О торжествах 800-летия со дня рождения святого Александра Невского рассказали журналистам сентября 2021 О праздновании в Санкт-Петербурге 800-летия святого Александра Невского шла речь на пресс-конференции в Доме журналиста 9 сентября. Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий рассказал, что проведены первоочередные реставрационные работы по так называемой " парадной " линии монастыря, вдоль которой пройдут основные торжества 12 сентября. Однако масштабная реставрация еще ожидает монастырь в ближайшее десятилетие. В ноябре будет принята ее программа. Год 800-летия со дня рождения святого Александра Невского в Санкт-Петербурге был открыт 6 декабря 2020 года в церковный день его памяти и закроется 6 декабря 2021-го. Прошло множество мероприятий, о них можно прочитать на сайте anevsky800.ru . Среди особо интересных владыка назвал выставку в Российской национальной библиотеке, где впервые представлены оригиналы древних летописных сводов, а также экспозицию богослужебных икон святого из храмов митрополии, которая прошла с 11 июня по 12 июля. Наместник рассказал о программе праздника - дня перенесения мощей святого Александра Невского 12 сентября. По церковной традиции он начнется вечером 11 сентября. В 17:00 в Свято-Троицком соборе лавры Всенощное бдение возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . 12 сентября приходится на воскресный день и, чтобы распределить потоки людей, желающих принять участие в празднике, в лавре будут совершены три литургии. В 6:45 в Феодоровской церкви и в 7:45 в Надвратной Скорбященской церкви пройдут ранние богослужения. В 10:00 в Свято-Троицком соборе Божественную литургию возглавит Святейший Патриарх Кирилл . Около 12:00 предполагается выход малого крестного хода с мощами святого на площадь перед лаврой. После молебена горожан и гостей города поздравят официальные лица, кавалерам ордена Александра Невского вручат цветы. По площади торжественным маршем пройдут рота почетного караула и курсанты военных училищ.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Министерство культуры России рекомендует подписываться на «Фому»/ Редакция информирует о полученном письме Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александра Соколова , в котором выражается поддержка «культурно-просветительскому журналу «Фома»» и сообщается, что Министерство рекомендует его региональным органам управления культуры «для распространения через систему библиотечной подписки». (Воспроизведена фотокопия письма)//Фома. - – сентябрь 2007. – С.10. – (рубрика « Грани »). Телецитата: Совместный проект журнала «Фома» и передачи 3-го канала «Русский взгляд»: Протоиерей Максим Козлов , настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском Государственном Университете. То, что разжигает искру вечности. Цитата из выступления 22 апреля 2007 года (тема эфира - «Современное искусство»): «Что такое православное искусство?..». Фото Евгения Глобенко //Фома. - – сентябрь 2007. – С.11. – (рубрика « Телецитата »). Грани: Совместный проект журнала «Эксперт», Института общественного проектирования (главный редактор журнала и директор Института – Валерий Фадеев) и журнала «Фома»: Реальная Шаг девятый. Карьера и вера /Автор Михаил Тарусин. Материал проиллюстрирован таблицами и диаграммами, составленными по результатам социологических опросов//Фома. - – сентябрь 2007. – С.12-14. – (рубрика « Грани »). Начало см. в 1-8 журнала «Фома» за 2007 год. Реклама : С.15. Владимир Легойда . Культурный код : Колонка главного редактора; Фото Игоря Верещагина//Фома. - – сентябрь 2007. – С.16. – (рубрика « Грани »). Тема номера: Письмо десяти академиков: (На заставке «Синодальная библиотека Андреевского мужского монастыря в Москве и здание Российской Академии Наук». Фото Сергея Тетерина) Рассеять бесплодные страхи / Редакция //Фома. – – сентябрь 2007. – С.19. – (рубрика « Тема номера: Письмо десяти академиков »). Вступительное слово к разговору по поводу всколыхнувшего общественность письма десяти академиков РАН (двое из них - Виталий Гинзбург и Жорес Алферов – лауреаты Нобелевской премии), направленного президенту страны. Главной темой послания стал протест против растущей, по мнению авторов, «клерикализации российского общества».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-53-s...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 71. Библейский пост Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем наши исследования в области поста и воздержания. Сегодня вы узнаете, как о посте учит Библия. В библейском понимании, как и в переводе с еврейского слово «пост» [евр. цум, означает буквально «затягивать внутренности»], т.е. воздерживаться от пищи. И в русском языке термин «пост» включает в себя понятие «пустоты», указывая на пустоту желудка… Какие Библия представляет виды постов: В некоторых местах Писания встречаются свидетельства о том, что люди по время поста отказывались не только от еды, но и от воды (Иона, 3:5–8; Деяния, 23:12), хотя в библейском понимании пост – это воздержание только от пищи, а пить воду (особенно, во время продолжительных постов) не запрещается. Следовательно, по Библии есть: Продолжительность постов Библия описывает посты длительностью: от 1 до 40 дней. Но сразу оговоримся, что продолжительными были лишь индивидуальные и нерегулярные посты (так сказать по особым, исключительным случаям). Такими были неповторимые 40-дневные посты Моисея на горе в присутствии Бога ( Исх.34:28 ), и пророка Илии перед явлением ему Бога ( 3Цар.19:8-12 ). Царь Давид не ел 7 дней, вымаливая жизнь родившемуся от прелюбодеяния младенцу ( 2Цар.12:16-21 ). Всенародный же (общественный) пост, как правило, длился не более 3 дней. Так в течение 3 дней постились евреи, когда решалась их судьба во дни царствования Артаксеркса при Есфири ( Есф.4:16 ) и ослепший от видения Савл не ел и не пил три дня, пока не был прощен ( Деян.9:9 ). О более продолжительных сроках поста в Библии не упоминается. Помните, мы говорили с вами о сезонных постах?! Так вот те посты 4, 5, 7 и 10 месяца, о которых упоминает пророк Захария ( Зах.8:18-19 ) все были однодневными, в воспоминание скорбных событий еврейской истории. Так пост, называемый «Фаммуз», совершался в 9ый день 4го месяца (июнь) в память о взятии Иерусалима халдеями и прекращения священных жертв ( Иер.52:6 ). А пост, называемый «Ава», совершался в 10-ый день 5го месяца (июля), в день сожжения храма Соломона и разрушения Иерусалима Навузарданом ( Иер.52:12 ). Пост, называемый «Тишри» (сентябрь), соблюдался в 3й день 7го месяца в память убийства Годолии, поставленного царем Вавилонским начальником над Иудеей ( Иер.41:1 ). В 10-ый день 10-ого месяца (декабрь) в день осады Иерусалима соблюдался еще один пост «Тевет» ( Иер.52:4 ). Ну, была еще парочка похожих постов. Например, пост 10-го дня 7го месяца был установлен Богом для сугубого очищения грехов. А еще известен пост 13-го дня 12-го месяца «Адара» (февраля) в память поста Есфири. И все!!!… Больше постов Закон не предписывал…

http://azbyka.ru/video/71-biblejskij-pos...

Пермь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной на Слудской горе. Слудская церковь Карта и ближайшие объекты В ночь с 9 на 10 сентября 1918 г. были арестованы и заключены в исправительное арестантское отделение священники Свято-Троицкой церкви на Слудке г. Перми Евгений Будрин и Константин Широкинский. Причем, у священника Широкинского, по свидетельству наблюдателей 8-го квартала, где проживала его семья, была больная жена и 4 детей в возрасте до 16 лет. В связи с этим арестом 28 сентября 1918 г. поступило заявление от градо-Пермского духовенства, датированное 24 сентября 1918 г., за подписью 33 священников, дьяконов, псаломщиков: «Настоящим просим Пермский Губернский чрезвычайный комитет разрешить нам взять на поруки арестанта: священника Константина Широкинского, так как его отсутствием тягота службы в его обширном приходе ложится тяжелым бременем на его сослуживцев, обязанных притом обеспечивать полным содержанием семью заключенного». От детей священника в Пермский губернский чрезвычайный комитет поступило три прошения, в которых просили «освободить от ареста кормильца и отца Константина Григорьевича Широкинского ради голодных детей и больной матери». Сами арестованные священники Евгений Будрин и Константин Широкинский 12 сентября 1918 г. написали прошение об объяснении причины ареста. В нем говорилось: «…мы просим вызвать нас на допрос по возможности в первую очередь и освободить нас на том основании, что 1) никаких контрреволюционных выступлений против Советской власти мы не делали, 2) за выбытием нас из прихода, для отправления приходских богослужений и треб священников более не осталось, поэтому обычный строй приходской жизни сам собой нарушается и 3) подготовить к исполнению инструкции для проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства за отсутствием нас будет некому. Между тем нами по получении (30 августа) Известий Московского Центрального Комитета были тотчас же приняты необходимые шаги к исполнению сказанной инструкции, а именно, было назначено, с разрешения комитета по борьбе с контрреволюцией, заседание приходского Совета с целью выработать необходимый порядок работы по производству описи церковного имущества для передачи Совдепу, каковая опись требуется в 3-х экземплярах».Однако, несмотря на это, 4 октября 1918 г. Пермская губернская чрезвычайная комиссия (а не комитет), рассмотрев дело по обвинению священника К.Г. Широкинского «как монархиста и контрреволюционера», постановила: «Гражданина Широкинского объявить вне закона и расстрелять», приняв во внимание, «что факт принадлежности Широкинского к монархизму и как контрреволюционера установлен».

http://sobory.ru/article/?object=02912

архимандрит Леонид (Кавелин) Содержание I. Письмо Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского II. Письмо лечившего старца медика, к одному из скитских братий     Печатать позволяется с тем, чтобы по напечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров сей книги. Сентября 22 дня, 1860 года. Цензор, архимандрит Порфирий Блажени мертвии, умирающии о Господе. Ей, почиют от трудов своих ( Откр. 14:13 ). Иже сотворит и научит сей велий наречется в царствии небесном ( Мф. 5:19 ). 7-го сентября, в 7 часов утра 1 1, после 12-ти дневной тяжкой болезни, мирно предал дух свой в руци Божии один из наиболее известных русскому православному народу современных нам подвижников благочестия, имя которого с благоговением повторялось в самых отдаленных краях России, а духовная деятельность простиралась далеко за пределом той пустынной обители и тесной кельи, в которой проводил он сокровенную свою в Боге жизнь. Многие из пользовавшихся духовными наставлениями Старца обращаются к нам словесно и письменно с просьбою сообщить им подробности о последних днях жизни и кончине их и нашего отца и наставника; сии неискусные строки служат ответом на их благочестивое желание. 23-го августа. Старец присутствовал, на монастырской гостинице, при блаженной кончине одной из преданных ему жен, болярыни Марии 2 2, матери одного ученика его; прослезившись Старец назвал эту тихую, наподобие угашенной свечи, кончину «преподобническою», промолвив: «Я считаю себя счастливым, что Бог сподобил меня видеть кончину праведную!» 3 3 25-го августа, накануне празднования явления чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, Старец, который особенно чтил эту икону, как и его духовный друг и спостник иеросхимонах Леонид, по ежегодному своему обычаю, отправил в честь ее, в своей келье, с несколькими из приближенных учеников, всенощное бдение, и отошел ко сну в здравом состоянии духа и тела, преподав обычное благословение ученикам, которые разошлись с миром по своим келиям, не имея по-видимому никаких причин ожидать той скорби, которую породил им находящий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Скачать epub pdf 7-го сего Сентября, в 9 часов 20 минут вечера, Новгородско – С.-Петербургская митрополия осиротела, а вся православная российская церковь понесла большую утрату: маститый старец, исполненный дней, высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финдяндский, первенствующий член всероссийского Синода и главный попечитель и председатель совета Императорского человеколюбивого общества, почил в Бозе на исходе 93-го года своей жизни, на 68 году служения в священном сане, на 58 г. служения епископского и на 33 г. служения в сане первосвятителя всей русской церкви; к нему вполне приложимы слова ветхозаветного мудреца: вниде во гроб якоже пшеница созрелая во время пожатая, или якоже стог гумна во время свезенный! – Годы, и постепенно, хотя и медленно, слабевшия силы почившего владыки повидимому должны-бы были приготовить всех к мысли о близкой разлуке с ним, тем не менее кончина его является как-бы внезапною и неожиданною; так привыкли все видеть его бодро и неизменно, в течение нескольких десятилетий, стоящим на высоком, видном для всех, посту и так долго стоял он здесь, светя и согревая своею непоколебимою верою и строгою верностию учению и уставам православия, своим светлым умом, преизобильным богатством жизненного опыта, неистощимым запасом благодушия и любовию. Высокопреосвященный Исидор, в мире – Иаков Сергеевич Никольский, сын диакона села Никольского, Каширского уезда, Тульской губ., родился 1 октября 1799 года. По окончании курса учения в Тульской семинарии (1821 г.) и С.-Петербургской Духовной академии в 1825 г., в августе того-же года был пострижен в монашество и определен баккалавром в академию, 5-го же сентября был рукоположен в иеромонаха. Служба при академии продолжалась до августа 1829 г. Затем почивший архипастырь последовательно занимал места: ректора семинарии Орловской (с августа 1829 г.), Московской (с июля 1833 г.), викария Московской епархии (с ноября 1834 г.), епископа Полоцкого (с июля 1837 г.), епископа (с июля 1840 г.), а затем архиепископа Могилевского; 12 ноября 1844 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Глава 12 11.09.2012 516 Время на чтение 24 минут Книга I. Главы 1-2; Главы 3-4; Главы 5-6 Главы 7-8; Главы 9-10; Глава 11 Август и сентябрь 1915-го года. - Г. Могилев на Днепре и его власти. - Приезд Государя 23-го августа. Приказ о вступлении в командование. - Сплетни. - Первый день. - Отъезд В. Кн. Николая Николаевича. - После отъезда. - Письмо Государя. - Расквартирование в губернаторском доме. - Порядок жизни. - Начальник Штаба генерал Алексеев. - Генерал-квартирмейстер Пустовойтенко. - Генерал Борисов. - Приезд В. Кн. Бориса Владимировича. - Визит Царицы Александры Федоровны В. Кн. Марии Павловне. - Приезд других Великих Князей. - Брат Государя. - Дикая дивизия и ее подвиги. - Приезд В. Кн. Кирилла Владимировича, Георгия Михайловича и Димитрия Павловича. - Министерский кризис. - Прогрессивный Блок и роспуск Гос. Думы. Царица и премьер Горемыкин. - Приезд Горемыкина в Могилев. - Роспуск Госуд. Думы. - Несогласия среди министров. Заседание Совета министров в Царской Ставке 16-го сентября. - Впечатление в Армии от перемены главного командования. - Перемена положения на фронте. Вильно-Молодеченская операция. - Возвращение Государя 23-го сентября в Царское Село. - Предсказание Распутина. Могилев губернский (47.591 жителей по переписи 1897 г.) раскинулся на высоком берегу Днепра в 734 верстах от Петербурга и в 563 от Москвы . На самом возвышенном его пункте, над рекой, белеет губернаторский дом и здания присутственных мест. Около дома сад. А невдалеке, над самым откосом городской общественный садик, из которого открывается прелестный вид на реку и Заднепровье. Петр Великий, воюя с Карлом XII-ым, жил в Могилеве в 1704 году. Екатерина Великая там принимала Франца Иосифа II-ro. Тогда Императрица заложила в городе собор Св. Иоасафа. В нем хорошо сохранились несколько икон кисти Боровиковского, писанные на медных досках. Хранится в церкви и евангелие, вышиною в один аршин и шириною в 11 вершков, заделанное в серебряный оклад, весом один пуд двадцать пять с половиной фунтов, подарок Императрицы Елизаветы Петровны.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/12/...

Н.Д. Иванчин Предлагаемые вниманию читателей и печатаемые ниже письма Николая Дмитриевича Иванчина-Писарева к бывшему профессору Московского Университета, известному археологу Ивану Михайловичу Снегиреву переданы были мне покойным академиком Л. Н. Майковым для приготовления их к печати. Леонид Николаевич справедливо считал их заслуживающими внимания как со стороны содержания, так и-в смысле материала для характеристики своеобразной личности Иванчина-Писарева. Биография последнего, составленная В. И. Саитовым, помещена в «Русском Биографическом Словаре» 1 ; но, чтобы познакомить читателя с жизнью этого ревностного любителя литературы и дилетанта историка, считаю нелишним изложить здесь главные факты его биографии, пользуясь как вышеназванной работой В. И. Саитова, так основываясь и на некоторых других, мною собранных сведениях. Н. Д. Иванчин-Писарев, сын достаточного и родовитого дворянина, помещика Московской, Калужской и Тульской губерний, отставного гвардии подпоручика Дмитрия Петровича и Александры Яковлевны, рожденной Пашковой, – родился в Москве 30-го сентября 1790 года 2 . Детство его прошло в патриархальной, строгой семье, в мирной деревенской обстановке: Иванчины-Писаревы проживали в имении, доставшемся Александре Яковлевне в приданое от отца ее Якова Михайловича, – селе Рудинах (или Рудинках), Серпуховского уезда Московской губернии. Здесь-то вырос наш писатель 3 и здесь получил он свое образование под руководством гувернёров-иностранцев, которые, однако, отнюдь не заглушили в нем любви к родине: Иванчин-Писарев был всегда горячим патриотом, открыто заявив себя врагом галломании, господствовавшей у нас в эпоху Отечественной войны. Окончив свое образование, которое можно назвать весьма основательным, изучив языки французский, немецкий и итальянский, молодой Иванчин-Писарев начал службу, вступив, 2-го марта 1804 года в Московскую контору запасных магазейнов губернским регистратором, но уже в декабре этого года уволился оттуда, с тем, чтобы перейти (22-го декабря) в Московский почтамт, – сперва «сверх комплекта»; в 1809 году он получил здесь чин губернского секретаря и продолжал свою службу сперва под начальством Ф. П. Ключарева, а после его ареста – при Д. П. Рунич и И. А. Рушковском. Нет сомнения, что в почтамте Иванчин-Писарев исполнял поручения, сообразные с его образованием и знанием языков; так, например, известно, что он был, в течение пяти лет, почтамтским цензором 4 . Выйдя в отставку 12-го мая 1814 года в чине коллежского секретаря 5 , он поселился в деревне и проживал, по большей части, в доставшихся ему 1826 году, по разделу со средним братом его Петром Дмитриевичем, Рудинках 6 , занимаясь сельским хозяйством, а досуги свои посвящая литературным занятиям, к которым имел склонность еще. с юношеских лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Распутин-Новый Григорий Ефимович. Краткое жизнеописание К 100-летию со дня мученической кончины 29.12.2016 1934 Время на чтение 40 минут Где упомянут : Письма Государыни Императрицы Александры Феодоровны: N1. Август 1917 г.; N 8. 20 Декабря1917 г.; N 15. 5-го Февраля 1918 г.; N 23. 8/21 Апреля 1918 г. Григорий Ефимович Распутин-Новый (09.01.1869, ст. ст., - 17.12.1916, Санкт-Петербург), крестьянин слободы Покровской, Тюменского уезда, Тобольской губернии. Отец - Ефим Яковлевич Распутин; мать - Анна Васильевна, ур. Паршукова. Родился 9 января 1869 г (ст. ст.). Крещен священником Николаем Титовым 10 января 1869 в день памяти святителя Григория Нисского, в честь коего и назван. Восприемники (крёстные): дядя Матвей Яковлевич Распутин и девица Агафья Ивановна Алемасова. 17 лет отроду (1886 г.) сподобился явления Матери Божией в образе иконы Казанской. На месте чудесного явления в селе Покровском до революции был установлен поклонный крест, уничтоженный при большевиках. 2-го февраля 1887 г. венчался с Прасковьей (Парасковьей, Параскевой) Фёдоровной Дубровиной - «крестьянской девицей деревни Дубровной». У них родилось семеро детей: Михаил - родился 29 сентября 1888 года, умер 16 апреля 1893 года от скарлатины; Анна - родилась 29 января 1892 г, умерла 3 мая 1896 г. от коклюша; Георгий - родился 25 мая 1894 г., умер через три с половиной месяца от «поноса»; Дмитрий - родился 25 декабря 1895 г.; Матрена - родилась 26 марта 1898 г.; Варвара - родилась 28 ноября 1900 г.; Параскева - родилась 11 октября 1903 г., умерла 20-го декабря 1903 г. от коклюша. В 1892-1893 гг. отправился в своё первое странничество Христа ради, после чего регулярно совершал непродолжительные паломничества по святым местам. В 1892 г во время эпидемии холеры в Тюмени, когда в городе умерло 1216 человек, трудился санитаром-добровольцем в «заразном» холерном бараке Тюменской больницы (в советское время городская больница N 3, ул. Даудельная, 1). Примерно в 1895-1900 гг. испытал духовный перелом, причиной которого стали два события. Первое событие - разговор с учёным иеромонахом, студентом Казанской духовной академии Мелетием Зборовским (не раньше 1898 г) (впоследствии, епископ Якутский и Вилюйский Мелетий (Зборовский)). Второе событие - чудесное явление во сне Божией Матери. Испытав внутреннее озарение, отправился в длительное странствие (примерно в 1900 г. после рождения дочери Варвары). По-видимому, какое-то влияние было оказано со стороны крестьянина-богомольца Дмитрия Ивановича Печёркина, в последствии ставшего его духовным другом.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

Александр Бабич Скачать epub pdf Иеремия (Соловьев) – епископ Кавказский и Черноморский (1799 –1884 г.) В данной публикации представлен биографический очерк о епископе Кавказском и Черноморском Иеремии (Соловьеве) , составленный священником Алексеем Воскресенским и опубликованный в Ставропольских епархиальных ведомостях 11. 1907 г. 1 июня. С. 589–603; 12. 1907 г. 16 июня. С. 645–658). Иеремия (в миру Иродион Иванович Соловьев, в схиме Иоанн), епископ Нижегородский и Арзамасский, родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии. С 1810 года обучался в Орловской (Севской) духовной семинарии. 10 сентября 1820 года, вскоре после окончания семинарии, определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище. 14 августа 1827 года по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса. В 1828 году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 7 сентября 1829 года назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии. 2 сентября 1830 года перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 30 января 1831 года – экстраординарный профессор богословия. 6 июня 1834 года утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря. В 1837 году обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища. С 6 ноября 1839 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря. 6 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. 2 января 1843 года переведен епископом Кавказским и Черноморским. С 20 ноября 1849 года – епископ Полтавский и Переяславский. 19 декабря 1850 года перемещен на кафедру Нижегородскую. 17 июня 1857 года уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь. В 1860 году тайно принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010