Предисловие Введение Священная война, которой нет Часть I. Дни пророка Начало Мекка, 570–622 Джибрил приходит. Медина, 622–632 Первые сражения Человек с непростым характером Когда прекратятся убийства Человек своего времени Из костей и камней Рай для воинов Часть II. За пределами Аравии Вперед мусульманские солдаты. Византия и Персия 632–640 Кампании на островах. Кипр, Родос и Крит 649–668 Шах и мат на Босфоре: Константинополь 668–673 Часть III. Иберийское предприятие Толедская блудница. Испания 710 Гора Тарика. Испания 711 Судьба завоевателя. Медина, 711–715 Часть IV. Ислам разворачивается Забытый исавриец. Константинополь 717–718 Зимми: Дар-аль-ислам с седьмого века и далее Набеги во Францию. Лангедок 718–732 Молот франков. Тур, 732–759. Захват Омейядов. Испания, 756–852 Долгое сопротивление. Сицилия, 827–902 Кампания на Французской Ривьере. Сен-Тропе, 898–973. Мой скромный долг Испании. Трупы Симанкаса. Любовник Авроры. Сантьяго-де-Компостела, 967–1002 Изгнать Омейядов. Испания 1085 Воин пустыни. Залакка, 1085–1086 Мио Сид. Валенсия, 1080–1108 Часть VI. Отклонение на юг Освобождение в Лузитании. Португалия, 1079–1147 Греки и норманны. Сицилия, 1025–1091. Африканское поглощение. Испания, 1104–1212 Решительный год. Лас-Навас-де-Толоса 1212 Разгром мусульман. Испания, 1212–1250 Последние пять городов. Андалусия 1230–1248 Часть VII. Натиск с востока Османское нашествие: Турция в середине 1200-х годов Монгольская орда. Русь 1340–1480 Янычары. Фракия 130–1353 Бунт геев. Фракия 1376–1388. Поле черных дроздов. Косово 1389 Дикие рыцари Франции. Никополь 1396 Венгерский герой. Варна 1444 Последняя агония. Константинополь 1453 Дорога в Рим. Белград 1456 Часть VIII. На суше и на море Голос мавра. Гранада 1492 Османская империя. Селим Мрачный 1512–1520 Красный Дунай. Мохачи 1526 Нетронутый капитал. Вена 1529 Моряки, работорговцы и пираты. Средиземноморье 1504–1546 Всегда с оружием в руках и готовыми к бою. Мальта 1565 Рапсодия смерти. Венгрия 1566 Восстание Альпухарр. Испания, 1568–1570 Страдания Брагадино. Фамагуста 1571 Прекрасный день, чтобы умереть. Лепанто 1572. Колониализм в мусульманском стиле. Восточная Европа 1574–1681 Часть IX. Угасание священной войны Блестящая победа. Вена 1683 Крах джихада. Греция и Венгрия 1685–1699. Могильщики. Центральная и Юго-Восточная Европа 1716–1770 Дуэт Орлова и Суворова. Средиземноморье и Крым, 1770–1792 Часть X. Европейский натиск К берегам Триполи. Северная Африка 1798–1830 Потомки Перикла. Греция 1821–1827 Море войн. Балканы 1828–1878 Часть XI. Возвращение джихада Войны XX века. Дар-аль-харб 1912–1945 Терроризм. Запад 1980–1990 годов Эпилог. Блестящая дружба Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВЕЛЬФЫ [итал. Guelfi], политическое направление в средневек. Италии, сторонники Римских пап в противостоянии императорам Свящ. Римской империи. Появление в XII в. термина «Г.» связано с развернувшейся в Германии борьбой за власть между герцогами Саксонии и Баварии и герцогами Швабии. Баварские войска, сторонники Саксонской династии Вельфов, шли в бой с кличем «Hye Welf!», к-рый и дал название партии. Их политическими противниками были гибеллины (ghibellini, искаженное от названия вюртембергского замка Weiblingen - Вайблинген) - сторонники герцогов Швабии из рода Штауфенов. В Италии термины «гвельфы» и «гибеллины» получили распространение после 1197 г.- так стали называть противников и сторонников политики герм. императоров, направленной на усиление имп. власти и ограничения свобод итал. городов. На принадлежность к той или иной партии влияли социальные противоречия между торгово-ремесленными кругами (чаще принадлежавшими к партии Г.) и феодальной знатью (в основном гибеллинской), противостояние знатных и влиятельных семей, соперничество городов. Принадлежность к партиям была клановой и часто наследственной. Во Флоренции и ориентированной на нее Лукке преобладали Г.; Пиза, Комо, Ареццо и Сиена, конкурировавшие с Флоренцией, встали на сторону императора. В стороне осталась только Венеция, не являвшаяся вассалом Свящ. Римской империи. Наибольший размах столкновения Г. и гибеллинов приняли в 1-й пол. XIII в., в период конфликта папства и имп. Фридриха II Штауфена (1212-1250). После коронации имп. Фридриха II (1220), под властью к-рого уже находилось Сицилийское королевство (с 1197), в его руках сосредоточилась власть над большей частью Италии. Хотя в коронационной клятве Фридрих II обещал не объединять Неаполь и Сицилию с Германией и незамедлительно отправиться в крестовый поход, император не стремился выполнять обещания. Открытое противостояние началось в 1227 г., когда папа Григорий IX отлучил Фридриха II от католич. Церкви за нежелание отправляться в крестовый поход. В 1229 г. Фридрих II разгромил посланную против него армию папы. В 1230 г. папой и императором, к тому времени вернувшимся из крестового похода, было заключено перемирие, но оно оказалось недолгим. Григорий IX, выступая арбитром между Фридрихом II и Ломбардской лигой (союзом североитал. городов), принял неск. решений в пользу горожан, что привело к оформлению союза между папством и городами Ломбардии. Результатом стала война, в к-рой против императора выступило большинство городов Сев. Италии. Фридрих II, одержав победу при Кортенуове (1237), открыто заговорил о намерении присоединить к империи Ломбардию, Тоскану и Папское гос-во. Вся Италия оказалась расколотой на враждебные партии, в одних и тех же городах были и Г. и гибеллины.

http://pravenc.ru/text/161777.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Евфросиния Суздальская. Икона Евфросиния Суздальская ( 1212 - 1250 ), княжна, преподобная Память 18 сентября в день прославления, 25 сентября , в Соборах Брянских и Владимирских святых В миру Феодулия, родилась в 1212 году, была старшей дочерью святого мученика Михаила , великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель , где молились Господу о даровании им чад. Благоверная княжна Евфросиния была их первой дочерью, испрошенной у Господа в молитвах. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь. Феодулия воспитывалась в глубокой вере и благочестии. На ее воспитание большое влияние оказывал образованный боярин Феодор (память 20 сентября). Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих. Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора (+ 1233), брата святого Александра Невского , но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери , где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния, в честь Евфросинии Александрийской . Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному возрастанию и утверждению в чистоте сестер монастыря. Евфросиния не занимала начальственной должности в монастыре , но своей жизнью и подвигами так возвысила его значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси.

http://drevo-info.ru/articles/7345.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ III Николай III, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 237 (РГБ) Николай III, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 237 (РГБ) (Между 1212 и 1220, Рим - 22.08.1280, Сориано (ныне Сориано-нель-Чимино), близ Витербо; до избрания папой - Джованни Гаэтано Орсини), папа Римский (с 25 нояб. 1277). Происходил из знатного рим. рода Орсини; младший сын рим. сенатора (в XIII в. титул рим. сенатора носил светский правитель Рима) Маттео Россо Орсини († 1246), одного из лидеров партии гвельфов . Мать принадлежала к знатной семье Гаэтани (Каэтани). Вероятно, Орсини с детства готовился к церковной карьере. Согласно преданию, которое получило распространение в ордене францисканцев и возникло скорее всего уже после смерти Н., его отец, лично знавший католич. св. Франциска Ассизского , собирался отдать сына в качестве облата (см. Облаты ) в основанный святым орден. Однако Франциск Ассизский предсказал, что мальчик займет Папский престол и будет покровительствовать францисканцам, хотя членом ордена не станет. Информации о детстве Орсини практически не сохранилось: он был посвящен в низшие чины клириков, в качестве бенефициев получил должности каноника в церквах Йорка, Суасона и Лана, а также пребенды в рим. церквах Сан-Лоренцо-ин-Дамазо и Сан-Кризогоно. Сведения о том, что он воспитывался в цистерцианском аббатстве Откомб в Савойе, совр. исследователи отвергают как недостоверные. 28 мая 1244 г. папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) возвел Орсини в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Николая (S. Nicolai in Carcere Tulliano). Вероятно, это решение было продиктовано стремлением Иннокентия IV укрепить свои связи с влиятельными рим. семьями и заручиться их поддержкой в борьбе с имп. Фридрихом II Штауфеном (1220-1250). Орсини сопровождал Иннокентия IV, бежавшего из Рима в Лион, участвовал в Лионском I Соборе (1245), но в тот период он, по-видимому, оставался в Римской курии на вторых ролях.

http://pravenc.ru/text/2566082.html

Рубрики Православные праздники в октябре 2018 18 мин., 29.08.2018 Поделиться Церковные праздники и дни памяти святых в календаре «Фомы» . Православные праздники 1 октября — Иконы Божией Матери, именуемой «Целительница» Иконы Богородицы  История почитания образа “Целительницы” начинается с IV века, с иконами Божией Матери, именуемой «Целительница» связано множество случаев чудесных избавлений от болезней. В этот день верующие молятся Богородице об исцелении от недугов. — Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление 1698) — Суздаль начинает готовиться к празднованию своего юбилея Преподобная Евфросиния Суздальская (1212-1250 гг.), дочь святого князя Михаила Вселодовича Черниговского, была настоятельницей Суздальского женского Ризоположенского монастыря, прославляема за иноческие подвиги и строгое соблюдение христианского образа жизни.   Православные праздники 2 октября — Блгвв. кнн. Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. ЯРОСЛАВЛЬ: ТОЛЬКО ФАКТЫ Благоверный князь Федор Смоленский, пребывая в столице Золотой Орды городе Сарае, женится на принявшей Православие дочери хана Менгу-Тимура Анне, которая рождает ему сыновей Давида и Константина. При его содействии в Орде веротерпимо относятся к православному христианству, строится множество храмов и монастырей. Перед смертью  князь Федор постригается в монашество. Мощи Федора Смоленского и его детей, Давида и Константина Ярославских почитаются чудотворными.   Православные праздники 3 октября — Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Святой Михаил Черниговский — мученик за веру Святой князь Михаил Черниговский почитаем как мученик. Участвовал в битве при Калке. После покорения Батыем русских княжеств, был вызван в ставку хана. Перед входом в шатер хана жрецы повелели князю пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил ответил: «Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения был подвергнут мученической казни.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

священник К. Ярославский Статья составлена по источникам: а) Зерцало Российских Государей, Тимофея Мальгина, СПБ. 1794 г.; б) История Государства Российского Ник. М. Карамзина, СПБ. 1824 г.; в) История г. Углича Феодора Кисселя, Ярославль 1844 г.; г) Ростов Великий, графа М. В. Толстаго, М. 1866 г. д) Иллюстрированный календарь на 1882 г., А. Гатцуга, М. 1881 г.; е) Полный Месяцеслов Востока, архимандрита (Сергия, М. 1876 г.; ж) Ярослав. Губернск. Ведомости часть неоф. 1887–1889 годов. Содержание А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских Б) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Московских     А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских I) Константин I Всеволодович Мудрый сын Всеволода III Георгиевича Большое Гнездо, Великого Князя Владимирского и Суздальского (1176–1212) и княгини Марии Шварновны Чешской; родился 1185 г. 18 мая; в 1196 г. вступил в брак с дочерью Смоленского князя Мстислава III Романовича Доброго, княжною в иночестве Агафиею († 20 января 1221 г.); имел трех сыновей: Василька, князя Ростовского (род. 7 декабря 1209 года, † 4 марта 1238 г.), Всеволода – Иоанна, князя Ярославского (родил. 18 июня 1210 г., † 4 марта 1238 г.) и Владимира – Димитрия, князя Угличского; с 1207 года князь Ростовский, Ярославский и Угличский; с 1216 г. Великий Князь Владимирский; † 2 февраля 1219 г. и погребен во Владимирском Успенском соборе. II) Блаженный Владимир I Димитрий Константинович, третий сын Константина I Всеволодовича Мудрого, Великого Князя Владимирского и княгини Агафии Мстиславовны; родился 26 октября 1214 г. 1 ; с 1218 г. князь Угличский; в 1232 г. вступил в брак с княжною Фотиниею, в иночестве блаженной Евдокиею († в 1278 г. и погребена в гор. Угличе 2 , имел сыновей Андрея и Романа; † 27 декабря 1249 г. в гор. Владимире, откуда мощи его перенесены в гор. Углич и погребены в Спасо-Преображенском соборе. III)Блaжehhый Андрей I Владимирович первый сын блаженного Владимира I Константиновича, князя Угличского и блаженной княгини Фотинии – Евдокии, родился 4 июля 1233 г.; с 1250 г. князь Угличский; около 1252 года вступил в брак с блаженною княжною Иустиною († 1278 г. и погребена в г. Угличе); были ли дети, неизвестно; † в 1261 году и погребен подле отца в Угличском Спасо-Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. мощи прп. Евфросинии Суздальской доступны для поклонения в Свято-Никольском храме г. Воронеж. (См. так же Православные святые места Российской Федерации). Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская, родилась в 1212 году. В святом Крещении носила имя Феодулия и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского (память 20 сентября). Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Господу о даровании им чад. Благоверная княжна Евфросиния была их первой дочерью, испрошенной у Господа в молитвах. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь. Феодулия воспитывалась в глубокой вере и благочестии. На ее воспитание большое влияние оказывал образованный боярин Феодор (память 20 сентября). Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих. Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора (+ 1233; память 5 июня), брата святого Александра Невского, но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния, в честь Евфросинии Александрийской. Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному возрастанию и утверждению в чистоте сестер монастыря. После кончины игумении настоятельство приняла преподобная Евфросиния. В особом откровении Господь предсказал блаженной игумении о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии татар на Русь. В 1238 году несметные полчища татаро-монголов действительно напали на Русское государство. Уничтожая всё на своем пути, они подошли к Суздалю. Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам. Преподобная преставилась к Богу 25 сентября 1250 года. У ее гроба верующие продолжали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов. 18 сентября 1698 года по благословению Патриарха Адриана митрополит Суздальский Иларион совершил прославление преподобной Евфросинии.

http://elitsy.ru/holy/temple/12217/

Шевченково. Церковь Пантелеимона Целителя. Церковь. Действует.   Престолы: Пантелеимона Целителя Год постройки:приблизительно 1200 - 1250. Адрес: г. Галич, село Шевченково, Виноградная гора Координаты: 49.133722, 24.694251 Проезд:3 км. от центра Галича. Пешком или на такси. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты ПАНТЕЛЕЙМОНА ЦЕРКОВЬ , XII в., и колокольня, 1611 г.     Является единственным сохранившимся памятником древней галицкой архитектуры XII—XIII вв. Современный вид памятник получил около 1600 г. во время перестройки его под монастырский костел францисканского ордена, в результате чего прежнее купольное завершение было заменено двускатной крышей, понижены боковые нефы. Появились новые хоры, переложены опорные столбы и своды, переделаны окна, главный фасад получил слабо выраженные барочные волюты. Сооружение несколько раз разрушалось, в частности, во время татарских набегов 1575 и 1676 гг. и пожара 1802 г. и восстанавливалось. Очень сильно пострадал памятник во время войны в 1915 г. Восстановлен в 1926 г. Реставрация проведена в 1965—1969 гг. Трехнефная, четырехстолпная, крестовокупольная с тремя апсидами. Построена из тщательно обработанных блоков мелкозернистого известняка. Центральный неф покрыт двускатной крышей, образующей треугольные фронтоны на западном и восточном фасадах. Нефы перекрыты полуциркульными сводами с распалубками, переходящими в апсидах в конхи. Плоскости фасадов расчленены пилястрами на неравномерные прясла. Апсиды расчленены тонкими полуколонками на аттических базах с капителями неповторяющегося рисунка. Западный и южный входы акцентированы перспективными резными порталами. Особенно развит западный портал с резными профилированными архивольтами и характерными узловатыми колонками. На внешних и внутренних стенах памятника имеются разноязычные надписи и рисунки XII—XVII вв. Наиболее ранние кирилличные надписи относятся к 1212 г. В памятнике органически воплотились черты древнерусской и романской архитектуры. Первые проявились в крестовокупольном плане и общей объемно-пространственной структуре, вторые — в строительной технике и декоре.

http://sobory.ru/article/?object=13297

Сортировать по Исключить новости С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского (+ 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским (+ 1276), и перенесена в Кострому.

http://pravmir.ru/svyatoj-blagovernyj-kn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XXI (между 1210 и 1220, Лиссабон - 20.05.1277, Витербо; до избрания папой - Петр Юлиани), папа Римский (с 16 сент. 1276). До последнего времени И. отождествлялся исследователями с Петром Испанским , однако в новейшей лит-ре ( D " Ors Á . 1997; 2001; 2003) была доказана неправомерность этого отождествления. О происхождении Петра Юлиани практически ничего не известно. По одной из гипотез, его отцом был канцлер португ. кор. Саншу I (1185-1212) Юлиан Паис. Согласно др. т. зр., прозвище Юлиани происходит от приходской ц. св. Иулиана (Юлиана) в Лиссабоне, близ к-рой родился буд. папа. Большинство исследователей сходятся на том, что Петр Юлиани учился в Парижском ун-те; ему была присвоена степень магистра. Надгробие Иоанна XXI, папы Римского. XVI в.; 1952 г. (Музей собора св. Лаврентия в Витербо) Надгробие Иоанна XXI, папы Римского. XVI в.; 1952 г. (Музей собора св. Лаврентия в Витербо) Попытку восстановить «португальскую» биографию Петра Юлиани предпринял Ж. Ф. Мейриньюш ( Meirinhos. 2000) Самое раннее известие о церковной карьере Петра Юлиани относится к 1250 г.- он занимал должности декана Лиссабона и архидиакона Браги и был советником и представителем кор. Афонсу III Португальского в отношениях с клиром (короля обвиняли в нарушении прав Церкви). 11 дек. 1257 г. при поддержке короля он стал приором коллегиальной ц. Богоматери (Носа-Сеньора-да-Оливейра) в Гимарайнше (этот бенефиций не был вакантным, что привело к конфликту с его держателем; официально статус Петра Юлиани был утвержден папой лишь 28 окт. 1263). К 1258 г. относится начало конфликта между Петром Юлиани и Афонсу III из-за избрания Лиссабонским епископом Михаила, неугодного Петру Юлиани. С жалобой на якобы неканоническое избрание Михаила Петр Юлиани впервые приехал в папскую курию. Папа Римский Урбан IV признал каноничными выборы Лиссабонского епископа, а Петру Юлиани удалось добиться от папы утверждения в должности приора ц. Богоматери. Примирившись с португ. королем, в 1263 г. Петр Юлиани стал наставником (magister scholarum) одной из школ в Лиссабоне, однако с этого времени он подолгу находился при папской курии, где во многом благодаря покровительству кард. Оттобоно Фиески (буд. папы Римского Адриана V ) быстро сделал карьеру. В мае 1272 г. Петр Юлиани был избран архиепископом Браги. Избрание, видимо, не было утверждено португ. королем, т. к. в актах Лионского II Собора (1274) Петр Юлиани упоминается как «electus Bracarensis» (избранный архиепископ Браги). 3 июня 1273 г. он был возведен в достоинство кардинала-епископа Фраскати. Управлял архиеп-ством Браги до 1275 г., когда папа назначил ему преемника.

http://pravenc.ru/text/469710.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010