Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Руане празднуют 1000-летие крещения короля викингов св. Олафа В 1014 г. Олаф был крещен в Руане епископом Робертом ПАРИЖ. Католическая епархия французского Руана празднует в этом году 1000-летний юбилей крещения короля викингов св. Олафа Харальдссона. 19 октября в кафедральном соборе Руана архиепископ Руанский и примас Нормандии Жан-Шарль Декюб (Jean-Charles Descubes) возглавит торжественную Мессу в память о знаковом событии. Ему будет сослужить епископ Осло и апостольский администратор Тронхейма Берн Эйдсвиг (Bernt Eidsvig), пишет kipa/apic. Мощи св. Олафа будут выставлены для поклонения в крипте руанского собора. В день крещения св. Олафа в руанской опере выступят французские и норвежские хоры. Католическая епархия Руана празднует юбилей крещения Олафа по инициативе Лютеранской Церкви Норвегии. Св. Олаф глубоко почитается норвежцами. Они именуют его «вечным королем» своей страны. По словам настоятеля руанского собора Кристофора Потеля, «став христианином, он объединил Норвегию». Король Норвегии (1015-1028) Олаф II Харальдссон – один из самых почитаемых в Норвегии святых – родился в 995 г. в семье вестфольдского конунга Харальда Гренландца.В 1009-1013 г. он сражался в Англии сначала на стороне датчан, потом – на стороне англосаксов. В 1014 г. он был крещен в Руане епископом Робертом. В 1015 г. Олаф вместе с епископом Зигфридом выехал в Норвегию, где его провозгласили королем. Многие годы своей жизни Олаф провел в сражениях, ставших следствием междоусобиц. В 1030 г. в попытке вернуть себе престол он был убит в битве с войском норвежской родовой знати. Олаф II Харальдссон был канонизирован в 1031 г. «с согласия всего норвежского народа». Он является последним по времени западным святым, почитаемым также и на христианском Востоке как креститель и просветитель норвежцев. В России во имя святого Олафа были освящены храмы в Новгороде (где он жил несколько лет) иСтарой Ладоге , где он также бывал. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/5159702.html

Положение императора в этом отношении на востоке было несколько иное, чем на западе. В то время как там против массы почти равных по власти епископов выступал один император, могший положить на свою чашку весов всю тяжесть тысячелетней императорской власти, на западе было иначе. Здесь во главе всей церкви стоял римский епископ со своей искусной политикой. Представители других церковных кафедр перед ним бледнели и терялись. Против этого церковно-могущественного исполина выступал западный император, власть которого вследствие постоянных смут и вечных узурпаторов никогда не могла похвастаться силой. В церковных делах он смыслил мало и в отношении церковной деятельности находился всегда в моральной зависимости от римского епископа. Это надо сказать как про Константина II, так в особенности про Констанса. Преданный порочным удовольствиям и охоте, занятый подавлением вспыхивавших мятежей, он всю свою церковную власть передал в руки римского епископа. Рецепция его не только в отношении западных церковных дел, но и восточных, стала зависеть от того, что скажет римский епископ. Это выдвинуло последнего на первое место в церкви и создало его высшую церковную власть. Отсюда время Констанса является весьма знаменательным в истории развития власти римского епископа. Эти годы были тем, что заложило фундамент будущей папской власти. Остановимся несколько на этих обстоятельствах и проследим развитие власти римского епископа. II. Развитие власти римского епископа в IV и V веке Во времена никейского собора 325 года римский предстоятель, как епископ императорской столицы и первого города мира, как епископ единственной на западе церковной общины, основанной по преданию апостолами, и как преемник апостольских князей Петра и Павла 1030 по своему рангу, чести и авторитету был бесспорно первым епископом христианства 1031 . Область его правовой власти была обширна и заключала в себе всю Италию со включением островов – Сицилии, Корсики и Сардинии. Во всей этой области он был единственным митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

437 Хронология немецко-польских отношений в последние годы правления Мешка II и, соответственно, русско-немецкого совместного выступления в это время против Польши спорна. Если, по Випону, мир с Мешком следует, вне сомнений, датировать не ранее осени 1032 г., то современная событиям немецкая анналистика единодушно относит имперский съезд в Мерзебурге 7 июля, на котором был заключен мир, уже к 1031 г. Таким образом, военные действия Конрада, о которых сообщает Випон, имели место либо в 1032 г. (по Випону), либо годом ранее. Мнения в историографии на этот счет разделились (см. сводку: Lübke 4. 607, 609). Датировки в «Повести временных лет» походов киевского князя Ярослава Владимировича и его брата черниговского князя Мстислава на Польшу 1030 и 1031 гг. говорят скорее в пользу второго из двух вариантов. Действительно, бегство Мешка в Чехию и вокняжение в Польше Бесприма, который выдал польские королевские инсигнии германскому императору, бесспорно, относятся ко второй половине 1031 г. (Ann. Hild., а. 1031. Р. 36). 438 О причинах гнева можно только догадываться, но в 1033 г., после немецкого похода на Чехию, Олдржиха сменил на пражском столе его брат Яромир. 439 Не подлежит сомнению, что речь идет о том же событии, о котором «Хильдесхаймские анналы» сообщают под 1032 г. как об убийстве Бесприма (Ann. Hild. Р. 37). 441 Греч. τετρρχης буквально означает «правитель четвертой части, участник правления вчетвером», но в евангельских текстах, по которым термин и стал известен Випону (в русском синодальном переводе – «четверовластник»), он воспроизводит словоупотребление римской эпохи, согласно которому означал правителя вассальной Риму территории – недостаточно крупной, чтобы носить титул царя (rex). Положение, как нельзя лучше соответствовавшее новому статусу польского князя в глазах немецкого историографа. 442 Оттону и Дитриху, двоюродному брату Мешка II – по всей вероятности, сыну одного из сыновей Мешка I от второго брака, которые были изгнаны с матерью-немкой из страны еще в начале правления Болеслава I (см. 8, примеч. 176–177; 11, примеч. 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источники конца XV и первой половины XVI в. не содержат трактовки случившегося в 1480 г. как освобождения от многолетней зависимости 1026 . Первый отечественный памятник, говорящий о самом факте освобождения, датируется серединой XVI в. – это послание к Ивану IV (вероятнее всего, написанное Сильвестром 1027 ). О походе Ахмата на Русь здесь говорится в самых общих выражениях: «гордый царь Ахмат Болшия Орды воздвиг помысл лукав на Рускую землю, со многими орды, съ великими похвалами во многих силах вооружився, пришел на Русскую землю со множесгвом многим воинствомгь, великою гордостию дышюще, помысливъ высокоумием своим и рече: избию все Князи Русские, и буду един властец на лицы всея земля, а не ведый, яко меч Божий острица на нь. И восхоте пленити всю Рускую землю...» 1028 . Нет ни одной конкретной детали, указывающей на то, что речь идет именно и только о походе 1480 г. Далее (также в общих выражениях) упоминаются бегство и гибель Ахмата и последующее полное уничтожение Орды (в действительности имевшее место только спустя 20 с лишним лет), и после этого констатируется, что «православных великих князей Господь Бог рог возвыси и от нечестивыхъ поганых царей свободи» 1029 . В созданной несколько позже (не ранее 60-х годов XVI в.) «Казанской истории» события излагаются в следующей последовательности: Ахмат вступает на престол, посылает к Ивану III послов с требованием дани за прошлые годы, великий князь отказывается, и царь выступает в поход. В рассказе о походе упоминаются Угра и ряд конкретных деталей событий 1480 г. (включая дату), но кроме того, говорится о разорении «Орды» (в смысле оставленной Ахматом без защиты степной ставки) «служилым царем» великого князя Нурдовлатом и князем Василием Ноздреватым 1030 . В 1480 г. ничего подобного не происходило 1031 : возникновению такой легенды могли способствовать события, имевшие место в другие годы. В 1471 г. вятчане (спустившись, как и Нурдовлат с Василием Ноздреватым в «Казанской истории», в судах по Волге) разорили Сарай; в 1472 г. отступление Ахмата на Руси связывали, в частности, с боязнью, что служилые царевичи великого князя Данияр и Муртоза «возьмут Орду»; в 1481 г. зимовище Ахмата было разгромлено сибирским ханом и ногайскими мурзами 1032 ; в 1487 г. Иван III посылал «под Орду» Нурдовлата, а в 1490 и 1491 гг. – его сына Сатылгана; в 1501 г. на Орду ходил Василий Ноздреватый; наконец, в 1502 г. с Ордой покончил брат Нурдовлата Менгли-Гирей. Далее в «Казанской истории» говорится об отступлении и гибели Ахмата и подводится итог: «И тако скончашася цари ординстии, и таковым Божиим промыслом погибе царство и власть великия Орды Златыя. И тогда великая наша Руская земля освободися от ярма и покорения бусурманского».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все перечисленные лица стали участниками РФС. В 1902 г. Новоселов начал издавать «Религиозно-философскую библиотеку», вокруг которой сложился «Новоселовский кружок» (иначе «Кружок ищущих христианского просвещения»), ведший в том числе и миссионерскую работу в среде студенческой молодежи. В это же время возникают основные политические партии. В 1898 г. в Минске собрался 1-й съезд РСДРП, а в 1903 г. в Брюсселе и Лондоне – 2-й. С 1902 г. вокруг нелегального журнала «Освобождение» (Штутгарт-Париж) объединились либералы в «Союз освобождения». Учредительный съезд проходил в Петербурге 3–5 января 1903 г. В 1905 г. «Союз освобождения» был преобразован в Конституционно-демократическую партию. 16 января 1901 г. в СПб. в редакции газеты «Новое время» состоялось последнее предварительное заседание, где был окончательно утвержден проект устава организации, которую ее создатели назвали «Русское собрание». Она положила начало православно-монархическому движению в России. В феврале 1903 г. появилась газета «Известия Русского собрания». Трудно подобрать иной термин как не «пассионарный толчок» (Л.Н. Гумилев) по отношению к многообразным энергичным движениям в столь разных областях, происходящих в одно и то же время. Излом веков чувствовали многие: «Россия переживает эпоху исторического перелома (...) открывается, быть может, совершенно новая эра (...) Не о политическом только ренессансе идет речь, а о культурном, о новой культуре, построенной на мистических, религиозных началах» 1029 . А.А. Блок писал: «Я позволю себе чисто догматически, без всякого критического анализа, в качестве свидетеля, не вовсе лишенного слуха и зрения и не совсем косного, указать на то, что уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900 года, что самое начало столетия было исполнено существенно новых знамений и предчувствий» 1030 . Позже о том же писал прот. Георгий Флоровский : «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало, перевал сознания. Изменяется само чувство жизни. (...) И был не только душевный сдвиг. То был новый опыт... В те годы многим вдруг открывается, что человек есть существо метафизическое. В самом себе человек вдруг находит неожиданные глубины, и часто темные бездны. И мир уже кажется иным. Ибо утончается зрение. В мире тоже открывается глубина. ..Религиозная потребность вновь пробуждается в русском обществе, как это уже было однажды, в Александровскую эпоху. И это пробуждение опять было болезненным и трудным. Соблазнов стало больше, когда «душа пробудилась», и жизнь стала опаснее... Религиозная тема ставится теперь как тема жизни, не только как тема мысли. Теперь ищут уже не только религиозного мировоззрения. Вспыхивает жажда веры. Рождается потребность в «духовной жизни», потребность строить свою душу. И вдруг все становится как-то очень серьезно...» 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Как говорит Арнор 421 : «Теперь собираюсь я рассказать людям о деле отважного в бою воина, так как я знаю точно о нем; люди, замолчите! Щедрому хёвдингу не сравнялось и одиннадцати лет, когда он, отважный друг хордов, снарядил великолепный боевой корабль из Гордов». Здесь [он] указывает так на то, что, как можно слышать, Магнусу Олавссону шел тогда одиннадцатый год, когда он пришел в страну, и была тогда ранняя зима. И так [он] еще говорит: «Молодой воин созвал мужей в поход. Смелая дружина воина отправилась в боевом снаряжении на корабли. Отважный конунг повел заиндевелый корабль с востока из-за моря. Благоприятный ветер привел [корабль] хёвдинга в Сигтуну». Теперь стало известно в Нореге о поездке Магнуса с востока, и пришло тогда навстречу ему большое войско из Норега, и был во главе его Кальв Арнасон и с ним многие другие, кто был раньше против конунга Олава. [...] (Перевод Т. Н. Джаксон по Msk. 17–20) V.8. «Сага о Харальде Сигурдарсоне» «Сага о Харальде Сигурдарсоне» («Haralds saga Sigurðarsonar») – это жизнеописание Харальда Сурового Правителя, норвежского конунга с 1046 по 1066 г. Сага сохранилась в нескольких редакциях: отдельные главы о Харальде Сигурдарсоне есть в «Обзоре саг о норвежских конунгах»; в своде королевских саг «Гнилая кожа» имеется «Сага о Магнусе Добром и Харальде Суровом Правителе»; практически тождественная версия содержится на дополнительных листах второй половины XV в. в «Книге с Плоского Острова». Харальду посвящено большое число глав свода королевских саг «Красивая кожа»; в «Круге земном» Снорри Стурлусона «Сага о Харальде Сигурдарсоне» – самостоятельная сага. «Харальд, сын Сигурда Свиньи, брат конунга Олава Святого по матери, был в битве при Стикластадире (1030 г. – Т Д.), в которой пал святой Олав конунг. Харальд был тогда ранен и бежал вместе с другими», – так начинает сагу о Харальде Снорри Стурлусон (Круг Земной. С. 402). Харальду тогда было пятнадцать лет. Покинув поле битвы, он некоторое время скрывался, лечился, затем перебрался через горы в Швецию, а весной следующего (1031) года отправился «на восток в Гардарики к конунгу Ярицлейву». Там он прожил несколько лет, будучи назначен «хёвдингом над людьми конунга, охранявшими страну». Вскоре Харальд отправился прочь, добрался до Миклагарда (Константинополя) и провел там примерно десять лет (ок. 1034–1043 гг.) на службе у византийского императора. За эти годы он сражался в Африке и на Сицилии, а также в Палестине. Как следует из саг, Харальд скопил богатство, какого никто в Северных странах не видел во владении одного человека. Он был взят в плен «греческим императором», но сумел бежать, предварительно ослепив этого последнего. Вернувшись на Русь, Харальд женился на дочери Ярослава Мудрого Елизавете и, проведя здесь одну зиму, отправился на родину. Встретившись в Швеции с ярлом Свейном Ульвссоном, он заявил свои претензии на Норвегию, а Свейн – на Данию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Была такая шутка уже где-то в 1960-е годы у уцелевших потомков сибирского казачества: увидев пробегающего волка, крикнуть ему в острастку: «В колхоз запишу!» – услышав это, серый испуганно улепётывал во все лопатки к общему удовлетворению... Сотрудник Института атеизма В.Ф. Миловидов также утверждал, что в 1929 году «будущий глава Белокриницкой церкви еп. Викентий вместе с известным старообрядческим деятелем Ф.Е. Мельниковым участвовал в ряде антисоветских восстаний на Северном Кавказе». 1029 Однако утверждения эти нуждаются в проверке. Дело в том, что епископ Кавказский Викентий в 1934 году, после смерти архиепископа Мелетия, был определён местоблюстителем архиепископского престола и арестован был лишь в 1937 году после клеветнической статьи в одной из центральных газет (скончался в Бутырской тюрьме в 1938 году, по-видимому, расстрелян). Вряд ли чекисты позволили бы «участнику восстаний» 1929 года находиться на свободе целых восемь лет, да ещё возглавить Белокриницкую иерархию. О Ф.Е. Мельникове известно, что после революции он часто выступал с лекциями, беседами на религиозные темы, участвовал в диспутах с атеистами, в том числе и с Н. Бухариным, который не сумел ничего возразить на приведённые Мельниковым доказательства бытия Божьего. 1030 Как сообщает издающийся в Австралии старообрядческий журнал « Церковь » (1991, 34), большевики искали убить Ф. Мельникова, но он успел эмигрировать в Румынию, где издал такие книги, как «Советский рай – всемирный свинарник», «Социализм – сатанинский опиум», «Коммунизм – сатанинское опьянение», «О безбожии и дьяволопоклонстве» и другие. Особо необходимо отметить существование в СССР, начиная с 1920-х годов, тайной подпольной ветви старообрядчества – Истинно-православных христиан странствующих (ИПХС). Это течение получило определённое распространение в самых различных районах страны, что, судя по архивным документам, вызывало тревогу в ЦК КПСС даже в 1940–1960 годов 1031 . 1032 Подводя некоторые итоги сказанному, отметим, что, по-видимому, мы имеем дело с некоторым феноменом старообрядчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видимо, из этой обители происходил иеромонах Макарий, возведенный в начале 1680-х гг. на митрополичью кафедру Бейрута. 1026 Под монастырем в пещере была усыпальница архиереев. Посетивший ее А. Крымский с излишним натурализмом описал мощи митрополита Макария, умершего за 120 лет до того, то есть около 1780 г. 1027 Если имелся в виду бейрутский архиерей Макарий Садака, то эта дата ошибочна, он скончался позже. Григорович-Барский в 1728 г. застал в монастыре 5 или 6 человек братии, Порфирий в 1840-е гг. – 8 монахов и столько же служителей. 1028 В конце XIX в. численность монахов оставалась почти без изменений. А. Крымский писал: «Келий много; очевидно, прежде, например в XVIII веке, могло жить здесь монахов гораздо больше (как видим, это не так. – К.П). Впрочем, часть келий отдается на лето внаем известным монастырю лицам». 1029 В XIX в. Шувейр стал популярным горным курортом, где проводили лето многие христианские семьи бейрутского среднего класса и иностранцы, жившие в Ливане. Поэтому Мар Ильяс оказался связан с именами известного российского дипломата и писателя К.М. Базили, бывавшего там в 1840-х гг., востоковедов А.Е. Крымского и И.Ю. Крачковского, 1030 оставивших колоритные описания монастырского быта и народных гуляний под монастырем в праздник св. Илии. 1031 Также неподалеку от Бейрута находился монастырь св. Симеона Чудотворца (Мар Сам‘ан аль-Аджаиби). Его игумен Афанасий в 1540-е гг. занимал кафедру бейрутского митрополита после Иоакима ибн Джумы. В Бейрутской летописи отмечалось, что в те годы это был великий монастырь со множеством иноков и учителей. 1032 Судя по тональности высказывания летописца начала XVIII века, в его годы монастырь заметно оскудел. В 1724 г. настоятель монастыря Поликарп ‘Аджими поставил свою подпись среди выборщиков униатского патриарха Кирилла Танаса. 1033 Обитель св. Симеона стала одним из немногих старых монастырей Антиохийского престола, принявших в начале XVIII века унию; Порфирий сообщал, что в его время в этом монастыре находилась кафедра униатского бейрутского митрополита. 1034

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1010. Слово о хранении и трезвлеяни сердца. 1825. XIX. 119. Блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского †1085 1011. Толкование на 1-е Посл, к Коринфянам. 1843. II. 45. 260. 433. Св. Кирилла, Епископа Туровского †1183 1012. Слово в неделю новую по Пасхе. 1832. XLVI. 53. 1013. О расслабленном, в нед. 4-ю по Пасхе. 1843. II. 297. Св. Григория Синайского †ок. 1310 1016. Весьма полезные главы о разных духовных предметах. 1824. XVI. 115. 233. Св. Григория Паламы, Митрополита Фессалоникийского †ок. 1350 1017. Десятословие Нового Завета. 1848. III. 325. Николая Кавасилы Архиепископа Фессалоникийского †1360 1018. Изъяснение Божественной литургии. 1847. (В писаниях Св. Отц. и уч. церкви, относ, к ист. прав. Бог. III. 287426). Феолипта, Митрополита Филадельфийского †ок. 1326 1019. Слово, изъясняющее сокровенное во Христе деланье, и кратко показывающее труд монашеского обета. 1826. XXII. 141. 1020. Девять глав. 1826. XXII. 330. Каллиста Патриарха †1369 1021. О молитве четырнадцать глав. 1832. XLVII. 204. Блаженного Марка, Митрополита Ефесского †1452 1022. Против тех, которые спрашивают: зачем Бог , сотворив человека ленивым на добро и удобопреклонным на зло, потом наказывает его за грехи? 1846. III. 356. 1023. Изъяснение церковного последования. 1857. (В писаниях Отцов и учит. церк. отн. к ист. прав. Бог. Т. III. 251286). 1024. Неизданные сочинения. 1860. I. 179. Георгия Схолария †1460 1025. Неизданные сочинения. 1860. I. 179. Блаженного Симеона, Архиепископа Фессалоникийского †1430 1026. Разговор о священнодействиях и таинствах церковных. 1856. (В писан. Отц. и учит. церкви, относ. к истолк. пр. Богосл. II. 11545). 1027. Толкование о храме. 1857. (там же. III. 158). 1028. Толкование на символ Веры . 1857. (там же III. 59116). 1029. Изложение необходимейших указаний о выражениях Божеств. символа. 1857. (там же. III. 117132). 1030. Двенадцать глав, содержащих в себе единую христианскую веру нашу. 1857. (там же. III. 133132). 1031. Ответы на некоторые вопросы. 1857. (там же. III. 143224).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1030 Из «посвящения», приложенного к самой «Церковной Истории», видно, что когда закончен был этот труд, Андроник уже достиг престарелого возраста . 1031 Значит, «Церковная История» написана в конце царствования Андроника. Но сам автор исторического труда в это время был еще человеком цветущего возраста, ему не исполнилось и тридцати шести лет . 1032 Сколь долго жил после этого Никифор – точных сведений нет. На этот счет можно делать одни догадки. UpoMe «Церковной Истории», Каллист составил «Каталог Константинопольских патриархов» до своего времени (об этом каталоге скажем несколь ко слов ниже). Так как в некоторых списках этого каталога на последнем месте поставляется имя патриарха Каллиста ( 1350 –1354 г., первое его патриаршество ), 1033 то полагают, что Никифор дожил до царствования Иоанна Кантакузина , до пятидесятых годов XIV века. Многочисленность сочинений Каллиста также может отчасти свидетельствовать, что жизнь его была продолжительна и простиралась на многие годы после того, как он написал Главный труд – «Церковную Историю». К этим биографическим сведениям можно прибавить еще очень немного. Сочинением «Истории» автор, по его собственным словам, занимался с самых юных дат, главную помощь его делу оказала библиотека Софийского храма в Константинополе, славившаяся богатством рукописей . 1034 Рассмотрим исторический труд Никифора. В начале своего сочинения автор говорит о пользе и значении истории вообще, церковной в особенности, о побуждениях и цели труда и начертывает конспект его . 1035 Нельзя не сознаться, эти рассуждения Никифора для нашего времени могут казаться очень обыкновенными. Им не менее воззрения историка заслуживают внимания: они по крайней мере показывают, что он писал историю, руководствуясь определенными мотивами, чего далеко нельзя утверждать относительно многих церковных историков более древнего времени. «Вслед за тем Никифор Каллист делает краткие отзывы о цирковно–исторических трудах его предшественников – Евсевия, Сократа, Созомена , Феодорита, Евагрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010