Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ II Николай II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 137 (РГБ) Николай II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 137 (РГБ) († июль 1061, Флоренция; до избрания папой - Герард (Герхард)), папа Римский (с 1058). Жизнь до избрания на Папский престол О происхождении Герарда точных сведений нет. В нек-рых источниках он назван уроженцем Бургундии (MGH. Lib. T. 1. P. 551-552; LP. T. 2. P. 280). Утверждение Бензона, еп. Альбы, что Герард был незаконнорожденным ребенком (natus... de adulterio - Benzo von Alba. 1996. S. 594), вызывает сомнения, т. к. Бензон мог оклеветать его, поскольку выступал против сторонников григорианской реформы , в т. ч. против папы Римского. Предположение, что Герард был монахом-бенедиктинцем, выходцем из аббатства Клюни ( Wollasch. 1968), отвергли большинство исследователей (см., напр.: H ä germann. Zur Vorgeschichte. 1970. S. 352-354; Ambrosioni. 2000). Отождествление Герарда с каноником флорентийского соборного капитула, к-рый упоминается в документах с 30-х гг. XI в. ( H ä germann. 2008. S. 67), также вызывает сомнения (DBI. Vol. 78. P. 347). Герард впервые назван епископом Флоренции в документе, датированном 9 янв. 1045 г.; его предшественник Аттон в последний раз упоминается под 1038 г. ( Schwartz. 1913. S. 209-210). Еп. Герард, по-видимому, был близко знаком со мн. сторонниками церковной реформы, впосл. получившей название григорианской. Он присутствовал на Римских Соборах, созванных папой Львом IX (1049-1054) в апр. 1049 г. и весной 1050 г., на которых были заложены основы церковных преобразований. Участники осудили симонию , николаизм (нарушение целибата ) и др. злоупотребления. Во Флоренции находилась резиденция маркграфа Тосканы Годфрида, поддерживавшего сторонников церковной реформы, среди которых был его брат, папский канцлер Фридрих Лотарингский. В 1055 г. папа Виктор II созвал во Флоренции Собор, на к-ром присутствовало ок.

http://pravenc.ru/text/2566080.html

В течение длительного времени напряженные церковные отношения К-поля и Рима не мешали военно-политическому союзу Византии и Папского гос-ва, направленному против общего врага - нормандцев, к-рые заняли Юж. Италию. В разгар совместных боевых действий внезапно разгорелся спор о литургических обычаях Востока и Запада. Со стороны византийцев активную роль в полемике играли М. К., Лев , архиеп. Охридский, и знаменитый подвижник и богослов иером. Студийского мон-ря Никита Стифат , составивший по просьбе М. К. «Слово об опресноках». В защиту лат. обычаев выступил кард.-еп. Гумберт , секретарь папы Льва IX (1049-1054), подготовивший ряд полемических сочинений. Ознакомившись с критикой со стороны Рима, М. К. принял решение закрыть лат. храмы в К-поле, а также запретить совершение богослужений по лат. обряду. Весной 1054 г. кард. Гумберт возглавил делегацию папских легатов, прибывших в К-поль, в к-рую также входили Петр, архиеп. Амальфитанский, и канцлер Римской Церкви диак. Фридрих (впосл. папа Стефан IX (X) ). М. К. отказался принять делегацию, к-рой, однако, оказал почести имп. Константин IX. В результате спора с легатами, проходившего в присутствии императора, Никита Стифат изменил позицию и осудил свое соч. «Об опресноках, субботнем посте и браке иереев», к-рое представляло собой сокращение «Слова об опресноках». Затем легаты вступили в открытую конфронтацию с М. К. и составили отлучительную грамоту против «самовольного патриарха», его сакеллария Константина и архиеп. Льва Охридского. Легаты обвинили М. К. в том, что он следовал целому ряду ересей: арианству , донатизму , учению николаитов (представлению о допустимости женатого духовенства), севирианству, духоборчеству , манихейству , назарейству. Кроме того, М. К. был обвинен в симонии , в оскоплении иноземцев и их последующем рукоположении в священный сан, что связывалось с ересью валисиев , недопущении к причастию стриженых и бритых, запрете совершать литургию на опресноках, перекрещивании тех, кто были крещены по латинскому и др.

http://pravenc.ru/text/2563664.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VII (ок. 1020, Тоскана - 25.05.1085, Салерно; до избрания папой - Гильдебранд), папа Римский (с 22 апр. 1073). По свидетельствам хронистов, род. в бедной семье плотника или крестьянина; позднее появилась легенда о происхождении Гильдебранда из знатного ломбардского рода Альдобрандини. Совсем юным был отдан в качестве облата в рим. клюнийский мон-рь св. Марии на Авентине, аббатом к-рого был Лаврентий, брат его матери. Там Гильдебранд получил образование и впервые познакомился с идеями клюнийского движения (см. ст. Клюнийская реформа ), представители к-рого осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, добивались освобождения мон-рей от власти сеньоров и епископов. После вступления на престол духовного наставника Гильдебранда папы Григория VI (1045) был папским секретарем и сопровождал его во время ссылки в Германию. После смерти папы (в нояб. 1047 или в 1048) удалился в аббатство Клюни , где прожил ок. года. В янв. 1049 г. встретил в Безансоне направлявшегося в Рим еп. Бруно, назначенного имп. Генрихом III на Папский престол (папа Лев IX ), к-рый пригласил Гильдебранда в Рим, что явилось началом его церковной и политической карьеры. Ок. 1050 г. стал препозитом рим. мон-ря при соборе св. Павла. Будучи одним из советников папы Льва IX, ок. 1055 г. был рукоположен в субдиакона и назначен проканцлером Римской Церкви. В это же время Гильдебранд вошел в группу объединенных папой Львом IX сторонников реформ Зап. Церкви, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский кард. Гумберт , льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Римский Стефан IX ), Петр Дамиани , Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго, канцлер Удо и Гуго Ремирмонский. Весной 1054 г. в качестве легата Гильдебранд был направлен во Францию, где на Соборе в Туре участвовал в споре относительно учения о Евхаристии между Ланфранком , приором мон-ря Бек (впосл. архиепископ Кентерберийский), и Беренгаром Турским , пытаясь убедить последнего отказаться от заблуждений.

http://pravenc.ru/text/166757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУМБЕРТ [лат. Humbertus] († 5.05.1061), кард., еп. Сильва-Кандидский, деятель григорианской реформы в сер. XI в., участник папского посольства в К-поль в 1054 г., приведшего к разрыву офиц. отношений между Римскими папами и К-польскими патриархами и разделению Церквей . Происходил из Бургундии или Лотарингии. Дата рождения, имена и положение родителей неизвестны. В детстве был отдан в качестве облата в мон-рь Муайенмутье в Вогезах (еп-ство Туль). Получил хорошее образование, владел греч. языком. Согласно позднему сообщению хрониста Рихера Сансского (1267), Г. посвятил еп. Туля Бруно респонсории , а тот переложил их на музыку ( Richerus Senonensis. Chronicon. 2. 18). Хронист ошибочно называет Г. аббатом Муайенмутье. К тому моменту, когда Бруно стал папой Римским под именем Лев IX , Г. был ему хорошо известен. Папа вызвал его в Рим, что, вероятно, было связано с поездкой папы по Лотарингии (1049). Г. стал одним из ближайших папских советников, примкнув к кругу сторонников церковной реформы, в к-рый вошли также мон. Гильдебранд (впосл. папа Григорий VII ) и Петр Дамиани . В 1050 г. Г. был возведен в сан архиепископа Сицилии, находившейся в то время в руках сарацин, а потом в кардинала и еп. Сильва-Кандидского. В 1051 г. он сопровождал папу во время поездки в Лотарингию, участвовал в совершенном папой открытии мощей св. Герхарда , еп. Туля. По сообщению Рихера Сансского, между Г. и Лионским архиеп. Галинардом состоялся диспут о практике открытия мощей в католич. Церкви ( Richerus Senonensis. Chronicon. 2. 19). Г. играл важную роль при папах Викторе II и Стефане IX . Последний возвел его в должность библиотекаря Римской Церкви (1057). При Николае II влияние Г. в папской курии, видимо, ослабло, хотя он сохранил все чины и регалии. В 1053 г. Г., находясь в Трани (Апулия), ознакомился с посланием К-польского патриарха Михаила I Кирулария и архиеп. Льва Охридского, адресованным местному еп.

http://pravenc.ru/text/168294.html

протоиерей Валентин Асмус Предисловие к «Эвергетин» Скачать epub pdf I. Константинопольский монастырь Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) Этот монастырь имел определенное значение в истории византийскаго монашества, но знаем мы о нем очень мало, почти исключительно то, что мы находим в его Уставе, напечатанном русским литургистом профессором Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским (11 марта 1856 – 10 августа 1929) в составе монументальнаго тома, озаглавленнаго «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православнаго Востока. Т. I. Τυπιχα. Ч. I. Памятники патриарших уставов и ктиторское монастырские Типиконы. Киев, 1895». В этом томе больше 1000 страниц, и интересующий нас Евергетидский Устав занимает ровно 4оо страниц убористаго текста (стр. 256–656; см. также стр. XXXIII-LIII). В июне 1049 г. житель Константинополя по имени Павел, человек образованный и состоятельный, оставил мир и поселился в убогом загородном доме. В сентябре к нему присоединился сподвижник по имени Тимофей, затем к ним примкнуло еще несколько учеников. В этот момент монастырь представлял собой несколько хижин. Обитель поставила себя под покровительство Богородицы Благодетельницы (Евергетиды). 11 апреля 1054 г. Павел скончался. Наследовавший ему Тимофей благодаря обильной милостыне смог построить настоящий монастырь. Там была достаточно большая церковь , годовщина освящения которой праздновалась 29 декабря, и 3 малыя церкви: одна, посвященная Преображению Господню, другая, посвященная святым апостолам, в которой совершалась служба Великой Пятницы и начало Литургии 29 декабря, и третья – кладбищенская, где совершалось ежегодное поминовение основателя обители и других усопших. Игумен Тимофей снабдил церковь и монастырь необходимой недвижимостью и приобрел имения для содержания обители. Именно он – автор Устава, напечатаннаго Дмитриевским Устав говорит в первую очередь о духовной жизни и регламентирует то, что относится к Литургии, богослужению в целом причащению, исповеди, постам и т.д. Духовно преуспевающим Устав развешает причащаться трижды в неделю, прочим – единожды. Причащению должна предшествовать исповедь; игумен, единственный духовник обители, должен находиться дважды в день, во время Утрени и после Вечерни, в определенном месте, чтобы принимать исповедь и давать духовные советы. Трапеза и посты детально регламентированы. В то же время Тимофей стремится умерить строгость пищевого режима значительными его послаблениями в дни Господских и Богородичных праздников. Главный праздник обители – Успениë в этот день происходила обильная раздача продовольствия нуждающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

М.В. Корогодина Глава 14. Грехи духа В данном разделе разобраны статьи, говорящие о внутреннем состоянии человека, о «грехах духа». Таких вопросов, часто не связанных с какими-либо конкретными действиями человека, а посвящённых таким отвлечённым понятиям как уныние, гордыня и т. п., в исповедных вопросниках немного. На Руси было известно два типа поновлений: одни поновления, подобно вопросникам, описывали конкретные поступки и ситуации, в которых мог оказаться человек. Другие, переведённые с греческого или составленные на Балканах, перечисляли отвлечённые и обобщённые грехи. За пределами последнего типа поновлений духовники и кающиеся избегали употреблять отвлечённые понятия. В основном мы находим лишь единичные вопросы о «грехах духа», однако есть и такие статьи, которые получили относительно широкое распространение. Большинство подобных статей читается в текстах XVI–XVII вв., однако ряд вопросов, например, касающихся оплакивания покойников, известен уже по текстам XIV–XV вв. 1. Осуждение, зависть и гордость «Осужал кого?» 1048 – статья встречается лишь в нескольких исповедных текстах. Изредка в статье перечисляется, кого осуждал кающийся: «отца духовнаго или священника, или чернца, или черницу, или своего брата мирянина». 1049 Однако статья может носить и обобщённый характер: «Всех человек осужал?» 1050 Это указывает не на какой-то конкретный поступок, а на состояние духа человека. Как и в большинстве подобных статей, говорящих об отвлечённых понятиях, мы не находим каких-либо епитимий. «Завидовал чему?» 1051 – статья, встречающаяся в ряде исповедных вопросников. Следствием подобных чувств могла стать ссора, о чем говорится в одном из покаянных текстов: «Или зависть держал еси, или ненависть, или погоръдил еси старишиною пред собою?» 1052 В том же тексте говорится и о другом грехе – ревности: «Ревность держал еси?» «Гордость держишь?» 1053 Статья о гордости могла быть совмещена с вопросом о зависти, как было показано выше. В одном из текстов уточняется: «И у величании не съгрешал еси?» 1054 Епитимьи, как и в других подобных статьях, отсутствуют. 2. Злость

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕНРИХ III (28.10.1017, Гослар - 5.10.1056, замок Бодфельде, близ Гослара), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии. Сын имп. Конрада II и Гизелы. От первого брака (июнь 1036) с Гунхильд (Кунигундой), дочерью дат. кор. Кнуда I Великого , имел дочь Беатрикс, аббатису Кведлинбургскую, от второго (нояб. 1043) с Агнессой Аквитанской, дочерью Вильгельма, герц. Аквитании и гр. Пуату,- сыновей имп. Генриха IV и Конрада, герц. Баварии, дочерей Матильду, Юдифь, Адельгейду, аббатису Кведлинбургскую и Гандерсхаймскую. Г. получил духовное воспитание. Его наставниками были еп. Бруно Аугсбургский, брат имп. Генриха II , и еп. Эгильберт Фрайзингенский. Продолжая политику Конрада II по усилению королевской власти на местах, Г. подчинил Франконию, Швабию, Баварию и Каринтию непосредственно власти короля; Лотарингия и Саксония признали вассальную зависимость от него. Передал юж. герц-ства новым владельцам: Баварию - Генриху VII, гр. Люксембургскому, а Швабию - пфальцгр. Рейнскому Оттону Эццону. Г., будучи наследником престола и герцогом Баварии, принимал участие в военных походах и самостоятельно заключил мир с Венгерским королевством. В Саксонии он боролся против герц. Бернгарда II Биллунга, поддержав его противника архиеп. Гамбургского и Бременского Адальберта . Во внутренней политике Г. опирался на министериалов (королевских служилых людей), что вызывало недовольство знати. Препятствием в укреплении королевской власти для Г. долгое время было отсутствие наследника, к-рый появился на свет только в 1050 г. (буд. имп. Генрих IV). Г. настоял на принесении наследнику присяги как буд. королю (Трибур, 1053), что привело к открытому антикоролевскому выступлению во главе с герц. Баварии Конрадом (1049-1055). По делу герц. Конрада было созвано собрание князей в Мерзебурге (1055), на к-ром тот был лишен герц-ства. С целью закрепить преемственность своей власти Г. короновал Генриха рим. королем (1054).

http://pravenc.ru/text/162130.html

150. ЛЕВ IX Римские Папы. Список 150. ЛЕВ IX. 1049—1054. Бруно, граф Эгисхейм-Дагсбург. Был назначен папой императором Генрихом III в Вормсе в присутствии римских легатов. Эта новая процедура наилучшим образом иллюстрирует тогдашний характер папской власти, полностью зависимой от воли императора. Бруно, епископ Туля (Лотарингия), был породнен с императорской фамилией. В конце января 1049 г. он в окружении нескольких сот рыцарей, монахов и священников вступил в Рим, чтобы воссесть на троне св. Петра. Вместе с ним в Рим вернулся и монах Гильдебранд, который выполнял при Бруно функции секретаря. Входя в Вечный город, Бруно снял сандалии и босым направился к могиле св. Петра. Тут он сообщил собравшимся римлянам, что прибыл по воле императора, но не намерен оставаться, если окажется, что он пришелся не по вкусу жителям Рима. В ответ раздались громкие крики: «Хотим только тебя и тебя выбираем напой!» Тогда к Бруно приблизился архидиакон римской церкви и произнес традиционную формулу: «Святой Петр избрал Бруно». Новый папа принял имя Лев IX. Свое правление он начал с реорганизации папской курии, куда ввел много иноземцев; бургундский монах Гумберт был назначен кардиналом-епископом Сильва Кандида и правой рукой папы. Для оказания помощи в управлении церковью были также вызваны Гуго Кандид из Лотарингии, Фридрих — леодийский архидиакон, брат герцога Лотарингии Готфрида. Имущественные и хозяйственные вопросы были доверены Гильдебранду, который получил титул кардинала-субдиакона. Это была своего рода «интернационализация» тогдашней римской курии. Начался первый этап реализации программы реформ и обновления церковной жизни. Его душой был кардинал Гумберт, а реализатором—Лев IX. Есть все основания думать, что даже в ближайшем окружении Льва IX, среди его соратников, не было полного согласия относительно планов и методов проведения реформы. Кардинал Гумберт считал, что самым важным делом является борьба с симонией и освобождение папства от вмешательства римской группировки. В его глазах папа был прежде всего преемником св.

http://sedmitza.ru/lib/text/442316/

John Anthony McGuckin Caerularios, Michael (d. 1059) A. EDWARD SIECIENSKI Michael Caerularios was the patriarch of Constantinople (1043–58) whose exchange of excommunications with Cardinal Humbert of Silva Candida (d. 1061) in 1054 helped to formalize the “Great Schism” between East and West. Caerularios entered monastic life after an unsuccessful plot against the Paphlagonian Michael IV (1034–41), and was later appointed patriarch by Constantine IX Monomachos (1042–55). Many of Caerularios’s contemporaries noted the patriarch’s ambitious and volatile nature, which often brought him into conflict both with the Western Church and with political leadership in the East. In 1054 Pope Leo IX (1049–54) sent Cardinals Humbert and Frederick of Lorraine (later Pope Stephen IX) to Con­stantinople in order to secure the emperor’s help against the Normans and to deal with recent Eastern complaints about Western ecclesiastical customs. Humbert, like Caerularios an unbending and often intol­erant character, insisted that the East accept Roman practices as both orthodox and universally binding. After a series of unsuc­cessful negotiations, on July 16 Humbert entered Hagia Sophia attempting to place a bull of excommunication on the altar against Patriarch Michael and his followers, citing their many crimes and errors (e.g., omission of the filioque from the creed). The canonical validity of Humbert’s action has long been in doubt, especially since Pope Leo had died in April, a fact probably known to Humbert at the time. Caerularios, with the emperor’s consent, then issued a response to Humbert, attacking a number of Latin practices, including their use of the filioque, and anathematizing all those who had issued the excommunication. Although often dated as the beginning of the Great Schism, contemporaries (e.g., Peter of Antioch) regarded this exchange of anathemas as a localized matter between Rome and Constantinople and not (as later history would remember it) a church- dividing schism. In December of 1965 these excommunications were symbolically lifted by both Pope Paul VI and Patriarch Athenagoras I.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010