архим. Модест (Никитин) Содержание Предисловие Введение I глава II глава III глава IV глава V глава VI глава VII глава Приложение (перевод творений св. Астерия) Слово о пророке Данииле и Сусанне На 5-ый псалом. Слово 1-ое Ha тот же 5-ый псалом. Слово 2-ое На тот же 5-й псалом, иначе. Слово 3 Ha тот же 5 псалом, иначе. Слово 4 На толкование 5 псалма, слово 5, в котором говорится и о Иосифе. Сказано в Великий Второй день (Понедельник) Беседа на 6-ой псалом На 7-ой псалом Отрывки из сочинений Астерия (По Библиотеке Фотия) Из слов на текст: „человек некий схождате от Иерусалима в Иерихон» Его же слово на текст: „человека два внидоста в церковь помолитися» (Лук.18:10) Его же слово о Закхее Его-же о двух сыновьях, упомянутых у Луки Его-же о слуге сотника, которого исцелил Господь Его-же слово о Иаире и кровоточивой     Предисловие Мир и Церковь в лице своих представителей очень часто не понимали и не понимают друг друга. Они говорили и говорят разными языками. Властные божественные глаголы Слова Божия не проникают в сердце легкомысленных сынов земли, не трогают, не поражают его до изменения мыслей, настроений, чувств и желаний. Если слово Церкви ведет в глубины и тайны неба, приподнимает завесу над „бездной богатства, и премудрости, и ведения Божия», то мир восклицает на это: „какия странныя слова! Кто может это слушать?!» ( Ин.6:60 ). Если Церковь говорит, наоборот, простыми, ясными словами земли, в которых „каждый слышит собственное наречие» ( Деян.2:8 ), чувствует язык своей души, узнает свои собственные мысли, чувства и желания, то все изумляются и, недоумевая, говорят друг другу: „что это значит? Сии говорящие не все ли Галилеяне... как же мы слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» Минута сомнения, потом насмешка и разгадка готова: они напились сладкого вина ( Деян.2:7–8, 11–13 ). Если представители Церкви внимательно приникают к интересам земли, одушевленным языком говорят о хлебе, питающем человечество, болезнуют и служат немощам его, тогда народ возвышает голос свой, говоря по-ликаонски: „боги во образе человеческом сошли к нам» ( Деян.14:11 ). Но лишь только служители слова, оставив такие речи, скажут властно и строго: „не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин.2:15 ), восторженные ликаонские речи сменяются криками ненависти: „они не говорят ничего истинного, а все лгут» ( Деян.14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Знаменательный юбилей: 969 г.–1969 г. В нынешнем 1969-м году 11-ое июля, по нашему православному календарю (24 июля по новому стилю), представляет собою весьма знаменательную юбилейную дату, о которой, по-видимому, огромное большинство современных русских людей, увлеченных теперь совсем другими интересами, ничего не знают, так как дата эта прошла незамеченной – по крайней мере, никем и нигде не была отмечена так, как она того бы заслуживала. 11 июля 1969 г. исполнилось ровно тысяча лет со дня преставления Блаженной Княгини ОЛЬГИ, которую именуют также «Равноапостольной» – «начальницы Православия на Русской земле», «матери князей российских», «величия нашего и похвалы», которая «дьявола из России прогнала» и «первая на Руси взошла в Царство Небесное». Наш благочестивый летописец, преподобный Нестор Киево-Печерский, составивший «Повесть временных лет»: «Откуду есть пошла Русская Земля», не находит достаточно слов, чтобы восхвалить «виновницу спасения нашего» – святую Ольгу. Он называет ее «звездою утреннею, предваряющею солнце», «зарею утра, предвещающею свет дневный» и говорит, что она «светила, как полная луна в нощи, блистая между неверными, как жемчужина». «Солнце», которому «предтекла», как «утренняя звезда» святая Ольга, был ее Боговенчанный внук – СВЯТЫЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР, при котором совершилось величайшее событие русской истории – КРЕЩЕНИЕ РУСИ. До этого Русь была погружена во тьму язычества, за малыми отдельными исключениями, ее окутывала ночь идолопоклонства. По свидетельству нашего выдающегося церковного историка Преосвященного Архиепископа Филарета, святая княгиня Ольга была природной славянкой, происходившей из-под Пскова, который в те времена назывался «Плесков». Славянское имя ее было Прекраса, которое получила она потому, что действительно была, прекрасна и душою и телом. «Ольгой» назвал ее по своему имени опекун князя Игоря Олег, когда выдавал ее замуж за своего племянника Игоря. После трагической кончины князя Игоря, убитого возненавидевшими его древлянами, святая княгиня Ольга известное время единолично управляла Русской землей, за малолетством ее сына Святослава, который остался после смерти отца четырехлетним ребенком. И правление ее было столь мудрым и благотворным для Руси, что летописец назвал ее «мудрейшей всех человек; что в тогдашнем словоупотреблении, как и до настоящего времени в диалекте у малороссов, означает: «мудрейшей всех мужчин».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

По сообщению митр. Евгения (Болховитинова), к-рый, вероятно, использовал данные утраченных ныне летописных памятников и др. документов, в 1198 или 1192 г. в Мирожском мон-ре произошло чудо от одной из Богородичных икон ( Евгений (Болховитинов). 1831. Ч. 4. С. 7). В рукописном сборнике XVII в. чудо от М. и. упомянуто дважды и в 1-м случае датировано 1192 г., а во 2-м описано без даты: «Мирожская во Пскове в лето 6700»; «Во Пскове над рекою Мирожею плакал образ Богородицы во обители Спасове» (Роспись святым иконам. 1893. С. 9, 11). Согласно рукописи 1776 г. Никандровой пуст., содержащей «Летопись архиепископов Новгородских и Псковских», образ «явился» (т. е. явил чудо) 24 сент. 1192 г., при свт. Гаврииле, архиеп. Новгородском, занимавшем владычную кафедру до 1193 г. (ПИАМ. Древлехран. Ф. Никандровой пуст. 186. Л. 14). В 1198 г. Новгородским архиепископом был уже свт. Мартирий (1193-1199). Та же дата фигурирует в старообрядческих полемических сочинениях 1-й четв. XVIII в.- «Поморских ответах» (Поморские ответы/Изд. Мануиловского Никольского мон-ря. Б. м., 1884. М., 2004р. Л. 33) и «Керженских, или Диаконовых, ответах» (Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому еп. Питириму в 1719 г. Н. Новг., 1906. С. 29). Т. о., 1192 (или, если учесть сентябрьскую дату, 1191) год как предполагаемая дата явления чудотворного образа более предпочтителен, хотя в краткой статье о М. и. для сб. «Солнце пресветлое», составленного С. Ф. Моховиковым (1715 г., МГУ НБ. 10535-22-71. Л. 104 об.), приводится еще одна дата чуда - 24 сент. 6770(1261) г., относительно близкая ко времени княжения Довмонта, при котором, очевидно, был создан образ-протограф сохранившейся М. и. XVI в. Расхождение может объясняться прочтением буквы О в окончании порядкового числительного («в лето 6700-ое») как цифры 70, хотя не исключено, что именно этот вариант является верным. Плач иконы Пресв. Богородицы «в Пскове месте Московском, над рекой Мерожей в обетели Всемилостивого Спаса» со ссылкой на Часослов московской печати (под 24 сент.) упоминается и в сб. «Небо новое», составленном иером. Иоанникием Галятовским (Львов, 1665). Дата чуда, к-рое толкуется как знак моления Пресв. Богородицы за людей, здесь не указана ( Иоанникий (Галятовский). Небо новое, з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими. Могилев, 16994. Л. 123 об.).

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Поуч. 11-ое. Седьмой день св. седьмицы (суббота). (Что означает артос?) I. Между многими знаменательными священными обрядами, коими сопровождается светлое и светоносное торжество воскресения Христова, мы видим и то, что в первый день воскресения Господня полагается в храмах особо приготовленный хлеб, называемый по-гречески артосом, освящается молитвою и окроплением воды святой. В продолжение всей торжественной седьмицы освященный хлеб сей остается посреди собора верующих в храме. Наконец, по окончании светлых дней праздника, после вторичного благословения, он раздробляется и преподается верующим. Что значит такое учреждение? Это, братия, творится в воспоминание многих, весьма важных событий из последних дней пребывания воскресшего Господа на земле, – творится для того, чтобы вожделенный образ Воскресшего живее и глубже напечатлелся в душах и сердцах наших, по заповеди апостольской: поминай Господа Иисуса Христа воставшего от мертвых ( 2Тим. 2, 8 ). Помните, братия, что Господь Иисус Христос, отходя на крестные страдания Свои, в последний раз беседовал с учениками Своими в горнице Сионской за таинственною вечерею, где, прием хлеб, благослови, и преломив, даяше учеником, и рече им: приимите, ядите, сие есть тело Мое; сие творите в Мое воспоминание. Известно также, что в первый день светоносного воскресения Своего, пред вечером, Он сопутствовал двум ученикам Своим, шедшим в Эммаус, и, неузнанный ими, объяснил им писание, вошел с ними в дом возлег за трапезою, и приим хлеб, благослови, и преломив, даяше им, и познася им в преломлении хлеба. Наконец, явившись ученикам Своим на море Тивериадском, Господь Сам чудодейственно приготовил для них трапезу, и рече им: приидите, обедуйте, и прием хлеб, даде им. Можете представить себе, братия мои, как драгоценно было для св. апостолов воспоминание о сих явлениях и действиях возлюбленного Учителя и Господа, при которых дух их восхищался радостию неизреченною; о тех утешительных беседах, от которых сердце их горело святым восторгом; о тех высоких обетованиях, от которых душа их погружалась в море блаженства. Посему-то они, во всю последующую жизнь свою, старались сохранить эти драгоценные воспоминания и тем как бы продлить блаженные минуты видимого пребывания с ними Господа. Для сего, между прочим, всякий раз, когда собирались на общую вечерю, первое за столом место оставляли праздным и полагали пред ним хлеб – в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует между ними, благословляет им трапезу и подает им пищу и питие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пятый день. Поучение 2-ое. Преп. Савва Освященный. (О десятой заповеди закона Божия, запрещающей нечистыя мысли и желания). I. В день преподобного и богоносного отца нашего Саввы освященнаго, который проводил жизнь святую и был так внимателен к своему духовному состоянию, что каждую мысль свою, каждое желание и каждое чувство и малеешее движение своего сердца подвергал тщательному самоосуждению, дабы не погрешить пред Господом не только делом или словом, но и мыслию, уместно будет, братие мои, поразмыслить о том: с такою ли осторожностию мы относимся к своим мыслям и желаниям своего сердца, с какою относился преподобный Савва «освященный», и не допускаем ли мы грехов, прямо и ясно запрещаемых десятою заповедью закона Божия. (См. Ч. М. дек. 5 д.). II. а) Десятая заповедь, запрещающая нечистыя мысли и желания, служит, братия мои, дополнением всех остальных. Она объясняет нам, что Бог требует от нас не только внешней добродетели, но и внутренней чистоты; Он требует от нас жертву нашей воли, от которой происходят дурные поступки. Человеческие законы могут запретить только преступления, видимые на глаз; человеческие же мысли вне их власти. Сердце падшего человека похоже на галерею нечистых представлений, подобную той, которую с ужасом увидел пророк Иезекииль. Но все окутано для нас непроницаемой тьмой. Это скрыто от чужого глаза в таинственной глубине личности, которая в каждом из нас образует как бы остров, окруженный несудоходным морем. Никто не может ни взойти на него, ни подойти к нему. Один святой Законодатель может превратить это обиталище и источник нечистых желаний, эту мерзость в очах Господа, в Свое святилище. Один Господь может изречь закон, запрещающий не только проступок, но и пожелание сердца. б) Десятая заповедь учит нас, что Бог требует повиновения, не только наружного в обрядах, но и сердечнаго. Соломон говорит о лицемере: «каковы мысли в душе его, таков и он» ( Npumч. XXIII, 7 ). «Господь знает мысли человеческия» (Пс. XCIII, 11). «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» ( 1Nap. XXVIII, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Третий день. Поучение 2-ое. Святитель Филипп, митрополит Московский (перенесение его мощей из Соловецкого монастыря в Москву). (О значении страха Божия). I. Св. Филипп, митрополит Московский, в мире Феодор, из рода бояр Колычевых, родился февраля 11-го, 1507 г. Он был воспитан материю в строгом благочестии, и потому, служа при дворе царском, не искал мирских удовольствий, не стремился к славе и почестям, но непрестанно помышлял о спасении души. 30 лет от роду он ушел в Соловецкий; монастырь, принял монашество под именем Филиппа, а чрез 9 лет, посвященный в игумены, привел монастырь в цветущее состояние и построил храмы Успения и Преображения, завел скит на Заяцком острове, провел дороги и каналы, осушил болота, завел скотный двор, устроил больницу, и написал устав иноческого жития. В 1566 г. Иоанн Грозный вызвал Филиппа в Москву, долго с. ним беседовал и предложил ему сан митрополита. Сделавшись первосвятителем русской церкви, Филипп стал благотворно действовать на царя и на окружавших его. При дворе наступила тишина, прекратились веселья и казни, потому что все боялись пустынного святителя. Но когда, в 1567 г., возобновились доносы и убийства и Филипп смело обличал царя, а на угрозы его отвечал, что он, «боясь Бога», не может молчать при виде зла и неправды, и готов претерпеть заточение и смерть, тогда царь отверг святителя, изгнал его из храма, а потом заточил в Тверской-Отрочь монастырь. В 1570 г. св. Филиппа задушил свирепый опричник Малюта Скуратов. Чрез 20 лет по кончине Филиппа нетленное тело его, по просьбе соловецких иноков, отвезено в монастырь Соловецкий, где прославилось чудесами. При царе Алексее Михайловиче мощи святителя были торжественно открыты в 1652 г. новгородским митрополитом (впоследствии патриархом) Никоном, перевезены в Москву и положены в Успенском соборе. Раку с св. мощами сам царь нес на раменах своих. 9-го января воспоминается кончина св. Филиппа, а 3-го июля – перенесение мощей. II. Жизнь, деяния и страдания святителя Филиппа доказывают нам ту истину, что страх Божий есть основание всякой добродетельной жизни и источник всех великих подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В С.-Петербургской Духовной Академии (с 1879–1883 гг.) А.А. Бронзов учился в эпоху блестящего расцвета ее научно-педагогических сил, когда редкий состав профессуры возглавлялся и воодушевлялся таким на редкость талантливым и самобытным ученым и вместе, тактичным и чутким администратором, каким был поистине протоиерей (впоследствии протопресвитер) И.Л. Янышев. Последний оценил выдающийся талант и изумительную работоспособность А. А-ча, который, специализировавшись на богословском отделении, написал о. ректору кандидатское сочинение, скоро переработанное и в магистерскую диссертацию. Предметом специальных занятий А. А-ча на четвертом курсе были Основное, Догматическое и Нравственное Богословие. Эти успехи, а также диссертация А. А-ча настолько зарекомендовали его в глазах о. И.Л. Янышева, что последний предназначил его к занятию кафедры Основного Богословия и лишь уход И. Л-ча из Академии отсрочил, на довольно значительный период времени, вступление А. А-ча на академическую кафедру. В этот же промежуточный одиннадцатилетней период А. А-ч служил преподавателем Духовных Семинарий, – сначала Курской – с 28-го октября 1883 г. по 14-ое февраля 1856 г. (по Священному Писанию и временно, сверх сего, еще преподавал немецкий и еврейский языки, и Библейскую Историю), а затем (с 14-го февраля 1886 г. до поступления на академическую кафедру) – в Петербургской, где временно преподавал еще латинский язык и Св. Писание. Исполнял А.А. в той и другой (особенно в последней) семинарии и некоторые другие поручения. Особенно много времени и энергии потребовало от А. А-ча исполнение (с 1-го марта 1889 г.) обязанностей члена распорядительного собрания в течение трех лет, – как и впоследствии, в Академии – исполнение обязанностей члена Правления (с 11-го октября 1903 г. по 6-ое октября 1906 г.). Но все это не отвлекало А. А-ча от научных занятий, кои и при указанных неблагоприятных условиях, сопровождались весьма солидными результатами – как в области греческой филологии, так и в области ученых переводов святоотеческой письменности (см. ниже). Но настоящее приложение своим силам и талантам профессор А.А. Бронзов нашел в родной ему Академии, избранный 3-го ноября 1894 г. на кафедру Нравственного Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/3...

Примечания 1 Ср. вышеуказанное нарушение этих принципов в “Положении” о созыве собора. 2 Ср. 14-е и 15-е правила Двукратного собора, приведенные мною в первом письме в связи с антиканоничными по существу и по форме действиями живоцерковников. 3 Как “управляющему делами” ВЦУ. 4 Теперь главные церковные деятели, не согласные с парламентскими париями ВЦУ, или сосланы, или заключены в тюрьмы. 5 Проф. Ф. В. Благовидов. “Обер-прокуроры Свят. Синода в XVIII и первой половине XIX столетия.” Изд. 2-ое, 1900 г., стр. 14–15. Казань. 6 " Raison et Religion " Bruxelle, 1881, р. 170. 7 Pall-Mall Gazette, 26 арг. 1881. 8 The Gospel of Atheism, London 1882. 7, 2. 9 Оффиц. отчет Конвента Вел. Востока Франции, 1912 г. стр. 270. 10 Там же, 1913 стр. 393. 11 Там же, 1922, стр. 102. 12 Там же, стр. 198. 13 Revue Internationale des Societes Secretes, 33, 1931, p. 839. 14 Там же, стр. 840. 15 Там же, стр. 774, Но. 30, 1931 г. 16 Conges Macon. Internationale de Paris, 1900, p. 102. 17 Журнал “Акация”, ноябрь 1930 г., стр. 145 18 Compte-rendu du Convent de la g. z. f. okt. 1922 g. p. 128 19 Ragon, Cours philosophique et interpretatif, les imitations anciennes et modernes, 1841, стр. 318, 319 и 334. 20 Bauhutte, 1890, 119. 21 Revue Internationale des Societes Secretes, # 5, 1 mai 1929. 22 Constitution du Grand Orient de France 1901, p. 12. 23 Bulletin Officiel de la Grande Loge de France, m VII стр. 35, 1884. 24 Там же, стр. 545. 25 Papus, Martinisme et Franc-Maconnerie, стр. 65. 26 Acacia, 1905 h. 27 Bulletin Officiel de la Grande Loge de France, окт. 1923 г. стр 28. 28 Там же, стр. 236, 1922. 29 Отчет Конвента Вел. Ложи Франции, 1899 г. 30 Отчет Конвента, 1922 г. стр. 136. 31 Оффициальный отчет, стр. 120. 32 Annales Maconniques Universelles, май 1930 г. Стр. 110. 33 Ragon. Orthodoxie Masonnique, гл. XXIII, стр. 353. 34 Светом назвал Господь Себя. 35 Так на 6-ом Вселенском Соборе подвергнуты поверке некоторые обычаи Римской Церкви. 36 Христианское Чтение, декабрь 1864 года, статья Иг. Нильского. Стр. 484–486…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Закрыть «Партнеров много, а рождаемости никакой!» О данных западных учёных, согласно которым Россия занимает 26-ое место в мире по числу сексуальных партнеров у населения 11.04.2024 138 Фото: dzen.ru Независимая организация WorldPopulationReview (WPR), отслеживающая демографическую ситуацию в мире, приводит данные: Россия занимает 26-ое место в мире по числу сексуальных партнеров у населения, говорится в сообщении, опубликованном в блоге известного политолога Сергея Александровича Михеева. Согласно сведениям организации, половая активность россиян равна средним показателям на планете – девять партнеров за жизнь. Такое же количество отмечается у жителей Бразилии, Мексики и Чехии. Лидером назвали Турцию – по 14,5 партнера. На 2-ом, 3-ем, 4-ом местах оказались Исландия, Новая Зеландия и Австралия – по 13 и более половых партнеров. Последнее место заняла Индия, где у жителей в среднем за жизнь бывает по три половых партнера. Немного выше показатель у жителей Китая – 3,1, Вьетнама – 3,2. Статистические данные прокомментировал в программе «Железная логика» на радиостанции Вести.ФМ Сергей Александрович Михеев. Материал под заголовком «Партнёров девять, а детей нет!» опубликован в блоге политолога. «По поводу соцопросов: насколько это можно считать правдой? Большой вопрос. С турками как раз непонятно - это исламская страна», - сказал политолог. «Государство может быть светским, но они считают себя страной мусульманской. Более того, они претендуют на то, чтобы быть лидерами суннитского ислама, мусульманского мира. Ничего себе “лидер”», - добавил он. «С одной стороны, те ещё “лидеры традиционного ислама”! С другой стороны, Вьетнам и Китай как бы считаются безбожными странами, а самые низкие показатели. К исследованиям по таким скользким темам я отношусь скептически. Что касается Индии, там известный храм, на который даже стыдно смотреть и уже можно считать порнографией. Я думаю, что на такие вопросы ждать от людей честных ответов довольно странно», - подчеркнул эксперт. «Партнёров девять, а детей нет! Это плохо – рождаемости никакой», - заключил Сергей Михеев.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/11/pa...

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Страховая оценка 23 июля 1910 года мы, нижеподписавшиеся, производили оценку строений, принадлежащих Троицкой церкви в селе Троицком-Скарятина, 3-го благочиннического округа, Малоархангельского уезда, Орловской епархии. При осмотре строений оказалось следующее. Описание строений: 1. Троицкая церковь – кирпичная, снаружи окрашена, а внутри оштукатурена; покрыта железом; окрашена зеленой масляною краскою. Длина настоящей и трапезной, считая и колокольню – 21 сажень, 2 аршина, 5 вершков; наибольшая ширина настоящей церкви – 8 саженей, 6 вершков; высота до верха карниза – 4 сажени, 2 аршина, 11 вершков; ширина трапезной церкви – 5 саженей, 8 вершков, высота – 3 сажени, 1 аршин; на церкви имеется одна большая главка; больших окон 15 шт., малых – 8; дверей наружных створчатых, обитых железом – 3-ое, внутренних – 9 шт. Иконостас настоящей церкви длиною 9 аршин, 11 вершков, высотою 5 аршин (оценен в 1000 р). В трапезной церкви два иконостаса одинакового размера, длиною по 9 аршин, 5 вершков, высотою по 5 аршин (оценены по 500 р). Трапезная церковь отапливается одной английской печью. Колокольня в 2 яруса, общей высотою до верха карниза – 4 сажени, 2 аршина, 11 вершков. Караулка находится внутри колокольни. Церковь обнесена каменною оградою с железною решеткою длиною 90 саженей (оценена в 100 р). Ближайшая к церкви чужая постройка – богодельня Генерала Скарятина с юго-восточной стороны в 23-х саженях. Церковь построена в 1823 г. Строение сохранилось хорошо. Оценка вместе с иконостасами, колокольней и оградой – 20000 р. 2. Кроме главной церкви – на кладбище есть церковь-часовня – кирпичная; снаружи окрашена красной краской; внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашена масляной краской. Длина церкви – 6 саженей, 1 аршин, 5 вершков, ширина – 4 сажени, 2 аршина, 13 вершков, высота до карниза – 2 сажени, 1 аршин, 1 вершок; на церкви меется одна главка; больших окон 9 штук, малых – 6; одна наружная створчатая дверь, обита железом; внутренних дверей – 3.

http://sobory.ru/article/?object=43890

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010