1 Настоящий перевод делался с критического издания Б. Майера: Gregor von Nazianz. Über die Bischofe (carmen 2, 1, 12). Kommentar. von Beno Meier. P. 30—73. Paderborn, 1989. При разночтениях, однако, за основу не всегда брался текст Майера — в ряде случаев предпочтение было отдано более ранним редакциям этого произведения (смотри, в частности, PG 37). Переводчик искренне признателен директору Греко-латинского кабинета, доктору философии Ю. А. Шичалину, при активном участии которого готовилась окончательная редакция русского текста поэмы. 2 PG 37, 1238—1239. 3 Телу. 4 PG 37, 1266—1267. 5 PG 37, 1233—1236. 6 «Воронами», «галками» и «юнцами» Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 7 PG 37,1242—1243. 8 См.: Гимн 58-й. 9 Традиционный взгляд на эту поэму как на дополнение к знаменитой поэме О своей жизни — II, 1, 11 (смотри, например: Gregorio Nazianzeno. Fuga e autobiograna. Traduzione, introduzione e note a cura di L.Viscanti, Collana Testi Patristici 62, Roma 1987) в последнее время оспаривается. На основании того, что Григорий не упоминает имени своего преемника, св. Нектария, делается вывод о том, что произведение написано не позже 9 июля 381 года, дня последнего заседания, на котором председательствовал свт. Григорий. Кроме того, в настоящей поэме имеется четкое хронологическое указание, позволяющее ее датировать именно 381 годом (см. ст.101). Поэма I, 1, 11 датируется, напротив, началом 382 года (см.: С. Jungck. Gregor von Nazianz, De vita sua. Einleintung, Text, Übersetzung, Kommentar. Heidelberg, 1974). Из этого делается вывод о том, что поэма I, I, 12 предшествует I, I, 11. Впрочем, незнание, точнее, неупоминание имени Нектария не может служить указанием на то, что произведение написано ранее ухода свт. Григория с константинопольской кафедры: лучшим доказательством этого являются слова самого автора (ст. 21). 10 См.: Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М, 1998. С. 89. 11 Свт. Григорий намекает на случай, который имел место в самом начале его служения в Константинополе (см.: Письмо 77, 1—3): в пасхальную ночь 379 года, во время совершения им таинства Крещения ариане забросали его камнями. Этот эпизод оказал настолько сильное впечатление на него, что в своих писаниях он вспоминал о нем неоднократно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3052...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Жития и жизнеописания отдельных святых (в алфавите имен) Общехристианские святые 1262. Муравьев А. В. Алексий, человек Божий: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 7–12. Аммон, прп. – см. 282. Андрей, ап. – см. также 296, 540 и ИУ. 1263. Робинсон А. «Маршрут» ап. Андрея//Страницы. 1996. 2. С. 57–74. 1264. Шохин В. К. Святой равноап. АнсгариЙ – просветитель Скандинавии [Дании и Швеции]//АиО. 1999. 2(20). С. 227–250. Венедикт Нурсийский, прп. – см. 407. Григорий Великий , свт. – см. 346. 1265. Житие святой Женевьевы/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев//АиО. 1996. 4(11). С. 126–139. Иоанн Златоуст , свт. – см. 342. Киприан Карфагенский , сщмч. – см. 440. Кирилл и Мефодий, свв. равноап. – см. ИУ. 1266. Михайлова Т. А. Святой Колумба Ирландский//АиО. 1997. 3(14). С. 239–244. 1267. Житие Колума Килле/Пер. с ирландского, примеч.: С. В. Лопухова//АиО. 1997. 3(14). С. 245–258. 1268. Размышления о жизни св. Марии Магдалины/И. Т.//ВРЗЕПЭ. 1950. 4. С. 24–27. 1269. Сульпиций Север. Житие св. Мартина [Турского], епископа и исповедника/Пер. с лат., примеч.: А. И. Донченко//АиО. 1998. 2(16). С. 224–247. Никита Исповедник, прп. – см. 359. 1270. Крутова М. С. Святитель Николай Мирликийский в русской исследовательской традиции//БСб. 1999. 3. С. 197–221. Нина, св. равноап. – см. 605. 1271. Мельникова Е. А. Предания о чудесах св. Олава Норвежского и его почитание в Новгороде//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 94–101. Петр Александрийский , сщмч. – см. 455. Симеон Новый Богослов , прп. – см. 337. 1272. Житие св. Симеона Столпника, написанное Антонием, его учеником/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев//АиО. 1996. 4(11). С. 115–125. Фотий, свт. – см. 558, 572 и ИУ. См. также 1999. Русские святые Канонизированные до 1988 г. Александр Свирский , прп. – см. также 1242. 1273. Макарий (Веретенников) , архим. Преподобный Александр Свирский , «новый чюдотворец» – русский подвижник XVI в.: К 450-летию со дня кончины/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1982. Сб. 23. С. 321–336.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРГАРИТА [Маргарита Венгерская; лат. Margarita; венг. Margit] (27.01.1242, Клис (?), Хорватия - 18.01.1270, Заячий о-в (ныне Маргит в пределах Будапешта, Венгрия)), св. Римско-католической Церкви (пам. 18 янв.). М.- дочь короля Венгрии и Хорватии Белы IV (1235-1270) и его жены Марии, дочери никейского имп. Феодора I Ласкаря ; родная сестра католич. св. Кунигунды и племянница св. Елизаветы Тюрингской. Основным источником сведений о М. является ее Житие (Legenda vetus), составленное на лат. языке духовником М., доминиканцем Марцеллом, вскоре после смерти святой (BHL, N 5330). В 1276 г. текст Жития был дополнен сведениями, взятыми из протоколов опроса лиц, к-рые знали М. лично, прежде всего насельниц доминиканского аббатства Пресв. Девы Марии на Заячьем о-ве. Протоколы велись специальной комиссией, назначенной Римской курией для рассмотрения вопроса о канонизации М. В нач. XIV в. Житие было переведено на венг. язык, что было большой редкостью для данного периода. Окончательная редакция Жития была подготовлена монахиней-доминиканкой Леей Рашкаи, насельницей мон-ря на Заячьем о-ве (1510). Еще до рождения М., во время бегства от войск хана Батыя, предпринявшего в 1241-1242 гг. нашествие на Венгрию, родители дали обет посвятить своего ребенка Богу, во исполнение к-рого М. в 1246 г. была отдана в доминиканский мон-рь св. Екатерины в г. Веспрем. В 1252 г. М. перешла в доминиканский мон-рь Пресв. Девы Марии на Заячьем о-ве, к-рый был основан кор. Белой IV специально для дочери. В 1254 г. М. принесла временные обеты, а в 1261 г.- торжественные обеты. Неск. раз М. отклоняла предложения вступить в брак с представителями европ. королевских семей (в т. ч. с королем Чехии Пржемыслом II Отакаром (1251-1278)), хотя это и вошло в противоречие с политико-династическими планами Белы IV. В мон-ре М. вела аскетический образ жизни, посвятив себя молитве, строгому посту и заботе о больных; настоятельница мон-ря и даже духовник М. считали ее аскезу чрезмерной. Созданный в Венгрии образ М. соответствовал распространившемуся в XIII в. мистическому направлению религ. мысли в католич. Церкви. Так, считалось, что по причине глубокого переживания страстей Спасителя на руках М. появились стигматы. М. способствовала разрешению конфликта между кор. Белой IV и его сыном Иштваном (буд. кор. Иштван V (1270-1272)), к-рые встретились в мон-ре Пресв. Девы Марии (1266) и подтвердили условия мирного договора, заключенного годом ранее (согласно договору, Бела IV передал под управление сына вост. часть страны).

http://pravenc.ru/text/2561962.html

«Дореволюционный воинский девиз “За Веру, Царя и Отечество!”, хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за “землю Руськую” (Слово о полку Игореве) , “за землю за Рускую и за Веру Християньскую” (Задонщина) , “за Дом Пресвятыя Богородицы и за Православную Христианскую Веру” (приговор Первого ополчения 1611 года ) , за “Государскую честь” (приговор Земского Собора 1653 г ода) . Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания — требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу» . Однако хотелось бы добавить, что слова Царя Петра I Алексеевича «за Православную нашу Веру и Церковь» в Русской Истории имеют своим основанием и летописно-церковные предания о Святом Благоверном Великом Князе Александре Ярославиче Невском. Первое масштабное воинское и вместе с тем вероисповедное столкновение Православной Руси с латинствующим Западом произошло 5 Апреля 1242 года на Псковском, или Чудском, озере. Как свидетельствует Псковская Вторая Летопись, собираясь в поход, Князь Александр усердно молился в Новгородском Софийском соборе и с малыми силами отправился на битву, « уповая на Святую Троицу» . Окно ТАСС 542. Художник П. Соколов-Скаля, текст В. Лебедев-Кумач. Орден Александра Невского. Июль 1942 года Надо пояснить, что Псков в наследие от времен Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги по кафедральному собору именовался Домом Пресвятой Троицы. И Жития Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского сообщают, что воинским кличем великого русского полководца в Чудском сражении было: «За Святую Троицу!» Однако с учетом еретического искажения Православного Тринитарного Догмата латинствующими теологами воинский клич Русского Князя имел и вполне определенное догматическое значение, поскольку религиозный Ливонский орден намеревался навязать Руси и свою католическую ересь. За Святую Троицу! Духовный наследник Великого Князя Александра Ярославича — Псковский Князь Довмонт-Тимофей — литовский аристократ-язычник, принявший Святое Крещение в Псковском Соборе Пресвятой Троицы и тридцать три года княживший во Пскове — с 1266 года и до своей кончины 20 Мая 1299 года, в первый же год своего княжения возглавил войну псковичей против своих сродников-литовцев. Главная битва состоялась 18 Июня 1266 года — в день памяти Святого Мученика Леонтия:

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/22/...

Роман Игоревич был свергнут уграми. Но спустя некоторое время Владимир Северский опять сел в Галиче, Роман – в Звенигороде, а Святослав – в Перемышле. Но недолго продолжалось их на этот раз жестокое княжение. В 1211 году они были свергнуты с престола и уступили своё место 10-летнему Даниилу Романовичу. Лешко Белый, по совету Пакослава, воеводы судомирского, отнял у Александра Бельзского Владимир-Волынский и отдал его Романовичам, которые, таким образом, снова водворились в старой отцовской волости, на время отошедшей было от них по причине их малолетства. Придя в возраст, Даниил Романович отнял у Лешка захваченные им некоторые Волынские города и утвердился в Волынском княжестве, а в Галиции в это время недолго правил тесть его Мстислав Удалой (1218–1228 г.). Оба они участвовали в неудачной для русских битве с татарами на р. Калке (1223 г.). По смерти Мстислава, оба брата – Даниил и Василько Романовичи, благодаря их неразрывному согласию и замечательной энергии Даниила – овладели всею Волынью, Галицией и даже Киевскою землёю. Во время нашествия татар под предводительством Батыя 10 , Даниил на время удалился в Венгрию, а оттуда – в Польшу. Татары сильно опустошили Галицко-Волынское княжество (1242–1243 г). В конце 1253 г. Даниил принял от папы Иннокентия IV королевский венец, но унии с латинством – не принял. Он построил г. Холм (ныне – в Люблинской губернии) и сделал его своею любимою резиденцией. После его смерти (1266 г.) Волынское княжество перешло в руки его брата Василько, который, умирая (в 1271 г.), оставил Волынскую землю своему сыну Владимиру (в крещении Ивану), уделив из неё Луцкую область племяннику своему Мстиславу Даниловичу. А в галицкой Руси – преемственно были князьями сыновья Даниила – Шварн и Лев; в Холмском и Червояском уделе княжил Юрий Львович, внук Даниила. Перед своею смертью Владимир Василькович отказал всю свою землю и города и стольный свой Владимир своему двоюродному брату Мстиславу Даниловичу, а г. Кобрин (ныне Гродненской губернии) назначил своей любимой супруге Ольге Романовне (урождённой княгине Брянской).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Хан Узбек и 282-я статья Однако же и сами взволнованные граждане, видимо, сомневаясь в «неоценимых услугах» Золотой Орды в деле строительства городов на Руси и других достижениях древнерусской культуры, следом подтягивают «тяжёлую артиллерию» политкорректности и толерантности. «Фильм явно пропагандистский. Причем с духом не соответствующим Конституции нашей страны. Роль страшилок здесь отведена предкам татар - ордынцам и их религии Исламу, по вымыслу авторов щедро демонстрирующих зверства и извращения. Сегодня татары - это второй по численности коренной народ в Российской Федерации...» Ну, то, что авторы воззванья в свои предки вместо культурных булгар (если эти авторы, конечно, не имеют крымского или астраханского происхождения) зачисляют своих поработителей монголов (татары - одно из самоназваний степняков) - это их личное дело. А вот то, что они в очередной раз на сцену вытаскивают обиженный ислам, заслуживает рассмотрения. Дело в том, что в Орде с исламом было всё не очень просто. Достаточно посмотреть на вероисповедание её правителей: Батый (1242-1255) - язычник, Сартак (1255/56-1256) - христианин несторианского толка, его сын, малолетний Улагчи (1256-57) - нет точных данных, но скорее всего тоже крещён; Берке (1257-66) - мусульманин, Менгу-Тимур (1266-81) - язычник, Тудаменгу (1281-87) - мусульманин, Телебуга (1287-90) - язычник, Тохта (1291-1312/13) - буддист, Узбек (1312/13-1342) - мусульманин, Джанибек (1342-57) - мусульманин... То есть даже ко времени показанных в фильме событий далеко не все ордынцы приняли ислам (известно, что целые улусы ордынцев-несториан уходили на Русь, откуда потом и произошли Аксаковы, Тургеневы, Юсуповы и другие известные русские фамилии). И именно при не очень привлекательном персонаже фильма (и реальной истории) хане Узбеке, сделавшем ислам государственной религией Орды, начались чудовищные гонения на иноверцев: многие члены семейства Джучидов и племенные предводители не собирались принимать ислам, прямо заявляя хану: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем тура и ясык Чингизхана и перейдем в веру арабов?». В ответ на это Узбек, успевший привлечь на свою сторону войска, развернул массовые репрессии.

http://pravoslavie.ru/58299.html

Подробный анализ церковно-политической ситуации в Прибалтике в XIII веке дан в монографии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II " Православие в Эстонии " , опубликованной Церковно-научным центром " Православная энциклопедия " на сайте " Седмица.Ру " . В 1242 году святой благоверный князь Александр Невский остановил первую волну католического нашествия на Православную Русь, одержав блестящие победы на Неве и Чудском озере. В 1250 году литовский князь Миндовг принял крещение от орденского пресвитера Христиана и через год получил от папы королевскую корону. В 1260 году король Миндовг возглавил борьбу литовцев с крестоносцами, отрекшись от " католической язвы " и перебив католиков, бывших при его дворе. В 1263 году Миндовг пал жертвой заговора. Достоверных подробных сведений о том, что происходило в Литве в начале 1260-х годов очень мало. В 1266 году один из литовских князей - Довмонт (Даумантас) Нальшанский - переселился в Псков со всем своим родом и принял Православие с именем Тимофей. Русские, видя намерение Довмонта посвятить свою жизнь борьбе с Тевтонским орденом, избрали его Псковским князем. На подвиг защиты Православной Церкви князя Довмонта вдохновляла и его супруга княгиня Мария, внучка Александра Невского. В 1267 году датчане, укрепившиеся в Северной Эстонии, начали военные действия против Руси. Стремясь заманить православное воинство в ловушку, немецкие епископы и рыцари поклялись на кресте не участвовать в войне на стороне датчан. Псковская летопись так говорит об этом: " Прислаша немцы послы свои с лестью глаголюще: " Мы с вами мирны, перемогайтесь с колыванцы и с раковорци, а мы им не помогаем и в том крест целуем " . И на том крест целоваше пискупи и Божии дворяне " . Воюя с датчанами, объединенные русские войска Новгорода, Пскова, Переславля-Залесского, Владимира, Суздаля, Смоленска и Полоцка 18 февраля 1268 года подошли к Раковору (Раквере, Везенбергу). Здесь, к изумлению русских, их ждали нарушившие клятву тевтонские рыцари и их союзники.

http://pravoslavie.ru/archiv/dovmont.htm

Немалую опасность представляли и сами литовцы, которые постоянными набегами разоряли не только псковские, новгородские, но даже московские земли . Хотя для князя Довмонта поход на литовцев в самом начале княжения в Пскове носил исключительно личный характер. Так, в 1266-м г. Довмонт совершает поход на владения литовского князя Герденя (возможно, на Полоцк). Причинами этого похода являлись личные взаимоотношения Довмонта и Герденя. В описаниях битвы с литовцами у Двины указывается, что Довмонт, несмотря на значительное превосходство литовцев, рассчитывал воевать исключительно во главе своей дружины, псковичи же участвовали в этом сражении добровольно – настолько они полюбили своего князя, что готовы были сражаться за его личные интересы. Князь Довмонт, готовясь к нападению, вдохновлял своих воинов: «Братья мужи псковичи, кто стар, тот отец, а кто млад, тот брат. Слышал, есть мужество ваше во всех странах. Се же, братие, предлежит нам живот и смерть. Братья мужи псковичи, потягнете за Святую Троицу и за святые церкви и за своё Отечество». Битва закончилась полным разгромом литовцев, при этом, как сообщают источники, со стороны псковичей погиб только один человек. Раковор. «Полк немецкий, словно лес» В историографии взаимоотношения между Ливонией и Русью в XIII в. традиционно укладываются в две даты – 1240 и 1242 гг. Однако при ближайшем рассмотрении мы увидим, что боевые столкновения происходили регулярно. И, пожалуй, самым масштабным сражением в череде этих стычек является Раковорская битва 1268 г. Многие историки относят эту битву к числу самых крупных сражений XIII в. А сам Раковорский поход можно назвать общерусским, что делает его уникальным военным предприятием в череде событий того времени. Поводом для открытой военной кампании послужили неоднократные притеснения новгородских купцов в Ревеле (столице датских территорий). Участились и нападения на новгородские торговые суда в Финском заливе. Новгородцы подобное терпеть не могли — горожане на Вече потребовали решительного отпора западным «соседям». Было принято решение идти за Нарву к датскому городу Раковору (Везенбург, Раквере), являвшемуся крупным опорным пунктом датчан в Северной Эстонии. В случае захвата города Новгороду удалось бы установить контроль над Северо-Восточной Эстонией и торговыми путями на запад.

http://pravoslavie.ru/113397.html

Через два года Александру Невскому пришлось отбивать натиск Ордена крестоносцев. Папа неотложно требовал от ливонских рыцарей распространения их власти над русскими. Юрьевский, тогда уже Дерптский, католический епископ Герман стал первый созывать ополчение. Немцы без объявления войны вторглись в псковские пределы, затем и в новгородские. Новгородцы обратились тогда к кн. Александру, занятому в это время сооружением в Переяславле Залесском монастыря во имя Священномученика Александра. Мужественный князь прибыл немедленно к Святой Софии. В 1242 г. освободил он занятый рыцарями Псков. Рыцари стали собирать огромное ополчение, решив навсегда покончить с Александром. Последний, горячо помолившись во Пскове в Троицком соборе, выступил в дальнейший поход. Морозы еще держались. Александр счел выгодным ждать врагов на Чудском озере, где лед был еще крепок. Когда противник подошел, Александр, воздев руки к небу, громко произнес: «Помоги мне, Господи, как некогда моему прадеду Ярославу против Святополка Окаянного». «О, дорогой и честный наш княже! Пришло время. Мы все положим за тебя свои головы!» – восторженно воскликнула рать. Рыцари в броне двинулись в особом клинообразном порядке, носившем название «свиньи» (острой колонны). Они врезались в наши ряды, но Александр обогнал их с тыла и, после «злой» сечи победил. Ледовое побоище имело место 5 апреля 1242 г. Надолго остановились вооруженные нападения шведов и рыцарей, направлявшихся папой. Последний тогда решил предложить Св. Александру Невскому познакомиться лучше с католической верой. Благоверный князь в 1248 г. ответил папе Иннокентию IV через присланных в Новгород легатов, что он знает хорошо историю веры и Церкви с самого начала, «но от вас учения не принимаем». В 1266 г. пришел во Псков, из-за усобиц на родине, литовский князь Довмонт, во крещении Тимофей. Сделавшись псковским князем, он прославился защитой земель от литовцев и ливонских рыцарей, которые снова принялись за распространение латинства вооруженною силою. В год своей кончины – 1299 – он снова отразил рыцарей. В часы опасности и кровопролития на войне Благ. кн. Довмонт-Тимофей обыкновенно говорил: «Добрые мужи Псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Помните отечество и Церковь Божию ... Потянем за Св. Троицу и за свое отечество». Несмотря на подвиги Святых князей Александра и Довмонта, владычество Ордена укрепилось на Балтийском поморье. Ливы, латыши и чудь были обращены в католичество, и слабые зачатки Православия среди них были вытеснены из края.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

1232. Книга житие и хожение Евфросинии Александрийской, в четверть. 1233. Книга Пчела в осминку. 1234. Книга Обиходник Троицкий и Кириловский, в полдесть, оболочена кожею. 1235–1236. Две книги Правила святых Отец, в десть. 1237. Книга Правила Никонские, в десть, оболочена кожею. 1238. Книга Василия Кесарийского, в десть, печать Литовская. 1239. Книга Соборник, писан на бумаге, в десть, оболочен кожею, ветх. Симонова монастыря. Выписано из отписных книг 146 года. 1240. Книга четья письменная, в десть, Златоуст, от Мытаря и Фарисея до всех Святых. 1241. Книга Соборник письменная, в десть. 1242–1243. Два Пролога письменных, в десть, старые. 1244. Книга Патерик Скитский, в десть. 1245. Месяц Январь четья, письменная в полдесть. 1246 –1247. Две минеи в полдесть, письменные Ноябрьские четьи. 1248. Книга Пролог, ветх, Сентябрь. 1249. Книга четья письменная в десть, месяц Март. 1250. Книга Четья, харатейная. 1251. Книга Соборник письменный в полдесть. 1252. Книга Июль четья, письменная в полдесть. 1253. Книга Соборник же, в полдесть. 1254–1255. Два Пролога, в год. 1256. Книга Торжественник Ивана Златоустого, от Мытаря и Фарисея по Святую Пасху. 1257. Устав письменный, в десть. Из Ростова Богоявленского монастыря. Выписано из отписных книг 146 года. 1258–1259. Два Пролога: один шесть месяцев, а другой три месяца, в десть. 1260–1261. Два Соборника: один в десть, а другой в полдесть. 1262. Книга Василия Кесарийского, ветха. 1263. Книга Правила святых Отец, в десть. 1264. Книга Патерик в полдесть, ветх. 1265. Книга Иоанна Ексарха, в полдесть. 1266. Книга Феодора Едесского, в полдесть. 1267. Книга скорописная Нифонт, в полдесть. 1268. Книга Палея, в полдесть. 1269. Книга Соловецких чудотворцев, в полдесть. 1270. Книга четья Кирилла епископа, в полдесть. 1271. Книга Григория Богослова , в десть. 1272. Книга Златоуст, в десть. 1273.Соборник, в полдесть, письменный. 1274. Псалтырь толковая, харатейная, в десть, ветха. С Вологды Корнильева монастыря. Выписано из отписных книг 138 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010