В один из морозных ясных дней мы посетили небольшой городок, отстоящий от Гамбурга в часе езды на электричке, – Любек. Это древний и один из самых сказочных городков Германии. 215 тыс. человек. Башни, крепости, шпили, соборы, арки и проч. Все, если можно так выразиться, натуральное. Когда-то Любек активно торговал с Россией. В средние века отсюда в Россию вывозили соленую селедку. Ее очень любили у нас и постепенно стали добывать сами…   Дом при въезде в Любек. Что в нем располагалось пятьсот лет назад? Стража? Склад? Входишь в крепостные ворота XV века. Поднимаешь голову и видишь частокол решетки, которую опускали на ночь или при приближении неприятеля. Железные прутья диаметром с блюдце. И в середине – отверстие, которое открывали, чтобы на головы собравшимся у решетки врагам лить кипящую смолу. Обо всем увиденном не расскажешь. Но хоть об одной церкви. Вот, например, Мариенкирхе, то есть, церковь во имя Девы Марии. Построена в 1251-1310 годах. Длина внутреннего пространства собора – 102 метра. Здесь находится самый большой в мире механический орган. Когда-то Иоганн Себастьян Бах мечтал получить здесь место органиста. Но органист Мариенкирхе (тоже в своей сфере знаменитый человек) поставил условие: Бах должен жениться на его дочери и тогда он получит это место. Бах отказался и так и не стал в Мариенкирхе органистом. Об этом эпизоде сегодня рассказывает специальная мраморная табличка. (Кстати! Расстроенный Бах поехал в Гамбург и попытался устроиться в другой собор – св. Иакова. Но тут он не смог уплатить требуемый взнос. Он понял, что в этих местах ему удачи не найти. Уехал в Лейпциг, где устроился в небольшую церковь. Писал «Историю музыки», сочинял свои произведения. При жизни признания не получил. А в Гамбурге жил его сын – Карл Филипп Эммануэль Бах, который был гораздо известней отца. Он имел доступ во все соборы, играл на лучших органах.) В витражах Мариенкирхе, я сейчас говорю о ней, – так называемый сюжет «Пляска смерти». Смысл такой: смерть танцует и похищает из этого мира людей. Вот она разлучает мать с младенцем, вот приглашает за собой короля и королеву, и так далее… Никто не освобожден от участи человеческой – умереть. И к этому нужно относиться без истерики, как к непреложному факту. И лишь помнить о том, что тело-то умрет, но душа бессмертна.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Мы прибыли в Любек. Ночь была значительно темнее шведских ночей; чувствовалось, что мы далеко отшатнулись к югу. Взявши извозчика, я приказал везти себя в одну из гостиниц, которой адрес узнал по своему печатному путеводителю. Мне отвели удобную, покрытую коврами комнату. Утром вставши, я пошел ходить по городу. Первое, что поражает путешественника в Любеке, это средневековый характер постройки многих из его домов, из которых иные сооружены в XIII и даже XII веке и оставались до сих пор без значительных перестроек. Впоследствии, через несколько лет удалось мне посетить Нюренберг, и я могу сказать, что два города, Любек и Нюренберг, особенно замечательны архитектурным средневековым характером своих домов. Я посетил ратушу, бывшее место главного управления всего Ганзейского союза 85 , которого столицею был Любек в течение нескольких веков, заходил в бывший некогда патрональный храм Любека во время его величия. Церковь построена в готическом стиле, очень высока и светла. Мне показали две картины Овербека, несколько картин Гольбейна – образцы старонемецкой живописной школы и одну замечательную фреску, на которой изображен танец смерти. Этот сюжет встречается на многих старых церквах Германии, но нигде я не видал его в такой полноте и с яркостию красок, как в Любеке. Представляется смерть в обычном виде скелета: множество раз она танцует с разными лицами, и под этими лицами подписывается их звание и положение в свете. Смерть танцует с императором, епископом, монахами разных орденов, с рыцарем, с дамою, с бургомистром, с мещанином, мещанкою, со старыми и малыми, со знатными и с нищими. Всякое лицо, танцующее со смертию, одето в принадлежащий ему парадный костюм, и потому-то этого рода средневековое изображение составляет очень важный материал для средневековой археологии, давая возможность изучать уборы всех сословий средневекового общества. Церковь св. Марии установлена множеством статуй, которые не были уничтожены и изгнаны во время обращения ее в лютеранство. Вообще это один из замечательных храмов средневекового зодчества в Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

И только царского величества вопоможение будет, то Максимилиану Польское государство можно получить». Щелкалов спросил: «Какого же вспоможения хочет Максимилиан?» Дворянин отвечал: «Теперь государю вашему помогать людьми нельзя, потому что до исхода перемирья вашего с Литвою еще пять лет: так государь бы пожаловал, помог своею царскою казною; пожаловал бы, прислал эту казну в Любек, а наперед прислал бы в Любек послов своих, и Максимилиан туда же послов своих пришлет для укрепления». Щелкалов сказал на это: «Дело не статочное, чтоб государю посылать послов своих в Любек к таким мужикам торговым». Этим кончилось сношение с Австрийским домом в царствование Феодора. Имя папы упоминалось постоянно в сношениях с Австрийским двором, в толках о союзе всех христианских держав против турок, и папа не упускал случая давать знать о себе московскому правительству, давать знать о своем влиянии. И Григорий XIII, и Сикст V уведомляли царя, что они хотят отправить в Москву опять Антония Поссевина; Сикст объявлял, что Стефан Баторий в исполнение своей клятвы, данной при вступлении на престол польский, хочет возвратить земли, отшедшие от Литвы к Москве при прежних королях, и потому папа отправляет Поссевина, чтоб воспрепятствовать войне. Но смерть Батория сделала это посредничество ненужным. Потом два раза, в 1595 и 1597 году, приезжал в Москву посол Климента VIII, иллирийский священник Комулей: славянин был избран именно потому, что мог объясняться с русскими без посредства переводчика. Комулею было наказано склонять царя к войне с турками, склонять внушением страха пред могуществом турок, указанием выгод, которые могут получить русские от приобретения счастливых южных стран в сообществе с народами, искусными в деле ратном, напоминанием, что Византия есть наследственное достояние государей московских, что народы, угнетаемые турками, родственны русским по языку и вере. Комулей должен был также хлопотать о соединении церквей; внушать, что один папа может утверждать государей в королевском достоинстве, что истинная церковь в Риме, а не в Константинополе, где патриархи рабы султана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

С английским купцом Джоном Мериком отправлены были в Лондон четверо молодых людей «для науки разных языков и грамотам». Но пока эти молодые люди учились за границею иностранным языкам и грамотам, государство нуждалось в знаниях, искусствах необходимых, и вот Борис отправил известного уже нам Бекмана в Любек для приглашения в царскую службу врачей, рудознатцев, суконников и других мастеров. В наказной памяти Бекману говорилось: «Приехав в Псков, сказать воеводе, чтоб отпустил его тотчас не шумно, чтоб о том иноземцы не узнали. Из Пскова ехать в Любек Лифляндскою землею на Юрьев или на Кесь, или другие какие города, куда ехать лучше и бесстрашнее». Из этих слов ясно видно, что заставляло московских государей добиваться хотя одной гавани на Балтийском море: иначе надобно было действовать тайком, не шумно, надобно было выкрадывать знания с запада. Далее в наказе говорится: «Приехавши в Любек, говорить бурмистрам, ратманам и палатникам, чтоб они прислали к царскому величеству доктора навычного, который был бы навычен всякому докторству и умел лечить всякие немощи. Если откажут, то промышлять в Любеке доктором самому, чтоб непременно доктором в Любеке промыслить. Посланы с ним опасные грамоты суконным мастерам, рудознатцам, которые умеют находить руду золотую и серебряную, часовникам: так ему промышлять накрепко, чтоб мастеровые люди ехали к царскому величеству своим ремеслом послужить, сказывать им государево жалованье и отпуск повольный, что им приехать и отъехать во всем будет повольно безо всякого задержанья». Борис по характеру своему особенно дорожил медиками, потому что трепетал за свое здоровье и здоровье своего семейства, думал, что враги постоянно умышляют против его жизни и здоровья, следовательно, хотел окружить себя искусными людьми, которые могли бы противодействовать вражьим замыслам. У него было шесть иностранных медиков, которым он давал богатое содержание и подарки, почитал их, как больших князей или бояр, позволил им построить себе большую протестантскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Из славянских святых отмечены: января 12 – Савва Сербский и июня 2 – Иоанн Сачавский. Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; мая 21, июня 23 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы; июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы. 1145. Святцы , в четвертку, 81 л., полууставом XVII (31–81 лл.) и XVIII (1–30 лл.) вв., с заставкою без переплета; 31–81 листы меньшаго формата, чем предшествующие; 54-й лист чистый. На лл. 55–67 Зрячая Пасхалия; на лл. 67–81 Лунное течение. Памяти русских святых, не отмеченныя в современном Церковном Уставе, здесь те же, что в 1156 и 1160 и, сверх того, следующия памяти: Исидора Ростовского под 9 апреля, Варсонофия Тверского под 11 апреля и Германа Соловецкаго под 12 мая. Славянские святые отмечены те же, что в 1156 и 1160. Памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, в святцах рукописи нет тех же, что в и 1160., за исключением памятей Филиппа митрополита под 3-м июля и Антония Печерскаго под 10-м июля. Из Богородичных праздников русского происхождения, показанных в 1156 и 1160, здесь не отмечены: Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы под 21 мая и Знамение от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге под 8 июля. Сверх тех Богородичных праздников, что в 1156 и 1160, в святцах рукописи отмечены еще следующие: 24 сентября – Явление иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы; 14 февраля – Явление иконы Костромския Феодоровския Пресвятыя Богородицы и 19 августа празднество Донской Божией Матери. 1146. Святцы , в четвертку, 94 л., без начала и конца, полууставом XVIII в., в поврежденном дощатом с кожею переплете, 67 а и 67 б листы чистые. Состав: 1) месяцеслов (1–65 об.), начинается 3-м сентября. Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, здесь не показаны следующия: сентября 21 – Димитрий Ростовский ; сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; ноября 23 – Митрофан Воронежский ; ноября 27 – Иаков епископ Ростовский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля З – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; февраля 4 – Георгий князь и Кирилл Новоезерский; марта 17 – Макарий Колязинский; мая 15 – Димитрий Царевич; мая 29 – Иоанн юродивый Христа ради Устюжский; июля 5 – Феодор Ярославич князь; июня 15 – Иона митрополнт Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «2012 - год празднования 1150-летия зарождения российской государственности» Генерал Владимир Усманов рассказал о конференции, которая пройдет в Шадринском пединституте 13.10.2011 1198 Грядущий 2012 год Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2011 г.) объявлен годом празднования 1150-летия российской государственности. По решению оргкомитета по подготовке празднования, совместными усилиями Правительства Курганской области, Курганской и Шадринской Епархии, Администрации Шадринска, Шадринского государственного педагогического института планируется проведение образовательных чтений и конференций, круглых столов и семинаров. В Зауралье торжества начнутся с проведения областной научно-практической конференции «1150-летие России: от истоков до современности», запланированной на 2-3 ноября 2011 года в ШГПИ. По итогам проведения конференции предполагается издать сборник научных работ, сообщает сайт Курганской и Шадринской епархии . На форуме будут обсуждаться следующие темы: Периодизация российской истории: основания, критерии, сущностная характеристика; Имена и деяния великих сынов России: выдающиеся государственные деятели Руси и России (от первого князя Рюрика и до современности); Ратная Слава России: от князя Святослава до маршала Великой Победы Георгия Жукова; Духовно-нравственный миропорядок социального и экономического развития России; Ментальность русского народа; Русская идея в духовном самоопределении России; Русская идея: от митрополита Илариона до митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна; Русская культура в творцах, образах, идеях и смыслах Гении России в творчестве И.А.Ильина ( Пушкин , Гоголь, Достоевский, Лев Толстой и др.); Гении русской науки; Корни и ветви русской педагогики; Шадринск в исторической канве России и Зауралье в судьбах великих земляков. В заседании оргкомитета по подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности, по благословению архиепископа Константина, принял участие руководитель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Михаил Ширяев.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/13/20...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Архиепископ Курганский Константин принял участие в церемонии открытия персональной выставки художника-графика Александра Оглоблина «Русь 1150» 14:51 14.09.2012 357 12 сентября 2012 года в областном культурно-выставочном центре состоялась церемония открытия персональной выставки художника-графика, коллекционера, члена Московского нумизматического общества Александра Артемьевича Оглоблина «Русь 1150», посвященной 1150-летию образования Русского государства. В церемонии принял участие архиепископ Курганский и Шадринский Константин. В своем приветственном слове Владыка отметил знаковость того, что открытие выставки состоялось в день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Петербург, а также частицы его мощей из Петербурга в Курган. «Знаменательно и то, что выставка приурочена к 1150-летию образования государства Российского, именем которого теперь является святой благоверный князь Александр Невский. Вы также носите имя Александр. Во всем этом проявляется знак Божьего благословения Вашего творчества», - отметил архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/14/ar...

Закрыть V Новгородская межрегиональная выставка «Православная Русь» посвящена 1150-летию российской государственности 14:53 15.09.2012 392 С 14 по 19 сентября в Великом Новгороде в рамках празднования 1150-летия российской государственности пройдет V межрегиональная выставка-ярмарка «Православная Русь». Организаторы выставки: Новгородская митрополия, Администрация Новгородской области и Выставочное объединение «Рестэк». В связи с объявленным в России Годом истории и празднованием 1150-летия зарождения российской государственности определена главная тема выставки в 2012 году - «Духовные начала российской государственности», сообщает пресс-служба комитета по культуре Новгородской области . Структура выставки: выставочная экспозиция, духовно-просветительская программа, программа «Задайте вопрос священнику», художественные выставки, ярмарка. Визитной карточкой выставки стал Фестиваль русской духовной музыки. В этом году в нем примут участие 20 хоровых коллективов Новгородчины и Петербурга. Около 100 церковных и светских организаций из России (в их числе монастыри) представят разнообразную продукцию, предметы православного быта, одежду и народные промыслы, свечи, детские игрушки, текстиль. Продовольственная ярмарка раскинется в торговых рядах на набережной Александра Невского. Центральная часть экспозиции «Культура Новгородской земли» будет посвящена служению Новгородской митрополии и духовному наследию новгородских монастырей, творчеству народных мастеров, новым печатным изданиям к 1150-летию зарождения российской государственности. Традиционно в рамках программы пройдут встречи со священниками, специалистами в области образования и культуры, лекции, круглые столы, мастер-классы, представление интересных проектов. Рассказу о служении Новгородской митрополии будут посвящены такие мероприятия, как «Страницы приходской жизни», рассказ об опыте работы воскресной школы Софийского собора, открытый урок по истории Православия, презентация общества православных врачей и курсов сестер милосердия. Историческая тема пронизывает мероприятия культурно-образовательной направленности: состоится публичная лекция по истории иконографии, презентация реставрационной мастерской «Фреска», презентация новых проектов в сфере культурно-познавательного туризма.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/v_...

Справка: В 2012 году Русская Православная Церковь приняла участие в праздновании ряда важных памятных дат: 1150-летия образования Русского государства, 400-летия преодоления Русской смуты и 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Весной 2012 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был образован организационный комитет по празднованию юбилейных дат в 2012 году. Председателем оргкомитета был назначен митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В рамках празднования 1150-летия образования Русского государства 19 сентября 2012 года в Великом Новгороде открылась Всероссийская научно-общественная конференция " Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века " . В адрес форума были направлены приветствия Президента Российской Федерации В.В. Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С 21 по 23 сентября с участием клира Новгородской епархии состоялись юбилейные торжества, посвященные 1150-летию зарождения российской государственности. С 1 по 2 октября в рамках XVI Всемирного Русского Народного Собора в Москве состоялась конференция " История России – история отчизнолюбия. Проблемы патриотизма в современной России " . Тема 1150-летия образования Русского государства была отображена в рамках выставки-форума " Православная Русь – к Дню народного единства " , прошедшего в ноябре в Москве: в специальной экспозиции, а также в конференции " 1150-летие российской государственности. Уроки истории и отношения народа и власти " , организованной Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества с участием представителей духовенства, государственной власти, церковных и светских вузов, общественных организаций. 3 марта 2012 года, в день празднования 400-летия преставления священномученика Патриарха Гермогена, Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию закладки памятника святителю Гермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля. В церемонии приняли участие представители епископата и духовенства Русской Православной Церкви, жители Москвы и гости столицы.

http://religare.ru/2_98848.html

ГА РТ, ф. П–1216, оп. 1, д. 594, л. 99–100. Машинопись, подпись – автограф. Помета: «Саликову (только читать)». В конце мая 1925 г. Чистопольский Николаевский собор был отобран у тихоновцев и передан обновленческой общине, в нем началось служение Чистопольского викария Казанской обновленческой епархии «епископа» Василия Троицкого. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 104. Машинописный подлинник, подписи – автографы. Угловой штамп АО Чистопольского КИКа. Помета: «Получено 1 сентября 1927 г.». КАО – кантонный административный отдел, включавший милицию. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 105. Рукописный подлинник, подпись – автограф. Там же, л. 103–103 об. Машинопись с ручной правкой. Две гербовые марки по 1 руб. Так в документе. Константин Яковлевич Молодкин, 65 лет, кузнец, жил в Чистополе, в Нижнем Кузнечном ряду (Там же, л. 114). ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 126–126 об. Машинописный подлинник, подписи – автографы. Угловой штамп Чистопольского КИКа. Штамп ТатЦИК «20/IV-1927 г. Вх. 15245». См.: Там же, л. 125. Ср.: Список 135 членов Спасской общины староцерковников от 10 ноября 1926 (л. 108 об. – 109), анкетный список (л. 112–117), дополнительный список на 136 человек от 27 апреля 1927 г. (л. 110–111, 119–124). В договоре с обновленцами от 30 августа 1927 г. список из заявленных 50 прихожан не приложен (л. 106–106 об.), поскольку скорее всего он включает «мертвые души» или дублирует список прихожан-обновленцев Николаевского собора. Помета: «По свед[ению] просителей 1000, 750, 1400, 500, 150». Евгений Гаврилович Борхин, 54 года, торговец, жил в Чистополе на улице Л. Толстова; Иван Иванович Аристов, 58 лет, торговец, жил в Чистополе на улице Бебеля; Матвей Александрович Сарсасский, 56 лет, торговец, жил в Чистополе на улице Урицкого; Андрей Ильич Лукин, 46 лет, до революции служащий, в 1920-х гг. безработный, жил в Чистополе на улице Л. Толстова. Исправлено, в документе: использовывает. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 128-128об. Машинопись с ручной правкой, подписи – автографы. Пометы: «Затребовать у КИК матер[иалы] на 56 л.»; «Юрид. М. Гуничев, 28/XII».

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010