Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ I патриарх Иерусалимский (до 1274-1291). Год вступления Г. на Патриаршество неизвестен. Считается, что предшественник Г. на Иерусалимском престоле Софроний III скончался в 1254 г., и можно предположить, что после его смерти престол пустовал в течение долгого времени. На 60-е гг. XIII в. пришелся ряд драматических событий в истории христ. Востока. Монг. нашествие 1260 г. стало причиной крушения власти Айюбидов в Сирии и кратковременного реванша вост. христиан, к-рым покровительствовали монголы. Егип. мамлюки при поддержке крестоносцев Акры в сент. 1260 г. разбили монголов при Айн-Джалуте и вытеснили их из Палестины и Сирии. На христиан обрушились гонения; их обвиняли в сотрудничестве с завоевателями. Мамлюкский султан Бейбарс I (1260-1277), консолидировав под своей властью мусульм. мир Ближ. Востока, развернул наступление на гос-ва крестоносцев в Палестине и Сирии. В 1265 г. были взяты и разрушены Кесария, Хайфа и Арсуф, в 1266 г.- Сафед, в 1268 г.- Яффа. Мамлюки целенаправленно уничтожали церкви и массами истребляли христиан. В 1263 г. жестокому разгрому подвергся Назарет, после чего христ. население в городе исчезло на неск. веков. Имя Г. впервые появляется в источниках в связи с полемикой в правосл. мире вокруг Лионской унии 1274 г. Сближение с Римом визант. имп. Михаила VIII Палеолога вызвало широкий протест в визант. обществе. Оппозицию возглавили бывш. К-польский патриарх Иосиф и сестра имп. Михаила Евлогия, к-рая вскоре бежала в Болгарию, ко двору царя Константина, женатого на ее дочери Марии. В 1276 г. Евлогия и Мария направили в Иерусалим к Г. посольство во главе с Иоанном Кафаром. Патриарху предложили выступить посредником в переговорах с султаном Бейбарсом, к-рого рассчитывали привлечь к союзу с болгарами против Михаила Палеолога. Султан отклонил это предложение. Г. выступил с осуждением политики имп. Михаила. Антилат. позиция Г. отразилась и в его контактах с писателем-полемистом кон. XIII в. Георгием Мосхобаром, к-рый по просьбе Г. написал трактат об исхождении Св. Духа в опровержение прокатолич. взглядов К-польского патриарха Иоанна XI Векка.

http://pravenc.ru/text/166722.html

Обсуждение влияния на деятельность и жизнь патриарха событий, связанных с арсенитами, представлено в работах Интересно в связи с упоминанием арсенитского кризиса отметить изменение взглядов одного из противников патриарха Григория и его оппонента в богословских спорах – Иоанна Хилы. Бывший митрополит Эфесский Иоанн Хила был враждебно настроен по отношению к патриарху при его жизни, но после смерти Григория изменил мнение. В сочинении «О схизме арсенитов» он отказался от обвинений в адрес патриарха и признал Томос Влахернского Собора 1285 г, составленный Григорием II, точным выражением православной пневматологии Большой интерес представляет деятельность другого современника Григория Кипрского – Георгия Пахимера, более известного в качестве историка, сохранившего в своем сочинении «История о Михаиле и Андронике Палеологах» много сведений о Византии конца XIII – начала XIV вв., в том числе и о времени патриаршества Григория II (1283-1289 гг.) 12]. Данный автор также известен и как богослов, принявший участие в антилатинской полемике этой эпохи и продолживший в своей богословской системе развитие идей патриарха Григория Кипрского Обратимся к работе В данной работе в главе VII «The Legasy of Gregory of Cyprus» анализируется наследие патриарха Григория II. В нашем случае важно рассмотреть богословские компоненты этого наследия. Автор исследования отмечает, что имя Григория было исключено из диптихов по настоянию арсентиов во время их воссоединения с Церковью, но сделано это было не по богословским причинам, а из-за того, что арсениты считали преемников патриарха Никейского и Константинопольского (1254-1260, 1261-1265 гг.) Арсения узурпаторами. Сам патриарх Григорий был признан Церковью православным перед своей отставкой, причем, как было выше указано, его православие позднее подтвердил даже его яростный противник – Иоанн Хила с. 172-173]. Также автор данной работы отмечает негативное отношение к Григорию его преемника, святителя Афанасия, патриарха в 1289-1293, 1303-1309 гг.

http://bogoslov.ru/article/6169648

1254 г. получил вернувшийся из Австрии кн. Роман Данилович. По сообщению галицко-волынского летописца, в 1254 г. Роману Даниловичу передал свое княжество с центром в Новгородке (совр. Новогрудок Гродненской обл.) Войшелк , сын Миндовга, принявший монашество. В 1265-1266 гг. младший сын Даниила Шварн вместе со своим дядей Васильком участвовал в борьбе за литов. великокняжеский стол на стороне Войшелка. Став вел. князем, Войшелк сделал Шварна своим соправителем, а Василька назвал «отцом» и «господином», т. е. сюзереном. Однако наметившаяся было династическая перспектива создания объединенного Галицко-Волынско-Литовского княжества пресеклась ок. 1269 г. в связи со смертью Шварна Даниловича. Успенская церковь, 1572–1631 гг. (справа), часовня Трех святителей во Львове. Акварель. Худож. Г. К. Лукомский. 1915 г. Успенская церковь, 1572–1631 гг. (справа), часовня Трех святителей во Львове. Акварель. Худож. Г. К. Лукомский. 1915 г. Галицко-волынским князьям удавалось сохранить контроль (по крайней мере до появления Бурундая в кон. 50-х гг.) и в особо подударных со стороны степи областях - Болоховской вол. (в верховьях Случи) и днестровском Понизье. Зимой 1254/55 г. в ответ на нападение Куремсы Даниил и Василько предприняли военные акции в Болоховской земле, в верховьях Юж. Буга и др. областях, подвластных татарам. Об относительной прочности ситуации в Галицко-Волынском княжестве говорят и общерус. амбиции Даниила - восшествие его ставленника Кирилла (к-рого с известной долей вероятности отождествляют с одноименным «печатником» Даниила), в 1246/47 г. хиротонисанного на Киевский митрополичий стол. До 1250 г. митр. св. Кирилл II , в т. ч. и во время пребывания во Владимиро-Суздальской Руси, действовал, похоже, в интересах Даниила Романовича (именно свт. Кирилл венчал вел. кн. Андрея Ярославича с дочерью кн. Даниила). После смерти в 1264 г. Даниила, а вскоре, в 1269 г., и Василька Романовичей политическая структура Галицко-Волынского княжества мало переменилась. Галицкие владения Даниила достались его старшему сыну Льву (Роман Данилович умер еще при жизни отца), в 1268 г.

http://pravenc.ru/text/161541.html

По аналогии с «Дигестами» Юстиниана «Liber Extra» завершают титулы, в к-рых содержится толкование терминов права и кратко сформулированы абстрактные принципы права. С появлением «Liber Extra» доминирующее значение в католич. К. п. получило декретальное право. Во вводной булле папа Григорий IX запрещал впредь создавать и использовать в ун-тах к.-л. др. своды декреталий без папского разрешения, однако канонисты продолжили собирать папские послания (litterae), изданные после 1234 г.; такие послания получили название «экстраваганты» (extravagantes, т. е. не вошедшие в состав «Liber Extra»), которое затем перешло и на последующие аутентичные своды декреталий. «Liber Extra» стал основным предметом изучения декреталистов. Наиболее значительными комментариями являются «Сумма на титулы декреталий» (Summa super titulis Decretalium; 1241-1243) кард. Готфрида Транийского, «Apparatus», или «Комментарии на пять книг декреталий» (Commentaria in quinque libros Decretalium; 1251-1254), папы Римского Иннокентия IV, «Summa aurea» (ок. 1253) и «Lectura» (1270/71) кард. Генриха (Энрико) Сузанского. Ординарной глоссой к «Liber Extra» был признан аппарат глосс Бернарда Пармского (Бернардо ди Ботоне), созданный в 1241-1266 гг. (известны 4 редакции). В 1-й пол. XIV в. он был дополнен комментариями болонского канониста Иоанна Андреа (Commentaria Novella in Decretales Gregorii noni; ок. 1338). С сер. XIII в. как добавления к «Liber Extra» создаются своды декреталий, получившие у канонистов название «Новеллы» (по аналогии с Новеллами имп. Юстиниана, являвшимися добавлениями к его Кодексу). Новеллы Римских пап Иннокентия IV (постановления I Лионского Собора (1245) и папские послания), Григория X (1274; в рукописях называются «Novissimae decretales» и состоят из постановлений II Лионского Собора (1274)), Николая III (1280) были созданы в Римской курии, обнародованы как офиц. папские декретальные сборники и разосланы в Болонский и Парижский ун-ты. Новеллы Римских пап Александра IV (1254-1261), Урбана IV (1261-1264), Климента IV (1265-1268) бытовали без офиц. одобрения Папского престола. На папские Новеллы также писались комментарии, ординарные глоссы были, вероятно, созданы только к 2 самым крупным сводам Новелл: в 1243-1256 гг. папский капеллан, субдиак. Бернард Компостельский Младший, прокомментировал Новеллы Иннокентия IV, в 1282 г. болонский декреталист Иоанн Гарсия - Новеллы Григория X.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

е. не вошедшие в состав аутентичных сводов Д. п.). Канонистами создавались даже специальные своды из одних экстравагант - отвергнутых составителями аутентичных сборников декреталий (напр., Praha. Narodni Museum. XVII A 15 (ранее B. I. 4) - свод из 92 экстравагант). Среди признанных ун-тами и употреблявшихся в преподавании и практике сводов декреталий сер. XIII - 1-й трети XIV в. встречаются как офиц. папские, так и не получившие папской санкции сборники. Своды декреталий пап сер.- 2-й пол. XIII в. создавались как добавления к «Liber Extra» и получили у канонистов название новеллы по аналогии с новеллами имп. Юстиниана I , являвшимися добавлениями к его Кодексу. Новеллы пап Иннокентия IV (1245, 1246, 1253) (состояли из постановлений I Лионского Собора (1245) и папских посланий), Григория X (1274; в рукописях называются «Novissimae decretales» и состоят из постановлений II Лионского Собора (1274)), Николая III (1280) были созданы в Римской курии, обнародованы как офиц. папские декретальные сборники и разосланы в Болонский, Парижский и, возможно, др. ун-ты. Новеллы пап сер. XIII в. Александра IV (1254-1261), Урбана IV (1261-1264), Климента IV (1265-1268) были составлены университетскими канонистами и бытовали без одобрения Папского престола. В новеллы, особенно в самые ранние новеллы Иннокентия IV, широко вставлялись декреталии-экстраваганты. Глоссы, получившие распространение в ун-тах и правовых школах, были созданы только к 2 самым крупным сводам новелл: в 1243-1256 гг. папский субдиак. и капеллан Бернард Компостельский Младший составил комментарий на новеллы Иннокентия IV, в 1282 г. болонский декреталист Иоанн Гарсия - на новеллы Григория X. В 1298 г. новеллы пап 2-й пол. XIII в. почти полностью вошли в новый декретальный свод «Liber Sextus» (Шестая книга - добавление к 5 книгам «Liber Extra»), составленный по поручению папы Бонифация VIII декреталистами архиеп. Вильгельмом Амбрёнским, еп. Безье Беранже Фредолем и вице-канцлером Римской курии Рикардо Петрони. Необходимость нового свода была продиктована тем, что к кон.

http://pravenc.ru/text/171628.html

Католические миссии в XIII-XVIII вв. В XIII в. монгольское нашествие и распространение легенды об Иоанне пресвитере , мифическом христ. царе на Востоке, к-рый мог бы стать союзником европ. христиан в борьбе с мусульманами, способствовали проникновению католич. миссионеров в И. Инициатива в организации католич. миссий исходила гл. обр. от Римских пап. В политике на Востоке они использовали представителей нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев поначалу как послов, а с XIV в. как постоянных представителей католич. Церкви - иерархов восточных диоцезов. Несколько посольств к монголам и в Сирию направил папа Римский Иннокентий IV (1243-1254). Доминиканец Андрей из Лонжюмо встретился близ Тебриза с главой несториан Симеоном Раббаном Атой и передал ему папское послание с призывом признать примат Римской Церкви. В ответном послании, сохранившемся в лат. переводе, Симеон выразил согласие признать власть Римского папы, призвав его примириться с императором. В нач. или сер. 80-х гг. XIII в. при дворе Хулагуидов находился францисканский миссионер Иоанн из Монтекорвино . Ильхан Абага (1265-1282), женатый на Марии Деспине, незаконнорожденной дочери визант. имп. Михаила VIII Палеолога, и ильхан Аргун (1284-1291) покровительствовали христианству на территории своего гос-ва. Ильхан Аргун рассматривал возможность заключить военный союз с папой Римским и христ. правителями Англии и Франции для совместных действий в Палестине и в Сирии против мамлюков. С этой целью в Европу были направлены миссия Раббана Саумы (1287-1288), к-рую активно поддержал несторианский католикос-патриарх Церкви Востока Мар Ябаллаха III, и 2 посольства (в 1289-1292 и в 1301-1303) генуэзца Бускарелло де Гизольфи, состоявшего на службе при дворе ильханов. Впосл. Иоанн из Монтекорвино способствовал координации усилий доминиканских и францисканских проповедников в И. (письмо от 13 февр. 1306). Папа Римский Климент V буллой «Rex Regum» (от 23 июля 1307) объединил земли Хулагуидов под юрисдикцией архиепископа Ханбалыкского (Пекинского), которым он назначил Иоанна из Монтекорвино.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Церковь не поддержала никейских императоров лишь в вопросе о союзе с Римом. С помощью папства Никейское гос-во рассчитывало прекратить крестоносную агрессию в Эгейском бассейне и даже (на заключительном этапе) добиться ликвидации Латинской империи; платой за это должно было стать признание верховенства Римских понтификов. Переговоры, однако, неизменно заходили в доктринальный и экклесиологический тупик. Церковь отвергла унионистский проект, выдвинутый в 1253-1254 гг. никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем, поддержанный папой Иннокентием IV : признание Римского престола верховным арбитром в христ. мире (без клятвы верности) и обязательности его доктринальных решений для всех Церквей, если они не противоречат Евангелию и канонам (вопрос о Filioque деликатно обходился) в обмен на упразднение Латинской империи и лат. иерархии в греч. землях. Сопротивление церковных кругов такой политике находилось в русле общего антилат. патриотического движения всего визант. общества, что предопределило тщетность всех усилий никейской дипломатии достичь соглашения с Римом. Эпоха Палеологов (1261-1453) Восстановление империи с центром в К-поле (1261) изменило характер взаимоотношений Церкви и гос-ва. В правление династии Палеологов главный источник внешней угрозы для Византии постепенно переместился с Запада (анжуйская агрессия, 1266-1282) на Восток (османские завоевания с нач. XIV в.), но главным оппонентом правосл. Церкви оставался лат. Запад. Кроме того, постоянное сокращение территории империи лишало византийское гос-во статуса гаранта и защитника прав К-польского Патриархата, продолжавшего сохранять церковный контроль над греч. областями и влияние на национальные правосл. Церкви, в первую очередь в слав. странах, на Балканах и в России, на к-рую распространялась церковная юрисдикция К-поля. Все это предопределило окончательное расхождение исторических путей византийского гос-ва и К-польской Церкви, пережившей гибель империи в 1453 г. Палеологовский период отмечен значительной напряженностью церковно-гос. отношений. Патриарх Арсений Авториан осудил вероломный захват престола Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), устранившим законного императора из династии Ласкаридов. Конфликт Патриарха с императором, только что торжественно коронованным в отвоеванном у латинян К-поле, вызвал раскол: противники Арсения ссылались на высший авторитет имп. власти и утверждали, что к ее прегрешениям следует применять принцип икономии; сторонники Патриарха утверждали, что ни один человек не может стоять выше заповедей Божиих. Имп. Михаил VIII низложил Арсения, обвинив в гос. измене (1265); его приверженцы (арсениты) отказались признать нового Патриарха Иосифа I и отделились от Церкви. В 1268 г. после публичного покаяния в своем грехе Михаил VIII был принят в церковное общение.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Завтра мы заглянем в некоторые монастыри и храмы Вологды. Там поезд будет стоять  5 часов». «На вокзале в Петербурге Великую Княгиню Елизавету Федоровну встречало множество народу, в том числе лица официальные. И все от изумления пооткрывали рты, увидав Великую Княгиню-паломницу в сопровождении громадного белого медведя!» «31 июля, с пути, из Семигорского монастыря Вологодской епархии, Ее Императорское Высочество осчастливила Преосвященного Нафанаила милостивейшей телеграммой : «Переживая с умилением чудные молитвенные дни в Соловецкой святой обители и посещение Архангельских святынь. Сердечно благодарю Вас, Владыко, за сопутствие и радушный прием в Вашей епархии. Прошу Ваших святых молитв. Елисавета» . Богатая впечатлениями поездка закончилась. Закончилось и письмо Елизаветы Федоровны Государю Императору: «Спокойной ночи, дорогой братец. Храни тебя Господь в мире, здравии и радости. Всех вас нежно целую. С любовью, Элла» . 25 — 31 июля 1913 года. Письмо Государю Императору Николаю II , запись 25 июля 1913 г .//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254. Голос Долга. 1915. 3, 4 (март, апрель). С. 190. Там же. С. 190. Голос Долга. 1915. 3, 4 (март, апрель). С. 194. Там же. С. 192. Там же. С. 192. Вяткин В. В. Христовой Церкви цвет благоуханный. М., 2001.   С. 149. Государыня Императрица Александра Федоровна. Письмо Государю Императору Николаю II , запись 27 июля 1913 г .//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254. Письмо Государю Императору Николаю II , запись 27 июля 1913 г .//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254. Голос Долга. 1915. 3, 4 (март, апрель). С. 237. Письмо Государю Императору Николаю II , запись 27 июля 1913 г .//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254. Голос Долга. 1915. 3, 4 (март, апрель). С. 239. Письмо Государю Императору Николаю II , запись 27 июля 1913 г .//ГАРФ. Ф. 601, Оп. 1, Д. 1254. Согласно письму Елизаветы Федоровны и статье Н.Д. Козьмина, паломничество продолжалось в течение недели, с 25 июля по 31 июля. Князь Феликс Юсупов, Мемуары. М., 2004. С. 144. Письмо Государю Императору Николаю II , запись 25 июля 1913 г .//ГАРФ.

http://pravmir.ru/soloveckij-monastyr-gl...

св. Фотий I (25 декабря 858 - 867 и 877-886) св. Стефан I (886-893) св. Антоний II (893-901) св. Николай I Мистик (901-907 и 911-925) св. Евфимий I (907-912) св. Стефан II (925-928) св.Трифон (928-931) Феофилакт (933-956) св. Полиэкт (956-970) Василий I (970-974) Антоний III (974-979) св. Николай II (979-991) вакантно 991-996 св. Сиссиний II (996-998) Серий II (999-1019) св Евстатий (1019-1025) Алексий Штудит (1025-1043) Михаил I Керуларий (1043-1058) (в изгнании) св. Константин III Лейхуд (1059-1063) Иоанн VIII (1064-1075) св. Косьма I (1075-1081) Евстрат (1081-1084) Николай III (1084-1111) Иоанн IX Агапет (1111-1134) св. Лев (1134-1143) Михаил II (1143-1146) Косьма II Аттик (1146-1147) Николай IV (1147-1151) Феодот II (1151/2-1153/4) Неофит I (1153/4) (избран но не рукоположен) Константин IV (1154-1157) Лука (1157-1169/70) Михаил III (1170-1178) Харитон (1178-1179) Феодосий I (1179-1183) Василий II (1183-1186) Никет II (1186-1189 Досифей (ферваль 1189 и 1189-1191) Леонтий (Октябрь 1189) Георгий II (1191-1198) Иоанн X (1198-1206) Михаил IV (1208-1214) Феодор II (1212-1216) Максим II (1216) Мануил I (1217-1222) Герман II (1222-1240) Мефодий II (1240) вакантно 1240-1244 Мануил II (1244-1254) Арсений (1254-1260 и 1261-1265) Никифор II (1260-1261) Герман III (1265-1266) св. Иосиф I (1266-1275 и 1282-1283) Иоанн XI Векк (1275-1282) Григорий II (1283-1289) св. Афанасий I (1289-1293 и 1303-1309) Иоанн XII Косьма (1294-1303) Нефон I (1310-1314) Иоанн XIII (1315-1319) Герасим I (1320-1321) Исаия (1323-1332) Иоанн XIV Апренос (1334-1347) Исидор I (1347-1350) Каллист I (1350-1353 и 1355-1363) Филотей Коккинос (1353-1354 и 1364-1376) Макарий (1376-1379 и 1390-1391) Нил (1380-1388) Антоний IV (1389-1390 и 1391-1397) Каллист II (1397) Матфей I (1397-1402 и 1403-1410) вакантно 1402-1403 св. Евфимий II (1410-1416) Иосиф II (1416-1439) Митрофан II (1440-1443) Григорий III Маммас (1443-1450) Афанасий II (1450) вакантно 1450-1454 св. Геннадий II Сколарис (1454-1456, 1462-1463 и 1464-1465)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-co...

1265-1275), св. Параскевы в Спилея-Диру (1-й слой, ок. 1265-1275) и во Влахернской ц. в Мезапосе (ок. 1265-1275), выдают художников, к-рые следуют новаторским тенденциям в искусстве митрополии. Более провинциальный характер виден в декоре церквей арх. Михаила в Полемитесе (1278, мастер Георгий Константиниан) и вмч. Георгия Победоносца в Каринии (1281), а также во фресках руинированного храма Успения Пресв. Богородицы в местности Коракис близ Мины, созданных одной местной мастерской в посл. четв. XIII в. Та же провинциальная тенденция проявляется во фресках многочисленных церквей, таких как св. Бессребреников в Кипуле (1265, мастера братья Николай и Феодор из Рецицы), свт. Николая Чудотворца в Глези (3-я четв. XIII в.), свт. Василия Великого в Калосе (кон. XIII в.), свт. Николая Чудотворца «стис Маруленас» («στης Μαρολαινας») в Мегали-Кастании (кон. XIII в.), вмч. Пантелеимона в Котрафи (ок. 1300) (при этом качество выполнения работ разное). Влияние искусства крестоносцев было ограничено, но заметно в росписях ряда храмов, напр. церквей ап. Петра в Глези (1262-1270), мц. Кириакии в Маратосе (ок. 1300), вмч. Георгия Победоносца в Мегали-Кастании (посл. четв. XIII в.). Новаторским является декор 2-го слоя фресок ц. великомучеников Феодоров в Кафьоне (1263-1270). Не исключено, что художник происходил из К-поля, как считал Драндакис, и прибыл на п-ов Мани с военным отрядом севастократора Константина, к-рый упоминается в ктиторской надписи храма вместе с имп. Михаилом VIII Палеологом, его супругой Феодорой и высокопоставленными в церковной иерархии донаторами. Этим может объясняться высокое качество фресок: выразительность в передаче объема, пластичность тел и живописность в моделировке ликов; эти же черты отмечены в 1-й фазе росписей митрополичьего собора вмч. Димитрия Солунского в Мистре. В XIV и 1-й пол. XV в. количество фресковых ансамблей уменьшается, они продолжают следовать традиционной схеме упрощенным, почти наивным способом: росписи церквей св. Таксиарха или св.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010