[  назад  ] Церковь Крита - автономная Архиепископия Римская и первая византийская эра (64-824?) 1. Тит Апостол (64 - ?) 2. Артемий 3. Филипп (170 - 190) 4. Диоскор 5. Крескес (256) 6. Кирилл (303) 7. Петр 8. Мирон (около 350) 9. Иконий (431) 10. Мартирий (451) 11. Федор (553) 12. Иоанн I (597) 13. Павел (667) 14. Евмений I (668) 15. Василий I (680,692) 16. Андрей Киртский (711 - 726/740?) 17. Илия I (787) 18. Иоанн II 19. Стефан I 20. Никита I 21. Никита II Эра доминирования арабов (за пределами острова) (824 - 961) 22. Василий II (823 - 828) (в 828 в изгнании) 23. Василий III (879) (в изгнании) 24. Илия II (между 920 - 961) (в изгнании) Вторая византийская эра (961 - 1204) 25. Андрей II (конец 10 века) 26. Никита III 27. Стефан II (1028) 28. Иоанн III (1116 - 1172?) 29. Лев 30. Михаил 31. Константин I 32. Илия III 33. Василий IV 34. Константин II 35. Николай I 36. Иоанн IV 37. Мануил I 38. Мануил II 39. Николай II (ок.1200 - после 1224) (с 1211 в изгнании) Венецианская эра (вне Крита) (1204 - 1645) 40. Никифор I Москопоулос (1285 - 1322) 41. Макарий (1357) 42. Анфим (1371) 43. Игнатий (1381) 44. Прохор (1410) 45. Велиссарий (1499) Турецкая эра (1645 - 1898) 46. Неофит Пателларос (1646 - 1679) 47. Никифор II Скотакис (1646 - 1683) 48. Каллиник I (1683 - 1685?) 49. Арсений I (1687 - 1688) 50. Афанасий Каллиполитис (1688 - 1697) 51. Каллиник II (1697 - 1699) 52. Аресений II (1699 - 1701) 53. Иоасаф I (1702-1710?) 54. Константин Халкиопулос (1711-1716 и 1719-1722) 55. Герасим I из Киссамоса (1716 - 1719) 56. Даниил из Рефимона (1722 - 1725) 57. Герасим II Летицис (1725 - 1755) 58. Герасим III из Хиоса (1756 - 1769) 59. Захария Маридакис (1769 - 1786) 60. Максим Прогианнакопулос (1786 - 1800) 61. Герасим IV Пардалис (1800 - 1821) 62. Мефордий из Карпат (1823) 63. Каллиник III из Анхиалоса (1823-1830) 64. Мелетий I Николетакис (1831-1839) 65. Порфирий из Милета (1839) 66. Каллиник IV Гаргаладос (1839-1842) 67. Каллиник V Хугиас (1 марта 1842 – декабрь 1843) 68. Хрисанф с Лесбоса (декабрь 1843 – 24 августа 1850)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-kr...

В X-XI вв. в окрестностях В. вел отшельническую жизнь прп. Антоний Новый Веррийский , к-рый считается небесным покровителем города. Впосл. на месте пещеры, где он подвизался, возник скит Иоанна Предтечи, называемый также Веррийским, т. к. его история неразрывно связана с историей города. В кон. XI - нач. XII в. была образована особая Веррийская фема. С 1107 г. дукой В. был Константин Комнин, племянник имп. Алексея I (Ep. 123 - Gautier. P. 563). В письме к нему Феофилакт , архиеп. Охридский, называет Веррийскую кафедру «одной из прекрасных болгарских Церквей», но говорит о ее экономическом упадке (Ер. 16). Во 2-й пол. XII в. В. вновь была присоединена к Фессалоникийской митрополии К-польского Патриархата. Исследователи затрудняются определить, взятие какого из одноименных городов - В. Македонской или В. Фракийской - было осуществлено в 1186/87 г. братьями Петром и Иоанном Асенями ( Χιονδης. Τ. 2. Σ. 27). После захвата К-поля крестоносцами и распада Византийской империи в 1204 г. В. была включена Бонифацием Монферратским в состав лат. Фессалоникийского королевства, в В. служил католич. епископ. В 1205 г. город был захвачен болг. царем Калояном. В 1224 г. эпирский деспот Феодор Ангел Комнин Дука присоединил В. к своим владениям и она снова временно оказалась в составе Охридской архиепископии. К этому периоду относится роспись кафедрального храма Старой Митрополии. В 1246 г. В. завоевал никейский имп. Иоанн III Дука Ватац , в 1257 г.- эпирский деспот Михаил II Дука Комнин, в 1259 г.- буд. визант. имп. Михаил VIII Палеолог, и, т. о., она вошла в состав восстановленной Византийской империи (1261). При Михаиле VIII Палеологе В. была возведена в ранг архиепископии (после 1261), а с 1300 г.- митрополии. В кон. XIII в. Веррийскую кафедру занимал деятельный иерарх Антоний Малакис. На Влахернском Соборе 1285 г. он выступил с осуждением бывш. К-польского Патриарха Иоанна XI Векка и сторонников унии. Антоний Малакис известен также как заказчик иллюминованных рукописей (напр., Евангелие Athen. Ben. Vitr. 32 и Gött. Theol. 28).

http://pravenc.ru/text/158188.html

Ярослав-Фёдор Всеволодович, рождение 1190 † 1246; Великий Князь Владимирский, родоначальник угасших Великих Князей Московских и Тверских, князей Суздальских и Галицких, и угасших князей: Боровских, Можайских,Верейских, Углицких, Волоцких и Шемякиных; женат: 1. на княжне Ростислав Мстиславовне, дочери князя Новгородского Мстислава Мстиславовича; 2. на княгине Федосие (во инокинях Евфросиние) 34. Князь Глеб Всеволодович 35. Князь Владимир Всеволодович 36. Князь Иоанн Всеволодович Стародубский, родоначальник князей Стародубских 37. Князь Святослав-Гавриил Всеволодович Княжна Всеслава Всеволодовна, за князем Ростиславом Ярославичем Черниговским Княжна Верхуслава-Анастасия Всеволодовна, за князем Ростиславом Рюриковичем Смоленским Княжна Елена Всеволодовна † 1204 Княжна Сбыслава-Пелагея Всеволодовна КОЛЕНО XI: Святый Князь Василий Константинович Ростовский, рождение 7 декабря 1209 † 1238; замучен татарами за веру православную и за отечество, и причтён православною Церковию к лику Святых Князь Всеволод-Иоанн Константинович Ярославский, рождение 1210 † 1238 Князь Владимир Константинович Углицкий, рождение 1217 † 1249 Князь Всеволод Юрьевич † 1238 Князь Мстислав Юрьевич † 1238 Княжна Дубрава-Елена Юрьевна, за князем Василием Романовичем Галицким Княжна Феодора Юрьевна † 1238 Князь Дмитрий Святославович КОЛЕНО XII: 39. Князь Борис Васильевич Ростовский † 16 сентября 1278 40. Князь Глеб Васильевич Белозерский, родоначальник князей Белозерских † 13 декабря 1278 Князь Василий Всеволодович Ярославский Князь Андрей Владимирович Углицкий † 1261 Князь Роман Владимирович Углицкий † 1285 КОЛЕНО XIII: Князь Дмитрий Борисович Ростовский † 1294 Князь Василий Борисович † в молодых летах Князь Константин Борисович Ростовский † 1307 Княжна Мария Васильевна Ярославская, за князем Фёдором Ростиславичем Смоленским-Можайским (см. статью о князьях Вяземских) КОЛЕНО XIV: Князь Александр Дмитриевич Ростовский Княжна Василиса Дмитриевна, за Великим Князем Владимирским Андреем Александровичем Князь Михайло Константинович Ростовский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

По поводу этой ереси состоялось много соборов (782–799). Впрочем, адопцианизм не имел широкого распространения в Испании и почти совершенно исчез вскоре после смерти главарей ереси Феликса, епископа Ургельского, и Элипанда, архиепископа Толедского. В течение 700-летнего своего пребывания в Испании магометане принуждены были вести непрерывные войны с христианами, соединившимися между собою под названием моцарабов. И войны эти были неудачны для халифата, почти постоянно страдавшего от внутренних смут. Его территория часть за частью переходит в руки христиан. Карл Великий оттесняет арабов за Эбро и основывает так наз. Испанскую марку. Альфонс IV завоевывает г. Толедо и делает его резиденцией кастильских королей. Альфонс VII Кастильский расширяет свои владения до Гренады. И, наконец, Фердинанд Арогонский, женатый на Изабелле Кастильской, овладевает и самой Гренадой – этим последним оплотом мусульманского владычества в Испании (1492). Поражению магометанства в Испании много содействовали образовавшиеся здесь в XII в. три рыцарских ордена (Калатрава, Сан Яго де Компостелла и Алкантара), у которых на первом плане были поставлены религиозно-воинственные цели. Эти ордена продолжали существовать и после прекращения борьбы с арабами. Церковная жизнь в христианских государствах Испании, в период их борьбы с арабами, представляет мало изменений сравнительно с предшествующим временем. Влияние Рима усиливается: с одной стороны, папство в этот период достигает наивысшего могущества, а с другой, светская власть в сравнительно небольших испанских государствах не всегда была в силах, да и не всегда желала давать отпор папским притязаниям. Так, Дон Педро II, король Арагонский, поставил себя в такие отношения к папе, что оказался полным вассалом последнего (1204) и через это даже потерял свой трон. А Дон Педро III (1276–1285) чуть было не лишился короны из-за конфликта с папой Мартином IV, который едва не поднял против него целого крестового похода. Римское влияние дает себя знать и в церковной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192 Третий крестовый поход 1190–1197 Правление германского императора Генриха VI Гогенштауфена 1193–1980 Немецкий богослов–схоласт епископ Альберт Великий 1198–1216 Понтификат папы Иннокентия III 1202–1204 Четвертый крестовый поход Захват Константинополя крестоносцами 1204–1261 Латинская империя 1209–1229 Альбигойские войны во Франции «Детский» крестовый поход 1214–1292 Богослов и ученый Роджер Бэкон «Великая хартия вольностей» в Англии, Латеранский собор 1217–1221 Пятый крестовый поход 1220–1250 Правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1223–1226 Правление французского короля Людовика VIII Капета 1225–1274 Богослов–схоласт Фома Аквинский 1226–1270 Правление французского короля Людовика IX Святого 1228–1229 Шестой крестовый поход 1248–1254 Седьмой крестовый поход 1250–1254 Правление германского императора Конрада IV Гогенштауфена 1272–1307 Правление английского короля Эдуарда I Плантагенета Возрождение византийской империи 1261–1453 Династия Палеологов в Византии 1261–1282 Правление византийского императора Михаила VIII Палеолога 1263–1267 Гражданская война в Англии Возникновение английского парламента 1265–1321 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» 1266–1337 Итальянский живописец Джотто «Оксфордские провизии», выработанные «Бешеным парламентом» в Англии Восьмой крестовый поход Лионская уния Византии и Рима 1285–1314 Правление французского короля Филиппа IV Красивого Образование швейцарского союза 1294–1303 Понтификат папы Бонифация VIII 1297–1360 Св. Григорий Палама, основоположник исихазма 1300–1361 Немецкий мистик Иоганн Таулер Созыв Генеральных штатов во Франции, победа фландрского ополчения над французским войском в битве при Куртрэ («битва шпор»)

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

В 1204-1261 гг., когда К-поль находился в руках латинян, право поставления на Аланскую кафедру оспаривали иерархи Трапезунда - столицы империи Великих Комнинов . При Патриархе Иоанне Векке (1275-1282) к А. е. была номинально присоединена Зихийская епархия. В 1365 г. митрополит Алании «заступал место» митрополита Мелитинского. На рубеже XIV-XV вв. К-поль официально передал А. е. в юрисдикцию Трапезундской кафедры. После захвата Сотириуполя турками кафедра митрополита Алании на целое столетие переместилась в Трапезунд (1386-1461), а затем в Севастию (совр. Сивас). Аланские митрополиты, сталкиваясь с процветавшей в М. Азии работорговлей, не допускали продажи в рабство христиан. В 60-е гг. XIV в. А. е. принадлежали также храм Богородицы Афинской в Сотириуполе (т. н. Лазская ц.), ц. Богородицы Утешительницы в Трапезунде, подворье в Керасунте - на пути из Алании в Византию, а также «места около Алании, Кавкасии и Ахохии». Из митрополитов Алании известны: Николай (995-998); Климент (1032); Евстратий (?); Иоанн Монастириот (ок. 1105); Георгий (1170-1178); Феодор (1223-1226); Никита (ок. 1285); Лаврентий (1341-1347); Симеон (ок. 1348); Каллист (1363-1365); Феодор Панарет (ок. 1391); Мелетий († 1447, похоронен в Трапезундском мон-ре св. Саввы). Подпись Пахомия, архиеп. Алании, стоит под эдиктом К-польского Собора, утвердившего Патриаршество в России (май 1590). Позднее территория бывш. А. е. на Сев. Кавказе фактически перешла в юрисдикцию РПЦ, входя в разное время в состав Астраханской, Донской, Кавказской, а в наст. время Ставропольской епархий. Искусство и архитектура. Ареал распространения восточнохрист. церковно-археологических древностей на Сев. Кавказе примерно соответствует границам бывш. А. е. Нельзя исключать возможности отнесения нек-рых памятников христ. древности к периоду VI-IX вв., поскольку уже тогда предпринимались попытки христианизации алан. В памятниках монументального зодчества А. е. отражена сложная картина историко-политических коллизий Зап. Алании в X-XVI вв.

http://pravenc.ru/text/Аланской ...

Во время гонений при Юлиане Отступнике обитель была разрушена, но затем преподобные Симеон и Феодор вернулись и восстановили ее. Прп. Евфросиния построила для себя небольшую келью рядом с мон-рем. Основатели М.-С. подвизались долгие годы и скончались в мон-ре; их честные главы являются реликвиями обители. Икономос также считал, что иконоборчество стало важным рубежом в истории мон-ря: согласно «Ктиторикону...», в 840 г. еретики сожгли М.-С. О жизни мон-ря в X-XII вв. свидетельств не сохранилось, кроме высокохудожественных византийских рукописей, украшенных миниатюрами. Они указывают на процветание мон-ря, существование местного скриптория и его связь с ведущими религ. центрами Византийской империи. После захвата К-поля (1204) крестоносцы завоевали Пелопоннес и основали Ахейское княжество. По преданию, франки явились в М.-С. и хотели забрать икону, но, когда их предводитель протянул к ней руки, невидимая сила парализовала половину его тела. Благотворителем М.-С. стал имп. Андроник II Палеолог (1282-1328). По его инициативе мон-рь получил статус патриаршего и ставропигиального. В 1285 г. было построено большое монастырское здание. Хрисовул Иоанна VI Кантакузина (1341-1355), впервые опубликованный Икономосом, подтверждал привилегии, дарованные М.-С. предшествующими византийскими императорами, и его владения. В 1354 г. патриаршим сигиллием игуменом М.-С. был назначен митр. Ст. Патр Макарий, кафедра к-рого находилась в тяжелом материальном положении. Возможно, православному иерарху пришлось искать новую резиденцию из-за присутствия в Ст. Патрах лат. архиепископа. В 1400 г. (в исследовательской лит-ре также встречаются даты 1440 и 1460) процветающий мон-рь был разрушен пожаром. Видимо, этим воспользовались латиняне, которые в 1447 г. снова пытались забрать икону. Но в источниках упоминается, что тогда этому воспрепятствовало внезапно случившееся землетрясение. О действовавшей в М.-С. школе известно благодаря тому, что ее учениками были Иерусалимские патриархи Досифей II Нотара (1669-1707) и Хрисанф (1707-1731). Сигиллий 1639 г. К-польского патриарха Парфения (1639-1644) обновил привилегии М.-С., из этого документа известно, что тогда в мон-ре подвизалось 150 монахов. В 1640 г. М.-С. пострадал от пожара так серьезно, что «не осталось камня на камне». В следующем году игум. Симеон Крокида начал восстанавливать мон-рь. В связи с утратой хрисовулов и др. документов, фиксировавших выплаты М.-С. тур. властям (примерно 6 тыс. аспр ежегодно), султан Мехмед IV в 1674 г. издал берат, освобождавший М.-С. от др. налогов. В этом документе упоминаются монастырские подворья в Калаврите, Востице, Ст. Патрах и Гастуни.

http://pravenc.ru/text/Мега-Спилео.html

Зоей буд. имп. Михаила V Калафата. В 1078 г. здесь отрекся от престола имп. Михаил VII Дука. В 1081 г. в храме скрывались знатные дамы из семейства Комнинов, поднявшего мятеж против имп. Никифора III Вотаниата. Ок. 1285 г. здесь проходил Собор, на к-ром Византия отказалась от Лионской унии 1274 г. и был осужден низложенный патриарх Иоанн XI Векк. 13 мая 1347 г. во Влахернском храме состоялись коронация Иоанна VI Кантакузина и его жены и венчание имп. Иоанна V Палеолога с Еленой, дочерью Кантакузина, весной 1354 г. был коронован имп. Матфей Кантакузин. В 1204 г., после захвата К-поля крестоносцами, в церкви разместилась община каноников, к-рая вскоре наряду с неск. др. вновь образованными католич. мон-рями К-поля отказалась участвовать в выборах лат. патриарха и не признавала его до 1217 г. Позднее, еще до освобождения К-поля, церковь была выкуплена православными и вошла в юрисдикцию К-польских Патриархов, живших в изгнании в Никее. В 1348 г. пираты разграбили храм и убили неск. священников. 29 февр. 1434 г. на деревянной крыше храма возник пожар, полностью уничтоживший постройку, и она более не восстанавливалась. Все святыни храма были утрачены. Руины церкви (или какой-то части дворца В.) были известны в Стамбуле до XIX в. Несмотря на разорение, среди правосл. населения Османской империи источник пользовался большим почитанием. К нему совершались крестные ходы в субботу Акафиста и на праздник Положения Честной ризы Божией Матери (2 июля). Вода из этого источника протекала под городской стеной и впадала в море. От XVII в. сохранились свидетельства о чуде, когда в день потопления вражеского флота (2 июля) вода в море, куда впадал источник, становилась кровавой и сохраняла этот цвет до 1 сент. «Оберегает все то место, откуда течет святая вода, русская полонянка, для того, что ей указано с тех людей, кто к святой воде придет, брать по деньге с человека, и тем она питается» (Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С.

http://sedmitza.ru/text/737064.html

В X веке в состав канонической территории Константинопольского Патриархата была включена малоазийская область Исаврия (924 г.), после чего вся территория Малой Азии (кроме Киликии) вошла в каноническую юрисдикцию Нового Рима. В то же время в 919-927 гг., после учреждения патриаршества в Болгарии, под омофор последнего из-под церковной власти Константинополя отошла почти  вся северная часть Балкан (современные территории Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии, части территории Румынии, а также Боснии и Герцеговины). Однако важнейшим событием в церковной истории Х столетия, без сомнения, стало второе Крещение Руси, проведенное в 988 святым равноапостольным великим князем Владимиром (978-1015 гг.). Представители Константинопольского Патриархата сыграли при этом немалую роль в становлении Русской Церкви, находившейся вплоть до 1448 года в теснейшей канонической связи с Цареградским патриаршим престолом. В 1054 году, с отделением Западной (Римской) Церкви от полноты Православия Константинопольский Патриарх становится первым по чести среди всех Предстоятелей Православных Поместных Церквей. Одновременно, с началом в конце XI века эпохи Крестовых походов и временным изгнанием со своих престолов православных патриархов Антиохии и Иерусалима, епископ Нового Рима начинает усваивать себе исключительный церковный статус, стремясь к установлению тех или иных форм канонического превосходства Константинополя над другими автокефальными Церквями и даже к упразднению некоторых из них (в частности, Болгарской). Впрочем, падение в 1204 году под ударами крестоносцев столицы Византии и вынужденное перемещение патриаршей резиденции в Никею (где патриархи пребывали с 1207 по 1261 гг.) побудили Вселенский Патриархат согласиться с восстановлением автокефалии Болгарской Церкви и предоставлением автокефалии Церкви Сербской. Отвоевание Константинополя у крестоносцев (1261 г.), по сути, не улучшило, а скорее ухудшило реальное положение Константинопольской Церкви. Император Михаил VIII Палеолог (1259-1282 гг.) взял курс на унию с Римом, с помощью антиканонических мер передал бразды власти во Вселенском Патриархате униатам и учинил жестокие, невиданные со времен кровавых иконоборческих репрессий преследования сторонников Православия. В частности, с санкции патриарха-униата Иоанна XI Векка (1275 – 1282 гг.) произошел не имеющий аналогов в истории разгром византийским христианским (!) войском монастырей Святой Горы Афон (в ходе которого немалое количество монахов-афонитов, отказавшись принять унию, просияло в подвиге мученичества). После смерти преданного анафеме Михаила Палеолога на Влахернском Соборе 1285 года Константинопольской Церковью были единодушно осуждены и уния, и догмат о «filioque» (принятый за 11 лет до этого Западной Церковью на соборе в Лионе).

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

В 1300–1320-х годах исихазм существовал в форме религиозной практики, распространенной по периферии Византийской империи, и не играл сколько-нибудь заметной роли в культурной и религиозной жизни Афона и Константинополя. Г. М. Прохоров, характеризуя на основе анализа агиографической литературы эти два относительно застойных десятилетия в религиозной жизни Византии, подчеркивает: «Даже на всем Афоне в это время молодой Григорий Синаит , специально разыскивавший молитвенников-исихастов, смог обнаружить лишь трех монахов, которые упражнялись немного и в созерцании» 32 . Духовный упадок в Византии был последствием разрушительного крестового похода 1204 г. и гонений на православие. Оккупация Византии крестоносцами сопровождалась вторжением на Святую Гору Афон. Так, в 1205 г. Афон был оккупирован и разорен рыцарями IV Крестового похода, в 1259 и 1285 годах он вновь подвергся нападениям латинян, а с 1307 по 1309 год его захватывали и грабили католики-каталонцы. Во времена Крестовых походов, периода упадка царской власти (1204–1261 гг.) Афон терпит гонения и разорения со стороны римского папства, а также насильственное насаждение церковной унии с Римом. Афонские монахи подверглись жестокому преследованию за устойчивость в исповедании православия. Мученически завершают свою жизнь многие святогорцы в священных обителях Иверон, Ватопед, Зограф. Некоторые историки не без оснований пишут, что после катастрофы 1204 г. образовались фактически две империи – Латинская и Венецианская. Венецианские дожи стали именовать себя «властителями четверти и получетверти Византийской империи». Падение Византийской империи отразилось на всем дальнейшем ходе истории стран Востока и Запада, сказалось оно и на будущем России, тесно связанной с Византией в церковном отношении. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и восточного христианства («Четвертый крестовый поход. Восток-Запад: Великое противостояние». Пер. V гл. из «A History of the Crusades» под ред. Кеннета М. Сеттона). Первая попытка искусственного соединения Западной и Восточной церквей так и не удалась; Лионская уния привела к разъединению внутри Восточной Православной церкви. В историю Православной церкви Лионская уния вошла как одна из самых позорных страниц православно-католических отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010