Ефрем, преподобный Печерский, епископ Переяславский († 1098, память 28 января/10 февраля и 28 сентября/11 октября) До своего пострижения в монашество был казначеем и управлял хозяйством при дворе великого князя Изяслава (Дмитрия) Ярославича. В 1056 году Ефрем принял монашеский постриг от игумена преподобного Никона в Киево-Печерском монастыре, по благословению преподобного Антония Печерского († 1073, память 10/23 июля и 28 сентября/11 октября). Разгневанный князь Изяслав потребовал, чтобы Ефрем возвратился домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Ефрем, не желая навлекать на обитель княжеской немилости, отправился странствовать по святым местам. Посетив Святую Гору Афон, он поселился в одном из константинопольских монастырей. Здесь святой Ефрем, по просьбе преподобного Феодосия, списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в Киево-Печерской обители. После 1072 года Ефрем был поставлен епископом в Переяслав и носил титул митрополита в связи с тем, что в Переяславе существовала особая, отдельная от Киева, титулярная митрополия, учрежденная в 60-е гг. XI в., что было следствием своеобразного политического устройства Руси при наследниках Ярослава Мудрого. Хиротонисан он был в Киеве при митрополите Киевском Иоанне (1077–1089). В своей епархии святитель Ефрем возвел много благолепных храмов из камня. Среди прочих, по свидетельству современников, особенно выделялись церковь Архистратига Михаила, надвратные церкви святого великомученика Феодора и святого апостола Андрея Первозванного. Святитель Ефрем прославился как благотворитель и благоукраситель Переяслава, укрепив его каменными стенами, устроив бесплатные больницы для бедных, а также общественные бани (по другим сведениям – крещальни, или баптистерии при храмах). В 1091 году преосвященный Ефрем участвовал в открытии и перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского . В книге П. М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» преосвященный Ефрем упоминается митрополитом Киевским в 1088–1091годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Варлаам Печерский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Варлаам Печерский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Варлаам Печерский, прп. Преподобный Варлаам Печерский (память 19 ноября, 28 сентября по старому стилю и во 2-ю Неделю Великого поста) Первый игумен Киево-Печерского монастыря. С молодых лет часто посещая преподобного Антония Печерского (U 1073 г.; память 10/23 июля) и с любовью слушая его наставления, он так увлекся монашеской жизнью, что решил сам стать иноком. Преподобный Антоний принял благочестивого юношу, твердо решившего стать монахом, и велел преподобному Никону (U 1088 г.; память 23 марта/5 апреля) совершить над ним иноческий постриг. Этим возбудил Варлаам против себя гнев отца, но твердость духа, проявленная молодым юношей, заставила отца уступить желанию сына. Когда число иноков в пещерах стало возрастать, преподобный Антоний поставил преподобного Варлаама игуменом, а сам переселился в другую пещеру и опять стал жить в уединении. Испросив благословение преподобного Антония, игумен построил над пещерой деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впоследствии преподобный Варлаам по желанию великого князя Изяслава, в крещении Димитрия, стал игуменом нового созданного монастыря в честь великомученика Димитрия. Дважды преподобный Варлаам совершал паломничество к святым местам Иерусалима и Константинополя, как по личному влечению, так и для блага Церкви: христианство на Руси было тогда еще новым явлением и многое из древних правил Восточной Церкви нужно было вводить. На обратном пути из второго путешествия он скончался во Владимирском Святогорском монастыре на Волыни в 1065 г. и был погребен, согласно завещанию, в Печерской обители, в Ближних пещерах. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Варлаам Печерский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1910

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Варлаам Печерский, прп. Описания иконы Варлаам Печерский, прп. - житие Преподобный Варлаам Печерский (память 19 ноября, 28 сентября по старому стилю и во 2-ю Неделю Великого поста) Первый игумен Киево-Печерского монастыря. С молодых лет часто посещая преподобного Антония Печерского (U 1073 г.; память 10/23 июля) и с любовью слушая его наставления, он так увлекся монашеской жизнью, что решил сам стать иноком. Преподобный Антоний принял благочестивого юношу, твердо решившего стать монахом, и велел преподобному Никону (U 1088 г.; память 23 марта/5 апреля) совершить над ним иноческий постриг. Этим возбудил Варлаам против себя гнев отца, но твердость духа, проявленная молодым юношей, заставила отца уступить желанию сына. Когда число иноков в пещерах стало возрастать, преподобный Антоний поставил преподобного Варлаама игуменом, а сам переселился в другую пещеру и опять стал жить в уединении. Испросив благословение преподобного Антония, игумен построил над пещерой деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впоследствии преподобный Варлаам по[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 4551.jpg:   Размер: 310x1200, 0.37 MPix, 53 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (145) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4553.jpg:   Размер: 749x1183, 0.89 MPix, 151 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (152) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1362

преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

3 . Св. ВЛАДИМИР Святославич Равноапостольный, Великий Князь Всероссийский, просветивший Российскую землю св. крещением, преставился в 1015 году (а по Следованной Псалтири в 1016 году), Июля 15, в Берестове. Тело его погребено в Киеве в Десятинной церкви в мраморном гробу. Церковь совершает память его Июля 15. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Июля 15. 4 . Св. ГЛЕБ, Князь Муромский во св. крещении ДАВИД, сын Великого Князя Равноапостольного Владимира, убит в 1016 году, Сентября 5. Св. мощи его почивают вместе с мощами брата его. Церковь память его совершает Мая 2 и Июля 24. Смотри Месяцесловы Июля 24, Пролог и Четь Минею Сентября 5, Мая 2 и Июля 24. 5 . Пр. ЕФРЕМ, Архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря, родом Угрин, преставился в 1015 году, Января 28. Св. мощи его обретены в 1573 году и почивают в соборной церкви того монастыря. Смотри Пролог и Четь Минею, Января 28. 6 . Пр. МОИСЕЙ многострадальный, родом Угрин, Киево-Печерский чудотворец, преставился в 1041 году, Июля 26. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский, Пролог и Четь Минею, Июля 26. 7 . Пр. ВАРЛААМ, Игумен Киево-Печерский, преставился во Владимире Волынском в XI веке около 1065 года, Ноября 19. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Ноября 19. 8 . Пр. АНТОНИЙ Киево-Печерский, преставился в 1073 году (а по Следованной Псалтири – в 1070 году), Июля 10. Св. мощи его почивают под великим Печерским монастырём. Церковь память его совершает Июля 10. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 10. 9 . Пр. ФЕОДОСИЙ, Игумен Киево-Печерский, преставился в 1074 году, Мая 3. Св. мощи его обретены в 1092 году, Августа 14, и перенесены из пещеры в новосозданную Печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы, и положены на правой стороне. Церковь память его совершает Мая 3. Смотри Месяцесловы Киевский и Московский Мая 3 и Августа 14, Пролог и Четь Минею Мая 3 и Августа 14. 10 . Св. ИСАИЯ, Епископ Ростовский, преставился в 1089 году, Мая 15. Св. мощи его обретены в 1162 году, Мая 23, и почивают в Ростовской соборной церкви. Церковь совершает память его Мая 15. Смотри Месяцесловы и Пролог, Мая 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучения и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам и будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете». Святая твердо ответила: «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие – Господь мой, Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!». Начались жестокие пытки, но Анастасия твердо переносила мучения, славя и воспевая Иисуса Христа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные пытки, вознегодовал, и градоначальник прекратил их, обезглавив святую Анастасию. Тело святой мученицы, брошенное псам, Господь сохранил от глумления – христиане, взяв его, предали достойному погребению. Прп. Антоний Печерский Память его празднуется 28 сентября/11 октября, 10/23 июля, 2/15 сентября Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова. В юности он достиг Афона и принял там постриг. Игумен обители, в которой находился Антоний, по внушению Бога отправил его на родину, предвидя в нем великого подвижника. По откровению святой Антоний пришел к пещере, находящейся на одном из Киевских холмов и стал в ней вести жизнь, преданную молитве и духовным трудам. К подвижнику стали приходить люди за благословением, некоторые оставались с ним. В числе первых были святые Никон и Феодосий. Когда число братии достигло 12, решено было выкопать большую пещеру, устроить в ней церковь и келлии для иноков. Сам же святой Антоний удалился из обители и выкопал себе новую пещеру. Но и там стали собираться иноки. Так образовались ближний и дальний пещерные монастыри, ставшие духовным центром Руси. Преподобный Антоний после долгих трудов преставился 7 мая 1073 года. Преподобный Арсений Великий Память его празднуется 8/21 мая Преподобный Арсений был диаконом в городе Риме и проводил жизнь целомудренную, всего себя посвятив на служение Церкви и алтарю. Когда император Феодосии Великий стал искать воспитателя для своих сыновей, то во всем Риме не нашлось более образованного и добродетельного мужа, чем Арсений-диакон, и царь отдал под его руководство своих детей. При этом он окружил Арсения большим почетом и даже приказал всем называть Арсения: “отец государя и детей его”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Из Изборника 1073 года Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова Изборник 1073 г. – одна из древнейших русских рукописных книг наряду с Остромировым Евангелием и Изборником 1076 г. Этот Изборник был обнаружен К. Калайдовичем и П. Строевым в 1817 г. в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре; в настоящее время хранится в Государственном Историческом музее в Москве, в Синодальном собр., под 1043/31 д. Рукопись иллюминирована изображением русской княжеской семьи (в начале) и рисунками знаков зодиака (л. 250 об.–260). Ее фототипическое воспроизведение см.: Изборник Святослава 1073 г. М.: Книга, 1983. Кн. 1. Изборник Святослава 1073 г.: Факсимильное издание. Кн. 2. Научный аппарат факсимильного издания. Изборник 1073 г. – это сделанный на Руси список с болгарского оригинала, представляющего собой перевод с греческого, выполненный, по всей вероятности, для болгарского царя Симеона (919–927) («великы в царех Симеон» упоминается в происходящей из Кирилло-Белозерского монастыря рукописи 1445 г., по содержанию идентичной Изборнику 1073 г.). Как гласит приписка писца на л. 263 об. Изборника 1073 г., «Въ лто 6581 (1073) написа Иоаннъ диакъ Изборникь сь великуму кн(я)зю С(вя)тославу». Дьяком Иоанном написана, однако же, лишь небольшая часть (начало и конец) рукописи, а имя Святослава – оно читается также в начале книги – оба раза написано, как установлено, по стертому. Возможно, Изборник был написан по заказу старшего брата Святослава, князя Изяслава Ярославича, и переадресован после его изгнания Святославом из Киева в 1073 г. Существует несколько южнославянских списков XIII–XIV вв. и большое число (более двадцати) русских XV–XIX вв. рукописей, так или иначе восходящих к болгарскому оригиналу и его русской копии 1073 г. (см.: Творогов О. В. Изборник 1073 г.//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI – первая половина XIV в. Л., 1987. С. 194–196). Сохранился также ряд греческих рукописных сборников, по составу близких к тому, который был переведен в Болгарии при царе Симеоне. Древнейшие из них относятся к концу IX – первой половине X в. и указывают на Константинополь как на место своего создания: «прото-Изборник» переписывался в крупнейших столичных скрипториях, Патриаршем и Имперском, где, по всей вероятности, и был в IX в. составлен (см.: Каврус Η. Φ. Греческие списки протографа «Изборника Святослава 1073 г.» конца IX – первой половины X века (палеографический анализ)//Византийский временник. М., 1990. Т. 51. С. 103–105; Бибиков М. В. 1) Сравнительный анализ состава «Изборника Святослава 1073 г.» и его византийских аналогов//Там же. С. 92–102; 2) Рукописная традиция греческих списков прототипа Изборника Святослава 1073 г.//Там же. Т. 53. С. 106–123).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Похвала кн. Святославу в Изборнике 1073 г. (ГИМ. Син. 1043(31-д). Л. 2 об.) [Изборник кн. Святослава, Изборник царя Симеона], слав. четий сборник, важнейший источник по истории слав. переводной лит-ры, богословской и общественной мысли Болгарии эпохи Первого царства, межслав. средневек. культурных связей, древнеболг. и древнерус. лит. языка, древнейшей истории кириллического письма, памятник древнерус. изобразительного и орнаментального искусства. Название «И.» может применяться как к древнерус. кодексу 1073 г. (ГИМ. Син. 1043 (31-д)), так и к позднейшим спискам сборника аналогичного содержания (часть которых, напр. все сербские и отдельные русские, восходит не к ркп. 1073 г., а к ее болг. оригиналу) и к совокупности рукописной традиции памятника. Первое название И. получил по имени заказчика и владельца списка 1073 г. киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича , второе название (более принятое зарубежными, прежде всего болг., исследователями) - по имени заказчика и владельца оригинала болг. царя Симеона (813-927). Имя царя Симеона, отражающее древнейшую историю сборника и замененное в списке 1073 г. именем кн. Святослава, читается в составе Похвалы болг. царю в списке И. сер.- 3-й четв. XV в. РНБ. Кир.-Бел. 1/1082 (долгое время ошибочно датировавшегося в лит-ре 1446), к-рый был обнаружен С. П. Шевырёвым в 1847 г., во время поездки в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Существование болг. оригинала И., составленного и написанного для царя Симеона, подтверждается и независимой от русской сербской рукописной традицией сборника нач. XIV-XVI в. ( Mih il G. Langue et culture roumaines dans l " espace sud-est européen=Румын. яз. и культура в Юго-Вост. Европе. Bucur., 2001. С. 270-290; Симеонов сб. 1991. Т. 1. С. 39-43, 70-71. 2, 3, 14). Отсутствие в серб. списках И. Похвалы царю Симеону объясняется, возможно, тем, что они (в отличие от древнерусских) восходят к неофициальному (либо дефектному) экземпляру сборника. Мнение Л. П. Жуковской , что под «царем Симеоном» в Похвале в кирилло-белозерском списке следует понимать вел. кн. Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого, является несостоятельным ( Жуковская Л. П. Изборник 1073 г.: Судьба книги, состояние и задачи изучения//Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977. С. 8-10).

http://pravenc.ru/text/293834.html

В Изборнике 1073 г. содержится, как установлено, более 380 статей, принадлежащих 25 авторам (см.: Жуковская Л. П. Древние книги и писатели в Изборнике Святослава 1073 г. (в научном аппарате к факсимильному изданию)). Основной же его объем (л. 27–223) занимают «Анастасиеви отъвти» – так называемые «Вопросы и ответы» Анастасия Синаита (VII – начало VIII в.), представляющие собой свод выписок из Священного писания и отцов и учителей церкви ( Василия Великого , Иоанна Златоуста , Григория Нисского , Максима Исповедника и множества других). Им предшествуют и за ними следуют выдержки из сочинений Кирилла Александрийского , Иустина Философа , Михаила Синкелла, Иринея Лионского , Августина и ряда других выдающихся христианских писателей. Здесь мы видим старейшие в русской письменности отрывки из «Лествицы» Иоанна Синайского, статью «Об образах» (трактат о поэтике) Георгия Хировоска, древнейший русский список ложных книг, «Лтописець въкратъц отъ Авъгуста даже и до Константина и Зоя, цесарь грьчьскыихъ», и многое другое. Круг освещаемых Изборником 1073 г. областей знания поразительно широк: наряду с догматическим богословием и вопросами христианской нравственности тут и антропология, и философия, и математика, и филология, и естествознание, и история... Как в Болгарии X в., так и в Киевской Руси XI–XШ вв., а затем – особенно! – в Руси Московской XV–XVII вв. Изборник 1073 г. служил, можно сказать уверенно, энциклопедией, освещавшей самые главные вопросы христианской культуры. Первой в нашей выборке из Изборника 1073 г. воспроизводится статья «Немесия епискупа Емесьскаго отъ того, еже “О естьств человчьст”», находящаяся на л. 132 об. –134 об. Изборника. Это извлечение из книги «О природе человека» Немесия, епископа г. Эмесса (ныне город Хомс) в Сирии, жившего в IV–V вв. Твердо верующий и ясно мыслящий христианин, Немесий Эмесский был человеком ученым, широко образованным и хорошо владеющим пером. Главная особенность его книги – соединение богатых античных научных знаний о человеке и его природе с христианским о нем представлением. Хорошо знакомый с учениями Платона, Аристотеля, Гиппократа, Галена, стоиков, неоплатоников, Немесий ясно их излагает и трезво оценивает с церковной христианской точки зрения. Таким образом, с помощью античной науки и философии, опираясь на Библию и на своих христианских предшественников, прежде всего на автора трактата «Об устроении человека» Григория Нисского , Немесий Эмесский разрабатывает важную часть христианской культуры – христианскую антропологию. В VIII в. его книгу использовал при создании «Точного изложения православной веры» Иоанн Дамаскин , а в XI в. при написании «Диоптры» – Филипп Монотроп. Книга Немесия была переведена на армянский язык и дважды (в XI и XII вв.) на латынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь, устроенный около Антониевой пещеры в Чернигове, существовал еще при преподобном Несторе, и был известен под именем монастыря Пресвятой Богородицы на Болдиных горах. Долго ли старец Антоний пробыл в Болдинской пещере, мы на это не имеем прямых указаний в древних памятниках; а позднейшему составителю житии Антониева, напечатанного в начале печатного Печерского патерика, свидетельствующего что Изяслав будто бы вскоре раскаялся и умолил Антония возвратиться в Надднепровскую пещеру, едва ли можем верить на слово; ибо это с одной стороны не согласовалось с характером князя Изяслава, а с другой стороны Нестор не упоминает об Антонии даже в 1072 году, при описании перенесения мощей святых Бориса и Глеба, тогда как перечисляет всех киевских игуменов, присутствовавших при этом перенесении. Всего вероятнее должно допустить, что преподобный Антоний возвратился в свою Надднепровскую пещеру под Киевом вслед за тем, как вызвавший его в Чернигов князь Святослав в 1073 году выгнал Изяслава из Киева и сам сделался Великим князем; следовательно преподобный Антоний прожил в Болдинской пещере около четырех лет. По возвращении в свою Надднепровскую пещеру преподобный Антоний в том же 1073 году дал благословение построить новую великую церковь в Печерском монастыре, задуманную игуменом Феодосием. И это благословение было последним земным делом святого старца; давши это благословение он спокойно мог прекратить все свои земные отношения к Печерскому монастырю, который, с построением этой церкви, окончательно был устроен. И действительно, мы более не имеем никаких известий о дальнейшей жизни преподобного Антония, и не знаем ни подлинного года его кончины, ни места погребения. С 1073 года преподобный Антоний окончательно скрывается из виду; только в двух позднейших летописях вскользь упоминается, что преподобный скончался в 1073 году; но едва ли можно согласиться с указанием позднейших летописцев; ибо таковое указание явно противоречит свидетельству Антониева современника, преподобного Нестора, который говорит, что Антоний, назначив в игумены Варлаама, сам удалился в новую пещеру, в которой и скончался, прожив безвыходно сорок лет; а в 1073 году было только семнадцать лет пребывания Антония в новой пещере, да и от первого поселения его, по пришествии с Афонской горы, в 1073 году прошло не более двадцати двух лет; следовательно, держась свидетельства Нестора, мы должны отодвинуть кончину Антония, если не на двадцать три, то по крайней мере на семнадцать лет; отвергать же свидетельство Нестора мы не имеем права, ибо он был не только современником преподобного Антония, но и постоянным иноком Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010