Скачать epub pdf ИСТИНА «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6) Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Истина есть Слово Божие: «слово Твое есть истина» ( Ин. 17:17 ) ( 111, 165 ). Истина есть слово Божие – Евангелие, Истина есть Христос. Познание Истины вводит в душу божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую: вхождение свое в душу божественная правда свидетельствует Христовым миром ( 109, 223–224 ). Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой истине верою в Нее, возопием молитвой к этой Истине – и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами ( 108, 230 ). Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины. Он – Дух, от Отца исходящий. Он – Дух Святой Божий. Он – Дух Сына, как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий с Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитое Божеское Существо ( 111, 166 ). Принятие Истины есть вместе принятие Святого Духа... Равным образом: где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины ( 111, 166 ). Истинные служители Истинного Бога поклоняются Ему Духом и Истиною... Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников ( 111, 165 ). Познавшие и принявшие Святую Истину вступили под влияние, водительство Святого Духа, они – часть Господня, жребий Его ( 111, 462 ). Человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим... немедленно вступает всем существом своим в область святой истины... Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье ( 109, 96 ). Надо, чтобы наш образ мыслей был проникнут Истиной. Кроме Христа, не понимаю и не знаю другой Истины. И не слепцы ли те, кто бы они ни были, которые в то время, когда предстоит им Христос в страшном величии смирения, вопрошают: «Что есть Истина?» ( 111, 508–509 ). Падшее человечество приступает к святой истине верою, Другого пути к ней нет ( 108, 119 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

II. Состояние церкви по внутреннему устройству А) Состояние духовного просвещения и учения Первыми учителями православной веры были у нас наши первые пастыри, Греки и отчасти южные Славяне 109 . Нет сомнения, что в числе их находилось очень немало мужей образованных, особенно между Митрополитами и Епископами: ибо для проповедания Евангелия в стране новой благоразумие всегда заставляло избирать людей способнейших и приготовленных к столь важному делу; да и наши некоторые летописи не без причины же называют учеными тех Греческих священников, которых рассылал св. Владимир по всем градам и селам Русским 110 . Может быть даже, многие из этих пастырей, проповедуя слово Божие устно, излагали свою проповедь и в письменах. Но до нас дошли только немногие и небольшие сочинения пятерых тогдашних Митрополитов наших, бывших из Греков: Леонтия, Uoahha II , Никифора I, Uoahha IV и Кирилла I. Первому приписывают послание к Латинянам об опресноках, хранящееся в Московской Синодальной библиотеке в двух списках 111 . За подлинность этого послания ручаются: а) то, что оно прислано в Россию от Иерусалимского Патриарха Досифея, скончавшегося уже в начале XVII века 112 , и следовательно, прислано в такое время, когда вовсе не было побуждений делать подлог подобного сочинения и приписывать его древнему Русскому Митрополиту, и от такого лица, в котором трудно предположить самую (нравственную) возможность подлога; б) то, что оба списка послания, действительно, относятся не к XVIII или XVII веку, когда жил Досифей, а к XIV 113 ; в) наконец – неподкупное свидетельство отступника от православия Льва Алляция, всею душою предавшегося Латинству, который сам видел последний список этого послания, выписал даже его начало 114 , и почитает его сочинением именно Льва или Леонтия Митрополита Русского 115 . Сочинением Uoahha II признается одно послание, находящееся при разных списках Кормчей книга, и напечатанное в первой части Русских Достопамятностей под заглавием: Иоанна Митрополита Русского, нареченного Пророком Христа, написавшего правило Церковное от святых книг вкратце Иякову Черноризцу; но признается только с вероятностью 116 . Митрополиту Никифору принадлежит два прекрасных послания к Великому Князю Владимиру Мономаху : одно – о Латинах, како отвержени быша от Восточныя Церкве 117 , а другое – о посте и воздержании чувств 118 , и еще (рукописное) поучение в неделю сыропустную 119 . Из сочинений Uoahha IV сохранилось только ответное послание к Римскому папе, вопрошавшему его о существе веры 120 . Наконец от Митрополита Кирилла I, известного под именем философа, о котором летописи свидетельствуют, что он «был научен многих язык и наук, богословии, философии и всякой мудрости, – чем весьма прославился», уцелело только несколько слов между рукописями Иосифова Волоколамского монастыря 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Олибрий. Тремисс. 472 г. Аверс. Реверс [Лат. Olybrius; Аникий Олибрий], имп. Зап. Римской империи (апр. 472 - 23 окт., по др. данным, 2 нояб. 472). О. принадлежал к римской сенаторской аристократии. Предположительно был внуком консула 395 г. Аникия Гермогениана Олибрия и Аникии Юлианы, к-рая, овдовев ок. 410 г., переехала с дочерью Деметриадой в Палестину, где стала покровительницей лат. монахов и состояла в переписке со мн. видными богословами: блж. Августином, прп. Иеронимом Стридонским и Пелагием. Однако из корреспонденции Аникии Юлианы следует, что Деметриада сохранила девство и не имела детей. Сведения о сыне Аникии также отсутствуют. Поэтому выдвигались предположения, что О. мог быть не внуком, а племянником Аникия Гермогениана, т. е. сыном одного из его братьев: Пробина, консула 395 г., или Петрония Проба ( Mommaerts, Kelley. 1992. P. 119-120). Последний был младше своих братьев. Он был консулом в 406 г., а в 412-414 гг. занимал пост комита священных щедрот (comes sacrarum largitionum) при дворе имп. Гонория (395-423) (CTh. VIII 4. 24; CJ. VIII 16. 8; XI 48. 15; 59. 13; 62. 11). Визант. историки VI в. Прокопий Кесарийский ( Procop. Bella. III 5) и Евагрий Схоластик ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 7) ограничиваются указанием на то, что О. был человеком знатного сенаторского происхождения. О. был женат на младшей дочери имп. Валентиниана III (425-455) - Плацидии. Однако неизвестно, был ли брак заключен в Риме до захвата вандалами (455), в Карфагене, куда Плацидию увезли вандалы, или уже после ее освобождения, в К-поле. Формулировки наиболее близких к описываемым событиям историков Идация и Приска неоднозначны. Из них следует только, что к 461/2 г. брак был уже заключен ( Priscus Panites. P. 103-104; Hydat. Chron. Vol. 1. P. 166). Иоанн Малала (VI в.) и прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.) утверждают, что бракосочетание состоялось в Риме до 455 г. ( Ioan. Malal. Chron. P. 288-289; Theoph. Chron. Р. 109-110). Евагрий ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 7) и вслед за ним церковный историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 11) писали, что брак был заключен в К-поле после того, как Плацидия и ее мать, Лициния Евдоксия, были освобождены кор. вандалов Гейзерихом по требованию имп. Вост. Римской империи Льва I (457-474) и им было разрешено выехать в К-поль (462).

http://pravenc.ru/text/2578307.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕКАВМЕН [греч. Κεκαυμνος] (XI в.), византийский писатель, автор дидактического соч. «Советы и рассказы» (название условное). Первоначальное название труда неизвестно. В прологе, добавленном позднейшими редакторами, указано: «Стратегикон», что не соответствует содержанию. Произведение состоит из 6 частей: «Советы по службе», «Стратегикон», «Домострой», «О правилах поведения в случае мятежа», «Советы василевсу» и «Советы топарху». Нек-рые из советов адресованы читателям, занимающим определенное положение в обществе (стратиг, император, топарх), однако, вероятно, действительными адресатами К. были его дети. Тематическое разнообразие делает «Советы и рассказы» неоднородными по жанру. Разд. «Советы василевсу» по жанру близок к «княжеским зерцалам», которые были хорошо известны на Руси (ср. «Поучение» в книге Владимира Мономаха) ( Чичуров. 1990. С. 119-120). Др. части текста представляют собой практические советы по домашнему хозяйству. Основная часть была создана между 2 авг. 1075 и 31 марта 1078 г. Трактат К. сохранился в единственном списке (ГИМ. Греч. 436), созданном в Трапезунде в XIV в. ( Фонкич. 1971. С. 109) или во 2-й пол. XIII в. ( Фонкич, Поляков. 1993. С. 142). Рукопись принадлежала некой женщине, близко связанной c династией Великих Комнинов , позднее попала на Св. Гору Афон в Иверский монастырь , где в 1654 г. была приобретена Арсением (Сухановым) и привезена в Москву и передана в Патриаршую (Синодальную) б-ку. Состояние текста позволяет утверждать, что он подвергся существенной (не всегда квалифицированной) редакторской правке: были добавлены оглавление, стихотворный пролог, запись о состоянии протографа, заметка о падении К-поля в 1204 г. Деление текста на части и параграфы, их заголовки и нумерация, а также заглавие всего сочинения добавлялись в неск. этапов редакторами и не соответствовали первоначальному авторскому замыслу. Трактат впервые был опубликован в 1896 г. В. Г. Васильевским и В. К. Ернштедтом . Издатели полагали, что имеют дело с 2 произведениями разных авторов и жанровой природы. Автором 1-й части («Стратегикона») они признавали некоего К., воздерживаясь при этом от к.-л. выводов о его личности, а автором 2-й («Слова о царских обязанностях») - Никулицу Дельфина, свата 1-го автора, эту часть они датировали началом правления имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Важным этапом изучения памятника стало его критическое издание 1972 г., подготовленное Г. Г. Литавриным; именно оно получило широкое признание в науке. Дополненное и исправленное издание вышло в свет в 2003 г.

http://pravenc.ru/text/1684109.html

1897 Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епифани- ем Премудрым/подг. к печати В.Г. Дружинина . СПб., 1897. VII, 112 с. 1898 Донские дела. Кн. 1//РИБ. Т. XVIII. СПб., 1898. VII, 30 с., 1006 стб., 36,/2/с. 1901 Записка члена Комиссии В.Г. Дружинина (Приложение к статье V) [о собрании донских актов, хранящемся в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел и в Петербургском архиве Главного Управления Казачьих Войск]//ЛЗАК за 1895–1899 годы. Вып. 12. СПб., 1901. С. 73–75. Отчет о занятиях в архиве Главного управления Казачьих войск члена комиссии В.Г. Дружинина (Приложение к статье IX)//ЛЗАК за 1895– 1899 годы. Вып. 12. СПб., 1901. С. 83–109. Отзыв В.Г. Дружинина (Приложение к статье V) [о столбцах Тюменских актов]//ЛЗАКза 1895–1899 годы. Вып. 12. СПб., 1901. С. 117–119. Отзыв В.Г. Дружинина (Приложение к статье II) [на Опись памятников сибирской истории XVIII в., составленной М.Н. Прокоповичем]//ЛЗАК за 1895–1899 годы. Вып. 12. СПб., 1901. С. 167. Отзыв В.Г. Дружинина о копиях документов, снятых Н. А. Гиббенетом//ЛЗАК за 1895–1899 годы. Вып. 12. СПб., 1901. С. 246–247. 1903 Записка В.Г. Дружинина о собранных им документах по истории донских казаков в XVII в. (Приложение II. К ст. VII)//ЛЗАК. 1888–1894 годы. Вып. И. Отд. IV. СПб., 1903. С. 9–10. 1906 Донские дела. Кн. 2//РИБ. Т. XXIV. СПб., 1906. II, 55 с., 1112 стб., 69,/1/с. 1907 Вновь открытые полемические сочинения XVII века против еретиков (совместно с С.Ф. Платоновым и В.И. Саввой)//ЛЗАК за 1905 год. Вып. 18. СПб., 1907. С. 1–177. Летопись занятий Имп. Археографической комиссии за 1904 год. Вып. 17/подред. «правителя дел» В.Г. Дружинина . СПб., 1907. Летопись занятий Имп. Археографической комиссии за 1905 год. Вып. 18/под ред. «правителя дел» В.Г. Дружинина . СПб., 1907. 1908 «Священноиерей» Матвей Андреев, его беседы с беспоповцами и послания к ним//Христианское чтение. СПб, 1908. Май. С. 730–762; Июнь–июль. С. 969–1043; Август–сентябрь. С. 1195–1237; Октябрь. С. 1342–1364; Ноябрь. С. 1542–1557.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Кафизма 15 мая, 2012 Содержание статьи Кафизма: что это Кафизма — это один из разделов Псалтири. Во время чтения кафизмы на богослужении можно сидеть. При этом изначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели наоборот на следующих за ними седальнах и святоотеческих чтениях. Деление Псалтири на кафизмы Всего в Псалтири существует двадцать кафизм. Они составляют приблизительно одинаковую длину, это очень важно для образования кафизмы, потому что число псалмов в кафизмах может различаться даже при одинаковой длине. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Чтение кафизм в храме Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы: Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава I 97—100 101—102 107—108 109—111 112—114 115—117 118:1—72 118:73—131 118:132—176 119—123 124—128 129—133 134—136 137—139 140—142 143—144 145—147 148—150 Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы. Читайте также — Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой». В недельном Богослужении кафизмы читаются так: При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает. Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста: День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час Вс 10, 11, 12 19, 20, 1 13, 14, 15 Чтение кафизм в домашней молитве

http://pravmir.ru/kafizma/

Псалом 120 Господь хранить народ Израильский, как добрый пастырь свое стадо. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–2. Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Находясь вдали от Иерусалима и от храма, даже как бы и от Самого Бога, но чувствуя свою беспомощность, псалмопевец обращает взоры свои в ту сторону, где находился Иерусалим, к тем горам, на которых и среди которых он был расположен ( Пс.124:1–2 ). Обращая сюда взор, псалмопевец обращает сюда и сердце свое, с надеждой получить отсюда себе помощь, ибо здесь храм и в нем Господь принимает молитвы народа своего, а «кто надеется на Господа, тот не подвигнется»... ( Пс.124:1 ). – «Помощь моя, говорить псалмопевец», от Господа, сотворившая небо и землю», следовательно – не только всемогущего Творца, но и премудрого и всеблагого Промыслителя, и не только о человеке, но и о всем мире, – Он все везде видит, сохраняет бытие и силы всех своих созданий и спасает жизнь каждого человека... ( Пс.118:73,90–94,109,176 ). 3–4. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя: се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Не даждь во смятение ноги твоея, не допускай, чтобы нога твои поколебалась и поскользнулась, т. е. ни мало и ни в чем не отступай от Закона: ниже воздремлет Хранят тя, – и Господь, сохраняющий тебя на пути твоем, не воздремлет, Он зорко будет смотреть за тобой и ночью, т. е. во время твоих несчастных обстоятельству и всегда знаешь, и всегда можешь подать тебе помощь. – Хранящий Израиля, именно, Господь Иегова не дремлет и не спит: Он не таков, как мнимые и ограниченные боги язычников, которые не слышать молитв, даже продолжительных воплей своих почитателей. Так, некогда, Ваал не слыхал воплей своих жрецов. «Когда эти жрецы взяли тельца, который дан был им, и приготовили и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! то не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который, сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричит громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, – так он проснется! И стали они кричать громким голосом и кололи себя по своему обыкновенно ножами и копьями, так, что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха»... Тогда, в свою очередь, и пророк Илия стал приносить жертву Господу Иегове и воззвал: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ни спал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая была во рву, около жертвенника. Увидел кто весь народ, пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» ( 3Цар.18:20–39 , ср. 8:52).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

[греч. Ιοστος], еп. Александрийский (ок. 120 - ок. 130). Самые ранние сведения об И. находятся у Евсевия , еп. Кесарии Палестинской. В «Церковной истории» Евсевий пишет, что И. стал преемником еп. Прима ( Euseb. Hist. eccl. IV 4-5) приблизительно в то же время, кода на Римской кафедре папа Сикст I сменил Александра I (3-й год правления имп. Адриана (119/120)). И. скончался спустя год и неск. месяцев после Сикста I († 128), т. о., его кончину следует отнести к 129 г. Однако в «Хронике» Евсевия дата кончины И. не совпадает с той, что выводится согласно «Церковной истории». Латинский перевод «Хроники» блж. Иеронима и армянский Самуила Анийского также расходятся между собой в отношении этой даты. В «Церковной истории» Евсевий не указал, как долго И. занимал кафедру, но в лат. версии «Хроники» указывается 10 лет, в армянской - 11. И если лат. перевод датирует его кончину 14-м годом правления имп. Адриана (130/1), то армянский - 16-м годом (132/3). Датировка блж. Иеронима, вероятно, более близка к той, которую приводит Евсевий в «Церковной истории», однако в последующей визант. и коптско-араб. традиции принято считать, что И. был епископом 11 лет. В «Истории патриархов Александрийской Церкви», традиционно приписываемой Севиру ибн аль-Мукаффе (IX-X вв.), говорится об 11 годах епископства И. и о его кончине 12-го паони (6 июня) в 16-й год правления имп. Адриана, в то время как его предшественник, еп. Прим, скончался в 5-й (а не в 3-й, как у Евсевия) год правления этого императора. Т. е. епископство И. приходилось на 121/122-132/133 гг. Более серьезны расхождения с датировками современника Севира мелькитского (правосл.) патриарха Александрийского Евтихия , к-рый говорит о 10 годах епископства И., начавшегося с 11-го года правления имп. Траяна, т. е. с 108/109 по 117/8 г. Коптско-араб. хронист Бутрос ибн-ар-Рахиб (XIII в.) сообщает, что 12 паони, день смерти И., приходилось на субботу. Опираясь на это указание, болландист Д. Папенброх предложил датировать 11 лет епископства И. 123-134 гг.

http://pravenc.ru/text/1237907.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАГИЯ [болг. Драгыя], мирское имя 3 болг. книгописцев XIII в., особенности почерка и орфографии к-рых вопреки мнению ряда исследователей (см.: Христова и др. 2003. С. 151) полностью исключают возможность их отождествления. 1) Д., пресв., в 1273 г. переписал «тщанием и ценою» Тырновское Евангелие -тетр, принадлежавшее иером. Максиму (Архив ХАЗУ. III. а.20). 2) «Поп» Д., «Братолинов сын», писец пергаменного Евангелия-тетр 2-й пол. XIII в. (218-226×171 мм), получившего название по его имени. Поминальная запись на л. 6 об. сообщает, что Д. скончался 11 дек. (без указания года), был женат на Голене (или Голяке), умершей 17 окт. В наст. время кодекс (за исключением утраченной части Евангелия от Матфея) разделен на 3 части: в 1-й - 128 листов (Ath. Pantel. Slav. 7); во 2-й - 4 листа (мон-рь Прусос в Эвритании, Греция; см.: Темчин С. Ю. Еще четыре листа из среднеболг. Драгиина четвероевангелия//Языковая система и ее развитие в пространстве и времени: Сб. к 80-летию К. В. Горшковой. М., 2001. С. 195-198; Trifunovi . Les feuillets de parchemin de l " évangéliaire du monastère de Proussos//Επετιρς στερεοελλαδικν μελετν. Αθναι, 1969. Τ. 2. Σ. 325-334); в 3-й - 2 листа (РГБ. Григор. 12.1/М. 1694, 1; см.: СКСРК, XI-XIII. 348). Рукопись была найдена и введена в научный оборот В. И. Григоровичем . «Драгиино Евангелие» представляет образец обиходного, непарадного литургического кодекса, хотя писец был явно способен на большее. Каллиграфия письма памятника колеблется от уставного практически до полуустава. Писец нередко использует декоративные варианты букв («Ж», «очные» «о» и «ук» и др.), но частота их употребления и каллиграфичность сильно меняются на отдельных листах. Д. пользовался одноюсовой («юс большой») и одноеровой («ь», «ы») орфографией, вместо «а-йотированного» употреблял «ять» или «а». На листах 7, 34, 74, 109, 117, 119, 125 и 126 кодекс украшен плетеными заставками южнослав. или раннего балканского стиля, выполненными, возможно, писцом. В месяцеслове Евангелия содержатся памяти прп. Феодосия Печерского и князей Бориса и Глеба ( Лосева. 2001. С. 94, 101), поэтому можно говорить о том, что рукопись восходит, вероятно опосредованно, к древнерус. оригиналу и является достаточно ранним памятником «первого восточнославянского влияния».

http://pravenc.ru/text/180381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКА ИЕРУСАЛИМСКИЙ Лука Иерусалимский (1-й слева во 2-м ряду) в соборе груз. Иерусалимских святых. Икона. XXI в. Лука Иерусалимский (1-й слева во 2-м ряду) в соборе груз. Иерусалимских святых. Икона. XXI в. (Мухаисдзе (Мухаидзе); в традиции Грузинской Православной Церкви - Абашидзе, сын Мухи) [груз. ], прмч. (пам. груз. 27 июня; 12 февр. в Соборе груз. святых Иерусалима) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), замученный мамлюками († ок. 1273/77), настоятель груз. Крестового мон-ря в Иерусалиме (1270-1273; по др. версиям, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIII в.). Сведения о Л. И. сохранились в синаксарной редакции его Мученичества (Hieros. Patr. iver. 24/25, XI в.- Кипшидзе. 1927. С. 60-62; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 112-119, 346-348) и в летописи Муджира ад-Дина ( Метревели. 1962. C. 92, 155; Гочолеишвили. 1975. С. 108-109), также мученический подвиг Л. И. упоминают царь Грузии Вахтанг III и его супруга Рипсиме в одной из рукописей Крестового мон-ря в агапе (поминальной записи) 206 ( Метревели. 1962. С. 42, 164; Гочолеишвили. 1975. С. 108-109; Давид. 1976. С. 289). Синаксарная редакция Мученичества Л. И. представляет собой краткое сочинение, созданное неизвестным автором после 1314 г., и содержится в «Великом Синаксаре», переведенном прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) с греч. языка на грузинский. Оно написано на листе пергамена в нач. XIV в. и наклеено поверх листа, на к-ром обозначено 27 июня. Мученичество является источником, содержащим повествование о событиях, связанных с груз. церковной колонией в Иерусалиме 2-й пол. XIII в., периода араб. оккупации города. Л. И. был «грузином по национальности, по фамилии Мухаисдзе, сыном родителей честных и знатных» (акад. К. С. Кекелидзе считал, что Л. И. был сыном Мухи Абашидзе, однако источники, на к-рых основывался ученый, неизвестны: Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 540-541). Мать святого после смерти супруга оставила сыновей (Л.

http://pravenc.ru/text/2110819.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010