Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новый Завет ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ЗАКХЕЙ начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.) ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА лит. форма, характерная для лит-ры Древнего мира, представляющая собой разновидность благословения; узком смысле - общее наименование 8 речений Господних в Нагорной проповеди ЗВЕЗДА ВОЛХВОВ чудесное астрономическое явление, сопровождавшее, согласно 2-й гл. Евангелия от Матфея, рождение Младенца Иисуса Христа ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ библейское наименование земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам - народу Израиля, которую они получили после исхода из Египта ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) ИАКОВА ПОСЛАНИЕ в составе НЗ одно из Соборных Посланий, автором к-рого традиционно считается Иаков, брат Господень ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида ИРОД АРХЕЛАЙ (Архелай; ок. 23 г. до Р. Х.- ок. 16 г. по Р. Х.), старший сын Ирода Великого, этнарх Идумеи, Иудеи и Самарии (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.) ИРОДИАДА 2-я жена тетрарха Ирода Антипы, которая, согласно Евангелиям, была причастна к казни Иоанна Предтечи КЛАВДИЙ ЛИСИЙ упомянутый в кн. Деяния св. апостолов рим. военачальник, к-рый спас ап. Павла от гнева рассерженной толпы иудеев во время проповеди в Иерусалиме (Деян 21-23) КЛЕОПА (I в.), ап. от 70 (пам. 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 29 окт. и 30 июня - в Соборе всех апостолов) КОПЬЕ СВЯТОЕ [Копье Лонгина, Копье св. Маврикия], релликвия, происхождение к-рой связывалось со Страстями Христовыми

http://pravenc.ru/rubrics/121136_3.html

Славное Господне Вознесение Мы пытаемся согласно этой группировке Евангельских событий установить их хронологию по месяцам, где это только возможно (Dom Calmet; Speaker’s Bible etc). Ранняя весна первого года Господней проповеди. Первые ученики ( Ин. 1:19 ; Ин. 2:11 ). Первая Пасха Апрель ( Ин. 2:13 ; Ин. 4:54 ). Праздник труб (нового года). Сентябрь первого года проповеди ( Ин. 5:1–47 ). Вторая Пасха Апрель ( Ин. 6– 7:1 ). Праздник кущей половина Сентября ( Ин. 7:2; 8 ). Праздник обновления храма зимой 57 ( Ин. 11, 10; 11 , см. 10:22). Шесть дней перед последней третьей Пасхой ( Ин. 12:1–50 ). Пред самым праздником Пасхи ( Ин. 13 – 19:30 ). Пятница ( Ин. 19:31 ). Суббота день великий 58 (19:31). Первый день недели: первое Воскресение после иудейской Пасхи ( Ин. 20:23 ; Лк. 24и сл). Второе Воскресение: «после осми дней» Ин. 20:26–29 . Сорокадневный период между Воскресением Господа и Вознесением; от Апреля до половины Июня. Деян. 1:3 . В начале этого периода Господь является в Галилее ( Ин. 21 и Мф. 28:16–20 ). Вознесение Господне близ Иерусалима за 10 дней до Пятидесятницы ( Мк. 16:19 ; Деян. 1 :, 9). Вступление в первую главу Евангелия от Иоанна «Две были важные перемены в жизни человечества, говорит св. Григорий Богослов 59 . Первая – дарование закона, отвращавшего от идолов; другое – изменение и прехождение от закона к Евангелию. Ожидаем же и третьей перемены, которая есть наше переселение в горняя... Ветхий закон явно проповедовал Отца, Сына же темнее; новый явственно показал Сына: божество же Духа прикровенно назнаменовал». Первые слова Евангелия от Иоанна раскрывают явственно догмат воплощения Бога-Слова. Первая глава св. Иоанна разделяется на три части: в первой заключаются те семнадцать первых стихов, которые читаются в самый священный и радостный день года православного христианина и которые раскрывают уму его тайну воплощения; во второй заключается свидетельство Иоанна Крестителя о воплощенном в человеческом образе Боге, которого ему дано было узнать видением Духа Святого, сходящего с небеси на крещаемого; в третьей заключается призвание первых учеников и начало служения Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

По сошествии Св. Духа Варфоломей для проповеди Евангелия путешествовал из Иудеи в разные страны Востока, часто вместе с ап. Филиппом. По сказанию св. Иоанна Златоуста , был он в Сирии, Фригии, Ликаонии 944 , Писидии, в Иераполе, куда послан был Промыслом на помощь ап. Филиппу, которого после мученической его смерти он предал там погребению 945 . По сказанию Евсевия, Варфоломей простер проповедь слова даже до Индии 946 , которую называют счастливой Аравией 947 , и для Церкви Индийской оставил Евангелие от Матфея, писанное по-еврейски и найденное там во II веке Пантеном, знаменитым наставником Александрийского христианского училища 948 . Из Индии ап. Варфоломей возвратился в Армению и здесь скончался в городе Альбанополе (Альбане) мученическою смертью за Евангелие, повешен быв на кресте и потом усечен мечом. Тело св. Варфоломея положено было сначала в Альбанополе 949 ; потом врагами веры Христовой ввержено было в море и Божиим Промыслом перенесено на сицилийский остров Липари и там погребено 950 . Феодор Чтец пишет: «Царь Анастасий (491–518) построил город Дары и видел во сне св. ап. Варфоломея, который говорил ему, что он будет сам хранить сей город. По этой причине Анастасий перенес туда и положил там останки ero» 951 , – вероятно, часть мощей. Во дни Феофила, греческого царя, в 833 году, когда Липара покорена была агарянами, тело св. Варфоломея перенесено в Беневенто – город неапольский 952 , а отсюда императором Оттоном II (973–989) в Рим 953 . Преставление ап. Варфоломея Церковь воспоминает 11 июня, а перенесение мощей его в Беневенто – 25 августа. В эти дни она прославляет чудесное явление апостола учений сиянием и чудесы страшными. Преподобный Иосиф, творец канонов, украсил в IX веке празднество св. ап. Варфоломею церковными гимнами и канонными песнями, ныне возносимыми в честь сего апостола 954 . Паримии во дни, посвященные св. ап. Варфоломею, читаются общие апостолам: первая говорит о дерзновении пред Богом, какое имели апостолы, потому что соблюдали заповеди Божии, и о различении Духа Божия. обитавшего в апостолах, и Духа лестча, коим исполнены были лжепророки ( 1Ин.3:21 – 4:6 ); вторая возвещает от лица апостолов: Мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе ( 1Ин.4:11–16 ); третья глаголет о победе, которая чрез апостолов совершилась в мире: И сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий? ( 1Ин.4:20 – 5:5 ). Евангелие на утрене то же, что и на утрене в день ап. Петра и Павла. На литургии чтением Апостола Церковь проповедует о гонении первых учеников Христовых, которое обращено было Промыслом к распространению слова Божия, и о деяниях св. апостолов к умножению Церкви Христовой ( Деян.11:19–26:29–30 ); а в чтении Евангелия Спаситель благовествует, что слушаяй вас (апостолов) Мене слушает ( Лк.10:16–21 ). День святого апостола Фомы

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Литургийное чтение из Апостола (Деян 11, 19-26, 29-30) выбрано, потому что в нем упоминается В. В греч. Минее указано общее чтение апостолам (1 Кор 4. 9-16); Евангелие также общее. А. А. Лукашевич Иконография В. изображается человеком средних или преклонных лет, волосы темные или с проседью, борода средней длины, в соответствии с апостольским чином облачен в хитон и гиматий, в руках свиток (или без него); как основатель и первый архиепископ Кипрской Православной Церкви нередко бывает представлен в святительском омофоре поверх апостольских одежд. Известны единоличные (в рост или погрудно) изображения святого, парные с ап. Варфоломеем, чья память празднуется в тот же день (11 июня), а также как апостол от 70 В. изображается в композиции «Собор святых апостолов». Ап. Варнава. Роспись ц. Ставрос ту Агиасмати. Кипр. 1494 г. Ап. Варнава. Роспись ц. Ставрос ту Агиасмати. Кипр. 1494 г. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике В. сказано: «С проседью в длинной бороде» (Ч. 3. § 7. 66). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) указано изображать его вместе с ап. Варфоломеем «русым аки Иоаким Богоносец, риза бакан, испод лазорь, во амфоре (омофоре) и свиток». Парные изображения В. с ап. Варфоломеем представлены: в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 312v, 3-я четв. XI в.), в греко-грузинской рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.) - оба в рост, в хитоне и гиматии, в руках свиток; в настенном минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.- оба в мучении, В. в огне (по версии апокрифического сочинения «Хождения и мучение Апостола Варнавы»); в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.- оба в мучении, В. побиваем камнями (по версии Энкомия (Похвального слова) Александра Монаха). Устойчивые черты иконография В. приобрела на Кипре, откуда апостол был родом и где принял мученическую кончину. В росписях храмов XII в. святой представлен в центре апсиды, как правило в рост, в одной зоне с отцами Церкви, в паре с др. почитаемым кипрским святым - еп. Епифанием; оба в омофорах, в руках свитки: ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, 1105/06 г.; ц. св. Апостолов в Пера-Хорьо, 1160-1180 гг.- в медальоне (парно с еп. Епифанием); ц. Аракос Панагии близ дер. Лагудера, 1192 г. В росписях более позднего времени местоположение святого в кипрских храмах сохраняется в зоне вимы и прилегающих к ней участков, иконография остается неизменной, т. е. В. представлен как святитель в ц. св. Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии, XIII-XIV вв., в церкви мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы, 1494 г.; ц. Христа Антифонита близ Калогреи, 90-е гг. XV в. (на сев.-вост. пилоне); в ц. св. Мавра в Килани, кон. XV в. (вост. часть софита в сев.-вост. нише); в ц. арх. Михаила в Холи, XV-XVI вв. (на сев. стене вимы, сохр. только голова).

http://pravenc.ru/text/154261.html

Симон колдун (Симон волхв) — чародей, гадатель из Самарии, обращенный ко Христу диаконом Филиппом; обличен апостолом Петром за попытку купить дар Святаго Духа (см.: Деян. 8, 9–24). В Риме творил ложные чудеса и погиб, когда захотел, подобно Иисусу Христу, вознестись на Небо. Симона волхва считают " отцом всех ересей " . 88 Анания и его жена принадлежали к общине христиан. По примеру других продав свое имение, Анания, однако, утаил от апостолов часть полученной цены и тогда, обличенный апостолом Петром во лжи Святому Духу, пал бездыханным (см.: Деян. 5, 1–10) 89 Вариисус — волхв, лжепророк, иудеянин, пораженный от апостола Павла слепотой (см.: Деян. 13, 6–12). 90 Вероятно, автор имеет в виду святителя Николая, Мирликийского Чудотворца (память 9/22 мая и 6/19 декабря). 91 N?.: Io. 6, 3. 92 Мария Египетская (VI в.) — преподобная, память 1/14 апреля, в четверг ( " Стояние Марии Египетской " ) и в воскресенье 5-й седмицы Великого поста. 93 Петр Афонский (VII–VIII вв.) — преподобный, память 12/25 июня. 94 N?.: Ee. 18, 11–12. 95 N?.: Ee. 18, 13. 96 N?.: Io. 15, 14. 97 Мф. 23, 6. 98 Io. 19, 14. 99 N?.: Ee. 18, 14. 100 2 Ei?. 11, 30. 101 Ie. 6, 6. 102 N?.: Io. 13, 57. 103 N?.: Io. 8, 5–7. 104 Ee. 7, 9. 105 Io. 16, 26. 106 N?.: Io. 10, 42. 107 Io. 23, 25. 108 Io. 8, 10. 109 Ni.: Io. 4, 1–11. 110 N?.: Io. 9, 12–13. 111 Ni.: Io. 9, 36; Ei. 10, 11, 14. 112 N?.: Io. 7, 29. 113 Колумб Христофор (1451–1506) — мореплаватель из Генуи. В 1492–1493 гг. руководил испанской экспедицией в поисках кратчайшего морского пути в Индию. Пересек Атлантический океан, достиг Саргассова моря, Багамских островов, Кубы, Гаити. В последующих экспедициях открыл Большие Антильские острова, Южную и Центральную Америку. 114 Поло Марко (1254–1324) — венецианский путешественник. Родился на о. Корчула (ныне в Хорватии). В 1271 г. совершил путешествие в Китай, где прожил 17 лет. В 1292–1295 гг. вернулся в Италию. Написанная с его слов " Книга " (1298) — один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии. 115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Собор 1547. 1621. 1625. †. Канон Феофана. Служба. (Белоз. 493 июля 8. Строг. 31 мая. Житие его писано сыном очевидца в 1564 году). II. Александра , папы александрийского, † 326 г. 2 апреля. 240. 1870. Шиф. Мед. 51 мая 24. 240 втор. 13 июня. М. Р. и Деян. св. 26 февр. Копт. 1425 апр. 7 и 11 авг. См. Филарета Учение об отцах § 100). Мучч. мужа и жены, древами сокрушенных. 1370. Шиф. 1429. Муч. Нанна или Иоанна солунского, в Смирне пострадавшего в 1802 г. Новый греч. Лимонарь. III. Мателикийской иконы Божией Матери; явилась 991 года. IV. Марии девы. Лаврент. УКр. (Из Антиохии сирской целомудренная дева, устоявшая против знатного гражданина Анфимия, предавшегося магу и отрекшегося Христа, дабы расположить ее себе и после напрасных усилий покаявшегося). Муч. Андрея хюсского, усекнутого турками в Констанстантинополе за веру в 1465 году. Жизнь в Деян. св. Константина царя, пострадавшего от турок. 51. Филим. (сн. 30 мая). Муч. Феодота . Ев. 44 (вместо Феодосии?) V. Муч. Евтихия . М. 11 в. (28 мая). Олвиана , еп. анийского. Вас. Петр. 240 и др. (4 мая). Ипатия в Руфинианех. 1370. Шиф. (31 марта). Крискента, Павла, Диоскорида . Мед. (28 мая МГр.). Иоанна , еп. готфского. 51. (19 мая). Пр. Исаака . (Синод. 400 мая). Евсевия и иже с ним. Екл. (31 мая). 30 I. Пр. Исаакия исповедника, игумена обители далматской, † 363 г. Неап. Вас. Иер. Готф. Коал. 2. Мст. Вен. М. 11 и 12 в. По М. Порфир. Канон Германа, что и у нас. Служба. (МКр. 12 марта. 245. 1429 марта 22. Супр. Мак. марта 21. Папебр. 24 марта. Нан. 26 марта. Неап. Син. 1. Мак. втор. 27 марта. Км. 28 марта. Синод. 400 мая 29. Кал. и Екл. втор. 31 мая. † 27 март. Сн. у нас еще 3 авг.). II. Муч. Наталия мечем. 1370. 1429. (Петр. и др. 28 мая). Мучч. Романа и Телетия мечем в Никомидии. Вас. LXI. Петр. 1370 и др. (Вас. Ментия, у других Мелетия). Муч. Евпла , † в воловьей коже на палящем солнце. 1370. Шиф. IV. Илария . Хлуд. 28. Христины . Вас. Петр. из дружины никомидийских мучч. Евсевия, Ромна и других. (Неап. 31 мая). В той же день пострада благоверный царь Константин от нечестивого турского царя, иже воцари себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

III. Священнодействия. Под сим именем разумеется: 1. Богослужение вообще, к чему принадлежат: а. Собрания (Деян. 2, 42, 46). б. Чтение в них св. Писания. в. Учение или изъяснение читанного. г. Молитвы, а) Кои составлялись вновь по требованию времени (Деян. 4, 24-31). б) Чему, впрочем, основанием служили ветхозаветные псалмы и песни (Кол. 3, 16). в) Иногда были петы 24. г) О служителях веры предлагались в Церкви особые молитвы (Деян. 12, 5). д) Литургия: ее, сверх сказанного выше, составляли: а) Проскомидия (Деян. 4, 35). б) Благословение или освящение видов евхаристии. в) Причащение или преломление хлеба (Деян. 2, 42). 2. Таинства: а. Крещение, причем надобно заметить необходимость его видна (Деян. 10, 44, 45, 47, 48). б. Дарование Духа Святого рукоположением, как ныне Миропомазанием; причем нужно видеть необходимость сего тайнодействия (Деян.8, 14, 15, 16). в. Священство через рукоположение (Деян.6, 6; 14, 23). г. Руковозложение вместо елеопомазания (Деян. 9, 17, 3, 7, 11, 9, 34). д. Покаяние (8, 22). е. Супружество (1 Пет. 3, 1, 5, 7). Об евхаристии сказано выше особо. 3. Обряды: в них примечается особливо: а. Основание знаменательности их, — знаменательный образ действий Самого Иисуса Христа (Иоан.21, 1-22). б. Тройственность священных действий во имя Пресвятые Троицы (Иоан. 21, 14, 17, 19. Деян. 9, 16). в. Погребение или провод усопших (Деян. 9, 38). г. Лишение провода (Деян. 5, 6, 10). 4. Образ жизни о Господе. а. Посты. (Деян. 10, 30; 13, 3; 14, 23). б. Всегдашнее воспрещение употребления крови и удавленины (Деян.15, 29). в. Общительность (Деян.2, 44, 45; 4, 32, 34). г. Благоговение (44). д. Степенность (47, 5, 13). IV. Священные времена Они разделяются по суткам и годам. 1. В сутках такие времена суть: а. Час третий (Деян. 2, 12). б. — шестый или обедница. (Деян. 10, 9). в. Час девятый (Деян. 3, 1). г. Полнощный или всенощная (Деян. 12, 12). д. Час первый или начало дня (Деян, 5, 20, 21). 2. В году: а. День Воскресный, начало и основание всех праздников Господних (Деян. 2, 20, 24; 3, 24). б. День Пятидесятницы (Деян. 2, 1). в. — Вознесения Господня (Деян. 1, 12). г. Другие праздники о Христе (Деян. 3, 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Особенность стиля Л.- повторы значимых мест повествования. Так, напр., в кн. Деяния св. апостолов рассказ о явлении ангела Корнилию Сотнику (Деян 10. 3-6) во всех подробностях присутствует в речи самого Корнилия перед Петром (Деян 10. 30-32) и затем повторяется ап. Петром перед иерусалимскими христианами (Деян 11. 13-14); кроме того, он кратко упоминается в Деян 10. 22. Рассказ о видении ап. Петра перед встречей с Корнилием (Деян 10. 9-16) приводится также в Деян 11. 5-10, когда Петр оправдывается в том, что «ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян 11. 3). Оба эпизода имеют ключевое значение для всей книги, ибо описывают самое начало миссии к язычникам, подчеркивая ее авторитетом ап. Петра. Рассказ о явлении Христа Савлу приводится в кн. Деяния св. апостолов трижды, из них 2 раза - в речах самого ап. Павла (Деян 9. 3-19; 22. 6-16; 26. 12-18). Помимо указания на авторитет Павла (вопреки его прежнему участию в гонениях на последователей Иисуса Христа, что тоже подчеркивает Л., дважды указывая на то, что Савл стерег одежду побивающих Стефана и одобрял их - Деян 7. 58; 8. 1; 22. 20, и четырежды - на преследования, организованные Савлом - Деян 8. 3; 22. 4-5, 19; 26. 9-11) это троекратное описание видения должно было напомнить, что миссия к язычникам имеет основание в словах Самого Иисуса Христа (Деян 22. 21; 26. 17). Одно и то же толкование Пс 15. 8-11 приводится сначала в речи ап. Петра на Пятидесятницу (Деян 2. 25-31) и затем в речи ап. Павла в синагоге в Антиохии Писидийской (Деян 13. 35-37). По одной и той же схеме построены речь Стефана (Деян 7. 2-53) и 1-я половина речи Павла в Антиохии Писидийской (Деян 13. 16-32): в обоих случаях провозвестию о Христе предшествует пространный экскурс в историю евр. народа, к-рый должен привести слушателей к мысли о мессианском обетовании, данном Давиду, и к-рый завершается указанием на то, что истинный Мессия пришел, но был отвергнут и убит Своим же народом (Деян 7. 52, 13. 27-28). Указание на иудеев как на виновников смерти Иисуса Христа повторяется в сходных по смыслу контекстах (в обращенных к иудеям речах апостолов) в Деян 2. 23; 7. 52; 13. 27-28. Декрет Апостольского Собора (Деян 15. 28-29) повторяется в Деян 21. 25 в речи Иакова.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

(Описание путешествия в Св. Землю, совершенного летом 1900 года преосвященным Арсением, епископом Волоколамским, Ректором Московской Духовной Академии, в сопровождении некоторых профессоров и студентов). Содержание Предисловие Воскресение. 4 Июня. По Черному морю. 5 Июня. Понедельник. На Босфоре. 6 Июня. Вторник. В Царь-граде. 7 Июня. Среда. На Принцевых островах. 8 Июня. Четверг. 9 Июня. Пятница. На Селамлике и у дервишей. 10 Июня. Суббота. В музее. Отъезд из Константинополя. 11 Июня. Воскресенье. На Афон. 12 Июня. Понедельник. В Пантелеймоновском монастыре. 13 Июня. Вторник. По Афону. 14 Июня. Среда. По Афону. 15 Июня. Четверг. – В Андреевском и Ильинском скитах. 16 Июня. Пятница. В Андреевском скиту и возвращение в Пантелеймоновский монастырь. 17 Июня. Суббота. Прощание с Афоном. 18 Июня. Воскресение. В Архипелаге. 19 Июня. Понедельник. В Средиземном море. 20 Июня. Вторник. По Средиземному морю. 21 Июня. Среда. В Триполи. 22 июня. Четверг. В Бейруте. 23 Июня. Пятница. В Яффе. Приезд в Иерусалим. 24 Июня. Суббота. Первый день в Иерусалиме: у патриарха; на русских раскопках; на Елеонской горе. 24 Июня. Суббота. На горе Елеонской. 25 Июня. Воскресенье. Архиерейское служение в Троицком соборе. Осмотр мечетей Омара и Эль-Акса. Поездка в Вифлеем и Бэт-Джалу. 26 Июня. Понедельник. Осмотр храма Воскресения; поездка в Иерихон. 27 Июня. Вторник. У Мертвого моря. На Иордане. 28 Июня. Среда. В мастерской архитектора Шика. Поездка в Хеврон, к Мамврийскому дубу. 29 Июня. Четверг. У дуба Мамврийского. На русских постройках. 30 Июня. Пятница. Поездка в Горнюю. У стены плача. Ночь в храме Воскресения. июля 1-го. Суббота. Служба в храме Воскресения. На Сионе. В обители Св. Саввы. 2 июля. Воскресенье. В Крестном монастыре. На акте в греческой семинарии. Последний обзор Иерусалима. Царские гробницы. Пещера пр. Иеремии. Приготовление к отъезду в Назарет. 3 июля. Понедельник. Литургия на Голгофе. Прощание с Патриархом. Напутственный молебен на русских постройках. Прощание с оставшимися спутниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

К. Хемер, изучив «западную» версию с т. зр. отражения исторических реалий, сделал вывод о ее вторичности ( Hemer. 1989). П. Тавардон показал наличие в «западной» версии редакторских дублетов и повторов (ср.: Деян 15. 1, 5), сокращение которых дало начало «александрийской» версии ( Tavardon. 1999). Т. о., хотя в совр. науке отсутствует единая т. зр. на соотношение 2 редакций, большинство исследователей так или иначе признают, что обе версии являются результатом некоторого развития, а потому обе могут содержать более ранние варианты чтений. Среди наиболее заметных отличий можно выделить следующие. В «западной» версии Деян 1. 5 уточняется, что Св. Дух сойдет в день Пятидесятницы. В Деян 1. 26 говорится о 12, а не об 11 апостолах. Местоимение «мы» встречается гораздо раньше, чем в «александрийской» версии (уже в Деян 11. 28). В целом для «западной» версии характерна большая степень «церковного» понимания описываемых событий: больше христологических титулов (к имени Господь Иисус обычно добавляется Христос (напр., в 1. 21; 4. 33; 8. 16; 11. 20 и др.), к имени Иисус Христос добавляется Господь (напр., в 2. 38; 5. 42; 10. 48) и т. п.; в Деян 20. 25 говорится не «Царство Божие», а «Царство Иисуса»); имеются дополнения в связи с исцелениями (в Деян 6. 8 первомч. Стефан совершает «великие чудеса и знамения во имя Господа Иисуса Христа»; в Деян 9. 17 ап. Анания исцеляет Павла «во имя Иисуса Христа»; в Деян 9. 40 ап. Петр говорит Тавифе: «Встань во имя Господа нашего Иисуса Христа»; в Деян 14. 10 ап. Павел исцеляет хромого «во имя Господа Иисуса Христа»); чаще подчеркивается роль Св. Духа в тех или иных событиях (в Деян 6. 10 и 8. 18 добавляется слово «Святому»; в Деян 11. 17 говорится о «даре Духа Святого»; в Деян 15. 7 и 29 ап. Петр говорит «в Духе»; в Деян 15. 32 Иуда и Сила исполняются Св. Духа; Дух велит ап. Павлу вернуться в Азию (Деян 19. 1) или пройти через Македонию (Деян 20. 3); более четко говорится об успехах апостолов (констатируются факты исцеления (Деян 5. 15); подчеркивается превосходство Стефана в мудрости (Деян 6. 10 и сл.); отмечается обращение проконсула Сергия Павла в веру (Деян 13. 12) и т. д.; при этом отсутствуют характерные для апокрифических Деяний и Житий наименования апостолов «блаженными» и «святыми» и к.-л. дополнительные чудеса.

http://pravenc.ru/text/171799.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010