Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АБЕЛЯР [лат. Abaelardus, франц. Abailard, Abélard] Петр (1079, Ле-Палле, Бретань-21.04.1142, Клюни), схоластический богослов, философ, логик. В 1094-1106 гг. учился логике и богословию у Росцелина из Компьени и Гильома из Шампо, в 1114 г. у Ансельма Ланского. А. рано начал преподавать, сначала в Мелёне и Корбе, затем в Париже, где достиг наибольшего успеха. В 1118 г. А. принял монашество в мон-ре Сен-Дени , где и возобновил свои лекции. Но в 1121 г. его учение о Св. Троице было осуждено Церковью на Суассонском Соборе. Покинув Сен-Дени, А. уединился в местечке Ножан-сюр-Сен в Шампани, здесь он построил часовню и дал ей название «Параклет». В 1125-1132 гг. А. был аббатом мон-ря св. Гильдазия Рюисского в Бретани, но в 1136 г. снова вернулся в Париж, где возобновил чтение лекций в школе на холме св. Женевьевы. Его конфликт со св. Бернардом Клервоским привел к вторичному осуждению 19 положений учения А. на Сансском Соборе в 1140 г., к-рое подтвердил папа Иннокентий II . Примирившись с Церковью, А. провел остаток своей жизни в аббатстве Клюни под покровительством Петра Достопочтенного . Ученое прозвище - Peripateticus Palatinus (Аристотелик из Палле). Сочинения Петр Абеляр. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. Петр Абеляр. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. А. можно разделить на: 1. Философские и логические: «Logica ingredientibus» (Логика для начинающих, 1114) представляет собой комментарий к соч. Порфирия «Введение к «Категориям Аристотеля»» и Боэция «Комментарий к «Введению Порфирия»» и гл. обр. посвящена проблеме универсалий. «Dialectica» (1118-1134) также посвящена анализу логических сочинений Аристотеля , Порфирия и Боэция. Менее значительные сочинения: «Logica nostrorum petitioni» (Логика, написанная по просьбе наших сотоварищей, 1136-1139), «De intellectibus» (О представлениях) и «Sententiae» (Предложения). 2. Богословские: «Introductio ad theologiam» (Введение в богословие, в 3 кн., 1113) и «Theologia «Summi Boni»» (Богословие «Высшего Блага», в 3 кн., 1118-1120), часть к-рого известна под названием «De unitate et Trinitate Divina» (О Божественном Единстве и Троичности) - эти два сочинения А.

http://pravenc.ru/text/62452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ IV МУЗАЛОН [Греч. Νικλαος Μουζλων] (2-я пол. XI - сер. XII в.), патриарх К-польский (дек. 1147 - март/апр. 1151). Н. М. начал карьеру как ритор и преподаватель в уч-ще св. Петра, затем возглавил его. Об этом этапе жизни Н. М. известно из составленного им Похвального слова в честь патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) ( Darrouz è s. 1988). Содержание речи указывает на то, что она могла быть произнесена вскоре после вступления Николая III на К-польскую кафедру. Такая датировка подкрепляется Деяниями Влахернского Собора, созванного зимой 1094/95 г. имп. Алексеем I Комнином (1081-1118) для разрешения конфликта между ним и митр. Халкидонским Львом (RegPatr, N 965). Подпись представителя Кипрской архиепископии в Деяниях не читается полностью, но, по предположению П. Готье, она может быть реконструирована как Николай ( Gautier. 1971. P. 270-272). В таком случае уже к зиме 1094/95 г. светская карьера Н. М. должна была завершиться. Но это маловероятно, поскольку тогда к моменту восхождения на К-польскую кафедру в 1147 г. Н. М. было не меньше 85 лет ( Niceforo Basilace. 1977. P. 250-251). Согласно более осторожной гипотезе, Н. М. создал Похвалу патриарху Николаю III в нач. XII в., а Кипрскую кафедру занимал в 1106/07 - 1110/11 гг. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 876; Karlin-Hayter. 1995. P. 171). В период пребывания на Кипре Н. М. вступил в противостояние с местными чиновниками и был вынужден покинуть кафедру ( Karlin-Hayter. 1995). Об этих событиях известно из пространной ямбической поэмы, написанной Н. М. в оправдание своего поступка ( Δοανδου. 1934). В ее заглавии Н. М. называет себя просто - «монах». Кульминация поэмы - стремительный обмен репликами между лирическим героем и его безымянным другом, в к-ром герой красочно описывает жестокость сборщиков налогов и уподобляет свое решение покинуть паству тому, как мать, лишенная молока, преодолевает ради любви и долга свою естественную привязанность и отдает любимое дитя чужим людям, к-рые способны о нем позаботиться. Н. М. прибыл в К-поль, где удалился в мон-рь во имя святых Космы и Дамиана (Космидион) и вскоре стал его настоятелем ( Darrouz è s. 1984. P. 183). В первые годы пребывания в К-поле Н. М. продолжал участвовать в церковной политике: в 1112 г. он стал одним из правосл. богословов, отобранных для диспута о Filioque с архиеп. Миланским Петром Гроссолано ( Grumel. 1933. P. 30-31), и в связи с этим написал для имп. Алексея I трактат «Об исхождении Святого Духа» ( Ζσης. 1978. Σ. 307-329).

http://pravenc.ru/text/2566038.html

(XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Основной источник сведений о жизни и об учении Л.- рукопись Великой Лавры на Афоне, к-рая была описана в 1886-1887 гг. мон. Александром (Лавриотом) под 139 и датирована XIII в. В ней содержится подборка разнородных по жанру кратких текстов, касающихся фигуры Л. В 1900 г. мон. Александр частично опубликовал ее, однако затем она была утрачена и не была доступна исследователям более 100 лет. В 2003 г. Э. Ламберц совместно с библиотекарем Великой Лавры Никодимом обнаружил кодекс и датировал его кон. XI в. Однако полноценного описания рукописи (ей был присвоен 196) не существует ( Lamberz. 2003. S. 180). Несмотря на то, что это собрание содержит в т. ч. сочинения оппонентов Л. (они остались неизданными), компиляция предположительно принадлежит одному из его сторонников. 1-я часть сборника содержит речи Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита , обращенные к Алексею I Комнину в февр.-марте 1091 г. ( Λαυριτης. 1900. Σ. 354-358, 362-365; новое издание с использованием архива Л. Пти, также работавшего с афонским кодексом - Gautier. 1970. P. 18-55). 2-я часть сборника содержит переписку Л. с его единомышленниками и противниками. Она открывается посланием Л. к императору с критикой его политики конфискации церковной утвари ( Λαυριτης. 1900. Σ. 403-404). Затем следуют 2 письма Л. из ссылки, одно из к-рых надписано «протовестиариссе Анне» (Ibid. Σ. 404-405), однако в действительности было адресовано теще императора Марии Болгарской ( Grumel. 1946. P. 127-130), а другое - патриарху Николаю III Грамматику ( Λαυριτης. 1900. Σ. 405-407). В. Грюмель полагал, что патриарх не мог быть истинным адресатом послания ( Grumel. 1946. P. 130-132), однако его аргументация была отвергнута ( Γλαβνας. 1972. Σ. 146-149). Завершают собрание 3 послания богословского содержания: Василия, митр. Евхаитского,- севастократору Исааку Комнину ( Λαυριτης. 1900. Σ. 411-413), Николая Адрианопольского - Л. (Ibid. Σ. 413) и Л.- Николаю (Ibid. Σ. 414-416, 445-447, 455-456).

http://pravenc.ru/text/2463243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ Еп. Переяславский (Переяславля Южного) (12 нояб. 1105 - 6(16?) сент. 1117). Согласно ПВЛ, Л. в 1072 г. был настоятелем ц. во имя св. князей Бориса и Глеба (в крещении Роман и Давид) в Вышгороде под Киевом, в которую были перенесены мощи этих святых в присутствии рус. князей и епископата. В «Сказании чюдес святою страстотьрпцю Христову Романа и Давида», в Чуде 5 - «о жене сухоруце», говорится, что он был «старейшина клириком церкви тоя» (вышгородской), упоминается его сын (Жития. 1916. С. 58-59). В 1188 г. Л. был игуменом киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила мужского монастыря , связанного с семейством Киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . В этом году в обители митр. Киевским Иоанном II был освящен новый собор. В 1093 г., вероятнее всего именно в Выдубицком мон-ре, состоялся княжеский съезд с участием вел. кн. Киевского Святополка (Михаила) Изяславича и блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха («совокупистася у святаго Михаила и взяста межи собою распря и которы и уладившеся, целоваста крест межи собою» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 219). Поставлен на кафедру Переяславля Южного 12 нояб. 1105 г. митр. Никифором I . В Переяславле в то время княжил Владимир Мономах (1094-1113), и есть все основания полагать, что именно он избрал на Переяславское епископство игумена своего родового мон-ря (показательно, что следующим Переяславским епископом в 1118 стал преемник Л. на игуменстве в Выдубицком мон-ре известный летописец Сильвестр ). 1-2 мая 1115 г. Л. в составе церковного собора во главе с митр. Никифором участвовал в освящении новой каменной ц. святых Бориса и Глеба в Вышгороде и перенесении в нее мощей св. страстотерпцев, организованном князьями Владимиром Мономахом, Давидом Святославичем и Олегом (Михаилом) Святославичем. Высказывалось предположение о принадлежности Л. печати с изображением святых Лазаря и Василия Кесарийского, однако впосл. оно было отклонено в связи с новыми сфрагистическими находками ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 129; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 52, 58).

http://pravenc.ru/text/2462527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГАРИЙ [Олегер; лат. Oldegarius, Ollegarius; каталон. Oleguer] (ок. 1060 или 1069, Барселона - 6.03.1137, там же), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118). Жизнь Фрагмент гробницы Олегария в соборе Св. Креста и св. Евлалии в Барселоне. 1406 г., 2-я пол. XVII в. Скульпторы П. Санглада, Ф. Грау, Д. Ровира II Фрагмент гробницы Олегария в соборе Св. Креста и св. Евлалии в Барселоне. 1406 г., 2-я пол. XVII в. Скульпторы П. Санглада, Ф. Грау, Д. Ровира II Отец святого, Олегарий, служил при графском дворе в Барселоне, был доверенным лицом гр. Рамона Беренгера I (1035-1076). Возможно, он носил родовое имя Бонеструга (Бон-Аструк), к-рое свидетельствовало о его евр. происхождении (см.: Aurell. 1999. P. 116). Олегарий и его жена Гуилия поручили воспитание маленького сына каноникам кафедрального собора (вероятно, в 1076); впосл. О. стал клириком (в 1089 упом. как диакон, в 1095 как пресвитер). В 1094 г. он занимал должность препозита соборного капитула. Между 1095 и 1098 гг. О. стал приором мон-ря Сант-Адриа-де-Безос, входившего в конгрегацию регулярных каноников св. Руфа. Не позднее 1111 г. он возглавил аббатство св. Руфа в Авиньоне, старшую обитель конгрегации. О. принял активное участие в организации совместной военной экспедиции графа Барселоны и пизанцев против мусульман, владевших Балеарскими островами (1114-1115). Вместе с графом аббат пытался привлечь к войне с мусульманами Генуэзскую республику. Гр. Рамон Беренгер III (1097-1131), рассматривая кандидатуру аббата как достойного доверия человека, решил возвести его на Барселонскую кафедру, вакантную после гибели еп. Рамона Гильема (1107-1115), однако О. отказался. Тем не менее весной 1116 г. граф направил в Рим послов, к-рые убедили папу Пасхалия II одобрить военные действия против испан. мусульман и назначить О. епископом Барселоны ( Jaff é . RPR. N 6523-6524). После возведения на кафедру О. посетил Рим и поклялся в верности папе Геласию II (1118-1119).

http://pravenc.ru/text/2578297.html

Однако в середине XI в. святительский чин приобретает подчеркнуто литургический характер. В центре ряда фронтальных изображений выделяются образы составителей литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста (ранний пример в Софии Охридской). Изображение архиереев дополняется фигурами святых диаконов, атрибуты которых (кадильницы и дароносицы) говорят о непосредственном участии в литургическом действе. В Софии Киевской архиадиаконы-мученики Стефан и Лаврентий многозначительно показаны в центре святительского чина 57 (ил. 4). По всей видимости, именно в середине XI в. складывается тема «Службы св. отцов», в которой литургическая идея реализована с предельной конкретностью. Наиболее ранние известные примеры дают росписи кипрской церкви Иоанна Златоуста в Кутсовендис (1092–1118) 58 и македонского монастыря Велюса (1085–1094) 59 . В этих росписях повернутые в три четверти фигуры сочетаются с фронтальными образами святителей, что определенно свидетельствует о символическом единстве двух версий одной темы. Принципиально близкое решение дает иконографическая программа Софии Охридской. К фронтальным святителям в полукружии апсиды примыкает композиция «Литургия Василия Великого » на северной стене вимы (ил.5). Эту сцену при всей ее уникальности справедливо рассматривают как своего рода протограф «Службы св. отцов» 60 . Нетрудно заметить основные иконографические мотивы: архиерей – создатель службы в трехчетвертном повороте, раскрытый литургический свиток с текстом одной из евхаристических молитв, изображение алтаря со святыми дарами как символического центра композиции. Сцена «Литургии Василия Великого » во многом близка к «Причащению апостолов». Действие происходит в особом пространстве города-храма как аллюзии Небесного Иерусалима, где Христос и свершает литургию с апостолами и святыми 61 . Образ архиерея в сцене дополнен изображением иереев и диаконов, участвующих в богослужении и недвусмысленно напоминающих о церковной иерархии. Наконец, на алтаре возлежит серебряный дискос с золотистым евхаристическим хлебом в центре – зримое напоминание о смысле таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

При дворе К. была сфальсифицирована булла папы Римского Николая II «In nomine Domini» (от 13 апр. 1059), ограничивавшая круг выборщиков папы Римского кардиналами-епископами. Слова «кардиналы-епископы» были заменены словом «кардиналы», что фактически уравняло в правах кардиналов-пресвитеров и кардиналов-диаконов с кардиналами-епископами. Причиной послужило то, что среди его сторонников были в основном кардиналы-диаконы и кардиналы-пресвитеры. Чтобы не допустить перехода кардиналов на сторону К., избранный реформаторской партией папа Римский Урбан II (1088-1099) был вынужден принять аналогичные меры. К. неоднократно посещал Равенну (архиепископскую кафедру Равенны он сохр. за собой). Провел реформирование кафедрального капитула Равенны в духе vita communis (1093), заботился об имущественном положении капитула. Возможно, в окружении К. были сфабрикованы документы, согласно к-рым архиепископам Равенны предоставлялись значительные привилегии ( Robinson I. S. Periculosus homo: Pope Gregory VII and Episcopal Authority//Viator. Turnhout, 1978. Vol. 9. P. 122-124). В Равенне при К. были созданы и некоторые полемические сочинения антигригорианского толка, напр. «Защита короля Генриха IV» юриста Петра Красса ( Petri Crassi Defensio Heinrici IV. regis//MGH. Lib. T. 1. P. 432-453). К сер. 90-х гг. XI в. в результате умелой дипломатии папы Римского Урбана II и из-за военных неудач в Италии имп. Генриха IV позиции К. пошатнулись. С 1094 г. он находился преимущественно в Сев. Италии; в Риме его сторонники после конфликта с влиятельным родом Пьерлеони удерживали лишь замок Св. ангела (до 24 авг. 1098). После смерти Урбана II и избрания на Папский престол Пасхалия II (1099-1118) К. двинулся на Рим, но вскоре норманнские войска вынудили его отступить. К. остановился в г. Чивита-Кастеллана, к северу от Рима, где менее чем через год скончался. Сторонники К. в Риме тайно избрали его преемником Теодерика, к-рого К. некогда возвел в кардинала-епископа Альбано, а после пленения Теодерика (янв. 1101) - Адальберта, назначенного К. кардиналом-епископом Сабины (весной 1101 схвачен и помещен в мон-рь).

http://pravenc.ru/text/1841379.html

Фаррухзад (Шахрвараз) 630 Борандохт 630 Пероз II 630 Азармедохт 630–631 Хосров III 631 Йездигерд III 632–651 В 636–651 Иран завоеван арабами и включен в состав исламского Халифата 8. Арабский халифат а) «Праведные халифы» Абу Бакр 632–634 Умар (Омар) I 634–644 Усман (Осман) 644–656 Али 656–661 б) Омейяды (в Дамаске) Муавия I 661–680 Йазид (Язид) 680–683 Муавия II 683–684 Марван 684–685 Абдальмалик 685/8–705 Валид I 705–715 Сулайман 715–717 Умар II 717–719 Йазид II 720–724 Хишам 724–743 Валид II 743–744 Йазид III 744 Ибрахим 744 Марван II 744–750 в) Аббасиды (в Багдаде) Абдаллах ас-Саффах 750–754 Абдаллах аль-Мансур 754–775 Мухаммад аль-Махди 775–785 Муса аль-Хади 785–786 Харун ар-Рашид 786–809 аль-Амин 809–813 аль-Мамун 813–833 аль-Мутасим 833–842 аль-Васик 842–847 аль- Мутаваккиль 847–861 аль-Мунтасир 861–862 аль-Мустаин 862–866 аль-Мутазз 866–869 аль-Мухтади 869–870 аль-Мутамид 870–892 аль-Мутадид 892–902 аль-Муктафи 902–908 аль-Муктадир 908–932 аль-Кахир 929,932–934 ар-Ради 934–940 аль-Муттаки 940–944 аль-Мустакфи 944–946 В 945 Багдад захвачен Бундами, лишившими халифа светской власти и основавшими султанат Ахмад Муизз ад-Даула (султан) 945–967 аль-Мути (халиф) 946–974 Хосров Азуд ад-Даула (шаханшах) 977–983 ат-Таи (халиф) 974–991 Самсам ад-Даула (султан) 983–987 Баха ад-Даула (султан) 989–1012 Султан ад-Даула (султан) 1012–1021 аль-Кадир (халиф) 991–1031 аль-Каим (халиф) 1031–1075 В 1055 Багдад захвачен Сельджукидами, которые сменили Бундов в качестве султанов Тогрул-бек (султан) 1055–1063 Алп-Арслан (султан) 1063–1072 Малик-шах (султан) 1072–1092 аль-Муктади (халиф) 1075–1094 аль-Мустазхир 1094–1118 аль-Мустаршид 1118–1135 ар-Рашид 1135–1136 аль-Муктафи 1136–1160 аль-Мустанджид 1160–1170 аль-Мустади 1170–1180 ан-Насир 1180–1225 аз-Захир 1225–1226 аль-Мустансир 1226–1242 аль-Мустасим 1242–1258 В 1258 халифат ликвидирован монголами 9. Сельджукиды Рума Сулейман ибн Кутулмыш 1077–1086 Дауд Кылыч-Арслан I 1092–1107 Малик-шах 1107–1116 Рукн ад-Дин Масуд I 1116–1156 Изз ад-Дин Кылыч-Арслан II 1156–1188

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В предисловии к Житию Лев Остийский обращается к Одеризию I, аббату мон-ря Монте-Кассино (1087-1105), и говорит, что составил Житие М. и Сказание о первом перенесении мощей в Каяццо по его повелению. Одеризия в свою очередь просил написать Житие Роберт, граф Алифе и Каяццо (1086-1115; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1935. T. 8: Regnum normannorum. Compania. P. 273), к-рый обрел мощи святого. Хотя граф мог доверить этот труд кому-то из своих приближенных при дворе, он предпочел, чтобы текст был написан монахами Монте-Кассино простыми и поучительными словами, а не высокопарным выверенным слогом, присущим светски образованным людям. Кроме составления нового Жития, более полного по сравнению со сказанием, сохранившимся в «Диалогах» свт. Григория, к-рое Роберту казалось недостаточно подробным, граф просил написать песнопения в честь М., к-рые верующие могли бы исполнять в день памяти святого ( Leo Marsicanus. Vita S. Mennatis//PL. 173. Col. 989-993). В Сказании о первом перенесении мощей говорится, что по прошествии примерно 500 лет со дня кончины М., в 1094 г., когда гр. Роберт закончил реконструкцию кафедрального собора во имя Божией Матери в Каяццо, он захотел поместить туда мощи к.-л. святого. В это время к нему пришли Мадельм, аббат мон-ря Св. Софии в Беневенто (1074/75-1107), и Гвиз, аббат мон-ря св. Лупа в Беневенто, и посоветовали отправиться в Витулано, где на горе Табурно возвышалась полуразрушенная часовня, в к-рой покоились мощи М. Роберт тотчас предпринял поиски и после обретения святыни перенес ее в Каяццо, в часовню в своей резиденции. Согласно Сказанию о втором перенесении мощей, Роффред, архиеп. Беневенто (1076-1107), и Адалард, еп. Сант-Агата-деи-Готи (1101-1108), настойчиво просили гр. Роберта вернуть мощи М. в окрестности Беневенто. С согласия епископа и духовенства Каяццо, Роберт передал мощи М. в Сант-Агата-деи-Готи. Еп. Адалард в сопровождении большого числа клириков и мирян торжественно встретил св. останки около реки Бизерела, вдоль к-рой располагался город, и перенес их на собственных плечах в часовню графской резиденции в Сант-Агата-деи-Готи, где положил святыню на алтаре ап. Петра. Год 2-го перенесения мощей неизвестен, в рукописи указано лишь число 11 апр., однако очевидно, что оно произошло до 4 сент. 1110 г., когда папа Пасхалий II (1099-1118) освятил в этом городе новую церковь, построенную гр. Робертом между 1102 и 1107 гг. во имя Спасителя, Божией Матери, апостолов Петра и Павла, М. и в честь Св. Креста ( Ughelli F. Italia sacra. Venetiis, 1721. T. 8. Col. 346; Jaff é . RPR. T. 1. P. 500; Gaiffier. 1944. P. 13).

http://pravenc.ru/text/2563246.html

Основание ордена Орден возник в качестве госпитального братства еще до 1-го крестового похода (1096-1099; см. ст. Крестовые походы ) и был связан с деятельностью на Св. земле итал. купцов из Амальфи, основавших в 1070-1080 гг. в Иерусалиме по разрешению егип. халифа аль-Мустансира (1036-1094) муж. мон-рь св. Марии Латинской, жен. мон-рь св. Марии Магдалины, а также госпиталь св. Иоанна Крестителя с собственной церковью, к-рый располагался недалеко от Гроба Господня (Воскресения Христова) храма в Иерусалиме . По преданиям, позднее получившим широкое распространение в ордене, его возникновение относилось к дохрист. периоду. Так, согласно одной из легенд, свящ. Мельхиар на деньги, взятые из гробницы царя Давида , основал в Иерусалиме приют для нуждающихся. Затем Иуда Маккавей (ум. в 160 г. до Р. Х.; см. в ст. Маккавейские книги ) якобы выделил 12 тыс. драхм иерусалимскому странноприимному дому. Согласно др. более поздней легенде, Иуда Маккавей предписывал заботиться о больных и раненых, а госпиталь в Иерусалиме на деньги из гробницы царя Давида основал хасмонейский царь Иоанн I Гиркан (135/4-104 гг. до Р. Х.). События жизни Иисуса Христа на Св. земле также связывали с иерусалимским приютом: согласно орденской традиции, Иисус останавливался там вместе с учениками и творил чудеса. В целом подобные легенды были типичны для средневек. институтов, желавших вписать историю своих орг-ций в рамки Свящ. истории. Идеологическая связь с Маккавеями, сражавшимися за освобождение Св. земли от иноверцев и очищение храма в Иерусалиме, была также характерна для духовно-рыцарских орденов. Первый известный руководитель госпиталя в Иерусалиме - Герард († ок. 1120). Согласно орденскому преданию, зафиксированному также хронистом Вильгельмом Тирским († ок. 1186), летом 1099 г., во время осады Иерусалима крестоносцами, Герард находился в городе и снабжал войска христиан хлебом, но был разоблачен, схвачен и помещен в тюрьму, где его пытали. Достоверные сведения о Герарде и его происхождении отсутствуют. Завоевание Иерусалима крестоносцами в 1099 г. и последовавшее затем усиление потока христ. паломников на Св. землю способствовали расширению госпиталя, возглавлявшегося Герардом. В организационном плане госпиталь св. Иоанна изначально, вероятно, подчинялся монахам-бенедиктинцам из мон-ря св. Марии Латинской. Сам Герард и члены его общины предположительно являлись мирянами. 15 февр. 1113 г. папа Римский Пасхалий II (1099-1118) буллой «Pie postulatio voluntatis» утвердил госпитальное братство св. Иоанна в качестве отдельного ордена с правом избрания собственного предстоятеля-магистра и объявил, что новый орден и его собственность находятся под защитой Папского престола. Т. о., в период между 1099 и 1113 гг. произошло полное институциональное разделение между госпиталем св. Иоанна и мон-рем св. Марии Латинской. Фактически с этого момента начинается история ордена св. Иоанна.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010