Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину – липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березы. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы – сосна, ель, лиственница, кедр. Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева – древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки. Уже в XI-XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI-XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 x 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде – 229 x 144 см, «Георгий» из того же собора – 230 x 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие – в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 x 37 см. Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок. Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля – лункообразные борозды, от рубанка – плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI-XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

1770 г. в храме случился пожар. На пепелище чудесно обрели образ Божией Матери, на этот раз невредимо вышедший из огня. Жителями было принято решение построить новый храм. Священники Петр Петров и Алексий Кокшарский ходатайствовали об этом перед Варлаамом, еп. Тобольским, и благословение было получено. 9 окт. 1774 г. храм во имя равноапостольных Константина и Елены освятил игум. Далматовского мон-ря Маргарит. В 1797 г. к храму был пристроен придел, к-рый освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанская Чимеевская икона Божией Матери. 2005 г. Оклад кон. XVIII в. (келейный корпус Чимеевского мон-ря) Казанская Чимеевская икона Божией Матери. 2005 г. Оклад кон. XVIII в. (келейный корпус Чимеевского мон-ря) Вскоре после этих событий жители Чимеева, близлежащих сел и деревень в благодарность Пресв. Богородице за помощь пожаловали для Ее чудотворной иконы чеканную серебряную ризу с золочеными нимбами и драгоценными камнями. Большой вклад сделал житель чимеевской слободы Иван Федорович Москвин. К 80-м гг. XIX в. церковь, в которой находилась К. Ч. и., обветшала, и 26 янв. 1888 г. еп. Тобольский и всея Сибири Авраамий (Летницкий) благословил построить новый деревянный храм, освятив его в честь Казанской иконы Божией Матери, а 7 мая 1889 г. совершили его закладку. К. Ч. и. имеет довольно большой размер (108×89 см; 3 скрепленные шпонками доски). Изображение соответствует традиц. изводу Казанской иконы, с той особенностью, что фигура Иисуса Христа поставлена неск. выше - почти от середины голени, чем на др. списках иконы (встречается на иконах с XVIII в.). На полях в 3/4-ном развороте изображены предстоящие прор. Илия (слева) и особо почитаемый на сибир. землях свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Нимбы Богоматери и Спасителя узкие, орнаментированы внутри языками пламени. С К. Ч. и. совершали крестные ходы по уральским и зауральским городам. В храме велась летопись чудес от иконы, свидетельствующих о ее благодатной помощи и об исцелениях от нее. После 1917 г. в храме продолжали совершаться регулярные богослужения.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Шестоднев - особый жанр византийской и древнерусской литературы; экзегетически-апологетическое сочинение, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира " Состоит, как правило, из шести основных частей - соответственно шести дням творения и представляет собой, прежде всего, комментарий к библейскому рассказу о сотворении мира (Быт. 1). Самый известный " Шестоднев " принадлежит Василию Великому; остальные сочинения такого рода составлены, как правило, на его основе (Северина Гальского, Кирилла Философа, Иоанна Экзарха и др.). Икона " Шестоднев " известна с XVI в. и существует в двух основных вариантах: в одном случае в шести клеймах иконы непосредственно иллюстрируется сотворение мира, а в другом, согласно " Шестодневу " Кирилла Философа, дни недели отождествляются с определенными христианскими праздниками: неделя (воскресенье) - Сошествие во ад (Воскресение), понедельник - Собор архангелов, вторник - Усекновение главы Иоанна Предтечи, среда - Благовещение, четверг - Омовение ног, пятница - Распятие и суббота - Суббота всех святых. Оба варианта композиции " Шестоднев " могут объединяться в одной иконе. Шпонка - поперечный деревянный брусок, соединяющий доски в иконе с тыльной стороны и препятствующий их продольному смещению. Э Эммануил (евр. - с нами Бог) - одно из пророческих имен Бога Сына (Иисуса Христа), употребленное в пророчестве Исайи: " ...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил " (Ис. 7.14). Особый иконографический тип, представляющий Христа-отрока; используется, как правило, в композициях на тему воплощения: " Богоматерь Знамение " , " Собор архангелов " и др., а также в сложных символических композициях, в которых присутствуют темы предвечного существования Христа и поклонения жертве. Энкаустика - живопись восковыми красками, расплавленными путем нагревания и наносимыми с помощью металлического инструмента или кисти. Эпистилий (по-славянски тябло) - в античной архитектуре название горизонтального ряда балок перекрытия (архитрав, фриз и карниз); в древних иконостасах - горизонтальная балка с размещающимися на ней иконами. Этимасия (греч. - готовность, уготованность) - престол, уготованный для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего вершить суд над живыми и мертвыми (Пс. 9.5-8). В византийской и древнерусской живописи Этимасия изображается как самостоятельно (в монументальных росписях), так и в составе композиции " Страшный Суд " и других сложных символико-догматических композиций. Обычно на престоле полагаются книга (Евангелие, Книга Жизни - Откр. 5) и орудия страстей Иисуса Христа - Крест, копье и трость с губкой. Библиография

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

В музей пришел и лишившийся на войне левой руки Александр Кириков. «Отреставрированную им икону «Спас в Силах» нам подарил инженер Репин, забравший ее из заброшенной Покровской церкви в селе Чернокулово на Владимирщине, — продолжает Оксана Викторовна. — После первых пробных раскрытий, когда исследователи поняли, какого рода иконописный шедевр перед ними, музей снарядил в этот храм в Юрьев-Польском районе экспедицию. Благодаря ей в музее появился целый ряд замечательных памятников иконописи XV века из Деисусного чина, например образ Архангела Гавриила. Эту икону возвратила к жизни ученица монахини Иулиании (Соколовой) Ирина Ватагина — профессор Православного Свято-Тихоновского богословского института. На иконе видны следы двух поздних слоев XIX и начала ХХ века совершенно иных композиционных решений, причем они были нанесены на плотную толстую штукатурку». «Отец Александра Кирикова Василий, чьи предки были мастерскими иконописцами, после революции входил в Комиссию по спасению предметов русского искусства, — рассказывает Оксана Смирнова. — Но главное — он тоже работал в наших реставрационных мастерских! Здесь вы можете видеть восстановленный Василием Осиповичем образ преподобного Сергия Радонежского из того же Успенского собора в Дмитрове. К нам икона поступила в аварийном состоянии — вся изъеденная жучком и настолько ветхая, что от доски буквально отвалились углы и нижняя шпонка». Выставка «Окно в прошлое» открыта до 6 декабря по адресу: г. Москва, Андроньевская пл., 10. Вход по сеансам. Копья вокруг копий: «От съедающего времени отнять лики и память...» Справедливость тезиса «любая копия хуже оригинала» трудно оспаривать: любая копия вторична — а значит, неминуемо оказывается в тени оригинала. Однако в мире искусства есть исключения, и особенно много их там, где сотворивший оригинал художник отстоит от нас по времени на многие столетия. К такому парадоксальному выводу подводит посетителей выставка из фондов Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «Взгляд из ХХ века. Древнерусская храмовая живопись в копиях художников советского времени», открывшаяся в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».

http://e-vestnik.ru/reports/vystavochnyy...

Чтобы создать большую икону, мастера склеивают несколько досок мездровым клеем. Для большей прочности и предохранения от деформации доски скрепляют с тыльной стороны или торцов шипами, планками, шпонками – деревянными дощечками, карасиками – небольшими планками шестиугольной формы или ласточками – пазами, напоминающими по форме раздвоенный ласточкин хвост, и шпонками. Шпонки изготавливают из более крепких сортов дерева, чем материал иконной доски, чаще всего из дуба. В XI в. преобладали шпонки, вдолбленные в смежные доски, в XII – конце XIV вв. – накладные с тыльной и лицевой стороны, в конце XIV – начале XVII вв. – врезные с тыльной стороны, а в XVII в. – в торцах. Карасик врезается или вдалбливается в иконную доску с тыльной стороны по продольному стыку. Он предупреждает образование щели в месте склейки и деформацию иконной доски. В современной реставрационной практике карасик часто заменяется ласточкой. Лицевая сторона иконной доски имеет плоское углубление в середине – ковчег, окруженный полем. Ковчег символизирует хранилище святыни, поэтому в нем помещают основной сюжет или образ святого. На Руси в старину так называли раку или ларец с мощами, со временем это название перешло к иконной доске. Ковчег характерен больше для русских изводов, чем византийских. Со 2-й половины XVII в. встречаются иконы без ковчега. Полем иконы называется кайма или пространство по краям иконной доски, выделенная углублением средней части и обозначенная красочной чертой. На полях житийных икон пишут клейма. Скос между полем и ковчегом называется лузгой. Извод – то же, что и икона или канонический образец; список с образа-оригинала или копия, выполненная с незначительными вариациями, такими как, например, включение в иконографию Божией Матери с Младенцем изображений святых на полях; прорись. Колер – красочный состав, приготовляемый из нескольких красок. Кружало (кружило) – циркуль иконописца, изготовленный из веревки, прикрепленной одним концом к гвоздю. Чтобы нарисовать окружность, иконописец вращает другой конец веревки вокруг гвоздя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2017-09-29 18:48:46 Владелец: Nina Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2017-09-29 19:52:36]: Икона из Архангельской обл. Ответов: 2. Последний ответ: как раз на Украину больше тянет, или Южную Россию. Письмо простое, деревенского иконописца (это не плохо и не хорошо, просто такое письмо). Добавлено на опознание: 2017-09-25 15:03:23 Владелец: sushzavod Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2017-09-25 20:48:42]: ниже обратная сторона данной иконы Ответов: 1. Последний ответ: Могу предположить, что это кулон Елизаветы Константинопольской,игумении, отм. 24.4.ст.ст.,а оборот - императрица Елизавета и сделан в её время правления, конкретно для кого-то. Добавлено на опознание: 2017-09-25 15:02:38 Владелец: sushzavod Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-09-25 15:02:05 Владелец: sushzavod Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-09-25 10:20:39 Владелец: DenisEvgenevich Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Старинная икона триптих на доске. Примерно начало IXX века. Крепежная шпонка с торца. Два верхних изображения почти не сохранились. На нижнем изображении пять святых, прочитал следующие имена: Варвара, Иоанн, Ангел Хранитель, Ийаков, Анастасия. У крайнего слева персонажа корона на голове. [Добавлено 2017-09-25 14:59:08]: По последнему изображению не могу определить только Иоана. Варвара Илиопольская, Иоанн ?, Ангел Хранитель, Иаков Брат Господень, Анастасия Узорешительница [Добавлено 2017-09-25 15:18:39]: По последнему изображению не могу определить только Иоана. Варвара Илиопольская, Иоанн ?, Ангел Хранитель, Иаков Брат Господень, Анастасия Узорешительница [Добавлено 2017-09-25 15:29:54]: По последнему изображению не могу определить только Иоана. Варвара Илиопольская, Иоанн ?, Ангел Хранитель, Иаков Брат Господень, Анастасия Узорешительница [Добавлено 2017-09-25 15:50:57]: По последнему изображению не могу определить только Иоана. Варвара Илиопольская, Иоанн ?, Ангел Хранитель, Иаков Брат Господень, Анастасия Узорешительница [Добавлено 2017-09-26 09:18:11]: По последнему изображению не могу определить только Иоана. Варвара Илиопольская, Иоанн ?, Ангел Хранитель, Иаков Брат Господень, Анастасия Узорешительница

http://pravicon.com/unknown/23

Гонения прекращаются тогда, когда мы признаем их и раскаиваемся в содеянном. Открытие этой доски — видимый знак этого признания и этого раскаяния. Поэтому я считаю, что гонения на православную христианку Татьяну Николаевну Щипкову закончились сегодня, в тот момент, когда Патриарх Русской Церкви снял покрывало с мемориальной доски, на которой написано: " Здесь преподавала Татьяна Щипкова, пострадавшая за православную веру в годы гонений " ». А.В. Щипков поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла, губернатора Смоленской области А.В. Островского, епископа Смоленского Пантелеимона, руководство Смоленского государственного университета за участие в установке и открытии памятной доски. Участники церемонии возложили цветы к мемориальной доске. По окончании мероприятия Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву. На вокзале Смоленска Предстоятеля Русской Церкви провожали губернатор области А.В. Островский, епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, духовенство Смоленской епархии. Святейший Владыка поблагодарил руководство области и епархии за организацию визита. Татьяна Николаевна Щипкова в 1961-1978 гг. была преподавателем факультета иностранных языков Смоленского педагогического института. Преподавала латынь, читала курсы по истории французского языка, теоретической грамматике, античной истории и культуре. Вместе с тем, она знакомила студентов с библейскими текстами, рассказывала о Христе. Татьяна Николаевна была верующим православным человеком. На рубеже 70-80-х годов XX века она была репрессирована за свои религиозные убеждения: лишена ученой степени кандидата филологических наук, уволена из института, арестована и посажена в тюрьму. С 1980 г. по 1983 г. она в уссурийской исправительной колонии номер 267/10. После тюрьмы была ограничена в социальных правах, работала вахтером и не могла вернуться к преподавательской работе вплоть до начала 1990-х годов. Решение об увековечении памяти Т.Н. Щипковой было принято Смоленским городским советом. Мемориальная доска установлена на старом здании Смоленского государственного университета. Она представляет собой бронзовый портрет с надписью «Здесь с 1961 по 1978 год преподавала Татьяна Николаевна Щипкова, пострадавшая за православную веру в годы гонений». Идею установки доски поддержали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и губернатор Смоленской области А.В. Островский.

http://patriarchia.ru/db/text/2344921.ht...

Что касается формы, то в этом отношении христианские престолы сохраняли неизменно свой основной тип. Со времени торжества церкви они постоянно имели вид четырехугольного стола или доски, утвержденной на одной или нескольких подставках различного вида. Многие из них имели только одну подставку, которая помещалась в средине, имела вид небольшой колонки с углублением вверху для мощей и называлась: calamus, а иногда: columella. Таков престол, находящийся в крипте ев. Цецилии в Риме, вероятно IV в. и другой, вероятно V в., найденный в Окрестностях Ориоля в департаменте Буш-де-Рон во Франции 375 . В других случаях, более частых, верхняя доска престолов утверждалась по четырем углам на четырех колонках, изображавших четырех евангелистов. Образцы этого рода престолов V в. можно видеть в изображениях на мозаиках – наприм., церкви св. Иоанна in fonte в Равенне (451 г.) 376 . Кроме того, между древними памятниками встречаются престолы, подпираемые пятью колонками, из которых четыре поддерживают углы доски, а пятая помещается в средине и имеет небольшую впадину для мощей. Таков престол, найденный в недавнее время в Авиньоне и, как полагают, устроенный св. Агриколой. Такой же престол, взятый из аббатства св. Виктора и, судя по орнаментам, относящийся по крайней мере к V в. сохраняется в Марсельском музее. Но особенно замечательным считается престол такого же устройства в крипте св. Марты в Тарасконе, относимый к глубокой древности. Престол этот состоит из доски с углублением для мощей и из пяти колонок. Сделан он весь из цельного куска травертина 377 . Все перечисленные престолы имеют форму сравнительно легкую, но в древности были употребительны также и более массивные престолы, в которых подставками служили не колонны, а массивные доски. Престолы эти состояли или из трех досок, или из пяти, при чем в первом случае служили подставками только две доски, а во втором – четыре. Престолы первого рода назывались иногда арками (агса). Примером может служить престол в церкви св. Стефана в Болонье, посвященный св. Виталию и, как видно из надписи, относящийся к 382 г. 378 . Замечательным образцом второго рода массивных престолов может служить престол в церкви свв. Назария и Кельсия в Равенне (440 г.). Здесь верхняя доска утверждена на четырех других досках, подставленных вертикально под каждую из сторон первой. Лицевые стороны этих подставок представляют очень удобную, площадь для скульптурных украшений, которые и действительно покрывают три из них, переднюю и две боковые 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010