Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский (+ 1174) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 июля в день перенесения вятого тела его из Боголюбова во Владимир для погребения и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых В древнее время земля Русская управлялась всем княжеским родом Рюриковичей. Делилась она на уделы (так называлось каждое княжеское владение), почему это время называется «удельным». Главный удел — киевский — принадлежат самому старшему князю во всем роде: назывался он великим князем. После его смерти ему наследовал самый старший в роде князь. Порядок этот был очень сложен и вызывал много споров и кровавых войн. В период 1113—1125 гг. великим князем киевским был мудрый и всеми любимый Владимир Мономах. Он не допускал никаких войн между князьями. Таким же был и старший сын его Мстислав Великий (+ 1132), и киевляне любили его потомство. А младшего своего сына Юрия (по прозванию Долгорукий; + 1157), когда ему еще было два года, вел. князь Владимир послал с боярами управлять северными городами: Ростовом и Суздалем. Так образовались две ветви Мономаховичей — южная и северная. Но Русь все-таки оставалась единой, и закон наследовать по старшинству сохранялся. Когда старшим в роде стал Юрий Долгорукий, в Киеве княжил его племянник, младше его по закону, Изяслав Мстиславич. Однако дело кончилось миром. У Юрия был сын Андрей (род. 1110), мудрый в государственных делах, смелый и непобедимый в боях. А за его пламенную веру и любовь к Богу и Божией Матери Летопись называет его Боголюбивым. Ему удалось убедить отца и Изяслава поменяться уделами, и в 1155 г. Юрий Долгорукий стал вел. князем. Согласно обычаю, как старший сын вел. князя, Андрей должен был княжить в Вышгороде, вблизи от Киева. Но ему не нравился юг. Он родился и вырос на севере, и заветным его желанием было основать там особое великое княжество. И вот следующий случай побудил его приступить к осуществлению своей цели. |
На Соборе 1157 г. эту рецепцию пререкаемых слов литургической молитвы вследствие сомнений, возбужденных латинствующей ересью Сотириха, пришлось дополнить и утвердить соборным решением с включением соответствующих статей в Синодик. Главным деятелем, подготовившим решения Собора 1157 г., был Николай, епископ Мефонский (Μεθνης), который несомненно является самым замечательным и глубоким богословом XII века. Однако сведений о его жизни сохранилось очень немного. Нельзя даже установить с достаточной достоверностью даты его рождения и смерти. Можно только сказать, что он жил и действовал в первой половине царствования императора Мануила Комнина (1143—1180), с которым был связан тесной дружбой. Епископ Николай был своего рода советником по богословским вопросам при этом императоре, интересовавшемся богословием. Можно полагать, что епископ Николай родился близко к началу XII века, а скончался в промежутке между 1157 и 1166 годами. Несмотря на скудость сведений о жизни Николая Мефонского, можно заключить, что он был известным богословом своего времени. Никифор Влеммид (1198—1272) посвятил ему панегирик, в котором называет его „премудрым учителем”, „отцом истинных желаний” (γνησων νοηματων), в сочинениях которого желающие могут увидеть „православные уставы Богоносных Отцов, боговдохновенные апостольские Предания, истиннейшие определения чистой веры”. Совершенно несомненно его непосредственное участие в подготовке определений Собора 1157 г. Известно еще, что после Собора 1157 г. епископ Николай „был послан василевсом Мануилом в различные города и области, чтобы укрепить верующих в благочестии и отвратить их от новой ереси”. Тем не менее в актах Собора 1156—1157 гг. нет подписи этого защитника Православия. О нем нет даже и упоминания в изложении соборных актов. Отсутствие епископа Николая, столь знаменитого богослова и полемиста, помогшего уяснить и обличить ересь, на самом Соборе есть тайна, как и почти вся его жизнь. Это замалчивание его имени можно объяснить тем, что богословская деятельность епископа Николая между Соборами 1156 и 1157 гг. велась им, как частным лицом, и, главным образом, для самого императора Мануила, любившего участвовать лично в решении богословских вопросов. Если „Опровержение Сотириха” (см. ниже) и могло циркулировать среди более широких кругов, то „Послание императору Мануилу” несомненно предназначено последнему. Может быть, богословская компетенция и диалектика, обнаруженная василевсом Мануилом в речи на соборном заседании 12 мая 1157 г. (согласно отзыва составителя „актов” Собора), явились простым следствием изучения представляемых самодержцу трудов епископа Николая. Если это так, то понятно, почему имя последнего осталось в тени. Может быть, к этому присоединились и другие причины: его смирение, скромность и желание остаться незамеченным. |
1) Начало правления св. Владимира. Война с братьями. 2) Языческая реформа и ее неудача. 3 ) Осада Херсонеса. Крещение кн. Владимира. 4) Крещение Руси. Трудности с крещением Новгорода. 5) Внешняя и внутренняя политика св. Владимира после крещения: а) Союз с Византией, оборонительная линия на границе со степью против печенегов. б) Начало каменного строительства: Десятинная церковь. в) Распространение христианства и просвещения. ДАТЫ: Правление св. Владимира – 980-1015 Крещение Руси – 988 ОТВЕТ: 3. Русь в правление Ярослава Мудрого. Русская Правда. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Убийство Бориса и Глеба. Борьба между Ярославом и Святополком. 2) Внешняя политика Ярослава Мудрого: а) 1036 – Разгром печенегов. б) Укрепление международного положения Руси (дочери ЯМ вышли замуж за французского и норвежского королей). 3) Внутренняя политика Ярослава Мудрого: а) «Русская Правда» (Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха). Отмена кровной мести. б) Развитие просвещения. Школа при храмах, школа в Киеве. ДАТЫ: Убийство Бориса и Глеба – 1015 Правление Ярослава Мудрого – 1019-1054 Разгром печенегов – 1036 ОТВЕТ: 4. Феодальная раздробленность на Руси. Ростово-Суздальское княжество. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины раздробленности: сложный «лествичный» порядок престолонаследия, междоусобицы. Любеческий съезд, его решение. 2) Крупнейшие княжества, их краткая характеристика: Киевское, Галицко-Волынское, Новгородское, Ростово-Суздальское. 3) Краткое описание правления Владимирских князей: а) Юрий Долгорукий (1125-1157) – строительство городов и крепостей (Москва 1147) – захват Киева б) Андрей Боголюбский (1157-1174) – переезд из Ростова во Владимир – разорение Киева в 1169 г. – борьба с боярами – заговор бояр, убийство князя в) Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). ДАТЫ: Любеческий съезд – 1097 Правление Юрия Долгорукого в Ростове – 1125-1157 Правление Андрея Боголюбского во Владимире – 1157-1174 Правление Всеволода Большое Гнездо – 1176-1212 Первое упоминание Москвы – 1147 |
С общей точки зрения его история и определения свидетельствуют о догматической жизни Византийской Церкви только через сто с небольшим лет после разделения церквей. Они отражают борьбу Византийской Церкви с латинским влиянием, просачивавшимся с близкого Запада. Изложение истории Соборов ясно показывает, что попытка партии западников ввести иноземные идеи была отражена. Всем таковым, „как изобретателям новых и иноплеменных учений”, Собор провозгласил анафему трижды. Этим Собор являет добрый пример для каждой из православных поместных церквей. Ведь и в жизнь другой поместной Церкви, в ее богословскую науку могло проникнуть много чуждого с инославного Запада. Собор 1157 г. показывает, как следует критически отнестись к „иноплеменным учениям” и к их „изобретателям” в догматике. Кроме того, Собор 1157 г. имеет значение собственно догматическое. Главный и специальный вопрос, которым Собор занимался, было определение учения об Евхаристии. В догматических определениях и правилах Вселенских и поместных Соборов до 1157 г. нигде не сформулирован отдельно догмат об Евхаристии. Правда, согласно сохранившихся актов Вселенских Соборов (особенно 1-го, 3-го и 7-го), исповедовалось Божественное достоинство Евхаристии. Хотя в правилах этих Соборов Таинство причащения упоминается лишь в случаях, относящихся к литургической практике (Трульского собора правила 101, 23, 32), но и эти краткие упоминания дышат глубокой верой в Святые Тайны и в благодать, ими подаваемую. Эти правила, а также свидетельства Отцов, показывают, что древняя Церковь глубоко верила в Таинство св. Причащения и не перетолковывала установительных слов Спасителя (Мф. 26:26—28; Мрк. 14:22—24; Лк. 22:19). Сами же ереси, касавшиеся Евхаристии, были настолько очевидны, что легко изобличались Церковью. Ересь же Сотириха не была столь явной, и для борьбы с нею понадобилось созвать два Собора — 1156 и 1157 гг. Собор 1157 г. „против Сотириха” и явился первым Собором Восточной Церкви, специально рассмотревшим вопрос об Евхаристии. |
653 Текст приводится по изд.: Черемухин П., иером. Константинопольский собор 1157 г. и Николай, еп. Мефонский//Епископ Николай Ме-фонекий и византийское богословие: Сборник исследований. М., 2007. С. 160 – 162 (перепечатка статьи с изд.: Богословские труды. 1960. 1. С. 87 – 109). Перевод выполнен по изд.: Mai Л. Spicilegium Romanum. Т. X. Romae, 1844. Р. 70. 654 Текст приводится по изд.: Черемухин П., иером. Константинопольский собор 1157 г. ... С. 158. Перевод сделан по Патмосскому кодексу, С. 322 – 323. 655 Текст приводится по изд.: Ермилов П. К вопросу об осуждении протоэдикта Михаила на Константинопольских соборах 1156 – 1157 годов//Вестник ПСТГУ. 2008. 3(23). С. 71 – 72. «Признание» написано, вероятно, в 1157 г. 656 " Слова το Θεσσαλν κης указывают на то, что Михаил находился в определенном отношении к Фессалоникийскому архиерею. Однако до сих пор не ясно, является ли эта формула указанием на родственную связь или на поручительские отношения (воспитанник, протеже), а потому непонятно, как следует переводить это обозначение» (Ермилов П. К вопросу об осуждении... С. 59). 659 Текст приводится по изд.: Черемухин П., иером. Константинопольский собор 1157 г. ... С. 160 – 162. Перевод сделан по изд.: Успенский Ф. И. Синодик в неделю православия. Одесса, 1893. 660 Этот факт не подтверждается другими источниками. В деяниях собора 1157 г. отмечается, что Никифор Василака называл соборное решение новшеством и отказывался его принять (Mai A. Spicilegium Romanum... P.71 – 72). 661 Перевод данного абзаца П. А. Ермилова, цит. по изд.: Ермилов П. К вопросу об осуждении протоэдикта Михаила... С. 62. Перевод сделан по изд.: Gouillard J. Le Synodikon de TOrthodoxie: Edition et commentaire//Travaux et memoires. Paris, 1967. T. 2. P. 73. 662 Перевод архим. Арсения (Иващенко); тексты приводятся по изд.: Николай, Мефонский епископ XII века, и его сочинения Ц Епископ Николай Мефонский и византийское богословие... С. 118 – 120 (перепечатка статьи с изд.: Христианское чтение. 1882. 7 – 12; 1883.1 – 2). |
Всеволод I Ярославич 1078–1093. Святополк II Изяславич 1098–1113. Владимир II Всеволодович Мономах 1113–1125. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125–1132. Ярополк II Владимирович 1132–1139. Всеволод II Олегович 1139–1146. Игорь Ольгович 1146. Изяслав II Мстиславич 1146–1154. Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155–1157. Изяслав III Давидович 1157–1159. В Киеве и Владимире: Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157–1174. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159–1167. Мстислав II Изяславич в Киеве 1167 – 1169. Владимир III Мстиславич в Киеве 1169–1172. Михаил I Георгиевич во Владимире 1174– 1176. Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176–1212. Роман Ростиславич в Киеве 1172–1177. Святослав III Всеволодович в Киеве 1177–1195. Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195–1211. Георгий II Всеволодович во Владимире 1212–1216. Всеволод III Святославич в Киеве 1212–1214. Георгий II Всеволодович (вторично) во Владимире 1219–1238. Мстислав III Романович в Киеве 1214–1224. Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224–1240. Во Владимире, но жили и в других местах: Ярослав II Всеволодович 1238–1246. Святослав III Всеволодович 1246–1248. Михаил II Ярославич во Владимире 1248. Андрей II Ярославич 1249–1252. Св. Александр I Ярославич Невский 1252–1263. Ярослав III Ярославич 1263–1272. Василий I Ярославич (и в Костроме) 1272–1276. Димитрий I Александрович в Переяславе Залесском 1276–1294. Андрей III Александрович (и в Городце) 1294–1304. Св. Михаил III Ярославич (и в Твери) 1305–1318. Георгий III Даниилович (и в Москве) 1319–1322. Димитрий II Михайлович в Твери 1326. Александр II Михайлович в Твери 1326–1328. В Москве: Иоанн I Данилович Калита 1328–1340. Симеон Иоаннович Гордый 1340–1353. Иоанн II Иоаннович 1353–1359. (Димитрий III Константинович Суздальский 1359–1363, † 1384 в Нижнем-Новгороде). Дмитрий IV Иоаннович Донской 1363–1389. Василий I Димитриевич 1389–1425. Василий II Васильевич Темный 1425–1462. Иоанн III Васильевич 1462–1505. Василий III Иоаннович 1505–1533. Цари Иоанн IV Васильевич Грозный 1533–1584. |
– Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111–1174) – сын Юрия Долгорукого. Исторические сведения здесь искажены. Юрий Долгорукий, после того как в 1155 г. стал великим князем Киевским, посадил Андрея в Виш-городе. Но Андрей против воли отца ушел в Суздальскую землю и в 1157 г. был избран ростовцами и суздальцами на княжение. Он сделал столицей ростово-суздальской земли Владимир. С 1157 г. по 1174 г. он князь Владимирский. По-видимому, искажение исторических фактов «посажение» Юрием Долгоруким Андрея во Владимире, его пребывание здесь, участие в бракосочетании сына с дочерью Кучки понадобились автору для того, чтобы и второе «кровавое» событие (убийство Андрея Боголюбского во Владимире) также связать с именем основателя Москвы. ...боярину некоему, богату сущу, зовому Кучку Иванову. – Имя боярина Кучки в летописях не встречается. В то же время «Кучковичей» летописи упоминают (см.:Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 467–468). Упоминаются Кучковичи и в летописном «Сказании об убиении Андрея Боголюбского» под 1175 г. здесь называются убийцы князя «окаяннии» Кучковичи (Яким Кучкович и его зять Петр) (см. ПСРЛ. Лаврентьевкая летопись. Л., 1927. Т. I. Вып. 2. Стб. 368–369). ...за Неглинною – Река Неглинная – левый приток Москва-реки, впадающий в нее в пределе города. При впадении р. Неглинной в Москву-реку, считается, и была построена Москва. Стр. 105. ...по имени реки, текущия под ним. – Т. е. по имени реки Москвы. ...со дщерию Кучковою. – Существование дочери боярина Кучки, вышедшей замуж за Андрея Боголюбского и впоследствии участвовавшей в убийстве мужа, летописями не подтверждается. Но намеки на существование каких-то преданий, сохранивших воспоминания об участии жены князя Андрея в его убийстве имеются. Следы этих преданий Н.Н. Воронин обнаружил в миниатюре Радзивиловской летописи конца XV в., иллюстрирующей рассказ о смерти Андрея. Отрубленную руку князя на этой миниатюре летописи держит женская рука (см. Вестник АН СССР. 1945. 9. С. 112). |
(пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) |
Кончина святителя записана в летописях не одинаково; в Новгородской первой – под 21 апреля, в Никоновой – под 15, а в других под 18 числом 104 . Церковь же совершает память его в 8 день апреля, согласно с записью Печерского патерика. Год кончины Нифонта тоже показан различно: в летописях и, на основании их, в позднейших исторических о святителе исследованиях сказано, что он скончался в (6664 г.) 1156 году в субботу светлой недели, а в Киевском патерике и в историческом словаре о Российских святых говорится, что Нифонт в 1156 году только отправился в Киев, а скончался в следующем, 1157 г. Запись патерика в этом случае заслуживает более вероятия. Летописцы, кажется, время отъезда Нифонта из Новгорода отнесли ко времени его кончины. Это подтверждается частью разногласием летописцев в показании дня кончины святителя, а всего более тем, что, согласившись с записями первых, нужно будет прибегнуть к разным предположениям и произвольным догадкам, чтобы объяснить причину, по которой церковь установила праздновать память угодника в 8-й, а не в 21-й день апреля. Известно, что не 8-е, а 21-е апреля приходилось в 1156 году в субботу на светлой неделе; 8-е же число приходилось в неделю ваий; а в 1157 году 8-е апреля приходилось действительно в субботу на святой; следовательно, если, согласно с празднованием нашей церкви, 8-е апреля примем за настоящий день кончины святителя, то должны или самую кончину его отнести к 1157 г., или должны принять, что она последовала не в субботу на светлой неделе, а в неделю ваий, и в 1156 г. Но так как и в летописях, и в патерике, и у позднейших жизнеописателей согласно говорится, что св. Нифонт скончался в субботу на светлой неделе, то, следовательно, не в 1156 г. и 21 апреля, как записано в Новг. пер. летописи, а 8 апреля, 1157 г. как значится в патерике, и как празднует церковь 105 . Святитель Нифонт правил паствою 25 лет 8 месяцев. При неусыпных его заботах о сохранении мира в Русском государстве, при постоянных трудах и попечениях для благоденствия паствы, он весьма много заботился об умножении славы Божией и вечном спасении вверенного ему стада. |
Альберт Ахенский, немецкий историограф (перв. пол. XII в.) 210–211 Альберт Штаденский, немецкий анналист (ум., вероятно, после 1265 г.) 209, 336–343 Альбрехт, гр. гольштейнский (1201/2–1225, ум. в 1245 г.) 343, 343 Альбрехт Медведь, мгр. бранденбургский (1157–1170) 280, 280, 309, 342, 342 Альмаш, венгерский род 362, 362 Альмош, предводитель венгров, о. Арпада (IX в.) V, 350, 353 Альмош, герц, венгерский (ум. в 1127 г.) IV, V, IXa, 202, 240, 240, 310, 361, 361, 363–364, 363–364 «Альтайхские анналы» (ок. 1075 г.) 109–110, 117–118 Альфонс VII, кор. кастильский (1126–1157) 281 Амартол Георгий, см. Георгий Амартол Амат, монах м-ря Монтекассино, итальянский историограф (ум. в 1080-е гг.) 164 Анастасий Библиотекарь, церковный писатель (ум. ок. 879 г.) 22, 103 Анастасия (?) (ошибочно также: Агмунда), ж. венгерского кор. Эндре I, д. киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого (ум. после 1074 г.) V, IXa, 137, 137 Анастасия, ж. минского кн. Глеба Всеславича, д. волынского и туровского кн. Ярополка Изяславича (ум. в 1158 г.) 232 Анастасия, ж. западнопоморского кн. Богуслава I, д. польского кн. Мешка III (ум. после 1177 г.) IV, 309 «Англо-саксонская хроника» 13, 133 Андрей, св., апостол 230, 230 Андрей I, II кор. венгерские, см. Эндре I, II Андрей Владимирович, кн. волынский (1119–1135), переяславский (1135–1142) IXb, 202, 236, 257, 263, 365, 368 Андрей Юрьевич Боголюбский, кн. ростово-суздальский (1157–1174) IXb, 252 Андроник I, имп. византийский (1183–1185) VIII Андроник Ангел, о. византийского имп. Алексея III Ангела VIII Аниан, св., еп. аврелианский (орлеанский) (ум. в 453 г.) 357 Анжуйская династия, см. Плантагенеты Анна, ж. киевского кн. Владимира Святославича, д. византийского имп. Романа II (ум. в 1011/2 г.) VIII, IXa, 73, 77, 81, 116 Анна (?), первая ж. киевского кн. Ярослава Мудрого (ум. в 1018 г.) IXa, 81 Анна, вторая ж. французского кор. Генриха I, д. киевского кн. Ярослава Мудрого (ум. в 1075/89 г.) II, IXa, 102, 102, 136–137, 153 Анна, вторая ж. киевского кн. Всеволода Ярославича (ум. в 1111 г.) IXb |
| |