Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕМАНИЧИ [Серб. династия правителей Сербского государства (ок. 1168-1371). Основателем династии является младший из сыновей жупана Завиды, Неманя (1113/14-1200; см. Симеон Мироточивый , прп.), к-рый изначально правил в междуречье Юж. и Зап. Моравы, в обл. Рашка (совр. Косово и Метохия с прилегающими районами), но ок. 1170 г. сверг старшего брата, Тихомира, примирился с другими братьями на выгодных условиях и провозгласил себя великим жупаном. В 1183-1186 гг. он расширил владения за счет приадриатической обл. Дукля (Зета; совр. Черногория и прилегающие районы Юж. Далмации и Сев. Албании). Неманя способствовал утверждению в Сербии Православия как гос. религии, однако католичество сохранило свое влияние, прежде всего в Далмации. Его старший сын, Вукан († ок. 1209) в ок. 1189-1202, в 1203-1208 гг. был правителем Дукли, а в 1202-1203 гг.- великим жупаном Сербии. В 1196 г. Неманя отрекся от власти, провозгласив преемником 2-го сына, Стефана (1165-1227; см. Симон монах ), принял монашество и с младшим сыном, иером. Саввой (1169 или ок. 1175-1236; см. Савва I , архиеп. Сербский), в 1197 г. основал на Афоне мон-рь Хиландар , ставший крупнейшим центром средневек. серб. духовной культуры. Передача престола в обход старшего сына вызвала военное противостояние между братьями, к-рое длилось до 1208 г., когда Вукан отказался от своих притязаний. Впосл. его потомки, Вукановичи, правившие в Зете, несколько раз представляли угрозу правлению Н. Второй сын Вукана, Димитрий, принял монашеский постриг и был прославлен как прп. Давид (XIII в.). К роду Вукановичей принадлежала и блгв. кнг. Милица (ок. 1335-1405). В 1217 г. Стефан 1-м из династии Н. принял от папы Римского королевский титул и был прозван Первовенчанным, но союз с Римом длился недолго и не повлиял на церковную ситуацию в стране. В 1219 г. иером. Савва при поддержке брата Стефана и никейского имп. Феодора I Ласкаря добился от патриарха К-польского Мануила I Сарантина предоставления автономии Сербской Православной Церкви и стал ее 1-м архиепископом (в его честь Сербская Православная Церковь до сих пор именуется Свято-Саввской). У Стефана от 2 браков было 4 сына, 3 из к-рых (кроме принявшего монашество Прибислава, ставшего впосл. архиепископом Сербским; см. Савва II , архиеп.) сменили друг друга на серб. престоле.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Глава VII. ИМЯСЛАВЦЫ Прежде чем продолжить повествование об «афонской смуте», мы должны остановиться подробнее на богословском учении имяславцев и наличности его главного выразителя в 1912–1913 годах – иеросхимонаха Антония (Булатовича). В настоящей главе будет изложена его биография и рассмотрена его «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». Будут рассмотрены также два других важных документа имяславской партии: письмо профессора Московской духовной академии М. Д. Муретова в защиту имяславия и предисловие священника Павла Флоренского к «Апологии» Булатовича. Все три документа, увидевшие свет весной 1913 года, дают достаточно полное представление о богословском учении имяславцев на тот момент, когда оно было осуждено Синодом. Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии В мае 1913 года, в разгар борьбы против имяславия, Д. Философов и газете «Русское слово» писал с иронией: «Когда-нибудь, лет через 50, будущий «Голос минувшего» напечатает на своих страницах «мемуары», где, на удивление потомству, внешняя история иером[онаха] Антония будет рассказана во всех деталях» 1208 . Автор статьи почти не ошибся в расчетах: первое детальное жизнеописание Булатовича, составленное советским ученым И. Кацнельсоном, появилось в 1971 году, спустя 52 года после смерти «героя афонской трагедии» 1209 . Впрочем, уже в 1927–1928 годах известные писатели-сатирики И. Ильф и Е. Петров воспользовались биографией Булатовича при создании «рассказа о гусаре-схимнике», включенного в 12-ю главу романа «12 стульев» 1210 . Биография Александра Ксаверьевича Булатовича была весьма неординарной. Он родился 26 сентября 1870 года. В жилах его текла татарская, грузинская, французская и русская кровь. Предки Булатовича были военными. Его отец, посвятивший военной службе всю жизнь, происходил из древнего дворянского рода, идущего от татарского хана Бекбулатовича 1211 . Мать также происходила из семьи потомственных военных: ее отец участвовал в строительстве Военно-Грузинской дороги и погиб в схватке с чеченцами 1212 . В три года Александр Булатович лишился отца. После его смерти мать переехала в имение своей тетки – село Луцыковку Харьковской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах.5:4–6, 15]/Пер. И.П. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 2. 6. С. 65–80 (1-я пагин.). (Продолжение.) —65— клятие идёт на воров, чтоб удерживались от постыдных прибытков и не прикасались к священным деньгам, употребляя их на свои собственные нужды. Такова причина видения. Людям, привыкшим красть и произносить ложную клятву, надобно бояться проклятия и посечения серпа. Бог всенепременно приведёт в исполнение свои определения и не пощадит ни воров, ни других преступников; ибо Он всегда ненавидит тех, которые презирают Его божественную славу и с ненасытным желанием устремляются к неподобающему им. Ст. 5–8. И изыде Ангел глаголяй ко мне и рече ко мне: воззри очима твоима, и виждь исходящее сие. И рех: что есть? и рече: сия мера исходящая, и рече: сия неправда их по всей земли. И се талант оловян 1207 вземляйся: 1208 и се жена едина седяше посреде меры. И рече: сия есть беззаконие. И верже ю в средину меры, и вверже камень оловяный 1209 во уста ея. 1210 Раньше, приступая к объяснению пророка, я сказал, что после возвращения из Вавилона он находит полезным рассказывать избавленным о том, что случилось во время плена. Но когда он увидел, что они слишком небрежны в исполнении закона и увлекаются неудержимой склонностью к угодному и приятному им самим и совершенно пренебрегают законами Моисея (ибо они вступали в супружество с иноплеменными женщинами, а —66— некоторые уже совсем удалились от путей правды, служили идолам и сверх того делами нечто такое, о чём не позволительно и говорить); то пророк считает необходимым рассказать об этих делах, дабы с трудом избавленные знали, какими мольбами людей и святых ангелов они приобрели себе свободу и теперь опять раздражают против себя Бога всяческих, схватываясь и увлекаясь желанием к прежним преступлениям. Посему сказал, что изыде Ангел глаголяй во мне. Изыде откуда? где он был доселе? Это означало переход от видения серпа к настоящему видению, к видению, говорю, меры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Церковь Иисуса Христа Святых последних дней Другие названия: мормоны. Руководство: Президент Религиозной ассоциации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) в России – Локшин Александр Германович. Президент миссии – Ричард Чаппил 1207 . Месторасположение центров Всемирный центр церкви находится в США, в г. Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Центры находятся во Франкфурте-на-Майне, Гамбурге и Берне. Духовный центр мормонов (Цолликофен), который является их «Божиим Домом», находится в Швейцарии. В России управленческий центр мормонов – Религиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). В Москве: правление – м. «Чистые пруды» 1208 . На ноябрь 1995 года было 12 собраний. Миссии мормонов действуют в следующих городах России: Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Калиниград, Краснодар, Магадан, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск (в том числе, в школе Ростов-на-Дону (Новочсркасск), Самара, Саратов, Санкт-Петербург, Тверь, Челябинск и др. Численность адептов В настоящее время насчитывается около 10 млн. мормонов в 130 странах мира 1209 . 185 г. – 60 000 чел., 1900 г. – 230 000 чел., 1950 г. – 1000 000 чел., 1961 г. – 1800 000 чел., 1964 г. – 2000 000 чел., 1970 г. – 2500 000 чел., 1985 г. – 6000 000 чел. Мормоны составляют 75 % населения г. Солт-Лейк-Сити, столицы штата Юта (США). Численность мормонов в России в настоящее время, по заявлению представителя «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» в нашей стране, старейшины Шварца летом 1996 года, составляет около 5 000 человек. Известно, что в Челябинске – около 40 мормонов, в Воронеже – 30, Магадане- 10–20, Екатеринбурге – 150. Доктрина Основы учения мормонов находятся в трех книгах, которые у них считаются не менее важными чем сама Библия: «Книги Мормона» , «Учения и Заветы», «Драгоценная Жемчужина». «Книга Мормона " является основой учения мормонов. В тех местах, где имеются противоречия между Библией и «Книгой Мормона » высказывания последней считаются истинными. Эта книга состоит из 15-ти маленьких книжечек, всего около 500 страниц. В них рассказывается история древнего населения Америки. Во времена строительства Вавилонской башни колено Иаредитов попало в Америку, разделилось и прекратило свое существование в результате внутренней вражды и борьбы. В 600 г. до Р.Х., при пророке Лехе, в Америку приехали представители колена Манасии. Их потомки разделились на две группы: Нефиты и Ламаниты. Нефитам Христос явился после Воскресения и дал директивные указания для основании церкви. Вследствие вины эта истинная Церковь исчезла, распалась. В 400-м году по Р.Х. бушевали последние сражения между нефитами и ламанитами вблизи холма Кумора. Там пророк Мормон и его сын схоронили вышеназванные пластинки с записанными на них событиями (420–421 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

(1175/76 - 19.05.1218, замок Харцбург, ныне земля Н. Саксония, Германия), германский король (с 1198, единолично в 1208-1211), император Свящ. Римской империи (с 1209); из династии Вельфов. Третий сын Генриха Льва († 1195), герцога Баварии и Саксонии, и Матильды (Мод) Английской († 1189), дочери англ. кор. Генриха II Плантагенета (1154-1189) и Алиеноры Аквитанской († 1204). В 1180 г. из-за конфликта с имп. Фридрихом I Барбароссой и рядом герм. князей герц. Генрих Лев, отец О., был лишен большей части своих владений (кроме Брауншвейга и Люнебурга), в 1182 г. ему вместе с семьей пришлось удалиться в изгнание ко двору англ. кор. Генриха II. Детство О. прошло во владениях Плантагенетов, в Англии и на их континентальных землях (в Нормандии, Анжу, Мене, Пуату, Аквитании). В документах англ. казначейства сохранились записи о расходах на содержание двора герц. Генриха Льва, в т. ч. на учителей для О. и его младшего брата Вильгельма. О. отличался высоким ростом и крепким телосложением, считался искусным рыцарем, любил поэзию трубадуров и романы. На его личном гербе наряду с имперским орлом были изображены 3 леопарда - символ Плантагенетов ( Giese M. Der Adler als kaiserliches Symbol in staufischer Zeit//Staufisches Kaisertum im 12. Jh. Regensburg, 2010. P. 330). О. пользовался расположением своего дяди по материнской линии Ричарда (в 1189-1199 король Англии Ричард I Львиное Сердце). Вскоре после восшествия на престол Ричард I дал О. в качестве феода англ. графство Йоркшир (1190), но из-за протеста местных баронов отменил это решение. В кон. 1192 г. англ. король, возвращавшийся из 3-го крестового похода, был захвачен в плен австр. герц. Леопольдом V, который передал его имп. Генриху VI Штауфену (1191-1197, король Сицилии с 1194). В февр. 1194 г. кор. Ричарда I освободили в обмен на выплату огромного выкупа и выдачу неск. заложников, среди к-рых были О. и его младший брат Вильгельм. После возвращения О. в Англию (к дек. 1194) возник план его женитьбы на Маргарите, дочери шотл. кор. Вильгельма I Льва (1165-1214), с тем чтобы О. стал его наследником. Однако из-за недовольства части шотл. знати брак не состоялся. После смерти герц. Генриха Льва (6 авг. 1195) основная часть его владений перешла к старшему сыну Генриху († 1227), в результате женитьбы ставшему также пфальцграфом Рейнским. О. унаследовал лишь г. Хальденслебен (ныне земля Саксония-Анхальт). Осенью 1196 г. получил от англ. кор. Ричарда I богатое графство Пуату.

http://pravenc.ru/text/2581745.html

Анна Комнина Книга XII 1. Итак, я описала события после первой переправы Боэмунда, рассказала о кознях, которые он строил самодержцу, желая добыть себе скипетр Ромейской державы, о том, какой хитрый способ возвращения придумал Боэмунд и как он достиг цели, притворившись мертвым и морем прибыв на Корфу. Пусть же мое повествование обратится к последующим делам Боэмунда. Прибыв, как уже говорилось, на Корфу, этот испускающий зловоние «мертвец» через дуку острова разразился угрозами по адресу самодержца (об этом уже сообщалось в моем повествовании), потом отплыл в Лонгивардию 1205 и там принялся за осуществление своего замысла: в намерения Боэмунда входило вновь занять Иллирик, и с этой целью он старался собрать больше союзников, чем раньше. Он завязал переговоры с франкским королем 1206 о браке, и король отдал одну из своих дочерей 1207 в жены самому Боэмунду, а другую отправил морем в Антиохию к племяннику Боэмунда – Танкреду 1208. Затем Боэмунд собрал отовсюду многотысячную армию, вызвал из всех областей и городов графов вместе с их войсками и ускорил переправу в Иллирик. Когда до императора дошло известие, переданное ему Алексеем 1209, он сразу же направил письма во все области: Пизу, Геную и Венецию, заранее прося их жителей не позволить Боэмунду увлечь себя лживыми словами и перетянуть на свою сторону 1210. Ведь Боэмунд, объезжая все области и города, обрушивался с нападками на самодержца и называл его язычником и врагом христиан 1211. Когда кельты, в бесчисленном множестве переправившись с Запада в Азию, как бич, обрушились на Антиохию, Тир и все соседние города и области, Вавилонец 1212 захватил триста графов, заключил их в оковы и бросил в тюрьму; в тюрьме их содержали строго, как в старые времена. Узнав о пленении графов и о всех выпавших на их долю несчастьях, самодержец стал терзаться душой и думать лишь об их освобождении. Призвав к себе Никиту Панукомита и снабдив деньгами, отправил его к Вавилонцу вместе с письмом 1213, в котором просил вернуть ему этих пленных графов и обещал султану всяческие блага, если только тот освободит пленников от оков и вернет им свободу. Вавилонец принял Панукомита, выслушал то, что сообщал ему самодержец, прочел письмо и сразу же освободил графов от оков и вывел их из тюрьмы. Он, однако, не предоставил им полной свободы, а передал их Панукомиту, для того чтобы тот препроводил графов к самодержцу. При этом султан не взял ничего из отправленных ему денег. Один бог знает, почему он так поступил. Может быть, сумма была недостаточной для выкупа стольких графов, может быть, султан хотел избежать подозрения в сребролюбии, чтобы не показалось, будто он отдает пленников за плату, в то время как он от чистого сердца оказывал бескорыстную услугу императору, а может быть, Вавилонец просто рассчитывал на большее 1214.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.В. Корогодина Глава 19. Исповедь вельмож Исповедные тексты, предназначенные для вельмож, появляются в первой половине XVI в. 1208 Однако уже в текстах XV в. мелькают отдельные вопросы, формулировка которых подразумевает, что отвечать на них должен человек, стоящий выше остальных по социальному положению. В одном из иноческих поновлений XVI в. читается подряд несколько вопросов, которые сформулированы так, как если бы предполагалось, что кающийся инок в мирской жизни занимал высокое положение: «Согреших в посулоимании у праваго и у виноватаго мзды ради, и у церковнаго имания. Согреших в неправеднем богатьстве и в резоимании». 1209 Статьи составляют своеобразный подраздел в общем тексте: после них продолжаются обычные вопросы, применимые ко всем людям, безотносительно к их социальному положению. Присутствие подобных вопросов в текстах для мирян и иноков свидетельствует о том, что в XV – начале XVI в. определённые поступки уже сознавались как греховные, но вельможи ещё не расценивались как категория лиц, требующая отдельного внимания. В XVI в. из общих вопросников выделяются специальные «Вопросы вельможам». Надписания, открывающие такие тексты, подробно описывают, кто подразумевался под вельможами: «князья и бояре», «приказные властные», «служащие у властей», «судьи», «дети боярские», «власти мирские», «бояре, которые города держат и волости». Приходит осознание того, что вельможи – это люди, систематически сталкивающиеся с проблемами, которых другим людям не приходится решать. Властители постоянно попадают в ситуации, необычные для остальных людей. Люди, стоящие на верхних ступенях социальной лестницы, начинают рассматриваться как отдельная группа, непохожая ни на какую другую, хотя им присущи все те страсти и искушения, которым подвергаются обычные люди. Тексты для вельмож писались обычно после вопросника общего содержания и служили дополнением: если исповедовался вельможа, то после общего вопросника для него зачитывался ещё специальный, адресованный таким людям, как он. Если же на исповедь приходил мирянин, не занимающий особого положения в обществе, специализированный вопросник пропускался. На протяжении XVI в. тексты для вельмож существуют параллельно с общими вопросниками, в которых встречались отдельные статьи, обращённые к властителям. В XVII в. краткие вопросники и поновления, характерные для XVI в., сменяются более пространными текстами. Наблюдения над изменением покаянных текстов для вельмож позволяют сделать вывод о том, что наиболее кардинальные изменения касались восприятия тех или иных действий человека, а не самих реалий. Если в начале XV в. на исповеди не спрашивали, брал ли кающийся прикуп, перепродавая пленника, заботился ли о прибытке, исполняя наказ государя, судил ли по посулам, то это не означает, что подобных явлений не существовало. Это означает лишь, что они воспринимались как нормальные, не требующие осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

«Мы уже знаем, – говорит о, Булгаков, – из истории догмы, каковы были попытки справиться с этой проблемой об образе соединения двух природ. Первым заслуживающим внимания опытом было, конечно, аполлинарианство. Аполлинарий разрешил вопрос тем, что фактически лишил человеческое естество ипостаси. Формально он сделал это не в большей мере, нежели александрийство и халкидонство» 1204 , ибо «святоотеческое богословие выработало... понятие об νυπστασις, – во-ипостасирование человеческого естества в Божественной ипостаси... Согласно ему, человеческое естество во Христе присутствует в известном смысле неполно, лишенное своей собственной человеческой ипостаси, в этом заключается сила догмата о Богочеловеке; природа же человеческая приемлется полностью» 1205 . По мнению о. Булгакова, Аполлинарий именно эту человеческую ипостась имел в виду, когда говорил, что Логос заместил в человеческом естестве Богочеловека высшее начало в человеке, которое он называет πνεμα или νος; и которое соответствует ипостасному духу в природе человека 1206 . Таким образом, как свидетельствует прот. Булгаков, не только по учению Аполлинария, но и по учению св. отцов Церкви, – Господь, при воплощении или соединении Своего Божественного естества с естеством человеческим, восприял из последнего только тело и душу или одушевленное тело, a третью часть человеческого естества – дух или человеческую ипостась не восприял, но этот дух или человеческую ипостась заместил Своею Божественною Ипостасию. О. Булгаков полагает, что это учение в своей основе разделяется св. Афанасием Великим , ибо, указывая на его слово о воплощении, говорит: «Плоть ближайшим образом обозначает тело... Отсюда вочеловечение определяется, прежде всего, как восприятие тела. Это учение мы находим особенно у св. Афанасия, который довольствуется для учения о σρκοσιε понятиями σμα, тело и σρξ – плоть " 1207 . Но в полной мере означенное учение Аполлинария, по убеждению о. Булгакова, соответствует учению Халкидонского Собора. «При одинаковом составе со стороны психофизической – животной души и тела Адам и Христос отличаются в третьей, высшей части души. Во Адаме – человеческая ипостась, ибо дух, конечно, ипостасен; во Христе – Божественная Ипостась Логоса. Мы видим, в какой мере Аполлинарий предвосхищает основную схему Халкидонского догмата» 1208 . Таким образом, воспринятое Христом, как бы это ни определялось, для Аполлинария является человеком, т.е. вполне соответствует „человеческой природе“ Халкидонского догмата. Бог воспринимает всю полноту человеческой природы в свою Ипостась, ею замещая собственное духовное естество, ипостасный дух человека» 1209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Третья Книга Ездры Название книги Имя богодухновенного священника Ездры книга эта носит только потому, что написана от его лица, хотя и не принадлежит ему; ибо содержит мнения, несогласные с истиной, и факты вымышленные, – как увидим ниже. Третьей она называется потому, что кроме нее, известны в Библии две книги с именем Ездры. У латинян эта книга, поставляемая, обыкновенно, в конце всего Писания, называется четвертой, ибо кроме нее, у них известны три Ездрины книги 1208 . В еврейской же и греческой Библиях эта книга вовсе не находится. Писатель и время написания Происхождение первого, или еврейского отдела 3-й книги Ездры библиологи относят к ветхозаветному времени на том, главным образом, основании, что писатель его везде обнаруживает иудейские понятия и ветхозаветные взгляды на вещи. Доказательством сему может служить, напр., его мнение, будто, весь мир создан для Иудеев 1209 ; сюда же может относиться общность и неполнота учения о Мессии, смерть Которого представляется, как бы, общим уделом всех живущих, а служение Его, исключительно направленным для одной иудейской национальности, самое же явление Его изображается, как бы, окончанием мира 1210 . Сюда же может относиться учение о хранилищах душ, содержимых во аде 1211 . Определеннее же, написание еврейской части 3-й книги Ездры относят ко времени исполнения таинственного видения Ездрина об орле 1212 , т. е., ко времени свержения сирийского ига трудами Маккавеев, когда усилилось занятие законом и почтенное звание книжников особенно возвысилось. Одному из этих-то книжников, имя которого осталось неизвестным, и приписывается, обыкновенно, написание срединных глав 3-й книги Ездры (от 3 до 14 главы). В пору самых скорбных чувств от насилий иноплеменников, и в пору самых напряженных ожиданий Мессии-Избавителя, неизвестный писатель хотел возвысить веру и надежду своих соотечественников таинственными видениями и беседами о прошедших и будущих судьбах народа Божия. Происхождение второго, или греческого отдела 3-й книги Ездры относится учеными ко временам новозаветным, на основании множества находящихся в нем понятий, образов и даже выражений христианских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Генрих I. Золотая печать. XIII в. [лат. Henricus] (ок. 1174, Валансьен, Франция - 11.06.1216, Фессалоника), имп. Латинской империи (с 1206), младший брат Балдуина I Фландрского. Участник 4-го крестового похода и захвата К-поля крестоносцами. По условиям раздела Византийской империи получил во владение Адрамиттий, но находился там лишь в кон. 1204 - нач. 1205 г. Сопровождал Балдуина в походах во Фракию летом 1204 - весной 1205 г. В кон. апр. 1205 г., после поражения крестоносцев от болгар при Адрианополе и пленения имп. Балдуина, Г. назначен регентом. После известия о смерти Балдуина Г. 20 авг. 1206 г. был коронован в К-поле. Воевал против Болгарии, Никейской империи, Эпирского деспотата, Сербии и многочисленных местных греч. и лат. феодальных группировок на Балканском п-ове. Осенью 1206 г. совершил 2 похода на Болгарию, разграбил неск. городов, в т. ч. Веррию, Агафополь, Анхиал и Фермы. В февр. 1207 г. Г. женился на дочери Бонифация Монферратского. После неск. кампаний с переменным успехом летом 1207 г. Г. заключил перемирие с Никейской империей Феодора I Ласкаря , уступив ему Никомидию и Кизик, что дало латинянам возможность сосредоточить силы в борьбе на Балканах. В результате гибели болг. царя Калояна под Фессалоникой осенью 1207 г. Болгария была сильно ослаблена внутренней борьбой за власть; Г. сумел расширить владения Латинской империи во Фракии к северу от Адрианополя и Родоп. Осенью 1208 г. при Филиппополе он разбил болг. царя Борила. В кон. 1208-1209 г. Г. предпринял поход в Сев. Грецию, утвердил Димитрия, сына Бонифация Монферратского, на престоле Фессалоникийского королевства, установил вассальную зависимость Фессалоники, Афинского герц-ства и Морейского княжества от Латинской империи. В 1211-1213 гг. Г. вновь вел войну против Никейской империи. Осенью 1211 г. в битве на р. Риндак он разгромил Феодора Ласкаря, оккупировал почти всю территорию Никеи, кроме крепостей, но удержать ее не смог из-за партизанской войны против латинян со стороны местного греч. населения. По условиям мирного договора, заключенного в 1213 г., Г. присоединил к Латинской империи прибрежные области Троады и Мисии от Адрамиттия до р. Риндак. К концу правления Г. заключил союз с Борилом, к-рый в тот период вел междоусобную борьбу в Болгарии и нуждался в поддержке латинян. После смерти первой жены Г. вступил в брак с дочерью Борила.

http://pravenc.ru/text/162123.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010