(XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Основной источник сведений о жизни и об учении Л.- рукопись Великой Лавры на Афоне, к-рая была описана в 1886-1887 гг. мон. Александром (Лавриотом) под 139 и датирована XIII в. В ней содержится подборка разнородных по жанру кратких текстов, касающихся фигуры Л. В 1900 г. мон. Александр частично опубликовал ее, однако затем она была утрачена и не была доступна исследователям более 100 лет. В 2003 г. Э. Ламберц совместно с библиотекарем Великой Лавры Никодимом обнаружил кодекс и датировал его кон. XI в. Однако полноценного описания рукописи (ей был присвоен 196) не существует ( Lamberz. 2003. S. 180). Несмотря на то, что это собрание содержит в т. ч. сочинения оппонентов Л. (они остались неизданными), компиляция предположительно принадлежит одному из его сторонников. 1-я часть сборника содержит речи Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита , обращенные к Алексею I Комнину в февр.-марте 1091 г. ( Λαυριτης. 1900. Σ. 354-358, 362-365; новое издание с использованием архива Л. Пти, также работавшего с афонским кодексом - Gautier. 1970. P. 18-55). 2-я часть сборника содержит переписку Л. с его единомышленниками и противниками. Она открывается посланием Л. к императору с критикой его политики конфискации церковной утвари ( Λαυριτης. 1900. Σ. 403-404). Затем следуют 2 письма Л. из ссылки, одно из к-рых надписано «протовестиариссе Анне» (Ibid. Σ. 404-405), однако в действительности было адресовано теще императора Марии Болгарской ( Grumel. 1946. P. 127-130), а другое - патриарху Николаю III Грамматику ( Λαυριτης. 1900. Σ. 405-407). В. Грюмель полагал, что патриарх не мог быть истинным адресатом послания ( Grumel. 1946. P. 130-132), однако его аргументация была отвергнута ( Γλαβνας. 1972. Σ. 146-149). Завершают собрание 3 послания богословского содержания: Василия, митр. Евхаитского,- севастократору Исааку Комнину ( Λαυριτης. 1900. Σ. 411-413), Николая Адрианопольского - Л. (Ibid. Σ. 413) и Л.- Николаю (Ibid. Σ. 414-416, 445-447, 455-456).

http://pravenc.ru/text/2463243.html

157. УРБАН II. 1088—1099. Француз, Оддон де Лажери. Был приором аббатства Клюни, а затем кардиналом-епископом Остии. Избран папой кардинальской коллегией, которая собралась в Террачине, поскольку Рим находился в руках антипапы Климента III. Урбан II, как и Григорий VII, обратился за помощью к норманну Роже I — брату Роберта Гюискара. Благодаря ему Урбану удалось войти в Рим и поселиться на одном из островов на Тибре. Борьба за столицу христианства продолжалась с переменным успехом до 1093 г. Антипапа Климент III, который тогда уже не мог рассчитывать на поддержку императора Генриха IV, погрязшего во внутренних распрях, вынужден был покинуть Рим. Урбан II занял трон св. Петра; население Рима приняло папу-француза без особого энтузиазма. Правивший с 1081 г. византийский император Алексей I из рода Комнинов вступил в переписку с Урбаном II, рассчитывая на поддержку папства в организации помощи восточному христианству, которому угрожал набирающий силу ислам. Тогда папа постановил объявить великий военный поход христианского рыцарства (название «крестовый поход» появилось намного позже) с целью освободить из рук сарацинов Иерусалим и другие места, освященные пребыванием в них Христа. Организация крестового похода создала для пап выгодную позицию в их борьбе с германским императором. Значительная часть рыцарства объединилась вокруг «наместника Христа», что возвратило папству силу и блеск, ослабило антиримские настроения. Открывались возможности объединения западного и восточного христианства под властью апостольской столицы. Урбан II лично направился во Францию, чтобы в октябре 1095 г. на синоде в Клермоне — столице Оверни — провозгласить первый крестовый поход. Тем, кто поддержит этот «призыв Христа», папа клятвенно обещал «силой, полученной им от св. Петра», дать полное отпущение грехов. В первый раз в истории христианства было употреблено выражение «отпущение грехов», по-латыни — indulgentia, которым позднее часто изобиловали папские документы. В 1098 г. папа подтолкнул также и норманнов к более энергичным действиям против сарацинов, взамен чего признал их владения на Сицилии Сицилийским королевством. Содержание и реализация этой буллы стали предметом непрерывных споров между Сицилией и папством вплоть до середины XIX в. В период понтификата Урбана II во Франции появилась новая ветвь реформированного ордена св. Бенедикта в основанном Робертом из Моле монастыре в Сито (на юг от Дижона). В 1093 г. Урбан II назначил бенедиктинца Ансельма из Аосты (1033—1109) архиепископом в Кентербери (Англия). Ансельм был выдающимся представителем научного и методического изложения проблем теологии и философии, называемого в период средневековья «схоластикой». Урбан II умер через две недели после взятия крестоносцами под водительством Готфрида Бульонского Иерусалима. В 1881 г. Урбан II был признан блаженным.

http://sedmitza.ru/lib/text/442346/

Скачать epub pdf 154. Олег Святославич, в св. крещении Михаил, князь черниговский сын Святослава II Ярославича, великого князя киевского, от брака с неизвестною. Родился в Чернигове около 1055 г.; посланный отцом, уже великим князем киевским (см. 174), ходил с Владимиром Мономахом , тогда князем смоленским (см. 53), против Генриха IV, императора немецкого, и проник за Глогау (в нынешней Селезни) в 1075 г.; получил в удел от отца область Владимиро-Волынскую в 1076 г.; по смерти отца лишен этого удела своим дядей, Изяславом I Ярославичем, великим князем киевским (см. 107), и удалился к другому дяде, Всеволоду Ярославичу, тогда князю черниговскому (см. 59), в 1077 г.; бежав отсюда в Тмутаракань 10 апреля, привел в Русь половцев и разбил дядю Всеволода на р. Сожице («не Оржица ли, между Золотоношей и Переяславом»? – спрашивает Карамзин) 25 августа, а сам был разбит обоими дядями на Нежатиной ниве (близ Чернигова) 4 октября 1078 г.; бежав и с этого поля битвы в Тмутаракань, вторично привел половцев к Переяславу, но, по замирении их с Всеволодом, уже великим князем, отправлен ими, под стражею хазаров, к византийскому императору в 1079 г.; заключенный на острове Родосе, снова бежал в Тмутаракань и выгнал оттуда Ростиславичей (см. 50) в 1081 г.; в третий раз привел половцев и осадил Мономаха в Чернигове, который, как и Смоленск, оставлен ему Мономахом, в 1094 г.; позванный на суд в Киев, к великому князю Святополку II Изяславичу, отказался явиться, в 1095 г.; осажден в Стародубе Святополком и Мономахом, просил мира, удалился в Рязань, захватил Муром Мономахова сына, а своего крестника – Ярополка, тут же погибшего в бою, овладел Суздалем и Ростовом, но под первым разбит другим сыном Мономаха, также своим крестником, Мстиславом (см. 143) в 1096 г.; по решению любечского съезда князей получил, с братьями, Черниговскую область в 1097 г.; на княжеском съезде в Уветичах, под Киевом, взялся заплатить пополам с Мономахом 400 гривен серебра князю Давиду Игоревичу (см. 65), лишенному за ослепление князя Василька (см. 50) Владимиро-Волынского удела, в 1100 г.; ходил с войсками великого князя Мономаха и своими осаждать Минск, но безуспешно, в 1104 г.; участвовал в прогнании половцев за русский рубеж в 1107 г.; на свои деньги построил в Вышгороде (под Киевом) каменную церковь для св. мощей князей Бориса и Глеба в 1112 г.; при самом вокняжении Мономаха на столе киевском с ним вместе прогнал половцев в 1113 г. Умер в Чернигове 1 августа 1115 г. Тело его погребено там же, в Спасо-Преображенском соборе. Князь Олег Святославич был женат на княгине половецкой, неизвестной по имени, и имел от нее четырех сыновей, из которых старшие, Всеволод и Игорь, были впоследствии великими князьями киевскими. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Большую часть наследовал Васил Гох (ум. в 1112). В 1073 г. под давлением сельджуков арм. кн. Ошин оставил в окр. Гандзак (совр. Гянджа, Азербайджан) свое родовое владение Майреацджур (этот топоним упом. в эпиграфической надписи, найденной в с. Ахбрадзор; см.: Akopian. 2009. P. 66-72) и с отрядом также переселился в Киликию. Ошин женился на дочери Аплгариба. Занятые им владения стали ядром княжества фамилии Хетумидов. Его столицами были крепости Ламброн и Паперон (Бабарон) в Зап. Киликии. Хетумиды поддерживали тесные вассальные отношения с Византией. В 1078 г. по решению визант. имп. Михаила VII представитель этой фамилии Аплгариб был назначен дукой Тарса. В Горной Киликии, в крепости Бардзраберд (недалеко от Сиса), основал княжество Рубен I (1080-1095), представитель антивизант. партии арм. знати. Он сразу порвал отношения с Византией и начал отстаивать независимость своих владений. При помощи арм. населения и своих военных отрядов кн. Рубену I удалось укрепиться в центральных областях Таврских гор и создать фактически независимое гос-во. Несмотря на скудость сведений о деятельности Рубена, совр. историография считает его основателем княжества династии Рубенидов в К. А. Арм. историческая традиция, следуя продолжателю истории Самуэла Анеци, считает, что в сер. XI в. он был одним из вассалов арм. царя Ани Гагика II Багратуни. В продолжительной борьбе Рубен завладел крепостью Копитар и сел. Коромозол. Прах Рубена I захоронен в монастыре Касталон. Преемником стал его сын Костандин I (1095-1102). Армянские княжества, окруженные мусульманскими соседями (Иконийский султанат, Данишмендидский и Халебский эмираты), отстаивали свою независимость. Монета кн. Рубена I. Кон. XI в. Аверс, реверс Монета кн. Рубена I. Кон. XI в. Аверс, реверс Тюрк. завоевания сказались и на судьбах ААЦ. В 1072 г. на престол католикоса вернулся Григор II Вкаясер (1066-1105). Григор II переместил свою резиденцию в Красный монастырь (Кармирванк) на Чёрной Горе близ Антиохии. В 1081 г. он возвел своего племянника Барсега на престол католикоса в Ани, где уже правили сельджуки.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Важное значение имело обсуждение цитаты из творений прп. Иоанна Дамаскина (в данных словах св. Иоанн называет Бога Отца «Изводителем Духа Воссиявателя чрез Слово», в русском переводе соответствующий текст представлен в с.179-180]), которую обе стороны толковали по-разному с. 1067-1071]. Также жаркий спор возник при рассмотрении творений свт. Григория Нисского с. 1071-1074]. Иоанном Векком было упомянуто и высказывание свт. Тарасия Константинопольского об исхождении Святого Духа через Сына с. 1075]. Дискуссия не только не привела к примирению и присоединению сторонников Векка к Церкви, но и сильнее выявила расхождение между сторонами конфликта. Вместе с тем у православных участников Собора возникло понимание необходимости точно сформулировать православное учение об исхождении Святого Духа. Составление документа, содержащего изложение веры было поручено патриарху Григорию Кипрскому с. 1078-1080]. Далее И.Е. Троицкий рассматривает дискуссию вокруг составленного Григорием Томоса Собора, развернувшуюся в 1285-1289 гг. с. 1081-1112]. Среди основных эпизодов этой дискуссии указаны отказ клириков подписать Томос (в том числе в связи с непониманием термина «воссияние») с. 1081-1083], критика Томоса со стороны Иоанна Векка с. 1083-1084], критика Томоса со стороны Георгия Мосхамбара и других бывших сторонников Григория с. 1084-1089], полемика вокруг сочинения сторонника Григория монаха Марка, усилившая критику Томоса и самого патриарха в византийском обществе с. 1089-1095], участие арсенитов в спорах о Томосе с. 1095-1099], события, связанные с отставкой патриарха Григория II с. 1099-1112], а также решение специальной комиссии об исключении из Томоса изъяснения слов прп. Иоанна Дамаскина с. 1112]. В данной работе автор также говорит о своих планах публикации сочинений Григория Кипрского в русском переводе с. 1102, сноска 2], чтобы и было выполнено позднее в серии статей В этих статьях историк приводит перевод ряда сочинений самого Григория Кипрского, а также его оппонентов. Из сочинений Григория представлены «Изложение свитка веры против Векка» с.

http://bogoslov.ru/article/6170113

М. Д. с юности не проявлял интереса к политическим делам. Под влиянием Пселла он любил заниматься научными и богословскими вопросами и находился под опекой регентов и до, и после коронации. В завершающих главах своей «Хронографии» Михаил Пселл оставил восторженный отзыв о М. Д., его семье и просвещенных нравах к-польского двора того времени. Однако энкомий Пселла слабо соотносится с реальным политическим положением империи. Фактически самостоятельным правителем М. Д. так и не стал. В начале его правления наибольшим влиянием пользовались участники переворота Иоанн Дука и Пселл, митр. Иоанн Сидский, а также логофет дрома евнух Никифорица, хранитель имп. казны. К сер. 70-х гг. и Иоанн Дука, и Пселл утратили свои позиции при дворе. М. Д. был женат на Марии Аланской, дочери царя Грузии Баграта IV. В браке род. сын Константин, к-рый ок. 1075 г. был провозглашен соправителем М. Д. и сохранял имп. титул и права на наследование престола после отречения отца до своей смерти ок. 1095 г. На время правления М. Д. пришелся наиболее тяжелый период кризиса Византии. В 70-х гг. XI в. византийцы стали терять власть над большинством своих владений в М. Азии. Слабело визант. влияние и на Балканах. В период 1072-1077 гг. правители княжеств Зета (Дукля) и Хорватия, подняв восстание, добились фактической независимости от империи и получили королевские короны от Римской курии. В 1076 г. поднял мятеж Нестор, дука фемы Паристрион на дунайской границе. Договорившись с печенегами, он двинул свое войско по направлению к К-полю, но вскоре отказался от осады столицы и разграбил неск. районов Фракии. В 1078 г. он был разбит Алексеем Комнином (имп. Алексей I Комнин в 1081-1118). В 1071 г. норманнами был захвачен г. Бари, последний оплот империи в Италии. Тем не менее византийцы стремились укрепить свое положение на зап. границах, заключив союз с норманнским герц. Робертом Гвискаром. Ок. 1074 г. сын М. Д. Константин был помолвлен с дочерью Роберта Олимпией, которая приняла правосл. имя Елена (RegImp, N 901; Безобразов. 1899). Однако позднее эта помолвка была расторгнута.

http://pravenc.ru/text/2563712.html

Такой порядок оставался неизменным и в первое время христианизации империи. Первые христианские государи, осуждая тайные, неоформленные браки, в своих законах говорят лишь о гражданской юридической стороне брака, не упоминая о церковном браковенчании. Заключение брака в Византии В 428 году императоры Феодосий II (408-450 гг.) и Валентинан (425-455 гг.) указывали, что между свободными гражданами брак заключается путем выражения согласия жениха и невесты, которое удостоверяется свидетелями. Император Юстиниан в своих новеллах определил: браки, не сопровождаемые никакими формальностями, дозволительны только низшим классам; лицам из средних классов предписывалось являться к церковному нотариусу (экдику) и заявить пред ним о желании вступить в брак; лицам из сословия сенаторов указано было обставлять вступление в брак заключением письменного договора о приданом и предбрачном даре. В эклоге Льва Исаврянина (717-741 гг.) и Константина Копронима (741-775 гг.), изданной в 740 году, были повторены законы Юстиниана о браке, с той лишь разницей, что лица среднего класса могли заключать браки или в присутствии друзей, или же по получении церковного благословения. Со своей стороны Церковь настаивала на необходимости освящать браки своим благословением, но она признавала и действительность таких браков между христианами, которые были заключены без ее благословения в гражданском порядке. Это видно из того, что Церковь, хотя и не благословляла повторные браки, но считала их действительными. Приблизительно в 895 году Лев Мудрый (886-912 гг.) в своей 89-й новелле предписал заключать брак не иначе как с церковного благословения. Но этот закон не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексий Комнин (1081-1118 гг.) распросгранил обязательность церковного благословения браков и на рабов. Император Андроник Палеолог (1282-1328 гг.) и Константинопольский Патриарх Афанасий (1303-1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432452/

Примерно с 40-х гг. XI в. можно говорить о новом этапе движения за «Б. м.», к-рый характеризуется возраставшим контролем со стороны светских князей, уменьшением роли народного элемента в движении и более ясными институциональными формами. К этому времени «Б. м.» был известен в Сев. Италии, распространение его в норманнской Сицилии зафиксировали Соборы 1089 и 1093 гг. В Леоно-Кастильском королевстве движение за «Б. м.» фиксируется с 20-х гг. XII в., в Германии оно было воспринято в 1081-1085 гг. имперским епископатом, однако уже вскоре на смену «Б. м.» пришли «земельный» и «имперский мир» (Landsfrieden, Reichsfrieden - Майнц, 1103). Движение за «Б. м.» сохраняло локальное значение до XIII в. «Б. м.» повлиял на развитие городского права. В Ле-Мане (1070), Сен-Кантене (1081), Нуайоне (1108), Лане (1110) возникают городские коммуны как скрепленные клятвой военные союзы, созданные для защиты мира. Движение за «Б. м.» по-своему способствовало оформлению сословий (ordines) средневек. общества: лиц духовного звания и мирян, рыцарей и крестьян. Ношение оружия и военная деятельность приобрели значение главных признаков принадлежности к сословию господ. «Б. м.» оказало влияние на христианизацию складывавшейся рыцарской этики. С превращением «Б. м.» в соглашение с Богом через всеобщее покаяние «Божие перемирие» (treuga Dei) возникло как род рыцарской аскезы: кающийся рыцарь, оставив на время оружие, соединялся с «бедными». Война, т. о., рассматривалась им как одно из греховных удовольствий, от к-рого следует воздерживаться в пост и по церковным праздникам. В канонах Собора в Нарбоне (1054) пролитие христ. крови приравнивается к пролитию крови Иисуса Христа. Поставленная на службу Господу и католич. Церкви, военная активность рыцарей постепенно выходила за рамки христ. мира. Как Собор «Б. м.» можно рассматривать Клермонский Собор (1095), провозгласивший первый крестовый поход на сарацин в Св. землю. Лит.: Hoffmann H. Gottesfriede und Treuga Dei. Stuttg., 1964; Duby G. Les laïcs et la paix de Dieu//I laici nella «societas christiana» dei secoli XI e XII. Mil., 1968. P. 448-469; Cowdrey H. E. I. The Peace and the Truce of God in the 11th Cent.//Past and Present. Oxf., 1970. Vol. 46. P. 42-67; Bonnassie P. La Catalogne du milieu du X à la fin du XI siècle: Croissance et mutations d " une société. Toulouse, 1975. P. 652-662; Bisson T. N. The Organized Peace in Southern France and Catalonia (c. 1140-1223)//AHR. 1977. Vol. 82. P. 290-311; Goetz H. -W. Kirchenschutz, Rechtswahrung und Reform: Zu den Zielen und zum Wesen der frühen Gottesfriedenbewegung in Frankreich//Francia. 1983. Bd. 11. S. 193-239; Head T. , Landes R. The Peace of God, Social Violance and Religious Response in France around the Year 1000. Ithaca; L., 1992; Barth é lemy D. L " An Mil et la Paix de Dieu: La France crétienne et féodale, 980-1060. P., 1999.

http://pravenc.ru/text/149655.html

Такой порядок оставался и в первое время христианизации Римской империи. При этом первые христианские императоры, осуждая тайные, неоформленные браки, в своих законах говорят лишь о гражданской, юридической стороне брака, не упоминая о церковном браковенчании, которое по-прежнему совершалось через епископское благословение. В 428 году императоры Феодосий II (408 – 450 гг.) и Валентиниан (425 – 455 гг.) указывали, что между свободными гражданами брак заключается путём выражения согласия жениха и невесты, которое удостоверяется свидетелями. Император Юстиниан в своих «Новеллах» определил: браки, не сопровождаемые никакими формальностями, дозволительны только низшим классам; лицам из средних классов предписывалось являться к церковному нотариусу (экдику) и заявить перед ним о желании вступить в брак; лица из сословия сенаторов обязаны были обставлять вступление в брак заключением письменного договора о приданом и предбрачном даре. В «Эклоге» Льва Исаврянина (717 – 741 гг.) и Константина Копронима (741 – 775 гг.), изданной в 740 году, были повторены законы Юстиниана о браке с той лишь разницей, что лица среднего класса могли заключать браки или в присутствии друзей, или же по получении церковного благословения. Со своей стороны Церковь настаивала на необходимости освящать браки епископским благословением, но она признавала и действительность таких браков между христианами, которые были заключены без её благословения в гражданском порядке. Это видно из того, что Церковь , хотя и не благословляла повторные браки, но считала их действительными. Приблизительно в 895 году Лев Мудрый (886 – 912 гг.) в своей 89-й новелле предписал заключать брак не иначе, как с церковного благословения. Но этот закон не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексий Комнин (1081 – 1118 гг.) распространил обязательность церковного благословения браков и на рабов. Император Андроник Палеолог (1282 – 1328 гг.) и Патриарх Констатинопольский Афанасий (1303 – 1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

148. Pag. 1081. 149. Pag. 1081. 150. Pag. 1081. 151. Pag. 1081. 152. Pag. 1081. 153. Pag. 1081. 154. Pag. 1081. 155. Pag. 1082. 156. Pag. 1082. 157. Pag. 1082. 158. Pag. 1082. 159. Pag. 1082. 160. Pag. 1082. 161. Pag. 1082. 162. Pag. 1082. 163.  …спроси отца твоего, и он возвестит тебе (Втор. 32. 7. Достопамятные сказания, гл. 37). 164.  повинуясь друг другу в страхе Божием (Еф. 5. 21). 165.  …должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5. 29). 166.  …справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4. 19.) 167.  За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10. 5). 168.  Но если бы даже не мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1. 8, 9). 169. Pag. 1082 и 1083. 170.  …«хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25. 21). 171. Ис.38. 172.  …вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется (Ин. 16. 20). 173. Pag. 1095. 174. Алфавитный патерик. 175. Алфавитный патерик. 176. Pag. 1099 и 1100. 177. Pag. 1100 и Алфавитный патерик. 178. Pag. 1097 и Алфавитный патерик. 179. Слово 71. 180.  …за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12. 36, 37). 181.  Горе вам, смеющиеся ныне: ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6. 25). 182.  Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф. 4. 29). 183.  Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам] (Еф. 5. 4). 184. Pag. 1100. 185. Алфавитный патерик. 186. Преподобный Марк Подвижник. О Законе Духовном, гл. 32. 187. В начале Поучений преподобного аввы Дорофея. 188. Четьи-Минеи, 4 декабря. 189. Делатель золотых и других драгоценных вещей. 190. Pag. 785, стр. 130. 191.  …я Павлов, я Аполлосов (1 Кор. 1. 12). 192.  Кто мог погрешить — мне погрешил, сделать зло — и не сделал (Сир. 31. 11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010