Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Иисусова молитва в учении св. Григория Синаита Работа митрополита Диоклийского Каллиста посвящена Иисусовой молитве в учении святого Григория Синаита (1255–1346). Перед нами встаёт образ выдающегося святого, который наряду с Григорием Паламой положил начало возрождению исихазма. Рассматривая различные формулы Иисусовой молитвы, а также внутренние и внешние технические приёмы сердечного моления в восточно-христианской традиции, митрополит Каллист затрагивает также вопрос о возможном сходстве или влиянии на них других религий. Статья Два Григория Ключевую роль в византийском мистическом богословии XIV века играют два Григория: св. Григорий Синаит (1255–1346) и св. Григорий Палама (1295-1346) . Любопытно, что нигде в источниках нет сведений о том, что они встречались, несмотря на то, что одно время оба проживали на Афоне . В течение этого времени они держались одной и той же монашеской и духовной традиции, но впоследствии их пути разошлись. Григорий Палама оказался вовлечённым в публичное противостояние с Варлаамом Калабрийцем и был вынужден – наверняка, против своего желания – защищать исихастскую практику молитвы от враждебных и непонимающих критиков. Напротив, Григорий Синаит предпочитал не ввязываться в споры о Божественном свете, бушевавшие в течение последних восьми лет его жизни. Он стремился не столько защитить исихазм от внешних нападок, сколько раскрыть его глубокий смысл тем, кто уже находился внутри исихазма. И если Палама последние десять лет своей деятельности был архиепископом Фессалоников, второго по величине города империи, то Григорий Синаит закончил свои дни в Парории, среди далёких фракийских гор, в местности, которую его ученик и биограф свт. Каллист назвал «самой глубиной безлюдной пустыни» .

http://bogoslov.ru/article/2839188

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января The Jesus Prayer in St Gregory of Sinai Metropolitan Kallistos of Diokleia examines the teachings of St Gregory of Sinai (1255-1346) on the Jesus Prayer. Describing both the form of the Prayer and the inward and outward techniques of prayer of the heart, Metropolitan Kallistos also touches upon the question of possible parallels or influences from other religions on the Jesus Prayer in Eastern Christianity. We are left with a clear impression of the extraordinary saint who, with St Gregory Palamas, initiated the renaissance of hesychasm. Статья The Two Gregories The mystical theology of 14th-century Byzantium is dominated by two Gregories: St Gregory of Sinai (1255-1346) and St Gregory Palamas (1296-1359). It is a curious fact that, although their periods of residence on Mount Athos overlap, the sources nowhere mention any direct contact between them. On Athos the two shared in one and the same spiritual and monastic tradition, but thereafter their paths diverged. Palamas was drawn into public controversy with Barlaam the Calabrian and, doubt­ less against his own will, was forced to defend the Hesychast way of prayer against hostile and uncomprehending critics. Gregory of Sinai, on the other hand, preferred to play no part in the disputes about the divine light which raged during the last eight years of his life. His concern was not to justify Hesychasm before outsiders, but to explain its deeper significance to those who were within. Whereas Palamas spent the con­ cluding decade of his career as Archbishop of Thessalonika, the second city of the Empire, Gregory of Sinai chose to end his days at Paroria, among the remote mountains of Thrace, in what his disciple and biographer Patriarch Kallistos terms ‘the utmost depths of the un­ inhabited wilderness’.

http://bogoslov.ru/article/2588738

Скачать epub pdf Два Григория Ключевую роль в византийском мистическом богословии XIV века играют два Григория: св. Григорий Синаит (1255–1346) и св. Григорий Палама (1295–1346) 1 . Любопытно, что нигде в источниках нет сведений о том, что они встречались, несмотря на то, что одно время оба проживали на Афоне. В течение этого времени они держались одной и той же монашеской и духовной традиции, но впоследствии их пути разошлись. Григорий Палама оказался вовлечённым в публичное противостояние с Варлаамом Калабрийцем и был вынужден – наверняка, против своего желания – защищать исихастскую практику молитвы от враждебных и непонимающих критиков. Напротив, Григорий Синаит предпочитал не ввязываться в споры о Божественном свете, бушевавшие в течение последних восьми лет его жизни. Он стремился не столько защитить исихазм от внешних нападок, сколько раскрыть его глубокий смысл тем, кто уже находился внутри исихазма. И если Палама последние десять лет своей деятельности был архиепископом Фессалоников, второго по величине города империи, то Григорий Синаит закончил свои дни в Парории, среди далёких фракийских гор, в местности, которую его ученик и биограф свт. Каллист назвал «самой глубиной безлюдной пустыни». Эта разница во внешнем образе жизни находит отражение и в трудах обоих святых. Св. Григорий Палама был апологетом и богословом исихазма, он стремился внедрить аскетическую и мистическую традицию исихастов в христианскую доктрину в целом, заложив тем самым твёрдое догматическое основание для монашеской молитвы. Его труды, пространные и сложные по стилю, полные отвлечённых доводов, отнюдь не всегда были понятны простым монахам. Напротив, св. Григорий Синаит по преимуществу выступал в роли наставника и практического руководителя. Его интересы лежали не столько в богословских обоснованиях исихазма, сколько в практике духовной жизни, и главной его задачей было разъяснить ученикам, что именно они должны делать, дать точные и подробные указания, как совершать молитву. Писал он значительно проще и непосредственнее, чем Палама, в силу чего его труды неизменно имели более широкое распространение. Жизнь и путешествия

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ii...

11. Исихазм в Болгарии Исихазм в Богларии: Встреча славянского слова с греческим богомыслием Представляемая нами библиография «Исихазм в Болгарии», помимо своей прямой, главной темы (Мистико-аскетическая традиция Православия, ее первоисточники и исследования) освещает и целый ряд смежных тем: 1) история монашества в Болгарии, у истоков которой стоит деятельность св. преп. Ивана (Иоанна) Рыльского (ок. 876 – 18.VIII. 946), основателя Рильского монастыря и святого покровителя Болгарии; 2) монастырская культура, «система» болгарских монастырей; 3) связь Болгарии с Афоном, преимущественно с обителью Св. Георгия Зографа (Зографским монастырем); 4) религиозное и культурное возрождение Болгарии в XIV в., в эпоху непосредственно перед турецким завоеванием; 5) деятельность Тырновской школы, жизнь и труды ее вдохновителя св. патр. Евфимия (ок. 1320/1330 – ок. 1402, тырновский патриарх 1375–1393); 6) влияние болгарской литературы на литературы стран Slavia Orthodoxa, т. наз. «второе южнославянское влияние». В библиографию не включены работы узкопрофессионального (исторического, лингвистического и пр.) характера, а также исследования, лишь мельком и попутно касающиеся основной темы. Нами учтены работы, опубликованные до конца 2002 г. Описание русских и болгарских публикаций XIX – нач. XX в. приведено к нормам современной орфографии. Свыше 80 % названий описаны de visu. Наибольшее место в библиографии занимают публикации источников и исследования религиозных, культурных и литературных процессов, или точнее, трех сторон единого процесса, что протекал в Болгарии в середине – второй половине XIV века. Неудивительно: болгарская духовная культура того времени была неотъемлемой частью Byzantian Commonwealth («византийского сообщества» – термин Д. Оболенского), а болгарские монахи и книжники – активными участниками возрождения и расцвета мистико-аскетической традиции Православия, одними из основных деятелей «исихастского интернационала», главными посредниками при распространении в православных странах – Сербии, Румынии, России – идей и практики исихазма, исихастской литературы. Более чем символично то, что монастырь Пресв. Богородицы в Парории, основанный в 1325 г. преп. Григорием Синаитом (1255–1346), находился на границе Византии с Болгарией (в горном массиве Странджа, на юго-востоке нынешней Болгарии; точное местонахождение неизвестно).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января 18 сентября 2019 18 сентября 2019 События 16 октября 2012 19 сентября 2012 12 сентября 2012 Metropolitan Kallistos addresses the question of whether there are parallels between the hesychastic method of prayer and other apparently similar techniques of prayer in Hinduism and Islam. Looking at the origins of hesychasm and the teachings of figures such as St Gregory Palamas, St Gregory of Sinai and Nikiphoros the Hesychast, Metropolitan Kallistos addresses the question: is the Jesus Prayer an essential and authentically Christian practice, or is it unnecessary and perhaps even harmful? События 11 мая 2012 Metropolitan Kallistos of Diokleia examines the teachings of St Gregory of Sinai (1255-1346) on the Jesus Prayer. Describing both the form of the Prayer and the inward and outward techniques of prayer of the heart, Metropolitan Kallistos also touches upon the question of possible parallels or influences from other religions on the Jesus Prayer in Eastern Christianity. We are left with a clear impression of the extraordinary saint who, with St Gregory Palamas, initiated the renaissance of hesychasm. " Wisdom Songs " is a collection of five Centuries on the Holy Name, the Song of Songs, Holy Wisdom, the Mysteries of Glory and the Wisdom of Stillness.This ancient monastic wisdom genre was much loved by the desert fathers and hermits of old, nourishing saints and seers for hundreds of years. The crises of the environment, informational technology, interfaith and gender issues all call for wisdom. So it is no surprise to find Orthodox wisdom offering ancient remedies to renew the living tradition in order to address the most urgent needs of our time.

http://bogoslov.ru/tag/Prayer

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Monasticism Персоналии 18 сентября 2019 In this talk, first given at the annual Orthodox pilgrimage to the monastery of Barking, England, Fr Alexander Tefft examines the long history of Barking Abbey, a monastery that played an important role in the life of the English Church. He describes the saints connected with the abbey, and poses the question: for Orthodox Christians, living in an increasingly multi-ethnic society, what is the real England? 5 сентября 2012 13 августа 2012 Wendy Laura Belcher, an assistant professor of comparative literature and African American studies at Princeton, specializes in medieval, early modern and modern African literature. Her current research focuses on the stories of women saints told in ancient Ethiopian texts. Karin Dienst interviews her about her research. This ultimately joyful work is one of the few books available in English to deal exclusively with the problem of despondency — acedia — and how it can be overcome. Bunge analyzes the views of Evagrius Ponticus, the famous " philosopher of the desert, " on the dangers of acedia. Evagrius develops a sophisticated psychology which remains beneficial to us today. 2 июля 2012 22 июня 2012 Metropolitan Kallistos of Diokleia examines the teachings of St Gregory of Sinai (1255-1346) on the Jesus Prayer. Describing both the form of the Prayer and the inward and outward techniques of prayer of the heart, Metropolitan Kallistos also touches upon the question of possible parallels or influences from other religions on the Jesus Prayer in Eastern Christianity. We are left with a clear impression of the extraordinary saint who, with St Gregory Palamas, initiated the renaissance of hesychasm.

http://bogoslov.ru/tag/Monasticism

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января 18 сентября 2019 11 января 2013 14 августа 2012 15 июня 2012 Metropolitan Kallistos of Diokleia examines the teachings of St Gregory of Sinai (1255-1346) on the Jesus Prayer. Describing both the form of the Prayer and the inward and outward techniques of prayer of the heart, Metropolitan Kallistos also touches upon the question of possible parallels or influences from other religions on the Jesus Prayer in Eastern Christianity. We are left with a clear impression of the extraordinary saint who, with St Gregory Palamas, initiated the renaissance of hesychasm. Today being the 61st anniversary of the blessed repose of Schema-Archimandrite Ilarion (Udodov; 1862-1951), Bogoslov.Ru is publishing his life, compiled by Fr Vladislav Michin, a priest of the Church of the Deposition of the Venerable Robe of the Theotokos at Blachernae in Leonovo, and translated from the Russian by Yana Larionova. The account of his life will continue in two further parts. 16 февраля 2012 События His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia has sent a message to H.E. Karolos Papoulias, President of the Hellenic Republic, expressing concern over the detention of the abbot of the Vatopedi Monastery of the Annunciation on the Holy Mount Athos. The text of the message is given below. События События Статья Metropolitan Kallistos of Diokleia analyses the soteriological theology of St Silouan the Athonite. Identifying the similar sense of cosmic unity found both in Dostoevsky and St Silouan, the Metropolitan discusses the influence of St Isaac the Syrian on both men, moving on to examine St Silouan " s burning desire and constant prayer for the salvation of the whole world and its theological implications. © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/tag/Athos

848. Романова С. Н. Особенности судебно-следственных документов о духовенстве (1918–1940 гг.)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 101–104. 849. Свенцицкий А. Они были последними?: [Воспоминания]//ППр. 1994. 3. С. 135–163; 1995. 4. С. 106–126. Жизнь московского духовенства и интеллигенции в 1920– 1950-е гг.; Воспоминания о церк. жизни в 1920–1930-е гг. «Обновленцы». 850. Шкаровский М. В. История иосифлянского движения 1927–1940-х гг. в свете новых архивных документов: (Тез.)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 373–374. 851. Щелкачев В. Н. Религиозная жизнь в Московском государственном университете в годы гонений//РЧ, 8-е. 2000. С. 238–245. См. также 1003, 1346, 1366, 2058. Политические процессы, массовые казни и ссылки См. также: Особенности подвига и прославления но-вомучеников 1255–1261); Новомученики российские 1255–1261); Новомученики россиийские 1310–1332). 852. Васильева И. Л., Зимина Н. П. Дело антисоветского фашистского центра церковников: [Башкирия, 1937 г.]//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 216–222. 853. Емельянов Н. Е. Об одной ненаписанной странице русской истории ХХ века//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 169–172. О подвиге женщин-христианок, разделивших в 1920–1940-е гг. со своими мужьями, отцами и духовниками муки лагерей и ссылок. 854. Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 166–168. 855. Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь с 1917 по 1952 гг. (по данным на янв. 1999 г.)//БСб. 1999. 3. С. 258–274. 856. Каледа К. Г., диак. [Рец. на кн.:] Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937–19.10.1938//АиО. 1998. 1(15). С. 341–342. 857. Лавринов В., свящ. Екатеринбургская епархия в 20– 30-е годы ХХ в.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 327–332. 858. Лозина-Лозинский В., прот. Из Соловецких тетрадей/Вступ. ст. и подгот. текстов: Ф. О. Стукалов-Погодин//УЗ РПУ. 1995. 1. С. 188–199. 859. Мохов В. В., прот., Зимина Н. П. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии (1917– 1987 гг.)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 341–351.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вниманию читателей предлагается интервью с митрополитом Каллистом (Уэром), в котором он подробно рассказывает о своем переходе из англиканства в православие, излагает свой взгляд на РПЦЗ и на Московский Патриархат. В настоящей работе митрополит Каллист рассматривает возможные параллели между исихастским методом молитвы и другими на первый взгляд похожими молитвенными техниками, принятыми в индуизме и исламе. Обращаясь к истокам исихазма, к учениям таких его представителей, как св. Григорий Палама, св. Григорий Синаит и Никифор Исихаст, он ставит вопрос: является ли Иисусова молитва подлинно христианской практикой, или она не нужна, а, может быть, даже способна нанести вред? Работа митрополита Диоклийского Каллиста посвящена Иисусовой молитве в учении святого Григория Синаита (1255–1346). Перед нами встаёт образ выдающегося святого, который наряду с Григорием Паламой положил начало возрождению исихазма. Рассматривая различные формулы Иисусовой молитвы, а также внутренние и внешние технические приёмы сердечного моления в восточно-христианской традиции, митрополит Каллист затрагивает также вопрос о возможном сходстве или влиянии на них других религий. В этом кратком, но содержательном очерке, впервые прозвучавшем как проповедь на праздник Благовещения в Ориэл-колледже (Оксфордский университет), известный православный пастырь и богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) размышляет о том, почему Пресвятая Богородица является образцом нашей подлинной свободы. Для англоязычного мира эта книга стала классическим введением в православие. За 38 лет, прошедших со времени ее первой публикации, она многократно переиздавалась и была переведена на многие зыки. В последнем исправленном и дополненном издании 1997 г. автор, один из ведущих современных богословов, объясняет православный взгляд на Вселенские соборы, Таинства, свободу воли, чистилище, папство и связи между различными Православными Церквами. Первая часть книги описывает историю Восточной Церкви на протяжении последних двух тысяч лет, уделяя особое внимание истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. Вторая часть объясняет веру и богословие современного православия и обсуждает возможности воссоединения Восточной и Западной Церквей.

http://bogoslov.ru/person/30139

We should also emphasise here that, partly due to the vastness of the Russian territories and partly because of the natural maximalistic propensity to high ideals, which was also characteristic of Byzantine spiritual culture, the right to administer the sacrament of confession was given to any priest after his ordination 29 , as Christians would not wish to remain without the sacrament of confession for too long a time. The Hesychasm Movement, St. Serge of Radonezh and His Disciples St. Gregory of Sinai (1255–1346), one of the teachers of hesychasm, who spent over 20 years in Mount Athos and gathered many disciples there, has exercised a powerful influence on Russian spiritual life. Due to the spread of Islam he had to move to Thrace (Θρκη) which was inhabited by a large number of Slavs, and his disciples dispersed throughout Slavonic countries bringing with them the practice of the noetic prayer and thorough spiritual guidance 30 . Under the patronage of Patriarch Philotheos (Kokkinos) hesychasm, which holds the practice of spiritual guidance in high esteem, spread through Russia with the help of Metropolitans Alexis (1378) and Cyprian (1406). The latter was also a disciple of St. Gregory of Sinai 31 and brought Athonite monks to Russia, in particular the famous iconographer Theophanes the Greek (1410). Of course, there existed other lineages in which spiritual guidance was revered as an extremely important tool of personal development, but we should stress that it is, remarkably, always and only through certain distinct personalities that this tradition was passed down. And it is not by chance that hesychasm –– which is so attentive to words and names as means of prayer, and to the relationship between the human and divine personalities –– has always zealously revered the practice of spiritual guidance in which the word becomes a flexible tool. As abbot of the Radonezh monastery, St. Serge of Radonezh was never able to visit Mount Athos, but his links with it are obvious. He had a good relationship with Metropolitans Alexis and Cyprian and Patriarch Philotheos (Kokkinos). St. Serge of Nurom, Greek by origin, tonsured in Mount Athos, became a monk in the Radonezh monastery and a spiritual son of St. Serge. Radonezh monks practiced confession of thoughts 32 while the abbot himself never attempted to subdue the will of other persons by using his administrative power 33 . This absence of strictness in St. Serge could even be regarded as a weakness, but it concealed a great inner force 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010