Лит.: Гиргас В. Ф. Право христиан на Востоке по мусульманским законам. СПб., 1865; Кустодиев К. Л., свящ. Христианство в Испании под владычеством мусульман. М., 1867; Simonet F. J. Historia de los mozárabes de España. Madrid, 1897-1903. 4 t.; Asín Palacios M. El Islam cristianizado. Madrid, 1931; Dozy R. P. A. Histoire des musulmans d " Espagne jusqu " à la conquête de l " Andalousie par les almoravides. Leiden, 1932. 3 vol.; Крачковский И. Ю. Арабская культура в Испании. М.; Л., 1937; González Palencia Á. Moros y cristianos en España medieval: Estudios histórico-literarios. Madrid, 1945; Cagigas I., de las. Minorías étnico-religiosas en la Edad Media española. Madrid, 1947-1948. T. 1-2: Los mozárabes; Lévi-Provençal É. Histoire de l " Espagne Musulmane. P., 1950-1953. 3 vol.; Cruz Hernández M. La filosofía árabe. Madrid, 1963; idem. El Islam de al-Andalus: Historia y estructura de su realidad social. Madrid, 1996 2; Vernet Ginés J. Literatura árabe. Barcelona, 19682; idem. El Islam en España. Madrid, 1993; Ladero Quesada M. Á. Granada: Historia de un país islámico (1232-1571). Madrid, 1969; Cuevas García C. El pensamiento del Islam: Contenido e historia: Influencia en la mística española. Madrid, 1972; Haines C. R. Christianity and Islam in Spain, A. D. 756-1031. N. Y., 1972r; Arié R. L " Espagne musulmane au temps des Nasrides (1232-1492). P., 1973; idem. España musulmana (siglos VIII-XV). Barcelona, 1984. (Historia de España; 3); Ashtor E. The Jews of Moslem Spain. Phil., 1973-1989. 3 vol.; Chejne A. G. Muslim Spain: Its History and Culture. Minneapolis, 1974; Бойко К. А. Арабская ист. лит-ра в Испании (VIII - 1-я треть XI в.). М., 1977; Cantarino V. Entre monjes y musulmanes: El conflicto que fue España. Madrid, 1978; Arte y cultura mozárabe: Ponencias y comunicaciones presentadas al I Congreso Intern. de Estudios Mozárabes (Toledo, 1975). Toledo, 1979; Bulliet R. W. Conversion to Islam in the Medieval Period: An Essay in Quantitative History. Camb., 1979; Collins R.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Вторую группу богословских трудов Никифора Влеммида составляют сочинения нравственно-аскетические, при посредстве которых этот выдающийся подвижник и добродетельный муж проводил свои морально-аскетические принципы в окружающую среду. К таким сочинениям относятся два: «О добродетели и аскетизме ( Περ ρετς κα σκσεως)» и «Окружное послание ( πιστολ καθαλικωτρα)». Первое сочинение было написано Влеммидом в последние годы его жизни, является дополнением к догматическому его трактату «О вере» и служит предсмертным его завещанием монахам обители Θεο το ντος. Здесь содержатся правила нравственности, которыми монахи должны руководиться в своей жизни после смерти Влеммида, с целью достижения нравственного совершенства. В частности, здесь речь идёт о необходимости молитвы, об удалении от дурного общества и памятовании о подвигах и добродетельной жизни праведных мужей, о справедливости, целомудрии, духовном созерцании и смирении как главнейших иноческих добродетелях, а также о пороках, о пище и одежде монахов, о непрестанном бодрствовании и т. д. «Окружное послание» было написано (около 1248–1249г.) Влеммидом после того, как он изгнал из церкви монастыря св. Григория Чудотворца фаворитку императора Иоанна Ватаци – Фриггу, выясняет мотивы такого поступка аскета и содержит ряд нравственных наставлений для императора и современного византийского общества. К третьей группе богословских трудов Влеммида относятся экзегетические сочинения, а именно: «Толковая Псалтирь ( ξηγημνον ψαλτριον)», составленная в 1232–1233г., когда Влеммид ревностно занимался изучением Св. Писания, и представляющая изъяснение всех псалмов, «Изъяснение на некоторые псалмы ( ξγησις ες τνας τν ψαλμν)», составленное в обители Бога Сущего (1249г.) и отличающееся философским характером, в отличие от первого толкования – богословского, и «Изъяснение на песни Моисея и других ( Σχλια ες τς δς το Μωσως κα τν λλων)», составленное в 1232–1233г. и представляющее краткие толкования на две песни Моисея, песнь Анны, матери Самуила, молитву пророка Аввакума и т. д. Последнее сочинение Влеммида ещё не издано. Влеммид был одним из главных византийских экзегетов XIII b.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Папа, между тем, инициировал усиление давления. В 1232 году папский легат Балдуин Альнский получил послание Григория IX, запрещавшее заключать мир с язычниками или русскими. Русские-христиане ставились с папой на одну доску с язычниками и определялись как враги, с которыми даже невозможно заключение мира 115 . Организация непосредственного выступления затягивалась ввиду необходимости достижения широкой договоренности со стороны разных сил. Необходимо было, в частности, получить согласие со стороны императора Священной Римской империи Фридриха II. Это вызывало особые затруднения ввиду продолжавшегося конфликта между папой и императором. Стороны пытались достичь договоренности по русскому вопросу через посредничество магистра Тевтонского ордена Германа фон Зальца. Не могла состояться коалиция и при отрицательной позиции Дании. Датчане же были недовольны отторжением у них Орденом меченосцев земель эстов и требовали их назад. В конечном итоге при объединении меченосцев с Тевтонским орденом эти земли им вернули. Такое возвращение могло быть оправдано только большим проектом. И фактически уже к 1237 году крестоносная коалиция против Руси сложилась. В 1238 году была достигнута договоренность о тройном альянсе в борьбе против Руси, в который наряду со шведами включались ландмейстер Тевтонского ордена Герман Балк и датский король Вальдемар II. Реальное столкновение 1240 года в устье Невы ограничивалось, правда, шведским участием. Невская битва 1240 года, в которой взошла военная слава Александра Ярославича, состоялась в контексте так называемого «шведского крестового похода». Формально он не был направлен против Руси. Целью крестового похода являлась христианизация финских языческих племен. Крестовый поход против финнов (конкретно против финского племени емь) провозглашался папой Григорием IX дважды – в 1232 и 1237 годах. Но решить эту задачу без столкновения с Новгородской республикой было невозможно. Финские племена находились преимущественно в зависимости от Новгорода, и смена зависимости не входила в их планы 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собеседования, в к-рых участвовал Н. К., составили основу 3 антилат. сочинений (Συντγματα), созданных в 1222-1225 гг. Третье было ошибочно опубликовано под именем патриарха Геннадия II Схолария (PG. 160. Col. 734-744). Ошибка была исправлена еп. Кирилловским Арсением (Иващенко) в 1896 г.: в его издание, основанное на единственной рукописи ГИМ. Син. греч. 240, вошли вступление к 1-му сочинению и 2-е и 3-е сочинения полностью. Критически издано только 3-е сочинение ( Muci. 2008. P. 477-500). В первом (самом пространном) сочинении Н. К. отстаивает правоту правосл. взгляда на вопрос об исхождении Св. Духа, во 2-м - пишет об опресноках, в 3-м - об отдельных противоречиях между православными и католиками (целибат, субботний пост). Антилат. сочинения известны в 11 списках (Ibid. P. 455). Они были созданы одновременно на греческом и латыни и записаны в 2 колонки. Именно так они дошли в 2 автографах Н. К.: кодексах Vat. Palat. gr. 232 (1-я авторская редакция) и Paris. Suppl. gr. 1232 (2-я авторская редакция) ( Hoeck, Loenertz. 1965. S. 98-105; Muci. 2008. P. 458-459). В кон. 1219 или нач. 1220 г. Н. К. стал 7-м настоятелем мон-ря свт. Николая в Казоле в окрестностях Отранто (его предшественник Никодим скончался в нояб. 1219). Ок. 1223-1225 гг. Н. К. участвовал в посольстве герм. имп. Фридриха II Штауфена к имп. Иоанну III Дуке Ватацу в Никее. В июне 1232 г. Н. К. возглавил посольство от греч. общины Апулии и Калабрии к папе Римскому Григорию IX (1227-1241). Поводом к отправке посольства послужили споры о действительности крещения по греч. обряду. В результате разбирательства греч. общине удалось отстоять свою правоту (по словам Георгия Вардана, Н. К. возвращался после аудиенции «как олимпионик»). Сведения о диспуте сохранились в сочинении Иоанна Грассо, к-рое дошло только в слав. переводе в среднеболг. списке посл. трети XIV в. (БАН. 12.7.31/Калужняцк. 28) ( Турилов, Ломизе. 1996). Н. К. принадлежит авторство пространного антииудейского трактата в форме диалога «Собеседование против иудеев» («Διλεξις κατ Ιουδαων»). Он сохранился в уникальном кодексе Paris. gr. 1255. Fol. 1-101. По мнению М. Кронца, рукопись была создана в монастыре в Казоле ок. 1310 г., а сам диалог закончен ок. 1220 г. ( Chronz. 2009. Σ. 23-27). Согласно Л. М. Хоффманну, диалог мог быть закончен и позже (ок. 1230), а рукопись Paris. gr. 1255 датируется сер. XIII в. ( Hoffmann. 2015. S. LXXII-LXXXVIII). В основе сочинения лежит личный опыт общения с представителями евр. общин Отранто, Фив, Фессалоники и К-поля. С т. зр. структуры диалог состоит из 4 разделов и включает 7 собеседований, посвященных конкретным вопросам. Из трактата следует, что Н. К. владел ивритом и разбирался в противоречиях между караимскими и раввинистическими общинами. Сочинение Н. К.- единственный источник сведений о жизни иудейской общины К-поля после разрушительного пожара в евр. квартале в Пере в 1203 г. ( Jacoby. 1998. С. 37-38).

http://pravenc.ru/text/2564894.html

Евсевий (упом. в 431); Феодор (упом. в 451); Епифаний (упом. в 536, 553); Стефан (упом. в 680/1, 691); Иоанн (упом. в 787); Павел (упом. в 858-867); Мелетий (упом. в 879-880); Акакий (IX-X вв.); Евфимий Копарит (2-я пол. XII в.). Митрополиты И. П. Никифор (упом. в 1232-1250); Феодор (1256-1264); Максим (1265-1266); неизвестный (упом. в 1274); Максим (повторно в 1283 - между 1285 и 1289); свт. Иоанн (Иоанникий) (1295-1328); Мефодий (упом. в 1347-1365); Иоаким (упом. в 1366-1381). Ист.: Nic é phore Gr é goras. Eloge de la ville d " Héraclée du Pont d " après Memnon et autres historiens inconnus/Éd. C. N. Sathas//Annuaire de l " Association pour l " encouragement des études grecques en France. P., 1880. 14e année. P. 217-224. Лит.: Le Quien. OC. Vol. 1. P. 571-578; Pauly, Wissowa. Bd. 8. S. 433-434; Laurent V. Héraclée du Pont: La métropole et ses titulaires (1232, 1250-1387)//EO. 1932. T. 31. P. 316-326; Νικολαδης Σ. Ν. Ελενοπντος Ηρκλεια Πντου//Αρχεον Πντου. Αθναι, 1955. Τ. 20. Παρρτημα 2; Hoepfner W. Herakleia Pontike. Ereli; W., 1966; Darrouz è s. Notitae. P. 165; Сапрыкин С. Ю. Гераклея Понтийская и Херсонес Таврический: Взаимоотношения метрополии и колонии в VI-II вв. до н. э. М., 1986; Foss C., Wenfield D. Byzantine Fortifications: An Introd. Pretoria, 1986. P. 150-151; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 91-92; ODB. Vol. 2. P. 915-916; Akkaya T. Herakleia Pontike (Karadeniz Erelisi). Istanbul, 1994; Belke K. Paphlagonien und Honorias. W., 1996. S. 208-216. (TIB; 9). С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова: ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции КИРР [Кир], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/673871.html

85–172). Вторую группу богословских трудов Никифора Влеммида составляют нравственно-аскетические сочинения, при посредстве которых этот выдающийся подвижник и добродетельный муж проводил свои морально-аскетические принципы в окружающую среду. К таким сочинениям относятся два: «О добродетели и аскетизме – Περ ρετς κα σκσεως» и «Окружное послание – πιστολ καθολικωτρα». Первое сочинение, написанное Влеммидом в последние годы его жизни, является дополнением к догматическому его трактату «О вере» и служит предсмертным его завещанием монахам обители «Θεο το ντος». Здесь содержатся правила нравственности, которыми монахи должны руководиться в своей жизни после смерти Влеммида, с целью достижения нравственного совершенства. В частности здесь речь идет о необходимости молитвы, об уединении от дурного общества и памятовании о подвигах и добродетельной жизни праведных мужей, о справедливости, целомудрии, духовном созерцании и смирении как главнейших иноческих добродетелях, и о пороках, о пище и одежде монахов, о непрестанном бодрствовании и т. д. «Окружное послание» было написано (ок. 1248–1249 г.) Влеммидом после того, как он изгнал из церкви монастыря св. Григория Чудотворца фаворитку императора Иоанна Ватаци – Фриггу, выясняет мотивы такого поступка аскета и содержит ряд нравственных наставлений для императора и современного византийского общества. Г. Барвинок представил это «Послание» полностью – в русском переводе (С. 172–180). К третьей группе богословских трудов Влеммида относятся экзегетические сочинения, а именно: «Толковая псалтирь – ξηγημνον ψαλτριον», составленная в 1232–1233 гг., когда Влеммид ревностно занимался изучением Св. Писания, и представляющая изъяснения всех псалмов, «Изъяснение на некоторые псалмы – ξγησις ες τινας τν ψαλμν», составленное в обители Бога Сущего (1249 г.) и имеющее философский характер, в отличие от первого толкования – богословского, и «Изъяснение на песни Моисея и других – Σχλια ες τς δς το Μωσως κα τν λλων», составленное в 1232–1233 гг. и представляющее краткие толкования на две песни Моисея, песни Анны, матери Самуила, молитву пророка Аввакума и т. д. Последнее сочинение Влеммида еще не издано. Влеммид был одним из главных византийских экзегетов XIII в. и, как видно из разъяснений г. Барвинка, с успехом выполнил экзегетические задачи (С. 180–184).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Фридрих, так же как и его предшественники, опирался на министериалов, поддерживал развитие городских коммун в противовес имперским князьям, предоставил городам ряд привилегий. В правление имп. Фридриха II были расширены права и привилегии герм. князей, что стало предпосылкой их превращения в практически самостоятельных государей. В 1220 и 1231-1232 гг. князьям Церкви были предоставлены привилегии, гарантировавшие неприкосновенность их владений и закреплявшие за ними всю юрисдикцию в епископских городах. Постепенно с нач. XIII в. формируется круг князей-курфюрстов, имеющих право избирать императора. Особое внимание император уделял преследованию еретиков (в это время в Г. распространилась ересь вальденсов ), в частности поддержал деятельность инквизиции в Г. (в 1232 принят закон о преследовании еретиков). В нач. XIII в. в Г. стали действовать нищенствующие ордена доминиканцев и францисканцев , популярностью пользовались народные проповедники, в их числе - доминиканцы Бертольд Регенсбургский и Давид Аугсбургский , порицавшие роскошь церковных и светских господ. В кон. XIII в. распространились мистические идеи Иоганна Экхарта (1260-1327). В 1235 г. сын императора Генрих стал во главе заговора против отца, но был схвачен, судим на рейхстаге в Вормсе, лишен королевского сана и отправлен в заточение в Апулию, где умер в 1242 г. Подавление заговора император использовал для укрепления своей власти: на Майнцском рейхстаге 1235 г. он подтвердил права императора как верховного обладателя всех регалий и провозгласил имперский мир. В 1237 г. Фридрих II провел в Вене избрание 2-го сына Конрада, до этого уже коронованного им сокоролем Иерусалимским, герм. королем. В 1239 г. император был во 2-й раз отлучен папой Григорием IX от Церкви, конфликт с Римом принял открытую форму: в 1240 г. имп. флот под командованием сына Фридриха II Энцо пленил прелатов и часть кардиналов, плывших в Рим на созванный папой для суда над императором Собор, к-рых Фридрих продержал в плену на Сицилии неск.

http://pravenc.ru/text/164803.html

написан синодал. список Шестоднева, у Калайд. b Io. экзархе стр. 164). Оба жития напечатаны сербским ученым Ю. Даничичем, – первое вместе с принадлежащим тому же Дометиану житием Стефана Немани, в 1865, второе в 1860 гг. (первым житием, которого не встречается в наших рукописях, мы пользовались по печатному изданию, а вторым, которого у нас не было под руками в печатном издании, но которое в наших рукописях нередко, – по сим последним, имев несколько списков библиотек Московск. Духовной Академии и Троицкой Сергиевой лавры). 285 Валопедские монахи постарались перезвать его в свой монастырь потому, что от монаха-княжича справедливо ожидались богатые денежные вклады. 286 Относительно года поставления Саввы в архиепископы имеются следующие несогласные между собою данные: 1) По свидетельству Дометиана, он пребывал на архиерейской кафедре в продолжении 14-ти лет. Так как о втором архиепископе Арсении известно, что он правил 80 лет и умер в октябре 1262 или 1263 года (см. ниже), то будет следовать, что он поставлен Саввой на свое место или в конце 1232 иди в 1233 г., и что сам Савва оставил кафедру или в первом или во втором из этих годов [Есть грамота Саввы от 6741 г. (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 17). Но так как при годе нет месяца, то и неизвестно, который это – 1262 или 1263-й год от Р. X.]. Но если Савва после 14-ти-летнего правления оставил кафедру в конце 1232 или в 1233 г., то он был поставлен на нее в конце 1218 или в 1219 году. 2) По свидетельству обоих жизнеописателей, Савва поставлен в архиепископы патриархом константинопольским Германом и при императоре греческом Феодоре Ласкарисе. Так как по существующим в настоящее время данным Герман не мог быть поставлен в патриархи ранее конца 1221 г. (потому что в сентябре или в августе того же года еще его предшественник MahyuLequien’a Oriens Chrismian. I, 278) и так как Феодор Ласкарис умер в 1222 г., то на основании этого второго указания поставление Саввы в архиепископы должно быть относимо к концу 1221 – к 1222 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

640. Акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому) , исповеднику, архиепископу Крымскому [Текст]: краткое житие. Москва: Благотворит. фонд «Миссионерский центр им. иерея Д. Сысоева », 2015. 46, с.: портр. 641. Дионисий (Анфопулос), архим. Расскажи, что сделал для тебя святой: житие и чудеса святого Луки, архиепископа Симферопольского, целителя [Текст]/архим. Дионисий (Анфопулос). Москва: Изд-во Срет. монастыря, 2015. 192 с.: ил. 642. Житие святителя Луки Крымского с приложением акафиста, молитв и других необходимых сведений [Текст]. Москва: Николин день: Воздвиженье, 2015. 29, с. (Помощник и покровитель). 643. Ищин, А. В. [Рецензия] [Текст]/А. В. Ищин//Отечеств. архивы. 2016. 4. С. 121–123. Рец. на кн.: Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961 гг.: сб. док./сост. прот. Николай Доненко, Р А. Замтарадзе, С. Б. Филимонов. Симферополь: Н. Орианда, 2015. 1232 с.: ил. 644. Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов, 1946–1961 гг. [Текст]: сб. док./сост. прот. Николай Доненко, Р. А. Замтарадзе, С. Б. Филимонов. Симферополь: Н. Орианда, 2015. 1232 с.: ил. 645. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) : врач, учёный, пастырь [Текст]. Акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому) . Минск: Белорусская Православная Церковь , 2015. 96 с. 646. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) : житие, чудеса, акафист [Текст]. Калуга: Паремия, 2015. 80 с.: ил. 647. Споров, Б. Воин Христов [Текст]: святитель Лука (Войно-Ясенецкий) /Борис Споров. Москва: Изд-во Моск. Патриархии, 2015. 142 с.: ил. (С нами Бог). 648. Никифорова, А. Ю. Живое предание XX века: о святых и подвижниках нашего времени [Текст]: [архим. Иоанн (Крестьянкин) , еп. Стефан (Никитин), прп. Гавриил (Ургебадзе), свт. Лука Крымский , монахиня Иулиания (Соколова), прот. Тихо Пелих, игум. Мария (Робинсон), прп. Паисий Святогорец , монахиня Мария (Скобцова) : сборник]/Александра Никифорова. Москва: Никея, 2015. 318, с.: ил., портр. 649. Чецкая, Г. Б. Духовные труды архиепископа Луки [Текст]/Г. Б. Чецкая//IV Войно-Ясенецкие чтения: сборник. Архангельск, 2015. С. 88–91.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

1986. Р. 307). Известно, что «уроженцы пограничных провинций и их монофизитский клир были объединены антипатией к Константинополю. Оказавшись в изоляции, они пристрастились к старомодным церковным планам, в которых местные традиции перемешались с ранее заимствованными из-за рубежа элементами. Пропорции неуклюжи, детали грубы, качество построек низкое» (Ibidem). Большинство храмов строилось из сырцового кирпича, не позволявшего создать долговечный декор, служащий основным признаком при датировке, в связи с чем затруднительно определить время возведения зданий и последовательность их перестроек. Черты самобытной копт. архитектуры формировались на протяжении VIII-IX вв.: алтарное пространство обособлено, зап. части храма утрачивают черты базиликальности. С сер. VII в. усиливается тенденция к обособлению вост. обхода (CoptE. Vol. 1. Р. 212-213) в специальное пространство для клира - хурус (от греч.- хор), ставшее характерной чертой средневек. копт. архитектуры. От апсиды (гунка, от греч.- конха) хурус первоначально отделялся стеной. Высокая, нередко достигавшая потолка стена между хурусом и наосом могла быть каменной (декорированной скромно) или деревянной (более престижной в силу дороговизны дерева и, как правило, богато украшенной). Она имела 1 или неск. дверных проемов (боковые - поздние), центральный из к-рых закрывался занавесом или дверями, подобными великолепным деревянным резным дверям, инкрустированным слоновой костью (нач. Х в.), ведущим из алтаря в хурус (910) и из хуруса в наос (926) ц. Божией Матери (аль-Адра) в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Ските (Вади-эн-Натрун, мухафаза Бухейра). Престол размещался перед апсидой, внутри хуруса, совершение литургии оказывалось полностью скрытым от глаз верующих. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Явление Господа женам-мироносицам. Роспись церкви мон-ря св. Антония Великого. Ок. 1232-1233/1240-1280 гг. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Явление Господа женам-мироносицам. Роспись церкви мон-ря св. Антония Великого. Ок. 1232-1233/1240-1280 гг.

http://pravenc.ru/text/187963.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010