Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ МНИХ (XI в.), древнерус. писатель, автор (или один из авторов) «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» («Память и похвала князю рускому Володимиру, како крестися Володимир, и дети своя крести, и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано Иаковом мнихом») - древнейшего агиографического сочинения, посвященного равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу . Об И. М. известно то, что он сообщил о себе в 1-й ч. текста: «Тако же и аз, худыи мних Иаков, слышав от многых о благовернем князи Володимери всея Рускиа земля… и мало събрав от многыя добродетели его, написах». В дореволюционной лит-ре получила широкое распространение гипотеза, согласно к-рой автор «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» одно лицо с пресв. Иаковом, упомянутым в летописи под 1074 г. в качестве претендента на игуменство в Киево-Печерском мон-ре: в конце апр.- нач. мая 1074 г. находившийся при смерти игум. прп. Феодосий предлагал братии избрать Иакова своим преемником, однако кандидатура последнего не устроила монахов: «не зде есть постриган». Этот Иаков, разъясняет летописец, пришел вместе со своим братом Павлом «с Летьца», т. е. с реки Альты в Переяславском княжестве, где находился Борисоглебский мон-рь (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 186-187). Во 2-й пол. XI в. упоминается еще один киевский книжник черноризец Иаков - автор вопросов канонического содержания, обращенных к Киевскому митр. Иоанну II (до 1077/78-1089) (РИБ. Т. 6. Стб. 1). Однако имя Иаков было широко распространено в Др. Руси (так, имя «чернеца» Иакова встречается среди граффити киевского Софийского собора), поэтому достаточных оснований для отождествления названных иноков нет. Соч. «Память и похвала князю русскому Владимиру...» было открыто в сер. XIX в. архим. Макарием (Булгаковым) . Памятник состоит из 3 частей, к-рые, как правило, выделены в рукописях заголовками или же существуют в виде самостоятельных произведений: 1-я ч.- «Память и похвала», где прославляется Владимир как «апостол в князех»; 2-я ч.- Похвала равноап. кнг. Ольге; 3-я ч.- «Древнее житие» кн. Владимира. Название последней части, встречающейся в рукописях отдельно в качестве краткого Жития кн. Владимира, принадлежит А. И. Соболевскому (название в рукописях: «Житие благовернаго князя Владимира, нареченнаго в святом крещении Василиа, крестившаго всю Рускую землю»). Соболевский считал «Древнее житие» древнейшей частью и источником «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...», однако Н. К. Никольский и С. А. Бугославский доказали, что в сохранившихся списках «Древнее житие» представляет собой извлечение из полной редакции «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...».

http://pravenc.ru/text/ИАКОВ МНИХ.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, древнерус. агиограф, летописец. О происхождении и жизни Н. до пострижения ничего не известно. Встречающиеся в лит-ре указания на время и место рождения преподобного не имеют документального подтверждения. Они являются лишь предположениями, к-рые основываются либо на интерпретации текстов «Повести временных лет» (далее - ПВЛ), прежде всего написанных от первого лица, либо на показаниях источников XV-XVII вв. Достоверные биографические сведения о Н. содержатся в принадлежащем его перу Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ). В заключительной части этого памятника Н. писал, что был принят в Киево-Печерский мон-рь (см. Киево-Печерская лавра ) игуменом прп. Стефаном (1074-1077/78), который постриг его в монахи, а через некоторое время рукоположил во диакона. Мнение о пострижении Н. в юном возрасте безосновательно: слова агиографа в ЖФ о том, что он «мьнии вьсех в манастыри» и «множьствъм грехов напълънен… от уности», не являются указанием на возраст, а представляют собой традиционный для средневековой агиографии прием авторского самоуничижения. Несмотря на сведение с игуменства Стефана и изгнание его из монастыря, Н. продолжал жить в обители, пользуясь доверием и авторитетом среди братии. Именно ему было поручено составление двух житийных произведений - «Чтения о житии и погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» (далее - ЧН, см. также Борис и Глеб ) и «Жития преподобного отца нашего Феодосия игумена Печерского». Об авторитете Н. свидетельствует сообщение Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.), где он назван в числе 13 печерских отцов, изгнавших беса из ушедшего в затвор молодого монаха Никиты (с 1096 г. епископ Новгородский, свт.). Большинство исследователей полагают, что именно Н. игумен прп. Иоанн поручил извлечь останки прп. Феодосия Печерского из пещеры, в которой тот был погребен 3 мая 1074 г., для последующего торжественного перенесения в каменный Успенский собор монастыря (М. П. Погодин , Д. И. Абрамович , А. А. Шахматов , Д. С. Лихачёв , М. Х. Алешковский, Ю. А. Артамонов). Раскопки (вход в пещеру был замурован) велись без огласки в ночь с 12 на 13 авг. 1091 г., накануне главного для обители праздника - Успения Пресв. Богородицы. Подробный рассказ об этом событии, написанный от первого лица, имеется в ПВЛ под 6599 (1091) г.

http://pravenc.ru/text/Нестор ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН ВЕЛИКИЙ Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († 1088, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум. киевского Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) (1077/78 - 1088). Сведения о Н. В. содержатся в Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ), написанном прп. Нестором в нач. XII в. (по др. мнению, в кон. XI в.); в «Повести временных лет» (далее - ПВЛ): в статьях 6582 (1074) г.- «Сказании о первых черноризцах печерских» и 6596 (1088) г.; в Киево-Печерском патерике (далее - КПП): в «Слове о пришествии писцов церковных», «Слове об Иоанне и Сергии», «Слове о Никите Затворнике», «Слове о Спиридоне Проскурнике и об Алимпии Иконописце» (20-30-е гг. XIII в.). Согласно ЖФ, Н. В. был одним из первых последователей прп. Антония Печерского. В пещеру близ Берестова (княжеское село на юж. окраине Киева) он пришел не позднее сер. 50-х гг. XI в. ( Артамонов. 2003. С. 224). Именно Н. В., как пресвитеру и опытному черноризцу («прозвутеру и чьрноризьцю искусьну»), прп. Антоний поручал совершать пострижение желавшх приобщиться к подвигу монашества. Н. В. постриг в иночество прп. Феодосия Печерского, прп. Варлаама , преемника прп. Антония на игуменстве и 1-го настоятеля княжеского киевского во имя великомученика Димитрия Солунского мужского монастыря , свт. Ефрема буд. титулярного митрополита Переяславского. Это событие стало причиной конфликта печерян с киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами), к-рый был недоволен тем, что пострижение состоялось без его разрешения (Ефрем был слугой Изяслава, а Варлаам - сыном его боярина Иоанна).

http://pravenc.ru/text/Никону ...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Образование, наука, духовное просвещение См. также: Церковное образование и воспитание 2629–2744). 1069. Воробьев В., прот. Перспективы высшей православной школы//РЧ, 5-е. 1997. С. 57–67. 1070. Тихон (Емельянов), архиеп. Новосибирский и Бердский. Развитие образовательной деятельности Церкви на епархиальном уровне (из опыта работы в Новосибирской епархии)/Тихон, еп. Новосибирский и Бердский//РЧ, 4-е. 1996. С. 239–261. См. также 2764, 2765. Новые учебные заведения Православный Свято-Тихоновский богословский институт См. также: Ежегодная богословская конференция ПСТБИ 1093–1099). 1071. Воробьев В., прот., Постернак А. В., Хайлова О. И. Православный Свято-Тихоновский богословский институт//БСб. 1997. 1. С. 168–178. См. также 2451, 2628. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея 1072. III Андреевские чтения: [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 12–13 дек. 1998 г.]//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 635. 1073. V Андреевские чтения [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 11–13 дек. 2000 г.]//Страницы. 2000. Т 5. 4. С. 635–636. 1074. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея: [Издательская программа]//МБ. 1997. Вып. 4. С. 76–78. 1075. Иннокентий (Павлов), игум. Дерево узнается по плоду: Первый выпуск ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 472–475. 1076. Конференция ББИ [, посвящ. дню св. ап. Андрея. 13 дек. 1996 г.]//Страницы. 1996. 4. С. 157. 1077. Научно-методический семинар в ББИ//Страницы. 1996. 2. С. 155–156. 1078. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование»//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 317. 1079. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1998//Страницы. 1998. Т 3. 4. С. 635. 1080. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1999//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 316–317. 1081. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование» (осенний семестр 2000 г.)//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 637. 1082. Презентация новых изданий ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАТФЕЙ Прп. Матфей Прозорливый, со сценами жития. Гравюра монаха Илии. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 168 об. (РГБ) Прп. Матфей Прозорливый, со сценами жития. Гравюра монаха Илии. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 168 об. (РГБ) († не ранее 1077/78, после 1088 (?), Киево-Печерский мон-рь), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый. Сведения о М. содержатся в сказании «О первых черноризцах Печерских», которое помещено в ПВЛ под 6682 (1074) г. (нач.: «Стефану же предержащю манастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий»), и в Киево-Печерском патерике (в Арсеньевской редакции рассказ о М. опущен). Летописный вариант рассказа является изначальным: сравнение 2 версий показало, что сказание было извлечено из ПВЛ и внесено в Киево-Печерский патерик без к.-л. существенных изменений ( Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме лит. деятельности прп. Нестора//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 171). Вместе с посланиями свт. Симона , еп. Владимиро-Суздальского, и киево-печерского инока Поликарпа оно составило основу патерика, к-рый впосл. продолжал пополняться агиографическими и летописными текстами преимущественно печерского происхождения. Есть основания полагать, что краткий рассказ о М. входил в состав не дошедшего до нас древнего Жития прп. Антония Печерского (кон. XI в.). На это указывают слова Поликарпа, который в рассказе «О блаженем Агапите лечци» (нач. 30-х гг. XIII в.), обращаясь к киево-печерскому архим. прп. Акиндину , пишет: «Якоже блаженый Нестер в Летописци написа о блаженых отцих: о Демиане, и Еремеи, и Матфеи, и Исакыи, в Житии святаго Антониа вся си вписана суть житиа их, аще и вкратце» (Древнерус. патерики. 1999. С. 42).

http://pravenc.ru/text/2562634.html

Время жизни М. в обители следует относить к сер.- кон. XI в. На это указывают слова летописи о том, что «при сем бо старци (М.- Ю. А.) Феодосии преставися, и бысть Стефан игумен, и по Стефане Никон, сему и еще сущю старцю» (ПВЛ. СПб., 1996. С. 82). Преставление Феодосия датируется 3 мая 1074 г., игуменство прп. Стефана приходится на 1074-1077/78 гг., прп. Никона - на 1077/78-1088 гг. Встречающаяся в литературе датировка успения М. 1085 г. не находит подтверждения в источниках. Если рассматривать 3-е видение как знамение скорого преставления игум. Никона († 1088), то кончину М. можно отнести ко времени после 1088 г. М. с прозвищем Прозорливый упоминается Афанасием Кальнофойским в «Тератургиме» среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах рядом с мощами прп. Иеремии Прозорливого (К., 1638. Л. 17; Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым», где М. прославляется вместе с преподобными Онисифором и Иеремией во 2-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., по которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. был определен день празднования Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 190-191; Т. 2. Стб. 181-182; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991р. С. 96-97; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 76-77. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 20; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 43-44; Лихачев Д. С. Комментарии//ПВЛ. СПб., 1996. С. 501; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 70-72; он же. К вопросу о внетекстологических параллелях агиогр. легенд Повести временных лет//Sacrum et Profanum: Сб. науч. тр. Севаст., 2007. Вып. 3. С. 17-20; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032. С. 125-126; Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. С. 256; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 564-565.

http://pravenc.ru/text/2562634.html

Незаконно захватив великокняжеский стол, черниговский князь нуждался в поддержке населения столицы. Поэтому практически сразу после утверждения кн. Святослава в Киеве принимается решение о строительстве каменного Успенского собора, причем местом его возведения становится поселение отшельников (Ближние пещеры), а не общежительный мон-рь прп. Феодосия (Дальние пещеры). Из княжеской казны на строительство была выделена большая по тем временам сумма - 100 гривен золотом. Видимо, этим решением кн. Святослав пытался снискать расположение не только монахов-отшельников, но и киевлян, для которых прп. Антоний являлся духовным авторитетом. Так, согласно ЖФ, князь в присутствии множества людей собственноручно начал копать ров под фундамент будущего храма. Прп. Феодосий. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 40 об. (РГБ) Прп. Феодосий. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 40 об. (РГБ) Согласно «Слову о создании церкви Печерской» (в составе КПП), прп. Антоний трижды молился Богу с просьбой указать место возведения храма и трижды оно было отмечено чудесными знамениями. В отличие от него игум. Феодосий не был сторонником кн. Святослава, и в то время, когда начинались работы по возведению Успенского собора, находился в оппозиции к черниговскому князю. Согласно прп. Нестору, он настойчиво обличал кн. Святослава в вероломстве, используя для этого любые способы: «Овъда епистолия пиша посылааше томоу, овъгда же вельможамъ его приходящемъ къ немоу обличааше того о неправьдьнемь прогънании брата, веля темъ поведати томоу». Противостояние зашло так далеко, что после одного из обличительных писем, в котором кн. Святослав был уподоблен древним «гонителям» и «братоненавистникам», по Киеву распространился слух о возможном заточении Феодосия. Вероятно, смерть прп. Антония положила конец не только противостоянию между кн. Святославом и прп. Феодосием, но и обособленному существованию 2 общин. Уже начавшееся строительство Успенского собора предопределило перевод братии из «ветхого монастыря» (Дальних пещер) в «новый» (Ближние пещеры). Вероятно, идея интеграции была предложена игум. Феодосием, который выступил в качестве преемника прп. Антония. Поэтому уход в Тмутаракань прп. Никона Великого в сопровождении 2 черноризцев позволяет предположить, что часть отшельников не была довольна этим объединением. Менее чем через год (3 мая 1074) прп. Феодосий скончался. Согласно завещанию, его тело было погребено в пещере, в к-рой печерский игумен затворялся на время Великого поста. В период игуменства Стефана (1074-1077/78) слияние общин завершилось созданием единого монастырского комплекса. Братия была переведена в «новый монастырь», и только неск. человек остались в «ветхом монастыре» для погребения усопших и совершения ежедневной заупокойной литургии. Однако память о некогда обособленном существовании Феодосиевой и Антониевой общин сохранилась в топографии Киево-Печерского монастыря в виде разделения его территории на Ближние и Дальние пещеры.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

См.: L. Ryden. Das Leben des Heiligen Narren Symeon von Leontios von Neapolis. Uppsala. 1963 (греческий текст Жития стр. 121–170) 1070 Eth 6.104–106. 1071 См.: Часть III. Диалектика единения с Богом. Прим. 44–46. 1072 Eth 6.202–212. 1073 Eth 6.360–368. 1074 Eth 6.454–469. 1075 Eth 6.469–474. 1076 Cat 4.349–350. 1077 Cat 20.205. 1078 Ер 4.387–384. 1079 Ер 4.402–412. 1080 Hymn 9.19–43. 1081 Hymn 46.29–36. См.: Часть V. Божественный Эрос. Прим. 9 1082 Hymn 15.205–214. 1083 Hymn 15.215–219. 1084 См.: прим. 19 к настоящей главе. 1085 Пр. Симеон не упоминает о нем, ограничиваясь указанием на мученика Хрисанфа как на пример бесстрастия. 1086 Cat 1.78–98. 1087 Hymn 39.1–14. 1088 Hymn 39.15–19. 1089 Hymn 39.30–38. 1090 Hymn 29.315–348. 1091 Hymn 30.373–378. 1092 Hymn 20.29–31. 1093 Hymn 42.74–78. 1094 Hymn 46.29–36. 1095 Hymn 46.44–45. 1096 Hymn 13.63–84. 1097 Hymn 16.23–33. 1098 Hymn 16.34–39. 1099 Eth 6.110–129. 1100 Eth 1.9.74–80. 1101 Eth 8.144–154. 1102 Сар 3.12. 1103 Сар 3.47. 1104 Cat 20.206–209 1105 Hymn 27.49–56. 1106 Как, например, католиков «доброго старого времени», каким был покойный о. Жюжи. Но уже в 1603 году Понтанус в своем латинском переводе части Гимнов опустил некоторые места 115–ого Гимна, шокированный некоторыми выражениями (silentiam praetermitendam latinisque auribus non satis dignam censuimus P. G. 120. 531 D). 1107 Hymn 15.141–148. 1108 Hymn 15.149–159. 1109 Hymn 15.160–177. 1110 Hymn 15.220–231. 1111 Hymn 15.235–239. 1112 О св. Григории Нисском см. третью главу, «Экстатическая любовь», книги J. Danielou: «Platonisme et Theologie mystique». Paris. 1944. Стр. 274–326. У пр. Иоанна Лествичника «любовь» находится на высшей ступени «Лествицы». 1113 См. об этом в начале предыдущей главы. 1114 Cat 1.53–60. 1115 Cat 1.60–64. 1116 Cat 1.67–69. 1117 Cat 1.73. 1118 Cat 1.78–98. См.: Часть V. Божественный эрос. Пр. 1. 1119 Cat 1.99–104. 1120 Cat 1.104–109. 1121 Cat 1.148–132. 1122 Cat 1.121–130. 1123 Cat 1.130–134. 1124 Cat 1.137–139. 1125 Cat 1.143–145. 1126 Euch 2.269–272.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

3. В заключительной части Жития, характеризуя время игуменства Никона, Нестор пишет: «Тоже многашьды окушааше ся врагъ, тако же пакы темь (братии.– Ю. А.) съмятъше, и на того (Никона.– Ю. А.) крамолоу взъложити, нъ не Согласно Нестору, в игуменство Никона «враг» тщетно пытался спровоцировать мятежи среди братии. Однако все его происки остались без успеха. Подвести такой итог деятельности Никона на посту настоятеля можно было только после его смерти. Поппэ считает, что «содержание приведенного текста» воспринято мною «превратно»: «желательный результат достигнут путем изъятия рассматриваемого предложения из его контекста» (С. 71). По мнению критика, «то, что Нестор говорит о Феодосии», я «приписал Никону». Обратимся к тексту. Описывая события времени игуменства Стефана (1074–1077/78 гг.), Нестор пишет: «Се бо таково съмяте сотона створи въ нихъ (братии.– Ю. А.), яко же темъ крамолоу створивъшемъ, Стефана от игоуменьства отставиша. Си же тако дияволъ раждьже я на гневъ, яко же и от манастыря того тъща отгънаша… Си же пакы по изгънании того сущеи въ манастыри блаженааго Феодосия, и съ съвета вьсехъ великааго Никона игоумена себе поставиша, бе бо тъ по оусъпении блаженааго (Феодосия.– Ю. А.) от места своего пришьлъ въ манастырь тъ. Се же, яко же мьню, по Божию изволению быти того мьню поставлению, яко же томоу стареишю соущю въсехъ. Се бо и блаженыи отець нашь Феодосии от того роукоу пострижения съподоби ся и приятъ святаго и ангельскаго образа мьнишьскааго. Тоже многашьды окушааше ся врагъ тако же пакы темь съмятъше, и на того крамолоу взъложити, нъ не А. Поппэ полагает, что тот, на какого «враг» пытался «крамолу возложить», есть Феодосий. Однако это не так. Сообщив о выборе Никона игуменом, Нестор более не называет его по имени, а использует местоимение «тот»: «тому стареишю соущю въсехъ», «от того роукоу пострижения съподобися» и, наконец, «на того крамолоу взъложити». Никон был выбран настоятелем как старейший среди братии, от его руки принял постриг Феодосий, на него, как и на Стефана, сатана пытался «возложить крамолу», но не преуспел в этом. Именно так данный фрагмент был понят и составителями II Кассиановской редакции Киево-Печерского патерика, где он получили заголовок «О игуменъстве Никонове». Таким образом, Нестор дает понять, что смятения и тревоги периода игуменства Никона – явления прошлого.

http://sedmitza.ru/text/3614078.html

О том, как и когда возник этот монастырь, нет точных сведений. Возможно, что такого монастыря и вовсе не было в Киеве, а просто там жил черноризец–болгарин из византийского или болгарского монастыря св. Мины, ушедший вместе с Никоном из Киева  . Никон оставил город, чтобы избежать княжеского гнева, и направился на юго–восток. Он пришел на берег Азовского моря и остановился в городе Тмутаракани, где правил князь Глеб Ростиславич, внук князя Ярослава (до 1064 г.). В Тмутаракани, которая у византийцев известна была под именем Таматарха, Никон между 1061 и 1067 гг. основал монастырь в честь Божией Матери и оставался в нем до 1068 г., до своего возвращения в Киев, в Печерский монастырь, где с 1077/78 по 1088 г. он подвизался уже как настоятель  . Димитриевский монастырь основан был в Киеве в 1061/62 г. князем Изяславом. Для управления им Изяслав пригласил настоятеля Печерского монастыря. Соперник Изяслава в борьбе за Киев, князь Всеволод, в свою очередь тоже основал монастырь — Михайловский Выдубицкий и в 1070 г. велел построить в нем каменную церковь. Через два года в Киеве возникли еще две обители. Спасский Берестовский монастырь, вероятно, был основан Германом, ставшим впоследствии Новгородским владыкой (1078–1096), — в источниках этот монастырь часто называют «Германичем». Другой, Кловский Влахернский монастырь, называвшийся также «Стефаничем», был основан Стефаном, настоятелем Печерского монастыря (1074–1077/78) и епископом Владимира–Волынского (1090–1094), просуществовал он до разрушения Киева татарами  . Таким образом, эти десятилетия были временем бурного монастырского строительства. С XI до середины XIII в. возникло и много других обителей. Голубинский насчитывает в одном Киеве до 17 монастырей  . В XI в. строятся монастыри и вне Киева. Мы уже упоминали монастырь в Тмутаракани. Монастыри появляются также в Переяславле (1072–1074), в Чернигове (1074), в Суздале (1096)  . Особенно много обителей строилось в Новгороде, где в XII–XIII вв. тоже насчитывалось до 17 монастырей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010