великого князя (Ист. Рос. Гос. VII. 38). Окончательно земли по Воронежу и Дону и все рязанское княжество отошли к Москве в 1517 г. Через присоединение к сильной Москве воронежскийш край выигрывал много, тем более, что Россия, чувствуя себя могущественнее, свергла с себя татарское иго. Паденио Орды способствовало отделение от нее второстепенных орд. Так еще в 1260 г. Ногай отказался повиноваться хану Беркаю и сделался независимым в окрестностях Черного моря. (Ист. Рос. Гос. IV. 58); в половине XIV века Ногайская орда кочевала между Бузулуком и Азовским морем (там же V. 196). Едигей, предводитель татар, отделился от хана и положил (в 1407–1411) начало Крымской орде.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Конец гос-ву А. положило монг. нашествие. В нач. 1258 г. войска Хулагу-хана после недолгой борьбы овладели Багдадом; жители мусульм. кварталов были перебиты или уведены в плен, последний халиф аль-Мустасим был казнен. Христиане пользовались покровительством монголов, и резня их не коснулась. После падения халифата егип. и сир. мамлюки провозгласили халифом самозванца, выдававшего себя за одного из уцелевших А. Он и его потомки пребывали в Каире и выполняли декоративные функции по приданию авторитета власти мамлюков. Эта «династия» пресеклась в 1368 г., а через неск. десятилетий после завоевания Египта османами (1517) титул халифа был принят тур. султаном. Халифы династии А.: Абу-ль-Аббас ас-Саффах (749-754); аль-Мансур (754-775); аль-Махди (775-785); аль-Хади (785-786); Харун ар-Рашид (786-809); аль-Амин (809-813); аль-Мамун (813-833); аль-Мутасим (833-842); аль-Васик (842-847); аль-Мутаваккиль (847-861); аль-Мунтасир (861-862); аль-Мустаин (862-866); аль-Мутазз (866-869); аль-Мухтади (869-870); аль-Мутамид (870-892); аль-Мутадид (892-902); аль-Муктафи (902-908); аль-Муктадир (908-932); аль-Кахир (932-934); ар-Ради (934-940); аль-Муттаки (940-944); аль-Мустакфи (944-946); аль-Мути (946-974); ат-Таи (974-991); аль-Кадир (991-1031); аль-Каим (1031-1075); аль-Муктади (1075-1094); аль-Мустазхир (1094-1118); аль-Мустаршид (1118-1135); ар-Рашид (1135-1136); аль-Муктафи (1136-1160); аль-Мустанджид (1160-1170); аль-Мустади (1170-1180); ан-Насир (1180-1225); аз-Захир (1225-1226); аль-Мустансир (1226-1242); аль-Мустасим (1242-1258). Лит.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1898-1903. Т. 1-4; Мюллер А. История ислама. СПб., 1898. Т. 2; Mez A. Der Renaissance des Islams. Heidelberg, 1922 (рус. пер.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996); Hitty Ph. History of Syria. N. Y., 1951; Бартольд В. В. Соч. М., 1966. Т. 6; Lewis B. The Arabs in History. L., 1966; Atiya A. A History of Eastern Christianity. L., 1968; Wellhausen J. The Arab Kingdom and its Fall. L., 1973; Eliss é eff N. L " Orient musulman au Moyen Âge (622-1260). P., 1977. P. 118-207, 305-306; Kennedy H. The Early Abbasid Caliphate. L., 1981; Фильштинский И. М. История арабской литературы: V - нач. IX в. М., 1985; он же. История арабов и халифата (750-1517 гг.). М., 1999; Грюнебаум Г. Э. Классический ислам, 600-1258. М., 1988; Михайлова И. Б. Средневековый Багдад. М., 1990; она же. Распад Аббасидского халифата//История Востока. М., 1995. Т. 2: Восток в средние века. С. 222-225; Большаков О. Г. ал-‘Абба  си  йу  н//Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 5-6; он же. Арабские завоевания: Халифаты Умайядов и Аббасидов. Распространение ислама//История Востока. Т. 2 С. 124-131.

http://pravenc.ru/text/Аббасиды.html

Владельцы икта при Айюбидах не обладали налоговым иммунитетом. Раздача земель за военную службу началась в Е. задолго до Салах-ад-Дина, однако именно при нем икта приобрели характер, близкий к ленному владению, распространенному в Европе. В ходе войн 1174-1187 гг. Салах-ад-Дин создал обширное гос-во с центром в Е., присоединив почти всю Сирию, сев. междуречье Тигра и Евфрата, Сев. Африку до совр. Туниса, Йемен. После кончины Салах-ад-Дина в 1193 г., согласно оставленному им завещанию, гос-во было разделено между его родственниками (Е. достался сыну Салах-ад-Дина Азизу). В нач. XIII в. Айюбидам пришлось отражать новые нападения крестоносцев. В ходе крестовых походов 1218-1221 и 1248 гг. европейцы дважды овладевали портом Думьят (Дамиетта) на средиземноморском побережье, однако закрепить успех им не удалось. В 1244 г. Айюбиды вновь разгромили основные силы Иерусалимского королевства, в 1248 г.- войско франц. кор. Людовика IX и этим по сути окончательно пресекли европ. военную экспансию на Ближ. Восток. Укрепляя армию для борьбы с крестоносцами, Айюбиды набирали мамлюков, которые в 40-х гг. XIII в. составляли уже значительную часть армии. Мамлюкские военачальники стали диктовать свою волю гос-ву, а в 1250 г. свергли султана. Установление в Е. власти мамлюкских династий - тюркских (1250-1382) и черкесских (1382-1517) - совпало с возникновением угрозы монг. завоевания Ближ. Востока (в 1258 монголы захватили Багдад). Борьба мамлюков против монголов продолжалась неск. десятилетий. Мамлюки одержали над ними значительные победы при Айн-Джалуте в 1260 г. и при Хомсе в 1280 г. и отстояли Сирию и Е. В 1400-1405 гг. они отразили нашествие войск Тимура, взявшего Халеб и Дамаск. Отвоевав эти сир. города, мамлюки создали империю, включавшую помимо Е. Палестину, Сирию, Киликию, Киренаику, районы Судана на побережье Красного м. В вассальной зависимости от нее находились Хиджаз, Йемен и 2 туркмен. гос-ва в М. Азии. Мамлюки поддерживали в Е. централизованное гос-во, где правящая верхушка (своего рода высшее военное «сословие»; его часто сравнивают также с кастой) состояла из бывш.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Неудивительно, что новые ограничения в правах и подати, возлагавшиеся на христиан с XII века, со временем стали настолько тяжелыми, что многие копты были вынуждены продавать все свое имущество, чтобы заплатить налоги. Другие переходили в ислам, чтобы сохранить жизнь или избежать разорения. Однако и этот путь не решал всех проблем, поскольку мусульманин коптского происхождения казался всем ненастоящим мусульманином, по крайней мере, не истинно верующим. Это отразилось в том, что копты были негласно вытеснены со всех государственных и административных должностей, на которых они могли повлиять на жизнь «законных» мусульман 251 . Вопиющая дискриминация и открытое притеснение коптов проявились особенно сильно после 1250 года, когда к власти пришли мамлюки – получившие свободу государственные рабы (1250–1517). Во времена их правления остатки былого процветания и влияния коптов были уничтожены. В египетском обществе они оказались в положении маргиналов. Огромное количество христиан было вынуждено принимать ислам; массовая исламизация стала в этот период обычным явлением. В результате численность христианской общины в Египте к началу XV века существенно сократилась. Впервые христиане оказались в ничтожном меньшинстве. Однако копты были не единственными, кого преследовали и угнетали мамлюкские султаны в рамках своей политики возмездия. Многие другие национальные христианские общины, включая несториан, армян и маронитов (не говоря о неортодоксальных мусульманских общинах) в равной мере испытали на себе ярость мамлюков 252 . В 1260 году именно Каирский мамлюкский султанат разгромил монгольскую армию Хулагу близ Назарета, а в 1291 году выбил последних крестоносцев из Акры. Эти события в конечном счете означали катастрофу для христиан как в Египте, так и в Палестине и Сирии. Они во многом способствовали закату христианства на Ближнем Востоке, который наступил к концу XV столетия. Судьба африканского христианства за южной границей Египта, в соседней Нубии, была еще трагичней. Наряду с церковью Эфиопии (Абиссинии), располагавшейся южнее, средневековая Нубия испытала египетское христианское культурное и религиозное влияние начиная с VI века, с миссионерской деятельности и христианизации южного Асуана – области, говорившей на нубийском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Но, как часто бывает, после победы между победителями началась борьба за доминирование. Столкнулись между собой в этой борьбе кипчаки и хорезмийцы – «старые» и «новые» мамлюки. Первые группировались вокруг мамлюкского полководца кипчака Бейбарса, вторые – вокруг хорезмийца Кутуза. На обратном пути в Египет после антимонгольского похода из Сирии при личном участии Бейбарса Кутуз был убит. Бейбарс (1223–1277) был избран новым мамлюкским султаном, что означало восстановление влияния кипчаков и оттеснение хорезмийцев 179 . Мамлюкская революция в Египте: фаза тюркского доминирования в истории Ислама Социальная история Средних веков – это история сословий. Сословное деление средневековых сообществ часто, впрочем, соотносилось с этническими структурами. Такая связь существовала у мамлюков, военного сословия Египта. Традиционно мамлюки кооптировались из рабов, преимущественно тюркского происхождения, – кыпчаков, доставляемых в Египет с территории половецкой степи. Были среди мамлюков и представители иных этносов – черкесы, абхазы, грузины, армяне, южные славяне. Рабы становились воинами, а воины всё более очевидно предъявляли политические претензии. С 1250 года мамлюкам удалось захватить власть в Египте. Институционализируется государственность Мамлюкского султаната. До 1382 года правящей мамлюкской династией в Египте являлись тюркоязычные Бахриты. Их сменили Бурджиты, относящиеся к черкесам. Победа мамлюков над монголами в 1260 году превратила их в ключевую силу в регионе. Во главе султаната встал победитель при Айн Джалуте Бейбарс, устранивший в борьбе за власть своего конкурента Кутуза. Мусульманский мир должен был быть возглавлен халифом. После падения Багдада в 1258 году и смерти аль-Мустасима возникла кризисная ситуация. Период без халифа продолжался три года. Новым халифом, по инициативе Бейбарса, был провозглашен аль-Мустансир Биллах, являвшийся формально продолжателем династии Аббасидов. Новый халиф имел черный цвет кожи, что объяснялось абиссинским происхождением его матери. Вскоре он умер, и следующим мамлюкским халифом был провозглашен аль-Хаким Биамриллах I, потомки которого сохраняли преемственность в халифском звании вплоть до завоевания Египта Османской империей в 1517 году. Каирские халифы находились в полной зависимости от Мамлюкских султанов. Для мамлюков наличие зависимого халифа давало, с одной стороны, возможность покровительства над Меккой и Мединой. С другой, халифская легитимизация позволяла им представлять интересы исламского мира в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ц. XIII век стал самым плодотворным в истории копто-араб. культуры. Процветающее сословие архонтов создало благоприятную среду для деятельности целой плеяды книжников и живописцев. Прозрачные границы между Египтом и др. странами Айюбидской конфедерации способствовали интенсивному обмену идеями, текстами и творческим наследием между писавшими уже на араб. языке коптами и сиро-месопотамскими христианами. В мон-рях продолжали строительство, переписывали рукописи. Одновременно с развитием богословской мысли переживало подъем изобразительное искусство. Традиц. визант. иконография обогатилась множеством элементов ближневосточного быта и костюма. Были украшены новыми росписями 2 ведущих центра егип. монашества - Дейр-эс-Суриан (ок. 1225) и мон-рь св. Антония (1232-1233). На фресках ц. св. Антония в одноименном мон-ре характерно появление фигур, связанных с коптской и шире - монофизитской традицией, что трактуется как демонстрация коптами своей идентичности и осознание особого места в христ. мире. К. Ц. при мамлюках (1250-1517) Вскоре после смерти айюбидского султана ас-Салиха Наджм ад-Дина власть в Египте захватили мамлюки - невольничья гвардия Айюбидов. Встав во главе страны, воины-рабы сохранили свою структуру замкнутой военной корпорации, пополнявшейся за счет притока новых невольников, преимущественно из евразийских степей, позже - с Кавказа. Хотя мамлюкские султаны пытались передавать трон по наследству и даже образовывали эфемерные династии из 2-3 поколений, их власть была непрочной; история гос-ва мамлюков была переполнена мятежами, переворотами и вооруженными конфликтами военно-олигархических группировок. Стремясь легитимизировать свой режим в глазах мусульманских подданных, мамлюки позиционировали себя в качестве защитников ислама от монгольской и крестоносной угрозы. В 1260 г. в битве под Айн-Джалутом в Галилее они остановили продвижение монголов на запад. Последующие вторжения в Сирию войск Хулагуидов в кон. XIII - нач. XIV в. были успешно отбиты. Одновременно мамлюки к 1291 г.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Вступление монголов в Дамаск (март 1260) положило конец правлению династии Айюбидов. Однако мамлюки, правившие Египтом с 1250 г., отказались подчиниться монголам, а в сент. 1260 г. в сражении у Айн-Джалута в Галилее одержали над ними победу и вскоре распространили свою власть на всю Палестину и Сирию. Эпоха крестовых походов, отмеченная военно-политической нестабильностью и сложными отношениями правосл. общины как с крестоносцами, так и с мусульманами, не была благоприятной для культурного развития вост. христиан. Лит. деятельность православных сосредоточилась гл. обр. в мон-рях. Основной идеей монашества в Палестине XII в. было возрождение традиций ранневизант. монашества, что приводило к попыткам копирования всего, что было известно о жизни мон-рей IV-VII вв., вплоть до ее незначительных деталей (одежда, утварь, повседневный обиход). Книжники переписывали сочинения отцов Церкви, деяния Соборов, литургические тексты. Особое место в лит. деятельности занимала антилат. полемика. Мон-ри не только сохраняли правосл. церковно-литургическую и культурную традицию, но и отстаивали постулаты правосл. учения в спорах с латинянами ( Jotischky. 2001. P. 91-92). Оригинальное лит. творчество православных связано прежде всего с именами Иерусалимских патриархов, многие из к-рых были крупными церковными писателями. Визант. богословы того времени активно занимались осмыслением доктринальных расхождений вост. и зап. христианства. Патриархам Симеону II и Иоанну VIII принадлежат антилат. полемические трактаты об опресноках. Иоанн VIII подготовил также греч. перевод араб. Жития св. Иоанна Дамаскина. Св. Афанасий II был автором многочисленных проповедей, вскоре переведенных с греч. на араб. язык и сохранившихся во множестве списков ( Nasrallah. Histoire. T. 3/1. P. 101-107; Рансимен. 1998. С. 61-62; Pahlitzsch. 1996. P. 473-474). Правление мамлюков (1260-1517) Отразив натиск монголов, Мамлюкский султанат почти на 250 лет утвердил свою гегемонию на Ближ. Востоке. Это было временем наибольшего упадка православия в Сирии и Палестине.

http://pravenc.ru/text/293788.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010