Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМЕНТИАН (нач. XIII в.- после 1264), серб. иером., духовник мон-ря Хиландар на Афоне, агиограф. Жизнь О жизни Д. сохранились скудные сведения, к-рые он сообщил в агиографических произведениях. Исследователи считают, что Д. был благородного происхождения и получил хорошее образование, принял монашество, вероятно, в монастыре Жича , где стал учеником св. архиеп. Сербского Саввы I . Д. сообщает, что был младшим, т. е. вероятно последним учеником архиепископа. Очевидно, Д. сопровождал учителя во 2-м паломничестве на Св. землю (1233 - нач. 1235), находился в Тырнове во время его предсмертной болезни, участвовал в погребении и перенесении его мощей в мон-рь Милешева. Потом он удалился на Св. Гору, где в карейской келлии по желанию кор. Уроша I, внука Немани и племянника Саввы и, возможно, брата короля, буд. архиеп. Сербского Саввы II , к-рый монашествовал на Афоне во время пребывания там Д., к 1243 или к 1254 г. составил Житие св. Саввы. Ок. 1260 г. Д. был избран духовником братии Хиландара и поселился в горах над монастырем, в пирге Преображения Спасителя, где в 1263-1264 гг. написал Житие Симеона Мироточивого, отца своего учителя и объединителя серб. земель. Нек-рые сведения о последних годах жизни Д. содержат записи книгописца Феодора (которого в лит-ре принято отождествлять с агиографом Феодосием Хиландарцем ) в «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского (1263) (ГИМ. Син. 345). Повествуя о постигших его в молодости невзгодах на Афоне, Феодор благодарит Д. за неоднократное заступничество и заботу. Последнее упоминание о Д. относится к 1264 г., точных сведений о времени его кончины нет. Сочинения Житие св. Саввы превосходит по объему все средневек. серб. биографии и является одним из наиболее значительных и сложных произведений серб. лит-ры. В 33 главах подробно излагается биография «первоучителя сербского» и в переработанном автором виде представлены грамота о провозглашении автокефалии Сербской Церкви, ряд посланий, проповеди св. Саввы; впрочем, вопрос об авторстве последних (св. Савва или Д.) из-за отсутствия независимой традиции остается открытым.

http://pravenc.ru/text/178799.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ (1201-1264, Холм, совр. Хелм, Польша), верховный правитель Галицко-Волынского княжества (1205-1264, с перерывами) (см. Галицкая Русь ), старший сын от 2-го брака галицко-волынского кн. Романа Мстиславича с Марией (или Анной), связанной родством с визант. династии Комнинов . Будучи правнуком польск. кн. Болеслава Кривоустого (его дочь Агнешка была бабушкой Д. Р. по отцу), Д. Р. состоял в родстве с первой польск. княжеской династией Пястов. Д. Р. имел неизвестную по имени старшую сестру (супруга черниговского кн. св. Михаила Всеволодовича ), младшего брата Василька (правил в центральной и вост. частях Волыни, а также в Берестейской земле, признавая власть Д. Р. во всем гос-ве), а также сестру Феодору - дочь Романа Мстиславича от 1-го брака. Основным источником сведений о Д. Р. является 1-я часть Галицко-Волынской летописи (Летописец Д. Р., создан во 2-й пол. 50-х гг. XIII в.), возникновение к-рой связано с ближайшим окружением князя. Кроме того, Д. Р. активно (чаще, чем др. рус. князья) упоминается в иностранных источниках. В продолжительной политической жизни Д. Р. можно выделить 3 периода: 1205-1217 гг., когда различные политические силы пытались использовать юного князя в борьбе за власть в Галицкой Руси; 1217-1245 гг.- период объединения Волыни под властью Д. Р. и борьбы за галицкое княжение; 1245-1264 гг.- время управления объединенным Галицко-Волынским княжеством. 1205-1217 гг. После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича, несмотря на вооруженную поддержку его вдовы венграми, галицкие бояре изгнали княжескую семью из Галича, где был посажен путивльский кн. Владимир Игоревич, связанный родством с предыдущей галицкой княжеской династией. Княгиня вместе с детьми перебралась во Владимир-Волынский, а оттуда в кон. 1206 или в нач. следующего года - в М. Польшу. Правивший здесь кн. Лешек II отправил Д. Р. в Венгрию, а его мать вместе с Васильком оставил у себя. В результате вооруженной интервенции венг. кор. Андраша II (в 1205 провозгласившего себя «королем Галиции и Владимира») в сент. 1211 г. Д. Р. был посажен на княжеский стол в Галиче. Юный князь был лишь политическим символом, реальная власть осталась в руках галицких бояр и венгров. Такое состояние дел подтверждает изгнание боярами из Галича матери князя, к-рая, по-видимому, в 1211 г. попыталась стать регентшей при сыне, а также ее возвращение в Галич в результате очередного венг. похода зимой 1212/13 г.

http://pravenc.ru/text/171312.html

Д. Р. был один раз помолвлен и дважды женат. Невестой Д. Р. стала, вероятно в 1206 г., дочь венг. кор. Андраша II Елизавета Тюрингская . Помолвка была расторгнута ок. 1214 г. Ок. июля 1219 г. Д. Р. женился на Анне, дочери Мстислава Мстиславича Удатного. У супругов родилось по меньшей мере 10 детей, из к-рых 6 дожили до взрослого возраста: Лев, Роман, Переяслава (не все исследователи признают ее дочерью Д. Р.), Анастасия (?), София (?) и Шварн. (Упом. также дочь Д. Р. Саломея, супруга поморского кн. Святополка; в др. источниках она называется сестрой Д. Р.) Очевидно, между 1246 и 1248 гг., возможно в 1242-1245 гг., Д. Р. женился во 2-й раз на неизвестной по имени дочери Довспрунка, племяннице Литовского вел. кн. Миндовга. Не исключено, что от этого брака у Д. Р. родился сын Мстислав. Д. Р. активно использовал брачные союзы как важнейшую составную часть внешней политики. Мероприятия, связанные с браком Льва с венг. принцессой, организация 3 браков Романа, женитьба Шварна на дочери Миндовга, выдача дочерей замуж за правителей крупных княжеств (одна из галицких княжон была замужем за вел. кн. Андреем Ярославичем, другая - за Земовитом I Конрадовичем, третья - за представителем тюрингского рода Шварцбургов), организация брака Анастасии, дочери Александра Всеволодовича, с Болеславом Мазовецким - все это свидетельствует о большом значении, к-рое Д. Р. придавал матримониальной политике. Согласно Галицко-Волынской летописи, Д. Р. умер в 1264 г. Польск. источники ошибочно относят это событие к 1266 г., Густынская летопись - к 1262 г. Д. Р. был похоронен в ц. Пресв. Богородицы в Холме, которая была одной из главных усыпальниц его рода. В некрологе летописец хвалит Д. Р. за создание мн. городов и строительство и украшение церквей. Ист.: ПСРЛ. Т. 2; Т. 3; Т. 40 (по указ.); Rocznik Traski//MPH. T. 2 (по указ.); Rocznik malopolski (kodeks Szamotulskiego)//Ibid. T. 3 (по указ.); Rocznik Krasiskich do r. 1351//Ibid. T. 3 (по указ.); Chronici Hungarici compositio saeculi XIV//Scriptores rerum Hungaricarum. Bdpst., 1937. Т. 1 (по указ.); Ioannis Dlugossii Annales, seu Cronicae incliti Regni Poloniae. Varsaviae, 1973. Lib. 5/6; 1975. Lib. 7/8 (по указ.); Большакова C. A. Папские послания галицкому князю как ист. источник//ДГСССР, 1975. М., 1976. C. 122-129; «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. М., 1987 (по указ.); Nowy kodeks dyplomatyczny Mazowsza. Wroclaw, 1989. Cz. 2: Dokumenty z lat 1248-1355; Плано Карпини Дж. , дель. История Монгалов. Рубрук Г. , де. Путешествие в вост. страны. Книга Марко Поло/Вступ. ст., коммент.: М. Б. Горнунг. М., 1997. С. 68-69, 83-84; Щавелева Н. И. Др. Русь в «Польской истории» Яна Длугоша: (Кн. 1-6). М., 2004; Купчинський О. А. Акти та документи Галицько-Волинського khязibcmba XIII - 1-й пол. XIV ст. Льbib, 2004 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/171312.html

Алексей I Комнин и полководец Георгий Палеолог в 1083 г. высадились на берег с войсками перед штурмом города, занятого норманнами. В письменных источниках не обнаружено сведений о мон-ре Мавриотисса до XVII в. Нек-рые свидетельства дают сохранившиеся в нем изображения и надписи. Так, на юж. фасаде храма представлено 2 фигуры в имп. облачениях, надписи позволяют идентифицировать Михаила VIII Палеолога и одного из императоров династии Комнинов. Поскольку фреска вряд ли могла быть выполнена до победы в битве при Пелагонии, а с др. стороны на этом слое штукатурки имеется граффито 1264 г., изображение датируется исследователями 1259-1264 гг. Вполне возможно, что императоры здесь представлены как ктиторы, один из к-рых основал мон-рь, другой - обновил и украсил. Т. Папамасторакис, исследовавший эти фрески, впервые прочитал надпись, сопровождающую образ Богоматери «Гликофилуса» в нише на фасаде, сделанную на том же слое штукатурки: «Παναγια η ΜαυΡιοτισα». Т. о., мон-рь уже в сер. XIII в. носил это имя. Кроме того, было предпринято несколько попыток расшифровать фрагменты ктиторской надписи в алтаре, помещенной рядом с изображением коленопреклоненного монаха на более позднем слое штукатурки: «иеромонах… восстановивший святой монастырь… Мануил». Однако ввиду плохой сохранности надписи трудно судить, насколько корректны предложенные расшифровки ( Δρακοπολου. 1997). Церковь Пресв. Богородицы Мавриотиссы близ Кастории. Кон. XI, XVI в. Церковь Пресв. Богородицы Мавриотиссы близ Кастории. Кон. XI, XVI в. В науке долгое время бытовало мнение М. Ласкариса о том, что Мавриотисса - совр. название древнего мон-ря Месонисиотисса, упоминающегося в акте 1385 г. из коллекции П. И. Севастьянова. Это отождествление было убедительно опровергнуто ( Г. Манастир Богородице Месонисиотисе//ЗРВИ. 1987. Бр. 26. С. 125-168). Согласно неск. упоминаниям кон. XVII в. в письменных источниках, в это время мон-рь Пресв. Богородицы Мавриотиссы владел большими земельными угодьями с неск. деревнями; ему подчинялся ряд обителей в округе, в т.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

17 дек. 1261 г. папа Римский Урбан IV даровал Симону де Бриону достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Цецилии. Впосл. он был назначен папским легатом во Франции (1264-1269, 1274-1279). Принимал участие в ряде важных дипломатических миссий, в т. ч. в переговорах в 1264 г. об условиях передачи короны Сицилийского королевства Карлу Анжуйскому, брату Людовика IX, и в 1274-1275 гг. о предотвращении войны между Филиппом III, кор. Франции (1270-1285), и Альфонсо Х, кор. Кастилии и Леона (1252-1284). Кроме того, Симону де Бриону были поручены проповедь крестового похода и сбор средств для его проведения. Он также разбирал внутренние конфликты в Парижском ун-те, провел неск. провинциальных Соборов по вопросам церковной дисциплины (в т. ч. в 1276 в Бурже). После смерти папы Николая III (22 авг. 1280) на конклаве в Витербо основная борьба развернулась между сторонниками семьи Орсини, к к-рой принадлежал покойный понтифик, и франц. партией, вступившей в союз с влиятельным рим. кланом Аннибальди. Конклав продолжался ок. полугода. В февр. 1281 г. в результате вмешательства Риккардо Аннибальди, назначенного Карлом Анжуйским на должность подеста Витербо, 2 кардинала из рода Орсини были взяты под стражу, после чего удалось обеспечить избрание кандидата от франц. партии. 22 февр. 1281 г. на Папский престол был избран Симон де Брион, взявший себе имя Мартин в честь св. покровителя г. Тура, где он служил каноником. Поскольку в принятом в то время офиц. перечне Римских понтификов папы Марин I и Марин II ошибочно были указаны как Мартин II и Мартин III, новый папа получил порядковый номер IV. Из-за напряженной политической ситуации в Риме его епископское рукоположение и папская коронация состоялись 23 марта в соборе св. Андрея в Орвието. За время понтификата М. так и не посетил Рим; он жил в Орвието (до июня 1282, дек. 1282 - июнь 1284), Монтефьясконе (июнь-дек. 1282), Перудже (окт. 1284 - март 1285). М. сразу проявил себя как активный защитник интересов Франции и Карла Анжуйского. В апр.

http://pravenc.ru/text/2562418.html

Летом 1264 г. Фукуа прибыл во Францию, принял участие в сессии Парижского парламента. Вместе с папским легатом во Франции кард. Симоном де Бри он провел переговоры с Карлом Анжуйским, которому папа Урбан IV предложил престол Сицилийского королевства, рассчитывая использовать его как противовес Манфреду. Затем Фукуа приехал в Булонь, где безуспешно пытался получить разрешение на въезд в Англию. Его попытки уладить конфликт в Англии через посланников также не увенчались успехом. Симон де Монфор и др. лидеры мятежных англ. баронов даже под угрозой интердикта , который мог быть наложен на все королевство, отказались дать папскому легату разрешение въехать в страну. Осенью Фукуа принял решение вернуться в Италию. В это время умер папа Урбан IV (2 окт. 1264). Конклав, собравшийся в Перудже после его смерти, долго не мог принять решение о преемнике понтифика. После продолжительных споров 5 февр. 1265 г. в качестве компромиссной фигуры на Папский престол был избран Фукуа, который в то время еще находился на пути из Франции. Он прибыл в Римскую курию в сер. февр. 22 февр. в кафедральном соборе Перуджи состоялась папская коронация; новый папа принял имя Климент IV. К. стремился поддерживать сложившийся в Римской курии политический баланс, не назначал новых кардиналов (по др. данным, он возвел в кардинальское достоинство Бернара Эглие, аббата Монте-Кассино - Hierarchia CMRA. T. 1. P. 8). На ключевые посты камерленго и управляющего Патримонием св. Петра он поставил клириков из своего окружения, уроженцев Юж. Франции. Образ жизни К. отличался строгим аскетизмом, папа был противником непотизма. Конституцией «Licet ecclesiarum» (27 авг. 1265) он официально закрепил за папой Римским контроль над всеми вакантными церковными бенефициями. Надгробие папы Римского Климента IV в ц. Сан-Франческо-алла-Рокка в Витербо. 1270 г. Надгробие папы Римского Климента IV в ц. Сан-Франческо-алла-Рокка в Витербо. 1270 г. Продолжая политику Урбана IV, К. всеми возможными способами стремился ускорить поход в Италию Карла Анжуйского.

http://pravenc.ru/text/1841383.html

Пресв. Богородицы Мавриотиссы. Несмотря на политические изменения и войны, в 1-й пол. XIII в. культурная жизнь в регионе продолжалась, и Кастория наряду с Охридом и Веррией являлась одним из основных художественных центров, важнейшим из которых была Фессалоника. Местная художественная традиция отличалась нек-рым консерватизмом, но не была изолирована от общих для всего Балканского п-ова процессов. К XIII в. помимо упомянутых выше ктиторских композиций на фасадах храмов относится целый ряд памятников: 2-й слой росписи ц. первомч. Стефана (рубеж XII и XIII вв.) и более поздние отдельные композиции; поновленные фрески ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы (2-я пол. XIII в.); 1-й слой росписи ц. Панагии Кумбелидики (60-80-е гг. XIII в.); фрески ц. вмч. Георгия Победоносца в Оморфоклисье (1295-1317); мн. иконы, в т. ч. рельефные. Однако искусство 1-й пол. XIV в. в К. м. не представлено ни фресками, ни иконами. Древо Иессеево. Роспись ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы. 1259–1264 гг. Древо Иессеево. Роспись ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы. 1259–1264 гг. В XIV в. Кастория процветала, Иоанн VI Кантакузин называл ее великим городом ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 451). Ок. 1309 г. Иоанн II, фессалийский дука и правитель Нов. Патр, женившись на Ирине, внебрачной дочери визант. имп. Андроника II Палеолога, провозгласил себя дукой «Великой Влахии и Кастории» или «господином земель Афинских, Неопатрских и дукой Кастории». После 1318 и до 1332/33 г. Кастория подчинялась визант. вельможе Стефану Гавриилопулу. Во время гражданской войны между императорами Андроником II и Андроником III последний в 1328 г. занял Касторию. В 1334 г. из-за предательства полководца Сиргиана город захватили войска серб. кор. Стефана IV Душана, но спустя неск. месяцев по мирному договору Кастория была возвращена Андронику III. Кастория была окончательно включена в состав серб. гос-ва в 1342/43 г. После смерти Стефана Душана в Кастории сначала правил его брат Симеон Урош, или Синиша (1356-1359), а затем Марко Кралевич и Остоя Райкович.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

5) иконы делаются «участниками благодати, если изображенный был исполнен благодати» в своей земной жизни (PG 94, col. 1264). В этом смысле иконы суть «вместилища божественной энергии (θεας νεγεας)» (Imag. III, 34). 6) Поклонение иконам воздается «из-за этой божественной энергии (θεαν νγειαν)» (Imag. III, 34), но не безлично, а лично, т.е. святым ипостасям, «тем, кто на них изображается» (Imag. III, 41); 7) Поклонение и молитвенное созерцание изображений Иисуса Христа, Богородицы и святых освящает молящегося и побуждает к подражанию «друзьям Божиим» (Imag. I, 21). 8) Икона участвует в благодати «по мере веры» человека (PG 94, col. 1264). Соответственно, «божественная энергия (θεα νργεια) дается приступающим к иконам святых с верою и чистою совестью» (Imag. III, 41), т.е. достойным верующим людям, но не веществу иконы. Материал иконы не является святым или источником благодати, а потому по исчезновении или уничтожении образа на нем может быть уничтожен 9) Материал иконы не является святым или источником благодати, а потому по исчезновении или уничтожении образа на нем может быть уничтожен как профанный предмет . В.В. Бычков пишет, что, по учению прп. Иоанна, икона выполняет важные религиозно-сакральные функции. «Во-первых, изображение (как и всякий религиозный образ, по Дионисию Ареопагиту) не замыкает внимание зрителя на себе, но возводит его ум “чрез телесное созерцание к созерцанию духовному” (Imag. III, 12)» (анагогическая функция). «Во-вторых, изображения Христа не только возводят ум к духовным сущностям, но и сами выступают носителями возвышенного (υψηλς), ибо, как полагал Иоанн, “снизойдя” своим воплощением к “смиренному мудрованию” людей, Возвышенный сохранил свою возвышенность (τ υψηλν. – I, 1264С). Печать этой возвышенности, или возвышенного, несут на себе и иконы с изображениями Христа» . В.В. Бычков подчеркивает, что, по мысли прп. Иоанна, благодать (χρις) «не присуща изначально материалу, из которого изготовлено изображение, но дается ему, как и другим священным предметам, Святым Духом и может проявить себя в действии, о чем свидетельствуют многочисленные сказания о чудотворных иконах» .

http://pravoslavie.ru/153931.html

а) «богопочитательное», или служебное поклонение (λατρεα) воздается только Самому Христу, а не Его иконе ; б) относительное, или почитательное поклонение (τιμιτικην προσκυνησιν) воздается иконе Христа, иконам Богородицы, ангелов и святых подвижников . Образ (икона) участвует в благодати и силе первообраза: а) Преподобный Феодор Студит: Иконы и другие священные предметы причастны благодати . Божество присутствует «в изображении креста и в других божественных предметах, но не по единству природы, так как [эти предметы] – не плоть обожествленная, но по относительному их к Нему причастию, так как и они участвуют в благодати и чести » (Antirr. I, 12). б) Божественная благодать не пребывает в иконе постоянно, но посещает её, является (πιφοιτω) в ней и освящает молящегося по его вере : «должно веровать, что в ней [иконе] является Божественная благодать и что приступающим к ней с верою она сообщает освящение» . в) Святитель Герман: Бог совершает чудотворения и подает Свою благодать через своих святых , через принадлежащие им неодушевленные предметы, а также и через иконы – Самого Господа и Его святых. Подлинным источником благодати является только Бог. Он по Своему усмотрению «проявляет» (ποδεκνυμι) Свою благодать не через всякую икону, а только через некоторые, которые становятся «источником благодеяний для верующих» (εδους εεργεσας), а точнее способом (εδος) оказания их Богом верующим в Него . То есть икона – это не источник благодеяний в собственном смысле, а только очевидный для человека «инструмент» Бога. Иконы делаются участниками благодати, если изображенный был исполнен благодати в своей земной жизни г) Преподобный Иоанн Дамаскин: иконы по своей природе (сущности) не имеют благодати , но исполнены ею вследствие Божественного действия (энергии) (Imag. I, 19). Они делаются «участниками благодати, если изображенный был исполнен благодати» в своей земной жизни (PG 94, col. 1264). При этом икона участвует в благодати « по мере веры » (PG 94, col. 1264) – очевидно, веры человека, молящегося перед святым образом изображенному на ней лицу, «исполненному благодати».

http://pravoslavie.ru/147662.html

Дамаскиным называются и определяются основные функции иконных изображений, как они были осмыслены и оформились в церковной традиции к VIII столетию. Вместе со словесным текстом иконы выполняют дидактически-информативную («Иконы заменяют неграмотным книги», De imag. I. 17) и коммеморативную (напоминательную) функции (I. 17). Они имеют и декоративное значение – украшают храм. Однако главные функции иконы – собственно сакральные. Во-первых, икона (как и всякий религиозный символ) не замыкает внимание созерцающего ее на самой себе, но возводит его ум «через телесное созерцание к созерцанию духовному» (III. 12). Во-вторых, священные изображения не только возводят ум к духовным сущностям, но и сами причастны к возвышенному, небесному, ибо Спаситель (Возвышенный – ψηλ ς), снизойдя Своим воплоще­нием к «смиренному мудрованию» людей, сохранил Свою «возвышенность» (I. 1264 С). Печать возвышенного несут и иконы с изображениями Христа. В-третьих, иконы имеют «божественную благодать», которая дается им «ради имени на них изображенных» (I. 1264 В). Благодать эта «всегда соприсутствует» «со святыми именами не по существу, но по благодати и действию» (I. 19), т.е. дается иконе Св. Духом и может проявить себя энергийно. С помощью харизматической ( χρις – благодать) энергии иконы верующие приобщаются к изображенным святым и священным событиям и через то получают освящение. «Изображение подвигов и страданий святых, – пишет преп. Иоанн, – ставлю перед глазами, чтобы освящаться через них и побуждаться к ревностному подражанию» (I. 21). Наконец, икона является объектом поклонения. «Поклонение есть знак благоговения, то есть умаления и смирения» (III. 27). При этом поклоняются, конечно, не веществу, материи иконы, а образу, запечатленному в ней (ИИ. 19), и адресовано это поклонение самому первообразу. «Итак, мы поклоняемся иконам, совершая поклонение не материи, но через них тем, которые на них изображены, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, как говорит божественный Василий» (III. 41) 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010