Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Иереев во имя свт. Николая Чудотворца (Агия-Мони; греч. Μον τν Ιερων, Αϒα Μον), во имя свт. Николая Чудотворца, муж., действующий, принадлежит Пафосской митрополии Кипрской Православной Церкви . Расположен на обрывистом лесистом склоне горы Ройя между с. Статос и мон-рем Хрисорройятисса , от которого отстоит приблизительно на 1 км. Считается одним из древнейших мон-рей Кипра. По преданию, И. м. был основан в нач. IV в. прп. Евтихием (пам. кипрская 7, 8 авг.) и свт. Николаем Чудотворцем, тогда еще мирянином. Прп. Евтихий носил камни для строительства церкви из святилища богини Геры, а Николай Чудотворец их обтесывал. Воздвигнув храм, свт. Николай подвизался там непродолжительное время и затем вернулся в М. Азию, а прп. Евтихий остался в И. м. до конца жизни. Эта легенда была записана ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Ефрем II Иерусалимский (1766-1771)), к-рый нашел в ризнице И. м. пергаменную рукопись с Житием прп. Евтихия (в наст. время утрачена) и частично опубликовал ее. В Житии говорилось, что Николай Чудотворец был послан Богом в помощники прп. Евтихию и что построенный святыми храм был посвящен Божией Матери. В одном из списков соч. Неофита Родосского «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших из Кипрского острова» (Рим, 1659), сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (впосл. архиепископ Кипрский (1759-1767)), говорится, что в И. м. хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему, по преданию, Пресв. Богородицей. В 1754 г. эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский монастырь . В XIX в. омофор был утрачен: эта святыня или сгорела во время пожара 1813 г., или была похищена при разгроме мон-ря турками в 1821 г. В 963 г. в И. м. останавливался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский , покинувший Св. Гору после избрания Никифора Фоки императором. В X-XII вв. мон-рь процветал, в нем находился скрипторий (в наст. время рукописи из И. м. хранятся в Национальной б-ке в Париже). Древнейший из сохранившихся манускриптов, созданных в И. м.,- Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Paris. gr. 668) - датируется 954 г. Мон. Климент (впоследствии игумен И. м.) переписал декабрьскую Минею-Четью (Paris. gr. 1531, 1112 г.) и Синаксарь (Paris. gr. 1588, 1-я четв. XII в.), на к-рых впосл. были сделаны записи исторического характера, в т. ч. перечень 14 игуменов, управлявших И. м. с 1227 по 1407 г., заметка о дарении мон-рю не названным по имени кипрским королем подворья Агиофродиси. Всего в период правления франц. династии Лузиньянов (1192-1489) И. м. имел 3 подворья.

http://pravenc.ru/text/293607.html

Совокупность гос-в и владений кон. XII-XVIII в., возникших в регионах Греции, Эгейского м., Черноморских проливов и в Причерноморье, от Ионических о-вов до устья Дона, на части территории Византийской империи в основном в результате 4-го крестового похода (1202-1204), а также в ходе последующей экспансии «латинян» - западноевроп. гос-в, морских республик, купечества и рыцарства. Формирование Л. Р. началось с захвата норманнским кор. Сицилии Вильгельмом II принадлежавших Византии Ионических о-вов (Кефалиния, Закинф и Итака; см. статьи Кефалинийская митрополия , Закинфская митрополия ) в 1185 г. и Кипра англ. кор. Ричардом I Львиное Сердце в 1191 г. В 1194 г. Ионические о-ва перешли под власть итал. рода Орсини, а Кипр в 1192 г. был продан бывш. кор. Иерусалима Ги де Лузиньяну, основателю Кипрского королевства. После захвата Константинополя крестоносцами в апр. 1204 г. завоевание визант. территорий стало осуществляться планомерно на основании договора крестоносцев о разделе Византии (Partitio Romaniae). Крупнейшими государствами Л. Р. были: Латинская империя (1204-1261), Фессалоникийское королевство (1204-1224, официально королевство с 1209), Ахейское княжество на Пелопоннесе (1205-1432), Афинская сеньория (1205-1456, с 1260 герц-ство; см. ст. Афины ), Кипрское королевство династии Лузиньянов (1192-1489), владения рыцарского духовного ордена госпитальеров на Родосе, о-вах Додеканес и в Галикарнасе (ныне Бодрум; 1306-1522). Владениями Венеции стали: часть кварталов К-поля, острова Крит (1206-1669), Корфу (1207-1214, 1386-1797; см. ст. Керкирская, Паксийская и Заморских островов митрополия ), порты Корон и Модон (1207-1500), крепости Навплий (1389-1540), Аргос (1394-1463), Навпакт (Лепанто; 1407-1499), Монемвасия (1464-1540), Эвбея (Негропонт; 1209-1470), Кипр (1489-1571). Входившие в состав Л. Р. Юж. Балканы представляли собой различные «франкские» и греч. владения. Ряд бывш. визант. территорий перешел под власть отдельных семейств венецианского патрициата. Так, династией Санудо было основано герц-ство Архипелага (1207-1566), включавшее Кикладские о-ва, владения рода Гизи на о-вах Спорады, а также на Тиносе и Миконосе (1207-1390), владения рода Веньеров на Китире (1207-1363), рода Навагайозо на Лемносе (1207-1279). На Ионических о-вах и в Эпире правила неаполитанская династия Токко (1357-1449).

http://pravenc.ru/text/2463173.html

Монастырь Мегалос Агрос был основан, по всей вероятности, примерно в конце VIII века, в эпоху иконоборчества. Есть предание о том, что основателями монастыря были 40 монахов, бежавших вместе с игуменом Феофаном из монастыря с одноименным названием в Кизике. Они привезли с собой икону Богородицы. Эти монахи нашли убежище в монастыре святого Николая Чудотворца в Акротири, где оставались до тех пор, пока не был построен монастырь Агрос. Этим объясняется тесная связь между этими двумя монастырями, существовавшая вплоть до XVI века, так что даже их доходы считались общими. Подобным образом и другие монастыри основаны были монахами из иных земель, которые привозили с собой иконы Пресвятой Богородицы, по преданию, чудом извлеченные из моря. Монастырь преподобного Антония уже существовал в епархии Хитрии (Китреи) во времена арабских набегов (VII–X вв.). Он стоял на высоком крутом пике Пентадактилос; в нем жило небольшое количество монахов. Должно быть, монастырь был полностью уничтожен довольно рано, поскольку упоминаний о нем нет ни в одном документе времен Лузиньянов (1192–1489). Однако об этом монастыре говорится в житии святого Димитриана, который служил там игуменом, пока не стал епископом Хитрии в 885 году. Фрески в церкви (прежде – монастыре) Панагии Асину, как установлено сегодня, восходят к 965 году, поэтому основание его также датируется X веком. Стегийский монастырь святого Николая Чудотворца – XI века, и доказательством этому также служат фрески в церкви. Одно старинное здание монастыря свидетельствует о существовавших ранее кельях, сейчас, к сожалению, находящихся в руинах, как и церковь Панагии Асину. Монахи-беженцы, вероятно, также основали монастырь в честь иконы Божией Матери «Катаркотисса», что недалеко от Ларнаки, и монастырь в честь иконы «Апосинтиотисса», что недалеко от Сихари, а также обители в честь икон «Антифонитиса» и «Пантадактила». Среди великих деятелей кипрского монашества следует упомянуть святого Георгия Хозевита, который провел свою юность на Кипре, жил отшельником в Святой Земле, а затем продолжил подвижническую жизнь в монастыре Хозева в ущелье Вади Кельт в Иордании. Были еще преподобный Георгий Кипрский, живший отшельником в течение многих лет в горах Малой Азии и ставший известным благодаря своей борьбе с еретиками-иконоборцами в VIII веке, и святой Афанасий, основатель монашеской общины на горе Афон, который нашел приют в Лерейском монастыре на Пафосе во второй половине X века.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

" . В период правления Кипром королевской династией Лузиньянов (1192-1489 гг.) на острове поселилось большое количество католических священников. Все, кто исповедовал Православие, особенно монашествующие, претерпели от них преследования и издевательства. В конце XX в. иконописцами Ставровуни написан образ тринадцати преподобномучеников монастыря Пресвятой Богородицы Кантарской, подвергнутых жестоким пыткам и сожженных латинянами в 1231 году за исповедание православной веры. В середине XIII века, как и все другие обители острова, монастырь Ставровуни был передан католическим монахам, ордену святого Бенедикта Нурсийского. В стенах обители они пребывали до 1474 года, когда сюда вновь вернулись православные греки-киприоты. В июле 1426 года отряд египетских мамелюков под командованием эмира Йешбега разграбил монастырь и сжег церковь Креста. От врагов и в пожаре пострадали многие святыни. С тех пор в обители хранится лишь часть креста покаявшегося разбойника с частицей Креста Господня. После продолжительных землетрясений 1491 года прекратилось чудо парения Креста, отмеченное игуменом Даниилом. В те же годы с южной стороны алтаря главного храма была построена небольшая часовня, где и хранился Крест. В ведении латинян Ставровуни частично находился и при правлении венецианцев (1489-1571 гг.). Православные и католические монахи одновременно проживали в обители и в 1521-1571 годах, но что примечательно, случаев перехода в униатство отмечено не было. В 1570 году островом завладели турки-оттоманы, которые в июле того же года убили укрывшихся в стенах Ставровуни нескольких монахов и мирян. Всех людей, выживших во время страшной резни, турки увели в плен. После получения киприотами у визиря Мехмет Паши некоторых привилегий наряду с другими обителями и храмами острова был выкуплен у неверных и монастырь Ставровуни. С 1660 года, после укрепления на Кипре власти православных епископов, ставших попечителями (эфорами) греков-киприотов перед представителями оттоманского султана, началось новое возрождение монастырей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В. приняла участие в 4-м крестовом походе и предоставила флот и денежные средства его участникам. Дож Э. Дандоло (1192-1205) был одним из инициаторов изменения планов похода и направления его против христ. гос-ва. После взятия К-поля, большое количество его святынь, реликвий и художественных ценностей было перевезено в В., где и хранится поныне (Пала д " Оро, икона Богородицы Никопеи, рельефные и скульптурные изображения визант. императоров, античные бронзовые кони и мн. др.). Еще накануне штурма К-поля В. заключила с предводителями похода договор о разделе Византии. В 1204-1207 гг. В. приобрела часть кварталов К-поля, порты Корон и Модон на Пелопоннесе, города Лампсак, Галлиполи, Гераклею Понтийскую (совр. Эрегли), о-ва Крит, Корфу и др. территории. Венецианский клирик Томмазо Морозини был избран лат. патриархом К-поля. Был установлен протекторат В. над рядом островов в Эгейском м., в т. ч. над Эвбеей; их управлением занимались семьи венецианских патрициев Санудо, Гизи, Дандоло и др. В 1395-1402 гг. В. управляла Афинами, а в 1423-1430 гг. Фессалоникой, в 1489 г. по договору присоединила к своим владениям королевство Кипр. В кон. XIII - нач. XIV в. венецианцы основали торговые фактории в Чёрном м.- в Солдайе (совр. Судак), Тане (совр. Азов) и Трапезунде (совр. Трабзон), в XV в.- в Синопе. Т. о. сформировалась венецианская Романия - сеть владений и факторий республики, обеспечивавших ее торговые и политические интересы во всем Вост. Средиземноморье. Подчинив высшее церковное руководство венецианской Романии папской курии, В. тем не менее допускала автономию правосл. церковных учреждений под контролем властей республики. Торговая и политическая экспансия В. привела к столкновению с др. крупной морской республикой - Генуей . В результате ряда войн, ведшихся с переменным успехом (1261-1270, 1294-1299, 1351-1355, 1378-1381), по Туринскому мирному договору 1381 г. произошел раздел сфер влияния В. и Генуи. В. получила преобладание в Вост. Средиземноморье, Генуя - в Причерноморье.

http://pravenc.ru/text/150247.html

Согласно «Синекдиму» Иерокла (528-535), Карпасия занимала 12-е место среди 15 городов Кипра ( Hieroclis. 1866. P. 39), а в «Описании Восточно-римского государства» Георгия Кипрского (нач. VII в. в составе компиляции IX в.) - последнее место из 13 кипрских городов (Ibid. P. 93-94). В нач. VIII в. Карпасия была разрушена арабами. Новый город с таким же названием был основан на месте совр. Ризокарпасо, туда была перенесена и епископия. К. е. продолжала существовать на протяжении всего визант. периода. Кафедральным собором К. е. являлась ц. свт. Синесия, еп. Карпасийского. Согласно Тактикону имп. Льва III Исавра (717-741), К. е. занимала 7-е место среди 14 епископий, подчиненных архиепископу Констанции, согласно 10-й нотиции (X в.) - 12-е место ( Darrouz è s. Notitiae. Р. 234, 338. N 3, 10). В соч. «Порядок Патриарших престолов» Нила Доксопатра (сер. XII в.) К. е. поставлена на последнее место среди 12 епископий ( Hieroclis. 1866. P. 285). В период правления на Кипре французской династии Лузиньянов (1192-1489) начались притеснения правосл. Церкви. На Соборе 1222 г. в Фамагусте, постановившем сократить число правосл. епархий и перенести их кафедры из крупных городов в небольшие, видимо, было принято решение о слиянии К. е. с Фамагустской епископией, кафедрой к-рой должен был стать Ризокарпасон (Acta Honorii III (1216-1227) et Gregorii IX (1227-1241)/Ed. A. L. Tàutu. R., 1950. P. 47. N 108). Однако не ясно, как быстро было реализовано это решение. О перенесении кафедры правосл. архиерея из Фамагусты снова говорится в 1260 г. в Кипрской булле (Bulla Cypria). В этом документе в числе лиц, сопровождавших в Рим Кипрского архиеп. Германа I Писимандра , назван еп. Иоаким Карпасийский ( Σθας. ΜΒ. 1877. Τ. 6. Σ. 505-506). К. Киррис считал, что Иоаким возглавлял К. е. в ее прежних границах, и датировал слияние К. е. с Фамагустской епископией 1260 г. ( Κρρης. 1960. Σ. 281-282; Idem. Αμμχωστος πλη: Ιστορα της πλης//ΜΚΕ. 1985. Τ. 2. Σ. 81). По мнению Х. Н. Таусианиса, Иоаким являлся епископом объединенной епископии и именовался Карпасийским по местонахождению кафедры, подобно др.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

За периодом высшего расцвета Кипрской церкви наступило время увядания и упадка, связанного с иноземным порабощением и духовным диктатом латинских завоевателей. В 1191 г. Кипр был покорен одним из активных участников III крестового похода английским королем Ричардом Львиное Сердце. Вскоре он продал остров католическому духовно-рыцарскому ордену тамплиеров, а затем королю Иерусалима Ги де Лузиньяну (1192–1194). С 1489 г. Кипр стал венецианской колонией и оставался таковой вплоть до османского завоевания в 1571 г. Вне зависимости от конкретного правителя весь период латинского владычества прошел для Кипрской церкви под знаком насилия и мощного духовного давления со стороны католической церкви. С самых первых дней завоевания острова на Кипре обосновалась латинская иерархия, состоявшая из архиепископа (кафедра в Левкосии) и трех епископов. В 1260 г. римский папа Александр IV (1254–1261) издал буллу, предусматривавшую сокращение православных епископий на Кипре с четырнадцати до четырех, упразднение должности православного архиепископа и ограничение передвижения греческих архиереев. Кипрская церковь надолго утратила самостоятельность: латиняне открыто вмешивались в процедуру избрания епископов и даже игуменов православных монастырей. Имущество епископий, обителей и храмов было конфисковано католиками, православные архиереи были обязаны платить налог латинскому архиепископу. Непопулярные финансовые меры и попытка насильственного насаждения католичества вызвали решительный протест у православных киприотов. Представители высшего и низшего клира отказывались подчиняться папе и сохраняли полную духовную независимость. Архиепископ Исаия (ок. 1204 – после 1209 г.) для урегулирования некоторых текущих дел Кипрской церкви совершил поездку в Константинополь, в ходе которой выступил с публичным осуждением латинского владычества. После этого католики воспрепятствовали ему вернуться на родину и приступить к исполнению своих пастырских обязанностей. Его преемник архиепископ Неофит II (1222–1251) отказался войти в подчинение латинским иерархам и вместе с другими архиереями и пресвитерами был изгнан с острова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интерес, который представляло бы критическое издание Томоса — основного документа, дающего множество сведений о соборной практике византийцев в XIV в., авторитет которого был и остается в Православной Церкви большим — подчеркивался многими авторами, предпринявшими труды по подготовке подобного издания (P. Lemerle, F. Dolger, R. — J. Loenertz). Оно требовало бы внимательного рассмотрения большого числа рукописей, предварительный список которых мы приводим [в Приложении, опущенном при переводе; ср.: выше, прим. 69]. Что касается епископских подписей, то предварительная работа, сопровождавшаяся ценным географическим и просопографическим исследованием, была выполнена в: E. Honigmann. Die unterschriften des Tomos des Jahres 1351//Byzantinische Zeitschrift. 1954. 47. 104–115 [см. также PLP]. 96 См. Е.[Е.] Голубинский. История Русской Церкви. II. 1. М. 1900. 170; см. также комментарии автора по поводу мнения, выраженного Григорой, об антипаламитстве Феогноста. [Данных о каком–либо сознательном антипаламитстве святителя Феогноста не имеется; можно говорить только о его личных симпатиях к Григоре, но и это — лишь со слов Григоры. Подробно см.: J. Meyendorff. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino–Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge 1981; 19892; рус. пер. (не авторизованный, без научного аппарата!): Протопресв. Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Paris 1990. — Изд.]. 97 Именно там укрылся митрополит–акиндинист Кирилл Сидский, отвергнутый своим клиром и низложенный собором в 1359 г. Иакинф Фессалоникийский был киприотом и наверняка имел там друзей, в первом ряду которых, вероятно, был Георгий Лапиф, убежденный антипаламит. Отметим также, что тесные узы связывали, по–видимому, Кипр и группу Арсения Тирского. [Ср.: Darrouzes. Les regestes de 1310 a 1376. 341–342 (N 2413). — И. М.]. 98 Кипр находился под латинским владычеством с 1192 по 1489 гг. и, естественно, превратился в одну из главных «контактных зон» с латинским Западом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

О. В. Л. Кипрская Православная Церковь в период правления Лузиньянов и венецианцев С приходом к власти на Кипре франц. династии Лузиньянов (1192-1489) и учреждением лат. архиепископии КПЦ пришлось адаптироваться к новым условиям и устанавливать отношения с завоевателями. Именно Православие помогло грекам-киприотам сохранить свою национальную идентичность и культуру. Греч. клир, как и греч. население острова, был подчинен новой власти. Часть владений КПЦ перешла к королю и лат. нобилитету, но не к католич. Церкви. Однако массовой конфискации земель КПЦ не проводилось. В связи с событиями IV крестового похода связь Кипра с К-полем была нарушена и с просьбой о замещении архиепископской кафедры киприоты обратились к кипрскому и иерусалимскому кор. Амори (Амальрику) де Лузиньяну, который разрешил им самостоятельно избрать предстоятеля КПЦ. Т. о. местные епископы, представители монашества, низшего духовенства и мирян избрали Кипрским архиепископом Тивериадского еп. Исаию . Однако для укрепления своего авторитета Исаия был вынужден обратиться в Никею. На Соборе 1209 г. его избрание было признано каноническим и подтверждено. Его преемник архиеп. Неофит I , как известно из письма Никейскому имп. Иоанну III Дуке Ватацу , был поставлен на Кипрскую кафедру имп. Феодором I Ласкарем . Решения лат. Соборов в Лимасоле (17 окт. 1220) и в Фамагусте (12 сент. 1222) внесли принципиальные изменения в положение КПЦ. Должность правосл. архиепископа была упразднена, Неофит I был вынужден покинуть остров. Количество греч. епископов было уменьшено с 14 до 4. Их резиденции были перенесены из больших городов в удаленные районы: из Никосии в Солию (Солы), из Фамагусты в Ризокарпасо на п-ове Карпасия, из Пафоса в Арсиною, из Лимасола в Лефкару. Административно греч. епископы были подчинены латинским епископам Никосии, Лимасола, Пафоса и Фамагусты. Идеологическим обоснованием этих изменений было решение IV Латеранского Собора 1215 г., согласно которому на одной кафедре не должно быть 2 епископов. В местах совместного проживания различных этнических групп, как на Кипре, греч. епископы должны были выполнять функции помощников латинских. Поскольку лат. епископов было четверо, то число греч. архиереев не могло быть больше. Греч. епископы должны были приносить клятву верности лат. епископату, в к-рой выражалось подчинение папе Римскому, как это было принято для всех лат. прелатов на Западе. Споры о присяге раскололи греч. общество на тех, кто согласились с ее принесением, и тех, кто отвергли ее. В 20-х гг. XIII в. дополнительный разлад в среду греков-киприотов внес проживавший в Никее К-польский патриарх Герман II (1223-1240), к-рый по икономии советовал им оказать внешнее подчинение латинянам (даже согласиться апеллировать к лат. курии, хотя греки сохранили церковные суды), не приносить присягу верности. В 1229 г. патриарх изменил свою политику и призвал православных киприотов прервать общение с присягнувшими священниками.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Зимой 1191/92 г. Конрад Монферратский начал сепаратные переговоры с Салах-ад-Дином, пытаясь свести на нет успехи Ричарда Львиное Сердце и поддерживаемого англ. королем Ги де Лузиньяна. Однако в апр. 1192 г. голосованием знати Иерусалимского королевства Конрад Монферратский почти единодушно был избран королем. 28 апр., спустя 2 недели после избрания, его убили в Тире асассины; кто именно послал убийц, установить не удалось. Спустя неделю кор. Изабелла вышла замуж за гр. Генриха Шампанского, к-рый и был признан новым королем Иерусалима. В том же году Ги де Лузиньян купил Кипр у тамплиеров, к-рые незадолго до этого получили его от англ. короля; остров находился под властью династии Лузиньянов до 1489 г. (см. ст. Кипр ). В мае 1192 г. крестоносцы вновь вплотную подошли к Иерусалиму, но осада города так и не была начата из-за усилившихся разногласий между предводителями крестового похода. Ричард Львиное Сердце призывал двигаться на юг и напасть на Египет, нанести удар по ядру владений Салах-ад-Дина, в результате чего тот сам будет вынужден оставить Иерусалим. Гр. Гуго Бургундский, командовавший отрядами франц. крестоносцев, напротив, считал необходимым прежде всего захватить Иерусалим. Англ. король демонстративно отказался от командования, и крестоносцы отступили к побережью. В июле 1192 г. Салах-ад-Дин неожиданно напал на Яффу и захватил весь город, кроме цитадели. Довершить разгром гарнизона султану помешал мятеж в его собственном войске. Ричард Львиное Сердце неожиданно прибыл туда на кораблях с 2 тыс. воинов и освободил Яффу; большая часть захваченных в городе пленников была спасена. 8 авг., подтянув главные силы, Салах-ад-Дин вновь попытался овладеть Яффой и разбить крестоносцев, но в состоявшемся полевом сражении победа вновь осталась за англ. монархом. 2 сент. 1192 г. обе стороны, измученные упорным противостоянием, согласились заключить мирный договор. Морское побережье от Тира до Яффы осталось у крестоносцев, а вся континентальная часть Палестины окончательно перешла под власть мусульман. Христианские паломники получили право беспрепятственно посещать Иерусалим и др. места на Св. земле. 9 окт. 1192 г. англ. кор. Ричард I Львиное Сердце покинул Палестину.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010