1997. Η μυροβλησα. Σ. 522-523). Сохранились мощевики с кровью великомученика (Великая Лавра, XII в., и др.) и с кровавой землей (Ватопед, 2-я пол. XII в., серебряный с позолотой реликварий имеет форму гробницы Д. С. и украшен сценами из его Жития), а также энколпионы с кровью и миром XIII-XIV вв. (Британский музей, XII-XIII вв.; Дамбартон-Окс, Вашингтон, XIII-XIV вв.). Архиеп. Фессалоникийский Евстафий (1175-1195/96) сообщал, что вместе с миром из гробницы проистекала и кровь великомученика ( Eustathius metr. Thessalonicensis. Opuscula/Ed. Th. E. L. Tafel. Amst., 19642. Р. 171). Он же упоминает о чудесах от перстня Д. С. ( Idem. Р. 178-179). Сказания о чудесах Существует неск. собраний рассказов о чудесах Д. С., 2 из к-рых, созданные в нач. и в кон. VII в. в Фессалонике, считаются древнейшими, они легли в основу всех последующих. В них показаны основные черты образа великомученика и характер его подвигов. Автором древнейшего собрания (Собрание I - BHG, N является архиеп. Фессалоникийский Иоанн (кон. VI - нач. VII в.), создание его сочинения относится к времени правления имп. Ираклия (610-641) ( Lemerle. 1981. Т. 2. P. 27-34). Собрание Иоанна состоит из 15 тематически подобранных чудес. Первые 3 посвящены исцелениям. Однако, по мнению Шпека, к-рое большинство исследователей не разделяют, тексты, связанные с почитанием Д. С., дошли до наст. времени в поздней переработке, сделанной в эпоху возрождения визант. агиографии в IX в. [Собрание I] Чудо 1 «Об эпархе Мариане» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 54-67; BHG, N 500) является очень распространенным и встречается в 20 рукописях Собрания I из 34 сохранившихся. Эпарх Иллирика Мариан стал предаваться чревоугодию, плотским страстям и проч. грехам, от чего тяжело заболел, и никакое лечение не могло ему помочь. Мариан отверг предложенный ему магический амулет, предпочтя спасение души выздоровлению. Тогда во сне ему явился Д. С. и приказал идти в его храм. Проведя ночь в храме великомученика, Мариан исцелился. Это событие могло иметь место не ранее сер. V в., когда после падения Сирмия резиденцией правителя Иллирика стала Фессалоника. Не исключено, что оно заимствовано Иоанном из более древнего собрания. Чудо 2 «Об имевшем кровотечение» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 68-71; BHG, N 501) невозможно точно датировать, в нем не названо даже имя исцеленного. Некий военачальник, служивший под властью эпарха Иллирика, страдал сильным желудочным кровотечением. Т. к. он был известен своей верой и кротким нравом, весь город сочувствовал ему, но ни одно лекарство ему не помогало. Находясь при смерти, он попросил отнести его в храм главного защитника города. На вопрос, кто это, он ответил: «Дионисий Солунский». В его храме он получил исцеление. Возможно, это чудо также заимствовано из более древнего собрания. Чудо 3 «О чуме»

http://pravenc.ru/text/178231.html

P. 193). Во время освобождения Болгарии от визант. господства и создания Второго Болгарского царства братья Петр и Асень предприняли попытку перенести центр почитания Д. С. в Тырнове и сделать святого покровителем Болгарии. Они заявили, что после захвата Фессалоники норманнами в 1185 г. Д. С. оставил свой город и переместился в Тырново, где была построена церковь в его честь (см. в разд. «Почитание Д. С. у южных славян и на Руси»). Изображение Д. С. появляется на монетах болг. царей. На «узурпацию» Д. С. болгарами последовала визант. реакция: была создана легенда об убийстве в 1207 г. великомучеником царя Калояна, к-рая появилась в сочинении Иоанна Ставракия, а затем получила широкое распространение в литературе и живописи ( Тъпкова- Заимова. 1979. С. 11-12). В XIII-XIV вв., в период культурного расцвета Византии при Палеологах, отмечено самое широкое почитание Д. С. В это время было написано наибольшее количество Похвальных слов и гомилий. Визант. историк Никифор Григора даже посетовал, что он вряд ли сможет добавить что-то новое о Д. С. Свт. Григорий Палама создал образ молодого Д. С., приближенный к идеалу монахов-исихастов. Георгий Палеолог построил мон-рь во имя Д. С. в К-поле, а Михаил VIII Палеолог (1259-1282) восстановил его после разрушения латинянами. Деспот Фессалоники Димитрий Палеолог (1322-1340) заказал для себя украшенный миниатюрами Минологий (Оксфорд. Bodl. gr. th. F. 1), в к-ром есть иллюстрации к «Мученичеству» Д. С., небесного патрона деспота: кроме традиц. портрета, в образе мученика с крестом в руке и на фоне Фессалоники, имеется еще 6 сцен: святой перед императором, Д. С. умерщвляет скорпиона, бой Нестора с Лием, смерть Нестора, убийство Д. С. в темнице и погребение его ( Walter. 1973. Pl. 13). С VII в. визант. писателями было создано большое количество Похвальных слов (энкомиев), поучений (гомилий) и близких им по жанру сочинений в честь Д. С. (BHG, N 534-547). Значительная часть их написана для произнесения в день памяти святого. Авторами этих сочинений в основном были фессалоникийские архиереи: Иоанн (кон. VI - нач. VII в.), Фотий (VII в.), Плотин (время жизни точно не установлено: VII, IX и нач. Х в.), свт. Иосиф Студит Исповедник (807-809, 811-815), Никита (кон. XI - нач. XII в.), Евстафий (1175-1195/96), свт. Григорий Палама (1347-1357), Исидор Глава (1380-1396), Гавриил (1397-1425), Симеон (1416/17-1429), уроженцы или жители города: Константин Арменопул (сер. XIV в.), свт. Филофей Коккин, патриарх К-польский (1353-1354, 1364-1376), Макарий Хумн (2-я пол. XIV в.), свт. Николай Кавасила († после 1391) и Димитрий Хрисолор († после 1416).

http://pravenc.ru/text/178231.html

Киворий в базилике вмч. Димитрия Солунского. 1988–1989 гг. Киворий в базилике вмч. Димитрия Солунского. 1988–1989 гг. Киворий горел во времена архиеп. Евсевия и имп. Маврикия, затем в нач. VII в., при архиеп. Иоанне, и в 3-й раз ок. 620 г. ( Μντζος. 1994. Σ. 66). По мнению ряда исследователей (см., напр.: Σωτηρου. 1952. Σ. 15), он погиб в 904 г., во время захвата Фессалоники арабами, другие ( Μντζος. 1994. Σ. 168) полагают, что он сохранялся дольше. Мендзос считает, что именно этот киворий воспроизведен в модели, созданной в правление имп. Константина Х Дуки (1059-1067) (ныне в ГММК), и именно в нем находился упоминаемый в источниках X в. серебряный саркофаг (λρναξ) с реликвиями святого (Ibidem). Согласно др. т. зр., модель изображает киворий вообще или киворий из ц. Димитрия Солунского в К-поле, а λρναξ находился в сев.-зап. компартименте базилики, т. н. гробнице святого ( Μπακιρτζς. Η μυροβλησα. 1997. Σ. 515). Со 2-й четв. XII в. (описание Никиты Фессалоникийского) упоминается мраморный киворий-балдахин; по мнению Мендзоса, он возник в это время ( Μντζος. 1994. Σ. 168). Замену закрытого кивория открытым балдахином исследователь связывает с началом интенсивного мироточения святыни и необходимостью облегчить доступ верующих к миру. Мраморный киворий-балдахин был разрушен в 1430 г. (Ibid. Σ. 147). Вероятно, к нему относится фрагмент с изображением части муж. фигуры, сидящей на троне, обнаруженный во время раскопок 1917 г. (сейчас находится в крипте). Фессалоникийский архиеп. Евстафий (1175-1195/96) упоминает гробницу, украшенную серебром и золотом ( Eustathius, archbp. Thessalonicensis. Opuscula/Ed. Th. L. F. Tafel. Amst., 19642. Р. 171). Напротив кивория мог находиться амвон, известно, что он помещался в юж. части центрального нефа. Его место при работах 1917 г. найдено не было, но были обнаружены остатки 2 амвонов (хранятся в Византийском музее в Фессалонике). Совр. мраморный киворий выполнен в 1988 г. братьями Филиппотисами с о-ва Тинос по проекту А. Орландоса, живописное убранство - афонскими монахами Хризостомом и Феофилом Пахомеями (1989). Парекклисион прп. Евфимия Великого

http://pravenc.ru/text/178245.html

Иером. Uoacaф ibid., стр. 81–82, и Доброхотов ibid., стр. 25. – По летописям у Андрея Боголюбского были три сына: Изяслав, умерший 28-го Октября 1165-го года, Мстислав, умерший 28-го Марта 1173-го года, и Георгий, посаженный отцом в 1174-м году на княжение Новгородское и в 1175-м году, более или менее вскоре после смерти отца, высланный от себя Новгородцами, Этот Георгий (по Грузинской легенде, женатый на царевне Грузинской Тамаре, – Kapaмз.III, 83–84) и есть, очевидно, св. Глеб, носивший два христианских имени. Глебов, а не Георгием, называют третьего сына Боголюбского Родословная книга и описание Владимирского собора половины XVII beka, о котором мы сказали в примечании к домонгольскому 11-му. Что Георгий-Глеб скончался не 20-го Июня 1175-го года, как значится в подписи на его раке, а позднее, это видно из вышесказанного. Лаврентьевская летопись под 1174-м и 1175-м годами называет Георгия детей и сынком Боголюбского, т. е. представляет его мальчиком: если мощи св. Глеба суть мощи не мальчика, а юноши, то из сего будет следовать, что он скончался спустя несколько лет после 1175 -го года. Составляет загадку, что после 1175-го года летописи совершенно молчат о нем. Разгадка, может быть, есть та, что во Владимире на месте его отца сели его дяди, питавшие весьма враждебные чувства к отцу (которым изгоняемы были в Грецию), и что он, может быть, окончил недолгий свой век не во Владимире и не на княжении где-нибудь, а безместным скитальцем в какой-нибудь чужой княжеской семье и только для погребения привезен был во Владимир. В описании Владимирского собора половины XVII beka говорится о сыновьях Боголюбского: «во угле (северо-западном собора) лежат во плоти дети благоверного великого князя Андрея Георгиевича Боголюбского Изяслав, Мстислав, Глеб: един из них (разумеется последний) видим и покланяем всеми, погребальная ж не истле, но вся аки нова», – л. 4. – Мощи св. Глеба, выдаваясь среди других мощей как феномен, отличаются изумительною сохранностью и живостью: правая рука князя может быть поднимаема как у живого человека, и не только руки его, но и персты рук отличаются гибкостью, см. Доброхотова Памятники Древности, стр. 19 прим.. и книжку протоиерея Г. Чижова: «Жития благоверных князей Андрея, Георгия и Глеба, Владимирских чудотворцев» напечатанную во Владимире в 1865-м году. стр. 35 fin. (Прот. Чижов передает, что импер. Павел в бытность свою во Владимире с сыновьями своими Александром и Константином, приложась к мощам князя Глеба, сказал: «дети, молитесь, угоднику Божию, первые в России вижу столь нетленные мощи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Когда получена была весть об опустошении крестоносцами округа Димотики, король совсем переменился в обращении с послом. С тех пор он уже не был так добр и милостив, как прежде: посол не получал более ни кормовых, ни карманных из королевской камеры " . Между другими новостями тот же клирик Эбергард сообщил, что, проезжая по Болгарии, он нашел разрытыми все могилы крестоносцев, умерших на пути, и что трупы вытащены из гробов и валяются по земле. Бела III — венгерский король из династии Арпадов (1174-1196), младший сын Гейзы II. Был воспитан при императорском дворе в Константинополе, ввел в Венгрии византийский придворный церемониал. Много содействовал культурному развитию страны. При нем Венгрия ориентировалась на Византию. Браничево — сербский город, располагавшийся недалеко от места впадения Моравы в Дунай, близ Пожареваца. Разрушен в XIV в. Стефан Неманя (ок. 1113-1200) — князь Рашки (внутренней Сербии) с 1159 г., позже " великий жупан " Сербии, основатель династии Неманичей и создатель единого сербского государства. В 1180 г. сумел избавиться от византийского суверенитета и расширить территорию Сербии. В 1195 г. отрекся от престола и последние пять лет жизни провел в монастыре. Асени (Асениды) — династия болгарских царей. Ее родоначальником был Иван Асень I (1187-1195 г.), который вместе со своим братом Петром в ходе победоносного восстания в 1186 г. добился независимости Болгарии от Византии, основав Второе Болгарское царство. После его убийства в 1195 г. трон наследовал Петр (ок. 1187-1197), а ему — младший брат, Калоян (1197-1207). Герцог Бертольд, владетель Далмации — Бертольд IV фон Андех, герцог Меранский (с 1180 г.), герцог Далмации и маркграф Истрии (1188-1204), сын Бертольда III, маркграфа Истрийского из немецкого рода Андех-Меранских. Ансберт — австрийский клирик-хронист, участвовавший в третьем крестовом походе в 1188-1195 гг. Никита Акоминат — Никита Хониат, ошибочно называемый также Акоминатом (ок. 1150-1213), византийский историк. Получил образование в Константинополе, где занимал высокие административные должности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

29 янв. 1195 г. М. освятил ц. св. ап. Филиппа на Нутной ул. (на Торговой стороне Новгорода). 4 мая 1195 г. он заложил надвратную (на воротах Детинца, выходящих к Вел. Волховскому мосту) ц. в честь Положения пояса Пресв. Богородицы; 2 авг. того же года строительство завершилось, храм был освящен М. «на праздник Святыя Богородица пояса», т. е. 31 авг. (Там же. С. 234). Церковь была расписана по распоряжению М. в 1196 г. «писцом» Гречином Петровичем, по гипотезе В. Л. Янина - свящ. (иером.?) Олисеем Гречином, одним из кандидатов на архиерейскую кафедру в 1193 г. Осенью 1195 г. М. заложил каменную ц. в честь Воскресения Господня в Воскресенском монастыре под Новгородом на оз. Мячине. Вместе с сестрами обители владыка избрал в игумении и 29 сент. («на сбор святыя Еуфимие») поставил «кротъку и съмерену именьмь Варвару» (вдову боярина Юрия Олекшинича) (Там же). Через год, 13 сент. 1196 г., Воскресенская ц. была освящена М. (причем, по словам летописца, «владыка тружаяся и горя в день зноемь, а в ноць печялуяся, абы коньцяти и видети церковь съвершену и украшену» - Там же. С. 42). В 1195 г. были поставлены также 3 деревянные церкви (в честь Воздвижения Креста Господня, во имя св. Василия Великого и св. Димитрия Солунского; первые две, очевидно, взамен утраченных в пожаре годом ранее). 19 янв. 1197 г. М. была освящена построенная жителями Славенского конца Новгорода братьями Дмитрием и Константином каменная ц. во имя святых Кирилла и Афанасия Александрийских на о-ве Нелезене в Кириллове (Мало-Кириллове) мон-ре (к югу от Торговой стороны Новгорода, на р. М. Волховец). В том же году М. поставил ц. во имя св. Никифора (или свт. Николая Чудотворца) «на Острове» (вероятно, на месте буд. ц. свт. Николая на «владычном островке», у юж. оконечности Детинца, на подворье Новгородских владык). В 1197/98 г. на Запольской ул. Торговой стороны представительницей боярского рода («Полюжая Городьщиниця Жирошкина дъци» - Там же. С. 43, 237; см. также: Дубровин Г. Е. «...Полюжая Городьщиниця дъци...»: (К вопросу об основательнице новгородского Евфимьина мон-ря в Плотниках)//ДРВМ. 2008. 2(32). С. 109-117) был основан Евфимиин жен. мон-рь, где была построена ц. во имя св. мц. Евфимии; храм, возможно, также освящал М., хотя прямо об этом владычная летопись не сообщает.

http://pravenc.ru/text/2562448.html

286 Заимствования указаны в издании Ваттенбаха. Следует их только восполнить одной подробностью, пропущенной в издании, а именно, что и 78-я гл. 2-й кн. (ed. Pertz, 683) обнаруживает влияние Амата (р. 72). 290 См. оценку его у Wattenbach. Deutschlands Geschichtsquellen. II Bd. Dritte Aufl. 1874, 164–165. 291 Ed. Caraccioli. Antiquichronologiquattuor. Neap., 1626; Peregrini. Hist, princ-Langobard., IV; Gattuta. Accessiones ad hist. Casin., II; Muratori. Scr. rer. ital., V; Pertz, XIX. 292 Мысль Караччиоли об одном авторе, касинском монахе, писавшем ок. 1195 г., оказалась несостоятельной после открытия новых кодексов, обнимающих время более или менее продолжительное (с 1000 до 1152, 1153, 1167, 1195, 1212) и свидетельствующих о постепенных наслоениях. Перегрин допустил уже двух авторов (один до 1152 г., другой с 1153 до 1195 г.), Гаттула и Муратори прибавили к ним еще третьего для времени 1195–1212 гг. Самым древним автором, составившим хронику до 1153 г., был, по мнению Муратори, основанному на приписках к полям одного кодекса, друг Петра Диакона Альберик, монах, потом настоятель монастыря св. Марии Альбанеты. Мнение Пертца (XIX, 305) об этом древнейшем авторе колеблется между Альбериком, другом Петра, и самим Петром Диаконом. 293 Вопрос о том, откуда внесены данные в анналы, рассмотрен в De ital. inf. апп., 18, 49–52; Pertz, XIX, praef.; Forschungen z. deutsch. Gesch., VII, 103–112. 294 Guilermi Apuliensis Gesta Roberti Wiscardi. Ed./oh. Tiremaeus. Rothomogi, 1582; Leibnicius. Script, rer. Britann. Heidelb., 1587; I. Carusius. Biblioth. histor. regni Siciliae. Panormi, 1720; I. Muratori. Script, rer. ital. Mediol., 1730, V; Pertz, SS..IX. 296 Особенно восстает против показаний Вильгельма, фактических и хронологических, di Meo (Annali, VII, 136, 354; VIII, 78), считающий их легендарными. По отношению к некоторым фактам, сообщаемым Вильгельмом, замечания этого ученого верны, но он выходит за границы, не признавая достоверности за сочинением Вильгельма в полном его составе. Можно было бы указать немало серьезных исследователей, которые вслед за Вилькеном отдают дань уважения свидетельствам Вильгельма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

21) Иоанн-Владислав. Ослабляемые внутренними раздорами и страшно уже разгромленные болгары, несмотря на все свои усилия, не в состоянии были далее противостоять воодушевленным успехами грекам, и в 1019 г., после смерти Владислава (павшего при осаде одной греческой крепости), вся страна покорилась императору греческому Василию, получившему за это окончательное одоление болгар титло Булгароктона (болгаробойца), чем и кончилось существование первого болгарского царства (Memor. рор. II, 635 sqq, Шафар Древн. II, I, 311, Гильфердинга Письма, период 2, стр. 161 sqq). Под игом греческим болгары находились в продолжении слишком полутора столетий. После нескольких неудачных попыток восстания (в 1040 г. под предводительством самозванца Петра Делеана или Долина, Тихомира и внука Шишманова Алузиана, Memor. рор. II, 650 sqq, в 1073 г. сербского княжича Константина – Петра Бодина, ibid. II, 661 fin. sqq), наконец удалось свергнуть иго в 1185 г., принадлежавшим к сословию болгарских бояр, двум братьям Петру и Асеню, с которых и начинается второе болгарское царство. 1) Петр и Асень большую часть времени (с 1185 по 1195 г.) правили вместе, при чем именовался царем и носил царский венец старший из братьев; после смерти второго (павшего от руки убийцы) недолго (в продолжение того же 1195 или 1195–96 г.) один первый (погибший таким же образом). Они успели отнять у греков почти всю Болгарию предбалканскую или собственно так называемую (за исключением Софии и приморских Варны и Анхиала), с принадлежавшей к ней подунайской частью нынешней Сербии, и северную часть, по Прилеп и Пелагонию, Болгарии албано-македонской. 13 2) Иоанн Калиян (Калуян, т. е. Калоиоан, просто Иоанн, а также Ioannitius и Иваница), младший брат предшествующих, с 1195 или 96 по 1207 г. Воюя счастливо с греками, а с 1204 г. с занявшими Константинополь крестоносцами, расширил свои владения в Македонии включительно по Верию, а во Фракии почти по Димотику и Адрианополь; на северо-запад в нынешней подунайской Сербии границы его государства простирались сначала по Белград и Саву, а потом, после отнятия Белграда и его области венграми, по соединенную Мораву, обнимая так называемую область браничевскую. Возбуждаемые свежими еще воспоминаниями недавно свергнутого рабства, как двое предшествующих, так и Калиян, вели свои войны против греков с беспощадною жестокостью; последний, подражая Василию болгаробойцу, наименовал себя грекобойцем (ромеоктоном) 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Дед знаменитого в истории Сербии Стефана Немани был великий жупан Урош Бела, родом из Дуклеи. Но смерти его наследовали власть великожупанскую два сына его: Чедомил и Техомил, иначе Теша или Дежа, но не надолго: Чедомил после несчастной битвы с Комнином был взят (1151 г.) в плен и казнен, и Дежа лишен престола. Тогда Комнин возвел на сербский престол младшего сына Дежа Стефана Немани 29 . Со времени Стефана пачалась новая жизнь для Сербии. С этих пор начался порядок в престолонаследии: престол занимал после отца большею частию старший сын, потом второй и т. д.; боковые линии потеряли значение; потеряли значение и отдельные независимые владетели. С этих пор пределы Сербии стали более и более расширяться. С этих пор Сербия начала свое независимое государственное бытие и вошла в состав европейских держав. Главною задачею Немани было свергнуть иго греческое и водворить в Сербии, раздробленной на уделы, единодержавие. И он сумел вполне решить эту задачу: в 36 летнее царствование свое (1159–1195 г.) он не только сверг иго греческое, но и значительно расширил свое государство, возвратив от греков Дуклею или Зету, области Нишевскую и Призренскую, Липляны, Мораву, Врану, оба Пилота и пр. 30 . Сосредоточив власть в своем роде, он соединил сербские области, покорил себе всех удельных жупанов, и таким образом утвердил в Сербии единодержавие. Решив свою задачу, он пожелал остаток дней своих посвятить на служение Богу: приняв (25 марта 1195 г.) монашество на Афоне, с именем Симеона, он скончался там, на 87 году от рождения, 13 февраля 1200 года 31 . По удалении Стефана в монастырь на престол взошел (1195 г.) старший сын его Стефан первовенчанный. Царствование его (1195– 1224 г.) ознаменовано было семейным раздором и войнами с болгарами, греками и венграми. Младший брат его Вулкан или Волкан (иначе Вук) не только сделался независимым владетелем Зеты и Хлума, но даже при помощи угорского короля Мирка, успел захватить (1202 г.) власть над всею Сербиею, и уже венчан был на царство, по поручению папы, колоцким епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

1540 . Воскресенский – Людинский на Мячине, женский, ныне кладбищенская церковь на Софийской стороне Новгорода, при оз. Мячине. Пер­вое летописное известие о нем встре­чается под 6644 (1136) год.: «Тогда же сгоре церкы святого Воскресения монастырь». Затем под 6703 (1195) год. находим: «Тои же осени заложи цьрковь св. Воскресения, камяну, в монастыри, владыка Мартурии», а далее под 6704 (1196) год. читаем: «В то­же лето концяша цьрковь святого Воскре­сения; и святи владыка Мартурии меся­ца сентября в 13, на св. Корнилия, на канон св. Воздвижения, при игумени, а владыка тружаяся и горя в день зно­ем, а в ноць печалуяся, абы коньцяти и видети цьрковь совершену и украшену; и его же желав, прия царство не­бесное и радость неисконьцяему в векы, аминь». Во 2-ой Новгород. летоп. это известие подтверждается; там под 6703 (1195) год. сказано: «... и заложи святое Воскресение на поле, монастырь». В 3-ьей Новгород. летописи говорится под 6703 (1195) год.: «заложи церковь св. Воскресения в монастыре, в Люди­не конце, на Красной горке; и устрои девичь монастырь». Наконец, и в 4-ой летописи отмечено под 6703 (1195) год. «Той же осени заложи архиеп. Мантурей церковь камену, св. Воскресенье, в мо­настыре». Таким образом все эти за­писи свидетельствуют, что это был один и тот же монастырь, между тем в “Ист. Рос. Иерар.” различаются два Воскресенских жен. монастыря: на Кра­сной Горке и на оз. Мячине, чтó счи­таю ошибочным, тем более, что там же, при описании этих монастырей, сказано, что они упразднены до издания штатов 1764 г. От монастыря, кроме древней Воскресенской церкви, в которой заме­чательна по древности храмовая икона Вознесения, осталась еще церковь во имя св. Иоанна Милостивого, построенная в 1423 году. “Полн. собр. лет.”, III, 7, 21, 22, 23, 127, 217, 238; IV, 18, 94, X, 23, “Ист. Росс. Иер.”, III, 616, 617; Ратшин, 396; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 248; Макарий, “Археолог. опис. церков. древн. Новгр.”, I, 541; II, 107, 242, 552; “Новгор. Сборн.”, IV, Отд. 6, 22; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 84; “Новгород. губ. вед.”, 1850 г., 37 (Выпись из окладных и дозорных книг Новгор. Дворцового Приказа, 1685 г., на землю и угодья монастыря); Строев, “Спис. иер. и наст.”, 127, 99; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 282 (Ц. гр. 1638 ч. воев. Сулешову о выдаче руги); Ма­карий, “Ист. Р. Ц.”, II, 98; III, 72; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1861 г., II, Отд. 3, 39 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); “Опис. докум. и дел св. Син.”, 1728 г., прилож. CXXII, XII (из м-ря архиеп. Феодосием взято в 1726 г. в архиер. Новгор. дом: крестов серебр. 8, гривенок 4, подзорец да 4 ожерелья низаных).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010