34. Арсений=Арсений [Стадницкий], архиеп. Архипастырское воззвание//Новгородские ЕВ. 1911. 50. С. 1615–1620. 35. Артемьев=Артемьев И., свящ. Миссионерский съезд в Нижнем Новгороде//Донские ЕВ. 1907. 30. С. 911–914; 31. С. 937–939. 36. Археология или жизнь?=Археология или жизнь? (Мысли по вопросу о богослужении)//ЦТ. 1906. 27. С. 745–749. 37. Архиерейский Собор 1994=Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Москва. Документы, доклады. М., 1995. 38. Афанасий= Афанасий (Сахаров) , еп. О празднике Всех святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник/Публ. А.Г. Кравецкого//УЗ РПУ. 1995. Вып. 1. С. 91–101. 39. Афанасьев – Афанасьев И. Церковнославянский богослужебный язык//Вятские ЕВ. 1906. 24. С. 853–857. 40. Ахматов=Ахматов Д.[П.], свящ. К вопросу о замене богослужебного церковнославянского языка русским//МО. 1911. 1. С. 13–29. 41. Баженов=Баженов И. К вопросу о богослужебной реформе//ВЦОВ. 1917. 138. С. 2–3. 42. Балабуха=Балабуха Н. Современные вопросы//ЦиН. 1907. 22. С. 8–12. Перепечатка: Астраханские ЕВ. 1907. 14. С. 662. 43. Балашов (1997)=Балашов Н., свящ. История предсоборного движения: Вопросы упорядочения и развития литургической жизни Русской Православной Церкви по материалам церковно-общественной дискуссии 1905–1917 годов. СПб., 1997 (машинопись в библиотеке СПб ДА). 44. Балашов (1998) – Балашов Н., свящ. Язык богослужения: Из истории церковной дискуссии в России//Континент. М., 1998. 98. С. 247–279. 45. Балтский уезд=Систематический свод постановлений благочиннических собраний всех восьми округов Балтского уезда//ОСП. 1906. Июнь. С. 485–490. 46. Б-в – Б-в Н., свящ. По поводу реформы духовного ведомства и духовных семинарий.//Смоленские ЕВ. 1905. 22. С. 1127–1135. 47. Белкин=Белкин Б., свящ. Из «Великого канона». Во вторник на повечерии//Хр. 1909. Февраль. С. 225–227. 48. Бердега – Бердега Е., свящ. Мысли сельского священника по поводу предстоящего Всероссийского Собора и церковных реформ//ЦВк. 1906. 23. С. 753–755.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для более точных, детальных определении суточного времени евреи в древнюю эпоху, конечно, не имели соответственных искусственных аппаратов в роде солнечных часов или водяных на подобие известного в классическом мире времяизмерительного снаряда „клепсидра“. Но по мере распространения астрологии и развития астрономии у древних вавилонян (Иса. 47, 13), более точное времяопределение от них перешло к соседним народам, между прочим, и к евреям – особенно во второй половине VIII в. до р. Хр., при Ахазе, когда заимствования из Халдеи коснулись и области религии Израиля ( 4Цар. 16, 10 ). С именем Ахаза в Библии известны „ступени Ахаза“, евр. maaloth Achaz LXX, ναβαθμο χζ, Таргум: lapis horarum, Симмах: ρολγιον, Вульг. horolegium. Этот гномон (греч. γνμων) Ахаза, вероятно, представлял собою столб или обелиск на пьедестале, имевшем ступени: – по месту падения тени и по числу захватываемых ею в данный момент ступеней определяли время дня. Такое, заимствованное у вавилонян, суточное время определение могло быть довольно точным в виду того, что положение эклиптики у ассировавилонян было точно определено (в 720 ор, след., по 30 ор на час; теперь экватор делится на 360°). Вероятно, однако, что ни солнечные часы, ни водяной времяизмерительный снаряд – клепсидра особенного распространения у древних евреев не имели, и часы в разные времена года имели не одинаковую длительность – от 49 до 71 минут (как теперь в Сирии). У нынешних евреев-талмудистов час делится на 1080 частей ( – число, кратное всем однозначным цифрам, кроме 7). Известное у евреев библейского и евангельского времени деление дня на 4 трехчасия, называвшиеся „часами“, а ночи – на 4 стражи (в древнейшее время на 3), не сохранилось у теперешних евреев. В основе определения и счета недель, месяцев и годов лежали уже наблюдения за диском луны ( Пс. 103, 19 . Сирах. 43, 6–8 ). Семидневная неделя, известная весьма многим народам древности ( – кроме евреев, ее принимали вавилоняне, арабы, сирийцы и даже такие отдаленные народы, как китайцы и перуанцы – ), имеет свое натуральное основание в делении лунного цикла на 4 фазы, при чем каждая четверть синодического месяца ( – синодический месяц ­­ 29 суткам 12 час. 44 мин. – ) равна ок. 73/4 суткам. У евреев неделя, сверх того, приобретала религиозно-нравственный смысл, поскольку была поставлена в связь с религиею, историею миротворения и законодательством (закон о праздновании субботы) Израиля; вавилонский обычай называть дни, недели именами, 7 планет (Зин – луна, Самас – солнце, Небо – меркурий, Истар – Венера, Адар – Сатурн, Нергал – Марс, Бел-Меродах – Юпитер) был чужд древним евреям и усвоен лишь классическими, а затем западноевропейскими народами. В библейской древности дни недели обозначались лишь числами: 1-й, 2-й и т. д., только 7– й день – суббота имел собственное название. К евангельскому времени у иудеев эллинистов особое имя получил и день шестой, предсубботний: „ παρασκευ, пятница“ ( Мф. 27, 62 . Мрк. 15, 42 . Лк. 23, 54 . Ин. 19, 14.31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Братства, сестричества, общины Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви Литература Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской епархии и состоящих при них священнослужителей и приходов с предварительным обозрением состава епархиального управления за 1867 г.. С.-Петербург. 1867 . 148 с.. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии: Вып. 1-10.. С.-Петербург. 1869 - 1885. Памятная книга по С.-Петербургской епархии.. С.-Петербург. 1899 . стб.. Список церковных школ С.-Петербургской епархии, состоящих в ведении С.-Петербургского епархиального училищного совета в 1907 г.. С.-Петербург. 1911 . 129 с.. Бовкало А.А., Галкин А.К.. Правящие архиереи Санкт-Петербургской - Петроградской - Ленинградской епархии: Хронологический список.. Христианское чтение.. С.-Петербург. 1991 . 2. с. 55-64.. Семенова Т.Н. и др., сост.. Культовые здания Петербурга: Указатель русской литературы 1717-1917 гг.: Вып. 1: Общий отдел. Православные соборные и приходские церкви...; 2-е изд., испр. (Материалы для библиографии Петербурга-Ленинграда).. С.-Петербург. 1996 . 216 с. Церковные Ведомости, 1892, 44 (приб.), 1527-1529. Церковные Ведомости, 1903, 20, 751-754. Использованные материалы Страница официального сайта епархии: http://mitropolia-spb.ru/about/ Справочник Санкт-Петербургской епархии, СПб.: Информационный отдел Санкт-Петербургской епархии, 2015, с. 3, 5, 10-11. " Состоялось ежегодное собрание Санкт-Петербургской епархии " , 30 ноября 2007: http://www.pravoslavie.ru/news/071130083359 " Ежегодное собрание духовенства и мирян состоялось в Санкт-Петербургской епархии, " 24 ноября 2010: " Журнал 16 " , ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/2842953.html   Историческая справка с сайта Николо-Богоявленского морского собора:   Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

http://drevo-info.ru/articles/3547.html

Кесария – три города, названные в честь римских цезарей Кесария ( Κεισα’ρεια, Caesarea). В церковной истории встречаются три города, названные в честь римских цезарей Кесариями: Кесария Каппадокийская (прежде Мазака; о ней см. под словом «Каппадокия» в «Энц.» VIII), Кесария Палестинская и Кесария Филиппова. В Свящ. Писании упоминаются лишь две последние. 1) Кесария Палестинская или Приморская ( παρα’λιος: Иосиф Флавий, О войне иудейской VII, 1: 3) или Севаста (Иосиф, Древности XVI, 5: 1) лежит на восточном берегу Средиземного моря. По сообщаемому Плинием, Страбоном и Птоломеем преданию, здесь некогда был город Крокодилополис, названный так потому, что основавшие его египетские колонисты пустили в реку Зерну и Акупр крокодилов. Но уже во времена Страбона от Крокодилополиса остались лишь развалины. На юг от этих развалин хананеяне построили другой город «Мигдал Стратон» т. е. – «Стратонова башня» ( Στρα’τωνος πυ/ργος Stratonis turris). Ирод В. расширил город, построил гавань, театр, цирк, водопровод и храм посвященный Августу, и переименовал ее в честь его в Кесарию. Перестройка города была закончена в 12 году до р. Хр. (Иосиф, Древности XV, 9: 6; О войне I, 21: 5). Особенно способствовал дальнейшему процветанию Кесарии выстроенный Иродом мол, благодаря которому Кесария сделалась удобной стоянкой для судов. По смерти Ирода В. город перешел к его сыну Архелаю, а после его низложения вследствие своего значения сделался резиденциею римских прокураторов. Между 41 и 44 годом им владел царь Агриппа I ( Деян.12:19 сл.; Иосиф, Древности XIX, 8: 2; ср. «Энц.» I), но затем Кесария опять сделалась резиденциею прокураторов. Здесь жили Апостол Филипп, один из первых диаконов ( Деян.8:40 , Деян.21:8 ), и сотник Корнилий, обращенный Апостолом Петром ( Деян.10:1,24 , Деян.11:11 ). Так как Кесария была хорошей гаванью (Иосиф, Древности XVII, 5: 1; О войне I, 31; 3), то через нее начинался морской путь из Иерусалима, почему здесь не раз останавливался Апостол Павел на пути из Иерусалима и в Иерусалим ( Деян.9:30 , Деян.18:22 , Деян.21:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

свящ. Л. Петров Часть вторая Указатель статей в сочинениях и журналах по порядку «Записок». 1) о священных местах О почитании св. храмов Христ. Чт. 1851. Май. О христианских храмах. Хр. Чт. 1847. Ноябрь. Устройство храмов в древности. Пам. христ. древн. кн 8-я. Об усердии к благолепию храмов Божиих. Воскр. Чт. 1852. 17. Три части храма. Скриж. ч. I, гл. 2. Дмитревского изъяснение на литургию стр. 41–2. Симеон. Солунского (у Дмитревского) гл. 12. О составных частях храма. Христ. Чт. 1847. Июль. Освящение храмов, Воскр. Чт. 1845. 23. Чин освящения храма, творимый от архиерея. Воскр. Чт. 1851 16. Освящение храма. Скриж. ч. 3, гл. 8, стр. 56–71. Основание храма. Скриж. ч. 3, стр. 49–56. Притвор – место оглашенных, Пам. Хр. древностей– Ветринского кн. 2-й, стр. 124–7. Скриж. ч. 1-я, стр. 37–8. Там объяснялось учение христианское, там же стр. 42. Служатся некоторые службы: 9-й час, повечерие, 1-й час, лития (там же стр. 45). Отделялся от церкви завесами (там же). В нем устроялись скамьи, там же, стр. 47. Вешались била и клепала (там же), Ставятся умершие (там же). Врата, отделяющие притвор от церкви называются красными и царскими. Скриж. ч. 1, стр. 31. Цари слагали в них свои отличия. Ветр. ч. 3-й стр. 130. В церкви как располагались молящиеся в древности? Ветр. ч. 3-я, стр. 136–40. Амвон Скриж. ч. 1, стр. 30 и сл. Симеона Солун. у Дмитревского гл. 18. Изображает камень, с которого ангел благовествовал мироносицам. Скриж. там же. На него могут входить только диаконы и чтецы, там же. Что значит слово: амвон. Дмитрев. стр. 44. С него Златоуст говорил беседы, там же стр. 45. Сокр. Церк. Ист. VI, 5. Созом, VIII, 5. Солея–возвышение пред иконостасом. Скриж. ч. 1т стр. 28–29. Устроено для преподания евхаристии. Иероним в разговоре христианина с Люциферианом. На Солее могли сидеть диаконы и чтецы. Скриж. ч. 1, стр. 30. Иконостас. Скриж. ч. 1, гл. 7. Прежде вместо него были сети или решетки. Ветр. т. II, стр. 142. Евсевий, Церк. Ист. X, 4. Расположение икон на иконостасе. Скриж. ч. 2, стр. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иудея Иудея . По употреблению в Свящ. Писании это слово означает прежде всего землю колена Иудина и поселившегося в его участке колена Симеонова ( Нав.15:1 сл. Нав.19:1–9 ), а затем область двухколенного царства, состоявшего из колен Иудова и Вениаминова ( 3Цар.12:20–21 ), в противоположность области царства десятиколенного ( 3Цар.12:32 ср. ст. 23. 24, 2Пар.30:25 , Ис.7:5–6 , Иер.3:6–7 , Иез.27:17 ). Но так как по возвращении из плена вавилонского весь израильский народ стал называться иудейским, то имя Иудея было усвоено и всей св. земле ( Агг.1:1,14 , Агг.2:2 ; Лк.1:5 , Лк.23:5 ; Деян.10:37 ). Иудея в собственном смысле, в отличие от Самарии и Галилеи ( Нав.20:7–8 ; 1Макк.10:30,38; 1Макк.11:34, 1Макк.5:14,17,20; Мф.4:12–16,23–25 ; Мк.3:7 , Ин.4:3–4 , Ин.7:1 . Деян.1:8 , Деян.8:1 , Деян.9:31 ), занимала южную часть Ханаана, граничащую на севере с Самарией, на юге с пустынею Каменистой Аравии и пустыней Син, отделявшей ее от Идумеи на западе с Средиземным морем и на востоке с Мертвым ( Нав.15 ). Во времена Димитрия Сотира и Ионафана Маккавея к Иудее были присоединены три самарийские округа (1Макк.10:30,38). Впоследствии, по указанию Иосифа Флавия (Иуд. Война 3, 3:5), Иудея простиралась с севера на юг, от Ануаты (неизвестный город, находившийся, по всей вероятности, на пути из Иерусалима в Сихем) до Иордана (на границе Каменистой Аравии) и с запада на восток от Иоппии до Иордана. По побережью же Средиземного моря она доходила до Птолемаиды. Наконец, по свидетельству Птоломея (5, 16:9), к Иудее принадлежали и некоторые заиорданские местности (ср. Мф.19:1 ). После смерти Ирода в. Иудея вместе с Самарией и Идумеею перешла, согласно его завещанию, к Архелаю ( Мф.3:22 . Иосифа Фл., Древн. 17), но в 6 г. по Р. Хр. была приписана к римской провинции Сирии (Иосиф Фл., Древн. 17, 13:5. 18, 1:1) и управлялась особым прокуратором из всадников до 66 г., за исключением времени от 41 до 44 г., когда она еще раз (и уже последний) побывала под властью потомка Ирода – Ирода Агриппы 1-го (Иосиф Фл., Древн. 19, 5:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

ВАСИЛИЙ II расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ II предыдущая статья следующая статья печать библиотека 7 , С. 100 опубликовано: 4 ноября 2009г. ВАСИЛИЙ II (XIII в.), Патриарх Тырновский; упоминается в Борила царя синодике . Предполагают, что он был родом из Севлиевского окр. (средневек. Хоталич). Избран Патриархом после смерти Виссариона († 20 сент. 1246). При В. был основан Батошевский муж. мон-рь , и по его распоряжению там был построен храм. Вероятно, В. входил в число регентов возведенного на престол малолетнего сына болг. царя Иоанна II Асеня от брака с Ириной Комниной Михаила II Асеня (1246-1256). Лит.: Христов Хр. Ив. Патриарх Йоаким I // Векове. София, 1975. Кн. 5. С. 44; он же. Батошевският надпис // Археология. София, 1976. Кн. 4. С. 65-70; Начев В. Български надписи. София, 1994. С. 37-41. Хр. Темелски Рубрики: История Христианства Болгарская Православная Церковь Болгарская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Патриархи Болгарской Православной Церкви Василий II (XIII в.), Патриарх Тырновский См.также: ВИССАРИОН († 20.09.1246), Патриарх Тырновский ГЕРМАН Патриарх Болгарский (кон. X в.) ДАМИАН патриарх Болгарский (927-971) ДИМИТРИЙ патриарх (?) Преславский, кон. IX или 1-я четв. Х в. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/150775.html

Варнава, левит по имени Иосия Варнава (сын пророчества, или утешения), левит по имени Иосия, с острова Кипра, живший в Иерусалиме, когда основана была христианская церковь , и один из первых обращенцев в неё. Христиане назвали его Варнавой, вследствие его уменья давать советы и утешение. Искренность и глубину своей христианской ревности он доказал добровольной продажей своего кипрского имения, вырученные за которое деньги он сложил к ногам апостолов ( Деян.4:36–37 ). Оп быстро занял видное положение в древней церкви. Побуждаемый, вероятно, прежде завязавшейся дружбой с Савлом, когда оба они были иудеями, он употребил все своё влияние, чтобы сблизить обращённого и однако ещё находившегося у христиан в подозрении Савла с Иерусалимскою церковью, и ознакомил христиан с историей обращения апостола (9:27). Уменье Варнавы мудро обходиться с юными обращенцами видно из того, что ему дано было поручение исследовать причину возбуждённого состояния среди христиан Антиохии; и доверие, с которым он относился к Савлу, обнаружилось во время его путешествия в Тарс в поисках за ним. Оба они с успехом трудились на апостольском поприще в течение нескольких месяцев в Антиохии (11:22–26; 14:28). Варнава и Савл были вместе посланы в Иерусалим с милостыней для бедствовавших там по случаю голода христиан (12:30, в 44 г. по Р. Хр.). Тут впервые их имена упоминаются вместе. Они возвратились из Иерусалима с Иоанном-Марком (12:25) и, по велению Св. Духа, все трое отправились в миссионерское путешествие. В Перге Иоанн оставил их и возвратился в Иерусалим, а Павел и Варнава продолжали свой путы (13:2–5, 13). Важная наружность Варнавы и восторженная речь ап. Павла привели жителей города Листрии к предположению, что первый из них был Зевс (Юпитер), а последний – Гермес (Меркурий). По возвращении в Антиохию, они принимали участие в споре с иудействующими и отправились на апостольский собор в Иерусалим, где улажен был этот спор. Вскоре однако между ними произошло разногласие (в 50 г.), и о Варнаве после того уже не упоминается в книге Деяний (15); но из Гал.2 мы узнаем о нем несколько больше и видим, как иудействующие издевались над его немощию; а из 1Кор.9видно, что он ещё трудился на миссионерском поприще и весною 57 г. Варнава сконч. в 76 г., 11 июня (по житию, составленному Иоанном-Марком); в этот же день были обретены и его мощи. О мощах его известно, что они находились сначала на о. Кипре (рус. паломник Даниил в XII в. видел их здесь), но потом указывали местонахождение их в разных городах Европы – в Милане, Падуе, Кремоне, Тулузе, Кельне, Праге и др. В Чт.-Мин. м. Мак. приводится одно из этих похвал. слов, у Дим. Рост. житие их подробно изложено по разным древним источникам. А. Пономарев Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911./Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Предисловие Введение I. Личность Иосифа Флавия и общий обзор его литературной деятельности § 1 § 2 II. Характеристика личности Иосифа, в связи с общей характеристикой его Археологии § 3 § 4 III. ουδακ ρχαιολογα Иосифа со стороны ее источников § 5 Ι. Археология и Библия (Ι-ΧΙ кн.) Глава Ι. Археология и Пятокнижие § 6 § 7. Первые люди § 8. Хронологическая система Иосифа § 9. Троица Патриархов (Авраам, Исаак, Иаков) § 10. «Ходатай» Завета Ветхого (Моисей) Глава II. Археология и исторические книги § 11. Иисус Навин и Судьи § 12. «Цари» народа «Божьего» Глава III. Археология – об эпохе пленения § 13. Навуходоносор и его преемники. Даниил § 14. Кир. Возрождение Иудейства. Ездра и Неемия § 15. Есфирь II. Археология – продолжение Библии (XI-XVII кн.) Глава IV. Археология – о Библейском пробеле от Неемии до Маккавеев § 16. От Неемии до Александра Великого § 17. Александр Македонский в Иудее § 18. Перевод LXX Глава V. Археология об эпохе Маккавеев § 19. Состояние Иудеи в пред-Маккавейское время (по 175 г.) § 20. Бедствия веры и свободы Иудеев (175–165 г.) § 21. Борьба за веру и свободу. Маттафия § 22. Иуда Маккавей (165–161 до X.) § 23. Ионафан (161–143 до Хр.) § 24. Симон (143–135 до Хр.) Глава VI. От Библии до Евангелия § 25. Источники Иудейской Истории с конца Библии § 26. Иоанн Гиркан Ι (135–104 г. до Хр.) § 27. Аристовул I-й (104–103 до Хр.) § 28. Александр – Ианней (103–76) § 29. Александра (76–67) § 30. Аристовул II (67–63) § 31. Гиркан II (63–40)==Антипатр, Фасаил и Ирод § 32. Антигон (40–37 г.) § 33. Ирод Старший (37–4 до Хр. э.) I II III III. Археология и Новый Завет. (XVII-XX кн.) Глава VII. Археология и Евангелие § 34. Иосиф и Евангелисты – о состоянии Иудеи при явлении И. Христа. (4 г. до Хр. Э.) §§ 35 и 36. Судьба тетрархий Филиппа (4 до-34 г. по Хр.) и Антипы (4 до-39 по Хр.) § 35 § 36 § 37. Судьба Иудеи после Ирода. Архелай (4 до- 6 по Хр.) § 38. Иудея – Римская провинция (6–41 г. и 44–66 г.) I. Первая седмерица прокураторов § 39. Прокураторы, современные Христу. Свидетельства Иосифа о переписи, о Христе, о Крестителе и о св. Ап. Иакове Глава VIII. Археология – продолжение Евангелия § 40. После Пилата § 41. Ирод Агриппа I, царь Иудеи, Самарии и Галилеи (41–44) ΙΙ. Вторая седмерица прокураторов § 42. До войны (44–66) Глава IX. Конец истории народа Божьего § 43. Начало конца (66 г.) § 44. Великая Иудейская война I. Усиление и организация восстания ΙΙ. Война в Галилее (67 г.) ΙΙΙ. Иерусалимская революция (67–68) § 45. Осада и падение Иерусалима (70 г.)  

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Лк.19:41–44 . «Заплакал о нем» и пр.: и эта трогательная черта события и слова плача о городе сохранены только в Евангелии от Луки. Со склона горы Елеонской Иерусалим со своим великолепным храмом представлялся во всей своей красоте. Вид этого святого города, воспоминание о его преступлениях и о Божием к нему благоволении, представление о его теперешнем ослеплении и упорстве, грозящих ему окончательной бедой, тогда как не поздно было еще и теперь отклонить эту беду, если бы только он образумился и перестал восставать против Мессии своего, вид этой группы народа, теперь в простоте души торжествующей и восклицающей – осанна и представление, что этот радостный крик скоро заменится ужасным – распни Его; все это и подобное до такой степени тронуло сердце Господа, что Он – Царь Сиона – при виде города «заплакал». – «О, если бы ты», город благословений Божиих и упорного ослепления представителей твоих – лживых руководителей народа, «хотя в этот день», день торжественного пришествия к тебе Мессии твоего, идущего умереть насильственно в тебе, «узнал, что служит к миру твоему», что нужно для того, чтобы умиротвориться тебе, взволнованному и возмутившемуся против Бога твоего и Мессии твоего ( Пс.2 и дал.), чтобы примириться и с Богом и с Христом и со всем миром земным и небесным! (Слово мир может быть употреблено здесь и в соответствии с самым именованием города: Иерусалим значит город мира). – «Но, увы, это сокрыто ныне от глаз твоих»: ты ослеплен, ты не узнаешь Мессии своего, принятие которого сопровождалось бы миром твоим: вина твоя исполняется, мера долготерпения Божиего переполняется и – вот вместо мира постигнут тебя беды великие. – «Придут на тебя дни»: настанет время. Это время настало при Тите, когда Иерусалим был взят Римлянами и разрушен, лет 36 спустя после произнесения этого пророчества (70 г. по Р. Хр.). С изумительной точностью предсказывает Господь даже некоторые частности из обстоятельств осады и разрушения Иерусалима. – «Враги твои обложат тебя окопами»: по свидетельству Иосифа Флавия (Bell. Iud. V, 6, 2; V, 12, 2), чтобы принудить город к сдаче голодом, Тит окружил его со всех сторон валом, сооруженным из разных материалов, с тем, чтобы не допускать в город подвоза съестных припасов, но осажденными этот вал был сожжен и разрушен. – Тогда Тит обвел весь город на протяжении нескольких верст стеной с 30 башнями, которая сооружена была в непомерно короткое время, и таким образом совершенно стеснил осажденных, что Господь и предрекает словами: «окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя»: и это точно исполнилось при разрушении города (см. прим. к Мф.21:22 ).– «Не останется «камня на камне»: см. прим. к Мф.24:2 . – Все это постигнет Иерусалим за то, что он «не узнал времени посещения» Твоего, т. е. с того времени, в которое особенно выразилось попечение Божие о народе иудейском с пришествием Мессии (ср. 1Пет.2:12 ), не узнал Мессию, Спасителя своего, и отверг Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010