Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Случайность и промысл Библия и церковная письменность говорят о всеохватности Промысла Божия и неслучайности всего происходящего. Данные современных наук свидетельствуют о том, что многие явления подчинены воле случая. Неизбежен ли по данному вопросу конфликт теистического и естественнонаучного мировоззрений? Оказывается, его можно избежать, если изучить проблему глубже. Ученые находят в случайностях определенные закономерности — и их вполне можно описать математически, — приводящие к рождению порядка из хаоса. Богословы признают, что Творец наделил творение определенной степенью творческой автономии — способностью к соучастию в Его деяниях, которая находит свое предельное развитие в свободной воле разумных существ. Статья ВВЕДЕНИЕ Всеохватность Промысла Божия — аксиома библейской картины мира. Господь сохраняет все созданное Им в бытии и устанавливает законы, по которым оно существует (Пс. 103:19; Деян. 17:25, 28). Он по-отечески заботится обо всем мире (Сир. 43:28): о неодушевленных созданиях (Пс. 146:4, 8; Откр. 16:5), о растениях (Пс. 103:16, Лк. 12:27-28), о каждом животном и каждой птице (Пс. 103:11; Мф. 10:29) и, конечно, о человеке (Пс. 103:15; Лк. 12:24-30). То же учение мы находим в церковной письменности. Афинагор Афинский пишет: «Как на небе, так и на земле ничто не изъято из провидения и управления Божия» . По словам прп. Иоанна Дамаскина, «Бог промышляет обо всех творениях» . И число подобных цитат можно значительно приумножить.

http://bogoslov.ru/article/6026071

Старейшему русскому скауту мира – Лидии Петровне Герич – 103 года Беседа о жизни русской эмиграции в США Дмитрий Злодорев Милостью Божией старейшему русскому скауту мира – Лидии Петровне Герич – 6 марта исполнится 103 года. Она до сих пор принимает участие в жизни скаутской дружины «Путивль» при русском православном храме святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне, которую сама же и организовала в 1962 году, и почти каждое воскресенье приезжает на литургию. Причем выстаивает всю службу на ногах от начала и до конца. С Лидией Петровной мы встретились в доме ее сына – Юрия Андреевича, где она теперь проводит выходные, и вместе они поделились, как, проведя всю жизнь на чужбине, им удалось сохранить русские корни и православную веру. О позитивном настрое, который царит в этой семье, на мой взгляд, красноречиво говорит такой «анекдот». В начале беседы Лидия Петровна оговорилась, сказав, что ей скоро исполнится 113 лет. Молодежь тут же пошутила, что «113 – это было бы хорошо», а сын поправил: «Мама, тебе будет 103, а не 113», – на что Лидия Петровна кокетливо ответила: «Что ты раскрываешь мой возраст?» Лидия Герич, декабрь 2022 г. – Лидия Петровна, вы можете назвать себя счастливым человеком? Л.П.: Да, я могу назвать себя счастливой. Я живу у дочери в пригороде Вашингтона, а на выходные приезжаю к сыну, и мы ходим в церковь. У меня очень счастливая хорошая старость. Мне важно, что не нужно жить в старческом доме с такими же старушками, как и я. Ю.А.: Мама всегда боялась оказаться в старческом доме. Но мы сказали, что этого не будет. Л.П.: Слава Богу, у меня хорошие отношения с мужем дочери и с женой сына. Надеюсь, я для них не свекровь и не теща в русском понимании этих слов. А самое удивительное то, что дочь замужем за шведом, и он очень похож на русских, такой же душевный человек: все время старается мне помочь, то шоколадку даст, то стульчик подвинет. Я очень счастлива, что у меня такие отношения с родными, они очень хорошие люди. Это очень важно для семейного покоя. – Юрий Андреевич, а для вас это счастье – готовиться встретить 80-летний юбилей вместе с мамой?

http://pravoslavie.ru/151310.html

Selected Bibliography Argyropoulos, R. D., and I. Caras, Inventaire des manuscrits grecs d " Aristote et de ses commentateurs. Supplément (Paris, 1980). Aristotle (Pseudo-) – see Lorimer. Balfour, D. (ed.), «Saint Gregory the Sinaite: Discourse On the Transfiguration,» Θεολογα 52 (1981)631–681. --------, «Was St Gregory Palamas St Gregory the Sinaite " s Pupil?,» St. Vladimir " s Theological Quarterly 28 (1984) 115–130. Barlaam – see Sinkewicz. Beck, H.-G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich (Handbuch der Altertumswissenschaft 12.2.1; Munich, 1959; repr. 1977). Beyer, H.-V., «Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erster Auftreten gegen die Hesychasten,» jöb 20 (1971) 171–188. -------, Nikephoros Gregoras Antirrhetika I (Wiener byzantinistischen Studien 12; Vienna, 1976). Boissonade, J. F. (ed.), Marini Vita Procli (Leipzig, 1814). Bozones, G., «νκδοτον μελτημα το Νικηφρου Χομνου Περ κσμου κα τς κατ» ατν φσεως» Δπτυχα 1 (1979) 97–103. Candal, E., " El Teófanes de Gregorio Pálamas,» ocp 12 (1946) 238–261. -------, «Innovaciones palamiticas en la doctrine de la gracia,» Miscellanea Giovanni Mercati (Studi e testi 123; Vatican City, 1946) 3:65–103. -------, «Fuentes Palamíticas. Diálogo de Jorge Facrasi sobre el contradictorio de Pálamas con Nicéforo Grégoras,» ocp 16 (1950) 303–356. Cantacuzene, J. – see Miller. Choumnos, N. – see Creuzer, Bozones. Chrestou, P. K. (ed.), Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα, 3 vols. (Thessalonica, 1962/66/70). Cleomedes – see Ziegler. Cosmas Indicopleustes – see Wolska-Conus. Creuzer, F. Plotini Opera omnia, Porphyrii Liber de vita Plotini cum Marsilii Ficini commentariis et ejusdem castigata, 3 vols. (Oxford, 1835). Darrouzès, J., Les Regestes de 1310 à 1376 (Le patriarcat byzantin, Série 1, Les regestes des actes du patriarcat de Constantinople, vol. 1 Les actes des patriarches, fasc. 5; Paris, 1977). -------, George et Démétrios Tornikès. Lettres et discours (Paris, 1970). Des Places, E. (ed.), Oracles Chaldaïques (Paris, 1971).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Бог силен прекратить все бедствия Два слова духовников В день памяти пророка Божиего Илии – грозного обличителя грехов израильского народа – мы поговорили с двумя уважаемыми духовниками о том, что ныне происходит в нашей стране. «Долго ли вам хромать на оба колена?» (3 Цар. 18, 21) – вопрошал пророк Божий Илия у соплеменников. Как нам сегодня относиться, в свете Священного Писания, к тем стихийным бедствиям, что постигли Россию? Лесные пожары в Сибири. Фото: ФБУ " Авиалесоохрана "      Наше дело – обратиться к добродетели Архимандрит Иов (Гумеров) , насельник московского Сретенского монастыря: – Бог действует не только в истории, но и управляет сотворенной Им природой. Эта мысль проходит через все Священное Писание. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» (Пс. 103, 13–14). Люди библейских времен всегда воспринимали дождь как проявление Божественного милосердия: «Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения» (Иез. 34, 26). Псалмопевец воспевает милосердие Божие, ибо Бог посылал дожди даже во время странствования евреев по пустыне: «Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его» (Пс. 67, 10). Господь объявил избранному народу, что его благополучие зависит от исполнения законов, которые Он дал людям Еще через пророка Моисея Господь объявил избранному народу, что его благополучие зависит от верности Богу и от исполнения тех законов, которые Он дал людям. Если же они уклонятся от исполнения заповедей и будут поклоняться идолам, то «тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих» (Втор. 11, 17).

http://pravoslavie.ru/122875.html

Вчитываясь в законоположительные книги (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), легко увидеть, что на первом месте по значимости были законы, связанные с нарушением первой заповеди — любить Бога. Для верующего человека это предписание — не только аксиома духовной жизни, но и глубокая, коренящаяся в самом существе человеческого естества потребность. " > Архив И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Исх. 31, 18 Древнееврейское право имеет богооткровенный источник. Когда потомки Авраама вышли из египетского плена, им предстояло начать новую жизнь под Божественным водительством, которое имело великую цель: дать не только избранному народу, но и всему миру Спасителя. Тогда на горе Синай Господь через пророка Моисея дал законы, которые определяли отношения каждого еврея к Богу, своему Творцу и Промыслителю, и между собой во всех областях жизни: нравственной, юридической, общественной, семейной. Законы даны были единожды на весь период Завета — до исполнения времен. Никто не мог их изменить или дополнить. Никакого “законотворчества” не было в Израиле. Бог все творит премудро. Мысль эту св. Давид выразил в двух псалмах: 103-й воспевает совершенство творения природы и животного мира: “Яко возвеличишася дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея” (Пс. 103, 24), а псалом 102-й говорит о премудрости закона, данного Богом людям: “Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его Творяй милостыни Господь, и судьбу [суд] всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я [их]” (Пс. 102, 1, 6–7, 17). Талмуд возник из потребности применить данные однажды законы к усложняющимся областям личной, семейной и общественной жизни народа. Большинство трактатов Талмуда содержат толкования на различные места Пятикнижия Моисея. Возникли эти многочисленные проблемы по причине несовершенства людей, а не законодательных установлений. Греховная жизнь, исказившая религиозное и нравственное сознание, привела к трудностям в применении простых и ясных законов. От поврежденности грехом происходят ошибки и неправды человеческого суда. Напротив, “боящиеся Господа найдут суд и, как свет, возжгут правосудие” (Сир. 33, 18).

http://pravoslavie.ru/put/070228100001.h...

Киев. Кирилловский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1167. Ссылки:   Адрес: Украина, г. Киев, ул. Кирилловская (Фрунзе), д. 103 Координаты: 50.483293, 30.471949 Проезд:От м. «Дорогожичи», «Петровка» — трол. 27к, 27 и авт. 103 до ост. «Кирилловская церковь»; от м. «Лукьяновская " — трол. 6, 18 до ост. «Стадион " Спартак " »; от м. «Контрактовая площадь» — трам. 11, 12, 19 до ост. «Стадион " Спартак " ». Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирилловский монастырь был основан в 1140 в Киеве. Кирилловский монастырь исторически связан с черниговской династией древнерусских князей Ольговичей. В 1139 г. после смерти киевского князя Ярополка, во время междоусобной борьбы, занял киевский стол Всеволод Ольгович черниговский князь, он основал в пригороде Дорогожичах свой родовой Кирилловский монастырь, для поддержания династии Ольговичей. После его смерти в 1150 г. его жена Мария Мстиславовна за свой счет построила при монастыре Кирилловскую церковь в память о своем муже. Церковь, относительно хорошо сохранилась до сегодняшнего дня, и является выдающимся памятником архитектуры эпохи феодальной раздробленности Киевской Руси. Церковь освятили в честь Святого Кирилла Александрийского, и вокруг нее начал формироваться архитектурный ансамбль из немногочисленных монастырских сооружений: трапезной, братских келий и кельи игумена. Территорию монастыря окружили деревянными крепостными стенами. Относительно посвящения Кирилловской церкви существуют разные версии. Чаще всего высказывается предположение о принятии Всеволодом перед смертью монашеский постриг под именем Кирилла. Существует мнение, что Всеволод еще при рождении был крещен под именем Кирилла, ведь кроме киевского существовал лишь один храм с таким же посвящением - вблизи Новгорода. С XII века церковь становится некрополем князей династии Ольговичей. К представителям этой династии принадлежит герой «Слова о полку Игореве» - киевский князь Святослав, похороненный здесь в 1194 г.

http://sobory.ru/article/?object=42906

Киев. Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских. Кирилловская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских , Троицы Живоначальной Год постройки:приблизительно 1150 - 1170. Ссылки:   Адрес: Украина, Киев, ул. Кирилловская, 103 Координаты: 50.483451, 30.471894 Проезд:от м. «Дорогожичи», «Петровка» — трол. 27к, 27 и авт. 103 до ост. «Кирилловская церковь»; от м. «Лукьяновская " — трол. 6, 18 до ост. «Стадион " Спартак " »; от м. «Контрактовая площадь» — трам. 11, 12, 19 до ост. «Стадион " Спартак " ». Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирилловская церковь построена в XII в., перестроена в 1760 г. Музей. Иногда проводятся службы. В интерьере - иконостас и фрагменты росписи работы М.Врубеля. Церковь в честь святых Кирилла и Афанасия Александрийских строилась после восхождения на Киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича – в крещении Кирилла. Храм возвели в северо-западной окрестности города, в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог (отсюда и название местности). В то время Дорогожичи были стратегическим военным плацдармом на подступах к столице и неоднократно становились местом кровавых сражений. Кирилловская церковь строилась как семейная усыпальница рода князей Ольговичей. Первой здесь была похоронена вдова Всеволода Мария – дочь святого князя Мстислава Великого и внучка Владимира Мономаха. Именно она воплотила в жизнь замысел рано умершего мужа о возведении Кирилловского храма и монастыря. Из Ипатьевской летописи известно, что в 1171 г. обитель уже существовала. Сама княгиня приняла в монастыре схиму. Здесь же был пострижен перед смертью и затем похоронен ее сын, князь Святослав Всеволодович – один из главных героев «Слова о полку Игореве». В 1240 г., когда Киев захватили монголо-татары, монастырь уцелел, но был разграблен. Серьезные повреждения получили притвор и купол Кирилловского храма, была сорвана свинцовая крыша. На долгие годы церковь осталась без кровли. Уникальные фрески и сами стены храма подверглись разрушительному воздействию осадков и ветров. Более чем триста лет Кирилловский монастырь не упоминался в летописях. Первое упоминание о нём в послемонгольское время датируется 1530 годом.

http://sobory.ru/article/?object=01667

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [серб. Jakob], митр. Серрский Сербской Православной Церкви (40-60-е гг. XIV в.). Впервые упоминается в 1343 г., когда серб. кор. Стефан IV Душан (с 1345 г.- царь) поставил его строителем и игуменом мон-ря св. Архангелов близ Призрена; во время строительства мон-ря жил в метохе во имя прп. Петра Коришского. Возможно, ранее он был монахом на Синае. После завоевания Стефаном Душаном г. Серры (ныне Серес) И. был поставлен митрополитом Серрским. Благодаря знанию греч. языка, сохранил часть визант. клира в митрополии. Поддержал возведение Сербской Церкви в ранг Патриархии, не признанное К-польским патриархом Каллистом I , поэтому после смерти Душана положение митрополита в Серрах было неустойчивым. Принимал активное участие в гос. делах: заседал в гос. Соборе, в 1346 г. участвовал в коронации Стефана IV Душана, в мае 1349 г.- в утверждении и дополнении его Законника. В нояб. 1354 г. был на Соборе в Серрах, на к-ром патриархом Сербским был избран Савва IV . Состоял советником у царицы Елены ( Евгении , прп.), к-рая после смерти мужа, Стефана IV Душана (1355), управляла выделенным ей княжеством с центром в г. Серры. Последний раз И. упоминается в нояб. 1360 г.; его преемник Савва занял кафедру ранее авг. 1365 г. В 1352/53 г. И. получил в дар ц. свт. Николая Чудотворца на р. Пчиня с земельными угодьями (после его смерти передана мон-рю св. Архангелов). Сохранилась грамота, данная И. в 1355 г. афонскому мон-рю Филофея с подтверждением границ одного из его метохов ( 1992. С. 66-67). И. известен как книголюб. В сент. 1354 г. по его указанию в ц. святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата в г. Серры было переписано роскошное Евангелие на пергамене (найдено в 1857 в мон-ре св. Павла на Афоне англ. путешественником Р. Керзоном и позднее подарено Британскому музею; в нем сохр. изображение И., молящегося Спасителю ( J. Српске мuhujamype. Београд. 1983. С. 43, 51, 102-103, 119), и пространное лит. послесловие ( Записи. 1. N 103)). В сент. 1359 г. отправил неск. книг в мон-рь вмц. Екатерины на Синае («Пресвятой Богородице Синайской») для слав. насельников этой обители, в т. ч. заказанные им монахам афонского мон-ря Зограф списки нового перевода постной и цветной Триоди, выполненного незадолго до этого болг. книжниками (хранятся и ныне в монастырской б-ке). Оба списка Триоди сопровождаются кратким стихотворением И. о Синае (Там же. N 116; Стара Београд, 19722. С. 562). С именем И. известен также канон на греч. языке, предназначенный для чтения ночью. На церковных и светских документах, написанных на греч. языке, И. подписался по-славянски (1357, 1359).

http://pravenc.ru/text/200263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЛАМПИЙ И ЕВЛАМПИЯ Мученичество святых Евлампия и Евлампии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 103) Мученичество святых Евлампия и Евлампии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 103) [греч. Ελμπιος κα Ελαμπα] († между 303 и 311), мученики (пам. 10 окт.), пострадали в Никомидии при имп. Максимиане (по мнению Р. Жанена, в правление имп. Галерия ). Христиане, скрывавшиеся в горах и пустынных местах от преследований, послали юношу Ев. в город за хлебом. Он был схвачен и приведен к судье Максиму (по др. источникам, к императору). Ев. обличил языческие заблуждения, за что был подвергнут пыткам. Когда после долгих мучений святого положили на раскаленное железное ложе, он не пострадал, и все нанесенные ему раны зажили. Чтобы явить могущество истинного Бога, Ев. объявил о желании принести жертву в языческом храме. В сопровождении народа он отправился в храм Ареса, и по его молитве идол упал на землю и разбился. Увидев это, многие уверовали во Христа. Е., родная сестра святого, узнав о страданиях брата за Христа, пришла на место пыток и присоединилась к нему. Ее подвергли избиению, а Ев. выкололи глаза; обоих мучеников бросили в котел с кипящей водой, который чудесным образом остыл (после этого чуда 200 чел. уверовали во Христа), а затем в раскаленную печь, но они остались невредимыми. Видя их стойкость, судья приказал обезглавить мучеников. Е. скончалась прежде, чем палачи приступили к казни. В их честь была построена церковь в К-поле, в квартале Адда ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64; SynCP. Col. 127). Сохранилось 2 пространных Жития Ев. и Е.: анонимное (болландисты относят его к числу легендарных) и прп. Симеона Метафраста. Ист.: BHG, N 616-617; ActaSS. Oct. T. 5. P. 67-79; PG. 115. Col. 1053-1066; PG. 117. Col. 100-101 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 125-127; ЖСв. Окт. С. 230-235. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 314; Т. 3. C. 419-420; Ελμπιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1050-1051; Janin R. Eulampius, Eulampia//DHGE. Т. 15. Col. 1386; Celinski H. Eulampio ed Eulampia//BiblSS. Vol. 5. P. 213; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 147.

http://pravenc.ru/text/187173.html

Москва. Церковь Иоанна Богослова. Иоанно-Богословская Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделами святых первопрестольных апостолов Петра и Павла ( правый придел) и святого благоверного князя Александра Невского была построена в 1703 году имеретинским царем Арчилом Вахтанговичем Багратиони по обещанию сына его царевича Александра и освящена в 1710 году. Правый придел был построен и освящен в 1786 году, а левый - в 1795 году. Оба придела были построены князем Александром Петровичем Дадиани. Колоколов было шесть: в первом весу было 103 пуда 29 фунтов - 1661 кг, во втором - 29 пудов 37 фунтов - 481 кг, в третьем - 7 пудов 14 фунтов - 107 кг, на остальных вес не был обозначен. Пол в центральном приделе и трапезной был железный, а в боковых приделах - каменный. Из древних икон в храме находился образ апостола Иоанна Богослова, по преданию привезенный из Греции храмосоздателем царем Арчилом. Расположен в селе Красном на высоком берегу речки Страданки в пяти километрах от г. Троицка. Московской области Подольского благочиния была построена в 1703 году имеретинским царем Арчилом Вахтанговичем Багратиони по обещанию сына его царевича Александра и освящена в 1710 году. Церковь имеет два придела: святых первоверховных апостолов Петра и Павла – правый придел, построен и освящен в 1786 году и святого благоверного князя Александра Невского – левый придел, построен и освящен в 1795 году; оба придела построены князем Александром Петровичем Дадиани. Первоначально придел святого благоверного князя Александра Невского был освящен во имя преподобного Александра Свирского. После 1831 года этот придел уже везде упоминается как придел Александра Невского. Архитектура храма является обычной для того времени: сама церковь представляла восьмерик на четверике, с востока к ней примыкала алтарная апсида, с запада – трапезная, к западной стороне трапезной была пристроена колокольня, с севера от колокольни была небольшая пристройка. Храм имел наличники на окнах и ширинки на восьмерике из тесаного кирпича, кирпичные стены были обмазаны раствором и побелены. Над приделами были устроены башни, причем на одной башне устроили колокольню, а на другой установили часы. Колоколов было шесть: вес самого большого составлял 103 пуда 29 фунтов (1661 кг).

http://sobory.ru/article/?object=06087

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010