[лат. Conradus Montisferratus; итал. Corrado di Monferrato; франц. Conrad de Monferrat] (ок. 1146, Монферрат, Сев. Италия — 28.04.1192, Тир, ныне Сур, Ливан), маркграф Монферрата, один из предводителей 3-го крестового похода, сеньор Тира, король Иерусалимского королевства (1192). Второй из 5 сыновей Вильгельма V Старого, маркграфа Монферрата, и Юдифи (или Иулиты) Австрийской (мать принадлежала к роду Бабенбергов, маркграфов, с 1156 герцогов Австрии); двоюродный брат имп. Фридриха I Барбароссы и франц. кор. Людовика VII. Первые сведения о К. М. относятся к 1160 г., когда он упоминается среди приближенных Конрада, еп. Пассау, его дяди по материнской линии. В 1164 г. один из сыновей Вильгельма Старого находился в Париже: в письме маркграф благодарит франц. короля за доброе отношение к сыну (по имени не назван). В 1166 и 1168 гг. Вильгельм Старый вел переговоры о браке одного из сыновей, возможно К. М., с дочерью англ. кор. Генриха II. Традиционно семья К. М. занимала сторону императора, в т. ч., вероятно, и в 1174–1178 гг., когда Фридрих I Барбаросса выступил против Ломбардской лиги городов, которую поддерживали папа Римский Александр III , византийские императоры и правители Сицилийского королевства. После поражения императора в битве при Леньяно (29 мая 1176) К. М. принимал участие в переговорах с папой Александром III; сопровождал папских легатов в Модену, находившуюся под контролем императора. В янв. 1178 г. он был в Ассизи среди приближенных императора. Однако союзом папы Римского с императором были недовольны североитал. города: согласно заключенному в 1177 г. в Венеции перемирию, они должны были вернуться под власть папы Римского; контроль за выполнением этого решения был поручен имп. канцлеру Кристиану, архиеп. Майнцскому. Растущим недовольством стремился воспользоваться византийский имп. Мануил I Комнин (1143–1180). В сент. 1179 г., в битве при Камерино, К. М. уже как союзник византийского императора разбил армию Фридриха Барбароссы и захватил в плен командовавшего ею Кристиана Майнцского. К. М. (после смерти старшего брата Вильгельма Длинного Меча он стал наследником Монферратского маркграфства) уехал в Константинополь и вернулся в Италию уже после кончины имп. Мануила Комнина (1180). Никита Хониат описывал К. М. как человека " красивой внешности, миловидного, исключительного и несравненного в мужественности и интеллекте " ( Nicet. Chon. Hist. T. 1. P. 201).

http://pravenc.ru/text/2454255.html

II. Труды Как мы уже упомянули, Лактанция называли «христианским Цицероном» (Cicero christianus) 1174 . Действительно, он был одним из самых красноречивых и изящных писателей своего времени 1175 . Он сознательно выбрал Цицерона в качестве образца для своего стиля, как это заметил уже блаж. Иероним 1176 . Лактанций был убежден, что если христианство хочет войти и в сферу высшей образованности, оно должно иметь соответствующую форму выражения. К сожалению, содержание его сочинений не всегда соответствует их прекрасной форме. Многие его сочинения представляют собой компиляции, подчас лишенные глубины и оригинальности. Лактанций обладал даром усваивать чужие мысли и выражать их в красивой и ясной форме. Он был хорошо знаком с классической латинской литературой, особенно с Сенекой, Вергилием, Варроном, Лукрецием, и основным источником его сведений по философии был Цицерон. Гораздо хуже Лактанций знал греческих авторов; к тому же ему явно не хватало специального богословского образования. Зато Лактанций показывает свою начитанность в античной и эллинистической религиозно-философской литературе – Орфических гимнах, трактатах Гермеса Трисмегиста (Trismegistus, Mercurius ter maximus, так называемый Corpus Hermeticum), оракулах Апполона и Сивилл 1177 . А. Сохранившиеся сочинения До нас дошло шесть сочинений Лактанция . В большинстве своем они имеют апологетическую направленность. 1 . De opificio Dei («О творении Божием» 1178 , CPL 87; PL 7, 9–78; CSEL 27, 4–64; SC 213–214). Этот небольшой трактат, адресованный Деметриану, ученику Лактанция 1179 и состоятельному христианину, является самым ранним сохранившимся сочинением Лактанция . Трактат написан в конце 303 – начале 304 г., на что указывают ссылки на гонение Диоклетиана (гл. 1.1; 1.7; 20.1). Уже здесь видна огромная разница между Лактанцием и его учителем Арнобием. В целом трактат направлен против эпикурейской физики и посвящен доказательствам существования единого Бота Творца и Его промысла, о чем свидетельствует премудрое устройство живых организмов и особенно человека (formatio hominis). В трактате нет ничего специфически христианского, и доказательства в нем ведутся с помощью чисто рациональных аргументов. Сам автор заявляет, что он собирается лишь следовать четвертой книге цицероновского Государства (De Republica, см. De opif. Dei, гл.1). Действительно, основными источниками для трактата Лактанция были Цицерон 1180 и Варрон. Трактат состоит из 20-ти глав; в нем можно выделить три части: после небольшого введения (гл. 1) в первой части (гл. 2–4) Лактанций говорит о разумном устройстве животных и о том, чем от них отличается человек. Затем, во второй части (гл. 5–15), он рассуждает об устройстве человеческого тела и его различных органов, а в третьей (гл. 16–19) – о человеческой душе. В последней главе (20) Лактанций обещает в другом сочинении дать более пространное изложение истинного учения (verae philosophiae doctrina) против философов, искажающих истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Беседа 35. О цели возвышенного служения разума, которое есть совокупность всякого подвижничества, совершаемого посредством телесных чувств; благодаря ему 1166 входит человек на всякий миг в совершенное слияние 1167 с Богом. 1 . Когда прозрений в тварных 1168 достигнет человек на пути подвижничества своего, тогда с этого поднимается он превыше молитвы, во пределы, ибо излишне для него с этих пор ограничивать молитву определенными временами и минутами: он уже вышел из того состояния, при котором он, когда хотел, тогда бы молился и славил . С этого момента постоянно находит он чувства свои утихшими и помыслы связанными узами изумления. И наполнен он постоянно видением, изобилующим славословием, которое происходит без движений языка. По временам, опять же, молитва частично 1169 остается, однако ум уводится от нее на небо, словно пленник, и слезы, словно источники воды, льются и орошают все лицо вопреки воле его. При этом сам человек покоен, безмолвен и внутри себя наполнен изумленным видением. 1170 Весьма часто не позволяется ему даже молиться, и поистине это есть то прекращение , которое выше молитвы: оно заключается в том, пребывает в постоянном изумлении перед всяким созданием Божиим наподобие тех, кто обезумел от вина. Это и есть то вино, которое веселит сердце человека. 1171 2 . Но будем остерегаться, 1172 чтобы не нашелся человек, который с праздными помыслами оставит молитву и псалмопение, когда услышит об этом, вообразив, что тишина, о которой мы говорили, приходит по воле. 1173 Но пусть поймет всякий, кто встречает такие предметы, что подобные действия бывают не от людей и что они не подвластны воле. Ибо умолкают в созерцании и замирают перед тайнами те, кто в минуты молитвы, или также и в другие времена, восторгается 1174 умом, жаждущим Бога. Но особенно в минуту молитвы возникают состояния, 1175 подобные этим, по причине особого трезвения, сопутствующего человеку. 3 . Под молитвой я разумею не только установленные часы или «аллилуии» 1176 Псалтири или богослужебные песнопения. 1177 Ибо тот, кто достиг этого знания, больше, чем во всех добродетелях, пребывает в молитве. От прозрений получает она 1178 свое начало, но прозрениями, опять же, усмиряется 1179 и возвращается к тишине. Ибо на все творения Божии взирает озаренный человек оком разума и домостроительство Божие, сопутствующее им на всякий миг; небесное промышление, исполненное милосердия, непрестанно посещающее тварь – иногда в виде испытаний, иногда же в виде благодеяний. 1180 И благодать Божия открывает этому различные виды действий, которые скрыты от толпы, 1181 – , которыми пользуется Создатель для чудесного вспоможения каждому естеству, будь то словесному или неодушевленному, – а также невидимые причины, по которым случаются эти изменения со всеми благодаря промышлению, свойственному любви , и той творческой и путеводной силе, которая ведет творение с изумительной заботливостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Прямого указания времени открытия школы нет. Самое раннее известие о ней я нашел в одной из рукописей Спасо-Ярославского архиерейского дома. 1172 В ней помещен указ следующего содержания. «В нынешнем 1702 г. мая в 28 день указали мы, Великий Государь, по росписи преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, какову ты (стольник Воейков) прислал под отпискою своею, выдать наше В. Г. жалованье домовым ево преосвященнаго митрополита двум чернцом и переводчиком по тридцати рублев на год; двум писцам по десяти рублев; двум диаконом Ефрему да Евсевию по пяти рублев на год, келейному ево Пармену четыре рубли; кухарю ево четыре рубли; слуге против его архиерейских домовых средней статьи слуг; выдать с росписями учителям греческаго да латинскаго языка по тридцати рублев человеку; русскому пять рублев, да хлеб нищим, которые учитися будут русской грамоте, по деньге на день, а которые греческаго да латинскаго языков тем, по две деньги на день, а соболи и рясы бывшаго преосвященнаго Варлаама... оценив продать и пр.» Из прибавки к слову «ученики» слов «которые учиться будут» видно, что школа не была еще открыта. Из сохранившихся ученических упражнений 1173 можно заключить, что занятия начались 1 сентября 1702 года. 1174 Училище, носившее постоянное название «школы», 1175 помещалось в Ростовском кремле, близ архиерейского дома, где именно, точно не знаем. 1176 Число учеников доходило до 200, 1177 из них поименно известны около 23. 1178 Большинство из них были дети священников, 1179 но были лица и других званий. По крайней мере в одном из сочинений упоминаются лица благородные и неблагородные, 1180 выше указаны нищие, известные приезжие малороссы и даже грек. 1181 Священники всей епархии должны были отправлять своих детей в школу. Учение и содержание учеников было бесплатно: свидетельством может служить указ от 23 февраля 1703 года поповскому старосте в Романове Воскресенскому попу Алексею, гласящий между прочим: Божиею помощию, повелением Великаго Государя, а ево (пр. Димитрия) архиерейским тщанием в Ростове в ево архиерейском доме устроена грамотеческая учения, да в онех вси священники детей своих в учение учили безденежно. А который священник сему указу будет ослушен, той явитца В. Г. указу противен и ему архиерею и приимет мзду по делом своим». Видимо, что не ожидали особого послушания, ибо далее объявлялось: «детей их (священников и диаконов) высылать на Романов на домовой двор тотчас при тебе (поповском старосте), не мешкав не за что, не дожидаяся снова указа и нарочных посыльщиков». 1182 Учителей в школе было трое 1183 : учитель русского – Евфимий Морогин, латинского – Иван Мальцевич и предполагаемый учитель реторики Богомодлевский. Мальцевич и Богомодлевский видимо были малороссы. 1184

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Луций III, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 208 (РГБ) (Ок. 1097 или 1100, Лукка - 25.11.1185, Верона; до избрания папой - Убальдо Аллучиньоли), папа Римский (с 1 сент. 1181). Происходил из знатного рода. До избрания на Папский престол Аллучиньоли был близок к ордену цистерцианцев , но монашеских обетов он, по-видимому, не приносил ( Robinson. 1990. Р. 212). В дек. 1138 г. папа Римский Иннокентий II возвел его в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии Сант-Адриано, в мае 1141 г.- кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Прасседе. В дек. 1158 г. папа Адриан IV сделал его кардиналом-епископом Остии и Веллетри. 20 сент. 1159 г. кардинал принимал участие в церемонии интронизации нового папы Александра III . Этому понтифику удалось положить конец церковной схизме, события к-рой были тесно связаны с итал. политикой имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190). После 5-го похода императора в Италию, закончившегося его поражением от войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно (29 мая 1176), был заключен мир в Венеции (июль 1177), и Фридрих Барбаросса признал Александра III законным папой Римским. В марте 1178 г. папа при поддержке имп. войск вступил в Рим. В марте 1179 г. Александр III провел Латеранский III Собор , который объявил недействительными все назначения и рукоположения, совершённые «имперскими» антипапами Виктором IV (V) (1159-1164), Пасхалием III (1164-1168) и Каллистом III (1168-1178). Однако уже в мае того же года Александр III был вынужден вновь бежать из Рима из-за народных волнений; во 2-й пол. XII в. в городе установилось коммунальное правление и римляне выражали недовольство светской властью папы над Римом и Папской обл. Спустя неск. месяцев нек-рые кардиналы и представители рим. знати поддержали антипапу Иннокентия III (1179-1180). Со смертью антипапы закончилась и церковная схизма, но в Рим папа Александр III вернуться не смог: он умер 30 авг. 1181 г. в Чивита-Кастеллана. После его смерти собравшиеся в Веллетри кардиналы избрали на Папский престол кард. У. Аллучиньоли, являвшегося к тому времени деканом коллегии кардиналов . Во время выборов 1181 г. впервые был применен канон «Licet de evitanda discordia» III Латеранского Собора. В соответствии с ним папа был избран 2/3 голосов всех кардиналов-выборщиков. Новый папа взял себе имя Луций. 6 сент. там же, в Веллетри, состоялась церемония папской интронизации.

http://pravenc.ru/text/2110926.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСТАФИЙ СОЛУНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Евстафий Фессалоникийский Свт. Евстафий, еп. Фессалоникийский. Фрагмент росписи жертвеника кафоликона монастыря Ватопед на Афоне. 1312 г. Видимо, жалобы Евстафия не остались без ответа, и он получил сан митрополита Мир Ликийских , однако на кафедру не прибыл, т. к. вскоре под влиянием имп. Мануила I был назначен митрополитом Фессалоники . Долгое время считалось, что Евстафий стал митрополитом Мир Ликийских в декабре 1174 года, митрополитом Фессалоники - в начале 1175 года. Однако Каждан доказал, что эти события произошли не ранее 1178 /79 года, т. к., согласно хронологическому анализу произведений Евстафий, последний оставался в Константинополе до 1179/80 г. и читал эпитафию на смерть имп. Мануила I в сентябре 1180 года, едва получив назначение в Фессалонику . Т. о., константинопольский период жизни и деятельности Евстафия продолжался до конца второй половины 1170-х годов. В это время Евстафий составил комментарии к произведениям античных авторов (Гомера, Пиндара, Дионисия Периегета и др.), выступал с речами, вел обширную переписку, преподавал грамматику, риторику в патриарших и имп. учебных заведениях, давал уроки дома, который стал " истинной обителью муз, второй Академией, Стоей и школой перипатетиков " . Среди его учеников были будущие иерархи и ученые Михаил Хониат , Георгий Антиох , дети высокопоставленных особ Константинополя. Вероятно, еще до получения места магистра риторов Евстафий занимал различные преподавательские должности в Патриаршей академии и императорском университете в Константинополе. Накануне смерти имп. Мануила I Евстафий резко выступил против желания императора упразднить анафему мусульманскому богу, за что чуть не попал в опалу . В 1180-1190-х годах в Фессалонике Евстафий продолжил обучать не только жителей города, но и приезжих из Константинополя.

http://drevo-info.ru/articles/13678640.h...

22. Ок. 1382 г. Грамота константинопольского патриарха Нила в Псков о пошлинах, взимаемых с церковных ставленников (против стригольников) Греческий подлинник такой же точно грамоты, одновременно посланной и в Новгород, издан Миклошичем и Мюллером в Acta Patriarchatus Constantinopolitani, t. II, р. 31–34. Славянский перевод напечатан был в Акт. Истор. т. I, 4, по списку XVI века, в сборнике синодал. библиот. 562, л. 326 об.–330. Для настоящего издания взят список, находящийся в хронографе XVI в. той же библиотеки 280, л. 434–435. Здесь грамота озаглавлена: «Послание преосвященного Фило (фея патри) арха Царяграда о проторех на поставлениях» (поставленное в скобках приписано той же рукой на поле вверху текста). Разночтения списка, изданного в Акт. Истор., обозначены буквой А. Благородные честные бояре, мужи Псковичи, сын мой посадник, и тысяцкий 1174 , и соцьский, и все дети мои и прочие христоименитые люди, подлежащей святой митрополии всея Руси, в русском граде Пскове и в пределах 1175 его обретающиеся, чада о Господе возлюбленные нашего смирения. Нарицаю убо вы в я сыны и чада, еще же и они, иже отлучишася некие от соборной церкви и христианского общения отступиша, действом лукавого беса. Уведевше убо наше смирение и 1176 еже о нас великие святые святители, божественный собор, како: некие от вас изветом благочестия, еже мнеться хранить божественные писания и священных канонов известие 1177 , отлучишася соборной апостольской церкви, все еретики мняще святителя и священники и все клирики, и прочие люди Христиане, яко се поставляющие и поставляемые [на мзде] 1178 , себя же токмо правоверных мняще. Сие же убо мы слышавше, опечалихомся зело сердцем и внутренними поболехом о отсечении Христовых уд: каковые убо болезни и печали не хотим иметь 1179 , слышаще наша уды отсекающася от врага истины, изначала человекоубийца, борителя нашего естества? Таков бо ему нрав есть всегда: егда убо не возможет яве браться, неявленно свещевает мнящим от десные. 1180 Тако бо введе всяку ересь в церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В 856 г. к власти пришел близкий друг Фотия патрикий Варда. В 858 г. Варда сослал на о. Теревинф обвиненного в заговоре патриарха Игнатия и уговорил Фотия согласиться слать новым Константинопольским патриархом 1179 . Хотя патриарх Игнатий не подписал никакого документа о своей отставке 1180 , Константинопольский Синод не стал поддерживать сосланного иерарха, а, вопреки канонам, приступил к выбором нового предстоятеля. Митрополиты Синода планировали воспользоваться насильственным удалением непопулярного Игнатия и избрать нового патриарха из своей среды, но император отвел все три предложенные Синодом кандидатуры и выставил собственного кандидата – Фотия. В результате митрополиты не осмелились оспорить предложенную императором кандидатуру и согласились с его решением. Однако Синод настоял на том, чтобы императорский кандидат предварительно принес присягу, что он не принадлежит к расколу митрополита Григория Асвесты 1181 . Фотий принес требуемую присягу, но почти сразу же после выборов демонстративно соединился с Григорием Асвестой и именно его пригласил возглавить свое епископское рукоположение 1182 . Вскоре после этого за нарушение данной при избрании присяги от Фотия отложилась группа иерархов, которые собрались на собор в храме Св. Ирины 1183 , объявили недействительным рукоположение Фотия и стали поддерживать сосланного Игнатия, каковой никогда и не переставал считать именно себя законным Константинопольским патриархом. В ответ Фотий собрал в 859 г. церковный собор в храме Св. Апостолов, на котором по неизвестным нам обвинениям все игнатиане и даже сам находящийся в ссылке 1184 патриарх Игнатий были преданы анафеме 1185 . Большинство духовенства поддержало ставленника государственной власти, но некоторые архиереи и влиятельные игумены монастырей, в частности игумен Студийского монастыря Николай Студит, стали на сторону Игнатия 1186 . В ходе начатых кесарем Вардой жестоких репрессий Фотий старался смягчить тяжесть телесных наказаний для своих противников, но полностью поддерживал административный характер гонений на тех, кто не признавал его патриаршего сана 1187 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ III († после янв. 1180; до избрания папой - Ландо Ситино; Ландо ди Сецце), антипапа (29 сент. 1179 - янв. 1180). Немногочисленные сведения о Ландо Ситино содержатся гл. обр. в Цекканенских анналах и Аквицинктийском дополнении к «Хронике» Сигиберта из Жамблу. В последнем упоминается, что И. принадлежал к знатному рим. роду Франджипани, однако это маловероятно, т. к. в этот период Франджипани были активными сторонниками легитимного папы Александра III (1159-1181). Некоторые исследователи полагают, что И. происходил из ломбардской знати. Другие, основываясь на том, что он был выдвинут на Папский престол проимп. партией, поддержавшей в свое время антипапу Виктора IV (V) (1159-1164), считают, что И. принадлежал к нем. знати. Род. в г. Седзе (Италия). Впервые упоминается среди кардиналов, поставленных антипапой Виктором IV (V): в 1159 г. Ландо Ситино стал кардиналом-диаконом рим. диаконии Св. ангела (S. Angeli in Foro Piscario). Его подписи есть под буллами антипап Виктора IV (V), Пасхалия III (1164-1168) и Каллиста III (1168-1178). В сент. 1179 г., спустя год после отречения Каллиста III, воспользовавшись отсутствием в Риме папы Александра III (в мае 1179 тот был вынужден покинуть город), группа кардиналов и местных баронов объявила Ландо Ситино папой Римским. Его избрание поддержал брат антипапы Виктора IV (V), передавший И. замок Паломбара. В отличие от др. антипап понтификата Александра III, ставленников партии гибеллинов (сторонников императора), И. был лишен поддержки герм. императора: после битвы при Леньяно (1176) отношения между имп. Фридрихом I Барбароссой и папой Александром III улучшились. В 1177 г. в Венеции был заключен договор, согласно которому Фридрих I признал Александра III законно избранным папой Римским. Посол Александра III кард.-диак. Уго Пьерлеони подкупом добился передачи замка Паломбара Александру III. В янв. 1180 г. замок был взят, а И. заточен в бенедиктинское аббатство Св. Троицы (Ла-Тринита делла Кава, близ совр. г. Кава-де-Тиррени, Италия), где вскоре скончался. Со смертью И. закончилась длившаяся 21 год схизма.

http://pravenc.ru/text/468775.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ II КОМНИН (14.09. 1169 - сент. 1183), визант. имп. (с 24 сент. 1180). Порфирородный сын имп. Мануила II Комнина от брака с Марией Антиохийской, его соправитель (с 1171) и единственный наследник; после смерти отца провозглашен автократором. До совершеннолетия А. К. править гос-вом должна была его мать, Мария Антиохийская, принявшая монашество под именем Ксения. В состав регентства входили и др. лица, в т. ч. Патриарх Феодосий Ворадиот (1179-1183); фактическим же вершителем судеб империи на нек-рое время оказался протосеваст Алексей Комнин, двоюродный брат А. К. и фаворит Марии, не заботившийся ни о гос. делах, ни о надлежащем воспитании юного императора. 2 марта 1180 г. состоялась помолвка А. К. и франц. принцессы Агнессы (в Православии Анны), дочери Людовика VII. Внутренняя политика протосеваста Алексея и Марии Антиохийской, подобно Мануилу I Комнину покровительствовавших итал. купцам и пользовавшихся поддержкой живших в К-поле латинян, вызывала раздражение торгово-ремесленного населения столицы. Их правлением были недовольны и многие представители знати, чью оппозицию возглавили Мария Комнина, дочь Мануила I, и ее муж, кесарь Райнер Монферратский (в Православии Иоанн). Одновременно на вост. берегу Босфора расположился со своими сторонниками др. претендент на престол - буд. имп. Андроник I Комнин . В мае 1181 г. дело дошло до открытых столкновений между правительственными войсками и сторонниками кесариссы Марии, укрывшейся с мужем в храме Св. Софии. На этот раз Патриарху Феодосию с трудом удалось достичь компромисса, однако вскоре беспорядки в К-поле вспыхнули с новой силой. Восставшие горожане накинулись на лат. кварталы, тысячи жителей к-рых были перебиты или проданы в рабство. Эта резня вызвала волну ненависти к Византии во всем западнохрист. мире. Утративший контроль над ситуацией протосеваст Алексей был захвачен сторонниками Андроника Комнина и ослеплен по его приказу. В апр. 1182 г. Андроник вступил в столицу, а 16 мая состоялась повторная торжественная коронация А. К., во время к-рой Андроник всячески подчеркивал свою подчиненную роль при юном императоре. Между тем узурпатор неустанно заботился об устранении всякой оппозиции: по его приказу были тайно отравлены кесарисса Мария и ее муж. В сент. 1183 г. была обвинена в гос. измене и осуждена на смерть Мария Антиохийская, причем 14-летний А. К. сам подписал матери смертный приговор. Вскоре, короновавшись как соправитель, Андроник приказал задушить законного императора, труп к-рого был тайно брошен в море.

http://pravenc.ru/text/Алексей II ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010