Составлено по описанию Ворон. Епархии Митр. Евгения, статье г. Германова (в записках географического Сборника) по воронежским актам, старинным бумагам и другим источникам Местность, на которой ныне Воронежская Губерния, в древности известна была под названием поля (Нестор, Летоп. стр. 48 и 59; Татищев, Ист. Рос. ч. 2. стр. 76, Русский Временник, ч. 1. 42 стр.), потому что она была не населена. На сих полях кочевали, переходя с одного места на другое, козары (хазары), печенеги и половцы (Нестор, Лет. 10 и 145. Евгений, Опис. Ворон. Еп. 5 стр.). Козары, или Хазары память о своих кочевьях в нынешней Воронежской губернии оставили под названием поля (Хазарскаго, выше Воронежа), городища (где Воронежский Акатов монастырь и др. Печенеги появились в пределах нынешней Воронежской губернии еще в X веке. В 968 году великий князь Святослав прогнал их в поле (т. е. местность, где Воронежская губерния). Болтин в своей Истории (Примечания на Историю Древ. и Новой Истории Леклерка, т. I. стр. 38), говорит, что кочевья печенегов были по рекам Дону, Донцу и Днепру. В XII веке (1117г.) половцы напали на печенегов в верховьях Дона и разбили их. (Татищев, Ист. Рос. т. II. стр. 218). О половцах сохранилось больше сведений, чем о хазарах и печенегах. Преподобный Нестор первое нападение их на Россию полагает в 1061 году. С этого времени и до разорения России татарами, половцы почти постоянно нападали на Россию с южной и восточной сторон (по ту и другую сторону р. Днепр). С половцами русские князья не раз вели войну. Так в 1116 году великий князь Ярополк Владимирович «ходи на Половецкую землю к Дону и ту взя полон мног и городы три Половецкия: Балин, Чевилюев и Сугров». (Нестор, Летоп. 1116 г.). В 1120 г. тот же Великий князь ходил " на половцы за Дон и, не обретя их, возвратился». Новгород-Северский князь Игорь ходил «на половцев за Дон и до Лукоморья». (Нестор, Лет. 277 стр.). В 1199 г. Великий князь Владимирский Всеволод ходил на половцев с сыном своим Константином; половцы же слыша поход его, бежали и с вежами прочь. Князь же великий, ходил по становищам их, «иде прочь возле Дона». (Нестор, стр. 243). Татищев в своей Российской Истории (т. 3-й, 231 стр.) описывает победу над половцами Рязанского князя на реке; Большой Ворон (по догадкам Митрополита Евгения, на нынешней реке Воронеж Опис. Ворон. Еп. стр. 8). Из вышеприведенных свидетельств видно, что местом кочевья половцев была река Дон, а эта река протекает через всю Воронежскую губернию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) “церкви многы” и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей 1785 . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также “церкви многы камены”, первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158 – 1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164), которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице 1786 . “Многы церкви” создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191 – 1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела – великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины. Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. 1787 “Многы церкви” создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207), б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) 1788 . “Многы церкви” создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222 – 1225), и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде 1789 . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) 1790 . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г. – 32, в 1193 г. – 14, в 1199 г. – 16, в 1227 г. – 27; в Ростове в 1211 г. – 15; в Ярославле в 1221 г. – 17 1791 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) «церкви многы» и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также «церкви многы камены», первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158–1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164) , которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице . «Многы церкви» создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191–1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела — великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины . Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. «Многы церкви» создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207) ; б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) . «Многы церкви» создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222–1225) , и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г.— 32, в 1193 г.— 14, в 1199 г.— 16, в 1227 г.— 27; в Ростове в 1211 г.— 15; в Ярославле в 1221 г.— 17 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Великий Новгород. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Михалице. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Богородицы на Михалице построена в 1379 г. на месте деревянной церкви, построенной по заказу княгини Феодосии - матери Александра Невского. Перестроена капитально в конце 17-го века. Сегодня - это действующий Древлеправославный храм (старообрядческая церковь). Когда то здесь был Михалицкий Богородицкий монастырь. В 1199 году была построена деревянная Церковь Рожества Богородицы в женском Михалицком монастыре, что на Молотковской улице. Основана монастырская церковь была княгиней Еленой, супругой удельного князя Ярослава Владимировича, скончавшегося в год основания монастыря. Старый деревянный храм Рожества Богородицы на Михалице сгорел в пожаре 1377 г., в летописи об этом сказано: «сгоре Церкви от грома святая Богородица на Михалице» (Новгородская первая летопись..., 1950. С. 374). Но уже в 1379 г. на его месте был построен новый, теперь уже каменный храм. Храм основательно был перестроен в 17 веке. При Петре I монастырь упразднен и храм становится приходским. В 1989 г. передан старообрядческой общине ДПЦ. Первая церковь Рождества Богородицы была деревянной. III Новгородская летопись помещает " Сказание о Михалицком монастыре иже нарицается Молотководевичь монастырь " . Смысл названия таков: " Некий благочестивый муж, возвращаясь с пира сильно хмельной, свалился на пути, " на пусте месте спати " . В руке у него был зажат плат, в котором лежала просфора. К спящему подбежали псы, почуяв хлеб, но " огонь паляша их " . Прохожие отогнали собак и поведаша о чуде архиепископу, который и " повеле поставити церковь Пречистой Богородицы честнаго Ея Рождества, также и монастырь составиша на том месте, иже и доныне стоит; а на том месте, идеже огнь схождаше, поставиша святую трапезу в славу и честь Святой Живоначальной Троицы и Пречистыя Богородицы. Название трапезной в честь Троицы ошибочно и другими источниками не подтверждается. О ее построении в конце XII века никаких других сообщений нет). Чудо, якобы, было в 1198 году, т.е. предшествовало построению церкви. Интересны слова " на пусте месте " . Видимо, территория, прилегающая к Михалицкому монастырю в древности была мало заселена. Даже на планах Новгорода, составленных в XVII веке, на территории, ограниченной с севера и востока валом, с юга Никитинской улицей и запада Большой московской дорогой не показано ни одной улицы. Церковь находится почти в центре этого участка - на заметно выделяющемся холме " . 

http://sobory.ru/article/?object=00342

Знаменитая по своим фрескам и архитектуре церковь Спаса Преображения на Нередице находится близ Великого Новгорода, в трех верстах от него, против Юрьева монастыря; расположена она на крутом берегу реки Волхова и видна издали. В 1-й Новгородской летописи об основании Спасо-Нередицкой церкви под 1198 годом записано: «В то же лето заложи церковь камяну князь великий Ярослав, сын Володимир, внук Мстиславль, во имя Святаго Спаса. Преображения Новгорода на горе, а прозвище Нередице; и начаша делати месяца июня в 8, на святого Федора, а концяша месяца сентября». «В лето» же «6707» (т. е. 1199), читаем мы в той же летописи, «исписаша церковь святаго Спаса в Нередицах». Из этого летописного известия видно, что здание храма было сооружено (конечно, вчерне) в течении летних месяцев 1198 года, а фрески были исполнены в следующем году. Спасо-Нередицкая церковь была монастырскою со времени своего построения до XVII века, затем была приходскою церковью, а в настоящее время числится заштатною и приписною. Отсутствие денежных средств в монастыре послужило к сохранению драгоценных фресок церкви; не было денег – не было и возможности «исправлять» и «поновлять» стенопись. Пожар в церкви, бывший в 1543 году, не повредил фресок, так как коснулся лишь верхней части храма до плеч. Фрески Спасо-Нередицкой церкви представляют собою великолепный памятник живописи XII века, весьма осторожно поновленный в XIII веке, как это видно по признакам иконографическим и палеографическим. По фресковой росписи острыми штифтами сделаны надписи; так, на южной стороне столба, между алтарем и диакоником читаем: «В лето 6787 месяца октября 7 преставися раб Божий Кюрил па память святого Сергия, а девятый день жена его преставися Оксиния. Господи, помози рабу своему Кюрилу и Оксинии»; на юго-западном столбе храма: «В лето 6762 месяца генваря 29 преставися раб Божий Козма Ивановичъ». По поводу этих двух надписей проф. Н.В. Покровский замечает: «Как эта, так и другая надпись относятся уже ко 2-й половине XIII века; следовательно, он не ручается за то, что в продолжении слишком 50 лет, протекших от времени первоначального написания фресок, не было произведено здесь реставрации фрески по тем или другим причинами могли потребовать исправления и указанные надписи могли быть нацарапаны на первоначальном грунте, но исправленном.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Великий Новгород. Храмовый комплекс бывшего Богородицкого Михалицкого монастыря. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:между приблизительно 1379 и 1557. Адрес: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Молотковская Координаты: 58.525295, 31.297359 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Михалицкий монастырь расположен на Молотковской улице. В настоящее время от монастыря сохранились две постройки: церковь Рождества Богородицы и трапезная с церквью Рождества и Михаила Малеина. Первое известие о построении церкви Рождества относится к концу XII века, заказчиком была княгиня Феодосия. Слово " Михалица " существовало ещё до построения церкви в 1199 году, но относилось ли оно к монастырю или к территории - остается неизвестным. Во II Новгородской летописи место названо Михайловой улицей. Видимо, здесь произошла ошибка, так как Михайлова улица находилась в Славенском конце. Во всех других случаях, летописи называют это место только " Михалица " . Архиепископ Макарий считал, что " монастырь сей назывался Михалицким или на Михалице потому, что ранее здесь была построена церковь Михаила Малеина, давшая название монастырю и слободе " . Первая церковь Рождества Богородицы была деревянной. III Новгородская летопись помещает " Сказание о Михалицком монастыре иже нарицается Молотководевичь монастырь " . Смысл названия таков: " Некий благочестивый муж, возвращаясь с пира сильно хмельной, свалился на пути, " на пусте месте спати " . В руке у него был зажат плат, в котором лежала просфора. К спящему подбежали псы, почуяв хлеб, но " огонь паляша их " . Прохожие отогнали собак и поведаша о чуде архиепископу, который и " повеле поставити церковь Пречистой Богородицы честнаго Ея Рождества, также и монастырь составиша на том месте, иже и доныне стоит; а на том месте, идеже огнь схождаше, поставиша святую трапезу в славу и честь Святой Живоначальной Троицы и Пречистыя Богородицы. Название трапезной в честь Троицы ошибочно и другими источниками не подтверждается. О ее построении в конце XII века никаких других сообщений нет. Чудо, якобы, было в 1198 году, т.е. предшествовало построению церкви. Интересны слова " на пусте месте " . Видимо, территория, прилегающая к Михалицкому монастырю, в древности была мало заселена. Даже на планах Новгорода, составленных в XVII веке, на территории, ограниченной с севера и востока валом, с юга Никитинской улицей и запада Большой московской дорогой, не показано ни одной улицы. Церковь находится почти в центре этого участка - на заметно выделяющемся холме " . Название " Молотковский " монастырь получает позднее. Происхождение слова исходит из названия улицы, населенной кузнецами, оружейными мастерами и принадлежавшими к монетному двору.

http://sobory.ru/article/?object=49254

Скачать epub pdf Приложение V. Хронологическая таблица I. События из жизни святого Александра Год рождения св. Александра Невского Начало княжения в Новгороде Самостоятельное княжение Нашествие шведов Ледовое побоище и походы на Литву Походы на Литву и поражение литовцев у озера Жизца Кончина вел. кн. Ярослава Путешествие к Батыю и к истокам Амура 1246–1250 Пленение Неврюево Александр – великий князь Посольство папы Набег литовцев и их поражение близ Торопца Изгнание новгородцами Василия Александровича Финляндский поход Переговоры с татарами относительно дан 1253–1257 Новая распря с Новгородом из-за дан 1257–1259 Рождение Даниила Поход Ярослава и Димитрия против немцев. Взятие Юрьева Последнее путешествие в орду и кончина св. Александра II. События в Юго-Западной Руси Вступление на престол Даниила Романовича Путешествие Даниила в Орду Коронование Даниила в Дрогичине королевским венцом Кончина Даниила Мученическая кончина в Орде Михаила черниговского III. Монголы Чингиз-хан 1154–1227 Разорение царства гангутов Поход на Ховарезм (Бухару) Битва на Калке Окончательное покорение Тангута и сев. Китая Опустошение Рязанской области Битва при Сити Взятие Киева Битва при Лигнице Погибель Багдадского халифата IV. Швеция Эрик Эриксон, при фактической власти Биргера 1216–1251 Вальдемар, сын Биргера 1251–1275 V. Норвегия Гакон V 1217–1263 VI. Дания Вальдемар II Победоносный. Его супруга Дагмара, героиня народных песнопений 1202–1241 Эрик Плогпенниг 1241–1250 Кристоф 1259–1285 VII. Ливонский орден Альберт 1199–1229 Основание ордена и построение Риги Падение Юрьева Соединение Ливонского и Тевтонского орденов VIII. Литва Крещение Миндовга Смерть IX. Польша 1206–1227 Германизация Померании и Вендской земли между Эльбою и Одером Болеслав 1227–1238 Генрих Благочестивый Распадение Польши на 11–14 независимых владений Х. Богемия Оттокар II 1253–1278 Борьба Оттокара с Рудольфом Габсбургским XI. Венгрия Андрей II 1205–1235 Бела IV 1235–1270 XII. Византия Взятие Константинополя крестоносцами

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Града Юрьева Польскаго Святыя 391. Святый и благоверный князь Святослав во святом крещении нареченный Гавриил Всеволодович Юрьевский чудотворец, преставися в лето 6700 месяца февраля в 3 день Святослав Всеволодович, во святом крещении Гавриил, великий князь Владимирский, сын Всеволода III Юрьевича, именуемого «Большое Гнездо» вел. кн. Владимирского, – родился в г. Владимире на Клязьме 27 марта 1196 года и в малолетстве назначен был своим отцом на княжение в Новгороде1199 г.). По смерти отца, получил в 1212 г. в удел г. Юрьев-Польский, а после битвы с Татарами на р. Сити, занял в 1238 г. стол в Суздале. Ум. 3 ферваля 1253 г. в н. Юрьеве-Польском и погребен в сооруженном им Юрьевском Георгиевском соборе, где и доныне мощи его почивают под спудом, в стене собора. Памятниками благочесия благоверного князя доныне сохранились в городе Юрьеве-Польском: 1) Георгиевский собор и 2) Святославов крест, составленный из 5 плит белого камня, мерою в вышину 2 арш. 6 вершк., а в поперечнике 3 арш. 1 верш. (Владимир. епарх. ведом. 1884 г., 16 и 17). Не канонизирован (Сергий, III, прим. 3, стр. 68). 392. Святый благоверный князь Димитрий Святославичь во иноцех преставися в лето 6700 Сын предыдущего, уцелел в числе прочих князей после нашествия Батыя в 1237–38 гг., сопровождал вел. кн. Александра Ярославича (Невского) в походе против бунтовавшего в 1255 году Великого Новгорода. Провладев Юрьевом 16 лет и приняв пред кончиною своею схиму от Ростовского епископа св. Игнатия, ум. в 1269 году в присутствии князя Глеба Ростовского и матери его княгини Марии Михайловны. Нетленные мощи князя-схимника почивают рядом с мощами отца его в Юрьеве, в юго-западном углу теплого Троицкого собора, где их показывают в склепе. (Влад. епарх. вед. за 1884 г. 16 и 17). Не канонизирован. 393. Преподобный отец Козма игумен Успенскаго монастыря, Яхренский иже бысть в Шахматицех Юрьевский чудотворец, преставися в лето 7000 месяца февраля в 18 день Воспитывался у одного боярина, в селе; боярин, полюбив его за кротость, научил его грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Великий Новгород. Десятинный монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1327. (первое упоминание). Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, Софийская сторона, Десятинная ул., д. 18 Координаты: 58.518008, 31.265315 Проезд:автобусами 7, 7А от Центрального автовокзала до остановки «Администрация города»; 4, 9, 20 до остановки «Софийская площадь» Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Временем возникновения монастыря считается 1327 год, когда архиепископ Моисей возводит церковь Рождества Богородицы «на Десятине». Но не исключено, что Десятинный монастырь мог быть основан и раньше. На это указывает икона «Успение» начала XIII в. из Десятинного монастыря, хранящаяся сейчас в Третьяковской галерее. В Новгородской третьей и четвертой летописях под 1327 г. имеются сведения о строительстве церкви Рождества Богородицы «на Десятине» Феодосией Мстиславной, матерью Александра Невского, жившей не в XIV, а в XIII в. Эта противоречивая версия появилась из под пера летописца, который, переписывая сведения о давно минувших событиях, смешал известие 1327 г. с сообщением 1199 г. об основании храма Рождества Богородицы, но не на Десятине, а на Михалице улице, что на Торговой стороне. Возникший на бывшем княжеском участке земли монастырь стали называть «на Десятине», а позднее Десятинским, или Десятинным. На протяжении всей своей истории Десятинный монастырь разрушали и разоряли. Он никогда не принадлежал к числу наиболее богатых и сильных. Только в XVII веке, когда монастырем управляла игуменья Улита, принадлежавшая к хорошей семье и обладавшая связями, монастырь начал процветать. Церковь претерпела реконструкцию, а монастырь получил разные льготы (обеспечение земель, освобождение от уплаты сборов, казенное содержание в пути и в столице). В эти же годы в монастыре поселилась богатая вдова Агафья Семеновна Аничкова – представительница древнего новгородского боярского рода, которая преподнесла в дар монастырю все свои земли, более 2000 десятин и 400 с лишним душ крепостных крестьян.

http://sobory.ru/article/?object=00168

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНОН ГРАДАРЬ Мч. Конон Градарь. Роспись жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. Мч. Конон Градарь. Роспись жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. (Огородник) [греч. Κνων κηπουρς; груз. ] († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта). Мученичество К. Г. сохранилось на греческом языке, и, как считает Г. Музурилло, было составлено в период после правления имп. Константина I Великого (306-337) (The Acts of Christian Martyrs. 1972. P. XXXIII). Родом из Назарета Галилейского, К. Г. в преклонном возрасте поселился в месте, называемом Кармена, недалеко от г. Магид в Памфилии, и там занимался орошением имп. сада. Вскоре после мученической кончины Папия, Диодора и Клавдиана (см. ст. Папий, Диодор, Конон и Клавдиан, мученики Памфилийские ; пам. 3 февр.) в Магид прибыл наместник провинции и приказал созвать всех жителей, но те тотчас покинули город. Гонцам удалось найти только К. Г., который, по их мнению, должен был ответить за всех христиан. Градарь с удивлением спросил пришедших, какое дело правителю до него, простого земледельца, да к тому же христианина. В ответ один из гонцов приказал привязать К. Г. к своему коню и тащить к наместнику. После того как градарь смело исповедовал Христа, правитель не стал принуждать его к жертвоприношению, а лишь убеждал обратиться к Зевсу с молитвой о благосостоянии народа. К. Г. оставался непреклонным, тогда наместник приказал вбить ему в ноги гвозди и заставил святого бежать перед своей повозкой. Достигнув торговой площади, К. Г. упал на колени, вознес Богу молитву и скончался. Мч. Конон Градарь. Икона. Посл. треть XVIII в. (частное собрание) Мч. Конон Градарь. Икона. Посл. треть XVIII в. (частное собрание) Память К. Г. и краткие сказания о нем содержатся в визант. Синаксарях под 4 (Paris. gr. 1617, 1071 г.) и 5 марта (Синаксарь К-польской ц., архетип X в.). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) и в древнейших списках Типикона Великой ц. (Patm. 266, IX-X вв.; Hieros. S. Crucis. 40, X-XI вв.) святой упоминается под 6 марта. В сказаниях говорится, что К. Г. пострадал при имп. Деции (249-251), наместник назван Пуплием. К. Г. обрабатывал собственный огород, питался его урожаем, а также кормил нищих чужестранцев (SynCP. Col. 511-512). На груз. языке сохранилось синаксарное сказание о К., составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем и под 6 марта включенное им в сб. Великий Синаксарь (Ath. Iver. georg. 30, Sinait. iber. 4, Hieros. Ратг. georg. 24/25, НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211, все XI в.).

http://pravenc.ru/text/1841974.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010