Архимандриты 36. Преподобный Поликарп архимандрит, преставися в лето 6690 месяца июлия в 24 день Преподобный Поликарп постриженник и с 1164 года архимандрит Киево-Печерский. Из летописи известно, что великий князь Михаил-Ростислав, любивший преподобного Поликарпа, открывал ему свое желание удалиться от дел мирских в монастырь, но Поликарп сказал ему: «князь, Господь требует от тебя других подвигов: твори правду и блюди землю Русскую». Поликарп ум. 24 июля 1182 года. Память в день преставления. Мощи в Антониевой пещере. Некоторые смешивают его с Поликарпом черноризцем, которому Симон Владимирский писал послание, и тем поставляют себе затруднение по значительному расстоянию лет. Уже одно то, что черноризец Поликарп в 1231 году (См. Филарет, Обзор Р. Дух. литер., стр. 63) писал послание к архимандриту Акиндину, достаточно доказывает, что он не мог быть архимандритом Печерским в 1182 году. 37. Преподобный Акиндин архимандрит Упоминается в 1231 году (Собрание Летоп. I, 194). По соображениям преосв. Филарета Черниговского (Р. Св., август, стр. 117), настоятельствовал в Киево-Печерской Лавре с 1219 года. Год кончины не известен. Мощи почивают в Феодосиевой пещере. Память общая 27 августа. К преподобному Акиндину было писано известное послание черноризца Поликарпа (См. выше, 36). 38. Преподобный Игнатий архимандрит С 1435 года архимандрит Печерской Лавры. Чудотворец. Время кончины не известно. Память его 20 декабря и общая 28 августа. Мощи в Феодосиевой пещере. 39. Преподобный отец Антоний первоначальник, преставися в лето 6578 месяца маия в 7 день В мире Антипа, первоначальник иночества в России, уроженец города Любеча. Пострижен на Афоне, в монастыре Есфигменском. Пришел в Киев около 1028 года и поселился в пещере Варяжской. Мало-помалу собрались к нему любители пустынной жизни. Когда число братии умножилось до 15-ти и в пещере была устроена церковь с трапезою, Антоний, в расстоянии 100 саж. от прежней пещеры, выкопал другую, которая и доныне называется Антониевою, или Ближнею, а братству своему назначил игуменом Варлаама, выпросил у князя Изяслава гору над пещерою и указал место для построения Великой Печерской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

10 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ преставилась в 1173 году, Мая 23. Св. мощи её почивают в Киевских пещерах пр. Феодосия. Смотри Киевский Месяцеслов, Пролог и Четь Минею, Мая 23. 11 . Пр. ПОЛИКАРП, Архимандрит Печерский, преставился в 1182 году, Июля 24. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Июля 24. 12 . Св. ИОАНН, первый Архиепископ Новгородский, преставился в 1186 году, Сентября 7. Св. мощи его обретены в 1439 году, Октября 4, и почивают в Новгородском Софийском соборе в приделе Иоанна Предтечи открыто. Церковь память его совершает Сентября 7. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 7. 13 . Пр. НИКИТА Столпник Переславский, преставился страдальчески в 1186 году, Мая 24. Св. мощи его почивают в Никитском Переславском монастыре. Церковь память его совершает Мая 24. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 24. 14 . Св. ЕВСТРАТИЙ Преподобномученик, Печерский, преставился страдальчески, будучи брошен в море в XII веке, Марта 28. Св. мощи его после обретены, и почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Марта 28. 15 . Пр. ЕРАЗМ Печерский преставился в XII веке, Февраля 24. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Февраля 24. 16 . Пр. ЛАВРЕНТИЙ, затворник Печерский преставился в XII веке, Января 29. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Января 29. 17 . Св. МИХАИЛ Константинович, Князь Муромский, убит в 1192 году, Мая 21, – и брат его 18 Св. ФЕОДОР. Св. мощи их обретены в 1555 году, и почивают в Муромском Благовещенском монастыре, вместе с отцом их (смотри ниже). Церковь память их совершает Мая 21. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 21. 19 . Пр. ТИТ, Пресвитер Печерский, преставился в XII веке, Февраля 27. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Февраля 27. 20 . Пр. НЕСТОР летописец, преставился в XII веке, Октября 28. Мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В день 24-го июля празднуется память  святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба,  во святом коещении нареченных Романа и Давида, сыновей св. равноапостольного кн. Владимира, рожденных от матери-христианки. Оба они с ранней юности отличались искренним христианским благочестием и по праву заслужили наименование – «прекрасный цвет новокрещеной земли Русской». Еще при жизни отца они получили в управление уделы: Борис – Ростовское княжество, а Глеб – Муромское и много потрудились для того, чтобы насадить веру Христову в своих подданных – грубых и диких язычниках. После блаженной кончины св. кн. Владимира великокняжеский престол захватил Святополк, прозванный «Окаянным» за то, что стремился с помощью наемных убийц устранить своих братьев, которых считал опасными для себя конкурентами. Дружина предлагала Борису идти на Киев, чтобы выгнать Святополка и стать самому великим князем, но Борис решительно сказал; «Не подниму я руки на старшего брата моего; умер отец мой, пусть он будет мне вместо отца», и предпочел умереть мученическою смертью. Вслед за ним был убит и младший брат Глеб. Святополк, желая удержать власть за собою, убил еще брата Святослава и вступил в отчаянную борьбу с Ярославом. Четыре года продолжалась эта брань, пока в 1019 г. на р. Альте, где совершилось страшное злодеяние братоубийства, Ярослав нанес решительное поражение братоубийце и занял Киевский престол. Первой его заботой было воздать почести его мученически-пострадавшим братьям. С большим трудом разыскали их тела, и они погребены были вместе в Вышгороде, после чего на могиле их начали совершаться чудеса. При открыли гробов их, тела их оказались белы, как снег, лица их сияли небесным светом, и все люди ощутили великое благоухание. Тогда же в честь их был установлен праздник 24 июля, и им составлена была служба. В 1240 г. при нашествии Батыя мощи их были неизвестно где сокрыты, но память их всюду чтилась свято на Руси, и им было посвящено много монастырских и приходских церквей. В тот же день прославляется память  преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского.  Мощи его почивают в Антониевой пещере. Он известен, как жизнеописатель св. угодников Печерских († 1182 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

806 Нестор в житии и в летоп. 1, 78; 5, 146. Мних Иаков, степен. кн. 1, 205. Никон. л. 1, 165. В переславском летописце: «в 6695 (1187) мая во 2 д. на перенесение св. муч. Бориса и Глеба родися сын у в. к. Всеволода и нарекоша имя ему в св. крещении Борис» стр. 100. 807 Этим чудом оканчиваются известия Нестора о чудесах князей в его слове, по лучшим спискам. Чтен. общ. ист. 1859 г. стр. 23. и прим. к стр. 12. Те же известия в степ. кн. 1, 206–210. 809 Первая стихира службы: «радуйся и веселися Вышгороде». Между чудесами упоминается и чудо с заключенными в темницу. – Паремии взяты из Иаковлевой повести о мучениках. 811 Собр. л. 2, 93. 94; 1, 84; 7, 79. 80. О том, что издавшие в 17 в. печерский патерик напрасно приняли Поликарпа, писавшего в 1230 г. архим. Акиндину 2 о печерских отцах, за блаж. архимандрита Поликарпа, любимого Ростиславом, – писал уже Карамз. 3, пр. 171. Ошибка издателей – очевидна. См. мая 10. 812 См. о св. Афанасии дек. 2. М. Сильвестр о св. Афанасии: «жил при святом игумене Поликарпе». Patericon р. 144. 815 Собр. л. 2, 98–101; 1, 151; 7, 84; 9, 237–239. Распределение событий 1154–1174 г. перепутанных по списках летописей, – у Погодина в статье: кн. Андрей Боголюбский, Спб. 1849 г. в исследов. 4, 113–116. Киев. лет. «зажьжен бысть и монастырь печерьскый святые Богородицы от поганых, но Бог молитвами святые Богородицы с блюде и от таковые нужа». 816 Собр. л. 2, 107. Под 1182 г. «По смерти его бысть мятеж в монастыре: по старци бо оном не могоша избрати себе игумена». 818 Ркп. святцы: «преп. архимандрит Поликарп преставился в л. 6690 (1182) июля в 24 д.». Святыни Киева стр. 44. опис. киев. лавры стр. 108. 819 Ркп. житие пр. Макария – в б. общ. ист. 54. Царского 743. В ч. минее 25 июля с немногими переменами. 820 Ныне здесь, в Макариевой обители при слободе Ромне, храм св. Троицы с пределом в честь основателя пустыни пр. Макария. 823 Стихира: «бывшу гневу Божию на люди, варвары обитель твою плениша и чада твоя мечи, яко классы пожаша». Минея июльская М. 1646 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

II. Муч. Константина с о. Идры. Пострадал в 1800 г. от турок на о. Родосе. Афон патер. Служба и житие в Новом Лимонаре. III. Преставление пр. Филиппа крапского. Основатель пустыни между реками большим и малым Ирапом в 45 верстах от Череповца, † 1527 г. Белоз. 516. 209. ( Филим 8 марта). IV. Поставление Иоанна Златоустого попом. Мак. В 1136 только слово о нем, а не память. Сн. 15 нояб. V. Ипатия , еп. гангрского. Вас. Петр. Сирл. У. 1610 и др. (31 марта). Фантина нового в Калабрии. 319. Лавр. Петр. Сирм. (30 авг. называется новым в отличие от Фантина исповедн. при Константине В. см. Мюллера 24 июля). Фомы , патриарха константинопольского. Охр. Хлуд. ев. 28 (21 марта). Успение св. Александра невского. Лавр. св. 364. (нояб. 23.). 15 I. Свв. мучч. Гурия, Самона († 306 г.) и Авива († 322 г.), исповедников в Едесе. Конст. 42 и все. М. Р. †. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Феофана. Стих. Икасии. Служба (Авива втор. Вас. Сирл. МГр. 2 дек.). Свв. мучч. Елпидия, Маркелла, Евстохия при Иулиане. Петр. Лавр. 1295 (Сирл. Мед. М. Р. 16 нояб.). Св. муч. Димитрия в Даоде ок. 307. Вас. С сего дня пост до Р. X. II. Преп. Кинтиона , еп. селевкийского. 1295. (239. Сирм. 13. Сирл. 16 нояб.). МГр. 1870 Кинтириана. III. Пр. Филиппа рабангского. Основал монастырь нар. Рабанге в 32 верст. от Вологды в 1448 г. † 1457 г. 15 нояб. Мощи под спудом. Ипатменской иконы Божией Матери. Благоуханный Цвет – иконы Божией Матери, в Воронеже. Купятицкой иконы Божией Матери. Явилась в 1182 г. прежде была в Купятицком монастыре, минской епархии, ныне в Киево-Соф. соборе. Описание чудес ее издано в 1688 г. Обзор Русск. Литер. Филар. § 173. Сн. Слава пресв. Владычицы. IV. Поставление патриархом Иоанна Златоустого. Лавр. Печ. Прол. 1685 в виде повести. Сн. М. Гр. 15 дек. Восстановление 13 нояб. Мучч. Евпсихия, Неарха, Картерия и прочих. 1295. Неарх не известен. Евисихий и Картерий 5 ноября. V. Убиение Иакова апостола, брата Иоанна Богослова. Неап. Снн. 1 и 2. Вас. Асс. и др. (30 апр.). Иустиниана и Феодоры . 1295. МГр. (14 нояб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Как свидетельствуют документы Приказа книгопечатного дела (РГАДА, ф. 1182), над первым изданием «Николина жития» (так книга названа в делах) 1640 г., и над вторым изданием 1641 г. работали одни и те же шесть справщиков: протопопы Иоаким и Михаил Рогов, Иван Наседка, старец Савватий, вдовый дьякон Иван Селезнев и мирянин Шестой Мартемьянов. За это каждый из них получил издание, над которым работал, и у справщиков осталась кавычная книга. В расходной книге в (РГАДА, ф. 1182, д . 34) указаны не все имена; в приходной книге 7148 и 7149 гг. (РГАДА, ф. 1182, д . 35) все шесть справщиков поименованы: – издание «Николина жития» 1640 г.: да справщико дано гдрва жа/ловани в протопопомъ/да бгородицкому ключарю да/ста р цу саватю да кону//да шесто му по кнге члку (д. 34, л. 3–3 об.); да гдрова жаловая дано спращико ченигоскому протопопу михаилу/да олеадроскому протопоп ио/киму да бошаго собор ключарю стац саватю да вдово му дь/кону да шестоку по кнге члвку (д. 35, л. 165 об.); – издание «Николина жития» 1641 г.: да спращико дано гдрова (так!) двумъ/протопопо да бгроцкому ключарю/да стацу саватю да кну/ивану да шесто му по кнге члвку (д. 34, л. 14 об.); да гдрва жалавая дано спращико/две протопопо ченигоского собор/протопоп михаилу стеанов да оле/адра неского протопоп иокиму/да бгодицкому ключарю ивану да стац саватю да вдово му /дькону да шестому матея/нов покнге члвку (РГАДА, ф. 1182, д. 35, л. 199 об.). Справщики, готовившие третье издание, поимённо не названы ни в одной из двух книг Приказа книгопечатного дела. Обозначено только их количество – пятеро (д. 34, л . 66 об.; д. 36, л. 215 об.). Состав справщиков устанавливается по предыдущим и последующим изданиям Московского печатного двора. В январе-декабре 1643 г. за работу над Часовником, Прологом, Соборником, Триодью постной, получили книги «черниговский протопоп Михайла», «богородицкий ключарь Иван», старец Савватий, Шестой Мартимьянов и Захар Афанасьев (д. 34, л. 66; д. 36, л. 110−110 об., 136−136 об., 167−167 об.). То есть в работе над третьим изданием «Николина жития» не принимал участия протопоп Иоаким и вдовый дьякон Иван Селезнев, вместо которых к работе приступил Захарий Афанасьев Подосенов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Упоминается под 1182 г. в Ипатьевской лет. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 626–627). Под 1183 г. в этой же летописи описываются события, связанные с поставлением еп. Николая. «В то же лто преставис епископъ Полотьскии именемь Ди нисии мъу же оубо семь поглаголемь преставившюс Леноу Ростовьскомоу епископоу и поставленъ бъусть Никола Грчинъ епископомъ Всеволодъ же Гюргевичь князь Соуждальскии не при его но посла Киевоу ко Святославоу ко Всеволодичю и к митрополитоу Никифороу рекъ не избраша сего людье земл наш но же еси поставилъ ино камо тоб годно тамо же идежи а мн постави Лоукоу смиренаго духомъ и кроткого игоумена святаго Спаса на Берестовемь митрополить же Микифоръ не хотше поставити его но неволею великою Всеволода и Стославлею и постави Луку в Суждальскую землю и посла Полотьскую (В этот же год (1183) преставился епископ Полоцкий по имени Дионисий. Мы же о таком расскажем: После преставления Леона Ростовского епископа был поставлен Никола Гречин. Всеволод Юрьевич, князь Суздальский не принял его, а послал в Киев к Святославу Всеволодовичу и к митрополиту Никифору письмо, где сказал: «Не выбирали этого человека (епископом) люди нашей земли, но если ты поставил, кого тебе было угодно, то делай, что хочешь, а мне поставь Луку, смиренного духом и кроткого, игумена Святого Спаса на Берестове». Митрополит Никифор не хотел его поставить, но по сильному настоянию Всеволода и Святослава он поставил Луку епископом в Суздальскую землю и послал (Николая) епископом в Полоцк.) Эта летописная запись не позволяет ввести абсолютно точную датировку. В Лаврентьевской лет. дается точная дата поставления в Ростов епископа Луки – 11.03.1185. Изначально Николай был поставлен в епископы Ростовские, следовательно, в 1183 г. он не мог именоваться епископом Полоцким. Возможно, в 1182 г. Николай мог быть поставлен на Ростовскую кафедру, которая в это время пустовала. Но из-за неприятия Суздальским князем был после кончины епископа Полоцкого Дионисия перемещен на Полоцкую кафедру. А именование его в 1182 г. Полоцким указывает на то, что летописная запись была сделана позже, когда Николай уже был Полоцким епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упоминается под 1182 г. в Ипатьевской лет. при рассказе о поставлении в игумены Печерскому монастырю священника Василия (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 625–628). Под 1183 г. в этой же лет. описываются события, связанные с его поставлением. «В то же лто преставис епископъ Полотьскии именемь Динисии мъу же оубо семь поглаголемь преставившюс Леноу Ростовьскомоу епископоу и поставленъ бъусть Никола Грчинъ епископомъ Всеволодъ же Гюргевичь князь Соуждальскии не при его но посла Киевоу ко Святославоу ко Всеволодичю и к митрополитоу Никифороу рекъ не избраша сего людье земл наш но же еси поставилъ ино камо тоб годно тамо же идежи а мн постави Лоукоу смиренаго духомъ и кроткого игоумена святаго Спаса на Берестовемь митрополитъ же Микифоръ не хотше поставити его но неволею великою Всеволода и Стославлею и постави Луку иепископомъ в Суждальскую землю и посла Полотьскую иепискупить» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 628). (В этот же год (1183) преставился епископ Полоцкий по имени Дионисий. Мы же о таком расскажем: После преставления Леона Ростовского епископа был поставлен Никола Гречин. Всеволод Юрьевич, князь Суздальский, не принял его, а послал в Киев к Святославу Всеволодовичу и к митрополиту Никифору письмо, где сказал: «Не выбирали этого человека (епископом) люди нашей земли, но если ты поставил кого тебе было угодно, то делай что хочешь, а мне поставь Луку, смиренного духом и кроткого, игумена Святого Спаса на Берестове». Митрополит Никифор не хотел его поставить, но по сильному настоянию Всеволода и Святослава он поставил Луку епископом в Суздальскую землю и послал (Николая) епископом в Полоцк.) Эта летописная запись не позволяет ввести точную датировку. В Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1 Стб .392) дается точная дата поставления в Ростов епископа Луки – 11.03.1185. Изначально Николай был поставлен в епископы Ростовские, следовательно, в 1183 г. он не мог именоваться епископом Полоцким. Для разрешения противоречий предположим следующее развитие событий: в 1182 г. Николай мог быть поставлен на Ростовскую кафедру, которая в это время пустовала. Но из-за неприятия Суздальским князем после кончины епископа Полоцкого Дионисия Николай был перемещен на Полоцкую кафедру. А именование его в 1182 г. Полоцким указывает на то, что летописная запись была сделана позже, когда Николай уже был Полоцким епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010