Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ III († до 1184, Беневенто; до избрания папой - Джованни де Струми), антипапа (1168-1178), аббат мон-ря Струми (до 1168), наместник (rector) Беневенто (с 1178). О детстве и юности Джованни де Струми известно мало. По одной из версий, буд. понтифик был родом из Венгрии. Вероятно, уже в раннем возрасте он вступил в конгрегацию валломброзиан и подвизался в монастыре Струми близ Ареццо. О его пребывании в монастыре ничего не известно. Определенного влияния в церковной политике Джованни достиг при «имперских антипапах» (в 1159-1178 череда антипап, противостоявших папе Александру III (1159-1181) и пользовавшихся поддержкой имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190)). Джованни де Струми был активным сторонником императора (в 1156 Фридрих I взял конгрегацию валломброзиан под свое покровительство), в т. ч. поддержал избрание антипапы Виктора IV(V) (1159-1164). В конце правления Виктора IV или уже при антипапе Пасхалии III (1164-1168) Джованни де Струми был возведен в сан кардинала-епископа Альбано (точная дата неизв.). Он не был рукоположен во епископа и остался аббатом мон-ря Струми. Его подписи стоят под буллами Пасхалия III от 13 апр. 1166 г. и от 26 февр. 1168 г. После смерти Пасхалия III 20 сент. 1168 г. Джованни де Струми стал его преемником, 3-м антипапой в период схизмы при Александре III. Из-за неудач итальянской политики Фридриха Барбароссы зона влияния «имперских антипап» постоянно сокращалась - в 1167 г. союз с Александром III заключили ломбардские города, в 1168 г. против Пасхалия III восстали римляне. Т. о., К. подчинялись лишь неск. городов и районов Папской области (Витербо, Тускул). В Риме власть антипапы, вероятно, не распространялась далее зап. берега р. Тибр (Ватикан, Трастевере), поэтому основным местом пребывания К. стал Витербо. Власть антипапы опиралась лишь на поддержку императора и неск. крупных рим. семейств (в первую очередь на семейство Вико), к-рые были не заинтересованы в возвращении в Рим Александра III.

http://pravenc.ru/text/1320103.html

Луций III, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 208 (РГБ) (Ок. 1097 или 1100, Лукка - 25.11.1185, Верона; до избрания папой - Убальдо Аллучиньоли), папа Римский (с 1 сент. 1181). Происходил из знатного рода. До избрания на Папский престол Аллучиньоли был близок к ордену цистерцианцев , но монашеских обетов он, по-видимому, не приносил ( Robinson. 1990. Р. 212). В дек. 1138 г. папа Римский Иннокентий II возвел его в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии Сант-Адриано, в мае 1141 г.- кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Прасседе. В дек. 1158 г. папа Адриан IV сделал его кардиналом-епископом Остии и Веллетри. 20 сент. 1159 г. кардинал принимал участие в церемонии интронизации нового папы Александра III . Этому понтифику удалось положить конец церковной схизме, события к-рой были тесно связаны с итал. политикой имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190). После 5-го похода императора в Италию, закончившегося его поражением от войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно (29 мая 1176), был заключен мир в Венеции (июль 1177), и Фридрих Барбаросса признал Александра III законным папой Римским. В марте 1178 г. папа при поддержке имп. войск вступил в Рим. В марте 1179 г. Александр III провел Латеранский III Собор , который объявил недействительными все назначения и рукоположения, совершённые «имперскими» антипапами Виктором IV (V) (1159-1164), Пасхалием III (1164-1168) и Каллистом III (1168-1178). Однако уже в мае того же года Александр III был вынужден вновь бежать из Рима из-за народных волнений; во 2-й пол. XII в. в городе установилось коммунальное правление и римляне выражали недовольство светской властью папы над Римом и Папской обл. Спустя неск. месяцев нек-рые кардиналы и представители рим. знати поддержали антипапу Иннокентия III (1179-1180). Со смертью антипапы закончилась и церковная схизма, но в Рим папа Александр III вернуться не смог: он умер 30 авг. 1181 г. в Чивита-Кастеллана. После его смерти собравшиеся в Веллетри кардиналы избрали на Папский престол кард. У. Аллучиньоли, являвшегося к тому времени деканом коллегии кардиналов . Во время выборов 1181 г. впервые был применен канон «Licet de evitanda discordia» III Латеранского Собора. В соответствии с ним папа был избран 2/3 голосов всех кардиналов-выборщиков. Новый папа взял себе имя Луций. 6 сент. там же, в Веллетри, состоялась церемония папской интронизации.

http://pravenc.ru/text/2110926.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЕРАНСКИЙ III СОБОР (Март 1179), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признается XI вселенским Собором; созван папой Римским Александром III (1159-1181). Поводом к созыву Л. С. стало завершение длительной схизмы в католической Церкви, когда Александру III последовательно противостояли антипапы Виктор IV (V) (1159-1164), Пасхалий III (1164-1168) и Каллист III (1168-1178), поддержку к-рым оказывал имп. Фридрих I Барбаросса (1155-1190). После 5-го похода императора в Италию, закончившегося его поражением от войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно (29 мая 1176), Фридрих Барбаросса начал переговоры с папой Александром III и его союзниками. Заключив мир в Венеции (июль 1177), Фридрих Барбаросса признал Александра III законным папой Римским и прекратил оказывать поддержку Каллисту III. Герм. епископы отказались от паллиев, полученных от «имперских антипап». В марте 1178 г. папа Александр III при поддержке имп. войск вступил в Рим, 29 авг. того же года Каллист III отрекся от Папского престола. Вскоре после этого Александр III направил в европ. страны легатов с приглашениями на Собор, намеченный на 1-е воскресенье Великого поста следующего года (18 февр. 1179). Сохранились папские послания, датированные 21 сент. 1178 г. и адресованные прелатам Тосканы, Венгрии и архиеп-ства Бурж (PL. 200. Col. 1184-1185). Акты Л. С. не сохранились; ход Собора можно реконструировать лишь приблизительно на основе имеющихся источников. Присутствовавший на Соборе Вильгельм, архиеп. Тирский (1175-1186), включил краткое сообщение о Л. С. в свою «Хронику» ( Willelmi Tyrensis Chronicon. 1986. Р. 997-998). «По просьбе святых отцов», принимавших участие в Соборе, он также составил акты и список участников Л. С. Копия этого труда находилась в архиве Тирского архиеп-ства (до наст. времени не сохр.). Клирик Вальтер Мап († 1209/10), один из представителей на Соборе англ. кор. Генриха II (1154-1189), включил воспоминания о Л. С. в соч. «О забавах придворных» ( Walter Map. 1983). О Соборе упоминается в хрониках Альберта из Штаде (MGH. SS. T. 16. P. 348-349), Арнольда Любекского (MGH. SS. T. 21. P. 132), Роджера из Ховедена (Gesta regis Henrici secundi. 1867. P. 222-238; Chronica magistri Rogeri de Houedene. 1869. P. 173-189), Гервасия Кентерберийского ( Gervase of Canterbury. 1879. P. 278-292), Вильгельма Ньюбургского ( William of Newburgh. 1884. P. 206-223), Радульфа из Дицето ( Radulfi de Diceto. 1876. P. 430), Матвея Парижского ( Matthaei Parisiensis. 1866. P. 411-414), в трактате Петра Кантора «Сокращенное слово» (PL. 205. Col. 158, 235) и др.

http://pravenc.ru/text/2463163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСХАЛИЙ III (Нач. XII в., Крема, Ломбардия - 20.09.1168, Рим; до избрания - Гвидо из Кремы), антипапа (с 22 апр. 1164). По сообщению историка XVI в. Алеманно Фино, не подтверждаемому документальными источниками, был племянником Иоанна из Кремы († ок. 1135), кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Кризогоно и одного из приближенных папы Римского Каллиста II (1119-1124), принадлежал к роду графов Камизано ( Verardi. 2014). О жизни Гвидо нет достоверных сведений до его назначения кардиналом-диаконом рим. диаконии Санта-Мария-ин-Портико-Октавие (1145). Он фигурировал как свидетель в ряде документов, данных папами Евгением III (1145-1153), Анастасием IV (1153-1154) и Адрианом IV (1154-1159) различным ломбардским епископам и мон-рям. В качестве папского легата в 1146 г. разбирал конфликт между епископом и архипресвитером соборного капитула Вероны, в 1148-1149 гг. безуспешно пытался вернуть на польск. великокняжеский престол Владислава II (1138-1146), свергнутого братьями и изгнанного в Саксонию. В кон. 1151 - нач. 1152 г. участвовал в переговорах в Риме с представителями кор. Фридриха I Барбароссы (1152-1190, император с 1155). По условиям договора (утвержден Фридрихом I в Констанце 23 марта 1153), король в обмен на имп. коронацию обязался помочь папе вернуть власть над Римом и Папской областью, а также защищать «папскую честь и регалии св. Петра». В 1155 г. Гвидо вместе с 2 др. кардиналами встретил Фридриха I в Тоскане и сопроводил на коронацию в Рим, добившись выдачи папе мятежного проповедника Арнольда Брешианского († 1155). Гвидо принадлежал к «имперской» партии в Римской курии, был противником сближения папы Адриана IV с королем Сицилии Вильгельмом I Злым (1154-1166). Не позднее марта 1158 г. Гвидо был возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Мария-ин-Трастевере. В нояб. того же года был папским легатом на Ронкальском сейме, созванном имп. Фридрихом I, весной 1159 г.

http://pravenc.ru/text/2579161.html

VII. Прообразовательный и духовный смысл святоотеческих толкований на книгу Иова: основные итоги Итак, по убеждению древних экзегетов, книга Иова весьма сложна для понимания и вместе с тем глубоко поучительна, преисполнена разнообразными богословскими и нравственно-аскетическими смыслами. Все экзегеты согласны в том, что книга Иова – одна из древнейших в Библии, кто бы ни был ее автором – Моисей (так думал священномученик Мефодий Олимпийский 1156 ), Соломон (к этой версии склонялся святитель Иоанн Златоуст 1157 ) или иной неведомый нам ветхозаветный писатель (так считал Ориген 1158 ). В то же время большинство экзегетов высказываются в пользу авторства Соломона (X век до Рождества Христова). Древние толкователи единомысленны и в том, что имя «Иов» в переводе означает «страждущий» (блаженный Иероним 1159 , святитель Григорий Двоеслов 1160 ). Считается, что страдалец жил в эпоху патриархов и был или потомком Исава (святитель Иоанн Златоуст 1161 , блаженный Феодорит 1162 , блаженный Августин 1163 , Амвросиаст 1164 и другие), или же потомком брата Авраама – Нахора (блаженный Иероним 1165 ). Тем самым Иов происходил из языческой среды и жил до дарования Богом еврейскому народу ветхозаветного Закона. В Библии говорится, что Иов жил в стране Уц (см.: Иов. 1:1 ) или же (по версии Септуагинты) – в стране Авситидийской. Где же находилась эта страна? Иов, по мнению древних толкователей, вероятно, мог проживать или на границе Идумеи и Аравии (в соответствии с текстом Сирской книги – святитель Иоанн Златоуст 1166 и другие восточные Отцы, а также паломница Эгерия 1167 ), или же в Заиорданье – в границах Ватанеи, древнего Васана, между Палестинской и Сирийской возвышенностями (блаженный Иероним 1168 ). Некоторые толкователи (преимущественно греческие) полагают – вслед за текстом Сирской книги, – что Иов был царем своей страны (блаженный Феодорит 1169 ). Тем самым в святоотеческой экзегетической традиции нет единого мнения по вопросам, связанным с авторством книги Иова, с датировкой времени ее написания, а также с происхождением и местом жительства ветхозаветного страдальца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ ГЛИКА [Греч. Μιχαλ Γλυκς] (XII в.), визант. писатель. Предположительно М. Г. род. на о-ве Керкира (Корфу) ( Pernot. 1924; Eideneier. 1968), служил секретарем при Мануиле I Комнине до 1159 г., когда был заключен в тюрьму. Оттуда он послал императору 2 стихотворения, содержащих просьбы об освобождении (Ες τς πορας. 1906. Σ. ρνζ " - ρξα " ; Στχοι. 1959), и поэтическое разъяснение 20 пословиц (Ες τς πορας. 1906. Σ. ρξβ " - ρπγ " ). Существует версия о том, что стихи не отражают реальных биографических обстоятельств, а являются поэтическим вымыслом ( Bourbouhakis. 2007). Мнения о причинах заключения М. Г. в тюрьму среди ученых разделились. По одной версии, он участвовал в заговоре Феодора Стиппиота зимой 1158/59 г. ( Kresten. 1978), по другой - поплатился за критику астрологических увлечений имп. Мануила ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 564-565; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 423). В 1164 г. М. Г. был отпущен на свободу. Предположению о том, что он был перед этим ослеплен, противоречит то обстоятельство, что его основные произведения написаны после тюремного заключения, поскольку в них использованы исторические сочинения Иоанна Зонары и Константина Манасси , законченные в 50-х гг. XII в. ( Καρπζηλος. 2009. Σ. 586). После заточения М. Г. принял монашеский постриг. Возможно, М. Г. является одним лицом с Михаилом Сикидитом, который, согласно историку Никите Хониату ( Nicet. Chon. Hist. P. 147-150; Ες τς πορας. 1906. Σ. κ " - μ " ), был ослеплен за занятия магией, а в самом кон. XII в. развивал еретическое учение о тленности Св. Даров, осужденное К-польским Собором 1199/1200 г. (см. в ст. Евхаристия ). Исследователи высказывали мнения как за, так и против отождествления 2 Михаилов ( Μαυρομτη-Κουτσογιαννοπολου. 1994. Σ. 17-18, 23-24; Авилушкина. 1996. С. 18-24; Magdalino. 1993. P. 380; Kiapidou. 2011. P. 188-191). Помета в рукописи Marc. gr. 402 позволяет предположить, что М. Г. дожил до падения К-поля в 1204 г. «Хроника»

http://pravenc.ru/text/2563738.html

Ростовская Учреждена в 990 году Кафедра в Ростове Ростовская и Суздальская Владыки иногда назывались по месту своего преимущественного пребывания – то Ростовскими, то Суздальскими, то Владимирскими. Феодор (первый) епископ, свт., рукоположен вскоре покинул Ростов, вернулся на кафедру в 1010 Иларион епископ, назначен в 991 по 993 бежал «восвояси» (возвратился в свое отечество); † неизвест. Феодор епископ, свт., повторно ок. 1010 до 1014 удалился, изгнан язычниками; † 8.06.1023 Леонтий епископ, сщмч., рукоположен с 1051 (1054) † 1073 (1070, 1077) Исаия епископ, свт., рукоположен с 1077 или 1078 † 15.05.1090 Ефрем епископ, управлял с 1090 по 1119 † 1119(1147) Прохор епископ, рукоположен с 6.12.1119 † 21.09.1130 Иоанн I епископ, упоминается с 1131 по 1146 † 1.10.1158 Нестор епископ, рукоположен с 20.07.1149 (1147) по 1157 лишен кафедры; † 7.11.1161 Леон епископ, рукоположен с 25.03.1155 (1158) по 1159 изгнан, по возвращении изгнан вторично в 1162, † 1.05.1171 Ростовская, Суздальская и Владимирская С 1164 года Нестор II епископ, рукоположен Симон епископ Владимирский, свт.. управлял с 1160 по 1175 † неизвест. Феодор (Феодорец) епископ, рукоположен с 16.06.1170 †8.05.1172 (казнен) Кафедра пустовала 11 лет. Николай епископ, рукоположен с 1183 по 1184 переведен на Полоцкую кафедру, т.к. не принят кн. Всеволодом Юрьевичем; † неизвест. Лука епископ, свт., рукоположен с 11.03.1185 † 10.11.1189 Иоанн II епископ, свт., рукоположен с 23.01.1190 † 12.05.1214 Ростовская, Переяславская и Ярославская С 1214 года Пахомий епископ, рукоположен с 10.11.1214 Кирилл I (в схиме Кириак) епископ, управлял с 1216 по 1229 оставил кафедру. 16.09.1229 принял схиму † 17.04.1230 Ростовская, Ярославская и Угличская С 1226 года Кирилл II епископ, свт., рукоположен с 1231 (6.04.1230) † 21.05.1262 Игнатий епископ, свт., рукоположен с 19.09.1262 † 28.05.1288 Тарасий епископ, рукоположен с 1288 по 1299 на покое; † 1304 Симеон епископ, бывший еп. Владимирский и Суздальский с 1299 по 1311 оставил епархию; † 1314

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР IV (V) (1095, Тиволи, близ Рима - 20.04.1164, Лукка; мирское имя Оттавиано ди Монтичелли), антипапа. Происходил из знатного рода графов Тускуланских. В нач. 1138 г. был возведен папой Иннокентием II в достоинство кардинала-диакона ц. св. Николая «в узах» (S. Nicolai in Carcere). В 1143-1145 гг. В. вел по поручению пап Целестина II и Луция II переговоры с кор. Сицилии Рожером II . Являлся папским легатом при герм. кор. Конраде III, затем при имп. Фридрихе I Барбароссе . В 1151 г. папой Евгением III был возведен в достоинство кардинала-пресвитера ц. св. Цецилии (S. Caeciliae). С 1158 г.- кардинал-первопресвитер. После смерти папы Адриана IV при выборах нового папы (7 сент. 1159) 25 кардиналов проголосовали за поддержанного кор. Сицилии Вильгельмом I юриста и теолога кард. Роландо Бандинелли, ставшего папой Александром III ; 8 кардиналов поддержали Оттавиано ди Монтичелли, объявившего себя папой Виктором IV (т. к. предыдущий Виктор IV рассматривался как антипапа). Несмотря на меньшинство в коллегии кардиналов, кандидатура В. была поддержана Фридрихом Барбароссой. Епископское рукоположение и интронизация В. состоялись 4 окт. 1159 г. в аббатстве Фарфа, что явилось началом схизмы в Римско-католической Церкви, продлившейся до 1180 г. В февр. 1160 г. В. созвал в Павии Собор, на к-ром присутствовали епископы Германии и Сев. Италии, и объявил об отлучении папы Александра III. В свою очередь в 1161 г. Александр III созвал Соборы в Ананьи и Монпелье, а в 1163 г.- в Туре, на к-рых было провозглашено отлучение В. Постепенно Александру III удалось получить признание со стороны мн. европ. гос-в (Англия, Франция, Сицилия), в то время как В., несмотря на поддержку Фридриха Барбароссы, не признавали даже мн. нем. епископы. Со смертью В. (похоронен в Лукке) схизма не закончилась, т. к. Фридрих Барбаросса не признал папой Александра III. Ист.: Jaffé. RPR. Vol. 2. S. 418-426. Лит.: Kehr P. Zur Geschichte Victors IV. (Octavian von Monticelli)//NA. 1926. Bd. 46. S. 53-85; Brezzi P. Lo «schisma inter regnum et sacerdotium»//Archivio d. Deputazione Romana di Storia Patria. 1940. Vol. 63. P. 1-98; Schuster B. Das Treffen von St. Jean de Losne im Widerstreit der Meinungen: Z. Freiheit der Geschichtschreibung im 12. Jh.//ZfGW. 1955. Bd. 43. S. 211-245; Schwarzmaier H. Zur Familie Viktors IV. in der Sabina//QFIAB. 1968. Bd. 48. S. 64-79; Palumbo P. F. Le doppie elezioni d. 1130 e d. 1159 e il giudizio di Alessandro III e d. sua età sullo scisma precedente//Storia e Civiltà. Viterbo, 1985. Vol. 1. P. 408-429; Georgi W. Friedrich Barbarossa und die auswärtigen Mächte: Stud. z. Aussenpolitik 1159-1180. Fr./M., 1990. S. 42-90; Laudage J. Alexander III. und Friedrich Barbarossa. Köln, 1997. S. 103-152; Engels O. Die Staufer. Stuttg., 19987. S. 74-86; Strothmann J. Kaiser und Senat: der Herrschaftsanspruch der Stadt Rom zur Zeit der Staufer. Köln, 1998. S. 218-227. (AKG; 47).

http://pravenc.ru/text/158562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ III († после янв. 1180; до избрания папой - Ландо Ситино; Ландо ди Сецце), антипапа (29 сент. 1179 - янв. 1180). Немногочисленные сведения о Ландо Ситино содержатся гл. обр. в Цекканенских анналах и Аквицинктийском дополнении к «Хронике» Сигиберта из Жамблу. В последнем упоминается, что И. принадлежал к знатному рим. роду Франджипани, однако это маловероятно, т. к. в этот период Франджипани были активными сторонниками легитимного папы Александра III (1159-1181). Некоторые исследователи полагают, что И. происходил из ломбардской знати. Другие, основываясь на том, что он был выдвинут на Папский престол проимп. партией, поддержавшей в свое время антипапу Виктора IV (V) (1159-1164), считают, что И. принадлежал к нем. знати. Род. в г. Седзе (Италия). Впервые упоминается среди кардиналов, поставленных антипапой Виктором IV (V): в 1159 г. Ландо Ситино стал кардиналом-диаконом рим. диаконии Св. ангела (S. Angeli in Foro Piscario). Его подписи есть под буллами антипап Виктора IV (V), Пасхалия III (1164-1168) и Каллиста III (1168-1178). В сент. 1179 г., спустя год после отречения Каллиста III, воспользовавшись отсутствием в Риме папы Александра III (в мае 1179 тот был вынужден покинуть город), группа кардиналов и местных баронов объявила Ландо Ситино папой Римским. Его избрание поддержал брат антипапы Виктора IV (V), передавший И. замок Паломбара. В отличие от др. антипап понтификата Александра III, ставленников партии гибеллинов (сторонников императора), И. был лишен поддержки герм. императора: после битвы при Леньяно (1176) отношения между имп. Фридрихом I Барбароссой и папой Александром III улучшились. В 1177 г. в Венеции был заключен договор, согласно которому Фридрих I признал Александра III законно избранным папой Римским. Посол Александра III кард.-диак. Уго Пьерлеони подкупом добился передачи замка Паломбара Александру III. В янв. 1180 г. замок был взят, а И. заточен в бенедиктинское аббатство Св. Троицы (Ла-Тринита делла Кава, близ совр. г. Кава-де-Тиррени, Италия), где вскоре скончался. Со смертью И. закончилась длившаяся 21 год схизма.

http://pravenc.ru/text/468775.html

Константин I, блаженный, митрополит Киевский († 1159; память 5/18 июня) По происхождению грек. В 1155 году хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита Киевского Константинопольским патриархом. В конце 1156 года прибыл в Киев и занял место митрополита Климента (Смолятича, † после 1164), который был смещен, так как был посвящен без ведома Константинопольского патриарха. С прибытием нового митрополита начались смуты в народе и распри между князьями, так как одни признавали митрополита Климента, а другие митрополита Константина. Желая прекратить возникшие волнения, смиренный митрополит Константин, «видя о себе несогласие в народе», в 1159 году добровольно оставил митрополию и удалился в Чернигов, где внезапно заболел и 5 июня 1159 года скончался. Незадолго до кончины митрополит Константин вручил епископу Черниговскому Антонию свое запечатанное завещание и взял с него клятву, что завещание будет исполнено. В этом завещании он просил не погребать его тела, а выбросить за город на съедение псам, так как считал себя виновником всех смут. Связанный клятвой, преосвященный Антоний выполнил завещание святителя. В течение трех дней тело находилось за городом. В эти дни, как отмечают летописцы, в Киеве была страшная буря и гроза. После трех дней тело святителя было найдено невредимым и с честью погребено в Черниговском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. После погребения буря в Киеве прекратилась и наступила тишина. Подобно тому как Господь не оставил раскаявшегося разбойника, так милосердный Владыка принял и плоды покаяния, принесенные Константином, – у его мощей стали совершаться многочисленные чудесные исцеления. Мощи святителя почивают под спудом. Литература: Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885, июнь. – С. 98–104. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 3. – С. 18–23. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010