Другой специфической особенностью городских церковных общин рассматриваемой эпохи была их открытость для внешних влияний. Представительная функция, безусловно, принадлежала епископу, который принимал участие в церковных соборах, посещал по необходимости (а в реальности зачастую и без таковой) императорский двор. 1151 Еще одной типичной ситуацией, указывающей нам на открытость церковной общины, были выборы и поставление епископа, предполагавшие участие в них других епископов. 1152 Кроме того, сам поставляемый епископ необязательно должен был происходить из того города, церковную общину которого он должен был возглавить. 1153 В IV в. бывали случаи, когда епископ мог быть поставлен на кафедру или смещен с нее по указанию императора 1154 или по решению собора. 1155 Однако в регионе сохранялась и процедура епископских выборов, – таким образом, церковная община сама брала на себя ответственность за своего нового предстоятеля. Пример тому – выборы епископа Анемия в Сирмии. Эти выборы, как уже отмечалось, стали настоящим полем битвы между различными внутренними и внешними силами: местной никейской общиной, поддержанной свт. Амвросием Медиоланским , и омийской общиной и епископатом, опиравшимся на императрицу Юстину. 1156 Внешние вмешательства и внутренние конфликты в городах Иллирика, как и в городах других регионов, приводили к возмущениям и беспорядкам среди клира и народа. 1157 При этом нет никаких оснований считать, что эти возмущения имели какую-либо социально-экономическую подоплеку. Причины этих столкновений имели церковный характер и были напрямую связаны с арианскими спорами, что указывает на значительную степень вовлеченности городского населения в этот доктринальный, по своей сути, конфликт. В то же время следует отметить, что практически во всех известных нам случаях камнем преткновения оказывается фигура местного епископа и мятежи и возмущения являются либо выражением поддержки и приверженности ему, либо протестом против его воззрений и действий. 4.1.2. Епископат и политическая элита Иллирика

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

По Августину, все существа, даже низшие человека, по тому самому, что они составляют творение, а вместе с сим и откровение Божие, носят на себе некоторые следы божественной троичности 1152 . Так, напр. каждое существо представляет собой нечто единое, в себе сосредоточенное, вместе же с этим имеет особенности, которыми отличается от других вне его находящихся существ, и в то же время не выходит из общего порядка вещей 1153 . Но все это слишком темные и слабые оттенки божественной Троицы потому что слишком отдаленно вообще сходство с Божеством всех тварей, стоящих ниже человека. Человек же, возвышенный над всеми земными существами, не только схож с Божеством, но и есть Его образ 1154 . В нем, поэтому, должны быть и действительно есть более заметные и ясные отобразы Троицы. Один из таковых отобразов мы уже можем заметить во вне обращенном человеке, когда обратим внимание на то, как он при помощи зрения рассматривает и познает вне его находящиеся видимые предметы. Перед глазом его обыкновенно находится предмет, в глазе же в это время отпечатлевается образ предмета, а при внимании к этому образу со стороны воли образуется ощущение, которое соединяет в себе воедино то и другое. Между тем, таким образом, воспринятый внутрь нас предмет, чтобы сделаться внутренним достоянием нашего духа, проходит через новый тройственный процесс духовный, указывающий опять на Троицу. Сперва он существует в нашей памяти, как только один снятый с действительности образ, затем силой мысли он обращается в мысленный отобраз или отвлеченное представление, а отсюда возникает в духе понятие, заключающее связь и единство того и другого 1155 . Но эти отобразы заключают в себе еще немало темных теней, набрасываемых значительной долей примеси внешнего или чувственного элемента 1156 . Нужно, поэтому, глубже низойти в более внутреннюю и сокровеннейшую область нашего духа, в область отрешенную от всего чувственного, чтобы узреть здесь более чистые и светлые отображения Божественной Троицы. Рассматриваемый в себе самом, независимо от всего внешнего и чувственного, дух наш есть ум, есть знание, которым познает себя, и есть любовь, которой себя и свое знание любит (mens et notitia, qua se novit, et amor, quo se notitiamque suam diligit). Эти три, существующие в нашем духе, равны между собой и одной сущности 1157 . Таковы же точно в разумном духе нашем память, рассудок и любовь или воля (memoria, intelligentia et dilectio sive voluntas) 1158 , потому что нельзя представить, что бы когда-либо ум наш или не помнил о себе или не познавал себя, и не любил 1159 , или же любил себя, не зная себя 1160 . Вот те сравнительно высшие и совершеннейшие отобразы, в которых, по Августину, мы можем созерцать божественную троичность!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

1152. Как называется неделя, следующая за пасхальной неделей? Неделя, которая следует за пасхальной, называется Антипасхой или Фоминой неделей потому, что в эту неделю мы вспоминаем апостола Фому, который сначала не хотел верить, что Христос воскрес из мертвых, но потом уверовал и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», о чем и читается в Евангелии в этот день на святой Литургии. 1153. Как называется неделя после Троицы? Неделя после Троицы называется неделя Всех Святых, так как в этот день в Православной Церкви чтится память всех святых. 1154. Почему в Православной Церкви чтится память всех святых в зависимости от праздника Пятидесятницы? В Православной Церкви память всех святых чтится в зависимости от праздника Пятидесятницы потому, что святые за свои подвиги стали достойными милости Духа Святого. 1155. Как называются праздники, которые празднуются, как и Пасха, в зависимости от первого весеннего полнолуния? Праздники, которые празднуются, как и Пасха, в зависимости от первого весеннего полнолуния, называются переходящими праздниками. 1156. Какой бывает Господень праздник помимо двунадесятых? Помимо двунадесятых праздников бывает еще Господень праздник – Обрезание Господне, приходящийся на первое января, когда чтится память святого Василия Великого и начинается новый гражданский год. 1157. Какие из двунадесятых праздников, праздники Богородичные? Двунадесятые праздники Богородичные следующие: 1. Рождество Пресвятой Богородицы (8-го сентября). 2. Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября). 3. Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта). 4. Успение Пресвятой Богородицы (15 августа). 1158. Сколько Богородичных праздников помимо двунадесятых? Кроме двунадесятых Богородичных праздников есть еще один Богородичный праздник – Покров Пресвятой Богородицы (1-го октября). 1159. Когда бывает праздник апостолов Петра и Павла? Праздник апостолов Петра и Павла бывает 29-го июня. 1160. Когда бывает праздник Рождества Иоанна Крестителя? Праздник Рождества Иоанна Крестителя бывает 24-го июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

С другой стороны – демоны, возбуждающие страсти. Когда победа одержана, все ангелы славят Бога и восклицают: “Победа, что одержал атлет, – несравненна!”» 1151 После того как мы установили по самым надежным источникам то важное место, которое занимали ангелы в жизни Отцов пустыни, может показаться удивительным, что последующая литература и искусство почти всегда оставляют эти факты в стороне. И справедливости ради стоило напомнить о них, ни в коем случае не пытаясь преуменьшить роль и влияние бесов на монашескую жизнь. Демоны пустыни Ибо демоны, безусловно, населяли пустыню так же, как и монахи. По словам аввы Серена, они неисчислимы, без остановки кружатся в воздухе и принимают разные формы 1152 . Но, по счастью, Божественное провидение скрыло их от людского взора, ведь в противном случае люди постоянно жили бы в сильном страхе. В ранние христианские времена существование демонов не было общераспространенным верованием среди простых и малообразованных людей 1153 . Самые великие умы той эпохи – Тертуллиан , Ориген 1154 , Евагрий, Афанасий, Иоанн Кассиан – имели достаточно рассудительности для того, чтобы отделить этот серьезный сюжет от «детских легковерий». Впрочем, демоны довольно ясно обозначены в Евангелии, поэтому нет необходимости привлекать какие-то другие источники, чтобы оправдать их присутствие в египетских пустынях IV века. То, что говорят о них монахи, не имеет оснований в измышлениях гностиков или манихеев, но происходит от их собственного духовного опыта. Святой Антоний много раз в своих проповедях говорит о бесах. Он хочет поделиться с учениками результатами своего опыта, чтобы они безбоязненно вступали в битву с этими духами злобы 1155 . Как отметил Буйе, «подобное не означает, что мы сталкиваемся в Житии и в других текстах, сходных с ним, с большим количеством бесспорно фольклорных элементов. То, что о них сообщается, то, что говорится об их присутствии, безусловно, имеет христианский смысл» 1156 . В Евангелии мы видим, что бесы, изгоняемые Христом, бегут в места безводные и пустынные 1157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 963 г. саманидский везир Мухаммед Балами 1151 составил сокращенную обработку полной редакции труда ат-Табари на персидском языке. При этом он преследовал цель не только дать краткое и более удобное для пользования изложение работы своего предшественника, но, руководствуясь идеей иранского национализма, добавил ряд данных по истории Ирана, прежде всего Хорасана и Средней Азии. В отличие от подлинника ат-Табари обработка Балами пользовалась широкой популярностью в странах Востока. Кроме громадного числа рукописей персидского подлинника 1152 и двух его изданий 1153 , существует турецкий перевод 1154 , переводы на урду и джагатайский языки 1155 . Текст Балами переведен еще в прошлом веке на французский язык Х. Зотенбергом 1156 . В тексте ат-Табари в рассказе о северных народах VI b. нет имени славян, хотя вообще славяне ему были хорошо известны и упоминаются в тексте. Но в полной редакции его труда данные могли быть. Это предположение я строю на сведениях о славянах в трудах более поздних авторов, в значительной мере основанных на своде ат-Табари. В частности, в повествовании мазендеранского историка XIII b. Ибн Исфендийара 1157 , который, по-видимому, пользовался полным текстом «Истории» ат-Табари, имеется рассказ о принце Джамасбе, брате Xocpoba I Ануширвана, бежавшем через Дербент к хазарам и славянам 1158 . Упомянуты славяне в связи с событиями 30-х годов VII b. u b краткой редакции Балами 1159 . Известно, что в VI b. восточную часть славянского мира до Дона и Азовского моря занимали славянские племена антов 1160 . Персы и арабы через хазар или византийцев могли познакомиться с ними 1161 . Если данные о славянах VI – VII bb. в арабских и персидских источниках не возбуждают больших сомнений, то по-иному приходится относиться к появлению в источниках XI – XV bb. в применении к VI b. термина рус. Таких упоминаний известно два: одно у историка начала XI b. ас-Саалиби 1162  и второе у прикаспийского хрониста XV b. Захир ад-дина Мараши 1163 . Ас-Саалиби в известном и из трудов более ранних авторов рассказе о постройке Xocpoboм I Ануширваном Дербентской стены упоминаетнаряду с турками и хазарами русов 1164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IV КРИТЯНИН архиеп. Кипрский (1152-1174 (?) (не ранее 1170)). Об И. К. сохранились отрывочные сведения. В мае 1152 г., будучи монахом, он был избран Кипрским архиепископом, а в июне прибыл на остров. На обнаруженных 2 печатях И. К. именуется архиепископом Констанцским, хотя архиепископская кафедра в тот период была перенесена в Лефкосию. По заказу И. К. в 1156 г. Мануил Агиостефанит переписал Евангелие-тетр (ранее хранилось в мон-ре Агиас на о-ве Андрос, в наст. время - в собрании Х. П. Краус в Нью-Йорке). В колофоне этой рукописи писец восхвалял ученость и добродетели архиепископа ( Constantinides C. N., Browning R. Dated Greek Manuscripts from Cyprus to the Year 1570. Wash.; Nicosia, 1993. Р. 84-85). И. К. упоминается в связи с богословскими спорами о Евхаристии как о жертве: приносится ли Евхаристия Бога Отцу и Св. Духу (но не Сыну Божию, т. к. Христос не может быть одновременно и жертвующим, и принимающим жертву), или же она приносится не к.-л. Лицу Божества, но нераздельной Св. Троице ( Лебедев. 1998. С. 100-101). На церковном Соборе в К-поле 1156 г. 1-е мнение было осуждено. Однако, после того как новоизбранный Антиохийский патриарх Сотирих Пантевген (1156 - 1 мая 1157) написал сочинение в поддержку анафематствованного мнения, был созван новый Собор (май 1157). И. К. вместе с Иерусалимским и К-польским патриархами и Болгарским архиепископом заявили перед началом Собора о том, что они согласны с определениями предыдущего Собора. Подписывая деяния Собора, И. К. протестовал против того, что его заставили поставить подписи после архиепископа Болгарского, а не перед ним ( Σακελλων. 1890. Σ. 318, 321, 323-324, 327). В Толковании Феодора IV Вальсамона 12-го канона Карфагенского Собора И. К. упоминается в связи с отлучением Иоанна, еп. Амафунтского. Тот отправился с жалобой в К-поль, и решение И. К. было отменено патриархом Лукой Хрисовергом (1157-1170) как вынесенное недостаточным числом епископов (в то время на Кипре было 11 епископов помимо архиепископа) ( Θεδωρος Βαλσαμν. Ερμηνεα καννων// Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 3. Σ. 324).

http://pravenc.ru/text/1848152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИЗАВЕТА ИЗ [лат. Elisabeth] (ок. 1129, Бонн - 18.06. 1164, мон-рь Шёнау, близ Санкт-Гоарсхаузена, ныне земля Рейнланд-Пфальц, Германия), св. католич. Церкви (пам. 18 июня), визионерка. Происходила из дворянского рода. В 1141/42 г. в возрасте 12 лет была отдана на воспитание в двойной (муж. и жен.) бенедиктинский мон-рь Шёнау. В 1147 г. принесла временные монашеские обеты, а затем и вечные обеты. В 1157 г. была назначена наставницей (magistra) в монастырском новициате, а через некоторое время избрана настоятельницей жен. части мон-ря. Брат Е. из Ш., Экберт (позднее аббат Шёнау), был ее духовным наставником, а впосл. также первым биографом. Известно, что др. ее брат, Руггер, был членом ордена премонстрантов и настоятелем мон-ря Пёльде в Саксонии. Вероятно, уже пребывая в мон-ре, Е. из Ш. тяжело заболела, но, несмотря на слабое здоровье, продолжала вести аскетический образ жизни. С 1152 г., имея многократные видения, впадала в экстатическое состояние, иногда длившееся неск. недель и часто сопровождавшееся сильными болями, удушьем и потерей сознания. Е. из Ш. говорила, что в это время она общалась с Господом, Божией Матерью и святыми. По настоянию брата Экберта Е. из Ш. стала записывать свои видения. В 3 книгах «Liber visionum» (Книга видений; 1152-1160; нек-рые исследователи признают Е. из Ш. автором только первой книги) в хронологическом порядке церковного календаря описаны явления святых и видения духовного мира, а также разъяснены символические откровения. Это произведение получило широкое распространение в средние века, о чем свидетельствует большое число его копий, сохранившихся до наст. времени. В соч. «Liber viarum Dei» (Книга путей Божиих; 1156-1163), подражающем «Sci vias lucis» (или «Scivias» - Познай пути света) Хильдегарды Бингенской , говорится о необходимости покаяния и проблеме нравственности в католич. Церкви. Е. из Ш. также принадлежат сочинения «Liber revelationum de sacro exercitu virginum Coloniensium» (Книга откровений о святом лике кёльнских дев; 1156-1157) - трактат о мученичестве Урсулы и ее сподвижниц, породивший множество недостоверных легенд, и «Visiones de resurrectione beatae Mariae Virginis» (Видения о воскресении блаженной Девы Марии; после 1159).

http://pravenc.ru/text/189797.html

Скачать epub pdf 191. Юрий I Долгорукий Владимирович, князь суздальский и ростовский, потом, троекратно, великий князь киевский сын Владимира II Всеволодовича Мономаха, великого князя киевского, от второго брака с неизвестною (см. 188). Родился в Чернигове или Переяславе около 1091 г.; нося звание князя суздальского, ходил Волгою на болгар камских в 1120 г.; утвержден (по мнению Татищева) князем ростовским в 1125 г.; выгнал из Переяслава племянника своего, князя Всеволода Мстиславича (см. 56), но, по убеждению великого князя Ярополка II Владимировича, брата своего, удалился, прокняжив тут 8 дней, в 1132 г.; опять выпросил у брата Переяслав в 1134 г.; разбил новгородцев на Ждановой горе 26 января 1135 г.; уехал из Переяслава в Ростов в 1137 г.; отнял г. Торжок у новгородцев, изгнавших от себя сына Юриева, Ростислава, в 1139 г.; и дал им вторично того же сына в 1141 г.; видел разорение суздальских владений от князей черниговских в 1142 г.; поссорился с племянником своим, Изяславом Мстиславичем (см. 106), приезжавшим в Суздаль помирить дядю с великим князем Всеволодом II Ольговичем, в 1143 г.; смотрел с досадою на вокняжение этого самого Изяслава в Киеве и решил идти на него войной в 1146 г.; застроил Москву, упоминаемую впервые под 28 марта 1147 г.; увидел одного из сыновей своих, Глеба, другом великого князя киевского в 1148 г.; выступил против великого князя, разбил его 23 августа у Переяслава и занял Киев в 1149 г.; мирным договором под стенами г. Луцка утвержден на великокняжении, которое покидал и занимал вторично в одном и том же 1150 г.; еще раз, благодаря своей беспечности, потерял Киев, хотел возвратить его, разбит на р. Руте (ныне Роток), осажден в Городце (ныне г. Остер Черниговской губернии) и вынужден уйти в свою суздальскую область в 1151 г.; застроив там г. Переславль-Залесский, снова пришел в южную Русь и 12 дней безуспешно осаждал Чернигов, окрестности которого по приказанию Юрия опустошены половцами, в 1152 г.; снова двигал рать к Киеву в 1154 г., но, по случаю смерти великого князя Изяслава II, приглашён самими киевлянами на стол киевский, который и занял в третий раз 20 марта 1155 г.; безуспешно осаждал г. Владимир-Волынский, защищаемый Мстиславом, сыном Изяслава II, и заключил союз с половцами в 1156 г. Умер в Киеве 15 мая 1157 г. Тело его Погребено там же, в церкви Преображения, бывшей Спасского монастыря, что на Берестове. Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий был женат дважды: 1) на дочери Аэпы, сына Осенева, хана половецкого, неизвестной по имени, с января 1108 г.; 2) на гречанке, также неизвестной по имени (см. 155). От обеих жен родилось у него одиннадцать сыновей, в том числе великие князья: св. Андрей Боголюбский, Михалко (Михаил), Всеволод III, прозванием Большое Гнездо, и две дочери. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Словенская-Оранск., Нижег. г., II, 1027. Слуцкий-Преобр.-Спасс.-Брат., I, 394. Слуцкий-Спасо-Ильин., I, 445. Слуцкий-Троиц., I, 507. Слепушкина, Твер. г., II, 814. Смоленский-Богород.-Житин, Твер. г., II, 641. Смоленский-Вознес., II, 726. Смоленский-Московский, II, 1017. Смоленский-Спасо-Авраам.-Богор. – Училищный, II, 1154. Смоленский-Троиц., II, 1252. Смольный-Воскрес.-С.-Петерб., I, 139. Сновидский или Сновицкий, Влад. г., II, 1148. Снетогорский – Рожд.-Богород., Пск. г., I, 435. Соболевский Георг. на Ресе, Калуж. г., II, 763. Соезерская-Троиц., Волог. г., II, 1236. Сойгинская-Спасо-Преображ., Волог. г., I, 448. на Сокове Богоявл., Новг. г., I, 75. Сокольницкий-Никол.-Новгор., I, 436. Сокольский-Преобр., Полт. г., II, 1093. Сокульский-Преобр., Полт. г., II, 1093. Солбинская-Никол., Влад. г., II, 964. Солелейская-Успен., Пенз. г., II, 1296. Солигаличский-Рожд., II, 1116. Соликамский-Вознес. – Троиц.-Истобен., I, 126. Соликамский-Преобр.-Спасс., II, 1094. Соловецкая в Морчуках или в Мурчугах, Моск. г., II, 1150. Соловецкая-Симбирская, II, 1149. Соловец.-Зосимо-Сав., Арх. г., II, 1151. Соловецкий-Карпов., Кур. г., II, 860. в Соломани Петроп., Олон. г. II, 1152. Соломенский-Петроп., Олон. г., 1152. Солотчинский, Ряз. г., II, 1153. Сольвычегодский-Введен., II, 699. Сольвычегодский-Сретен., II, 1203. Сорорайский, Яросл. г., II, 1157. Сорочинский-Михаил., Полт. г., II, 928. Сосницкий-Максаков. Черниг. г., I, 281. Сосновецкий-Глушицкий-Дионисиев, Волог. г., II, 767. Софийский-Киевский, I, 438. Софрониева-Молчанск., Кур. г., II, 933. Сохотский-Севастьян.,-Яросл. г., I, 424. Спасо-Авраамиев-Смоленский, 1154. Спасо-Андроников-Москов., II, 1155. Спасова-Преображения-Гдов. II, 1003. Спасова-Строкина, Олон. г., II, 1160. Спасо-Великопустын., Пск. г., I, 441. Спасов-Кукоцкий, Влад. г., II, 1156. Спасов-Преображ.-Семилуцкий, Ворон. г., I, 425. Спасо-Геннадиев, Яросл. г., II, 1157. Спасогорский-Белозерский, II, 1278. Спасо-Евфимиев-Суздальский, II, 1158. Спасо-Евфимиев-Сянжемский, Волог. г., II, 1159.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Юрия Долгорукого в Залесской земле возникали новые укрепленные города и храмы, во Владимире западнее двора Мономаха был устроен новый великокняжеский двор с дворцовой ц. вмч. Георгия (достроена в 1157). Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ) Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ) Старший сын кн. Юрия, кн. Андрей Боголюбский, в 1155 г. покинул данный ему отцом в удел Вышгород и обосновался во Владимире. Он перенес и поставил в построенном им Успенском соборе икону Богородицы, ставшую позднее известной как Владимирская икона Божией Матери. В его правление Владимир стал одним из крупнейших городов Сев.-Вост. Руси. Кн. Андрей обновил Мономаховы валы и возвел новые стены («город заложил больший»). Теперь Владимир состоял из 3 частей: Печерний (Средний) город, в к-ром находился Успенский собор; Новый (с XVII в. Земляной), где были княжеский двор и церкви Спаса Преображения (1164; сгорела в 1778; отстроена в посл. четв. XVIII в.) и вмч. Георгия (1152 или 1156-1157), посад, или Ветчаный город, также опоясанный валами (сохр. остатки Зачатьевского вала в районе ул. Б. Нижегородской - см.: СПАМИР. С. 153). Кн. Андрей стремился превратить небольшой укрепленный город в пышную столицу, к-рая самим расположением, названием местностей и храмов была подобна Киеву: княжеская «гора» господствует над низменным «подолом» вост. части, к западу от посада, подобно киевскому Печерску, на самом высоком холме сверкают белокаменные стены и золотые главы храма Успения Пресв. Богородицы - «десятинной» церкви, буд. кафедры епископа. Величием и красотой архитектуры и внутреннего убранства собор стремились уподобить главным киевским храмам - соборам Св. Софии и Успения Пресв. Богородицы в Киево-Печерской лавре. Так же как в Киеве и К-поле (с воспоминанием о св. граде Иерусалиме), в наружных стенах были поставлены ворота: Золотые, Серебряные, Медные и Иринины. До наст. времени Золотые ворота (XII в.) с надвратной ц.

http://pravenc.ru/text/154964.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010