В февр. 1180 г. Л. вместе с сыном правителя Руадри вновь прибыл ко двору Генриха II, к-рый был недоволен несоблюдением ирландцами условий Виндзорского договора. Недовольство англ. короля могло быть вызвано также избранием архиеп. Томалтаха и получением Л. папских привилегий (Генрих II мог рассматривать это как нарушение данного Л. обещания). В апр. Генрих отправился на континент, забрав с собой в качестве заложника сына Руадри. Л., к-рому было запрещено возвращаться в Дублин, остался в Англии (он провел нек-рое время в мон-ре Абингдон близ Оксфорда), а затем (в кон. окт. или нач. нояб. 1180) отправился в Нормандию вслед за королем. 10 нояб., остановившись в аббатстве Э, принадлежавшем регулярным каноникам-августинцам конгрегации Сен-Виктор, Л. серьезно заболел. Он направил к королю для переговоров одного из своих клириков. 13 нояб. тот вернулся в Э с известием о заключении мира между Генрихом II и Руадри (возможно, соглашение было достигнуто при посредничестве папского легата субдиак. Алексия); на следующий день Л. скончался. Почитание Почитание Л., по-видимому, началось вскоре после его смерти. В письмах ирл. и нормандских прелатов в поддержку канонизации Л. упоминается книга о его чудесах, написанная Маэл Ису О Кербаллом, еп. Лаута (1178-1186/87; с 1184 архиепископ Арма). Это сочинение не сохранилось. Когда в Э началось строительство новой коллегиальной церкви в готическом стиле, останки Л. (согласно Житию, они не были подвержены тлению) перенесли в храм и захоронили перед алтарем Богоматери (17 апр. 1186). Весной 1191 г. Руанский архиеп. Готье из Кутанса (1184-1207), скорее всего по ходатайству каноников Э, обратился к папе Римскому Целестину III (1191-1198) с просьбой о канонизации Л. В послании, адресованном каноникам Э (20 мая 1191), понтифик не возражал против возможной канонизации Л., но указал на несвоевременность этого ходатайства. Инициатива каноников могла быть связана с офиц. признанием культа др. ирландца, умершего на континенте,- св. Малахии (канонизирован папой Римским Климентом III 6 июля 1190).

http://pravenc.ru/text/2462453.html

Н. е. во 2-й пол. V в. учредил царь Картли св. Вахтанг Горгасали в числе первых 13 епархий древнегруз. Картлийской Церкви. Расположенная вдоль главной магистрали, связывавшей низинные районы Картли с горными провинциями Центр. Кавказа, Н. е. играла важную роль в культурном и политическом взаимодействии груз. провинций Рача, Сванети и Двалети с главными городами страны - Мцхетой и Тбилиси ( Мусхелишвили. 1977. С. 222-223). Никозская кафедра стала оплотом борьбы св. Вахтанга против огнепоклонства. По сведениям груз. источников, храм Никози был воздвигнут на месте «алтаря огнепоклонников». Здесь же был предан земле груз. первомч. Ражден , по происхождению перс, замученный соотечественниками-огнепоклонниками ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100; Мученичество и заслуги святого великомученика Раждена//ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 78-79). На вост. фасаде кафоликона Гвтаеба мон-ря Никози сохранилась 2-строчная рельефная надпись, выполненная письмом асомтаврули: «Христос, Святая Троица, Захарию первоепископа помилуй» (КГН. 1980. Т. 1. С. 70-71). Надпись датируется 2-й пол. V в., т. о. можно определить, что Захария являлся современником св. Вахтанга Горгасали и, очевидно, 1-м никозели. Наиболее ранние сведения о миссионерской деятельности на территории Н. е. относятся к VI в. В метафрастической редакции Жития прп. Давида Гареджийского сказано, что прп. Давид «приказал ученикам своим, чтоб каждый из них шел в другие места и проповедовал Евангелие Божие... [и они] пошли, как овцы меж волков, и некоторые из них пошли к пределам Кахети, а другие в горные места к жителям Двалети» ( Абуладзе. 1955. С. 150). Период активной христианизации и храмоздательства в Н. е. прослеживается на протяжении развитого средневековья (X-XV вв.). В X в. в среднем течении р. Б. Лиахви был выстроен храм Эредви (906-914), возобновлен храм Гвтаеба и воздвигнута ц. во имя св. Архангелов в мон-ре Никози. Лапидарные надписи храмов сохранили имена ктиторов - никозели Стефана и никозели Михаила (КГН. 1980. Т. 1. 170-172, 185-188). Также в X в. был основан мон-рь Сабацминда (ныне к северо-востоку от г. Цхинвали), считавшийся метохом (подворьем) мон-ря Никози. Согласно местным преданиям, в верховьях р. Риони и на ее притоках возводили церкви царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) или царица св. Тамара (1184-1207/13). Мон-рь Никози играл большую роль в религ. жизни соседних горцев, в т. ч. осетин. Они останавливались здесь и просили молитвенной помощи первомч. Раждена. Так, в сочинении анонимного историка царицы св. Тамары рассказывается, как осет. царевичи, тщетно искавшие руки царицы, «отправились в свое отечество, причем одного из них обуяла столь сильная любовная страсть к Тамар, что, не выдержав ее... умер в Никози, у храма Раждена, где его и похоронили» (История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 37-38; То же. 2008. С. 259).

http://pravenc.ru/text/2565612.html

XIII в. в К. был воздвигнут храм во имя свт. Николая Мирликийского. На его стенах были изображены портреты ктиторов - царя Грузии Георгия III (1156-1184), его дочери царицы св. Тамары (1184-1207/13), ее сына царевича Георгия IV Лаши (царь Грузии в 1207/13-1222), а также мцигнобартухуцеси (первого везира) св. Тамары еп. Чкондидского Антона (Глонистависдзе) . Нек-рые ученые считают, что отсутствие фигуры католикоса-патриарха среди изображенных ктиторов указывает на стремление царского двора превратить юж. часть Шида-Картли в царский домен. На протяжении XIV-XV вв. этими землями, получившими название княжества Сацициано, владел княжеский род Панаскертели-Цицишвили. Основатель рода Заза также был изображен в ц. во имя свт. Николая. Монастырь стал усыпальницей князей Цицишвили (ПГП. 1970. Т. 3. С. 569). В центральной части ц. свт. Николая, около сев. столба, сохранилась могила Кайхосро Цицишвили († 1740) и надпись на надгробной плите ( Бочоридзе. 2011. С. 156). В XV в. в К. была выстроена малая зальная ц. во имя вмч. Георгия, в XVI-XVII вв. возведены крепостная стена и ворота с колокольней. В «Описании царства Грузинского» историка 1-й пол. XVIII в. Вахушти Багратиони К. упоминается как действующий мон-рь, его настоятель назван архимандритом (имя неизв.) (КЦ. 1973. Т. 4. С. 344). Во 2-й пол. XVIII в. княжество Сацициано сильно пострадало от набегов лезгинских племен. Российский путешественник нем. происхождения сер. XVIII в. И. А. Гюльденштедт писал, что в Сацициано «есть несколько сел, населенных грузинами, но это, скорее, разоренные села, и все это выглядит очень похоже на необитаемую пустыню» ( Гюльденштедт. 2002. С. 156). В документе 1770 г., составленном при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) для российских резидентов, среди монастырей Картли и Кахети назван также «архимандритский монастырь Кинцивиси Николая Чудотворца, разоренный» ( Мачарадзе. 1988. С. 551). Груз. историк нач. XX в. Ф. Жордания упоминает Кинцвисскую икону свт. Николая, «великолепно писанную на камне».

http://pravenc.ru/text/1684674.html

В 1-й четв. XII в., в период царствования св. Давида IV Строителя (1089-1125), свод «К. Ц.» был значительно пополнен. Повествование, прерванное на 80-х гг. VIII в., было продолжено новым сочинением, описывающим события до 1072 г. Название и имя автора этого произведения не сохранились. Историки условно называют его «Матиане Картлисай» (Летопись Картли). В 30-х гг. XII в. были написаны и внесены в свод краткая история царя Георгия II (1072-1089) и обширная летопись, посвященная св. Давиду IV Строителю - «Жизнь царя царей Давида». Повествование об исторических событиях 1125-1207 гг. представлено в 2 редакциях «Древней Картлис Цховреба». Сохранилось 3 рукописи 1-й (условно) редакции: список царицы Мариам (НЦРГ. S 30, рубеж XVII и XVIII вв.), список Мачабели (НЦРГ. H 2135, 1736 г.) и список еп. Самебского Николая (НЦРГ. Q 1219, 1697 г.). В этом варианте после «Жизни царя царей Давида» помещено сочинение автора XI в. Сумбата Давитис-дзе «Жизнеописание Багратионов» («Жизнь и деяния Багратиони», «История и повествование о Багратионах»), в котором история Грузии восходила к библейским предкам Багратиони и заканчивалась событиями 1032 г. Т. о., нарушалась хронологическая последовательность, существовавшая в своде. В 30-х гг. XIII в. после сочинения Сумбата Давитис-дзе было внесено произведение под условным названием «История и восхваление венценосцев», в котором кратко повествовалось о правлении наследника св. Давида IV Строителя царя Димитрия I (1125-1156) и его сына Георгия III (1156-1184) и подробно - о царствовании св. Тамары (1184-1207/10/13). В 20-х гг. XIV в. было написано продолжение, содержащее сведения по истории Грузии после кончины св. Тамары до воцарения Георгия V Блистательного (1318). В историографии это сочинение анонимного хронографа (груз.- Жамтаагмцерели) условно названо «Столетняя летопись». Вторая (условная) редакция «Древней Картлис Цховреба» дошла в 2 списках: царицы Анны (НЦРГ. Q 795, 1479-1495 гг.) и Чалашвили (НЦРГ. Q 207, XVI-XVII вв.). Этот вариант пополнился сочинениями, охватывающими период с конца царствования св. Давида IV Строителя до кончины св. Тамары. После «Жизни царя царей Давида» было помещено краткое описание царствования Димитрия I, Георгия III, св. Тамары и Георгия-Лаши. В историографии это сочинение по дате составления (1222-1223) называют «Летописью времени Лаши Георгия» (им заканчивается список Анны). В списке Чалашвили после описания царствования Димитрия I содержится сочинение, составленное в 30-х гг. XIII в. и повествующее о царствовании Георгия III и св. Тамары. В историографии его автор условно назван «вторым историком царицы Тамар», произведение - «Жизнь царицы цариц Тамар». В списке Чалашвили, так же как и в списках 1-й редакции «Древней Картлис Цховреба», после истории царствования св. Тамары помещена «Столетняя летопись» анонимного автора. «Новая Картлис Цховреба»

http://pravenc.ru/text/1681189.html

В 80-90 гг. XIX в. среди груз. ученых (М. И. Броссе, Д. З. Бакрадзе , М. Джанашиа и др.) возникла полемика об атрибуции О. и. Преимущество получило мнение, что это икона Божией Матери ( Бакрадзе. 1875. С. 118), несмотря на то что среди известных к тому времени Оконских икон ни одна не была Богородичной. В 1894 г. к полемике подключилась председатель Московского археологического об-ва графиня П. С. Уварова , обнаружившая в 1890 г. в новой церкви с. Окона (ныне в муниципалитете Карели, край Шида-Картли, Грузия), воздвигнутой на месте древнего храма в честь О. и., построенного Багратом IV, триптих из слоновой кости, украшенный серебряным окладом с надписью « , , » (Оконская икона, помилуй недостойного католикоса Евдемона (католикос-патриарх Абхазский (Зап. Грузии) Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669).- Авт.), аминь). Она связала триптих с приданым визант. царевны. Иную т. зр. высказал Такаишвили, к-рый отождествил О. и. с Оконским Распятием ( Такаишвили. 1909. С. 124). Считая триптих образцом визант. искусства, мнение Уваровой поддерживали и в XX в. ( Мишакова. 1977. С. 4-5; Goldschmidt, Weitzmann. 1979. S. 66; Флоринский. 1991. С. 92). В последнее время более убедительной является версия, основанная на новой трактовке названия О. и. Этимологию слова «Окона» исследователи ( Гарсеванов. 1868. С. 16; Кирион III (II) (Садзаглишвили). 1890. С. 12) долгое время связывали с названием г. Икония в Юж. Анатолии (ныне Конья, Турция), откуда, согласно грузинским источникам (Ркп. GSIEM 162, 1862 г.//Ист.-этногр. музей г. Гори; Гарсеванов. 1868. С. 7; Кирион III (II) (Садзаглишвили). 1890. С. 12), визант. имп. Ираклий (610-641) перенес икону в К-поль. По мнению Т. Месхи, название иконы связано с наименованием близлежащего к Иконии поселка Хоны, где, согласно церковной традиции, арх. Михаил сотворил чудо ( Месхи. 2015. С. 26). Согласно этой т. зр., название «Окона» произошло от одного из греч. эпитетов арх. Михаила - Χωνιτης - путем слияния греч. артикля муж. рода и самого слова. Т. о., на упомянутой в исторических источниках О. и. могло быть написано «Чудо арх. Михаила в Хонех». В пользу этой версии говорит то, что арх. Михаил являлся покровителем визант. имп. дома, в свете чего дар имп. Романа III Баграту IV имел символическое значение: император желал груз. царю, своему буд. союзнику, покровительства арх. Михаила. Также сохранились сведения об особо почитаемой потомком Баграта IV, св. Давидом IV Строителем (1089-1125), иконе арх. Михаила: в хронике «Жизнь царя царей Давида» рассказывается, как во время одной битвы в царя была пущена стрела и попала «в икону архангела, которая висела у него на груди, золотую, небольшого размера, и Божье провидение спасло его» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 361). Не исключено, что переписчик ошибся и вместо «» (Оконскую) написал «» (золотую). Также примечательно, что изображения арх. Михаила украшали шлем и престол царицы Грузии св. Тамары (1184-1207/13) ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 188).

http://pravenc.ru/text/2578253.html

ист. док-тов. 2016. Т. 4. С. 55, 196). П. с основания стал значительным центром груз. культуры. В кон. X - нач. XI в. Гавриил Патараи при участии Гавриила Ласкавели, Гавриила Хоргай и Иоанна Гацуетили переписал Пархальское II Четвероевангелие (НЦРГ. S 4927. Л. 133, 140) и Пархальский Многоглав (НЦРГ. A 95. Л. 590 об.- 591). Братия П. поддерживала тесные связи с др. культурными центрами Тао-Кларджети, расположенными, в частности, в монастырях Отхтаэклесиа , Шатберди, Ишхани . Для хозяйственных нужд П. и его окрестностей в скале был проведен водопровод длиной в неск. километров, сооружение к-рого местное предание приписывало царице Грузии св. Тамаре (1184-1207/13). Иногда П. управлял архиерей. В сильно испорченной 17-строчной фресковой надписи в алтаре, выполненной письмом мхедрули, упомянут настоятель мон-ря архиеп. Савва, к-рый по приказу католикоса Грузии Николая (Дасабадришвили или Сабадришвили) посетил мон-рь, чтобы урегулировать вопрос об усыпальнице мон-ря. Из надписи можно понять, что архиеп. Савва принадлежал к знатному роду, а его резиденция находилась далеко от П. Католикоса Николая отождествляют с католикосом-патриархом всей Грузии Николаем II , к-рый ок. 1246 г. ездил к монголам в Каракорум и привез оттуда ярлык об освобождении ГПЦ и груз. духовенства от всех гос. повинностей ( Такаишвили. 1952. С. 99). Визит еп. Саввы совпал с т. н. бесцарствием, когда «страна царская, престол и Мцхета и прилегающие к ней земли и монастыри не были ни под чьей защитой, ибо знать страны сей пеклась лишь о собственных владениях» и даже посягала на церковное имущество (Столетняя летопись. 2008. С. 359). Возможно, визит архиеп. Саввы был связан со стремлением уберечь П. от притязаний местной знати на монастырскую усыпальницу. С нач. XV в. атабаги Самцхе, стремясь к независимости от царской власти, стали подстрекать архиереев Самцхе-Саатабаго отложиться от Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ. В нач. XVI в. атабаг Мзечабук Джакели (1500-1516) отделил от мцхетского престола архиереев Месхети, а ставропигиальные мон-ри, в т. ч. П., подчинил их юрисдикции. Однако его преемники Манучар I (1516-1518) и атабаг-амирспасалар Кваркваре III (1518-1535) подтвердили владения католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) в Самцхе-Саатабаго; мон-ри П., Вардзия и Ошки вновь перешли под власть Патриаршего престола ( Какабадзе. 1967. С. 235, 339; Корпус груз. ист. док-тов. 2016. Т. 4. С. 55-56, 59-60, 70-71, 193-196).

http://pravenc.ru/text/2579120.html

Повесть о Д. была популярна в свое время: автор «Казанского летописца» передает, что рус. царь Иоанн IV Грозный при взятии Казани в 1552 г. ободрял рус. войско рассказами о доблести и бесстрашии груз. царицы Д., «колику победу показа на небожных персов» (цит. по: Там же. С. 346). В груз. исторических источниках известны 2 царицы с таким именем. Сведения о 1-й содержатся в груз. хронике «Матиане Картлиса», а также у груз. историка XVIII в. Вахушти Багратиони . В «Истории царства Грузинского» (гл. 3) под 917-918 гг. он называет царицу Эрети Д., «дочь Адарнасе (Патрикия, царь Эрети в нач. 20-х гг. X в.- Н. Т.-М .) и сестру Гургена эриставт эристави, правнука Ашота Куропалата (св. блгв. царя Ашота I Великого .- Н. Т.-М.)», соправительницу сына Ишханика (20-50-е гг. X в.), обратившую Эрети «от армянской ереси» (монофизитства) «к исповеданию православия». Под 1010 г. Вахушти упоминает др. Д., также царицу Эрети, завоеванную груз. царем Багратом III Куропалатом (975-1014) (КЦ. Т. 1. С. 264-266, 298; Вахушти Багратиони. 1976. С. 126; Матиане Картлиса. 1976. С. 33-34). Часть исследователей и груз. церковная традиция отождествляют св. Д. с царицей X в., обратившей Эрети в Православие, что имело ключевое значение для истории Грузии. Воссоединение Церкви в Эрети с единой Грузинской Церковью обусловило и политическое воссоединение княжества с др. груз. гос. образованиями, что стало одним из важных факторов, позволивших Баграту III объединить Грузию и создать мощное гос-во с единой правосл. Церковью. Однако смысловые параллели московской повести и груз. истории позволяют провести аналогию только между Д. и груз. царицей св. блгв. Тамарой (Броссе, М. О. Скрипиль, Сперанский и др.). Св. Тамара (1184-1207/13) также наследовала престол в юном возрасте, время ее правления (как и в повести, ок. 40 лет) характеризуется подъемом Грузии: удачные войны с Персией, Турцией и Византией обеспечили стране экономическую и политическую независимость, расцвет искусства и лит-ры. Московская повесть содержит все основные черты образа царицы, созданного в совр. ей груз. исторической и художественной литературе. Во мн. деталях совпадает описание битвы Д. и исторического Басианского сражения, к-рым руководила св. Тамара: в молитве царицы перед Вардзийской иконой Божией Матери в Вардзийском мон-ре, в особенностях битвы и т. п. В московской повести отражены и некоторые груз. церковные и династические традиции: Грузия - удел Богородицы, груз. правящий род Багратиони ведет начало от прор. Давида и др., что обнаруживает прекрасное знание автором повести груз. реалий.

http://pravenc.ru/text/178261.html

Выносной крест. Ок. 1060 г. (Кут. 3271) Выносной крест. Ок. 1060 г. (Кут. 3271) Сохранилась золотая икона с поясным изображением Христа Вседержителя (Кут. 3858, 9×7 см, кон. XII - нач. XIII в.). Лик Христа живописный, ризы и нимб чеканные, с гравировкой, рельеф низкий. Христос благословляет троеперстно. Оклад украшен жемчугом и драгоценными камнями, обрамляющий икону орнамент состоит из сложных узоров, напоминающих филигрань. На лицевой стороне нек-рые звенья декора отделены друг от друга гладкими выпуклыми медальонами (на углах удлиненными). Спинка оклада открывается; внутри иконы сделаны вместилища для мощей и сохранились отрывки надписей на металлических листах, а также 2 медальона - один с погрудным изображением ап. Иакова, другой с надписью. Кроме того, на оборотной стороне оклада помещена обрамляющая орнамент надпись с молитвенным прошением заказчика: «Боже, распныйся на кресте невредимо и прославивший святых Твоих, будь покровителем и мне, Дадиани Вардану». Вардан Дадиани был современником царя Грузии Георгия III (1156-1184) и царицы св. Тамары (1184-1207/13), имел должность мсахуртухуцеси (начальник личного войска царя и служителей царского двора), поддержал в 1191 г. выступление супруга св. Тамары, опального кн. Юрия Андреевича Боголюбского, был лишен должности и владений ( Brosset. 1851. Vol. 3. P. 48; Кондаков. 1890. С. 55-56; Чубинашвили. 1959. С. 621). Рождество Христово. Чеканная икона. 2-е десятилетие XI в. Рождество Христово. Чеканная икона. 2-е десятилетие XI в. Массивная серебряная икона Рождества Христова (Кут. 3099, 34,7×33 см) является ярким примером скульптурно-пластического произведения. Лицевая сторона позолочена и обрамлена орнаментом из жгутов и пальметт. Верхняя часть композиции отделена от основной части тройной аркой пещеры вертепа. В центре верхней части изображена мандорла, фланкированная 2 ангелами с каждой стороны. В основной части объединены неск. эпизодов: под средним подъемом очертания пещеры расположены ясли с Младенцем, на Которого смотрят осел и корова.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

Но отвлечемся от примера России. Ее «тоталитарность» стала слишком уж аксиоматичной в перевозбужденных головах многих наших интеллигентов. Возьмем другие страны, где Православие было государственной религией. Например, Грузия. Там этот ужасающий статус Веры Истинной, этот принудительный, всеобщий кошмар, тоже привел народ вовсе не к безбожию. Наиболее, наверное, ревностно поддерживала этот статус Православия святая царица Тамара. Сразу же после прихода к власти, в 1184 году, она немедленно созвала Поместный Собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Собор устранил неурядицы, отрешены были от кафедры недостойные архиереи, церкви освобождены от повинностей. Замечательна тронная речь, произнесенная святой царицей на Поместном Соборе: «Вы, – обратилась она к отцам Собора, – от Бога учинены водительствовать нами. Благостно исследуйте все. Утвердите правду и посрамите скверну. Не угождайте власть имущим за величие их и не пренебрегайте бедняками за их униженность. Вы – словами, я же делом. Вы – ученьем, я – подтверждением сего учения. Вы – воспитанием, я – внедрением и укреплением воспитания. Объединимся и сомкнем ряды для защиты и превознесения веры: вы, как духовные отцы, я, как царь; вы, как властители, я же, как бдительный и зоркий часовой»… Вот она – Симфонии властей в действии. За государственный счет были посланы миссионеры во все концы Кавказа, Православие распространилось по всему Северу региона. В 1207 святая царица отошла ко Господу, другие цари продолжили ее дело, а уже в 1226 году на Грузию напала армия хорезмийцев во главе с хорезм-шахом Джалал ад-Дином. Очень скоро мужественное сопротивление грузин было смято и Тбилиси взят. В городе начались убийства и кровавые бесчинства. Покорив народ, Джалал ад-Дин решил обратить его в ислам. Он приказал снести купол с кафедрального Сионского собора в честь Успения Божией Матери и поставить вместо него свой трон. По приказу Джалал ад-Дина из собора вынесли иконы Спасителя и Богородицы и положили на середину Метехского моста. Всех горожан согнали к мосту и под страхом смерти приказали пройтись по мосту, попирая святые иконы. Пленникам предложили свободу и щедрые дары, если они отрекутся от Христа и плюнут на святые иконы, поставленные на мосту. Христиане же, подходя поочередно к святым иконам, вместо поругания воздавали им должную честь и поклонение. Тут же палачи отрубали им головы и обезглавленные тела бросали в реку. Долгое время воды Куры были красными от крови мучеников. Сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу и пожертвовали жизнью ради поклонения святым иконам. Память 100000 мучеников Тбилисских совершается Церковью 31 октября (13 ноября н. ст.).

http://pravoslavie.ru/36606.html

К. в составе Грузии была разделена на 4 эриставства: Кахетинское с центром в Панкиси (эриставы принадлежали к роду Дзагамисдзе), Камбечанское с центром в Хорнабуджи (эриставы - Махателисдзе), Эретское с центром в Гиши (эриставы - Колонкелисдзе, позднее - Асатисдзе), Шаккское (Сааришианское) с центром в Шакки (эриставы - Асатисдзе). В сферу деятельности кахетинских эриставов входила охрана вост. рубежей страны: по словам летописца, они «такой напускали страх вокруг, что в Гандзе (Гянджа.- Авт.) и Барде даже маленький ребенок не мог заплакать у матери, и турки тоже не смели вредить пастбищам, раскинутым по берегам Иори и Куры» (цит. по: Басилий Эзосмодзгвари. 2008. С. 311; Он же//КЦ. 1959. Т. 2. С. 130). Для сельскохозяйственного развития края в этот период были построены оросительные каналы: 20-километровый Самгорский и 119-километровый Алазанский, орошающий 53 тыс. га. В 1327 г. в г. Карагадж был открыт монетный двор. Мон-рь Марткопи. Общий вид Мон-рь Марткопи. Общий вид В XII в. крупным груз. центром письменности, культуры и просвещения была Икалтойская академия при мон-ре Икалто, с которой связана деятельность прп. Арсения Икалтойского (Вачесдзе). На XII-XIII вв. приходится расцвет мон-рей в пуст. Гареджи. Монастырские пещерные комплексы были расписаны, среди фресок особенно выделяются ктиторские изображения царицы Грузии св. Тамары (1184-1207/13), царя Георгия IV (1207/13-1223) в мон-ре Бертубани и царя мч. Димитрия II Самопожертвователя (Тавдадебули) (1269/70-1289) в мон-ре Удабно. Сообщество мон-рей под управлением Давидгареджийской лавры владело обширными землями, носившими собирательное название Сагареджо. В дарственной грамоте 1428 г. царя Грузии Александра I патриаршему кафедральному собору Светицховели перечислены 17 селений Сагареджо «по эту и ту стороны горы» (т. е. Гомборского хребта): Оркошини, Бертубани, Акура и др. (Ист. док-ты Гареджи. 2008. С. 14). В 1-й пол. XIII в. были построены большая купольная церковь в монастыре Сабацминда близ Карданахи (ныне в Гурджаанском муниципалитете) и купольный храм Пудзнари (ныне в Тианетском муниципалитете), до сер. XIV в.- храм Сачино (около с. Земо-Ходашени, ныне в Ахметском муниципалитете).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010