(Ок. 1053-1055, Бледа или Галеата, Романья - 21.01. 1118, Рим; до избрания папой - Райнерий (Раньери)), папа Римский (с 13 авг. 1099). Сведений о происхождении и молодых годах Райнерия почти нет. Известны лишь имена его родителей (Кресценций и Альфатия) и 4 братьев ( Servatius. 1979. S. 9-10). В раннем возрасте Райнерий принес монашеские обеты, возможно, в бенедиктинском аббатстве св. Илария (Сант-Эллеро) близ Галеаты. Церковный историк Ордерик Виталий называет Райнерия монахом мон-ря «Vallis Brutiorum» (вероятно, Валломброза, но идентификация остается спорной - The Ecclesiastical History of Orderic Vitalis/Ed. M. Chibnall. Oxf., 1979. Vol. 5. P. 194). Согласно написанному кард. Пандульфом (по др. версии - его анонимным продолжателем) папскому жизнеописанию в Liber Pontificalis , в возрасте 20 лет Райнерий приехал по делам своего мон-ря в Рим, где снискал расположение папы Григория VII (1073-1085) (LP. T. 2. P. 296). Он стал аббатом мон-ря св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура), принадлежавшего к Клюнийской конгрегации ( Sigeberti Gemblacensis Chronica//MGH. SS. Scr. T. 6. P. 368-369), после 1078 г. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Климента. В 1089 г. папа Урбан II (1088-1099) назначил Райнерия легатом в Кастильско-Леонском королевстве для разрешения конфликта вокруг епископской кафедры Сантьяго-де-Компостела. Созванный Райнерием Собор в Леоне (март 1090) восстановил на кафедре еп. Диего Пелаэса (1070-1088), к-рый был смещен по решению кор. Альфонсо VI (1065-1109), но обратился с апелляцией в Рим. Альфонсо VI отказался признать решение Собора и вскоре добился от папы Урбана II подтверждения смещения с кафедры еп. Диего. На обратном пути Райнерий совершил крещение (или, более вероятно, конфирмацию) Понтия, сына графа Мельгея (в Лангедоке), буд. аббата Клюни (1109-1122). С 1091 г. Райнерий входил в ближайшее окружение папы Урбана II, сопровождал его в поездках по Италии и Франции, в т. ч. на Клермонский Собор (1095). После смерти Урбана II его сторонники, собравшиеся в базилике св. Климента, избрали папой Райнерия (13 авг. 1099), к-рый принял имя Пасхалий, очевидно в честь папы Пасхалия I (817-824), получившего от имп. Людовика Благочестивого привилегию (Pactum Hludovicianum) о праве свободного избрания папы Римского без вмешательства светской власти. Тем самым П. декларировал намерение продолжить политику предшественников, в т. ч. борьбу за инвеституру против имп. Генриха IV (1084-1106) и его ставленника - антипапы Климента III (1080-1100). Сразу после избрания П. был облачен в пурпурную мантию - знак имп. достоинства, затем состоялась церемония интронизации перед Латеранским дворцом, где папа получил знаки власти над Патримонием св. Петра (см. Папская область ): 7 ключей, 7 печатей и скипетр. На следующий день (14 авг.) он был коронован в базилике св. Петра (LP. T. 2. P. 296-297). Коронация П. стала одним из первых примеров подобной церемонии в отношении папы Римского (подробнее см. в ст. Николай II , папа Римский).

http://pravenc.ru/text/2579159.html

Из-за конфликта с Гарсией V Санчесом имя Д. стало известно далеко за пределами Наварры. После прибытия подвижника в Бургос он был сразу же приглашен ко двору кор. Фердинанда I (1035-1065), брата короля Наварры, принявшего его милостиво (1040). Нек-рое время Д. жил в уединении, управляя монастырским имением. Кор. Фердинанд вызвал его ко двору и назначил настоятелем Силосского мон-ря св. Севастиана, который находился в упадке. Д. ревностно принялся за восстановление обители. Он провел в мон-ре преобразования в духе клюнийской реформы, привел в порядок хозяйство обители, способствовал увеличению числа монахов, занимался восстановлением и строительством зданий, устроил обширный скрипторий, помогал бедным и выкупал пленных, попавших к маврам. Благодаря усилиям Д. мон-рь Силос стал центром духовности, образования и культуры средневек. Испании. В 1054 г., во время конфликта между Фердинандом I и Гарсией III Санчесом, Д. вместе со св. Иньиго, настоятелем монастыря Спасителя (Сан-Сальвадор де Онья), вошел в состав посольства к королю Наварры, однако не сумел добиться мира между христ. правителями. Конфликт окончился поражением и гибелью Гарсии III Санчеса. Территория бывш. королевства Вигера отошла Кастилии. Неизвестно, посетил ли Д. родину. В поздних Житиях записаны народные предания о деятельности и чудесах Д. на землях, впосл. составивших обл. Ла-Риоха. Они появились в текстах Жития из-за смешения Д. с его младшим современником св. Домиником Кальсадским (ок. 1019-1109, пам. католич. 12 мая), подвизавшимся в Ла-Риохе. В 1061 г. Д. участвовал в перенесении мощей мучеников Викентия, Сабины и Кристеты из Авилы в монастырь св. Петра (Сан-Педро де Арланса), предпринятом по инициативе настоятеля мон-ря св. Гарсии Арланского († 1073, пам. католич. 26 сент.) и с позволения кор. Фердинанда. Позднее Д. принял участие в перенесении в Леон мощей свт. Исидора , еп. Гиспальского (Севильского), полученных кор. Фердинандом от эмира Севильи Аббада аль-Мутадида (1063). До смерти кор. Фердинанда в 1065 г. Д. был его советником и участвовал в решении гос. вопросов. Новый кор. Кастилии Санчо II (1065-1072) после восшествия на престол также призвал Д. ко двору. Вероятно, в это время подвижник сблизился с Родриго Диасом де Виваром (Сидом Кампеадором), к-рый занимал при Санчо II должность королевского альфереса (оруженосца). Владения Родриго де Вивара располагались рядом с монастырем Силос. Д. поставил подпись под его дарственной грамотой в пользу мон-ря Сан-Педро де Арланса (1069). В окт. 1072 г. Д. был среди единомышленников Родриго де Вивара, к-рые потребовали от кор. Леона Альфонса VI в качестве условия признания его королем Кастилии поклясться в том, что он непричастен к убийству своего брата кор. Санчо II. Вскоре после этого Д. скончался.

http://pravenc.ru/text/178840.html

CYRILLUS HIER. Catecheses, 83, præsertim 425–80 et 1065–84. BASILIUS. De baptismo, lib. 1–2, 31, 1513–1628. Homilia, 31, 423–44 [Severiani] GREGORIUS NAZIANZENUS. Homilia 40, 86, 359–428. GREGORIUS NYSSENUS. Adversus eos qui baptismum differunt, 46, 415–32. HIERONYMUS GRÆCUS. De effectibus baptismi 40, 859–66. CHRYSOSTOMUS. Catechesis ad illuminandos, 1–2, 49. 233–32, 231–40; 60, 739–42; 61, 783–6. THEODORUS MOPSUESTENUS. Contra defensores peccati originalis, fg., 66, 1005–12: ad baptizandos, fg., 10l3-l6. EUSEBIUS ALEXANDRINUS, 86, I, 371–80. MARCUS EREMITA, 65, 985–1028. THEODORETUS vel SOPHRONIUS. De baptismate apostolorum et Deiparæ, 87, III, 3381–2; 92, 1075–8. THEODORUS ABUCARA. De existentia justorum ante baptismi institutionem, 97, 1541–4. SYMEON THESSALONICENSIS, 155, 175–238. GREGORIUS PALAMAS, 151, 473–86. 2 . DE Chrismate. CYRILLUS HIER. Catechesis, 33, 1087–94. SYMEON THESSALONICENSIS, 166, 237–52. 3 . De Eucharistia. CYRILLUS HIER.. 33, 1097–1106; 1109–28. Chrysostomus, Epistola ad Cæsarium, 62, 755–60, 64, 495–500. CYRILLUS ALEX. In mysticam cenam. homilia, 77, 1015–30; 76, 1423–6. EUTYCHIUS CP. Sermo de Paschate el Eucharistia, 86, II, 2391–2402. ANASTASIUS SINAITA. Oratio de sacra synaxi, 89, 825–50. JOANNES DAMASCENUS (Petrus Mansur). De corpore et sanguine Christi, 95, 401–12. THEODORUS ABUCARA. Panem benedictum fieri corpus Christi, dialogue cum Saraceno, 97, 1551–4. SYMEON METAPHRASTES. Preces et Iambi, , 114, 219–26. SAMONAS. De Sacramento altaris, disceptatio cum Achmed saraceno, 120, 821–32. NICOLAUS METHONENSIS. De corpore et sanguine Christi, 135, 509–18. GENNADIUS (Scholarius). De Sacramentali corpore Christi, 1–2, 160, 351–74, 375–80. BESSARION. De verbis consecrationis apud Græcos (in Synodo), 161, 489–94. De sacramento Eucharistiæ et verbis consecration is, 493–526. Vide Indicem controversiæ inter Latinos et Græcos, ea præsertim quæ insunt de azymis et de epiclesis. 4 . De Pænitentia. Homliæ. CYRILLUS HIER. De pænitentia et remissione peccatorum, 33, 381–408 et 409–24. (altera recensio.)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

SS. MM. Cyri et Joannis (M.), 1099–1106. 19 . Sermo steliteuticus adversus eunuchos (M.), 1105–10. 20 Quod non sit dicendus homo theophorus (M.), 1109–12. 21 . Ex sermone prosphonetico de fide (M.), 1111–14. 22 . Ex homilia ad Alexandrinos (M.), 1115–16. – De obitu sanct. 3 puerorum et Danielis (M.), 1117–12. Liturgia S. Cyrilli, latine (Renaudot), 1291–1318. Index analyticus in Epist, et horn., 77, 1515–22. Index eorum ad quos vel contra quos scripsit Cyrillus (FH.), 68, 89–90. Aubertus. Præfatio, 68, 115–120. Mai. Præfationes ad S. Cyrilli anecdota scripta, 68, 91–116. Migne. Monitum novæ editionis, 68, 7–8. Migne. Operum ordo novus cum vetere collatus, 77, 1531–34. Migne. Ordo vetus cum nova collates 1533–36. Veterum Testimonia, 68, 125–30. Vita S. Cyrilli (AA. SS.), 68, 9–40. Notitia FH., 68, 39–90. S. CYRILLUS HIEROSOLYMITANUS ep.,s. IV,33. (Editio Dom. Toullæi) Index, 321–28. Procatechesis, 331–66. Catecheses, 1–23: 1 . Illuminandorum introductio, 369–78. 2 . De pænitentia et remissione peccatorum, 381–408; secunda recensio, 409–24. 3 . De baptismo, 425–50, 4 . De decem dogmatibus, 453–504. 5 . De fide et symbolo, 504–24; appendix de symbolo hierosolymitano, 523–36. 6 . De uno Deo, 537–604, 7 . De Patre, 605–22. 8 . De Providentia Dei, 625–36. 9 . De Deo omnium Creatore, 637–56. 10 .De uno Domino Jesu Christo, 659–90. 11 .De Filio Dei unigenito, 691–714. 12 .De Christo incarnato, 725–70. 13 .De Christo crucifixo et sepulto, 771–822. 14 .De Christi resurrectione et ascensione, 825–66. 15 . De secundo Christi adventu, 869–916. 16–7. De Spiritu Sancto, 1, 917–66; 2, 967–1012. 18 . De resurrectione, Ecclesia, vita seterna, 1017–60. 19 . Mystagogica 1, de cæremoniis baptismo præviis, 1065–76. 20 . Mystagogica 2, de cæremoniis baptismi, 1077–84. 21 . Mystagogica 3, de sacro chrismate, 1087–91. 22 . Mystagogica 4, de corpore et sanguine Domini, 1097–1106. 23 .Mystagogica 5, de sacra liturgia et communione, 1109–28. Homilia in paralyticum ad piscinam jacentem, 1131–56; monitum, 1127–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Origenes, 11. 415–562. Macarius ægyptius, 34, 853–66. Basilius Cæs. De gratiarum actione, 31, 217–38. Chrysostomus, 1–2, 50, 773–86. Chrysostomus, 62, 737–40; 64, 461–66. Nilus, 79, 1165–1200. Eusebius Alex. De gratiarum actione, 86, I, 331–42. Antiochus. De oratione et confessions, 89, 1849–56. Symeon Junior Theologus. De tribus modis orationis, 120, 701–10. Nicephorus et Ignatius Xanthopuli, 147, 813–18. Callistus Telicudes. De oratione et attentions, 147, 827–32. De Oratione Dominica. Cyrillus Hierosolymitanus, 33, 1117–24. Gregorius Nyssenus, hom. 1–5, 44, 1119–94: 46, 1109–10; PGLT., 80, 737–8. Chrysostomus. 51, 41–48; 59, 627–8. Petrus Laodicenus, 86, II, 3329–36. Maximus, 90, 871–910. VII. INDEX MORALIS ET ASCETICUS A) UNIVERSE TESTAMENTUM XII PATRIARCHARUM, 2, 1037–1150. CLEMENS. Epistola ad Corinthios, 1, 201–328; Ep. 329–48. HERMAS, Pastor, 2, 89l-1012. CLEMENS ALEXANDRINUS, Pædagogus, 8, 247–684. Quis dives salvetur, 9, 603–52. De obtrectatione, 9, 751–54. ORIGENES. Exhortatio ad martyrium, 11, 563–638. ANTONIUS ABBAS. Sermo de vanitate mundi, 40, 961–64. Sermones 1–20 ad monachos, 963–78. Epistolæ 1–7. 977–1000. Alia; 1–20, 999–1066. Epistola ad Theodorum, 1065–6. Regulæ et præcepta, 1065–74. Spiritualia Documenta, 1073–80. Admonitiones, 1079–84. Sententiarum expositio, 1083–94. Responsiones, 1093–8,1097–1102: PACHOMIUS. Præcepta, 40, 947–52; vide PL., 23, 61–88. ORSIESIUS. Doctrina de institutione monachorum, 40, 869–94. De sex cogitationibus sanctorum, 895–6. THEODORUS ABBAS, 40, memoratur; vide PL. r 103, 99, 433, 441, 475. SERAPION. Epistola ad Eudoxium, 40, 923–26. Epistola ad monachos, 925–42. MACARIUS ÆGYPTIUS. Epistolæ et preces, 34, 401–48. Homiliæ spirituales, 1–50, 449–822. Opuscula ascetica [ex homiliis a Symeone Logotheta], 821–968. De custodia cordis. 821–908. De perfectione in spiritu, 841–52. De oratione, 853–66. De patientia et discretione, 865–90. De elevatione mentis, 889–908. De caritate, 907–36. De libertate mentis, 935–68. MACARIUS ALEXANDRINUS. De statu animarum post hanc vitam, 34, 385–92.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Церковь Пресв. Девы Марии в бывш. приорате Ла-Шарите-сюр-Луар. XI–XII вв. Церковь Пресв. Девы Марии в бывш. приорате Ла-Шарите-сюр-Луар. XI–XII вв. При Гуго I продолжалось расширение К. к. Ок. 1055 г. был основан 1-й клюнийский жен. приорат - Св. Троицы в Марсиньи, в 1059 г.- муж. приорат Ла-Шарите-сюр-Луар. Франц. кор. Филипп I включил в К. к. мон-рь Сен-Мартен-де-Шан в Париже (1079). В Юж. Франции в состав К. к. вошло аббатство Муасак (1053). Заметно укрепились позиции К. к. на Пиренейском п-ове, прежде всего в Леоно-Кастильском королевстве. Долгое время считалось, что инициатором контактов с клюнийцами, установленных в 1053 г., был король Леона и Кастилии Фернандо I (1037-1065). В 1059 г. он заключил с Клюни политический союз против королевства Арагон, подкрепленный ежегодной выплатой (census) в размере 1 тыс. золотых; в источниках отношения Фернандо I и клюнийцев описываются как особенно тесные и дружественные ( Cirot G. Une chronique leónaise inédite//Bull. hispanique. 1909. T. 11. P. 273; Vita S. Hugonis. II 9//PL. 159. Col. 866) (см.: Bishko. 1968). Однако достоверность этих сведений была поставлена под сомнение, т. к. нет сведений об испан. мон-рях, подчиненных аббату Клюни при кор. Фернандо I. Информация о ежегодных выплатах в пользу Клюни появилась в документах и хрониках лишь в годы правления кор. Альфонсо VI (1065-1109) ( Pick L. K. Rethinking Cluny in Spain//J. of Medieval Iberian Studies. N. Y., 2013. Vol. 5. N 1. P. 1-17). Не ранее 1077 г. по инициативе Альфонсо VI в Клюни было введено ежедневное литургическое поминовение кор. Фернандо I и его супруги Санчи Леонской и раздача милостыни в память о них. Формированию прочных отношений между Клюни и леоно-кастильским королевским домом способствовало освобождение захваченного в плен соперниками Альфонсо VI, которому активно содействовал аббат Гуго I (1072). Согласно Житию Гуго I, аббат, получив известие о поражении, нанесенном Альфонсо братом Санчо, вознес молитвы за него и повелел монахам молиться об освобождении короля.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

L., 1975; Shneidman J. L. L " imperi catalano-aragonés (1200-1350). Barcelona, 1975; Rivera Recio J. F. La Iglesia de Toledo en el siglo XII (1086-1208). Toledo, 1976; Alvarez Palenzuela V. A. Monasterios cistercienses en Castilla: Siglos XII-XIII. Valladolid, 1978; Benito Ruano E. Estudios santiaguistas. León, 1978; Lomax D. W. The Reconquest of Spain. L.; N. Y., 1978; Bonnassie P. Catalunya mil anys enrera: Creixement económic i adveniment del feudalisme a Catalunya, de mitjan segle X al final del segle XI. Barcelona, 1979-1981. 2 vol.; Portela Silva E. La colonización cisterciense en Galicia (1142-1250). Santiago de Compostela, 1981; García de Cortázar J. A., Ruiz de Aguirre J. A. La formación de la sociedad hispano-cristiana del Cantábrico al Ebro en los siglos VIII a XI. Santander, 1982; Bishko Ch. J. Spanish and Portuguese Monastic History, 600-1300. L., 1984; La ciudad hispánica durante los siglos XIII al XVI/Ed. E. Sáez. Madrid, 1985-1987. 3 vol.; Durán Guidiol A. Aragón de condado a reino//Historia de Aragon/Ed. A. Beltrain Martínez. Zaragoza, 1985. T. 4. P. 9-152; Estepa Díez C. El nacimiento de León y Castilla (siglos VIII-X). Valladolid, 1985. (Historia de Castilla y León; 3); Alfonso Antón I. La colonización cisterciense en la Meseta del Duero. Zamora, 1986; Navarrete M. F., de. Españoles en las Cruzadas. Madrid, 1986; Pérez-Embid Wamba J. El Císter en Castilla y León: Monacato y dominios rurales (siglos XII-XV). Salamanca, 1986; Nieto Soria J. M. Iglesia y poder real: El episcopado, 1250-1350. Madrid, 1988; Reilly B. F. The Kingdom of León-Castilla under King Alfonso VI, 1065-1109. Princenton, 1988; Martín J. L. Las Cortes medievales. Madrid, 1989; Mínguez Fernándes J. M. La reconquista. Madrid, 1989; Rubio García L. La corona de Aragón en la reconquista de Murcia. Murcia, 1989; Iradiel Murugarren F. P. Las claves del Feudalismo, 860-1500. Barcelona, 1991; Gerbet M.-C. Les noblesses espagnoles au Moyen Âge, XIe-XVe siècle. P., 1994; Barreiro Rivas J. L.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Марий, очевидно, был человек, которого нельзя упрекнуть в из­бытке спокойного беспристрастия; иначе он опубликовал бы и другие произведения Кирр­ского епископа, кроме извлеченных им с целью скомпрометировать личность Феодорита: ясно, что подбор был сделан намеренно, с умыслом – очернить имя этого великого пастыря. А если так, то и соображение Гарнье теряет всякую силу и даже может быть направлено в совершенно противную сторону. Балюз (см. Pagii not. IX ad an. 452: Baronii Annales, t. VIII, p. 138) нашел у Меркатора выражение Euticiani и полагал временем выпуска его переводов после – Халкидонскую эпоху. Нагий (loc. cit.) колеб­лется между обоими этими мнениями, не склоняясь решительно ни к одному из них. 1108 Admonitio Garnerii ad excerpta Theodoreti ap. Marium Mercatorem: Migne, lat. ser. t. 48, col. 1065–1066. 1109 В пользу умственного сродства (конгениальности) Феодорита и Льва В. мы укажем здесь на следующее обстоятельство. Отличительною чертой догматики Киррского епископа было же­лание сохранить истинно золотую средину в решении христологической проблемы; папа также стремится держать свою речь в равновесии между обеими крайностями несторианства и евтихианства. Epist. S. Leonis 120 (152) ad Theodoretum, cap. 4. 5: Mansi, VI, 248–249. Migne, lat. ser. t. 54, col. 1052 (p. 1225. 1053). Migne, gr. ser. t. 83, col. 1322. A. 1110 Epist. S. Leonis 120 (152) ad Theodoretum. В конце этого послания (cap. 6: Mansi, VI, 251. Migne, Iat. ser. t. 54, col. 1054–1055. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1324) в манускриптах имеется приписка, сделанная другою рукой: «дано в третьи Иды июня, в консульство славнейшего мужа Опилиона», т. е. в субботу 11-го июня 453 года. Cnf. Fasti Idatiani в «Thesaurus antiqu. rom.», XI, col. 268. Clinton. Fasti romani. Vol. I, p. 648. 1112 Epist. S. Leonis 120 (152) ad Theodoretum: Mansi, VI, 243–251. Migne, Iat. ser. t. 54, col. 1046–1055. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1319–1324. 1113 Henrion (Hist. ecclés., XVI, p. 98) – параграф, где говорится о письме Льва к Киррскому епископу, озаглавливает так: Théodoret, délégué du Pape.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

тайф - Толедо, Севильи, Сарагосы и Бадахоса; отныне они обязывались регулярно платить дань христианам. В результате удачных военных экспедиций Фернандо I значительно продвинулся в юж. направлении на западе Пиренейского п-ова - были взяты города Ламегу (1057), Визеу (1058) и Коимбра (1064). Во внутренней политике короля особое значение имел Собор в Коянсе, созванный в 1055 г. По примеру Толедских Соборов, в этом Соборе участвовали как церковные иерархи, так и представители светской знати, а соборные постановления касались церковной и мирской жизни Леона и Кастилии. Фернандо I, как и его отец, разделил свои владения между сыновьями: Кастилию, которая была провозглашена королевством, получил Санчо I Сильный (1065-1072), Леон - Альфонсо VI (1065-1109), Гарсия (1065-1071, 1072-1073) унаследовал королевство Галисия. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XI в. началась усобица между братьями. Сначала удача была на стороне Санчо I Сильного, Альфонсо искал защиты у правителя Толедо аль-Мамуна, к-рый был вассалом его отца. После гибели Санчо при осаде Саморы (1072) король Леона вернулся из изгнания и объединил под своей властью все 3 королевства. Своего брата Гарсию, короля Галисии, он взял в плен и заточил в тюрьму (Гарсия † 1090). После смерти короля Памплоны Санчо Гарсеса IV (1076) магнаты королевства решили передать власть не сыну короля, а его кузенам. Т. о., королевство Памплону получил правитель Арагона Санчо Рамирес (1063-1094), а Альфонсо VI достались земли Алавы, Гипускоа и Бискайи. В 1077 г. Альфонсо VI стал именовать себя «императором всей Испании» (imperator totius Hispaniae), что вызвало недовольство Римского папы Григория VII (1073-1085). Интерьер Пантеона королей в базилике св. Исидора в г. Леон. 1054–1066 гг. Интерьер Пантеона королей в базилике св. Исидора в г. Леон. 1054–1066 гг. После смерти некогда предоставившего ему убежище правителя Толедо аль-Мамуна (1075) Альфонсо VI начал серию военных кампаний, приведших к самому значительному событию Реконкисты XI в.- взятию Толедо в мае 1085 г. Сначала войска леоно-кастильского короля выступали как союзники нового правителя Толедской тайфы аль-Кадира в подавлении мятежей, однако, когда границам тайфы стали угрожать соседи - мусульм. правители Бадахоса и Севильи, Альфонсо VI полностью захватил власть в Толедо, а аль-Кадир по условиям соглашения о капитуляции во главе кастильских войск отправился завоевывать Валенсию. Взятие Толедо имело важные последствия для всех гос-в Пиренейского п-ова. Поскольку перевес сил был теперь на стороне христиан, правители тайф обратились за помощью к берберской державе Альморавидов в Сев. Африке, которым удалось приостановить продвижение христиан на юг и вернуть некоторые земли под власть мусульман, но вновь захватить Толедо они так и не смогли. В 1086 г. войска Альфонсо VI потерпели поражение в сражении при Заллаке (Саграхасе), в 1108 г.- при Уклесе (в этом сражении погиб инфант Санчо, единственный сын Альфонсо VI и наследник престола).

http://pravenc.ru/text/674995.html

А без этого и сам он будет на воздухе 1045 захотели бы прежде 1046 слез и молений 1047 досто 1048 Далее начато: душ 1049 могли бы потом 1050 еще может 1051 Далее начато: какого духа людей 1052 не стан 1053 буду в силах потом помочь 1054 для 1055 недостойными 1056 не все 1057 Далее начато: Об этом 1058 Далее было: Семья моя 1059 Почта теперь 1060 право попрекнуть человека и с тем вместе воздвигнуть в 1061 падают во-перв 1062 Далее начато: и пр 1063 не умеюч 1064 Не принятое в печати слово. 1065 такие как бы 1066 вытти на улицу и прот 1067 тому, который считает себя 1068 там 1069 и конца нет 1070 не баба и не старая 1071 Далее начато: Человек, внемлющий богу, и в словах дурака смо 1072 Пиши и 1073 об этом вы вероят 1074 во Франкфурте 1075 одно только то могу я вам сказать 1076 и ему также доверие. 1077 Далее было: Если б положим мое решение 1078 делах мира 1079 его дело или решение 1080 не всё ли я сделал 1081 лучшая из 1082 друзьями 1083 Далее было: распоряжения 1084 тоже невпопад 1085 увидел, что 1086 намере 1087 наме 1088 основана была 1089 когда 1090 может даже 1091 взвешиванья дел 1092 Далее начато: Да при том 1093 и есть всегда 1094 Но ни сам чело 1095 Далее начато: обсто 1096 Далее начато: еще трудно и еще 1097 Далее было: потому 1098 не знал на самом деле 1099 С тех только пор 1100 началось мое внутреннее истинное воспитание 1101 Тут для этого 1102 Далее было: не могли 1103 вы меня 1104 Но скажу, что в последнее время 1105 в намерении хранить 1106 что 1107 Далее начато: Но обо всем этом не мо 1108 еще не начинал стремиться к тому 1109 выш 1110 Далее было: Холодность и 1111 разбираться 1112 и на всяком 1113 низкими и подлыми 1114 сказавши только с некоторым легким прискорбием 1115 и обратиться вдруг к другим мыслям и занятиям 1116 Всё это тем более 1117 избегал с ним 1118 чувствуя что 1119 и не давал он 1120 он находится 1121 к себе 1122 ко мне 1123 мысль о соединении дела литературного с единством церкви 1124 показало мне 1125 Далее начато: Сверх 1126 зак 1127 Далее начато: быть сколько 1128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010